Инклюзия - шаг в будущее

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Инклюзия - шаг в будущее

Анисина Е.В. 1
1ГБОУ СОШ №5
Артёмова Д.Т. 1
1ГБОУ СОШ №5
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Сегодня качественное образование выгодно не только для отдельно взятого индивида, но и для общества в целом. Ведь обеспечение страны высококвалифицированными единицами влечет за собой рост производительности труда, внедрение новых технологий, выход на передовые рубежи в социальном развитии. К сожалению, у детей-инвалидов доступ к полноценным образовательным услугам ограничен. Как следствие социальная изоляция детей и их семей, которая усугубляется материальными затруднениями и ощущением отсутствия перспектив для дальнейшего развития.

Цель:

Исследование процесса инклюзии, как шага в будущее.

Задачи:

1) Исследовать состояние инклюзии в настоящее время;

2) дать характеристику детей с ограниченными возможностями здоровья;

3) оценить воздействие инклюзии на образование.

Главная проблема моего проекта – это исследовать процесс инклюзии, как шаг в будущее.

Понятие «инклюзивное образование».

В начале моей исследовательской работы я хотела бы ознакомить вас с понятием инклюзивного образования.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) – передовая система обучения молодежи с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении лиц с нормативным развитием и имеющих ограниченные возможности. Согласно ей, ребята здоровые и с инвалидностью обучаются совместно. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта современная система образования рассчитана на тех, кто может обучаться по общей программе и успевать в соответствии с установленными требованиями. Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создает основу для более справедливого общества.

Принцип инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детей охватывает глубокие аспекты современного развития школы. В данном процессе важную роль играет право ребенка на образование, в соответствии, с чем создается особенная среда, максимально адаптированная под конкретные особенности лиц. Для детей с определенными отклонениями в развитии инклюзив предполагает создание образовательной среды, в которую будет вовлечен каждый. Как следствие, при таком типе образования реализуется несколько принципов:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. 2. Каждый человек способен чувствовать и думать. 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 4. Все люди нуждаются друг в друге. 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Мировая практика инклюзивного образования.

В зарубежных странах инклюзия – это образовательный процесс с богатой историей, который законодательно закреплен. За рубежом с 1970-х годов ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, т.е. включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что ученики с ограниченными возможностями общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. (Приложение 1). Включение, или инклюзия, подразумевает реформирование школ и перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения. Сейчас проводятся различные исследования, которые оценивают экономическую эффективность инклюзивного образования. Государственные и муниципальные школы получают целевое финансирование из бюджета на детей с особыми потребностями, и, соответственно, они заинтересованы в приеме в учебное заведение таких учащихся. В умах европейцев крепнет убеждение, что «любое государство, стремящееся к справедливости и подчиняющееся международным нормам соблюдения прав человека, должно руководствоваться законами, которые гарантируют всем детям соответствующее их потребностям и способностям образование. Что касается детей с особыми потребностями, то такое государство обязано предоставить и им соответствующую их потребности возможность обучения». Таким образом, государства, достигшие экономического благополучия, исповедующие либерально-демократические ценности, противостоящие всем видам дискриминации и стремящиеся к социальной интеграции, выступают за политику инклюзии в образовании.

Страны СНГ, вслед за западноевропейскими государствами, развивают на своих территориях механизмы социальной инклюзии, однако в большинстве случаев процесс внедрения инклюзивных практик реализуется крайне слабо.

Ситуация с инклюзивным образованием в России.

