Особенности нравственных понятий у младших школьников

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Особенности нравственных понятий у младших школьников

Соколкина  В.Б. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №93 города Челябинска имени Александра Фомича Гелича»
Акулинина  Н.В. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №93 города Челябинска имени Александра Фомича Гелича»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Познакомившись с книгой Валентины Осеевой, в которой автор пишет маленькие рассказы о детях в разных жизненных ситуациях, узнала, что кто-то из ребят выходил из трудного положения с честью, кто-то вел себя не очень достойно. Вместе с родителями стала рассуждать, почему не все дети ведут себя так, как должен поступать хороший и честный человек, отчего зависит выбор, который делает в тот или иной момент каждый из нас. В толковом словаре познакомилась с понятием «нравственность», «мораль» и «этика».

В первом триместре учащиеся моего класса писали сочинение «Что нравится и не нравится в людях». В сочинении учитель порекомендовал поразмышлять о нравственных понятиях в людях. Этим объясняется выбор темы исследования: «Особенности нравственных понятий у младших школьников».

Цель исследования: изучить особенности нравственных понятий у младших школьников.

Объект исследования: особенности нравственных понятий младших школьников.

Предмет исследование: нравственные понятия младших школьников.

Гипотеза исследования: нравственные понятия влияют на младших школьников.

Поставленная цель и выдвинутая гипотеза предопределили задачи исследования:

 

Изучить понятие нравственность в психолого-педагогической литературе;

 

Раскрыть особенности нравственных понятий младших школьников;

 

Определить методы и методики исследования;

 

Провести опытно-экспериментальное исследование по изучению нравственных понятий младших школьников младших школьников.

Методы и методики исследования:

1. Психолого-педагогический анализ литературы по проблеме исследования;

2. Беседы с взрослыми и детьми;

3. Методика «Определение нравственных понятий» Л.С. Колмогоровой, методика «Цветик-семицветик» И.М. Витковской.

Место исследования: МАОУ «Гимназия №93 г. Челябинска».

Сроки проведения: сентябрь 2017 г. по март 2018 г.

Результаты исследования имеют практическую значимость и важны не только для нашей гимназии, но и для всех, кому интересны особенности нравственных понятий младших школьников.

Научная новизна: проведено исследование и получены результаты, позволяющие судить о нравственных понятиях младших школьников. Работа может стать стартовой для многолетнего исследования в нашей гимназии.

Глава 1. Теоретические основы особенности нравственных понятий младших школьников

Понятие нравственность в психолого-педагогической литературе

Сегодня понятию нравственности, нравственным понятиям у младших школьников уделяется много внимания в психолого-педагогических исследованиях. Изучим понятие нравственность в психолого-педагогической литературе. Раскроем особенности нравственных понятий младших школьников.

Н.Е. Щуркова пишет, что нравственность - соответствие внешней нормативности нравственного поведения внутренней этической нормативности; выработка рефлексивного отношения к этическим идеалам, основополагающие принципы: гуманизм, патриотизм, интернационализм, честность, справедливость, ответственность, чувство собственного достоинства, милосердие [6, С. 136].

Слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. В толковом словаре Д.Н.Ушакова, С. И. Ожегова понятие нравственность – совокупность норм, определяющих поведение человека в каком-либо обществе, моральные свойства, качества человека, нравственный – соблюдающий требования морали, относящийся к духовной жизни, противоположное безнравственный человек, поступок [1, С. 519, 3 С. 409]. Мораль составляет нравственное учение, свод правил нравственности, этики, нравоучение, наставление, совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу [1, С. 444, 3, С. 352]. Этика – философское учение о нравственности, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе, совокупность норм поведения, мораль, совокупность нравственных правил среди какой-нибудь общественной группы, профессии [1, С. 1260, 3, С.889,].

1.2. Особенности нравственных понятий младших школьников

В.А. Сухомлинский считал, что незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает [4, С.67].

