Введение
Актуальность темы исследования. События последних лет, произошедшие в России, обусловили качественные изменения в социальной структуре общества, динамике и характере развития системы общественных отношений.
Президент РФ В. В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 04.12.14. отметил, что «толерантность лежит в основе российской государственности, поскольку Россия на всем протяжении своей тысячелетней истории складывалось как многонациональное и много конфессиональное государство» [34].
Но условия проживания большого числа этносов на ограниченной территории приводит к росту межэтнической напряженности. В связи с этим социально-психологические взаимодействия этнических групп часто приобретают конфликтный характер. [7].
Проблема «толерантности – интолерантности» рассматривается с точки зрения разных подходов к пониманию ее смысла, критериев, видов и классификации такими авторами как: A. Баранов, В. Бойко, О. Виноградова, И. Зимова, А. Маркова, Л. Митина, А. Прохоров, М. Кіртон, Н. Хубер, Дж. Рей та ін [8].
Цель исследования заключается в изучении национальной толерантности подростков и особенностей их самоотношения.
Объект исследования: толерантность подростков.
Предмет исследования: национальная толерантность подростков с особенностями их самоотношения в образовательной среде МОБУ Гимназия г. Тюкалинска
Гипотеза исследования толерантные и интолерантные подростки характеризуются различным уровнем развития национального самосознания и различиями в социально-психологических характеристиках личности.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. На основе теоретического анализа научной литературы рассмотреть теоретические взгляды и подходы к проблеме национальной толерантности подростков и особенностям их сомоотношения.
2. Исследовать толерантность в системе отношений человека и национальную нетерпимость
3. Провести эмпирическое исследование национальной толерантности подростков с особенностями их самоотношения в МОБУ Гимназия г. Тюкалинска
4. Разработать примерную программу мероприятий, направленных на профилактику национальной толерантности подростков МОБУ Гимназия г.Тюкалинска
Для реализации поставленных задач в исследовательской работе предлагается использовать следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, анализ и обобщение материалов, полученных эмпирическим путем); эмпирические (тестирование); методы количественной и качественной обработки;интерпретационные методы;методы знаково-символического оформления (диаграммы, таблицы, графики); методы коррекции (групповые тренинговые занятия, обучение, беседа)
Исследование проводилось в несколько этапов:
I этап (сентябрь) – постановочно-аналитический. На этом этапе проводилось обоснование и теоретическое осмысление темы. Изучалась научно-методическая литература по теме исследования. Были проанализированы различные подходы к проблеме национальной толерантности подростков с особенностями их самоотношения, определялись исходные позиции первичного исследования, его методология, гипотеза, логика и организация исследования.
II этап (октябрь-ноябрь) – эмпирический. Было проведено эмперическое исследование, в ходе которого изучалась национальная толерантность подростков с особенностями их самоотношения В МОБУ Гимназия г.Тюкалинска. Разрабатывалась программа мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию национальной толерантности подростков с особенностями их самоотношения в МОБУ Гимназия г.Тюкалинска.
III этап (декабрь 2017 г. – январь 2018 г.) – обобщающий. На данном этапе проводился анализ и теоретическое осмысление полученных экспериментальных данных, обобщение и описание результатов, уточнялись теоретические выводы, завершалось литературное оформление научно-исследовательской работы.
Практическая значимость работы:
– результаты эмпирического этапа исследования помогут в решении задач оказания помощи подросткам и могут использоваться в работе социального педагога, службы школьной медиации и школьного самоуправления;
– разработанная программы может быть использована для профилактики и коррекции национальной толерантности подростков с особенностями их самоотношения МОБУ Гимназия г.Тюкалинска;
– полученные результаты и выводы могут служить основой для дальнейших исследований, направленных на изучение различных аспектов национальной толерантности подростков с особенностями их самоотношения, и для организации мероприятий по их профилактике.
База исследования: 6-9 классы Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Тюкалинского муниципального района Омской области «Гимназия г.Тюкалинска». В исследовании приняло участие 234 обучающихся.
