ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Горбунов В.А. 1
1Муниципальное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа №22 города Тюмени
Горбунова О.В. 1
1Муниципальное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа №22 города Тюмени
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

У меня множество заветных мыслей, секретов, загадок. Но самая большая тайна я сам. Я человек способный познать мир, любить, дружить, страдать. Познавая мир и себя как частицу мира, вступаю в разнообразные отношения с людьми. Процесс социализации начался с рождения, и будет длиться всю мою жизнь. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: семья - 40%, СМИ – 30%, школа - 20%, улица -10% . В ходе социализации формируется сознание, ценностные ориентации, потребности и интересы, нравы и мораль. Это является важнейшим фактором развития личности. У каждого человека только одна жизнь, которую он живет здесь и сейчас. Только от него будет зависеть, какой будет его жизнь. Именно поэтому мои родители всегда заботятся, чтобы был воспитанным, настоящим человеком, чтобы меня окружали хорошие люди. В окружении порядочных воспитанных людей, как они говорят, каждый пытается быть не хуже. В дурном обществе человек готов прощать себе не только мелкие недостатки, но и недостойные поступки. Задумываясь над словами родителей, изучая тему о формировании личности на уроках обществознания, наблюдая за собой, одноклассниками, как меняемся мы в зависимости от окружения, пришел к мысли, что человек может и не стать личностью, если у него нет собственного мнения, собственных убеждений, если не будет отвечать за свои поступки, брать ответственность за содеянное. У человека должен быть свой внутренний стержень, который поможет ему не сломаться, когда окружающие его люди начнут на него «давить». Успешность конечного результата подтверждается отождествлением человека с полноправным членом общества. Выбрали данную тему потому, что она нам интересна. Актуальность темы определяется социальным заказом на творческую, самостоятельную личность. Семья, школа, находясь в непосредственном взаимодействии с человеком, играют важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление. И, наверное, каждый человек задумывался: почему же проблема влияния семейного, школьного воспитания на развитие и становление личности является сегодня столь важной для современной России. Как мы думаем, потому, что мы, дети, будем решать, куда пойдет страна.

Изучением процесса социализации, формирования личности и факторов, влияющих на него, занимались представители разных наук - психологии, социологии, философии, педагогики. Теоретического материала по данной теме достаточно. Одним из наиболее значимых достижений в этом направлении является разработка теории, которая утверждает, что развитие личности человека обусловлено его взаимоотношениями с другими людьми. Изучением социализации личности занимались как зарубежные, так и отечественные ученые.

Мы опирались также на некоторые теоретические определения термина «социализация», который дали В.И. Загвязинский и О.А. Селиванова [3], Л.В. Мардахаева [5], А.В. Мудрик [6].

Е.Ю. Бикметова считает, что взаимодействие семьи и школы в социализации индивида существует [2]. Важнейшими институтами социализации личности и субъектами образовательного процесса являются школа и семья, считает он. Причём, ключевую роль школы в социализации нельзя рассматривать без взаимодействия с семьёй. На этом фоне Е.Ю. Бикметов выделяет общие социальные функции, присущие и школе, и семье: учебная, воспитательная, контроль над содержанием жизнедеятельности учащегося. Но, несмотря на явные сходства, существуют и заметные различия. Если в школьном образовании преобладают определённая планомерность, научность, системность, то в семье первенствуют естественные факторы жизни, протекающие, как правило, стихийно. Если школа даёт теоретические знания, то в семье доминирует жизненная практика, специфика которой определяется уровнем образованности, духовной культуры родителей. Помимо этого, большое значение на социализацию старшеклассников оказывает и субъективное отношение родителей к обучению детей в школе. Ведь их успехи или неуспехи в значительной мере определяются степенью взаимодействия школы и семьи.

Проанализировав работы различных ученых, можно сделать вывод о том, что если процесс социализации личности и процесс семейного воспитания и школьного обучения и воспитания предполагает усвоение человеком норм, правил и ценностей общества, в котором он живет. А так же освоение им социального опыта, которым он воспользуется при взаимодействии с окружающими людьми. То этот процесс также требует сохранения и передачи накопленных знаний, выработки социальных ролей, а также получения опыта в различных сферах жизнедеятельности личности.

