Введение
В качестве важнейших целей современного российского государства определены «развитие у граждан способности к самоорганизации; формирование высокого уровня правовой культуры, здорового образа жизни; развитие способности к созидательной деятельности; умение находить содержательный компромисс в процессе межличностной и межкультурной коммуникации».
Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства. В связи с этим всё большее значение приобретает уровень политической культуры. Культуре демократии нужно учить с детства. Задача общества и государства заключается в том, чтобы сформировать и закрепить необходимые навыки правовой и демократической культуры молодого поколения.
Актуальность исследования определяется особой доминирующей ролью правовой культуры в процессе социализации личности.
В современном обществе правовая культура выступает важнейшим компонентом общей культуры человека.
В каждый конкретно-исторический момент культура определенной социальной среды накладывает глубокий отпечаток на состояние правосознания населения.
В условиях современного российского общества особую актуальность приобретает проблема воспитания гражданина правового государства – человека культуры, обладающего высоким уровнем самосознания, готового к осуществлению социально полезных действий. Однако современная социальная действительность порождает ряд крайне сложно разрешимых противоречий между:
-провозглашенными демократическими правами и свободами человека и повсеместным их нарушением на различных уровнях;
-между увеличением случаев нарушений прав человека и правовой безграмотностью населения России;
-потребностями общества в социально активных и ответственных гражданах и правовым нигилизмом многих молодых людей;
-высоким уровнем осознания и реализации собственных прав, низким уровнем сформированности гражданской позиции по выполнению обязанностей у подрастающего поколения;
-между нормативно-правовым закреплением правового просвещения в общеобразовательных учреждениях и постоянно растущим числом правонарушений в детской и подростковой среде и др.
В связи с этим остро встает вопрос, связанный с проблемой формирования правового сознания личности, его внутренней, неформальной правовой ориентации и самоидентификации, т. е. ее правовой культуры в изменяющихся условиях российского социума. (1, стр.56)
В отечественной литературе над проблемой правовой культуры активно работают такие ученые-правоведы, как Н.Л. Гранат, Н.М. Кейзеров, В.И. Каминская, А.Р. Ратинов, В.П. Сальников, А.П. Семитко, В.Н. Синюков и др. Выработаны краткие определения данного понятия.Под правовой культурой предлагается понимать "систему овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей" (А.Р. Ратинов). В широком плане правовая культура охватывает все правовые ценности, существующие в данное время в данной стране. При этом не игнорируется и мировой опыт.Указанными выше исследователями внесен весьма существенный вклад в разработку теории и практики правового просвещения учащихся. Однако новые социально-экономические, политические и правовые условия, в которых оказалась страна, выдвинули на первый план нестандартные задачи и аспекты решения проблемы повышения качества правового образования учащихся общеобразовательных учебных заведений. В связи с этим появился ряд работ, в которых исследуются социально-педагогические аспекты модернизации образования (А.Г. Асмолов., В В. Арнаутов, В.И. Данильчук, В.В. Краевский, О.Е. Лебедев, О.Б. Логинова, A.M. Саранов, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, Г. А. Цукерман и др.)
В данной работе рассматриваются некоторые проблемы правовой культуры современного общества, подростков.
Цель исследования – определить уровень правовой культуры старшеклассников.
Объектом исследования - является правовая культура.
Предметом исследования - мы определили уровень правовой культуры старшеклассников.
Гипотеза исследования заключается в предположении: если провести определенную работу (анкетирование, опрос и т д.), то мы сможем определить уровень правовой грамотности старшеклассников.
Для достижения цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие исследовательские задачи:
-рассмотреть сущность понятий «правовая культура», «правовое воспитание» «правовое просвещение»;
-определить уровень правовой культуры старшеклассников.
В ходе исследования использовались следующие методы:
- теоретические: изучение, теоретический анализ и обобщение научной литературы;
- эмпирические: наблюдение, беседа, опрос, диагностические методы и методики (социометрия, анкетирование).
Исследовательская работа проводилась на базе МБОУ СОШ№ 25 им. Героя Советского Союза Остаева А.Е. г. Владикавказа.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложений.
