Введение
Одной из основных задач современного общества, а также приоритетным направлением государственной политики является воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина, что способствует укреплению гражданской солидарности и государственности. Решение данных задач будет способствовать обеспечению устойчивого и успешного развития нашей страны.
В соответствии с данными задачами на государственном уровне определен современный национальный воспитательный идеал: это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Как известно, гражданственность начинает закладываться с раннего детства: в период познания ребенком окружающего мира, культуры народа, среди которого он растет, определения себя и своей роли в общественном развитии страны.
Ценности личности начинают формироваться в семье, далее в формальных коллективах и неформальных сообществах, через средства массовой информации, другие источники. Наиболее системно, последовательно, глубоко воспитание личности происходит в сфере общего образования, где данные позиции обеспечены всем укладом школьной жизни. Именно в школе в настоящее время сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.
Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Важно отметить и то, что недостатки развития и воспитания в этот период жизни практически невозможно восполнить в последующие годы.
Социальный опыт, усвоенный в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Особое место в этом процессе занимают следующие друг за другом возрастные переходы. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, - утверждал Л.С.Выготский, - есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».
В исследовании мы опирались на научные труды
- по проблеме формирования гражданственности, гражданского воспитания - Л.Н.Даниловой, А.Я.Данилюк, А.М.Кондакова, Е.А.Певцовой, М.М.Поташника, В.П.Созонова, В.А. Тишкова, Л.В.Будниковой, И.Г.Брызгаловой, В.В.Владимиренко, О.В.Медведевой, И.В.Скворцовой, Т.В.Татариновой, М.В.Шакуровой и других.
Проблема формирования гражданственности у школьников, является актуальной, поэтому возникает необходимость изучения и дальнейшей разработки данной темы, ее развития в современных условиях.
Цель исследования– определениеуровня cформированности гражданственности ушкольников.
Объект исследования –понятие гражданственности у школьников.
Предмет исследования – процесс изучения гражданской позиции школьников.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что если построить работу на основе изучения: усвоенияшкольниками общественных ценностей, нравственных норм поведения, включение их в социальную жизнь общества, то можно определить уровень гражданской позиции школьников.
Для достижения цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие исследовательские задачи:
1.Рассмотреть изученность вопроса формирования гражданственности школьников в литературе.
2.Обобщить труды ученых по данной теме.
3.Определить гражданскую позициюшкольников.
Нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ и обобщение теоретических работ по теме исследования;
- эмпирические: наблюдение, беседа,опрос(анкетирование), дискуссия.
База исследования:экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №25 им. Героя Советского Союза Остаева А.Е.
Структура работы:работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
ГлаваI.Сущность понятия «гражданственность»
Гражданственность на современном этапе определяется как «интегративное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально и нравственно-политически дееспособным».
В современной литературе существуют различные трактовки термина «гражданское воспитание», «гражданственность». При этом многие российские ученые указывают на интеграционный характер этих понятий. Так, например, В. Воронов в своей книге «Педагогика школы в двух словах» определяет понятие «гражданское воспитание» как формирование комплекса качеств, необходимых каждому члену современного общества, а именно: политической культуры, правовой культуры и культуры межнациональных отношений.
Другой современный российский исследователь - доктор педагогических наук, профессор С. Д. Поляков под гражданственностью понимает процесс формирования гражданских умений, гражданского поведения посредством побуждения воспитанников к восприятию своих гражданских действий, возможностей как личной и групповой ценности.
По мнению этого ученого, сущностью гражданского воспитания является «создание у школьников опыта социального, группового и индивидуального поведения - как опыта совместного анализа, совместного решения групповых и социальных проблем, совместного социального действия, культурной защиты своих групповых и индивидуальных интересов».
По моему мнению, наиболее точно сущность понятия «гражданское воспитание» раскрывает Г. Н. Филонов. Он рассматривает гражданское воспитание как «целостный социально-педагогический и культурный процесс, направленный на создание социальной и духовной основы формирования гражданского общества и его главного субъекта - граждански образованной и всесторонне развитой личности, формирование гражданственности в виде интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным».
Это определение наиболее часто встречается и в другой литературе, что позволяет признать его общепринятым на данный момент.
Термин «гражданственность» также нуждается в конкретизации. В современном философском словаре гражданственность определяется как «нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит:государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность в готовности отстаивать и защищать их от всяких посягательств на их права и интересы».
Современный Политический словарь дает следующую трактовку этого понятия: «гражданственность - этокачество, свойство человека/гражданина, проявляющееся в его готовности и способности активно участвовать в делах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами и свободами, выполнять свои обязанности. Понятие «гражданственность» тесно связано с понятием «патриотизм».
Таким образом, в российской науке под гражданским воспитанием в обобщенном смысле принято понимать «…формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, нравственно и политически дееспособным».
Г.М.Коджаспирова и А.Ю.Коджаспиров дают следующее определение понятия «гражданственность»: «Гражданственность – нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны».