Исходя из выше изложенного, мы выдвинули цель и гипотезу.

Цель – выявить, влияние семьи и школы на формирование личности.

Гипотеза: Если семья и школа будут оказывать воздействие на ребенка на конкретных положительных примерах, то это будет способствовать формированию важных личностных качеств.

Объектисследования – развитие личности ребенка.

Предмет– роль семьи и школы в процессе развития личности.

Цель, предмет и гипотеза исследования позволили сформулировать следующие задачи:

1. Проанализировать мнение специалистов по вопросу о становлении личности и роли агентов первичной социализации в этом процессе.

2. Выявить как семья и школа влияют на формировании личности ребенка на основе проведенного анкетирования.

3. Определить факторы, влияющие на формирование меня как личности.

Методы,использованные для проведения исследовательской работы:

1. Методы теоретического изучения, к которым относится поиск и анализ литературы по теме, метод описания, метод изложения материала.

2. опрос;

3. анкетирование;

4. графический;

5. интервьюирование;

6. сравнение.

Глава 1. Теоретические аспекты процесса социализации

1.1. Влияние семьи на формирование личности

В данной работе наша задача разобраться, как агенты первичной социализации влияют на человека, и помогают ему стать личностью. Содержанием процесса социализации является превращение человека из существа биологического в существо социальное, т.е. становление и формирование личности. Социализация не кратковременный, а длительный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни индивида и включающий ряд этапов: детство, юность, зрелость, старость. Наиболее интенсивно социализация происходит в детстве и юности. Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация охватывает период от рождения до формирования зрелой личности. Отдельные личности, группы, а также социальные институты (Приложение 1.21), посредством которых происходит социализация, называются агентами социализации.Например, по отношению к детям и подросткам агентами первичной социализации будут: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают влияние на индивида (Приложение 1.8). В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап, т.к. в этот период человек начинает впитывать в себя информацию, как губка, так же он пытается подражать взрослым, беря от них не только хорошие качества, но и плохие. А этот период взрослые могут навязывать свое мнение, и ребенок в этот момент беззащитен против требований старших, он будет вынужден подчиниться им, что может повлиять на дальнейшее развитие человека, как личности. Ребенок, после рождения, проходит три фазы развития личности: адаптация (Приложение 1.3), индивидуализация (Приложение 1.9), интеграция (Приложение 1.10). Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (отец – опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной – одну-две. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т.д. Каждая социальная группа может дать индивиду в процессе социализации только то, чему она обучена или социализирована. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников – как быть ребенком: уметь драться, хитрить, как относиться к противоположному полу, дружить и быть справедливым. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господства над другими.

Одновременно семья (Приложение 1.19) — это тот социальный институт, который может оказать негативное воздействие на процесс социализации. Низкое социальное положение родителей, алкоголизм, конфликты и раздоры, их подчиненное положение на работе, социальное отчуждение, неполнота семьи (отсутствие одного из родителей), жестокое обращение родителей с детьми — все это накладывает отпечаток на характер, мировоззрение и социальное поведение ребенка, в конечном счете, на его социальный статус (Приложение 1.21) и те социальные роли, которые ему приходится исполнять уже сейчас или которые придется исполнять в будущем. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья даст ему имя и включает его в родословную, уходящую на несколько поколений в прошлое. Социальное положение родителей определяет социальный статус ребенка на протяжении первых 20 лет его жизни. Профессия родителей определяет культурный и образовательный уровень семьи. В семье ребенок знакомится с правилами поведения в обществе и общения с другими людьми, с половыми ролевыми стереотипами, проходит процесс половой идентификации. Причины роста депрессии в подростковой среде связаны с множеством факторов, среди которых и материальное неблагополучие семьи, и конфликтные отношения в семье и с окружающими, и наследственная предрасположенность. Развитие этого заболевания у подростков может привести к трагическому исходу — самоубийству (в России фиксируется высокий процент суицидов среди подростков и молодежи).