Центр стратегических разработок собрал экспертов-педагогов, чтобы ответить на вопрос: какие меры необходимо предпринять государству для развития инклюзивного образования как основы развития «включающего» общества. Речь шла о реализации на практике инструмента «включенности», без которой невозможно достижение целей — роста качества жизни, активизации человеческого потенциала и повышения доверия общества к государству. К одной из основных групп, находящихся в зоне социального риска (риска «исключенности»), относятся инвалиды, которые сталкиваются с нехваткой качественной медицинской и социальной помощи, невозможностью трудоустройства и получения полноценного образования, враждебностью среды обитания и т.п. Преодоление неравенства между людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и теми, кто таких ограничений не имеет – закономерный этап развития любого цивилизованного общества. Россия сейчас сильно отстает от развития инклюзивного образования. С одной стороны, принята государственная политика в сфере образования детей с ОВЗ, установлены основные механизмы и нормы реализации идеи инклюзии, принята госпрограмма «Доступная среда» до 2020 года, утверждены федеральные государственные стандарты для обучения детей с ОВЗ. Однако принятых мер оказалось недостаточно. Поэтому в готовящейся общей стратегии развитию системы инклюзивного образования (ИО) будет уделено отдельное внимание. Для этой работы эксперты ЦСР привлекают представителей академического сообщества, педагогов специализированных школ, благотворительных фондов. Принятые госстандарты образования, как оказалось, больше рассчитаны на коррекцию отставания в развитии, а потому и не решили проблемы доступности и качества образования для детей с ОВЗ. Большой проблемой является недостаточный уровень профессионализма школьных учителей для работы с «особенными» детьми. Но, по признанию экспертов, основным препятствием в реализации задач ИО по-прежнему остаются психологические барьеры — общее образование в России еще не готово к включению детей с инвалидностью. Результатом дискуссии стала выработка мер, которые могли бы решить эти проблемы. Среди них – создание системы непрерывного ИО: от детского сада до средней школы. Особо отмечалось, что для облегчения «включения» ребенка в общество, ему необходимо предоставлять профессиональное образование, соответствующее современному рынку труда. Эксперты говорили о разработке понятных и прозрачных федеральных норм расчета финансирования ИО, принятия программы подготовки педагогических кадров для работы с «особенными» детьми в рамках модернизации всего педагогического образования в стране. Стимулом школ для работы в этом направлении могло бы стать формирование рейтингов образовательных учреждений и регионов по доступности среды и образования. Также обсуждалось возможность создание института тьютеров – помощников-опекунов по сопровождению детей с рождения до окончания образовательных учреждений. Наконец, для искоренения страха в обществе и формирования терпимости к инвалидам и детям с ОВЗ посредством социальной рекламы необходимо принятие специальной программы на государственном уровне. Какие из озвученных предложений войдут в общую стратегию развития страны, пока говорить рано. Но очевидно, что прогресс в части развития ИО поможет пополнить российский человеческий капитал и, что не менее важно, помочь сформировать атмосферу доверия, снизить социальную напряженность и гуманизировать российское общество. Для экономики страны эффект даст снижение уровня иждивенчества и включение этой группы в активную трудовую деятельность.

Законодательство в области инклюзии.

Инклюзивное образование в законе об образовании понимается как обучение детей с ограниченными возможностями, то есть лиц, у которых есть недостатки в развитии. В обязательном порядке любые отклонения должны быть подтверждены соответствующими справками. Законодательство закрепляет равный доступ к получению знаний для всех обучающихся независимо от того, есть ли у них определенные потребности или индивидуальные возможности. Во всеобщей декларации прав человека (1948) в статье 26 закреплено право всех на обязательное бесплатное начальное образование, «доступное для всех на основе способностей каждого». При этом: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам». Во многих странах с 1970-х годов ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. Например, в Италии законодательство поддерживает инклюзивное образование с 1971 года, а в Великобритании существует во взаимодействии со специальным образованием, которое имеет в этой стране давнюю историю и традиции. Инициатором реализации равных прав детей с ог­раниченными возможностями здоровья в системе об­разования является Организация объединенных наций (ООН).

На сегодняшний день внедрение инклюзивного образования на территории РФ происходит в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также регламентируется Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Одним из важнейших прав и свобод граждан в современном обществе является право каждого на образование, которое гарантируется основными нормативным актами государства.

Министерство образования и науки призывает к тому, чтобы все дети имели одинаковое право на обучение. Оно акцентирует внимание на том, что в детских садах и школах образовательный процесс должен вестись с учетом индивидуальных особенностей каждого требующего внимания ребенка. Ведущую роль в решении вопросов, касающихся детей с ограниченными возможностями здоровья играют психолого-медико-педагогические комиссии.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2018 годы определяет законодательное обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней. В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы к 2016 году доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учрежде­ний должна составить не менее 20%.

С 1 сентября 2016 года начал действовать утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Федеральный государственный образовательный Стандарт стал важнейшим правовым актом, устанавливающим определенную совокупность наиболее общих норм и правил, которые регулируют деятельность образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья. Сейчас Стандарт апробировался в 24 регионах на 115 школьных площадках. Он приемлем и при семейном образовании, а также при обучении на дому или в медицинских организациях. При этом возможна и  сетевая форма. В соответствии со Стандартом, адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования реализуется совместно не только с другими обучающимися, но и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.

В Самарской области действует областная межведомственная Комиссия по комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии. В рамках Программы «Интеграция» созданы территориальные агентства специального образования (ТАСО) – своего рода накопители материально-технических, программно-методических, кадровых ресурсов. ТАСО организованы на базе существующих образовательных учреждений и действуют в каждом образовательном округе Самарской области. В ТАСО сконцентрированы программно- методические, материально-технические (специальная техника, аппаратура, мебель и др.), кадровые ресурсы, которые направляются в то учреждение, где инклюзивно обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. В настоящий момент в регионе сложилась новая модель специального образования, которая позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья выстроить оптимальный образовательный маршрут с учетом особенностей ребенка.