Согласно Е.Е. Сапоговой морально-нравственное воспитание начинается задолго до школы, но именно в школе ребенок впервые сталкивается с четкой и развернутой системой моральных требований, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Младшим школьникам указывают достаточно широкий свод норм и правил, которыми они должны руководствоваться во взаимоотношениях с учителем, другими взрослыми, сверстниками. Если учитель и родители не строги в этом контроле, то у ребенка формируется установка, что соблюдение норм и правил зависит от настроения взрослых, от складывающихся обстоятельств и от собственных желаний, т.е. их выполнение не является обязательным. Младший школьный возраст - время становления таких нравственных чувств, как чувство товарищества, долга, любви к Отечеству, коллективизм, а также способности к сопереживанию, эмпатии [5, С. 319].

Используя пирамиду потребностей А. Маслоу, можно утверждать, что физиологические потребности, потребности в безопасности, в любви, уважении и признании органично совместимы с нравственными и моральными качествами человека и при разном их регулировании не противоречат внутренним убеждениям и общественным правилам поведения. Удовлетворяя их человек, согласно собственному внутреннему нравственному закону, может искреннее помогать нуждающимся, заботиться о детях и стариках, защищать слабых.

Высший уровень в пирамиде А. Маслоу занимает потребности в самоактуализации человеком способностей и дарований. Но и самоактуализация может иметь безнравственные цели – личное обогащение, подчинение других.

Позже А. Маслоу добавил к своей пирамиде еще два уровня, предшествующие самоактуализации, на которые поместил познавательные и эстетические потребности, связанные с духовной жизнью человека.

Формирование духовных потребностей (эстетических, познавательных, религиозных), неисчерпаемых и сопрягаемых с нравственным законом, есть задача духовно-нравственного воспитания [2, С.35].

Выводы по главе 1

Таким образом, изучили понятие нравственность в психолого-педагогической литературе. Раскрыли особенности нравственных понятий младших школьников. Нравственным является тот, у кого личные убеждения и поведенческие стереотипы не противоречат морали, который обладает свободой мысли и действует не из-за страха общественного порицания, а согласно собственным принципам; моральным – верно исполняющий правила и нормы своего социума. Опираясь на эти идеи, мы и предприняли опытно-экспериментальное исследование.

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование особенностей нравственных понятий младших школьников

2.1. Организация и методы исследования

Для проведения опытно-экспериментального исследования особенностей нравственных понятий младших школьников было опрошено 30 учащихся 4 «Г» класса по методике «Определение нравственных понятий» Л.С.Колмогоровой и методике «Цветик-семицветик» И.М. Витковской.

Методика «Определение нравственных понятий» Л.С. Колмогоровой позволяет изучить представление о чертах характера и личных ценностных отношениях к ним младших школьников. Ученики давали свое определение нравственных понятий (вопрос А), затем оценивали, хорошее ли это качество (вопрос Б) и хотели ли бы они обладать этим качеством (вопрос В), отвечая «да» либо «нет». Каждый из учащихся отвечал самостоятельно, без влияния кого- либо со стороны. Общее количество опрошенных принималось за 100%. Определялся процентный показатель по каждому из вопросов. Полученная величина вносилась в таблицу. Строилась диаграмма. На основании результатов исследования был сделан вывод и даны рекомендации по изучению нравственных понятий у младших школьников.

Методика «Цветик – семицветик» М.И. Витковской позволяет выявить содержание и широту осознаваемых ребенком собственных потребностей и желаний. Для проведения методики потребуется лист бумаги с нарисованным на нем «Волшебным цветком» с семью разноцветными лепестками.

Обучающимся давалась следующая инструкция: «Представьте себе, что каждому из вас, как девочке Жене из сказки В.Катаева «Цветик-семицветик», достался волшебный цветок с семью волшебными лепестками. Каждый лепесток выполнит одно желание. Этот цветок нарисован на листе. Напишите на каждом лепестке одно свое желание. Пронумеруйте их по степени значимости».