Таким образом, именно в семье формируется первичная социальная сущность индивида. Как в поговорке: «Дитятко, что тесто: как замесил, так и выросло». Именно институт семьи знакомит человека с такими понятиями как добро и зло, правда и ложь, милосердие, справедливость, то есть родители учат ребёнка нормам морали. Характер человека закладывается в основном в детстве, и от родителей во многом зависит, станет ли ребёнок полноценной личностью, сумеет ли он найти своё место в мире, стать частью общества. Конечно, здесь нет прямой жесткой связи, поскольку социализация зависит и от других агентов, а также личных качеств индивида, врожденных черт его личности и других обстоятельств. Поэтому дети, подвергавшиеся жестоким наказаниям, могут вырасти садистами, но могут стать гуманными людьми, активными борцами с жестокостью. К поступлению в школу ребёнок уже более чем наполовину сформировался как личность.

1.2. Роль школы в процессе социализации личности

Школа как агент социализации принципиально отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся не как к единственному и любимому, а объективно, в соответствии с его реальными качествами. Значимость школьной социализации сегодня обусловлена, в первую очередь, обязательностью и длительностью пребывания ребенка в учебном заведении. Кроме того, для ребенка школа является едва ли не основной моделью социального мира, поскольку именно в школьные годы осваиваются те законы, по которым живут взрослые, и способы существования в рамках этих законов (межличностные отношения, социальные роли и т.д.). В школе ребенок узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача, учится преодолевать трудности или привыкает сдаваться перед ними. В школьный период социализации у ребенка формируется самооценка (Приложение 1.18), которая во многих случаях остается с ним на всю жизнь. Поскольку школа представляет собой часть более обширной социальной системы, она обычно отражает доминирующую культуру с ее ценностями (Приложение 1.23) и предрассудками. При этом отметим, что школьная социализация ребенка осуществляется не столько за счет задушевных бесед с учителями, уроков, общения со сверстниками или публичных выступлений, сколько благодаря особой атмосфере школьной жизни. Доктор педагогических наук А.В.Мудрик, автор инновационных программ, направленных на воспитание (Приложение 1.6) и социализацию детей, уверен, что «современная школа владеет всеми механизмами социализации, вследствие чего, способна оказывать активное влияние не только на ребенка, но и на общественную жизнь в целом» [7]. Среди основных механизмов школьной социализации Анатолий Викторович выделяет два основных направления: социально-психологическое, социально-педагогическое. Иными словами, за время пребывания в школе ученики не только получают базовые знания, но и вольно или невольно усваивают новые социальные роли, моральные нормы и ценности.

Образование формирует личность школьника, готовит его жить в меняющемся мире, учит человека современным формам общения, создаёт условия для развития лидерских качеств, компетенций, делает процесс обучения способствующим раскрытию задатков и развитию творческих способностей личности. На занятиях последовательно создаются условия, чтобы каждый участник почувствовал себя винтиком единого механизма, создаются условия для удовлетворения потребностной сферы учащегося. Эта деятельность обеспечивает проявление чувства успешности за счет ненасильственного введения подростка в социум. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников, как между собой, так и внутри социальной группы. Этот опыт может быть как позитивным, т.е. совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и негативным. И именно учитель создает условия для развития в ребенке самостоятельности, умения анализировать и оценивать свою деятельность, свои поступки. Чем больше позитивных приобретений будет у ученика, тем легче ему будет адаптироваться в современном мире.

Таким образом, социализация в процессе воспитания в семье и школе имеет двойственный характер - не только регулируемый и целенаправленный, но и неуправляемый, стихийный. Только целенаправленное взаимодействие семьи и школы способно сформировать личность. Но для этого человек должен быть высшей ценностью общества. Согласны с действующим президентом Российской Федерации, В.В. Путиным, который считает, что «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность» [1].

Глава 2. Роль агентов первичной социализации в формировании личности

2.1. Проведение исследования

Любая судьба неразрывно связана, с семьёй и школой. Поэтому главной целью практической работы стала задача проследить формирование и становление личности на примере нашей многопоколенной семьи (Приложении 3) и школы, где мы обучаемся.

Для выявления уровня социализации детей в семье, мы использовали интервью (Приложение 4). Мы много знали об общественных личностях прошлого и знаменитых современниках, но ведь и рядом с нами порой живут люди с интересной сложной судьбой, пережившие и сделавшие для общества немало. Важно знать, что человек интересно расскажет о своей жизни, если сложится доверительная и дружественная атмосфера беседы. Поэтому нами была выбрана наша семья.

