ВВЕДЕНИЕ
Наша проектная работа зародилась после посещения первого занятия по программе Kinder MBA. Мы задумались, как же можно совместить: основные уроки, музыкальную школу, языки, спорт, любимый Зелёный маяк и занятия в Бизнес- школе. Где взять время? Его всегда катастрофически не хватает! Как успевать делать все: то, что нужно и то, что хочется? Как успевать больше? Как распланировать четко свое время так, чтобы все успеть? И вообще, что это за зверь такой – время? Мы задумалась над этими вопросами, но не могли понять, в чем причина нехватки времени? Что мы делаем не так, куда прячется от нас наше драгоценное время? Чем больше мы говорили, тем больше у нас возникало вопросов.
Так пришло решение разобраться в этих вопросах и на школьной конференции рассказать о своих находках.
Определяя тему своей работы, мы впервые столкнулась с понятием «время» и какое отношение имеем мы к нему». Вот и тема проекта «Время и мы».
Чтобы разобраться в этом понятии, первое что мы сделали, это написали на листочке все свои ассоциации связанные с понятием время. Навели порядок – классифицировали, построили кластер понятия «Время»[см. Приложение 1]. Стало понятно, что время, понятие многогранное. Так мы выделили направления нашей работы, которые плавно перешли в задачи нашего проекта.
Задачи работы:
1.Узнать, что такое время и как его измерять.
2.Подобрать литературу по вопросу тайм - менеджмента
3. Сформулировать основные правила Тайм – менеджмента
4.Изучить техники планирования времени
5. Исследовать актуальность вопроса а АНО «Школе «Президент» среди уч-ся 3-4 классов
6. Создать индивидуальный справочник «Мои ресурсы времени»
В одном из направлений работы мы столкнулись ещё с одним интересным понятием «Тайм – менеджмент». Перевели с английского языка, оказывается можно управлять временем! Но как?
И вообще, стремятся ли современные школьники управлять своим временем? Хотят ли они пополнить свои знания в этой области? Для выявления актуальности рассматриваемого вопроса было проведено анкетирование[5] среди учащихся 3-4 классов АНО «ШКОЛЫ «ПРЕЗИДЕНТ» (см. Приложение ], в котором приняли участие 55 человек.
Результаты анкетирования выглядят следующим образом. [Приложение 3]
На вопрос «Как ты планируешь свой день?» 40% человек ответили, что никак не планируют. 26% – составляют план на день вместе с родителями. 24% учащихся 3-4 классов записывают на листочке то, что им необходимо сделать за день, и 10% участвующих в анкетировании ответил, что их дела планируют родители.
Большая часть учеников – 36% ребят (как раз те, кто самостоятельно или вместе с родителями пишут список дел) стараются контролировать выполнение намеченного на день, так как выполненные задания они отмечают в списке. Столько же 36% просто выполняют то, о чем вспомнят. 18 %- о невыполненных заданиях напоминают родители. 10% признались, что никак не контролирует выполнение намеченного на день.
На вопрос «Хочешь ли ты научиться самостоятельно планировать свой день так, чтобы времени хватило и на занятия, и на досуг?» подавляющее большинство – 84% человека – ответило, что хотят.
Итак, анкетирование подтвердило, что вопрос управления временем для учеников начальной школы является актуальной. А вот и цель проекта!
Цель проекта: разработать Плановичок «Мои ресурсы времени»
Для реализации задач и достижения цели были использованы следующие методы работы:[5]
проблемно-поисковый метод;
метод анкетирования;
метод анализа;
метод сравнения;
метод систематизации и обобщения.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Время и его измерение.
Для расширения информации о времени мы посетили Инновационный центр на Лубянке, где познакомились с приборами измерения времени – часами (солнечными, водными, песочными, механическими).Особенно понравилось создавать модели разных видов часов (см. Приложение 4)
А ещё узнали, что время[8] — одно из базовых свойств Мира, в котором мы живем. Кажется, что время — это совсем простая, обыденная, знакомая всем «вещь». Но это впечатление обманчиво. Любой ученый, изучающий время (существует даже специальный раздел науки, посвященный изучению времени, — «темпорология», возникший на стыке философии и физики), вам скажет, что чем проще какой-либо объект или явление, тем сложнее может быть характер его устройства и функционирования. Это в первую очередь относится к времени — ученые до сих пор не знают, что это такое, «тайна сия велика есть».