2.2. Исследование нравственных понятий младших школьников

По результатам исследования по методике «Определение нравственных понятий» Л.С.Колмогоровой можно сделать вывод, что лучше всего ученики понимают, что такое самостоятельность, так как могут объяснить суть этого качества 96,6% (см. Рис. 1).

Школьники также хорошо ориентируются в понятиях доброта, щедрость, честность, дружелюбие (93,3% дали верные определения). Обучающиеся затруднились дать определение понятиям трудолюбие (80%), находчивость (70%), справедливость (66,7%). К сожалению, понятие «забота» менее всего знакомо четвероклассникам, так как объяснить его смогли 36,6% опрошенных (см. Таблица 1).

Рис-1. Результаты исследования по методике «Определение нравственных понятий» Л.С. Колмогорова

100% учащихся 4 класса считают хорошими качествами доброту, честность, трудолюбие, организованность, на втором месте - щедрость, дружелюбие, справедливость, самостоятельность (96%), на третьем - находчивость и забота (см. Рис.2).

Анализ ответов на 3-й вопрос методики и сравнение их с ответами на два предыдущих вопроса показал, что у детей есть затруднения в понимании некоторых нравственных представлений и понятий, еще не вполне сформированы нравственные нормы. Это связано с возрастными особенностями младших школьников (см. Рис. 2).

Рис-2. Результаты исследования по методике «Определение нравственных понятий» Л.С. Колмогорова

На основании результатов исследования сделаем вывод, что данные опроса выявили значимость и актуальность исследуемой проблемы, работа по нравственным понятиям у младших школьников дает свои результаты и должна планомерно продолжаться.

Результаты исследования по методике «Цветик – семицветик» И.М.Витковской показали, что среди главных желаний для себя младшие школьники выделили здоровье (33%) и хорошие отметки (30%). Спорт, домашние животные и компьютер оказались на третьем месте, набрав всего по 13%. (см. Таблица 2).

Понятие «счастье» для четвероклассников, вероятно, не наполнено конкретным содержанием, поэтому оно набрало 3%, оказавшись на седьмом месте (см. Рис. 3).

Рис-3. Желания «для себя» по методике «Цветик - семицветик» И.М. Витковской

Для класса и школы по методике «Цветик – семицветик» И.М. Витковской большинство учащихся поставили на первое место отметки - 56%, так как, по их мнению, речь идёт об учебе, а на второе место дружбу - 43%, что говорит о значимости для детей хороших, доверительных отношений в коллективе. Хорошие отметки, дружба и здоровье для четвероклассников являются самыми важными желаниями для школьной жизни (см. Рис.4).

Рис-4. Желания «для класса и школы» по методике «Цветик - семицветик» И.М. Витковской

По результатам исследования по методике «Цветик-семицветик» И.М. Витковской, для родных и близких младшие школьники поставили здоровье на 1 место (76%), на 2 место - счастье (70% из 100%). Дружба (60%) оказалась более важной, чем любовь (33%) . Можно сделать вывод, что физическое здоровье и душевный комфорт (счастье, дружба, любовь, здоровье) семьи для школьников очень важны (см. Рис.5).

Рис-5. Желания «для родных и близких» по методике «Цветик - семицветик» И.М. Витковской

Пожелания «для всех людей» показали, что дети называют в первую очередь здоровье и счастье. Показательно, что богатство и процветание, то есть материальные ценности, для младших школьников не являются главными (см. Рис. 6).

Рис -6. Желания «для всех людей» по методике «Цветик - Семицветик» И.М. Витковской

Итак, сделаем вывод, что наиболее значимыми для четвероклассников являются желания общечеловеческие, связанные с благом не только для себя, но и для других людей – сверстников, родных и близких, а также всех вообще. Нравственные понятия младших школьников основываются на реальном жизненном опыте детей: взаимоотношениях с родителями и другими членами семьи, общении со сверстниками и учителями в школе, осмыслении собственных поступков и поступков литературных героев.