Структура работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Учебно-исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений.
Глава I. Теоретические взгляды и подходы к проблеме национальной толерантности подростков и особенностям их сомоотношения
1.1. Толерантность в системе отношений человека
Понятие «толерантность» происходит от слова терпение [9]. Быть толерантным, значит с уважением относиться к чужим мнениям, высказываниям и взглядам, принимать различные формы самовыражения и проявления личной индивидуальности [2].
Примеры толерантности можно встретить в Библии, потому как терпимость в христианстве считается одной из главных добродетелей. Быть толерантным под силу лишь очень эстетически развитым и культурным людям. О высоком уровне толерантности могут свидетельствовать такие высказывания как «с этим человеком приятно общаться», «представители данной нации зачастую прекрасные люди». Об отсутствии толерантности могут свидетельствовать такие высказывания как «я ненавижу этого человека», «меня раздражает его присутствие», « я не стал бы жить в одной комнате с евреем» и т.д [1;20]
Проблема толерантности в том, что неосведомлённые люди привыкли считать её за притворство, уступки или снисхождение, принятие на веру убеждений других. На самом деле, это мнение безосновательно, поскольку толерантность это, прежде всего взгляд на мир глазами свободного человека.
Факторы толерантности[6]
Факторы поведения толерантного человека: уважение чужого мнения; терпимость к людям с другими взглядами на жизнь; негативное отношение к экстремизму.
Нарушение толерантности может прослеживаться в не соблюдении её принципов, таких как терпимость и уважение.
Значение толерантности трудно переоценить, ведь именно благодаря ней, мы можем с уважением и пониманием относиться к культурным особенностям других национальностей. Именно толерантность позволяет нам рационально относиться и принимать на равных инакомыслящих индивидов, не только иметь своё мнение относительно чего либо, но и давать возможность другим членам общества иметь собственное мнение.
1.2. Национальная нетерпимость
Нация – исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территорий, экономической жизни, культуры и характера, развития национального самосознания.
Ксенофобия – ненависть к чужому человеку.
Ксенофобия на расовой и национальной почве - национализм, шовинизм, нацизм, фашизм. Все нации и все этносы отличаются друг от друга - у них разный исторический опыт, разные традиции, формы поведения и ценности. Национализм начинается там и тогда, где и когда сознание своей особости превращается во враждебную психологическую установку[15].
Национальная нетерпимость у разных этносов, в разной форме выраженности была всегда. Примерами национальной нетерпимости могут послужить Карабахский конфликт Армян и Азербайджанцев, Гитлеровская ненависть к славянам и евреям (вторая мировая война), трагичные коллизии XVI века австралийских аборигенов и папуасов Новой Гвинеи. Примеров прошлого можно привести множество, но проблема национальной нетерпимости остаётся нерешённой и на сегодняшний день [20].
1.3. Особенности развития и формирование толерантности в подростковом возрасте
Воспитание толерантного сознания может и должно начинаться с самого раннего возраста, как и всякое воспитание. В то же время особое внимание к его активизации и организации должно проявляться по отношению к детям подросткового возраста и юношеству в период, когда формируется взрослость, когда сознание и самосознание достигают определенного уровня и подростки формируют в рамках самоопределения свою идентичность, осваивают различные социальные роли [4;5].
И здесь крайне важно обратить внимание на то, что этот возрастной этап – переход из подросткового возраста к юности – характеризуется особым типом смысловых отношений подростка к окружающей социальной действительности[20].
Анализируя своеобразие этого возрастного этапа, Э. Эриксон обозначил его как «кризис идентичности» [10]. Проблемы, связанные с формированием идентичности, являются важными для подросткового возраста. Можно заметить, что в подростковой среде распространена оскорбительная лексика, унижающая людей другой культуры и религии, негативные стереотипы и предубеждения. [3].
В подростковом возрасте учебная деятельность производит поворот от направленности на мир к направленности на самого себя. У ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что он собой представляет. Решение вопроса «Что я такое?» может быть найдено только путем столкновения с действительностью [20; 11].
В конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя – своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни [16].
Общение со своими сверстниками — ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу.
Адекватной формой реализации образовательных задач этого возраста являются детско-взрослые совместные мероприятия.
После того как мы рассмотрели теоретические взгляды и подходы к проблеме национальной толерантности подростков и особенностям их сомоотношения возникла необходимость провести диагностику по теме исследования в 6-9 классах МОБУ Гимназия г.Тюкалинска.
Глава 2. Эмпирическое исследование по проблеме национальной толерантности подростков с особенностями их самоотношения
в МОБУ Гимназия г. Тюкалинска
2.1. Организация и методы эмпирического исследования
Данная глава эмпирического исследования направлена на исследование по проблеме национальной толерантности подростков с особенностями их самоотношения в МОБУ Гимназия г.Тюкалинска.
Экспериментально-опытная работа проводилась на базе Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Тюкалинского муниципального района Омской области «Гимназия г.Тюкалинска».
В исследовании приняли участи 234 учащихся 6-9 классов.
Анкетирование испытуемых проводилось в классе или индивидуально. Испытуемые получали инструкции и бланки ответов (см. приложение 1). После проведения анкетирования, данные тестов, были обработаны и сведены в таблицы и графики.
Данная работа проводилась поэтапно.
1 Этап. На этом этапе проводилось изучение литературы по проблеме исследования, отбор вопросов для анкетирования [47]. После составления анкеты она бала предоставлена социальному педагогу МОБУ Гимназия г.Тюкалинска для утверждения.
2 Этап. Это этап основной в нашей работе. Проведения анкетирования. При содействии учителей 6-9 классов МОБУ Гимназия г.Тюкалинска было проведено анкетирование 234 человек.
3 Этап. Полученные данные обработаны и сведены в таблицы и графики.
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования
Результаты эмпирического исследования и их сравнительный анализ представлены в форме таблиц и диаграмм. По каждому вопросу результаты представлены в отдельных таблицах.
Вопрос 1. К какой национальности вы себя относите?
Результаты исследования представлены в таблице 2 и диаграмме (рисунок 3) (см. приложение 2).
Анализ ответов на вопрос: К какой национальности вы себя относите? 127 (54%) обучающихся 6-9 классов ответили «русский». 2 (0,8%) подростков ответили «немец». 1 (0,4%) обучающихся выбрали ответ «казах». 1 (0,4%) – «еврей». 103 человека испытали затруднение в своём соотношении какой-либо национальности, а это 44%.
Вопрос 2. Знаете ли вы национальность ваших родителей?
Результаты исследования представлены в таблице 3 и диаграмме (рисунок 4) (см. приложение 3).
Анализируя ответы на вопрос: «Знаете ли вы национальность ваших родителей?», получили следующие цифры: 191 (87%) обучающихся ответили «да», «нет» ответили 21 (9%) подростков, «затрудняюсь ответить» выбрали 22 (9%) человека.
Вопрос 3. Как вы относитесь к тому, что в вашем доме (городе) живут люди другой национальности (религии)?
Результаты исследования представлены в таблице 4 и диаграмме (рисунок 5) (см. приложение 4).
Анализ ответов на вопрос: «Как вы относитесь к тому, что в вашем доме (городе) живут люди другой национальности (религии)?»: 36 (15%) обучающийся 6-9 классов Гимназии выбрали ответ «плохо», 76 (32%) подростков ответили «хорошо», 122 (52%) обучающимся всё равно какой национальности относятся люди, живущие в нашем городе..
Вопрос 4. К вам относились когда-нибудь хуже, чем к другим людям по национальному признаку?
Результаты исследования представлены в таблице 5 и диаграмме (рисунок 6) (см. приложение 5).
Полученные в ходе исследования данные по 4 вопросу: «К вам относились когда-нибудь хуже, чем к другим людям по национальному признаку», таковы 201 (86%) обучающихся выбрали «никогда». 32 (14%) подростков ответили «случалось». 1 (0,4%) обучающийся выбрал ответ «регулярно».
