Жизнь без границ

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Жизнь без границ

Медведская С.М. 1
1МБОУ "СОШ № 6"
Чеканова Л.Л. 1
1МБОУ "СОШ № 6"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я учусь в необычной школе, она единственная в городе, где обучаются 40 детей инвалидов и 4 ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в едином пространстве школы. В 2012 году школа впервые распахнула двери «необычным» пятиклассникам (12 человек), которые перестали сидеть дома, смогли самостоятельно заходить в школу на ходунках, заезжать на коляске, передвигаться по коридорам и кабинетам, покупать себе в буфете сладости, участвовать в соревнованиях, олимпиадах и приобретать друзей из обычных классов. Для них в школе создали условия, благодаря которым они смогли бы беспрепятственно заезжать в школу, посещать столовую, спортзал, туалет, компьютерный класс, изостудию, тренажерный зал, комнату психологической разгрузки. Ребята с ограниченными возможностями здоровья в своем классе могут отдохнуть на мягких диванах, полежать на ковре, заниматься музыкой, шахматами, ухаживать за рыбками и черепахами, смотреть учебные, художественные фильмы и главное общаться со сверстниками и получать образование (Приложение1).

Сегодня они уже десятиклассники, я с ними знакома 2 года, остается еще год, и они покинут родную школу и войдут во взрослую жизнь со своими ожиданиями, надеждами и переживаниями. Каждый день, встречаясь с ними, у меня возник вопрос: «часто ли я встречаю на улицах, в магазинах, аптеках, кинотеатрах, художественных школах нашего города людей с ограниченными возможностями здоровья?» Наверняка и вы ответите: «Нет». А вместе с тем по результатам статистики на 01.01.2015 год количество инвалидов составляет 23456 , это 10,1% от общей численности населения города Ангарска, среди них 529 инвалидов колясочников (Приложение 2).

Цель работы: исследование приспособленности условий города Ангарска для жизни инвалидов с заболеваниями опорно - двигательного аппарата.

Задачи:

Изучить источники информации по данной теме;

Выявить проблемы, с которыми сталкиваются люди с заболеваниями опорно - двигательного аппарата, проживая в Ангарске;

Провести анализ приспособленности условий города для людей с заболеваниями опорно - двигательного аппарата;

Предложить меры по улучшению жизни инвалидов в нашем городе.

Гипотеза: если в городе будут созданы условия в соответствии с потребностями людей инвалидов (с заболеваниями опорно - двигательного аппарата), то не будут ущемляться их права.

Объект исследования: проблемы, с которыми сталкиваются люди с заболеваниями опорно - двигательного аппарата, проживая в Ангарске.

Предмет исследования: условия города, приспособленные для жизни людей с заболеваниями опорно - двигательного аппарата;

Методы исследования:

Анализ статистических данных, литературных источников, газет;

анализ полученных данных;

интервью;

опрос школьников, опрос жителей города;

фотографирование.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Понятие инвалид, группы инвалидности

Согласно Российскому законодательству, инвалид - это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Ограничениё жизнедеятельности определяется как «полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое по ведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью»[2].

В I главе, 1 статье ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995, я смогла найти критерии, которые дают право на присвоение группы инвалидности:

Критерием для определения первой группы инвалидностиявляется социальная недостаточность, вызванная стойкими значительно выраженными расстройствами функций организма, которые обусловлены заболеваниями, последствиями травм, приводящими к резко выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию:

- способности к самообслуживанию третьей степени - полная зависимость от других лиц;

- способности к передвижению третьей степени – неспособность к передвижению;

- способности к ориентации третьей степени - дезориентация;

- способности к общению третьей степени – неспособность к общению;

- способности контроля за своим поведением третьей степени – неспособность контролировать свое поведение.

Первая группа инвалидности устанавливается лицам, которые нуждаются в постоянном постороннем уходе. Этим лицам недоступен никакой труд.

Критерием для установления второй группы инвалидностиявляется социальная недостаточность, вызванная стойким выраженным расстройством функций организма, которые обусловлены заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию:

- способности к самообслуживанию второй степени – с использованием вспомогательных средств и с помощью других лиц;

- способности к передвижению второй степени – с использованием вспомогательных средств и с помощью других лиц;

- способности к трудовой деятельности второй, третьей степени – неспособность к трудовой деятельности или работа в специально созданных условиях;

- способности к обучению третьей, второй степени – неспособность обучения или учеба в специально созданных условиях;

- способности к ориентации второй степени - с помощью других лиц;

- способности к общению второй степени - с помощью других лиц;

- способности контроля за своим поведением второй степени – способность частично или полностью контролировать свое поведение при помощи других лиц.