1.Правовая культура: понятие и структура
Правовая культура - часть общей культуры общества или отдельной личности. Культура как собирательное понятие имеет множество различных форм проявлений, сторон, видов, "срезов", "измерений". В данном случае речь идет о такой ее разновидности, как правовая культура, которая, кратко говоря, выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами, другими юридическими феноменами. Это - особая интеллектуальная сфера, имеющая свою специфику и выступающая предметом изучения юридической науки.Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. И прежде всего, конечно, с обычной, поведенческой, связанной с воспитанностью человека, его адаптированностью к порядку, дисциплине, организованности, уважению к законам страны. Не подготовленного в правовом отношении человека вряд ли можно назвать культурным. Юридическая культура - важнейший элемент правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства (7., стр.65). Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную так или иначе с применением правовых знаний. Последние сегодня востребованы многими науками, дисциплинами и специальностями как гуманитарного, так и негуманитарного профиля.(6,стр.7) Эти знания необходимы практически во всех областях, где действуют законы, юридические нормы. Не случайно почти во всех вузах страны общеобразовательная подготовка студентов включает в себя и правовую, ибо в этом нуждается любая профессия, любой вид деятельности.
Правовая культура неизбежно содержит в себе и мировоззренческий момент.
Различают правовую культуру всего общества и правовую культуру отдельного индивида, культуру различных слоев и групп населения, должностных лиц, работников госаппарата, профессиональную культуру. Наиболее характерными чертами (слагаемыми) правовой культуры личности являются: 1) достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания; 2) знание действующих законов страны (незнание законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение); 3) соблюдение, исполнение или использование этих законов, ибо одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта; 4) убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними; 5) правильное понимание (осознание) своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения (статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами; 6) правовая активность, т.е. целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений; противодействие беззаконию; поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма.(8.,стр.6) Одно из важнейших проявлений культуры социума - это состояние законности, где право выступает критерием уровня развития цивилизованности в стране. Право - это всегда антипод беспорядка, произвола, насилия, унижения человеческого достоинства. В науке есть множество определений права, однако, исходя из идеи гуманистической ценности правосознания, мы придерживаемся определения И.А.Ильина: право есть система установленных и санкционированных государством общеобязательных норм, обеспечивающих совместное гражданско-политическое существование людей на началах личной свободы при минимуме карательного насилия (7,стр.27 ).
Рассмотрение исторического процесса формирования правовой культуры у подрастающего поколения связано с именами таких выдающихся мыслителей, как Конфуций, Протагор, В.Мономах, С.Полоцкий, Д.Локк, М.М.Сперанский, И.И.Бецкой, Ф.В. Кречетов и др. Культура всегда отождествлялась с разнообразными сферами жизнедеятельности общества, к которым относится и право. Она определяет систему ценностей, норм и убеждений членов общества, в котором важное место в социальной регуляции занимают правовые идеалы, отражающие специфику разных исторических эпох. Воспитание правовой культуры с древних времён занимало особое место в формировании личности растущего человека. Одним из древнейших документов, подтверждающих это, является Классический свод законов царя Хаммурапи ( XVIII в. до н.э.), предписывающий основы правовой культуры: «Чтобы сильный не обижал слабого, чтобы притеснённому оказывалась справедливость» (1, с.21) по мнению Конфуция, идеальный гражданин должен основывать свои поступки на основе порядка (ли), человечности (жэнь) и нормах обязательного и чётко расписанного ритуала. Он утверждал, что управление людьми более успешно не наказанием, а воспитанием (9, с. 19, с.38).
В процессе специально организованной деятельности молодежь овладевает культурными и материальными ценностями общества, приобретает навыки и умения общественно значимой деятельности. Разнообразная деятельность помогает им освоить жизненный опыт, необходимый для осуществления личных планов, становятся шире взгляды, суждения, развиваются творческие способности, формируется общественное мнение. Эта деятельность может способствовать формированию активного отношения молодого человека к тому, что он познает, видит и делает. В этом процессе молодежь овладевает самой деятельностью, становится творцом, а не пассивным исполнителем.
Таким образом, чем содержательнее и целесообразнее построена и организована деятельность, тем больше возможностей для реализации потребности в активной позиции, тем разумнее строится процесс межличностного общения, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в процессе развития.
Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства. В связи с этим всё большее значение приобретает уровень политической культуры. Культуре демократии нужно учить с детства. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина. Часто после окончания школы обнаруживается полная правовая безграмотность подростков. И, хотя школьники в силу своих возрастных ограничений и других объективных причин не могут быть включены в реальные политические процессы, они оказывают на них определённое воздействие, воспитывают в них конкретные жизненные установки и устремления. Задача общества и государства заключается в том, чтобы сформировать и закрепить необходимые навыки правовой и демократической культуры молодого поколения.
