ВВЕДЕНИЕ
С 2014 года в России возрождается движение ГТО. Комплекс «Готов к труду и обороне» направлен на популяризацию спорта и заботу о здоровье населения. Сдача норм ГТО была введена в СССР еще в 30-ых годах прошлого века и сохраняла популярность на протяжении всего существования Союза Советских Социалистических Республик. Существовали нормативы упражнения для мужчин, женщин и детей разного возраста, в стартах принимали участие все слои населения, а соответствие установленным нормативам поощрялось знаменитыми значками, возможностью участвовать в парадах физкультурников и считалось очень почетным.
Сегодня в нашей стране активно возрождается эта традиция, но насколько успешно? Я решила узнать, как изменились нормативы ГТО. Выяснить, насколько хорошо представители молодого поколения в лице моих одноклассников знают современные нормы ГТО и готовы ли они к сдаче норм ГТО. Также я решила проверить, смогу ли я сама сдать нормы ГТО уже сегодня? Но для этого сначала мне нужно было изучить историю и развитие этого движения.
Актуальность работы заключается в том, что традиции Комплекса ГТО получают современное развитие буквально на наших глазах.
Объект исследования: вовлеченность современных школьников в движение ГТО. Предмет исследования: уровень ознакомления моих одноклассников с традициями и нормами ГТО, их готовность к сдаче этих норм.
Гипотеза: мои одноклассники будут знать о движении ГТО только в общих чертах, однако они, по собственной оценке, будут считать, что готовы сдать его нормативы.
Цель исследования: выяснить насколько хорошо мои одноклассники знают современные нормативы ГТО и готовы ли они сдать эти нормативы уже сегодня.
Задачи: выяснить историю движения ГТO;сравнить нормы ГТО для детей в возрасте 12-13 лет, существовавшими во времена СССР, с современными; определить, насколько ГТО популярно в Республике Коми сейчас, рейтинг Республики Коми, МО МР «Сосногорск»;определить насколько мои одноклассники знают историю ГТО и нормативы ГТО;выяснить, насколько мои одноклассники готовы к сдаче современных нормативов ГТО по их собственному мнению и по мнению экспертов (это учителя физкультуры нашей школы и работник медицинского кабинета школы);попробовать самой сдать нормативы ГТО и выяснить, насколько я готова к ним и насколько сложно это сделать, учитывая мою физическую подготовку.
Методы исследования: теоретический анализ истории движения ГТО;анкетный опрос;статистические исследования (подсчет, вычисление),беседа.
Материалом для исследования послужили результаты анкетирования учащихся шестого класса и беседы с преподавателями физической культуры и медицинским работником нашей школы.
Структура работы традиционна: она состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет исследования, формулируются цель, задачи исследовательской работы. Первая глава «Теоретические аспекты изучения проблемы готовности современных школьников к сдаче норм ГТО» посвящена описанию существующих работ, рассматривающих данную тему и истории движения ГТО. Во второй главе «Готовность моих одноклассников к сдаче норм ГТО» приводится анализ данных анкет шестиклассников, информация, полученная в ходе бесед с учителями и медработником. В заключении подводятся итоги проведенного исследования в соответствии с установленными целью и задачами. В список использованной литературы включены теоретико-методологические и научно-практические исследования, касающиеся обозначенной проблемы. В целом библиографический список насчитывает 5 источников. В приложении содержится фактологический материал, представляющий собой бланк анкеты и предполагаемые вопросы для беседы.
Практической ценностью данной работы является то, что результаты исследования можно применять для анализа популярности движения ГТО среди школьников и их родителей, в том числе с целью популяризации движения ГТО в нашем городе, дальнейшего привлечения большего числа школьников к здоровому образу жизни.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ К СДАЧЕ НОРМ ГТО
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» придуман не в 2014 году.
Предпосылки возникновения комплекса ГТО возникают вскоре после Великой Октябрьской Социалистической революции. Энтузиазм советских людей и их тяга к новому проявлялись во всех сферах: в культуре, труде, науке и спорте. Развитие физической культуры и обучение населения военным навыкам становятся в СССР приоритетными задачами, выполнение которых контролируется первыми лицами государства. В первый же год советской власти ВЦИК РСФСР принимает декрет «Об обязательном обучении военному искусству». Начиная с апреля 1918 года мужчины и женщины от 18 до 40 лет обязаны обучаться военному делу по месту работы [1].