Вопрос 5. Есть ли среди ваших близких друзей люди других национальностей?
Результаты исследования представлены в таблице 6 и диаграмме (рисунок 7) (см. приложение 6).
Сравнивая результаты полученных ответов, в ходе исследования, на вопрос: «Есть ли среди ваших близких друзей люди других национальностей?», получили следующие цифры: 129 (55%) обучающихся 6-9 классов ответили «Да», «Пока нет, но такое может случиться» ответили 88 (38%), 17 (7%) предпочли ответ «Для меня это неприемлемо».
Вопрос 6. Вас пригласили на день рождения к однокласснику из семьи переселенцев. Примете ли вы приглашение?
Результаты исследования представлены в таблице 7 и диаграмме (рисунок 8) (см. приложение 7).
В результате сравнения данных, полученных в ходе исследования, были обнаружены различия в ответе на вопрос: «Вас пригласили на день рождения к однокласснику из семьи переселенцев. Примете ли вы приглашение?», 176 (75%) обучающихся 6-9 классов МОБУ Гимназия г.Тюкалинска ответили «Да», 10 (4%) человека ответили, что «Ни за что», 48 (20,5%) обучающихся выбрали ответ «Как поведёт себя большинство».
Вопрос 7. Как вы думаете, нетерпимость между людьми разных национальностей разрушает общество?
Результаты исследования представлены в таблице 8 и диаграмме (рисунок 9) (см. приложение 8).
Анализ ответов полученные в ходе эмпирического исследования на вопрос: «Как вы думаете, нетерпимость между людьми разных национальностей разрушает общество?», 111 (47%) обучающихся 6-9 классов МОБУ Гимназия г.Тюкалинска ответили «Да», 58 (25%) человек ответили, что «Нет», 65 (28%) учеников ответили «Затрудняюсь ответить».
Вопрос 8. По вашему мнению, существует ли в нашей школе нетерпимое отношение к людям другой национальности и вероисповедания?
Результаты исследования представлены в таблице 9 и диаграмме (рисунок 10) (см. приложение 9).
Сравнивая результаты полученных ответов, в ходе исследования, на вопрос: «По вашему мнению, существует ли в нашей школе нетерпимое отношение к людям другой национальности и вероисповедания?», получили следующие цифры: «Да, и это большая проблема» выбрали 19 (8%) обучающихся, ответ «Да, но встречается редко и не является проблемой» выбрали 71 (30%) обучающихся, 55 (23,5%) обучающихся выбрали ответ «Нет, у нас ко всем относятся одинаково хорошо», ответ «Нет, у нас ко всем относятся одинаково плохо» выбрали наименьшее количество обучающихся 4 (2%), 12 (5%) обучающихся не хотят об этом думать, «Не знаю» выбрали 73 (31%) обучающихся 6-9 классов МОБУ Гимназия г.Тюкалинска.
Вопрос 9. По вашему мнению, существует ли в нашем городе нетерпимое отношение к людям другой национальности и вероисповедания?
Результаты исследования представлены в таблице 10 и диаграмме (рисунок11) (см. приложение 10).
Сравнивая результаты полученных ответов, в ходе исследования, на вопрос: «По вашему мнению, существует ли в нашей школе нетерпимое отношение к людям другой национальности и вероисповедания?», получили следующие цифры: «Да, и это большая проблема» выбрали 17 (7%) обучающихся, ответ «Да, но встречается редко и не является проблемой» выбрали 52 (22%) обучающихся, 41 (17,5%) обучающихся выбрали ответ «Нет, у нас ко всем относятся одинаково хорошо», ответ «Нет, у нас ко всем относятся одинаково плохо» не один обучающийся не выбрал, 19 (8%) обучающихся не хотят об этом думать, «Не знаю» выбрали 105 (45%) обучающихся 6-9 классов МОБУ Гимназия г.Тюкалинска.
Таким образом мы можем сделать вывод, что в МОБУ Гимназия г.Тюкалинска нетерпимое отношение к людям другой национальности и вероисповедания встречается крайне редко и не является проблемой. Ученики нашей школы уважительно относятся ко всем национальностям.