Очень много мы наследуем от своих родителей и их родителей. Ведь когда человек приходит в этот мир, ему надлежит освоить те правила и нормы, которые приняты в семье. Перед нами всегда конкретный образ папы, мамы, родственников. Всего семей 82 (Приложение 5). 87% прожили вместе с замужества до конца жизни (Приложение 6,7) и только 13% имели второй брак (Приложение 1.9). Если мы сложим годы совместной жизни получиться 324 года, т.е. больше трёх веков. В общей совокупности они имели 245 детей. В ходе интервью можно проследить роль отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Воспитывали, прежде всего, моральные качества – благородство, умение помочь ближнему. Прививали любовь к сибирской природе, любили петь русские народные песни, романсы, передавая это детям. В наших семьях было принято всё мастерить своими руками, что пригодилось в дальнейшем. Учили правильно вести себя в обществе, говорить с человеком тет - а - тет, следили за манерами. Родители научили детей быть внимательными, обходительными с людьми. Но больше всего в наших семьях ценится любовь и доброта, верность и преданность (Приложение 8). Очень важно общение в семье. Ведь в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является – уважение другого. Успешных членов семьи глубоко уважали и радовались их достижениям. Не было зависти по отношению друг к другу. В тех семьях, где потребность стать личностью была развита в большой степени (86%), родители развивали её. У других семей эта потребность была развита в меньшей степени (14%). Для того чтобы стать личностью, желательно воспитывать стремление к образованию. (Приложение 9). Чем современней семья, тем больше возможности для получения образования, тем выше человек цениться как личность. Таким образом, из проведённого интервью мы видим, что в наших семьях воспитывали способных, достойных и полезных для общества людей. Примером могут быть мои три прадедушки, которые были участниками Великой Отечественной войны и награждены медалями. Моя прабабушка вырастила восьмерых детей. Моя другая прабабушка начала работать в 14 лет. Она участница трудового фронта, ветеран Великой Отечественной войны. Имеет много наград за свой труд и почетное звание мастера «Золотые руки». Моя бабушка 35 лет проработала в школе, и имеет звание «Отличник народного просвещения». Мой дедушка хорошо играет на гормоне, и был участником многих конкурсов и т. д.

Проведённое интервью, доказывает, что когда рядом с ребёнком нет папы и мамы трудно воспитать в ребёнке любовь, верность, преданность. Это самое главное для сохранения института семьи. В ходе работы, я отметил, положительные стороны социализации в моей семье. Когда я буду папой, то постараюсь воспитывать своих детей, как это делали мои родители, их родители. Он должен знать, что семья – это его крепость, где его всегда ждут, любят таким, какой он есть, помогут в любой проблеме и никогда не предадут.

Необходима целая жизнь, чтобы стать достойным человеком. Практически никто не бывает постоянно доволен собой. Каждого что-то гложет, у каждого свои комплексы. Мы все время сравниваем себя с кем-то, чтобы убедиться, что и мы чего-то стоим. А как дело обстоит с нами? Как же жить, не имея чёткого представления о себе? Каждый день, каждый час пытаюсь понять себя. Мама часто говорит мне, что у меня нет характера. Но и дома, и в школе не просто утвердиться в какой – то позиции. Я пытаюсь сравнивать себя с другими и выработать своё собственное личностное ядро. На проверку оказывается, что это мне удаётся с трудом. Приняли решение провести тест, чтобы выяснить, что нужно для того чтобы стать личностью. В исследовании приняли участие я и мой брат. Для выявления уровня социализации детей школьного возраста, мы использовали методику профессора М.И. Рожкова по изучению социализированности личности [8]. Проведённый опрос дал возможность сделать более объективные выводы относительно уровня социальной адаптированности, активности (Приложение 1.4), автономности (Приложение 1.1) и нравственной воспитанности (Приложение 1.15). Респондентам было предложено прочитать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием (Приложение 10). Главным критерием социализированности личности выступает степень её независимости, раскрепощённости, незакомплексованности. После обработки данных пришли к следующему выводу (Приложение 11). Данные показатели находятся на удовлетворительном уровне. Наиболее социализированной как раз оказывается мой брат— это интересно! По такому признаку как активность показатели брата выше, чем у меня, и это не противоречит действительности. Остальные показатели одинаковые. Мы готовы к жизни и самостоятельным решениям. Достаточно высоким является и уровень нравственности. Развивая свое нравственное сознание, мы проявляем себя как личность. Ведь мы живём в одной семье, у нас общие мысли, поступки, устремления. Наши родители воспитывают в нас ценности (честность, порядочность, ответственность, справедливость), которые определяют наше поведение. Мы получаем огромное удовольствие от общения друг с другом, с товарищами. У нас есть потребность в самореализации. Если мы хотим оставить после себя след на земле необязательно быть выдающимся писателем или ученым, творцом космического корабля или открывателем нового элемента периодической системы. Мы можем утвердить себя в обществе полезным человеком, одарённым тружеником, достойным сыном, хорошим родителем. Главное на пути к этому не остановиться. «Борьба за личность болезненна» как пишет Николай Бердяев. А дальше: - «Можно избежать боли, отказавшись от личности. И человек слишком часто это делает» [9].