Конец XX века и начало XXI века характеризуется в России эпохой глобальных перемен. В связи с этим очень активно идет изучение вопросов правовой культуры – одной из наиболее важных структурных элементов общества. Недостаточное знание гражданами своих конституционных прав, неумение или нежелание отстаивать их перед государством по-прежнему остаются одной из характерных особенностей жизни российского общества. Такое положение порождает среди населения апатию и безответственность, многократно усиливает предпосылки для нарушения прав граждан со стороны должностных лиц. Жизнь не по закону, а по "понятиям" - чрезвычайно опасный феномен, препятствующий проведению демократических преобразований в стране. Наличие правовой культуры, как общества, так и отдельной личности служит гарантом эффективности проводимых политических и экономических реформ. Уровень правовой культуры Российского общества XXI века зависит, от того насколько она сформирована у сегодняшних школьников и их родителей. Правовые преобразования в России происходят быстрее, чем развитие и становление личности подростка в конкретном историческом периоде. Вследствие этого существует необходимость подготовки выпускника школы к будущей самореализации и самоопределению в изменяющихся социально правовых условиях.(5)
Правовое просвещение граждан России по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты является одной из важнейших обязанностей Уполномоченного. Цель его деятельности в этой области состоит в повышении осведомленности граждан о правах и свободах, гарантированных им Конституцией Российской Федерации. Только осознав свои права и свободы, граждане России могут научиться ответственно и с достоинством требовать от должностных лиц их соблюдения. Начинать правовое просвещение граждан России следует с детских лет. Для этого необходимо прежде всего разработать доступные детям и подросткам различных возрастов учебные и методические материалы по проблематике прав и свобод человека.
Сегодня главной целью школы является воспитание у учащихся активной жизненной позиции, правосознания и правовой культуры, которые помогут учащимся стать зрелой личностью, способной адаптироваться в трудных условиях рыночных отношений и не потерять своё «Я» в хаосе несовершенства современного Российского законодательства.
Задачи, которые ставятся перед школой не так просты, как кажется на первый взгляд. Это, прежде всего, создание условий для самореализации личности как во время учебы, так и после её окончания. Одним из важнейших элементов правосознания является воспитание конкурентоспособной личности, которая легко и самостоятельно могла бы приспосабливаться к реалиям современной жизни. Выпускники средней школы должны разбираться во многих вопросах, связанных с правоотношениями. Ученикам необходимо понимание того, что неправомерное и незаконное поведение может привести к негативным последствиям и повлечь за собой юридическую ответственность.
Трудность в решении данной задачи состоит в том, что правовое воспитание приобретает актуальность в подростковом возрасте только тогда, когда подростки начнут сознательно воспринимать сущность законов. Чаще всего осознание негативных последствий своих поступков происходит только на основе собственного опыта. Многие из подростков очень зависимы от влияния взрослых или мнения группы. Часто чтобы не быть «трусом», повысить свой авторитет в глазах сверстников, подростки совершают противоправные действия или принимают решения об их совершении. И здесь важно чтобы человек понимал «Что такое хорошо и что такое плохо»
Важная составная часть правовой культуры — уважительное отношение к праву, закону, понимания их ценности и необходимости безусловного выполнения правовой нормы. Эта сторона правового воспитания важна тем, что задача построения правового государства требует, чтобы уважительное отношение к праву стало личной ценностной установкой человека. Строгое следование требованиям правовой нормы — это результат внутренней борьбы «за» и «против» и чтобы человек с честью вышел из этой борьбы, необходимы такие волевые качества, которые помогли бы ему победить самого себя, т. е. психологическая готовность к такой борьбе. У человека должна сформироваться способность совершенствовать положительные свои качества и противостоять отрицательным.