Исследовательская часть.

Мы знаем, что инклюзивное образование – это наиболее передавая система обучения молодёжи с ОВЗ, основанная на совместно обучении лиц, имеющих инвалидность и без неё, когда все участники образовательного процесса учатся жить вместе и между ними граница стирается.Ведь интеграция – это создание в общеобразовательной школе оптимальных условий для каждого ученика с особыми потребностями. Их цель - сблизить массовую и специальную образовательные системы и растворить границы между ними. Главный принцип перехода между традиционной и инновационной систем образования – не навреди.Получение образования лицами с ограниченными возможностями ведется на основе бесплатных специальных учебников, пособий. За данную социальную поддержку отвечает конкретный субъект РФ. Инклюзивное образование в школе должно вестись специалистами, которые будут оказывать всестороннюю помощь детям: психолого-педагогическую, медицинскую, социальную. Инклюзивность образования и его доступность повышается и благодаря особым правам, которые действуют для таких лиц при поступлении в высшие учебные заведения. Но существуют проблемы для полной инклюзии для образовательных учреждений. Инклюзивное образование организовать само по себе невозможно в первую очередь потому, что современная школа – это социальный институт, который направлен на обучение детей, способных усвоить стандартную программу. Чтобы школы были технически подготовлены к принятию детей с ОВЗ, нужно оборудовать их специальными инструментами, например, пандусами и лифтами и так далее. Расходы на этом, к сожалению, не заканчиваются. Ученика, обучавшегося изолированно от других людей, нужно психологически подготовить к новой среде. Он нуждается в специальной педагогической помощи и психологической поддержке. Среди детей с умственными и физическими недостатками имеются и такие, которые нуждаются ещё и в ассистенте, который будет помогать им в адаптации. Таким образом, перед школой со стандартным нормативным финансированием стоит барьер в случае необходимости дополнительных расходов на организацию специальной педагогической поддержки. Вторая, не менее важная проблема – это страх перед неизвестным, ведь обучать особенных детей очень и очень трудно. Соответственно, для начала нужно подготовить руководителей образовательных учреждений, пересмотреть психологические и ценностные установки специалистов, уровень их компетентности, а уже потом открывать коррекционные классы. Существует несколько возможностей организации учебного процесса для детей с особенностями развития: (Приложение 1)

В первом варианте ребенок участвует в образовательном процессе наряду с остальными сверстниками в те же самые календарные сроки. Чтобы дети с ограниченными возможностями могли усвоить программу, важно предусмотреть для них поддержку педагогов, психологов.

При втором варианте развития событий ребенок может обучаться в классе со сверстниками, но индивидуально, по определенной продуманной программе.

Обучение детей с проблемами с теми, у которых есть сходные особенности в развитии.

В четвертом варианте предполагается разработка специального стандарта, согласно которому ребенок будет обучаться индивидуально.

Дети-инвалиды требуют особенного подхода к обучению. В связи с этим уже в садах проводится специальная диагностика. Она осуществляется в три ступени: (Приложение 2)

На первом этапе педагог получает представление о состоянии и развитии ребенка.

На втором этапе проводятся различные мероприятия – беседы, тесты, опросы, анкетирование, которые необходимы для конкретизации и уточнения первого представления.

На последнем этапе обобщаются полученные данные, анализируются, после чего продумывается определенная методика обучения.

В рамках мониторинга подвергается оценке психическое развитие ребенка, состояние его здоровья, степень развития общих способностей. После получения комплекса сведений педагоги оценивают возможность инклюзивного образования.

Коррекционно-развивающая работа проводится в первую очередь для того, чтобы оценить всестороннее развитие ребенка, который требует индивидуального подхода. Немаловажно и обучение детей-инвалидов с точки зрения коммуникации, художественного творчества, музыки – все это в комплексе позволяет аккуратно вовлекать их в общий образовательный процесс уже с ДОУ, где дети могут получать качественные знания без каких-либо барьеров. Конечно, не все дети, да и не все взрослые готовы к такому совместному обучению, но и воспитатели, и учителя отмечают, что инклюзивное образование направлено на развитие у дошкольников толерантности, терпимости, милосердия, понимания того, что ребята с ограниченными возможностями – обычные, но со своими особенностями

Рассмотрим особенности некоторых категорий детей-инвалидов (Приложение 2)

· Дети с нарушением слуха. У таких детей наблюдается нарушение восприятия, памяти, речи, мышления. Ребенок невнимателен, часто обидчив и замкнут. Также можно заметить нарушение координации и ориентирования в пространстве. Как правило, не проявляют инициативу в общении с окружающими. Дети с нарушением слуха хорошо читают по губам, воспринимая устную речь зрительно. При написании слов и произношении часто пропускают буквы или слова. Их фразы просты, а словарный запас очень беден.

