Введение
Как-то летом я увидел у магазина мужчину на кресле, у него не было ног ниже колена. Я был немного удивлён. В это время к нам приехал цирк, и я подумал, наверное, это фокусник, и предложил маме купить билет на представление. Дальше мы пошли на площадь и увидели мальчика на велосипеде. Но велосипед был необычный: трехколёсный, сиденье было креслом. Мальчик был пристегнут какими-то ремнями: ножками к педалям, а телом к сиденью. Когда он накатался, то его папа пересадил на кресло. И тогда я понял, что тот дяденька без ног - вовсе и не фокусник. Я решил поинтересоваться у мамы, что с этими людьми и почему они сидят в таких креслах. Мама сказала, что это люди инвалиды, и мы назвали их «особые». У меня было много вопросов, мы с мамой попытались найти на них ответы.
Цель работы: узнать, кто такие «особые люди», создать рисованный мультфильм, для школьников младших классов.
Мы поставили следующие задачи:
Понять, кто такие "особые люди";
Узнать с какими проблемами сталкиваются "особые люди";
Узнать, в какую школу ходят и есть ли в моей школе «особые» детки;
Проанализировать, какие условия созданы для "особых детей" в нашей школе;
Создать рисованный мультфильм и представить его в сети интернет.
В своей работе мы использовали следующие методы: изучение и анализ литературы по теме, просмотр видеоматериалов, съёмка собственного мультфильма.
Я считаю тему актуальной, так как мы школьники начальных классов и даже взрослые не знают, как относится к "особым людям", как подружиться с ними. Для нас школьников доступная информация об "особых детях" практически отсутствует, и мы, при случае, не знаем как правильно и корректно себя вести. А ведь это очень важно для нас, для "особых людей", для общества в целом.
1.Основная часть
Сначала мы решили узнать кто такие "особые" люди и почему они такими стали.
Особые люди-это лица с нарушениями или серьезными препятствиями физического/психического развития.
На свете много людей, и все мы не похожи друг на друга. Мы видим, что внешность у всех разная. Бывают разные болезни, от которых, к сожалению, нельзя вылечиться. Они не заразны, но таким людям иногда приходится очень тяжело, особенно когда люди не знакомые стараются не смотреть на них, не замечают, и думать только о внешности. Главное то, что внутри нас. Наш характер, как мы себя ведём. И такие люди порой бывают намного светлее и добрее других, у кого все ручки и ножки на месте и нет никаких болячек. Эти люди не выбирали, какими им быть, какими им родиться. Кто-то родился с ограниченными возможностями, кто-то заболел, кто-то попал в аварию. К сожалению, случаи бывают самые разные. Собирая информацию для своей работы, я понял, что нет журналов про особых людей, нет детских книг, нет единой простой информации в интернете. За все время поисков мы с мамой нашли лишь три мультфильма, посвящённых особым детям, а в остальном были фонды, энциклопедии, какие-то "мудрые" фильмы. Один из мультфильмов назывался "Доступная среда", из которого я понял насколько сложно бывает особым детям. Ведь они, также как и все мы, хотят посещать кинотеатры, библиотеки, магазины, но сталкиваются с проблемами уже на выходе из собственной квартиры, ведь на коляске невозможно без посторонней помощи спуститься с лестницы, а пандусы на сегодняшний день скорее редкость, чем обыденность. Ко всему этому ещё мы дети по своему незнанию и неадекватной реакции обижаем их, пусть и нехотя. Для особых детей создаются специальные школы, реабилитационные центры, но если у школы есть условия, то ребёнок может вполне посещать и обычную школу.
Мне стало интересно, имеются ли у нас в районе какие-то учреждения, школы для особых детей. Оказывается, в Камышловском районе имеется учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Камышловского района». Также немало проектов, программ, мероприятий на базе учреждений культуры и образования. В некоторых детских садах, например Калиновский детский сад, разрабатываются определённые методики, нацеленные на развитие моторики и координации пальчиков для «особых» детей. Детским садом была изготовлена тактильная книга «В путешествие с Дашей» (приложение №1). Также в нашем районе реализуется проект «Доступная среда». В городе устанавливаются звуковые светофоры для слабовидящих людей, пешеходные переходы не имеет поребриков, все социальные объекты обустраиваются пандусами, в школах появился тьютор, то есть наставник.
Мне стало интересно, имеются ли в нашей школе особые дети. Мы с Еленой Леонидовной посетили медицинский кабинет, где нам сказали, что у нас в школе есть такие ребята. Тогда, мы решили узнать, какие имеются условия для их комфортного обучения. Оказывается, в школе в полной мере реализована программа «Доступная среда». Для этого приобретено сложное техническое оборудование:
-Тренажер для занятий с «особыми детьми» (приложение №2);
-Универсальная парта и кресло для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (приложение №3);
- Современные компьютеры, позволяющие работать с детьми с нарушениями слуха и речи (приложение №4);
-Пандусы для беспрепятственного передвижения детей (приложение №5).
Для адаптации «особых» детей педагог – психолог нашей школы проводит занятия, на которых знакомит с особенностями разных людей и учит дружить. На таком занятии совсем недавно побывал и наш класс. На примере миньонов педагог – психолог показала нам, что все детки разные, главное, что в нашей душе (приложение №6).
Но больше всего меня поразило то, что особые люди ведут очень активный образ жизни, если есть на это условия. Играют в театрах, занимаются плаванием, танцами, хоккеем, теннисом и многими другими видами спорта. Тогда я подумал, что их занятия проходят на любительском уровне, но оказывается, что они достигают очень высоких результатов. Именно тогда я познакомился с Параолимпийской сборной России.