Гражданско-правовое воспитание — это многофакторный процесс. Его эффективность зависит от многих факторов объективного и субъективного характера. Правовое воспитание человека, в том числе и молодого, происходит:
-во-первых, под влиянием материальных условий жизни общества, и существующих общественных отношений, и бытовых условий, и естественной среды, и, наконец, наследственности, т. е. факторов независимых от воли людей,
- во-вторых, сознательной деятельности человека, выражающейся в воспитательном воздействий семьи, детского сада, школы, колледжа, лицея, вуза, общественных объединений, органов самоуправления граждан, органов государственной власти, средств массовой информации, литературы, искусства, кино, театра, культурно-просветительных учреждений и т. д. (1)
Правовое воспитание длительный процесс. Он начинается практически с детства и продолжается всю человеческую жизнь. Французский материалист 18 века Гальвеций говорил, что вся жизнь есть, собственно говоря, лишь одно воспитание. Но самый благодатный период - молодые годы, когда центральная нервная система человека отличается наибольшей пластичностью и восприимчивостью. Формирование правового сознания и правовой активности — дело не одного дня. Результаты правового воспитания обнаруживают себя не так быстро как результаты обучения. Для того, чтобы можно было сказать что-то определенное о результатах правового воспитания необходимо длительное наблюдение за воспитуемым, причем в различных условиях, в различной обстановке (9).
Основой правовой культуры учащихся является их правовое просвещение. Правовые знания содействуют правильному пониманию общественных явлений, способствуют развитию социальной активности граждан, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать законные пути и средства защиты личных прав и интересов.
Правовое просвещение школьников должно способствовать образованию у них специфического правового понятийного аппарата мышления, при помощи которого производятся отбор, классификация и переработка поступающей извне правовой информации. Формирование такого понятийного аппарата - одна из важнейших задач правового просвещения школьников; только с его помощью можно развить способность к самостоятельному, правильному и сознательному усвоению правовых знаний. Способность правильно и сознательно воспринимать правовую информацию и явления правовой действительности составляет необходимое условие, как правовой образованности, так и правовой воспитанности личности.
Содержание правового просвещения несовершеннолетних должно включать в себя изучение Конституции РФ, а также нескольких отраслей права, знакомство с которыми наиболее важно для юношей и девушек, вступающих в самостоятельную жизнь: это административное, трудовое, брачно-семейное и уголовное законодательства. Именно на их содержании следует раскрывать смысл и значение конституционных принципов и положений. Кроме того, существует ряд подзаконных актов, знакомство с которыми для старшеклассников обязательно. Это следующие документы: Устав школы, Правила для учащихся, Правила поведения несовершеннолетних в общественных местах, Правила дорожного движения, Правила купания и поведения у водоемов, Правила техники безопасности во время работы, Правила обращения с взрывоопасными и легковоспламеняющимися предметами.
Основными формами правового просвещения учащихся являются лекции по правовой тематике; экскурсии, в ходе которых теоретические положения наглядно иллюстрируются местным материалом; правовые беседы; использование кино, телевидения; вечера встреч и тематические вечера; вечера вопросов и ответов; диспуты, предметом которых является важная морально-правовая проблема; обсуждение книг и статей, которое позволяет не только пополнить запас правовых знаний, но и сформировать отношение к ним; наглядная агитация (тематические стенды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература, видео и аудиозаписи) (5)
Правовое воспитание молодежи — это деятельность, устремленная в будущее. В процессе правового воспитания подрастающего поколения решаются задачи не столько сегодняшнего дня, сколько перспективные. Выше уже говорилось, что за молодежью будущее, от нее зависит, будет ли у нас построено правовое государство, гражданское общество. Поэтому формируемые в процессе правового воспитания молодежи качества должны опережать достигнутый уровень духовного и морального развития нашего общества. Однако не следует отрываться и от реальной жизни, от текущих задач, решение которых обеспечивает решение перспективных задач.
Правовое просвещение учащихся - это составная часть всего воспитательного процесса, целью которого является формирование социально активной личности. Правовое воспитание нельзя рассматривать изолированно от других видов воспитания: политического, нравственного, трудового, эстетического, физического. Всё это - взаимосвязанные звенья одной системы. Если исключить хотя бы один элемент этой системы, задача воспитания подрастающего поколения остаётся неразрешённой. Результаты правового воспитания зависят от того, насколько продуманно, целеустремленно, комплексно ведется весь воспитательный процесс.(13с.64)
Правовое просвещение проходит на основе, прежде всего, постижения элементарных понятий о добре, зле, хорошем и плохом, справедливом и несправедливом, что можно делать и чего нельзя делать. Любое поведение человека, в том числе правомерное или неправомерное, оценивается, прежде всего, с моральных позиций. Хулиганство - это не только противоправное действие, но, прежде всего - аморальное. Нарушение трудовой дисциплины — это не только неисполнение норм трудового права, но и аморальное действие. Поэтому правовому воспитанию всегда должно предшествовать нравственное воспитание. Оно является основой правового воспитания, а правовое воспитание усиливает действенность нравственных норм.