· Дети с нарушением зрения. Для таких малышей необходимо использовать специальную программу для обучения. Также важно правильно распределять учебную нагрузку. Используются обучающие пособия, а также оптические и тифлопедагогические устройства. Рекомендуется чаще менять виды деятельности. Дозировать зрительные нагрузки необходимо строго индивидуально. В их обучающую программу обязательно входят такие занятия:

1. Ориентирование в пространстве.

2. Мимика и пантомимика.

3. Социально–бытовое ориентирование.

4. Развитие зрительного восприятия.

5. Мелкая моторика рук и осязание.

6. Логопедия.

Обязательно для детей с проблемами зрительного анализатора, должна проводиться лечебная физкультура, а на уроках - физ. минутки.

· Дети, у которых имеется задержка психического развития.

Такому ребенку присущи следующие характеристики: отсутствие внимания, отставание в освоении школьной программы, невозможность сконцентрироваться и самостоятельно выполнять задания, излишняя подвижность и эмоциональная нестабильность. Для таких детей необходимо усложнять задания, только учитывая возможности ребенка.

· Дети с нарушениями опорно–двигательного аппарата.

Основной симптом этой категории - нарушение двигательных функций. Дети с ДЦП часто имеют нарушение слуха, зрения, речи, интеллекта. Нередко наблюдаются судорожные симптомы. Таким детям необходимо помочь адаптироваться в обществе, им также нужна медицинская, психологическая, педагогическая и логопедическая помощь. Важно прививать любовь к труду, оптимистический настрой к жизни, семье, обществу.

Существует специальный государственный стандарт для детей с отклонениями в развитии и другими проблемами в здоровье. В нем гарантируется таким детям право на получение образования вне зависимости от степени тяжести нарушений, региона проживания и вида учебного заведения.

Задачи программы. (Приложение 3) Для того чтобы рассмотреть такую программу, необходимо выяснить, что означает для таких детей индивидуальное сопровождение. Сопровождение детей с ОВЗ – это долговременная поддержка, в основе которой лежит правильная организация процесса, направленная, прежде всего, на эффективный выбор решения их насущных проблем. Индивидуальное сопровождение – это комплекс методов, связанных между собой одной целью, задачей, действиями, которые направлены на оказание помощи ребенку с отклонениями со стороны не только родителей, но и педагогов. Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ помогает найти проблемы в развитии ребенка, сделать выводы и обеспечить правильное их разрешение, а также дает возможность развить задатки и возможности ребенка. Эффективность индивидуального сопровождения оценивается, кроме мнения педагогов, психологов и медиков, удовлетворенностью родителей и ребенка, пока он находится в образовательном учреждении. Также важно оценить способность малыша взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.

Разработка и реализация программы Программа сопровождения детей с ОВЗ имеет несколько этапов разработки и реализации:

1. На первом этапе происходит сбор и анализ документов, заключений врача, а также обсуждение проблем ребенка с родителями, педагогами.

2. На втором этапе необходимо провести комплексное обследование развития. Проанализировать результаты со специалистами и вывести заключение. В конце составить психолого-педагогическую характеристику.

3. На третьем этапе определяются задачи, условия, методы и формы коррекционно-развивающей работы. На этом этапе активно привлекаются родители. Им оказывается необходимая помощь, причем как практическая, так и консультативная.

4. Четвертый этап считается основным. Происходит реализация программы, контролируется ее выполнение, вносятся изменения, если необходимы. Специалисты проводят обучение родителей и педагогов необходимым навыкам работы с детьми с ОВЗ.

5. На пятом этапе происходит анализ эффективности освоения программы. Выясняются трудности в ее выполнении, поиск причин, ищутся пути решения проблем.

Формы работы с детьми с ОВЗ Для реализации программы необходимо проводить различные занятия с детьми с ОВЗ. Программа предлагает несколько форм работы: специально организованные занятия; внепрограммные занятия; организация свободного времени. Занятия с детьми-инвалидами могут проходить : индивидуально; в группах; совместно со здоровыми детьми. Обязательно нужно учитывать: состояние здоровья ребенка, настроение и сложившиеся семейные обстоятельства. Также существует несколько главных условий при проведении занятия с детьми с ОВЗ: темп обучения должен быть замедлен, привлекать регулярно детей к предметно-практической деятельности, опираться на возможности и способности ребенка, учитывать особенности ребенка и корректировать его деятельность.