2.2. Результаты исследования и их анализ

Одной из главных особенностей школьника является смена авторитетов и перестройка взаимоотношений с взрослыми в этот период. Не только учителя, но и сверстники формируют ценности и идеалы. Благодаря этому, ученик учиться смотреть на себя глазами других людей. Хочется отметить, что не только процесс обучения, но и свободное время играет ключевую роль в развитии личности подростка. Это процесс расширения возможностей путём приобретения знаний, навыков, это и использование приобретённых способностей для общения, совершенствование в культурной и творческой деятельности. Задачей школы является создание благоприятных условий для успешной социализации учащихся в школе. Был проведён небольшой опрос среди учащихся 3,6,9 классов школы №22 г. Тюмени. Всего опрошено 97 учащихся. Исследование ставило цель изучить влияние школы на личность. Респондентам было предложено 7 вопросов. (Приложение 12). На каждый вопрос учащимся предложена анкета с пятью вариантами ответов. В диаграммах показана динамика на ответы под пунктом «А», где обозначен положительный ответ (Приложение 13). А чтобы увидеть положительную динамику, она лучше просматривается в таблице. Рассмотрим каждый вопрос и увидим динамику.

В результате обработки данных нами были получены результаты, позволяющие отметить следующие: в 3, 6 классах обучающимся нравится школа, а процент в 9 классе выше. Как мы видим, уровень социализации обучающихся повышается, т.к. уровень самосознания растет. Чем старше ребята, тем больше у них появляется интересов. Девятиклассники же более самостоятельные в распределении своего времени и обязанностей, что говорит об их автономности. Они контролируют своё поведение. Обучающиеся начальной школы, среднего звена большее время проводят с друзьями, что позволяет им удовлетворить потребности: в общении, в самоактулизации, в общественном признании. В 9 классе идёт развитие самосознания личности, осознанное представление своего места в жизни и в мире в целом. Человек самостоятельно начинает решать жизненно важные вопросы. После уроков подавляющее большинство учащихся 3, 6-х классов с удовольствием занимаются подготовкой уроков. И социализация у детей этих возрастов удачно проходит через урок. Они рады учиться, готовы слушать и слышать, наверное, поэтому им нравиться оставаться в школе после уроков. Девятиклассники предпочитают заниматься в кружках и секциях. Обучающиеся старшего возраста, требуют особого внимания, так как учебная деятельность их интересует значительно меньше. Для подростков инструментом социализации является в основном внеурочная деятельность во всех её проявлениях. Для них важно общение со сверстниками, самоопределение. Процесс всестороннего развития неотделим от руководящей роли педагога. Учитель выступает в роли агента, формирующего социальный статус человека, помогающего ему адаптироваться к разным социальным условиям. Отношения с учителями - доброжелательны, согласно опросу. Необходимо сотрудничество — учителя и учащегося, когда каждая сторона должна уважать усилия другой. Истинный педагог любит своих учеников и волнуется за судьбу каждого.

Анализ данных социологического опроса показал, что с нашей точки зрения школа – это прежде всего сохранение и развитие положительных личностных качеств, таких как способность быстро адаптироваться к изменениям в обществе, способность реализовать свой творческий потенциал. Главными и значимыми критериями социализации в школе - развитие у обучающихся стремления к самопознанию, осмыслению себя, самовоспитанию; конструктивности их жизненных целей; развитие навыков общения.