К средствам правового воспитания относятся: правовая пропаганда, правовое обучение, самовоспитание. В основе применения всех указанных средств лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации. Особое место здесь занимает проблема «правового минимума», некоего обязательного уровня знания права (уровня правовой осведомленности), которым должен обладать каждый гражданин любого общества, независимо от его социального статуса.
Предпосылкой эффективного управления этим процессом является четкое представление о системе источников правовой информации и их реальном использовании гражданами. Определяющая роль в системе источников правовой информации принадлежит средствам массовой информации, а также правовому всеобучу (имеется в виду изучение основ права и государства в детских садах, школах и во всех учебных заведениях, а не только юридических).
И так суть правовой культуры гражданина можно выразить следующей формулой: знать - уважать - соблюдать. Имеются в виду требования законов. Как и в случае с правосознанием, это первичный, обыденный уровень правовой культуры, приобретающий, однако, и общественное значение.
Таким образом, правовая культура формируется под влиянием условий, в которых находится личность, и реализуется в общественной деятельности посредством социальной активности, действенности личности и проявлений её гражданско-првовых качеств.
Заключение.
К результатам курса можно отнести :
– улучшение знаний основных правоведческих понятий и использование их в различном контексте ;
– умение выделять существенные признаки права как особого вида социальных норм;
– знание существенных элементов системы права, его источники;
– знание основных видов юридической ответственности и умение распознавать их на основании приведенных примеров;
– знание основных понятий и норм отраслевого права (государственного, семейного, трудового, гражданского, уголовного, административного);
– умение на основании приведенных ситуаций определить вид правонарушений;
Изучение данного курса поможет учащимся в последующие годы (10,11 классы) достигнуть хорошего уровня в их политико-правовом, гражданском образовании, что возможно станет базой для дальнейшего изучения права в профессиональных учебных заведениях.
Изучение элективного курса положительно сказалось на учащихся 10 класса. Удалось повысить уровень правового сознания и правовой культуры у ребят. Активизировались ученики, которые имели удовлетворительные оценки по предметам и ранее не проявляли интерес к учебному процессу. В своей педагогической деятельности, буду практиковать подобные элективные курсы для формирования и развития правовой культуры и правосознания подростков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., «Наука», 1988.
2.Бойко А.Д. Правовая культура и вопросы правового воспитания-М.1973
3.Болотов В.А. Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 22-24 мая 2002 М.2002
4.Давыдова Г.П. Формирование правосознания и поведения учащихся- М.Просвещение 1981
5.Зимина Н.В. Воспитание правовой культуры школьников через организацию внеклассной работы. Учитель в школе-2010-№6
10. Зырянов М.Ю. Правовое образование школьников//Вестник образования №4 2010
6.Саламаткин С.Н. «Правовое воспитание личности». Красноярск, КГПУ, 1990.
7.Система правового образования и воспитание гражданина России. Книга для руководителя школы. СПб., 2001.
8.Правовое образование в школе: концепция, стандарты, программы. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003.
9.Тубельский А.Н. – Правовое пространство школы: Учебно-методическое пособие: М. – МИРОС. – 2002.
Приложение 1
Уровень правовой культуры современных школьников в МБОУ СОШ №25 им. Героя Советского Союза Остаева А.Е
Экспериментальное исследование проводилась на базе МБОУ СОШ
№ 25 им. Героя Советского Союза Остаева А.Е. г. Владикавказа.
В эксперименте принимали участие 22 ученика 10 «а»,
19 учеников 10 «б» классов.
Цель этапа эксперимента – изучение уровня сформированности правовой культуры старшеклассников.
Задачи, решаемые :
-на 1 этапе - подбор диагностического инструментария;
-на 2 этапе - организация диагностики;
-на 3 этапе - интерпретация полученных данных.
Существует множество трактовок уровней сформированности правовой культуры. Мы придерживаемся уровней предложенных А.С Саламаткиным (1990). Он выделяет пять уровней правовой культуры: идеальный, высокий, удовлетворительный, низкий, минимально допустимый. Показателями уровней сформированности культуры являются: широта, объем и глубина правовых знаний, потребность повышать правовые знания, владение правовой лексикой, готовность к общественно-правовой деятельности, мотивы участия в правовой деятельности, характер учебной деятельности, правовое поведение в процессе неформального общения и в других жизненных ситуациях.