Для детей важно внимание взрослых к их проблемам, потому что именно взрослые являются для детей образцом, а значит, родители и учителя должны в общении с детьми проявлять свои лучшие качества. Ребенок оценивает поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, судит о поступках по важности их последствий. Необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения и бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях и в то же время требовательности. Необходима организация совместной деятельности детей, чтобы они учились правильно общаться, получали представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Если у ребенка возникают трудности в отношениях со сверстниками, нужно выяснить причину и помочь обучающемуся приобрести уверенность в коллективе.

Выводы по 2 главе

Таким образом, определили методы и методики исследования. Провели опытно-экспериментальное исследование по изучению нравственных понятий младших школьников. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. Результатомнравственного воспитания должна стать нравственная воспитанность, которая заложена в нравственных понятиях младших школьников.Она проявляется в отношениях, деятельности и общении. Нравственные понятия должны побуждать ребенка к самовоспитанию и самосовершенствованию. По результатам исследования составлен словарь нравственных понятий моего класса.

Заключение

Таким образом, изучили понятие нравственность в психолого-педагогической литературе. Раскрыли особенности нравственных понятий младших школьников. Определили методы и методики исследования. Провели опытно-экспериментальное исследование по изучению нравственных понятий младших школьников младших школьников. Подтвердили гипотезу исследования, что нравственные понятия влияют на младших школьников. Хорошие отметки, дружба и здоровье для четвероклассников являются самыми важными желаниями для школьной жизни. Физическое здоровье и душевный комфорт (счастье, дружба, любовь, здоровье) семьи для школьников очень важны. Младший школьник оценивает поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, судит о поступках по важности их последствий. Данные опроса выявили значимость и актуальность исследуемой проблемы, работа по нравственным понятиям у младших школьников дает свои результаты и должна планомерно продолжаться. У учащихся 4 класса есть затруднения в понимании некоторых нравственных понятий, поэтому нами составлен словарь нравственных понятий моего класса.

Список литературы

 

Большой толковый словарь русского языка: ок. 60 000 слов / под. ред. Д.Н.Ушакова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 1268, [12] с.

 

Гусакова, В.О. Контент-анализ понятий: духовно-нравственное, нравственное и моральное воспитание/В.О. Гусакова // Вестник Новгородского университета – 2015 - №88 – С.33- 36

 

Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- М.: Азбуковник, 1997. 944 с.

 

Подласый, И.П. Педагогика. – /И.П. Подласый. – М.: Просвещение; М: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1996.- 432.

 

Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 460 с.

 

Щуркова, Н.Е. Система воспитания в школе и практическая работа педагога. – М.: М: АРКТИ.-152 с.

Приложение

Таблица 1

Результаты исследования по методике «Определение нравственных понятий» Л.С. Колмогоровой

п/п

Нравственные понятия

Общее количество

уровень

добрый

щедрый

честный

дружелюбный

справедливый

находчивый

трудолюбивый

самостоятельный

заботливый

организованный

   

1.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

низкий

2.

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

9

высокий

3.

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

9

высокий

4.

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

9

высокий

5.

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

8

базовый

6.

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

9

высокий

7.

1

1

1

1

0

1

0

1

1

1

8

базовый

8.

1

0

0

1

0

0

1

1

0

1

5

низкий

9.

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

9

высокий

10.

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

9

высокий

11.

1

1

1

0

0

1

1

1

0

1

7

базовый

12.

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

9

высокий

13.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

высокий

14.

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

8

базовый

15.

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

9

высокий

16.

1

1

1

1

1

0

1

1

0

1

8

базовый

17.

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

9

высокий

18.

1

1

1

1

1

0

0

1

1

0

7

базовый

19.

1

1

1

1

0

0

1

1

1

0

7

базовый

20.

1

1

1

1

1

1

0

1

0

1

8

базовый

21.

0

1

1

1

1

0

0

1

0

0

5

низкий

22.