Заключение

Теперь можно подвести итог всей нашей исследовательской работы. Мы видим, что гипотеза полностью подтвердилась. Человек становится личностью далеко не сразу. То, что научился говорить и ходить в детстве, ещё не значит, стать личностью. Должно пройти достаточно много времени с определенным набором процессов, чтобы из индивида сформировалась полноценная личность. Являясь агентами первичной социализации, семья, школа способствует благополучной социализации и лучшей адаптации к социуму. Дети чувствуют уверенность в себе, нужность семье, сверстникам, учителям. Чем больше человек работает над собой, тем проще ему становиться побороть сопутствующие страхи, сомнения и неуверенность. Преодолевая трудности и препятствия, которые встречаются на пути, человек обязательно становиться сильнее. Чтобы научиться справляться с трудностями, необходимо взрастить в себе навыки. Почему бы не постараться? Это очень трудно, но почему бы не постараться? Прежде надо освободиться от этой, всем мешающей жить, лени. Мы понимаем, что только действия человека говорят о нём как о личности. В результате проведенных исследований для себя я поставил задачу, стать успешной личностью. Но для этого я должен:

1) с детства начинать работать над собой, естественно не без помощи окружения, прежде всего родителей, учителей. Можно коротко, сжато повторить вслед за Сократом: «Познай самого себя».

2) самосовершенствоваться каждый час, каждый день. Развивать в себе нравственное сознание.

3) суметь создать крепкую семью. Родной дом – это самое нужное, самое желаннее место на свете.

4) обязательно иметь друзей, их поддержку.

5) уважать, беречь и любить свой дом, свою школу, свою Родину.

Если я буду стремиться к достижению всего перечисленного, то меня можно смело называть личностью.

Хотим подчеркнуть, что по мере накопления опыта, складывание собственной личности, возрастает независимость личности от родителей, учителей. Мы решили продолжить исследование по данной теме. Проследить дальнейший путь человека, влияние агентов вторичной социализации. Более того, на определенном этапе жизненного пути человек может частично или полностью утратить личностные черты. Это бывает у хронических алкоголиков, наркоманов, при тяжелой патологии головного мозга и т.д. И причины этого можно тоже исследовать.

.

Список литературы

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 12.12.2013г.

2. Бикметов, Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида // Социол. Исслед. – 2007. - №9. – С. 86-92.

3. В.И. Загвязинский, О.А. Селиванова Социальная педагогика. – М.: Юрайт, 2012. – 405 с. 3.

4. А.И. Кравченко. “Обществознание ”Учебник для 8 класса.. М. «Русское слово», 2005

Л.В. Мардахаев Социальная педагогика. – М.: РГСУ, 2013. – 33 с.

5. Мудрик, А.В. Воспитание как составная часть процесса социализации/ А.В. Мудрик// Вестник ПСТГУ, 4: Педагогика. Психология. – 2008. - №3(10). С.7-24

6. А.В. Мудрик Социальная педагогика. – 8-е изд. – М.: Академия, 2013. – 240 с.

7. Методика для изучения социализированности личности. refdb.ru›look/2787080.html.

8. Лучшие цитаты, афоризмы, высказывания Николая Бердяева. nachalnikov.net›archives/1226.

9. Процент влияние на детей родителей…yandex.ru/images›социология.

Приложение 1

Глоссарий

1. Автономия – независимость от внешних условий.

2. Агенты социализации – люди и учреждения, ответственные за обучения культурным нормам и усвоение социальных ролей.

3. Адаптация – приспособление к физической или социальной среде.

4. Активность - социальное качество личности, воплощенное в способности производить социально значимые действия, проявляющиеся в общении с другими, в совместных и ними (или отдельно от них совершаемых) поступках, делах, в творчестве.

5. Брак – совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности мужа и жены, а также их двоих в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом.

6. Воспитание – это процесс формирования личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности. Воспитание – это формирование личности, социализация личности, становление личности.

7. Досуг – часть свободного времени.

8. Индивид – отдельный человек.

9. Индивидуализация – противопоставление себя окружающим, выделение своего «Я».