После проведения анализа результатов эмпирического исследования мы переходим ко второму этапу нашей работы. Нам необходимо разработать примерную программу мероприятий, направленных на профилактику национальной толерантности подростков МОБУ Гимназия г.Тюкалинска., продумать её стратегию и логику (опираясь на результаты эмпирического исследования).
2.3. Разработка программы мероприятий, направленных на профилактику национальной толерантности подростков
МОБУ Гимназия г.Тюкалинска
Пояснительная записка.
Данная программа нацелена на последовательное внедрение методов обучения культуре межэтнического общения.
Особое место в программе занимает профилактическая и пропагандистская работа, ориентированная на формирование компетентных в вопросах межкультурных отношений личностей, открытых к восприятию людей разных национальностей.
На основе эмпирических исследований и из анализа изученной литературы нами была разработана основа примерной программы для профилактики национальной толерантности подростков МОБУ Гимназия г.Тюкалинска.
Цели программы:
Задачи программы:
Задача индивидуальной работы с подростками состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.
Организация работы с учащимися представлена в таблице 11 (см. приложение 11)
Условия эффективности программы
Заключение
Проведенный анализ научной и учебной психолого-педагогической литературы показал, что понятие «толерантность» до сих пор остается дискуссионным, не приобрело четкого статуса и имеет довольно широкий диапазон значений.
Особое внимание необходимо уделять формированию толерантности у школьников подросткового возраста, поскольку именно этот период является важнейшим в психосоциальном развитии человека.
Эмпирическое исследование толерантности подростков и возможностей её развития средствами социально-педагогической деятельности было организовано и проведено на базе муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Тюкалинского муниципального района Омской области «Гимназия г.Тюкалинска». В исследовании приняло участие 234 обучающихся 6-9 классов школы.
Исследование проводилось в 3 этапа.
Таким образом, как следует из результатов нашего эмпирического исследования:
Наибольший процент испытуемых 6-9 классов ответили, что в гимназии нетерпимое отношение к людям другой национальности и вероисповедания встречается крайне редко и не является проблемой.
Таким образом в МОБУ Гимназия г.Тюкалинска нетерпимое отношение к людям другой национальности и вероисповедания встречается крайне редко и не является проблемой. Ученики нашей школы уважительно относятся ко всем национальностям.
На основе эмпирических исследований и из анализа изученной литературы нами была разработана основа примерной программы для профилактики национальной толерантности подростков МОБУ Гимназия г.Тюкалинска.
В ходе написания исследовательской работы, была достигнута цель – изучение национальной толерантности подростков и особенностей их самоотношения, а так же были решены все поставленные задачи исследования.
Эмпирическое исследование привело к доказательству гипотезы, предполагающей, что толерантные и интолерантные подростки характеризуются различным уровнем развития национального самосознания и различиями в социально-психологических характеристиках личности.
Следует констатировать, что закладывать основные принципы толерантного отношения к миру необходимо ещё с детства, поэтому наиболее эффективный путь развития данного качества, это воспитание, ведь процесс воспитания толерантной личности неразрывно связан с развитием толерантности в государстве.
Библиографический список литературы
Приложение
Приложение 1
АНКЕТА
1. К какой национальности вы себя относите?________________________________
2. Знаете ли вы национальность своих родителей?
1) да
2) нет
3) затрудняюсь ответить
3. Как вы относитесь к тому, что в вашем доме (городе) живут люди другой национальности (религии)?
1) это плохо
2) это хорошо
3) мне всё равно
4. К вам относились когда-нибудь хуже, чем к другим людям по национальному признаку?
1) никогда
2) такое случалось
3) это происходит регулярно
5. Есть ли среди Ваших близких друзей люди других национальностей?
1) да, конечно
2) пока нет, но такое может случиться
3) для меня это неприемлемо
6. Вас пригласили на день рождения к однокласснику из семьи переселенцев. Примете ли Вы приглашение?