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

8

базовый

23.

1

1

1

1

0

1

1

1

1

0

9

высокий

24.

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

8

базовый

25.

1

1

1

1

0

1

1

1

0

0

7

базовый

26.

1

1

1

1

0

1

1

1

1

0

8

базовый

27.

1

1

1

1

1

0

1

1

1

0

8

базовый

28.

1

1

1

1

1

0

0

1

1

1

8

базовый

29.

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

9

высокий

30.

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

8

базовый

Балл

28

28

28

28

20

21

24

29

11

16

   

Проценты

93%

93%

93%

93%

66%

70%

80%

96%

36%

53%

   

Таблица 2

Результаты исследования по методике «Цветик-семицветик»

И.М. Витковской

п/п

Желание

Для себя

Для родных и близких

Для класса и школы

Для всех людей

1.

здоровье

любовь, здоровье

дружба, отметки

дружба

2.

отметки

здоровье, дружба

дружба

дружба

3.

собака

любовь, дружба

отметки

здоровье

4.

здоровье

здоровье

дружба

здоровье

5.

отметки

здоровье, счастье, любовь, дружба

гармония, отметки

счастье

6.

собака

счастье, здоровье, богатство

дружба

здоровье счастье

7.

отметки

здоровье, счастье, любовь

отметки, дружба

здоровье

8.

отметки

богатство, добро

дружба

здоровье

9.

компьютер

добро, счастье

здоровье

счастье

10.

спорт

счастье, забота, любовь

дружба

счастье процветание здоровье любовь

11.

компьютер

богатство, здоровье

здоровье

богатство

12.

отметки

здоровье, счастье

отметки

здоровье, счастье

13.

спорт

счастье здоровье

дружба

дружба

14.

отметки

здоровье счастье любовь

отметки дружба

счастье

15.

компьютер

добро, удача

отметки

здоровье, дружба

16.

здоровье

добро, счастье

здоровье

любовь

17.

здоровье

здоровье, счастье дружба

дружба

здоровье счастье

18.

спорт

здоровье, богатство, счастье

отметки успех счастье

счастье

19.

музыка

здоровье, любовь

счастье

здоровье

20.

отметки

здоровье счастье, добро, любовь

отметки, здоровье

добро

21.

отметки счастье

счастье, любовь, здоровье

успех, счастье, отметки

счастье, здоровье

22.

здоровье

красота, процветание

дружба

добро

23.

здоровье

здоровье, счастье, красота

дружба, отметки, успех

процветание

24.

собака

здоровье, дружба

настроение

добро

25.

компьютер

здоровье, счастье

здоровье, богатство

здоровье

26.

собака

здоровье

отметки, здоровье

счастье

27.

здоровье

дружба

отметки

дружба

28.

здоровье

счастье, здоровье

успех, отметки

здоровье счастье

29.

здоровье

счастье, дружба

отметки, здоровье

счастье

30.

отметки

здоровье, дружба счастье

дружба отметки

добро, здоровье

Нравственное понятие, которое важное для учащихся

здоровье 33%

здоровье 76%

отметки 56%

здоровье 46%

Нравственное понятие, которое менее важное для учащихся

счастье 3%

процветание, благополучие 10%

богатство 3%

любовь 6%

Словарь нравственных понятий моего класса

п/п

Нравственное понятие

Определение

1.

добрый

- это творить добро, всем помогать.

2.

щедрый

- это не быть жадным, делиться со всеми.

3.

честный

- это всегда говорить правду.

4.

дружелюбный

- это уметь дружить, находить общий язык со всеми.

5.

справедливый

- это быть честным и благородным.

6.

находчивый

- это находить выход из любой ситуации.

7.

трудолюбивый

- это не лениться, любить трудиться.

8.

самостоятельный

- это всё делать самому.

9.

заботливый

-это заботиться, ухаживать, беспокоиться.

10.

организованный

- это быть всегда готовым, собранным.

Просмотров работы: 1506