В 1927 году путем слияний и реорганизаций нескольких военно-спортивных объединений в СССР создается самая крупная из специализированных общественных организаций - Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ).
Уже к началу 1928 года эта организация насчитывает около 2 млн. человек. По всей стране под эгидой ОСОАВИАХИМа строятся тиры, стрельбища, создаются аэроклубы и военно-спортивные кружки, где молодежь осваивает специальности радиста, телеграфиста, парашютиста, моториста, санитара, медсестры, пилота и др.
Ведущую роль в разработке новых форм и методов физического воспитания сыграл комсомол. Именно он выступил инициатором создания Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне».
История создания комплекса ГТО началась в 1930 году, когда в газете «Комсомольская правда» было напечатано обращение, в котором предложили ввести всесоюзные испытания на право получения значка «Готов к труду и обороне». Предлагалось установить единые критерии для оценки физического состояния граждан. А тех, кто будет выполнять установленные требования, - награждать значком. Данная инициатива быстро получила поддержку в широких кругах. Вскоре разработали программу ГТО, и в марте 1931 года она была утверждена. Начали вести активную пропагандистскую деятельность. Ввели обязательные занятия во всех общеобразовательных школах, средних специальных, профессионально-технических и высших учебных заведениях, а также в милиции, в Вооруженных силах СССР и ряде других организаций.
Первоначально значок могли получить только мужчины не моложе 18 лет и женщины не моложе 17 лет. Среди мужчин и женщин выделялось по три возрастных категорий. Первый комплекс включал только одну степень, в которую входило 21 испытание, 15 из них носили практический характер: бег (100, 500 и 1000м), прыжки в длину и высоту, метание гранаты, подтягивание на перекладине, плавание, умение грести, верховая езда, езда на велосипеде, лыжи на 3 и 10 км и др. Теоретические испытания подразумевали знание основ физкультурного самоконтроля, истории спортивных достижений, оказание первой медицинской помощи.
Испытания проводились в селах, городах, деревнях, на предприятиях и в организациях. Комплекс имел высокую политическую и идейную направленность, условия для выполнения физических упражнений, входящих в нормативы были широкодоступными, его польза для здоровья, развития навыков и умений была очевидной - все это быстро привело к тому, что он стал очень популярен, особенно среди молодежи. Уже в 1931 году 24 тысячи советских граждан получили значок ГТО.
Получившие значок могли поступить в специальное учебное заведение по физкультуре на льготных условиях, а также обладали преимуществом в праве участвовать в физкультурных праздниках и соревнованиях разных уровней, в т.ч. и международного.
Но на этом история ГТО в СССР не закончилась.
В 1932 году в комплексе «Готов к труду и обороне» появилась 2 ступень. В нее вошло 25 испытаний для мужчин, из которых было 22 практических и 3 теоретических, и 21 испытание для женщин.
В 1934 году ввели комплекс испытаний по физической подготовке для детей. Детская ступень комплекса, получившая название «Будь готов к труду и обороне», включала 16 испытаний: бег на короткие и длинные дистанции, прыжки в длину и высоту, метание гранаты, бег на лыжах, ходьба в противогазе, гимнастические упражнения, подтягивание, поднятие и перенос тяжестей и др.
В дальнейшие годы комплекс ГТО не раз изменялся. Наиболее крупные изменения вносились в 1940, 1947, 1955, 1965 и 1972 годах.
Введенный в 1972 году новый комплекс ГТО (утверждён Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР 17 января 1972 года за № 61) позволил улучшить массовую физкультурно-спортивную работу в каждом коллективе, в спортивном клубе и в целом по стране, решить целый ряд важнейших вопросов, связанных с укреплением здоровья советских граждан. Расширились возрастные рамки комплекса: добавились ступени для школьников 10 - 13 лет и трудящихся 40 - 60 лет. Теперь комплекс имел V возрастных ступеней и охватывал население в возрасте от 10 до 60 лет. Каждая ступень комплекса ГТО 1972 года состояла из двух разделов:
Для каждой ступени имелись следующие характерные особенности:
I ступень - «Смелые и ловкие» введен для школьников 10-13 лет с целью формирования у детей сознательного отношения к занятиям физической культурой, развитие основных физических качеств и жизненно необходимых умений и навыков, выявление спортивных интересов. I ступень подразделялась на две возрастные группы: мальчики и девочки 10-11 и 12-13 лет. Комплекс состоит из 7 обязательных испытаний и 6 - по выбору.