Практическая часть

Практическую часть я выполняла на основе анализа готовности своей школы к инклюзии. Как в моей, так и в других школах моего города имеются технические препятствия для детей с ОВЗ. Это отсутствие пандуса; металлические, тяжёлые и открывающиеся на себя двери, а за ними ещё двери, также открывающиеся на себя и довольно узкие. В гардеробах узкий дверной проем, а крючки находятся достаточно высоко. Также в некоторых школах есть фойе, где ребенок сможет передвигаться только в коляске, т.к. отсутствуют поручни. В столовой расставлены лавки за столами, значит ребёнку придётся либо пересаживаться из коляски на сидение, либо нужны поручни, чтобы ребёнок имел возможность самостоятельно добраться до стола. В учебных кабинетах ребенку будет тоже очень сложно, так как высота доски и ширина прохода между партами не соответствуют требованиям. Кроме того не во всех образовательных учреждениях работают штатный медработник, специалисты и педагоги, прошедшие курсы для работы с такими детьми. Также я провела в своей школе анкетирование, (Приложение 5) чтобы проанализировать психологическую готовность учеников, родителей и педагогов к инклюзии. В нём участвовало 100 участников образовательного процесса. Ещё, я составила брошюру, в которой описаны 10 курсов занятий с детьми ОВЗ младшего школьного возраста. Также подготовила небольшой ролик, в котором участвуют ученики нашей школы с ОВЗ, которые проходили обучение инклюзивным программам. Как видим, они добились успеха в своей деятельности.

Заключение.

В заключение хочу сказать, что инклюзивное образование способствует достижению социальной справедливости на местном и государственном уровне, демонстрируя в жизнь убеждение, что все дети имеют право развивать свой потенциал через равный доступ к образованию, независимо от своих способностей и потребностей. Оно позволяет достичь две цели: развивает деятельность, которая помогает детям с особыми нуждами полностью реализовать свой потенциал, стать самостоятельными и участвовать в жизни своей общины. В то же время оно бросает вызов устоявшемуся предвзятому отношению в обществе, помогает родителям положительно воспринимать своих детей, имеющих проблемы развития, способствует большей социальной инклюзивности.

Использованная литература.

1. Нормативные акты и международные акты.

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. // Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009 - № 4. - ст. 445.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 сентября 2013г). – Новосибирск: Норматика, 2013._128с.- (кодексы. Законы. Нормы) ISBN 978-5-4374-0417-1

Конвенция о правах инвалидов (Принята в г. Нью-Йорке 13.12.2006 Резолюцией 61/106 на 76-ом пленарном заседании 61-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)

Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2017.

Приказ министерства образования и науки Самарской области от 27.07.2005 № 82-од «Об утверждении положения об организации образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях Самарской области»

Приказ министерства образования и науки РФ от 9.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»

Приказ министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

Приказ министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Приказ министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Приказ Минтруда России от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм.

Всеобщая декларация прав человека (1948), статья 26

Федеральный закон № 273 от 29.12.12, статья 26

2. Специальная литература.

Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368с. ISBN5-691-01094-8

Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие.- М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 240с. ISBN 5-91131-054-6

Инклюзивное образование в России. – Москва : РООИ "Перспектива" ЮНИСЕФ, 2011. – 90 с. – ISBN 978-5-903263-32-5

URL:http://perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/magz/vw-292/

Электронный журнал «Психологическая наука и образование»

www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: psyedu@mgppu.ru 2011, № 4

Жаворонков Р.Н. «Развитие инклюзивного образования в России на современном этапе: социально-правовые аспекты»,

URL:http://www.psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2011_4_2561.pdf

«Школа, доступная для всех» изд. РООИ «Перспектива» 2003г. URL:http://perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/magz/pg-2/»Школа

И. В. Липсиц «Экономика, базовый курс» 10-11 класс

С. В. Алёхина «Инклюзивное образование: история и современность».

Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. «Образовательная интеграция детей-инвалидов».

Инклюзивное образование. Индивидуализация сопровожде-ния детей с ограниченными возможностями здоровья: мате-риалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Челябинск, 9 февраля 2016 г.) / отв. за выпуск: Л.Б. Осипова, Е.В. Плотникова.

Е.В. Самсонова, Т.П. Дмитриева «Основные педагогические технологии инклюзивного образования».

Академик РАО Малофеев Н.Н. «Обучение детей с ОВЗ в

условиях введения ФГОС общего образования: вызовы и риски».

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Просмотров работы: 403