Важно понимать, что «просто времени» не бывает, а всегда существует «время существования чего-то». Тайм - менеджмент — это не вообще «управление временем», а управление временем какого-либо объекта (себя самого, подчиненных и др.) или процесса жизнедеятельности (работы, отдыха и др.).
План с указанием сроков достижения тех или иных задач — это модель времени, а реальное время, которое будут занимать производственные процессы с учетом самых различных неожиданных обстоятельств, — это уже нечто совсем другое.[8]
Итак, мы поняли, что занимаемся изучением не физического времени, а социального времени!
Оказывается, «субъективное» социальное время предполагает активную включенность человека в управление временем социальных процессов или объектов!
2. Понятие и правила Тайм- менеджмента
По данным Википедии, тайм-менеджмент (от английского time management) означает управление временем и повышение эффективности его использования/
Дата рождения тайм-менеджмента неизвестна. Не было такого человека, который бы объявил: «Сегодня я изобрел основы тайм-менеджмента». Первые письменные упоминания о попытках контролировать время принадлежат Луцию Аннею Сенеке.[2] Этот римский философ и государственный деятель жил с 3-х лет до н.э. до 65-ого года н.э. Свои методы управления временем он изложил в одном из нравственных писем, адресованных римскому патрицию и поэту Люцилию. Сенека рекомендовал:
вести письменный учет времени;
делить время на: хорошо, плохо потраченное и утерянное за бездельем;
оценивать свою жизнь согласно наполненности прожитого периода.
(по данным сайта http://www.kupi-franshizu.ru/stati/1004-istorija-i-ponjatie-tajm-menedzhmenta_planirovanie-metodov-upravlenija-sobstvennym-vremenem.html).
Пионером эффективного тайм-менеджмента в России стал Глеб Архангельский, который возглавил фирму «Организация времени».[2] Его нельзя назвать новатором, однако, именно он стал автором первых пособий и книг для взрослых по этой теме на русском языке.
На уроках литературного чтения мы узнали о том, что о нерациональном использовании времени писали многие писатели: Николай Николаевич Носов в своем рассказе «Федина задача»[6], Иван Андреевич Крылов в басне «Стрекоза и муравей»[3] красноречиво рассказал о плачевных последствиях потери времени. Но больше всего нам понравилось стихотворение Агнии Львовны Барто,[1] которое называется «Сережа учит уроки». [cм .Приложении 5]. Это стихотворение мы читали всем ребятам, которые проходили анкетирование. Кто- то из рябят узнавал себя и не скрывал этого!
Из многочисленного списка просмотренной нами литературы, для анализа мы выбрали книгу Марианны Лукашенко «Тайм – менеджмент для школьника» или « Как Федя Забывалкин учился временем управлять».[4]
Выделяя главную мысль каждой истории, мы сформулировали правила Тайм – менеджмента:
Составляй список необходимых дел.
Чтобы не перепутать дела, планируй действие, а потом результат!
Контролируй выполнение дел!
Рассказывай об успехах!
Жёсткие дела выполняй строго в определённое время.
Гибкие дела выполняй соответственно приоритетам в свободное время.
Соблюдай принцип наглядности и яркости, создавая недельный обзор.
На бюджетированные дела выделяй больше времени и записывай их с жёсткими делами.
Проводи хронометраж и помни о поглотителях времени ( об ожидании, опоздании, беспорядке, отвлечении). Найди их, сразись и победи !
Планируй гибкие дела с помощью контекстов.
Ликвидируй беспорядок с помощью алгоритма «СВИНТУС»
Помни о правилах целеполагания!
Используй в своей практике приемлемые для тебя техники планирования
3. Техники планирования временем [4]
Наиболее интересными и доступными оказались 6 техник планирования временем:
1..Планирование регулярных дел [см. Приложение 6]
Выявляем регулярные (ежедневные и еженедельные) дела и заводим таблицу регулярных дел ребёнка, а лучше — всей семьи. Контролируем выполнение регулярных дел и обсуждаем успехи друг друга. Показатели, отражающие наше физическое или интеллектуальное развитие (число отжиманий, количество выученных иностранных слов), отслеживаем в динамике. Сделать регулярные дела семьи максимально наглядными помогает магнитная доска.