II ступень - «Спортивная смена» предназначен для подростков 14-15 лет, с целью повышения физической подготовленности подростков и овладение ими прикладными и двигательными навыками. Комплекс состоял из 9 испытаний.
III ступень - «Сила и мужество» является нормативами для юношей и девушек 16-18 лет, с целью совершенствования физической подготовленности молодежи, необходимой для последующей трудовой деятельности и готовности к службе в Вооруженных Силах. Комплекс состоял из 10 испытаний.
IV ступень - «Физическое совершенство» предназначен для мужчин 19-39 лет женщин 19-34 лет, с целью достижения высокого уровня физического развития и физической подготовленности для высокопроизводительного труда и выполнения священного долга по защите Родины. IV ступень подразделяется на две возрастные группы: мужчины 19-28 и 29-39 лет, женщины 19-28 и 29-34 лет. Комплекс состоял из 10 испытаний.
V ступень - «Бодрость и здоровье» предназначен для мужчин 40-60 лет и женщин 35-55 лет, с целью сохранения на долгие годы крепкого здоровья и высокого уровня физической подготовленности трудящихся для обеспечения их трудовой активности и постоянной готовности к защите Родины.
После распада Советского Союза в 1991 году Комплекс ГТО практически прекратил свое существование. Но, как оказалось, на этом история возникновения и развития Комплекса ГТО не закончилась.
Возрождение произошло в марте 2014 года, когда вышел Указ Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
Итак, сегодня Комплекс ГТО возрождается, преобразившись в новой форме и в новых условиях. Комплекс стремительно распространяется по всей территории России, задействовав все возрастные группы. Сегодня он насчитывает 5 ступеней для школьников от 6 до 17 лет, 6 ступеней для мужчин от 18 до 70 лет и старше и столько же ступеней для женщин [4].
А чтобы повысить мотивацию, для сдавших нормы ГТО собираются ввести бонусы. Абитуриентам обещают дополнительные баллы к результатам ЕГЭ, студентам - прибавку к стипендии, для работающего населения - бонусы в дополнение к зарплате и определённое количество дней, продлевающих отпуск.
Таковы история и современность комплекса «Готов к труду и обороне», новый виток развития которой мы можем наблюдать.
Я решила сравнить современные нормы Комплекса ГТО своей возрастной группы с нормами образца 1972 года. Вот что у меня получилось.
Сейчас в моей возрастной группе (а это IV ступень - 13-15 лет) – 13 испытаний, 4 из которых обязательные (бег на короткую и длинную дистанции, подтягивание из виса на высокой перекладине (только для мальчиков), или подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине, или сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу и наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье). Среди испытаний по выбору: челночный бег, прыжки в длину с разбега и с места, поднимание туловища из положения лёжа на спине, метание мяча, бег на лыжах или кросс, плавание, стрельба, самозащита без оружия, туристический поход. Для получения значка «ГТО» необходимо сдать 7 испытаний на бронзовый значок, 8 – на серебряный и 9 – на золотой [3].
В 1972 году моя возрастная группа – это I ступень «Смелые и ловкие» (мальчики и девочки 12-13 лет), в нее входило 7 обязательных испытаний и 6 по выбору. На золотой значок надо было сдать не менее 5 нормативов на уровне требований для золотого значка, а 2 норматива – на уровне требований для серебряного значка. Кроме этого, необходимо было выполнить не менее 3 нормативов по выбору [2].
Сравним некоторые нормативы (мы взяли нормативы необходимые для получения золотого значка). Вот что у нас получилось.