Параолимпийцы - это особые люди, участвующие в международных спортивных соревнованиях, люди отстаивающие честь нашей страны.
2.Практическая часть
Я решил, что тоже могу внести свой вклад в решение проблемы. А проблема в том, что мы совершенно ничего не знаем об «особых людях». Я решил нарисовать мультик и рассказать детям нашей школы об «особых» людях. Для начала мы с мамой сочинили стихотворение, которое так и называли «Особые люди».
Люблю играть я на площадке,
Гонять в футбол, везде ребятки,
Мы шумно бегаем, играем,
Везде друг друга догоняем.
Но как-то третий день подряд
Средь множества других ребят
Сидел мальчишка в стороне
На странном стуле, в суете,
Сидел, смотрел на всех вокруг…
И думаю я: «А где же его друг?!»
Я мимо близко пробегал,
Смотрю не стул... Смотрю коляска...
До этого такого я не знал...
К нему была какая-то опаска...
Я подозвал ребят к себе!
Спросил: «А почему он не играет?!»
Они сказали: «Он калека
И детских радостей не знает!»
Я думал, думал: «Как же так?»
И подойти к нему боялся...
А может он вообще нам враг?
Я на глаза ему попался...
Я быстро побежал домой,
Зашёл на кухню к маме
И сразу ей вопрос свой в лоб:
«Калеки, как такими стали?»
Мама в сторону ушла
И грубо как - то мне сказала:
«Не смей сынок ты никогда
Такие говорить слова!
Бывает в жизни разное...
И всякие есть случаи
И эти люди «особые», зачастую самые лучшие!»
Мы сели с мамой за столом, достали ноутбук
И мама мне сказала: «Человек – человеку - друг!
И люди особые, очень нам нужные,
Очень нам важные, самые дружные!»
Мы долго, долго там сидели,
Смотрели разные картинки:
Вот танцы, мальчик на коляске...
Он кружится так ловко в своей веселой пляске!
А девушка порхает с ним рядом как синичка,
Он сильный, очень ловкий, особый тот парнишка!
Вдруг на фото хоккейное поле!
Здесь шайба, клюшки и санки
И люди... какая в них воля...
Весь мир для меня наизнанку!
Вдруг беговые дорожки
И девушки на колясках…
Ну сколько в них силы, не боли!!!
Ну как же так все?! Не понятно!
Вдруг мама мне кажет пловца,
А у него нет одной ножки,
А он так ловко плывет
Лучше моего друга Сережки!
Я понял тогда лишь одно:
Что мир для меня поменялся
И если уж человеку что-то не дано,
То не нужно над ним смеяться!
И если у человека нет ног, и может, нет рук тоже,
Главное - есть душа
И воля ему поможет!
Теперь у меня есть друг!
«Особый» и самый лучший!
Антошей его зовут,
Хоть чем он тебе поможет!
Он в шахматы играет ловко,
На коляске меня обгоняет.
И знаю одно я точно, что мир о тебе весь узнает!
Земной шар такой большой!
И в каждой точке планеты
Есть «особый» человек,
С особой судьбой.
А почему так?! Ответа нету.
Затем мы нарисовали рисунки. И в конце работы создали рисованный мультфильм на компьютере, который разместили в сети интернет и показали ребятам нашей школы (приложение №7).
Заключение
Мной была проделана очень большая, сложная, но, очень интересная работа. В процессе которой, я узнал много нового об «особых людях» и поделился своими знаниями с окружающими. Моя работа отличается от других работ тем, что она основана, в основном, на собственных наблюдениях, так как детской литературы, которую можно легко воспринять, к сожалению, нет. Цель моей работы достигнута в полном объеме: я узнал кто такие «особые люди», с какими проблемами они сталкиваются, увидел, какие условия созданы для «особых» детей в нашей школе, а также создал рисованный мультфильм, который разместил в сети интернет и показал ребятам нашей школы.
Полезность своей работы хочется обосновать словами руководителя фонда «Обнажённые сердца» Натальи Водяновой: «Нужно, чтобы как можно больше людей узнало о людях с особенностями, впустило их в свое сознание и сердца. Если каждый из нас будет знать чуть-чуть больше о людях с особенностями, общество изменится».
Так же хочется порекомендовать к просмотру следующие мультфильмы: «Доступная среда», «Про Диму», «Кукутики» серия под названием «Добрая песня» и, конечно же, мой мультфильм «Особые люди».
Мы дети. Мы все разные и в какой-то степени особенные. У меня плоскостопие, у моего друга аденоиды, у бабушки очки, но мы любим и воспринимаем их недостатки. Так же и с другими «особыми людьми». На данный момент мой мультик посмотрели более 200 человек (приложение №9), среди них Юлия Самойлова, девушка, которая в 2018 году представляет Россию на Евровидении, также она финалистка проекта Аллы Пугачёвой «Фактор А». Юлия не обычная девушка, она колясочница с невероятным голосом и жизненной позицией. Юле очень понравился наш мультфильм, и она попросила разместить его у себя на странице.
Если из 200 человек, посмотревших мой мультфильм, 10 придут к родителям, зададут им вопросы, и хотя бы один ребенок сделает выводы, то весь мой труд и весь мой проект был сделан не зря.
Список используемых источников
Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике для студентов всех факультетов высших медицинских учебных заведений. – Ставрополь, изд-во СтГМА, - 2011.
http://sosbs.ru/news/invalidy-i-invalidnost-v-sovremennom-obschestve-g-kamyshlov/
https://paralymp.ru
https://www.nakedheart.org/ru
Приложение №1
Приложение №2
Приложение№3
Приложение №4
Приложение №5
Приложение №6
Приложение №7
Приложение №8