1) Да, конечно
2) Ни за что
3) Как себя поведет большинство
7. Как вы думаете, нетерпимость между людьми разных национальностей разрушает общество?
1) Да
2) Нет
3) Затрудняюсь ответить
8. По вашему мнению, существует ли в нашей школе нетерпимое отношение к людям другой национальности и вероисповедания?
1) Да, и это большая проблема
2) Да, но встречается редко и не является проблемой
3) Нет, у нас ко всем относятся одинаково хорошо
4) Нет, у нас ко всем относятся одинаково плохо
5) Я не хочу об этом думать
6) Не знаю
9. По вашему мнению, существует ли в вашем городе нетерпимое отношение к людям другой национальности и вероисповедания?
1) Да, и это большая проблема
2) Да, но встречается редко и не является проблемой
3) Нет, у нас ко всем относятся одинаково хорошо
4) Нет, у нас ко всем относятся одинаково плохо
5) Я не хочу об этом думать
6) Не знаю
Приложение 2
Таблица 2
Результаты эмпирического исследования.
Вопрос 1. . К какой национальности вы себя относите?
Вариант ответа |
6 (61 чел.) |
7 (57 чел.) |
8 (59 чел) |
9 (57 чел.) |
Итого: 234 чел. |
русский |
26 (43%) |
32 (56%) |
25 (42%) |
44 (77%) |
127 (54%) |
немец |
2 (3%) |
- |
- |
- |
2 (0,8%) |
казах |
- |
1 (2%) |
- |
- |
1 (0,4%) |
еврей |
- |
1 (2%) |
- |
- |
1 (0,4%) |
Затрудняюсь ответить |
33 (54%) |
23 (40%) |
34 (58%) |
13 (23%) |
103 (44%) |
Рис.3. Результаты эмпирического исследования. Вопрос 1. К какой национальности вы себя относите?
Приложение 3
Таблица 3
Результаты эмпирического исследования.
Вопрос 2. Знаете ли вы национальность ваших родителей?
Вариант ответа |
6 (61 чел.) |
7 (57 чел.) |
8 (59 чел) |
9 (57 чел.) |
Итого: 234 чел. |
Да |
45 (74%) |
48 (84%) |
47 (80%) |
51 (89%) |
191 (87%) |
Нет |
9 (15%) |
4 (7%) |
7 (12%) |
1 (2%) |
21 (9%) |
Затрудняюсь ответить |
7 (11%) |
5 (9%) |
5 (8%) |
5 (9%) |
22 (9%) |
Рис. 4. Результаты эмпирического исследования. Вопрос 3. Знаете ли вы национальность ваших родителей?
Приложение 4
Таблица 4
Результаты эмпирического исследования.
Вопрос 3. Как вы относитесь к тому, что в вашем доме (городе) живут люди другой национальности (религии)?
Вариант ответа |
6 (61 чел.) |
7 (57 чел.) |
8 (59 чел) |
9 (57 чел.) |
Итого: 234 чел. |
Плохо |
3 (5%) |
4 (7%) |
6 (10%) |
23 (40%) |
36 (15%) |
Хорошо |
26 (43%) |
21 (37%) |
16 (27%) |
13 (23%) |
76 (32%) |
Все равно |
32 (52%) |
32 (56%) |
37 (63%) |
21 (37%) |
122 (52%) |
Рис. 5. Результаты эмпирического исследования. Как вы относитесь к тому, что в вашем доме (городе) живут люди другой национальности (религии)?
Приложение 5
Таблица 5
Результаты эмпирического исследования.
Вопрос 4. К вам относились когда-нибудь хуже, чем к другим людям по национальному признаку?
Вариант ответа |
6 (61 чел.) |
7 (57 чел.) |
8 (59 чел) |
9 (57 чел.) |
Итого: 234 чел. |
Никогда |
52 (85%) |
45 (79%) |
51 (86%) |
53 (93%) |
201 (86%) |
Случалось |
9 (15%) |
12 (21%) |
8 (13%) |
3 (5%) |
32 (14%) |
Регулярно |
0 |
0 |
0 |
1 (2%) |
1 (0,4%) |
Рис. 6. Результаты эмпирического исследования. К вам относились когда-нибудь хуже, чем к другим людям по национальному признаку?