Вторая группа инвалидности устанавливается лицам, которым противопоказаны все виды труда, а также лицам, которым доступен труд в специально созданных условиях (работа на дому, специально оборудованные рабочие места).

Критерием для определения третьей группы инвалидностиявляется социальная недостаточность, вызванная стойким незначительно или умеренно выраженным расстройством функций организма, которые обусловлены заболеваниями, последствиями травм, приводящими к нередко или к умеренно выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию:

- способности к самообслуживанию первой степени - с использованием вспомогательных средств;

- способности к передвижению первой степени – более длительная затрата времени при передвижении;

- способности к обучению первой степени – обучение с использованием вспомогательных средств;

- способности к трудовой деятельности первой степени – уменьшение объема работы или потеря профессии;

- способности к ориентации первой степени - с использованием вспомогательных средств;

- способности к общению первой степени – уменьшение объема усвоения, уменьшение скорости общения[2].

1.2. История отношения общества к инвалидам

На Руси кормление сирых, больных и убогих церковь и государство начали осуществлять намного столетий раньше, чем на западе, уже со времен князя Владимира. В России исторически передавалась традиция особо почтительного отношения к «убогому» человеку, то есть имеющему видимое физическое, психическое или умственное нарушение. В эпоху Киевской, а затем Московской Руси началось строительство монастырей, которые служили основным прибежищем для бедных, убогих, престарелых, сирот, нищих и других людей, нуждавшихся в помощи. Петр I своим указом от 31 января 1712 г. приказал построить для них специальные госпитали. Существовавшая в России система государственного призрения с петровской эпохи до начала XX века была ориентирована на оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся слоям населения с опорой на государственные и частные ресурсы, появились первые общественные организации, были заложены основы социального образования[4]. В советской России наследие социального обеспечения царской эпохи было утрачено. В 20-30 годы люди были вынуждены создавать общественные организации: Всероссийское общество слепых (ВОС) и Всероссийское объединение глухонемых (ВОГ), чтобы хоть как - нибудь повлиять на власти. В СССР придерживались политики изоляции, государством в крупных городах выделялись деньги на строительство отдельных, закрытых специализированных учреждений – центров реабилитации, домов для инвалидов, учреждений социальной защиты и обслуживания. Государство не планировало создавать равные условия здоровым и инвалидам. Все здания советского периода: образовательные учреждения, больницы, театры, библиотеки, кинотеатры, стадионы, построенные в период с 50-х годов до 90-х, говорят об этом. Только 20 июля 1995 года Государственной Думой был принят федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», состоящий из 36 статей, в которых закреплены права инвалидов для полноценной жизни. 13 декабря 2006 года Россия подписала конвенцию о правах инвалидов, в которой обязуется обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека, и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Проблемные сферы жизни для людей с заболеваниями опорно - двигательного аппарата.

Чтобы определить наиболее проблемные сферы жизни, наиболее неустроенные для инвалидов колясочников я побывала на встрече руководителей социальных учреждений с городской общественностью: родителями детей инвалидов, самими инвалидами и неравнодушными людьми, где смогла записать те сферы, которые инвалиды и их сопровождающие хотели бы изменить в нашем городе. Чтобы получить дополнительные данные для исследования я провела опрос родителей детей инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, выпускников инвалидов нашей школы (Приложение 3). В результате полученных данных, я смогла составить список проблемных сфер:

медицинские учреждения, оздоровительные центры;

городское жилье;

вокзалы, транспорт;

принятие окружающими;

здания культуры;

работа.

2.2. Анализ приспособленности условий города для людей с заболеваниями опорно - двигательного аппарата.

Медицинские учреждения, оздоровительные центры.

Для того, чтобы пройти медицинское освидетельствование по инвалидности необходимо пройти врачебно-трудовую экспертную комиссию (ВТЭК), которая устанавливает группу и срок инвалидности.