Для организации процесса формирования правовой культуры общества, необходимо определить уровни ее сформированность у разных социальных групп.
В научной литературе предлагаются различные программы изучения личности. За основные признаки, характеризующие уровень правовой культуры, мы взяли критерии, выработанные А.С Саламаткиным, и представили их в виде таблицы (Приложение №1).
Для изучения наличия указанных компонентов правовой культуры у старшеклассников было проведено анкетирование (Приложение №2)
Нами также был определен уровень правовых знаний десятиклассников с помощью анкетирования (Приложение №3)
В анкетировании участвовали учащиеся двух 10 классов школы (48чел.) При составлении анкет и анализе полученных данных наибольшая сложность, с которой мы столкнулись, стало определение готовности к правовой деятельности и поведение школьников в неформальной обстановке, показатели этих критериев могут быть необъективны.
Всего было опрошено 41 респондент. Согласно полученных нами данных, идеальным, высоким уровнем правовой культуры обладают 4% опрошенных. Примерно одинаковое количество опрошенных старшеклассников обладают средним и минимально допустимым уровнем 29% и 31% соответственно. Самое большое число респондентов - 36% приходится на старшеклассников, обладающих низким уровнем правовых знаний и правовой культуры.
Полученные данные свидетельствуют о низком уровне правовой информированности, правовых знаний. 30% (средний) респондентов согласились с утверждением, что законы следует соблюдать при любых обстоятельствах, 43% (низкий уровень) считают, что люди подчиняются закону, даже если требования закона им не нравятся, потому что законы не принято нарушать. При этом 0% убеждены, что имеют достаточное количество правовых знаний для того, чтобы самостоятельно защищать свои права и законные интересы, и только 42% указали на отсутствие у них достаточных знаний и опыта, чтобы самостоятельно решать правовые проблемы. Около 50% испытывают затруднения в принятии самостоятельных решений в юридически значимой ситуации. (Приложение №6)
Общим для них является наличие у половины опрошенных отрицательной установки на содействие правоохранительным органам, низкий уровень социально-правовой активности, желание опосредовать свой выбор чьей-либо волей, снять с себя ответственность за выбор того или иного решения. 21% считают негативным предоставление правоохранительным органам сведений о совершенном правонарушении, а тех, кто сообщил, - «стукачами». 10 % на вопрос «Желаете ли Вы принимать участие в охране общественного порядка (например, патрулировать улицы)?» избрали вариант ответа: «Нет, так как считаю для себя подобное унизительным». 20% не сообщили бы в органы милиции о факте совершения преступления по мотиву нежелания лишний раз общаться с полицией.
Таким образом, выявляя низкий уровень правовой просвещенности старшеклассников необходимо содействовать качественному изменению их правосознания.
В заключении скажем, что, понятие правовая культура – это эволюционно развивающаяся научная категория. Различные социальные группы обладают разными уровнями ее сформированности.
В процессе формирования правовой культуры обучающихся:
-систематизируются знания о праве, законодательстве РФ, существующем правопорядке, способах его охраны;
-идет ориентирование на социальную ценность права и правопорядка отношение граждан к закону, установка на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка;
-ориентация на социально полезное поведение личности, проявляющееся в осознанном правомерном поведении, умелой реализации своих прав и свобод, ответственном отношении к выполнению обязанностей гражданина, готовности в различных жизненных ситуациях действовать юридически грамотно, ориентируясь на существующий закон.
Результаты наших исследований указывают на то, чтобы повысить уровень правовой просвещенности, культуры обучающихся.
Построение правового государства немыслимо без воспитания у подрастающего поколения гражданских качеств личности. Поэтому воспитание правосознания у школьников становится одной из задач школы.
Право представляет собой совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах, постановлениях государственных органов и регулирующих взаимоотношения людей юридическими лицами и гражданами конкретного государства. Гражданско-правовое просвещение, воспитание в совокупности с нормами нравственного поведения формирует социальную зрелость школьников.
Только в условиях сочетания правовых и нравственных норм и правил поведения народ становится законопослушным, дисциплинированным и исполнительным.
Важнейшими задачами являются:
-ознакомление обучающихся с правовыми актами государства;
-воспитание уважительного отношения к законам страны, республики, общеобразовательного учреждения и убеждение в необходимости их выполнения;
-привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке;
-усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания.
В содержание правового просвещения, воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Каждый выпускник школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов.
В школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые им адресованы. Имеются в виду Конституции: России, РСО - Алании законодательство об ответственности несовершеннолетних за нарушение правопорядка. Эти правила переплетаются со следующими требованиями нравственного поведения: выполнять советы и распоряжения родителей, беречь и охранять природу, государственное, общественное и личное имущество, заботиться о своем здоровье.
До начала изучения курса в 10 «а» классе, было проведено анкетирование, с целью выявления уровня правовой культуры и правового сознания (См. приложение А). В опросе приняли участие 22 человека, ученики 10 «а» класса.
Опрос респондентов выявил следующие результаты:
На вопрос знают ли подростки о своих правах: учащиеся 10 «а» класса ответили: 31 % (10 человек) знают, 40,9 % (7 человек) не знают, 27,2 % (5 человек) затруднялись ответить.
О своих правах учащиеся 10 «а» узнали 18,4% (7 человека) в учебном заведении, 27,2 % (6 человек) от окружающих людей , 54,5 % (9 человек) СМИ.
На вопрос проводят ли разъяснительные беседы о правовой культуре подростков респонденты 10 «а» класса ответили:
22,7 % (5 человек) да, 27,2 % (6 человек) нет, 9 %(2 человека) никогда не проводили, 40,9 % (9 человек) иногда проводят.
На вопрос как подростки относятся к правоохранительным органам, респонденты ответили:
31,8 % (7 человек) считают, что нужны народу, 13,6 % (3 человека) считают, что не нужны, 54,5 % (12 человек) затруднились ответить.
Помогают ли адвокаты людям? На этот вопрос 22,7 % (5 человек) ответили да, 13,6 % (3 человека) ответили нет, 63,4 % (14 человек) затруднились ответить.
На вопрос может ли подросток высказывать свое мнение, респонденты ответили:
54,5 % (12 человек) могут, 13,6 % (3 человека) не могут, 31,8 % (7 человек) затруднились ответить.
Выбирая образование: 31,8 % (8 человек) выбирают сами, 54,5 % (12 человек) прислушиваются к родителям, 0 % все равно где учиться.
Если подросток получает деньги в подарок ко дню рождения, имеет ли право он ими распоряжаться? На этот вопрос учащиеся 10 «а» класса ответили: 22,7 % (5 человек) да, 54,5 % (12 человек) иногда, 22,7 % (5 человек) не может распоряжаться.
Мальчишке 15 лет, может ли он в период летних каникул устроиться на работу? 31,8 % (7 человек) респондентов считают, что может, 22,7 % (5 человек) считают, что не может, 45,4 % (10 человек) не знают ответ на поставленный вопрос.
Самым главным правом, по мнению учащихся, является:
54,5 % (12 человек) право на жизнь, 22,7 % (5 человек) право на личную неприкосновенность, 22,7 % (5 человек) право на свободу.
По данным анкетирования проведенного до изучения элективного курса «Подросток и закон» видно, что уровень правовой культуры и правового сознания учащихся находится на низком уровне. Всего 31 % опрашиваемых знают свои права, только 18,4 % опрошенных узнали о своих правах в учебных заведениях. 27,2 % опрошенных, никогда не слышали разъяснительных бесед о правовой культуре, 13,6 % считают, что правоохранительные органы не нужны нынешнему поколению. На вопрос помогают ли адвокаты людям, 64,3 % опрошенных затруднились ответить. 13,6 % респондентов считают, что подростки не могут высказывать своего мнения, 22,7 % учащихся считают, что не имеют права распоряжаться деньгами, подаренными им в день рождения. На вопрос могут ли 15 летние дети в период каникул трудоустроиться, 45,4 % опрошенных не смогли ответить на поставленный вопрос. В вопросе о самом главном праве 22,7 % опрошенных считают, что первостепенным является права на личную неприкосновенность.
С первых дней занятий по курсу «Подросток и закон» учащиеся 10 «а» класса активно участвовали в процессе изучения тем, с интересом выполняли задания, и задавали интересующие их вопросы. Был заметен интерес подростков к вопросам права.
Результаты изучения курса:
После проведения занятия № 10, с помощью раздаточного материала и на основании устных ответов, можно сделать вывод о том, что изучение данного элективного курса способствовало вовлечению учащихся в познавательную деятельность по праву. Правовая культура и правосознание, в ходе проведения занятий поднялись на новый уровень. Изучение элективный курс помогло в успешной подготовке подростков к олимпиаде по праву, и углублению имеющихся знаний в области права. В ходе проведения элективного курса удалось познакомить учащихся с материалами правовых источников, сформировать понимание необходимости знания права в современных условиях развития общества.