10. Интеграция – управление поведением, способность подчиняться взрослым, «управление» взрослыми.

11. Личность – результат социального становления индивида путём преодоления трудностей и накопления жизненного опыта.

12. Личный статус – положение, занимаемое человеком в малой группе, или первичной, группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

13. Мораль – совокупность нравственных норм.

14. Нравы – особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий.

15. Нравственность – свод конкретных правил поведения.

16. Потребность – состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

17. Притча – иносказательное повествование с нравоучительным выводом.

18. Самооценка - оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Один из важнейших регуляторов поведения человека.

19. Семья – основная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

20. Социализация – процесс овладения и усвоения индивидом культурных ценностей, социальных норм, установок, образцов поведения, необходимых для успешного функционирования в данном обществе

21. Социальный институт – исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемые нормами, традициями, обычаями направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

22. Статус – социальная позиция (положение) индивида в группе, обществе.

23.Ценность – представление о том, что свято для человека, его убеждения и предпочтения, выраженные в поведении.

Приложение 2

Приложение 3

Фамильное древо

Приложение 4

Анкета для оценки роли моей семьи в воспитании.

 

В какой семье вы выросли:

Какие ценности семейной жизни Вам дороже всего:

- любовь

-поддержка, забота

-совместное время провождения

- материальная обеспеченность

- преемственность поколений

Является ли для Вас образцом семейная жизнь Ваших родителей?

Что для Вас вечер в семье?

Какую роль в вашей семье играет образование?

Есть ли семейные традиции?

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Образовательный уровень семьи

Приложение 10

Ход проведения: Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – всегда;

3 – почти всегда;

2 – иногда;

1 – очень редко;

О – никогда.

1. Стараюсь слушаться во все своих учителей и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12. Мне нравится помогать другим.

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16. Переживаю неприятности других, как свои.

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19.Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

1-

5

9

13

17

2

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20

Обработка полученных данных: Среднюю оценку социальной адаптированности обучающихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на 5. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой. Оценка приверженности детей к гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный обучающийся (или группа учеников) – имеет низкий уровень социальной адаптированности.

Приложение 11

Приложение 12

Вопросы

3кл (31уч.)

6кл (31уч.)

9кл.

(35уч.)

 

%

%

%

1. Нравиться ли тебе школа, в которой ты учишься?

А) да, безусловно;

б) больше да, чем нет;

в) больше нет, чем да;

г) категорически нет;

д) затрудняюсь ответить.

64

26

4

6

0

68

26

3

0

3

79

4

12

0

5

2. Любишь ли ты оставаться в школе после уроков?

А) да, мне в школе интересно;

б) больше да, чем нет;

в) больше нет, чем да;

г) категорически нет;

д) затрудняюсь ответить.

45

5

19

19

12

6

25

45

9

17

3

11

43

40

3

3. Чувствуешь ли ты себя в школе защищённым?

А) да, безусловно;

б) больше да, чем нет;

в) больше нет, чем да;

г) категорически нет;

д) затрудняюсь ответить

77

8

8

0

7

45

37

9

3

6

37

29

20

8

6

4. С кем ты проводишь выходные дни?

А) с родителями;

б) родителям некогда общаться со мной в выходные дни;

в) с друзьями по школе, классу, по улице, двору;

г) хожу в кружки, секции;

д)обычно сам придумываю себе занятия.

32

6

36

17

9

48

0

12

25

15

49

0

28

6

17

5. Легко ли ты общаешься на улице с незнакомыми людьми?

А) да, легко общаюсь со всеми подряд;

б) больше да, чем нет;

в) больше нет, чем да;

г) нет, я никогда не общаюсь с незнакомыми людьми;

д) затрудняюсь ответить.

3

12

10

75

0

6

13

36

39

6

14

34

34

16

2

6. Чем занимаешься после уроков?

А) делаю уроки;

б) слоняюсь без дела по дому;

в)у меня есть любимые занятия, кружки, секции;

г) в основном гуляю с друзьями;

д) общаюсь с родителями, рассказываю о прошедшем дне, помогаю им по дому.

45

3

10

22

20

48

6

17

9

20

26

14

40

5

15

7. Если у тебя будут неприятности, обратишься ли ты за помощью к учителю?