Взяв интервью у мамы Ксюши Тимофеевой выпускницы нашей школы, Елены Владимировны Тимофеевой, я узнала, что здание "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области "Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации города Ангарска это 2-х этажное здание, в котором нет лифта или подъемника, а комиссию необходимо проходить с присутствием ребенка. Елена Владимировна рассказала, что в здании узкие коридоры, каждое посещение большое скопление детей с разными заболеваниями, родители, часто ожидая своей очереди, наблюдают ухудшение самочувствия и стрессы у детей.

В нашем городе только одна поликлиника БСМП имеет кроме пандуса грузовой лифт. В остальных есть пандус у входа, но подняться на 2-4 этажи инвалиды не могут. В больницах нет санитаров, которые бы помогали инвалидам с заболеваниями опорно - двигательного аппарата.

В Ангарске только одна государственная организация «Веста», которая бесплатно занимается оздоровлением детей инвалидов и только один специализированный физкультурно-оздоровительный зал для взрослых, открывшийся в феврале 2016 года по поручению мэра АГО Сергея Петрова в бывшем здании больницы по улице Гагарина, который может принять только 40 человек. Из беседы с тренерами спортивной общественной организации инвалидов «Импульс» я узнала, что в городе работают и другие общественные организации, которые нуждаются в помощи со стороны администрации: аренде помещения, покупке оборудования, подготовке психологов, тренеров (Приложение 4).

Городское жилье.

Большинство инвалидов имеет квартиры на 1 этажах, некоторые имеют комнаты в общежитии, казалось бы, что еще нужно, но доступность к своей квартире имеет преграды: тротуары, бордюры, дороги до подъезда зимой покрываются льдом, даже здоровому человеку становится небезопасно. Ступеньки на крыльце, ступеньки в подъезде, отсутствие лифта или лифт в который невозможно въехать: узкие двери лифта, в лифте нет места для сопровождающего (приложение 5).

Для того чтобы у подъезда сделали пандус и поручни, необходимо прийти в жилищную компанию (здание со ступенями) написать заявление, затем его будут рассматривать и при наличии денег может быть сделают просто бетонный пандус. Семья Земляного Германа ученика МБОУ «СОШ № 6», не смогла дождаться установки пандуса и сама его установила (приложение 6).

Вокзал, транспорт.

Ангарский вокзал принял своих первых пассажиров в 1961 году, проектировщики не планировали его для посещения людьми с ограниченными возможностями: ступени в здании, низкие перроны, отсутствие указателей, необорудованные туалетные комнаты.

Ангарские трамваи также не приспособлены для пассажиров, которые буду заезжать в него на инвалидной коляске, заходить с больными ногами и руками. С 1 февраля 2016 года в городе отменен бесплатный проезд сопровождающего для детей-инвалидов. Администрация в 2014 году выделила деньги на работу 2 автобусов СМС для людей с ограниченными возможностями. В этом году работает один автобус, который делает доставки в школы и в поликлинику в коляске и кресле, в поликлинику только в один конец. Родственников инвалидов беспокоит проблема доставки тяжелобольных в лечебные учреждения, в городе отсутствует служба по перевозке такой категории больных.

Отношение к инвалидам.

Чтобы определить отношение людей на улице к людям с заболеваниями опорно - двигательного аппарата, я обратилась за помощью к школьному психологу Якуниной И.В., она посоветовала выбрать вопросы с вариантами ответов, в которых была бы видна не просто жалость, но равенство в отношениях, а также готовность помогать. В результате анкетирования были получены следующие данные:

20 человек будет принимать людей с инвалидностью и общаться на равных, и только 28 будут оказывать помощь, 20человек равнодушны и 23 человека просто выражают жалость, что многих людей обижает (приложение 7).

Здания культуры.

Культура должна вдохновлять, утешать, воспитывать, давать человеку занятие и возможность участвовать в творческой деятельности. Но возможность попасть в театр, на концерт, участвовать в литературных вечерах для людей с заболеваниями опорно - двигательного аппарата ограничена (Приложение7). Многие школы искусств, дворцы культуры, библиотеки оборудовали у входа пандусы, но они бесполезны, потому что материалы из которых они сделаны, весной, осень и зимой покрывается ледяной коркой или высота пандуса не позволяет инвалиду заехать, ну а кнопка вызова становиться бесполезной, если нет пандуса и не убраны пороги в дверном проеме, и ширина дверей не позволяет заехать. В школах искусств не принимают инвалидов, потому что нет специалистов для работы с ними.