2.Планирование еженедельных жестких дел [ см. Приложение 7]
Как детям, так и взрослым удобнее всего недельные обзоры. Дела на неделю вывешиваются на магнитной доске или записываются на обычном листе бумаги, прикреплённом магнитом к холодильнику. Можно сделать специальные формы в программах Word, Excel или распечатать форму (календарь на неделю) из программы Outlook. Эти формы помогают видеть как жёсткие дела друг друга, так и гибкие задачи, просьбы и поручения. Чтобы различать дела разного типа, лучше использовать маркеры разных цветов. На доске можно фиксировать и нужную контактную информацию.
3.Планирование дел, ориентированных на результат [см. Приложение 8]
Чтобы ничего не забыть, не перепутать и быть уверенным, что мы выполнили наше дело и получили необходимый результат, записываем в плане дело так: глагол (обозначающий нужное действие) + результат
4.Жёстко – гибкое планирование [см. Приложение 9]
Жёсткие дела надо сделать в определённое время. Мы записываем их в ежедневник с привязкой к нужному сроку. Между жёсткими делами обязательно оставляем свободное время. Учитываем время на отдых, еду, дорогу, непредвиденные обстоятельства (пробки в городе, не пришедший вовремя автобус, внезапно возникшие дела в школе).
Гибкие дела не привязаны ко времени. В сетку часов мы их не вписываем, а просто составляем список, выстраивая дела по приоритету. Занимаемся ими, как только освободилось время от жёстких дел. Первыми выполняются уточняющие дела: от них зависит планирование всего остального. При записи дел помним о правильных формулировках (ориентация на результат!)
5.Планирование-хронометраж. Поглотители времени [ см. Приложение 10]
Хронометраж нужен для того, чтобы увидеть, как мы расходуем время и где оно пропадает зря. Хронометраж ведут, чтобы найти и обезвредить поглотителей времени. Обычно оно тратится впустую из-за ожидания чего-либо (или кого-либо), опозданий, беспорядка и отвлечения.
Если возможно ожидание, думаем заранее, чем заполнить это время. Чтобы не опоздать, ставим будильник и выходим из дома с запасом времени. Поддерживаем порядок — тогда мы легко и быстро в нужный момент найдём любую вещь. Делаем продолжительную работу в один присест (или с короткими перерывами на отдых), не отвлекаясь на посторонние дела
6. Контекстное планирование [см. Приложение 11]
Контекст — это условие, лучше всего подходящее для выполнения определённого действия. С помощью контекстов можно планировать гибкие дела. Надо учитывать три вида контекстов: места, люди, обстоятельства. Возможные напоминалки: контекстная папка, стикеры или записки, страница в ежедневнике, доска планирования
Мы не только изучили эти техники планирования, но и апробировали их на практике!
У нас у каждого получился свой личный Справочник «Мои ресурсы времени».
Некоторые ребята написали стишки – малышки к разным видам планирования.[см. Приложение 13]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итоги работы с разными техниками планирования личного времени, результаты проведенного анкетирования, примеры из литературных произведений привели нас к выводу о том, что школьники не умеют самостоятельно управлять своим временем. Они тратят его на просмотр телевизора, посещение социальных сетей и на компьютерные игры.
Радует, что 84% учащихся 3-4 классов нашей школы хотят научиться управлять своим временем, понимая , что если ты не планируешь свой день, то время, оставшееся без контроля, попросту сбегает от тебя.
Значит, наш продукт Плановичок «Мои ресурсы времени»[см. Приложение 12] найдёт своего потребителя и поможет ребятам не терять своё время, а управлять им! Пусть все знают, что планы- бесполезны, а планирование – бесценно!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Барто А.Л. Большая книга стихов. – М.: Махаон, 2010.
В. Беглова, Т.В. Меркулова. Тайм-менеджмент для детей, или Как научить школьников организовать своё время. Учебно-методическое пособие. Педагогический университет «Первое сентября», Москва, 2011 г.
Крылов И.А. Басни Крылова. – М.: Самовар, 2011.
Лукашенко М. Тайм-менеджмент для школьника. – М.: Альпина Паблишер, 2016.
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся. – Нижневартовск: МБУ «Центр развития образования», 2012
Носов Н.Н. Живая шляпа. – М.: Стрекоза-Пресс, 2007.
Ступицкая М.А. Что такое учебный проект? – Москва: Первое сентября. 2010.
Тайм-менеджмент для школьников: методы, приёмы, инструменты // Школьный психолог. – № 3, 2008.