Таблица 1
№ п/п |
Виды упражнений |
1972г. |
2018г. |
||
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
||
Обязательные испытания |
|||||
1 |
Бег 60 м (сек) |
9,2 |
9,6 |
8,2 |
9,6 |
2 |
Прыжок в длину (см) |
380 |
350 |
Исп. по выбору - 415 |
Исп. по выбору - 340 |
3 |
Прыжок в высоту (см) |
115 |
110 |
- |
- |
4 |
Метание теннисного мяча (м) |
40 |
26 |
Исп. по выбору - 40 |
Исп. по выбору - 27 |
5 |
Плавание 50м (мин/сек) |
1.05 |
1.15 |
Исп. по выбору – 0,55 |
Исп. по выбору – 1,03 |
6 |
Бег на лыжах 2 км (мин/сек) |
13.00 |
15.30 |
Исп. по выбору – 3 км за 16.30 |
Исп. по выбору - 3 км за 19.30 |
7 |
Подтягивание на перекладине (кол-во раз) |
7 |
- |
12 |
- |
7 |
Лазание по канату (м) |
- |
3,50 |
- |
- |
Испытания по выбору |
|||||
1 |
Полоса препятствий 80м |
5 препятствий |
4 препятствия |
- |
- |
2 |
Гимнастическое многоборье |
Четырёхборье |
трёхборье |
- |
- |
3 |
Туристический поход с проверкой туристических навыков |
выполнить требования на значок «Юный турист» |
выполнить требования на значок «Юный турист» |
Не менее 10 км |
Не менее 10 км |
4 |
Стрельба |
выполнить требования на значок «Юный стрелок» |
выполнить требования на значок «Юный стрелок» |
Из положения сидя или стоя с опорой - 25 |
Из положения сидя или стоя с опорой - 25 |
5 |
Бег на простых коньках 100м (сек) |
18 |
20 |
- |
- |
6 |
Участие в соревнованиях по спортивным играм (кол-во игр) |
8 |
8 |
Таким образом, мы видим, что современный Комплекс ГТО для моей возрастной группы сильно отличается от Комплекса ГТО образца 1972 года: и по количеству нормативов, и по видам упражнений, и по показателям. Современная система нормативов стала более гибкой и подстраивается под интересы и возможности школьников – всего 4 норматива против прежних 7 остались обязательными, остальные стали сдаваться по выбору. С другой стороны, поменялся состав дисциплин, их число заметно уменьшилось. Кроме того, некоторые нормативы, за редкими исключениями, стали более жесткими, особенно для мальчиков. Разница в нормативах между мальчиками и девочками выросла.
Было бы интересно узнать, с чем можно ассоциировать такие изменения – возможно, более высокие нормативы связаны с ростом качества спортивной подготовки или с ростом показателей здоровья современных школьников?
Выводы по главе 1.
В ходе изучения истории движения Комплекса ГТО мы выяснили, что его развитие проходило постепенно на протяжении практически всей истории СССР. Впервые нормы ГТО стали сдавать в 30-е годы прошлого века, большие усовершенствования в системе нормативов и ступеней ГТО произошли в 70-е годы, когда Комплекс ГТО приобрел завершенный вид. В похожем виде нормы ГТО возрождаются в современной России, однако в них есть существенные изменения по сравнению с советскими нормативами:
II. ГОТОВНОСТЬ МОИХ ОДНОКЛАССНИКОВ К СДАЧЕ НОРМ ГТО
Изучив теоретические аспекты изучения проблемы готовности современных школьников к сдаче норм ГТО, мы попытались выявить готовность к сдаче норм ГТО учеников 6 «А» класса.
Но сначала обратились к региональным новостям. В официальном Рейтинге ГТО Республика Коми по итогам трех лет заняла 17 позицию. В АИС ГТО зарегистрировано более 50 тысяч жителей Республики Коми. Функционируют 24 центра тестирования, а обладателями знаков отличия стали 9186 жителей нашего региона. Причем только в 2017 году их получили 7494 человека.
«Я считаю, что 17 место среди 85 регионов России в рейтинговой таблице ГТО – это достойный результат для нашей республики. Впереди только те субъекты, у которых имеется больше ресурсов. Важнейшая задача тестирования всех желающих нами выполнена. В целом население показало хорошие результаты. Есть и такие обучающиеся, кто отказывается забирать серебряный и бронзовый знаки. Они тренируются, чтобы выполнить нормативы на золото! У нас есть ребята, кто получил уже по 2 знака в разных возрастных ступенях. Все это говорит о положительном отношении к ГТО среди населения», - рассказала Региональный оператор ГТО Республики Коми Татьяна Шульдякова [5].
Мы побеседовали с Путиловой Верой Антоновной, возглавляющей муниципальный Центр тестирования в МР «Сосногорск». Вот что мы узнали.