А) да, в школе есть учителя, которым я доверяю;

б) скорее да, чем нет;

в) скорее нет, чем да;

г) нет в школе нет учителей, которым я доверяю;

д) буду решать проблемы сам.

55

12

7

4

22

54

17

7

3

19

17

14

37

8

24

Приложение13

Приложение 14

1.Байазид Бистами, суфийский Мастер, написал в своей автобиографии: «Когда я был молод, основой всех моих молитв было желание изменить мир. Я просил: — Господи, дай мне силы, чтобы я мог изменить мир! Мне всё казалось неверным. Я был революционером, я хотел изменить лицо Земли.

Когда я повзрослел, я стал молиться так: — Это, кажется, многовато; жизнь уходит из моих рук. Прошла половина, а я еще не изменил ни одного человека. Поэтому, позволь, о Господи, изменить мою семью!

А когда я состарился, я осознал, что даже семья — это слишком много. Ко мне пришла мудрость, и я понял, что если мне удастся изменить самого себя, этого будет достаточно, более чем достаточно. И я начал молиться так: — Господи, я всё понял, и хочу изменить самого себя! Позволь мне сделать это!

И тогда Бог ответил мне: — Теперь уже у тебя не осталось времени. С этого следовало начинать. Ты должен был подумать об этом в самом начале.

2. Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.

- Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил.

- А какой волк в конце побеждает?

Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка и он ответил.

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

3.Притча о мудром воспитании Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие. Однажды родители не выдержали и пришли к нему: - Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно. – Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?

Суфийская притча

Мастер Бахауддин всю свою жизнь был счастливым, улыбка никогда не сходила с его лица. Вся его жизнь была пропитана ароматом праздника! Даже умирая, он весело смеялся. Казалось, будто он наслаждается приходом смерти. Его ученики сидели вокруг, и один спросил:

— Почему вы смеётесь? Всю свою жизнь вы смеялись, и мы всё не решались спросить, как вам это удаётся? И вот сейчас, в последние минуты, вы смеётесь! Что здесь смешного?

Старый Мастер ответил:

— Много лет назад я пришёл к моему Мастеру молодым человеком, семнадцатилетним, но уже глубоко страдающим. Мастеру же было семьдесят, а он улыбался и смеялся просто так, без всякой видимой причины. Я спросил его: «Как вам это удаётся?» И он ответил: «Внутри я свободен в своём выборе. Просто это — мой выбор. Каждое утро, когда я открываю глаза, я спрашиваю себя, что выбрать сегодня — блаженство или страдание? И так случается, что я выбираю блаженство ведь это так естественно».

Приложение 15

- труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме формирования личности (И. С. Кон, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, К. Роджерс и др.);

- психолого-педагогические идеи развития личности в деятельности и общении (А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев и др.); современные отечественные теории социализации детей (А. В. Мудрик, А. А. Бодалев, В. А. Караковский, И. С. Кон, Ф.А. Мустафа и др-);

- Теории единства общения и обособления личности (Л. П. Буева, В. А. Дмитриенко и др.); концепции социальной адаптации ребенка посредством его включения в систему социальных отношений (Л. Н. Большакова, Б. 3. Вульфов, В. Н. Гуров, Ж.А. Захарова, А. В. Мудрик и др.);

- Труды в области современной отечественной социальной педагогики (А. И. Арнольдов, В. Г. Бочарова, Б. 3. Вульфов, М. П. Гурьянова, Н. А. Соколова и др.);

- концепции совместной деятельности и ее содержания (И. Ю. Малкова, Е. А. Румбешта, С. И. Поздеева, Г. Н. Прозументова и др.).

Приложение 16

Если по мнению В.И. Загвязинского и О.А. Селивановой социализация – это процесс усвоения индивидом норм и ценностей общества, включение личности в систему общественных отношений, в результате которого происходит освоение человеком социального опыта, позволяющее ему демонстрировать через поведение активное ценностно-дифференцированное отношение к фактам и событиям окружающего мира. [3] Похожее определение есть у Л.В. Мардахаева, он считает, что слово «социальный» означает общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. [5] То А.В. Мудрик говорит о том, что социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. [6]

Просмотров работы: 6517