Приложение 6
Таблица 6
Результаты эмпирического исследования.
Вопрос 5. Есть ли среди ваших близких друзей люди других национальностей?
Вариант ответа |
6 (61 чел.) |
7 (57 чел.) |
8 (59 чел) |
9 (57 чел.) |
Итого: 234 чел. |
Да |
26 (43%) |
31 (54%) |
32 (54%) |
40 (70%) |
129 (55%) |
Пока нет, но такое может случиться |
29 (47%) |
22 (38%) |
23 (39%) |
14 (24%) |
88 (38%) |
Для меня это неприемлемо |
6 (10%) |
4 (7%) |
4 (7%) |
3 (5%) |
17 (7%) |
Рис. 7. Результаты эмпирического исследования. Есть ли среди ваших близких друзей люди других национальностей?
Приложение 7
Таблица 7
Результаты эмпирического исследования.
Вопрос 6. Вас пригласили на день рождения к однокласснику из семьи переселенцев. Примете ли вы приглашение?
Вариант ответа |
6 (61 чел.) |
7 (57 чел.) |
8 (59 чел) |
9 (57 чел.) |
Итого: 234 чел. |
Да |
45 (74%) |
39 (68%) |
40 (68%) |
52 (91%) |
176 (75%) |
Ни за что |
3 (5%) |
1 (2%) |
3 (5%) |
3 (5%) |
10 (4%) |
Как поведет себя большинство |
13 (21%) |
17 (30%) |
16 (27%) |
2 (3%) |
48 (20,5%) |
Рис. 8. Результаты эмпирического исследования. Вас пригласили на день рождения к однокласснику из семьи переселенцев. Примете ли вы приглашение?
Приложение 8
Таблица 8
Результаты эмпирического исследования.
Вопрос 7. Как вы думаете, нетерпимость между людьми разных национальностей разрушает общество?
Вариант ответа |
6 (61 чел.) |
7 (57 чел.) |
8 (59 чел) |
9 (57 чел.) |
Итого: 234 чел. |
Да |
25 (41%) |
25 (44%) |
23 (39%) |
38 (67%) |
111 (47%) |
Нет |
21 (34%) |
11 (19%) |
14 (24%) |
12 (21%) |
58 (25%) |
Затрудняюсь ответить |
15 (24%) |
21 (37%) |
22 (37%) |
7 (12%) |
65 (28%) |
Рис. 9. Результаты эмпирического исследования. Как вы думаете, нетерпимость между людьми разных национальностей разрушает общество?
Приложение 9
Таблица 9
Результаты эмпирического исследования.
Вопрос 8. По вашему мнению, существует ли в нашей школе нетерпимое отношение к людям другой национальности и вероисповедания?
Вариант ответа |
6 (61 чел.) |
7 (57 чел.) |
8 (59 чел) |
9 (57 чел.) |
Итого: 234 чел. |
Да, и это большая проблема |
5 (8%) |
7 (12%) |
3 (5%) |
4 (7%) |
19 (8%) |
Да, но встречается редко и не является проблемой |
17 (28%) |
18 (31%) |
18 (30%) |
18 (31%) |
71 (30%) |
Нет, у нас ко всем относятся одинаково хорошо |
16 (26%) |
11 (19%) |
15 (25%) |
13 (23%) |
55 (23,5 %) |
Нет, у нас ко всем относятся одинаково плохо |
- |
2 (3%) |
1 (2%) |
1 (2%) |
4 (2%) |
Я не хочу об этом думать |
3 (5%) |
3 (5%) |
- |
6 (10%) |
12 (5%) |
Не знаю |
20 (33%) |
16 (28%) |
22 (37%) |
15 (26%) |
73 (31%) |
Рис. 10. Результаты эмпирического исследования. По вашему мнению, существует ли в нашей школе нетерпимое отношение к людям другой национальности и вероисповедания?