Центр работает уже третий год. За 2016 год Знаки отличия ВФСК ГТО в муниципальном образовании муниципального района получили 40 человек, из них: 22 – золото, 12 – серебро и 6 – бронза. За 2017 год Знаки отличия ВФСК ГТО в муниципальном образовании муниципального района получили уже 234 человека, из них: 138 – золото, 71 – серебро и 25 – бронза. К сожалению, это общая информация, отдельно по школьникам информация в Центре отсутствует.
В Республике Коми ведется свой рейтинг ГТО. По итогам 2017 года возглавляет рейтинг МО ГО «Инта», на втором месте - МО ГО «Вуктыл», на третьем – МО МР «Удорский». Наш муниципальный район – на 16 месте из 20 муниципальных образований. Но, как отмечает Путилова В.А., это уже более обнадеживающий результат, в начале 2017г. МР «Сосногорск» был лишь на 19 месте.
А как же обстоит дело в нашей школе?
Основным методом сбора первичной информации при проведении исследования было анкетирование. В проведенном исследовании приняли участие учащиеся 6 «А» класса муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Сосногорска Республики Коми. Для того чтобы представить объективное положение, отражающее готовность к сдаче норм ГТО подростков моего класса, была составлена анкета (Приложение 1).
Возраст анкетируемых составил 12-13 лет. Нам данный возраст интересен в силу принадлежности автора к данной аудитории. Всего в опросе приняло участие 21 человек (87,5% от общего количества детей в классе); 10 человек (47,6%) – девочки, 11 человек (52,4%) – мальчики.
На первый вопрос «Напиши коротко, как ты понимаешь, что такое ГТО?» правильно ответили 61,9% опрошенных, остальные не знают ответа на вопрос или отвечали неправильно.
На второй вопрос «Сколько, по-твоему, ступеней (возрастных групп) существует в современном комплексе ГТО?» все респонденты ответили неверно (варианты ответов от 2 до 12 ступеней).
Знает, к какой возрастной группе комплекса ГТО относится, лишь один из моих одноклассников (4,8%), и это девочка. Какое количество испытаний ждет их, если они решат сдавать нормы комплекса ГТО, мои одноклассники также не знают. Среди обязательных испытаний мои одноклассники называют отжимание - 7 человек, бег на 30 м и на 60 м – 3 человека, подтягивание – 3, упражнение на гибкость - 3, бег на 2000 м – 2 человека. Только в одной анкете мы увидели все обязательные испытания (напоминаем, что их 4), и это анкета девочки. В этой же анкете мы увидели и некоторые испытания из дополнительного списка (метание мяча, плавание, стрельба). В остальных анкетах нет ответа на этот вопрос.
Знают, что отвечают за прием нормативов ГТО в школе учителя физической культуры, примерно 47,6% моих одноклассников: Оксану Леонидовну Фалину назвали 10 (47,6%) отпрошенных, Цветкову Елену Николаевну – 4 (19,1%).
Следующим вопросом мы пытались выяснить отношение учеников класса к урокам физической культуры. 17 (80,95%) из числа опрошенных посещают уроки физической культуры, стараются их не пропускать. Иногда пропускают – 3, один – почти не посещает уроки физической культуры. В спортивных секциях занимаются 11 (52,4%) опрошенных. Мои одноклассники занимаются баскетболом (7 из 11), дзюдо (1), волейболом (1), плаванием (1), шахматами (1). Занимаются мои одноклассники в спортивных секциях на протяжении от 4 месяцев до 7 лет.
На официальном сайте зарегистрированы только 7 (33,3%) моих одноклассников. А вот пытались сдавать нормативы ГТО – 8 (38,1%), хотя, как мы знаем, без регистрации на официальном сайте ГТО это невозможно.
Но ни один из моих одноклассников пока не имеет знака отличия ГТО, хотя среди моих одноклассников есть настоящие спортсмены, не только успешно занимающиеся в спортивных секциях, но и успешно выступающие на соревнованиях различного уровня.
«Готов ли ты уже сегодня к сдаче норм ГТО?» «Да» - 7, «скорее Да» - 7, «скорее Нет» - 4, «Нет» - 3. Таким образом, только 14 (66,7%) моих одноклассников считают, что готовы к сдаче нормативов комплекса ГТО уже сегодня.
Ещё мы выяснили, что в 2018 году приступили к сдаче норм ГТО двое из моих одноклассников: одна девочка и один мальчик. Мы надеемся, что, сдав все нормативы, они получат долгожданные знаки отличия ГТО.