Исходя из данного определения, нам необходимо также рассмотреть суть нравственного и правового воспитания. В Педагогическом словаре даны следующие определения данных понятия: «Воспитание нравственное – формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения»; «Воспитание правовое – процесс формирования правовой культуры и правового поведения, заключающийся в осуществлении правового всеобуча, преодолении правового нигилизма, формировании законопослушного поведения».
Выводы
Как видно из данных определений, в отечественном образовании акцент делается на осознании личностью своих обязанностей перед обществом и государством, на взаимосвязи гражданского и патриотического воспитания.
Изменения, происходящие в нашем обществе, ставят перед школой новые задачи, одной из которых является формирование российской гражданской идентичности. Общество в настоящий момент требует от школы решения следующих задач:
1. Правовое просвещение: школа должна формировать представления о законах российского государства, гражданскую ответственность, готовность содействовать развитию государственных интересов и отстаивать общественные ценности.
2. Воспитание нравственного поведения, основанного на принятии личностью общечеловеческих этических норм и ценностей.
3. Экологическое образование: формирование ответственного и правильногоотношения к окружающей среде, воспитание защитников природы, обучение разумному использованию ее ресурсов.
4.Воспитание культуры межнационального общения: понимание и принятие особенностей культуры других народов, проживающих в государстве.
В практике отечественного воспитания есть богатый опыт гражданского воспитания, данное направление педагогической деятельности переходит в современное российское образование, реализуется в ряде проектов и Федеральных целевых программ развития образования.
ГлаваII. Гражданская позиция школьников МБОУ СОШ №25 им. Героя Советского Союза Остаева А.Е.
Исследование проводилось нами в период с сентября по ноябрь. Для исследования нами был выбран 8 «Б» класс. В начале учебного года (2017/2018) в исследовании приняли участие 25 учащихся, учитель - классный руководитель, научный руководитель.
Гражданственность формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Очень важными для формирования гражданственности являются годы обучения ребенка в школе. В этом возрасте происходит осознание и принятие ребенком первой социальной роли - роли ученика.
Нами были определены необходимые условиядля формирования гражданственности у школьников:
- наличие знаний о мире, обществе, самом себе;
- освоение форм общественных отношений в процессе общественно полезной деятельности;
- накопление опыта человеческого общения.
Приоритетными для формирования гражданственности у школьников являются:
- личные качества (его духовность, нравственность, всегда четкая и ясная позиция по отношению к миру и своему государству;
- приобщение к традициям школы, семьи, народа, республики, страны через которые происходит формирование отношения к ранее перечисленному.
Мы считаем, что на эффективность процесса формирования гражданственности у школьников также оказывают влияние следующие факторы:
Влияние семьи, старшего поколения;
Пережитый личный опыт;
Средства массовой информации;
Общение со сверстниками;
Процесс формирования гражданственности у школьников начинается с целостного восприятия человеком мира и себя в нем. Содержание этого процесса составляет приобщение школьников к нравственности как своей первооснове, то есть к добру, правде, истине и красоте. Усвоение и формирование общественных ценностей происходит в сочетании с собственной деятельностью человека в сфере самореализации.
Нами проводилась следующая работа по определению гражданской позиции школьников (см.прил.1)
В процессе диагностики мы сочетали методы: беседа, дискуссия, опрос, наблюдение с анкетированием и анализом творческих работ учащихся (эссе на тему «Гражданин России – Отечества сын!»).
Нами была составлена анкета.
Так, на вопрос: «Как понимается учащимися Отечество:
а) Родной дом б) Город в) Регион г) Страна»
Мы получили следующие ответы(см. прил.2):
- родной дом – 17 ответов (68%)
- город – 1 ответ (4%)
- страна – 7 ответов (28%)
На следующий вопрос: «Испытываете ли вы чувство гордости за свое Отечество?»(см.прил.3):
- ответ да - 21 учащихся (84%),
-затрудняюсь ответить – 4 учащихся (16%),
Следующий вопрос: «Если вы испытываете чувство гордости за свое Отечество, то каков именно предмет вашей гордости: люди, культура, природа, спортивные достижения, военные достижения?» (возможны два и более выборов), были получены следующие ответы(см.прил.4):
- люди – 5 ответов (20%),
- культура – 12 ответа (48%),
- природа – 14 ответов (56%),
- спортивные достижения – 9 ответов (36%),
- военные достижения – 8 ответов (32%).
Следующий вопрос: «Чувствуете ли вы личную ответственность за будущее Отечества?», нами получены следующие ответы(см.прил.5):
-«да» - 6 ответа (24%),
-«нет, я пока ничего не могу сделать» - 14 ответов (56%),
-«нет» - 3 ответа (12%).
Анализируя полученные ответы, следует отметить, что многие учащиеся не понимают, и не чувствуют личной ответственности за Отечество, не совсем верно о точно понимают суть понятия «Отечество», его охват.
Кроме того, отмечая, что они гордятся военными достижениями, спортивными - учащиеся затрудняются назвать конкретные имена, их поступки, достижения, подвиги во имя Отечества. Поэтому нами было предложено учащимся выполнить дома совместно с родителями эссе на одну из ниже представленных тем:
Великая Отечественная война и история моей семьи.