Черненко Г.Т. Часы и время. – СПб: «БКК», 2013.–96 с.-илл. – (Серия «Узнай мир»)
http://www.kupi-franshizu.ru/stati/1004-istorija-i-ponjatie-tajm-menedzhmenta_planirovanie-metodov-upravlenija-sobstvennym-vremenem.html.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Приложение 2.
АНКЕТА ДЛЯ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1. Как ты планируешь свой день?
а) записываю на листочке то, что мне необходимо сделать за день;
б) мои дела планируют родители;
в) никак не планирую;
г) составляю план на день вместе с родителями.
2. Как ты контролируешь выполнение намеченного на день?
а) отмечаю в списке выполненные задания;
б) о невыполненных заданиях мне напоминают родители;
в) выполняю то, о чём вспомню;
г) никак не контролирую.
3. Хочешь ли ты научиться самостоятельно планировать свой день так,
чтобы времени хватило и на занятия, и на досуг?
а) да, хочу;
б) нет, не хочу.
Приложение 3. Результаты анкетирования ( В-1)
Приложение 3. Результаты анкетирования ( В-2)
Приложение 3. Результаты анкетирования ( В-3)
Приложение 4. ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
Приложение 4 Инновационный центр
Приложение 4 Инновационный центр
Приложение 5
А.Л. Барто
СЕРЕЖА УЧИТ УРОКИ
Сережа взял свою тетрадь -
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.
Но тут как раз пришел монтер.
Сережа начал разговор
О пробках, о проводке.
Через минуту знал монтер,
Как нужно прыгать с лодки,
И что Сереже десять лет,
И что в душе он летчик.
Но вот уже зажегся свет
И заработал счетчик.
Сережа взял свою тетрадь -
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.
Но вдруг увидел он в окно,
Что двор сухой и чистый,
Что дождик кончился давно
И вышли футболисты.
Он отложил свою тетрадь.
Озера могут подождать.
Он был, конечно, вратарем,
Пришел домой не скоро,
Часам примерно к четырем
Он вспомнил про озера.
Он взял опять свою тетрадь -
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.
Но тут Алеша, младший брат,
Сломал Сережин самокат.
Пришлось чинить два колеса
На этом самокате.
Он с ним возился полчаса
И покатался кстати.
Но вот Сережина тетрадь
В десятый раз открыта.
- Как много стали задавать!-
Вдруг он сказал сердито. -
Сижу над книжкой до сих пор
И все не выучил озер.
Приложение 6
№ |
Дела |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
1 |
Пор Поработать над проектом |
+ |
+ |
+ |
||||
2 |
Позаниматься английским |
. |
||||||
3 |
Почитать |
. |
||||||
4 |
Повторить словарные слова |
+ |
+ |
|||||
5 |
Выучить таблицу умножения на 3 |
. |
. |
|||||
6 |
Убраться в книжном шкафу |
. |
||||||
7 |
Поехать в магазин канцтоваров |
. |
||||||
8 |
Поехать кататься на лыжах |
. |
||||||
9 |
Сделать открытку папе, дедушкам |
. |
. |
|||||
10 |
Порисовать |
+ |
Приложение 7
Планирование еженедельных жестких дел
Часы, дни |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Суббота |
Воскресенье |
8:00 |
Школа |
Школа |
Школа |
Школа |
Школа |
||
9:00 |
Школа |
Школа |
Школа |
Школа |
Школа |
||
10:00 |
Школа |
Школа |
Школа |
Школа |
Школа |
Французский язык |
Французский язык |
11:00 |
Школа |
Школа |
Школа |
Школа |
Школа |
||
12:00 |
Школа |
Школа |
Школа |
Школа |
Школа |
Бассейн |
|
13:10 - 14:10 |
Сольфеджио |
Английский язык |
|||||
14:40 - 15:20 |
Музыка |
Физкультура |
Логика |
Окружающий мир |
Английский зык |
||
15:30 - 16:10 |
Английский язык (Кембридж) |