Я также решила проверить себя и попытаться выполнить нормативы ГТО в своей возрастной категории. Из обязательных испытаний я уже сдала – сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамье (остался бега на короткую и длинную дистанции). Из испытаний по выбору я сдала – челночный бег, прыжок в длину и поднимание туловища из положения лёжа на спине. Всего 5 испытаний, пока все нормативы сдала на золотой знак отличия. Для того чтобы получить золотой знак отличия, мне необходимо сдать еще минимум 4 испытания на золото. Думаю, я справлюсь с этой задачей.
Мы побеседовали с медицинской сестрой Мокиной Р.Н., закрепленной за нашей школой. Мы хотели выяснить, какой процент моих одноклассников по состоянию здоровья могут быть допущены спортивным врачом к сдаче нормативов ГТО. К сожалению, картина не получилась слишком ясной, т.к. последний медицинский осмотр прошли только 12 (57,1%) моих одноклассников (столько согласий от родителей на медосмотр было получено). Из них 11 учащихся имеют 1 группу здоровья, т.е 52,4 % моих одноклассника могут быть допущены спортивным врачом к сдаче норм ГТО.
Также мы побеседовали с учителями физической культуры Цветковой Е.Н. и Фалиной О.Л. (примерные вопросы для беседы приводятся в Приложении 2).
Из беседы мы выяснили, что развал СССР негативно отразился на всех сторонах жизни наших соотечественников, в т.ч. и на уровне физической подготовки взрослого населения и школьников. Однако большое внимание, которое уделяется нашим Президентом и Правительством в последнее время развитию физкультуры и спорта, не могли не принести свои положительные результаты. По всей стране строятся новые стадионы и физкультурно-оздоровительные комплексы, возрождаются спортивные секции для детей и взрослых, проводятся соревнования разных уровней. Возрождение Комплекса ГТО также принесет свои положительные результаты – «это прямой путь к оздоровлению нации, хороший способ самоконтроля», говорят наши учителя.
Сдать некоторые из нормативов комплекса ГТО можно непосредственно в школе, т.к. наша школа является одним из Центров тестирования ГТО в г. Сосногорске, а наши учителя – Цветкова Е.Н., Фалина О.Л. и Гнусов А.В. – могут официально принимать некоторые нормативы ГТО, т.к. входят в состав судейской бригады. Так в нашей школе можно сдать – челночный бег, прыжок в длину с места, наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, поднимание туловища из положения лёжа на спине, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу, стрельбу и некоторые другие нормативы.
Наши учителя считают, что более 50% учащихся при желании могут сдать нормативы ГТО на значок. Однако Оксана Леонидовна (именно она преподает физкультуру в моем классе) считает, что только 10-15% моих одноклассников могут сдать ГТО.
Имеют значок всего 5 (пять) учеников нашей школы (2 девочки начальной школы имеют золотой значок, 2 мальчика начальной школы имеют серебряный значок и 1 мальчик средней школы – бронзовый значок).
Так что проблемы ещё есть. Достаточно большой процент учащихся по-прежнему пассивны: не зарегистрированы на официальном сайте ГТО, не проявляют интереса к сдаче нормативов ГТО, есть и такие, которые нерегулярно посещают уроки физической культуры, пропускают занятия, находя всякие способы для этого.
Выводы по главе 2.
В результате проведенной работы мы выяснили, что, хотя наша республика занимает достаточно хорошие позиции по показателям ГТО и на базе школы есть Центр тестирования ГТО, только 5 учеников нашей школы получили значок на данный момент. Опрос среди моих одноклассников в количестве 21 человека показал, что значительная их часть знают, как расшифровать аббревиатуру ГТО, но не знают, сколько возрастных групп существует в движении на данный момент или какие нормативы являются обязательными, а какие можно сдавать по выбору. Мои одноклассники знают о движении ГТО и существующих нормативах достаточно мало, хотя многие из них могли бы стать полноценными участниками движения – они ходят на секции, стараются посещать уроки физкультуры и обладают достаточным уровнем подготовки. Это говорит о том, что необходимо лучше информировать школьников о том, что такое ГТО, какие нормативы оно включает в себя и где их можно сдать. Ребята, которые меньше знают, о нормативах ГТО, так же считают себя менее готовыми к сдаче нормативов (ведь они не знают, что нужно сдавать), По мнению нашего учителя физкультуры только 10-15% моих одноклассников могут сдать нормативы ГТО уже сейчас.