Спортивные достижения моих соотечественников (на примере одного вида спорта).
Культура и моя Родина.
Знания о своем Отечестве у учащихся 6 класса не всегда соответствуют их возрасту, как и их поступки: имеют место ложь детей, неуважительное отношение к взрослым, в том числе безразличное отношение в истории родного края, Отечества и т.д.;
Обобщая содержание домашних эссе можно отметить положительные моменты, которые заключаются в том, что в них представлены в некоторой степени исследовательские материалы, дети и их родители (тоже еще молодые люди, которые плохо знают историю родного края, а также историю своей семьи, свою родословную) обратились к бабушкам и дедушкам, при помощи которых был представлен очень богатый материал, подготовлены презентации, а по просьбе детей и родителей нами было организовано специальное мероприятие, где были обсуждены и наглядно продемонстрированы подготовленные ими материалы, что подтверждает интерес семьи и учащихся к нашей деятельности, направленной на формирование гражданственности школьников.
Выводы:
Проделанная нами работа с учащимися позволила нам не только определить уровень:
- сформированности гражданской позиции школьников, но и ознакомить обучающихся с основами гражданственности;
-устойчивого интереса к историческому прошлому своей малой родине и России;
-уважительного отношения к памятникам архитектуры и культуры; активной жизненной позиции, инициативности и творчества в труде; воспитание бережного отношения к родной природе; стремления к самовыражению и самореализации; посильное служение Отечеству; самоуважение и соблюдение правил культуры общения.
Таким образом, в ходе исследования нами была подтверждена гипотеза исследования.
Разработанная нами система занятий призвана способствовать тому, чтобы каждый ребёнок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества. Она направлена на усвоение школьниками общественных ценностей, нравственных норм поведения человека, гражданина.
Заключение
Построение в России гражданского общества, развитие страны зависит от ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы. Воспитание гражданина сегодня – залог гарантированного будущего для всего российского общества. Место и роль школы в решении вопросов воспитания любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну трудно переоценить, поскольку школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Важная роль в этом процессе отводится педагогу: организационная и координационная функция. От скоординированности действий всего педагогического коллектива школы, взаимодействия с родителями школьников во многом зависит эффективность результатов работы по формированию гражданственности подрастающего поколения.
Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству, планете Земля в целом. Воспитание гражданственности – это формирование активной гражданской позиции, гражданского самоопределения, осознание внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Всё это требует наличия некоторых морально-психологических качеств, таких как: гражданское мужество,честность,порядочность, смелость, а также умения отстаивать свою точку зрения иубеждённости.
Многие нравственные качества человека закладываются в школе. Любовь к родному краю, желание видеть родной город хорошеющим и расцветающим. Все эти чувства по больше части зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Школа пытается формировать чувства интернационализма, товарищества, активное отношение к происходящему, глубокое уважение к работающим. С малых лет необходимо дать детям представление, о месте и роли их страны в мире. Одно из проявлений всего этого комплексного качеств – любовь к природе. Это сложное чувство включает устойчивый интерес к природе, эмоциональную отзывчивость и желание охранять и преумножать природные богатства. Мы считаем каждый человек, независимо от возраста, должен бережно относиться к природе. Изучая историю у детей формируется представление о знаменательных героических и исторических событиях нашей страны, о боевых и трудовых подвигах соотечественников. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Краеведческий материал становится основой понимания детьми своеобразия родного края, его природы, истории, традиций. Знакомство с историческими памятниками и достопримечательностями своей малой родины позволяет сформировать у учащихся интерес к изучению историко-культурных корней, воспитывать чувство гордости за свой город, его историю, традиции, социальные и культурные достижения.
Воспитание гражданина происходит и тогда, когда школьник приобщается к искусству страны, народному творчеству, когда он знакомится с людьми, прославившими Родину: художниками, композиторами, спортсменами, космонавтами, и героями, защищавшими страну.
Работа проводилась нами в различных формах с детьми и родителями: уроки-путешествия, экскурсии, беседы, дискуссии, конкурсы.
В представленном исследовании достигнута цель, подтверждена гипотеза.
Библиографический список
Винникова С.А., «Воспитание гражданственности у младших школьников»/ С. А. Винникова // «Воспитание школьников». – 2008. – № 5. – С. 14–15
Данилова, Л.Н. Гражданское воспитание в зарубежной школе / Л.Н.Данилова // Народное образование . - 2011. - №7. – С. 257 – 263.
Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010. – 23с.
Иоффе, А.Н. Книга ресурсов. Методические материалы по гражданскому образованию. - М.: ООО «Издательство Дом «Новый учебник», 2006. – 236с.
Никифоров, Ю. Н. О понятии «гражданственность. / Ю. Н. Никифоров, А. Н. Скалина // Известия АлтГУ. - 2007. - № 43. С. 34 - 46.
Филонов Г. Н. Гражданское воспитание: основные категории и понятия / Г. Н. Филонов. М.: Педагогика, 2001. - 81 с.