Работа.

В нашем городе для инвалидов колясочников администрация отремонтировала помещение в 189 квартале дом 1, в котором работают 18 человек по производству светодиодных ламп, для большего количества работников в этом помещении нет места.

Обратившись за информацией в центр занятости города Ангарска с вопросом: «какую работу и где могут получить инвалиды?». Мне ответили, что в центре занятости на учете стоит 140 инвалидов, их устроить на работу не могут. Хотя предприятия обязаны их брать, есть специальные квоты, но работодатели предъявляют такие требования к работнику - инвалиду, что и здоровый человек их не выполнит. Единственное спасение – на создание рабочего места (в зависимости от группы инвалидности) государство дает работодателю субсидию от 62 до 100 тысяч рублей.

2.3 Предложения по улучшению условий жизни для инвалидов в городе Ангарске

1. Создать карту доступности первостепенных объектов города для реконструкции или строительства и не тратить деньги из городского бюджета на бесполезные постройки, которые не востребованы инвалидами;

2. Отслеживать соблюдение ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в соответствии с утвержденными стандартами: (высота пандуса, угол наклона, материал поверхности, ширина дверей, квоты по трудоустройству, квоты по обеспечению жильем и т.д) и привлекать независимые общественные организации инвалидов к приемке зданий и сооружений;

3. Создавать творческие мастерские, творческие студии , спортивные секции на территории объектов, которые могут принять людей инвалидов;

4. Создать центры реабилитации, включающие в себя комплекс услуг: психолога, массажиста, медиков, инструкторов по плаванию, ипотерапии, анималотерапии и на базе турбазы или профилактория, привлекая средства предприятий, спонсоров;

5. Пропагандировать результаты деятельности: спортивные достижения, творческие успехи людей инвалидов;

6. Привлекать инвалидов к консультационной деятельности, преподаванию, воспитанию, не забывать в школах выпускников инвалидов тем самым поддерживать их и создавать рабочие места;

7. Закупить дополнительные автобусы СТС, оборудовать трамваи и продумать другие способы транспортировки тяжелобольных в медицинские учреждения.

8. Постепенно перестраивать тротуары, бордюры, вокзалы, здания культуры, спортзалы с привлечением волонтеров (Приложение 8).

Заключение

Проведя исследование данной темы, я смогла окунуться в теорию вопроса и узнать, что Федеральный закон «О социальной защите инвалидов» определяет , кого можно назвать инвалидом? Врачебно трудовая экспертная комиссия (ВТЭК) принимает решение о присвоении человеку группы инвалидности. Государство обязано обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку в соответствии с конвенцией о правах инвалидов. Опираясь на статистические данные Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Ангарскому району, опросы проведенные в школе, опросы проведенные на улицах, информация полученная на встречах по проблемам инвалидов я пришла к выводу, что инвалиды и особенно инвалиды с заболеваниями опорно- двигательного аппарата выделили 6 сфер которые не приспособлены или недостаточно приспособлены, чтобы жить полноценной жизнью инвалидам.

По-прежнему инвалиды нашего города, отвержены обществом и многие живут в бедственных условиях. Инвалиду во многом затруднен доступ к образованию, трудоустройству, культурным и спортивным мероприятиям. Общественный транспорт практически не приспособлен для пользования лицами с инвалидностью. Лицам с инвалидностью труднее всех жить с постоянной мыслью своей неполноценности. А самое главное, как говорят сами инвалиды - это быть никому не нужным. Их интересы многие десятилетия игнорировались при проектировании и строительстве жилых домов, зданий и сооружений сферы быта, образования, досуга, развлечений, культовых сооружений. Многие годы общество изолировало этих людей. Некоторые попытки так или иначе решить существенные проблемы не нашли пока полной своей реализации.

Я считаю, что гипотеза моей исследовательской работы не подтвердилась и в городе Ангарске во многих сферах существуют границы, которые инвалид не может преодолеть без помощи администрации города, общественных организаций и всех жителей нашего города. Считаю, что в нашей школе делается великое дело по обучению, воспитанию здоровых учеников и инвалидов на равных, с равными возможностями и не разделяя инвалид, не инвалид. Со своей работой я выступила на школьной конференции и получила много положительных отзывов и пожеланий. В перспективе вместе с одноклассниками мы планируем организовать в школе фотовыставку инвалидов «Особый взгляд», на 5 мая в Международный день защиты прав инвалидов мы будем расклеивать листовки по городу с обращениями (Приложение 9), собираемся посетить общественную организацию «Импульс» с поздравлениями и чаепитием с детьми инвалидами.