На основании анкетирования, проведенного после изучения элективного курса «Подросток и закон» можно увидеть, что уровень правовой культуры и правового сознания подростков существенно повысился:
На вопрос знают ли подростки о своих правах: учащиеся 10 «а» класса ответили: 81,8 % (18 человек) знают, 4,5 % (1 человек) не знают, 13,6 % (3 человека) затруднялись ответить.
О своих правах учащиеся 10 «а» узнали 77,2% (17 человек) в учебном заведении, 4,5 % (1 человек) от окружающих людей , 18,1 % (4 человека) СМИ.
На вопрос проводят ли разъяснительные беседы о правовой культуре подростков, респонденты ответили:
81,8 % (17 человек) да, 0 % нет, 0 % никогда не проводили, 22,7 % (5 человек) иногда проводят.
На вопрос как подростки относятся к правоохранительным органам, респонденты ответили:
67,9 % (15 человек) считают, что нужны народу, 4,5 % (1 человек) считает, что не нужны, 27,7 % (6 человек) затруднились ответить.
Помогают ли адвокаты людям? На этот вопрос 63,4 % (14 человек) ответили да, 13,6 % (3 человека) ответили нет, 22,7 % (5 человек) затруднились ответить.
На вопрос может ли подросток высказывать свое мнение, респонденты ответили:
86,3 % (19 человек) могут, 4,5 % (1 человек) не могут, 9 % (2 человека) затруднились ответить.
Выбирая образование: 54,5 % (12 человек) выбирают сами, 31,8 % (7 человек) прислушиваются к родителям, 0 % все равно где учиться.
Если подросток получает деньги в подарок ко дню рождения, имеет ли право он ими распоряжаться? На этот вопрос учащиеся 10 «а» класса ответили: 67,9 % (15 человек) да, 22,7 % (5 человек) иногда, 9 % (2 человека) не может распоряжаться.
Мальчишке 15 лет, может ли он в период летних каникул устроиться на работу? 81,8 % (18 человек) считают, что может, 9 % (2 человека) считают, что не может, 9 % (2 человека) не знают ответ на поставленный вопрос.
Самым главным правом, по мнению учащихся, является:
81,8 % (18 человек) право на жизнь, 4,5 % (1 человек) право на личную неприкосновенность, 13,6 % (3 человека) право на свободу.
По подсчетам анкетирования проведенного после изучения элективного курса «Подросток и закон» можно выявить, как изменились показатели ответов на поставленные вопросы.
До изучения курса 31 % опрашиваемых знали свои права, после изучения, эта цифра увеличилась до 81,8 % .
В учебных заведениях 18,4 % опрошенных узнали о своих правах до изучение курса, а по данным полученным после изучения элективного курса 77,2 %.
В период первого анкетирования 27,2 % опрошенных, никогда не слышали разъяснительных бесед о правовой культуре, на время второго анкетирования цифра снизилась до 0 %.
По данным анкетирования до изучения курса 13,6 % считали, что правоохранительные органы не нужны нынешнему поколению, но по итогам анкетирования проведенного после изучения курса, этот показатель снизился до 4,5 %.
На вопрос помогают ли адвокаты людям, 64,3 % опрошенных затруднились ответить, получив ответ на этот вопрос в ходе курса «Подросток и закон» число респондентов, не знающих ответ на данный вопрос, снизилось до 22,7 %.
В результатах первого анкетирования было указанно, что 13,6 % респондентов считают, что подростки не могут высказывать своего мнения. После изучения тем курса, всего 4,5 % опрошенных считают, что не могут высказывать свое мнение.
До изучения элективного курса 22,7 % учащихся считали, что не имеют права распоряжаться деньгами, подаренными им в день рождения, после, в период второго анкетирования, показатель снизился до 9 %.
На вопрос могут ли 15 летние дети в период каникул трудоустроиться, 45,4 % опрошенных не смогли ответить на поставленный вопрос до того как изучили курс «Подросток и закон», когда учащиеся получили информацию в этой области права, то число тех, кто не мог ответить на вопрос составляло 9 %.
В вопросе о самом главном праве 22,7 % опрошенных считали, что первостепенным является права на личную неприкосновенность. После изучения курса, 81,8 % респондентов считают, что главным является право на жизнь.