Приложение 10
Таблица 10
Результаты эмпирического исследования.
Вопрос 9. По вашему мнению, существует ли в нашей школе нетерпимое отношение к людям другой национальности и вероисповедания?
Вариант ответа |
6 (61 чел.) |
7 (57 чел.) |
8 (59 чел) |
9 (57 чел.) |
Итого: 234 чел. |
Да, и это большая проблема |
1 (2%) |
7 (12%) |
1 (2%) |
8 (14%) |
17 (7%) |
Да, но встречается редко и не является проблемой |
19 (31%) |
16 (28%) |
6 (10%) |
11 (19%) |
52 (22%) |
Нет, у нас ко всем относятся одинаково хорошо |
9 (15%) |
6 (10%) |
22 (37%) |
4 (7%) |
41 (17,5%) |
Нет, у нас ко всем относятся одинаково плохо |
- |
- |
- |
- |
- |
Я не хочу об этом думать |
6 (10%) |
2 (3%) |
- |
11 (19%) |
19 (8%) |
Не знаю |
26 (43%) |
26 (46%) |
30 (51%) |
23 (40%) |
105 (45%) |
Рис. 11. Результаты эмпирического исследования.По вашему мнению, существует ли в нашей школе нетерпимое отношение к людям другой национальности и вероисповедания?
Приложение 11
Организация работы с учащимися.
№ п/п |
Наименование мероприятия |
|
Цикл встреч с сотрудниками правоохранительных органов «Ответственность несовершеннолетних граждан за разжигание национальной, расовой или религиозной вражды» |
|
Реализация социального проекта «Школа – центр культурной жизни города» |
|
Проведение общешкольных мероприятий и мероприятий по параллелям |
Конкурс рисунков и плакатов «У нас у всех одно небо!» |
|
Фестиваль патриотической песни «Пою тебя, мое Отечество – Россия!» |
|
Фестиваль национальных культур в гимназии «Моя Родина - Тюкалинск» Цель: знакомство с национальными традициями народов, проживающих на территории г.Тюкалинска и Тюкалинского района. |
|
Линейка, посвященная Дню народного единства |
|
Просмотр документальных фильмов, телевизионных передач, направленных на формирование установок толерантного отношения в молодежной среде. |
|
Классные часы, посвященные Дню Конституции РФ |
|
Тренинги по теме «Способы решения конфликта» Цель: освоение учащимися правил конструктивного общения посредством технологии дебатов. |
|
Тренинг «Как убедить собеседника, не прибегая к физической силе?» Цель: освоение обучающимися правил конструктивного общения посредством технологии дебатов. |
|
4. |
Хореографический фестиваль «Тюкалинский Хоровод дружбы» |
5 |
Проведение серии профилактических бесед: «Нормы толерантного поведения»; «Профилактика различных видов экстремизма в российском обществе» |
6 |
Выпуск видиогазеты на тему ««От советского информбюро…» (к 73 годовщине Победы) |
7. |
Классные часы, с приглашением деятелей культуры различных национальностей. |
8. |
Организация профилактической работы по правилам поведения при возникновении криминальных ситуаций в образовательных учреждениях и при проведении массовых мероприятий |
9. |
Проведение учебно-профилактических мероприятий, направленных на формирование действий в случаях нарушения общественного порядка, террористической угрозы и экстремистских проявлений |
10. |
Дискуссия: "Терроризм-угроза общества" |
11. |
Классный час: "Терроризм - зло против человечества" |
12. |
Распространение печатной продукции (памятки, буклеты) по разъяснению ответственности по разжиганию межнациональной розни, религиозного фанатизма, национальной расовой нетерпимости. Использование доступных для школьников источников информации (школьная газета, сайт школы и др.) в целях раскрытия антиобщественной природы экстремизма в любых его проявлениях, снижения социальной напряженности в молодежной среде и формирования в массовом сознании позитивного отношения к толерантности как социальной норме. |
13. |
Участие в городских акциях, фестивалях, конкурсах в рамках реализации данной программы |