Список источников информации

Баштрова Т. Б.Психолого - педагогические условия инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного пространства, сборник «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство»,2012;

Исмайлова Н.В. Инклюзивное образование - как приоритетное направление государственной образовательной политики нашего государства, сборник «интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство»,2012;

Курмазова А.Статья «Царь горы», газета «Время» № 134 от 03.12.2016;

Наберушкина Э. К. перспективы создания доступной среды, журнал Вестник Саратовского государственного технического университета Выпуск № 1 / том 1 / 2012;

Циткилов П.Я. История социальной работы: учебное пособие / П.Я.Циткилов. – Ростов н/д: Феникс, 2008. – с. 27;

Источники из Интернета

http://irkobl.ru/sites/society/model_inv/ Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области;

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ ФЗ № 181 от 24.11.1995г. « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гл. I, ст.1

http://angarsk-sobes.ru/ управление социальной защиты населения по Ангарскому району;

http://angarsk-adm.ru/ администрация ангарского муниципального округа.

https://www.scienceforum.ru/2014/521/3136

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml конвенция о правах инвалидов

Приложение 1

Создание условий для детей инвалидов в МБОУ «СОШ № 6»

1 сентября «дружная школьная семья»

Класс и комната для работы с психологом для детей инвалидов

Оборудование для реабилитации, разгрузки и отдыха

Приложение 2

Статистические данные отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области

Численность людей с ограниченными возможностями в Иркутской области:

По состоянию на период

Численность

инвалидов

в Иркутской области

Из них:

Ш степень ограничения способности к трудовой деятельности

1 группа

II степень ограничения способности к трудовой деятельности

2 группа

I степень ограничения способности к трудовой деятельности3 группа

Дети-инвалиды

(лица, младше

18 лет)

01.01.2013

228 805 чел.

27 261 чел.

110 166 чел.

76 187 чел

13 610 чел.

01.01.2014

230 104 чел.

27 421 чел.

108 171 чел.

80 753 чел

12 768 чел.

01.01.2015

234 942 чел.

26 886 чел

107 203 чел

87 863 чел

12 990 чел.

Статистические данные Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Ангарскому району

на 01.01.2015 год

Общее количество инвалидов

Доля инвалидов от общей численности населения города Ангарска

Количество инвалидов колясочников

Доля инвалидов колясочников от общей численности людей инвалидов Ангарского района

24 500 человек

10,14%,

529 человек

2,16%

Старше 18 лет

Трудоспособного возраста

Младше 18 лет

96,2%

30,3%

3,8%

Приложение 3

Вопрос анкеты: расставьте в порядке приоритетности сферы, которые нуждаются в дополнительном устройстве для инвалидов колясочников

Результаты опроса:

«Проблемные сферы жизни для людей с заболеваниями

опорно - двигательного аппарата»

«Отношение граждан нашего города к инвалидам»

Опрос 100 жителей города Ангарска

Возраст от 14 лет до 70 лет

Вопрос: Как вы относитесь к инвалидам?

Приложение 4

92 квартал: ступени около подъезда и внутри него

Дороги около домов покрытые льдом узкие двери в лифте

94 квартал 7мкр.

Приложение 5

Встреча инвалидов, родителей инвалидов, представителей общественных организаций и руководителей отделов окружной администрации Ангарска

О.М. Гаманова А.В. Варенков

Приложение 6

Декада инвалидов 2016 (закрытие) ДК «Современник»

Знаменитый и совершенно бесполезный пандус ДК «Энергетик

Приложение 7

Семья Земляного Германа ученика 10 «б» класса не дождалась помощи жилищной компании и самостоятельно установила металлический пандус в своем подъезде

Соколова Карина ученица 10 «б» класса участница концерта

в ДК «Нефтехимик», на все репетиции и выступления её заносили в зал на руках (зал не приспособлен к приему таких участников)

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Листовка, которая будет расклеена на информационых тумбах города

Просмотров работы: 49