||||||
16:10 - 16:50 |
Фортепьяно |
Шахматы |
Фортепьяно |
||||
17:00 |
|||||||
18:00 |
|||||||
19:00 |
|||||||
20:00 |
Бассейн |
||||||
21:00 |
|||||||
22:00 |
Приложение 8
Планированиедел, ориентированныхнарезультат
Моя цель. |
Хочу убедить родителей, чтобы записали меня на спортивную гимнастику. |
Цель зависит от меня? |
Да, я докажу маме и папе, что смогу хорошо заниматься и добьюсь хороших результатов. |
Каков результат? |
Родители согласятся и запишут меня |
Какова цель конкретно? |
Я хочу заниматься в фитнес центре, который находится рядом с «Чайханой». Я была там 2 раза и мне очень понравилось. |
Есть ли у меня возможности для достижения цели? |
У меня очень плотный график дополнительных занятий после уроков, но я могу заниматься на выходных. |
Какая польза от гимнастики? |
У меня будет хорошая осанка, буду физически здорова и красива. И если я буду заниматься серьёзно, то добьюсь отличных результатов, и родители будут гордиться мной. |
Три первых шага к достижению цели. |
Буду успевать делать вовремя д/з
Буду хорошо учиться
Буду слушаться родителей, учителей
Серьёзно поговорю с мамой и папой |
Приложение 9 Планирование жёстко – гибких дел
Жесткие дела |
Гибкие дела |
|
8:00 |
Школа |
|
9:00 |
- || - |
|
10:00 |
- || - |
|
11:00 |
- || - |
|
12:00 |
- || - |
|
13:10 |
Обед в школе. Прогулка |
|
14:40-15:20 |
Окружающий мир |
|
15:30-16:10 |
Английский язык (Кембридж) |
|
16:10-17:00 |
Самоподготовка |
Д/з по русскому языку. 50 мин. Д/з по математике. 40 мин. Д/з по английскому языку. 30 мин. Д/з по чтению. 20 мин. |
17:00 |
Дорога домой |
Выучить таблицу умножения на 2. 10 мин. Повторить словарные слова. 10 мин. Поиграть в телефон. 20 мин. Поиграть с братом. 20 мин. |
18:00 |
Свободное время |
Поиграть с младшей сестрой. 20 мин. Поиграть с канарейкой. 10 мин. |
19:00 |
Ужин |
|
19:30 |
Свободное время |
Продолжить выполнение Д/з |
20:00 |
Посмотреть мультфильм с родителями. 30мин. |
|
21:00 |
Вечерний туалет. Чтение книги. |
Покататься на тюбингах. 1 час. На завтра 1 час |
22:00 |
Сон |
|
Всего есть: 3ч. 20 мин. |
Всего надо: 5ч. 20 мин. |
10 Планирование – хронометраж
№ |
Дело |
Начало |
Окончание |
Затрачено времени |
1 |
Подъем. Утренний туалет |
7:30 |
7:50 |
20 мин. |
2 |
Завтрак |
7:50 |
8:10 |
20 мин. |
3 |
Дорога в школу |
8:10 |
8:40 |
30 мин. |
4 |
Подготовка учебных принадлежностей. Общение с друзьями |
8:40 |
9:00 |
20 мин. |
5 |
Учеба |
9:00 |
13:10 |
4ч.10 мин |
6 |
Обед |
13:10 |
13:30 |
20 мин. |
7 |
Прогулка (с переодеванием) |
13:30 |
14:40 |
1ч. 10 мин. |
8 |
Логика |
14:40 |
15:20 |
40 мин. |
9 |
Перемена |
15:20 |
15:30 |
10 мин. |
10 |
Английский язык (Кембридж) |
15:30 |
16:10 |
40 мин. |
11 |
Самоподготовка |
16:10 |
16:55 |
45 мин. |
12 |
Сборы домой |
16:55 |
17:15 |
20 ин. |
13 |
Дорога домой |
17:15 |
18:00 |
45 мин. |
14 |
Игры с младшей сестрой |
18:00 |
18:25 |
25 мин. |
15 |
Выполнение домашнего задания |
18:25 |
19:00 |
35 мин |
16 |
Ужин |
19:00 |
19:30 |
30 мин. |
17 |
Продолжение выполнения домашнего задания |
19:30 |
21:60 |
1ч. 30 мин. |
18 |
Вечерний туалет |
21:00 |
21:30 |
30 мин. |
19 |
Чтение книжки |
21:30 |
22:00 |
30 мин. |
20 |
Сон |
22:00 |
7:30 |
9ч. 30 мин. |
Приложение 11
Приложение 12
Приложение 13 Стишок - малышок
Приложение 13 Стишок - малышок
Приложение 13 Стишок - малышок
Приложение 13 Стишок - малышок