Исследование показало, что для популяризации движения ГТО и улучшения спортивной подготовки школьников нужно проводить работу не только среди детей, но и среди родителей, так как именно родители дают разрешение на прохождение медосмотра, влияют на то, будет ли их ребенок посещать определенные секции или нет, а так же сами потенциально могут стать активными участниками движения ГТО и попробовать сдать нормативы. Все это напрямую связано со здоровьем школьников, поэтому вопросы популяризации движения ГТО можно и нужно обсудить, например, на родительских собраниях.
По мнению наших преподавателей физической культуры, ситуация со здоровьем населения и его спортивной подготовкой обстоит хуже, чем во времена СССР, однако развитие спорта с помощью государственной поддержки способствует оздоровлению населения, и развитие движения ГТО – часть этой позитивной тенденции. Пока школьники нашего района довольно пассивно принимают участие в сдаче нормативов, однако можно предположить, что ознакомление школьников с историей ГТО, современными дисциплинами ГТО может повысить их интерес и позволит им сделать еще один шаг к здоровью и к будущим спортивным победам. Продвижение ценности ГТО среди школьников и их родителей также может помочь нашему району подняться в рейтинге движения ГТО по республике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная учебно-исследовательская работа велась в соответствии с поставленными целью, задачами.
В работе была поставлена цель выяснить, готовы ли ученики 6 «А» класса к сдаче норм ГТО уже сегодня.
Результаты моего исследования показали, что мои одноклассники мало знакомы с движением ГТО и нормативами, которые они могут сдать.
Мы изучили историю спортивного движения и выяснили, что современные нормативы изменились по сравнению с советскими: они стали более гибкими (меньше дисциплин стали обязательными), но в то же время – более требовательными. На базе нашей школы есть Центр тестирования ГТО, наша республика, имеет неплохие показатели активности ГТО, а вот район и школа явно от этих показателей отстают. Мои одноклассники пока мало включены в спортивное движение и не знают, в какой возрастной категории они состоят и какие нормативы они должны сдать обязательно, а какие могут сдать по выбору. Многие мои одноклассники регулярно ходят на уроки физкультуры, посещают спортивные секции, две трети из моих одноклассников считают себя готовыми к сдаче нормативов ГТО, однако всего 7 (а это только третья часть) из них зарегистрированы на официальном сайте, т.е. уже сделали шаг навстречу ГТО. А вот по мнения нашего учителя физкультуры, всего 10-15% учеников моего класса могут успешно сдать нормативы ГТО и получить значок.
Таким образом, мы выяснили, что мои одноклассники довольно мало ознакомлены с нормами ГТО и это мешает им стать активными участниками этого движения. Так же мы поняли, что информировать о положительной роли движения ГТО нужно и родителей, так как они принимают ряд важных решений, связанных со здоровьем и физической активностью своих детей.
Наш район пока занимает одно из последних мест по сдаче нормативов в республике, но нам кажется, что с помощью описанных мер эту ситуацию можно улучшить.
В связи с этим необходимо, чтобы школьники получали больше информации об истории движения ГТО и о том, какие нормативы, где и как можно сдать. Получение значка ГТО будет служить признанием спортивных успехов, навыков и физического развития для моих одноклассников, а также будет поддерживать их мотивацию дальше поддерживать физическую форму.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась частично: мои одноклассники мало знают о современных нормативах ГТО, но при этом только две трети моих одноклассников считают себя неготовыми для того, чтобы их сдать.
Данная работа может быть интересной для учителей физической культуры, тренеров спортивных секций, классных руководителей, родителей школьников и самих школьников.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
АНКЕТА
Привет! Мы проводим исследование, посвященное популярности ГТО среди школьников? Пожалуйста, ответь на следующие вопросы:
Да, уроки стараюсь не пропускать
Посещаю, но иногда пропускаю уроки
Почти не хожу, часто пропускаю уроки
Не посещаю уроки по состоянию здоровья
Не посещаю уроки совсем, считаю уроки физкультуры лишними в школе
Да
Нет
Да
Нет
Да
Нет
Да
Скорее да
Скорее нет
Нет
Я мальчик
Я девочка
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВОПРОСЫ
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ БЕСЕДЫ С УЧИТЕЛЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