Введение
Одной из движущих сил прогресса в мире является образование. В контексте современной действительности крайне важно обеспечивать все слои населения необходимым уровнем знаний, повышать качество преподаваемых дисциплин. Образование – один из ключей к высокоразвитой экономике страны. Сингапур, Южная Корея и Япония – страны с хорошо развитой индустриальной экономикой, а в международных рейтингах, связанных с образованием, они занимают лидерские позиции. Каким образом удалось этим странам добиться такого результата?
Изучением этого вопроса занимались такие востоковеды, как А. Прасол [5], В. Кирьянов [1], А. Ланьков [2] и др., однако, как специалисты узкой направленности, они анализировали системы образования одной конкретной страны, не сравнивая азиатские системы образования в целом.
Цель данной работы – выявить сходства и различия систем школьного образования Сингапура, Южной Кореи и Японии.
Задачи исследования: составить представление о современном состоянии систем школьного образования в вышеназванных странах; сравнить их системы образования для выявления их особенностей; показать связь между качеством образования и высокоэффективной экономикой перечисленных государств.
В ходе работы было проанализировано множество источников: книги российских и советских востоковедов, а так же иностранных политиков, статьи, электронные ресурсы (среди которых сайты посольств, сайты министерств образования, сайты со статистиками и т.п.).
Из книг получены сведения об отношении жителей Сингапура, Южной Кореи и Японии к образованию и их образовательным системам, сведения о самом устройстве образовательных систем. Благодаря книгам составлено общее представление об экономиках стран. Даты написания варьируются от 1985 до 2012 года, благодаря чему было получено полноценное представление об образовании перечисленных стран во временном контексте.
Статьи содержат в себе обрывочные сведения об образовании вышеназванных стран, факты, иногда – статистические данные. Среди статей есть и несколько интервью с учениками. Большинство статей были написаны уже в 21-ом веке, однако есть и более ранние статьи.
Информация, полученная из электронных источников, многообразна: здесь и различные статистики, и схемы образовательных систем, и исторические данные. Информация из электронных источников принадлежит ко второму десятилетию 21-ого века.
При исследовании был использован сравнительный метод (метод сопоставления нескольких объектов). Данный метод является одним из самых распространенных способов исследования. Благодаря ему становятся понятны общие закономерности, особенности явления. В данной работе сопоставляются и сравниваются системы образований Сингапура, Южной Кореи и Японии для выявления общих «плюсов» систем.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и источников.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ СИНГАПУРА, ЮЖНОЙ КОРЕИ И ЯПОНИИ
Учебный год стартует после празднования Нового Года – 2 января дети исправно начинают ходить в школу. Он делится на два семестра, а семестры в свою очередь делятся еще на две части (далее именуемые «четвертями»), каждая – по 10 недель. После первой и третьей четверти сингапурские школьники уходят на одну каникулярную неделю; после второй четверти – на четыре, и самые большие каникулы длятся 6 недель (в конце года) [20].
Общее количество каникулярных недель: 12 недель (3 месяца).
Кроме каникул, дети отдыхают в национальные праздники [20]
В Сингапуре никогда не существовало единого языка. Это был город-полиглот, находившийся под властью колониального правительства (Ли Куан Ю, Сингапурская история: из «третьего» мира – в «первый») [3].
Отличительная черта сингапурской образовательной системы – это билингвизм. Сингапур, как страна маленькая, но многонациональная, имеет и много национальных языков: малайский, китайский, тамильский и английский, оставшийся от колонизаторов. В 1966 году по инициативе Ли Куан Ю в общеобразовательной программе было введено обязательное изучение двух языков – английского и родного [8, с.282], и уже в 1987 году английский язык стал официальным языком государства. Английский был необходим в качестве языка межнациональной коммуникации. В настоящее время примерно 80% школьных предметов преподаются на английском [20].
Несмотря на повышенное внимание к изучению английского, правительство не приветствует отказ представителей этнических групп от родного языка
Начальная школа
Начальное образование обязательно и бесплатно, длится 6 лет. Включает в себя не только изучение требуемых школьной программой дисциплин, но и воспитание через эти дисциплины важных для государства качеств характера: ответственности, честности, способности к организации собственного времени и др. На этапе начальной школы важно понимание каждым учеником проходимой темы, и сами ученики это прекрасно понимают. По окончании начального образования ученики сдают выпускной экзамен Primary School Leaving Examination (PSLE), по результатам которого ученики поступают в средние школы [13].
Средняя школа
Среднее образование платно (10$/мес. для платежеспособных и 5$/мес. для нуждающихся; в «автономных» школах цена варьируется от 3 до 18$ [20]); длится от 4 до 6 лет в зависимости от направления подготовки. Всего есть 4 базовых направления: экспресс, стандартное (академ. или техн.) и специальное.
Выпускники начальных школ распределяются по данным направлениям на основании результатов PSLE (Primary School Leaving Examination). Разница между специальным и экспресс-направлением заключается в более углубленном изучении родного языка на последнем профиле. По окончании одного из двух вышеназванных профилей ученик сдает экзамен и в зависимости от результатов получает аттестат о полном среднем образовании O-уровня (Ordinary level). После получения сертификата данного уровня возможно поступление в колледжи, институты или политехникумы. Стандартный и академический профили ведут к получению аттестата о среднем образовании N-уровня (Normal level); ученики, получившие сертификат уровня N, могут поступить в технологический или централизованный институт [11].
Существует также так называемая «интегрированная» программа, по окончании которой ученик получает сертификат А-уровня (Advanced level) [20].
Большое внимание уделяют не только теоретическим знаниям, но и применению их на практике. Бренвин Джеффриз, корреспондент BBC, пишет: «В двух средних школах я видела, как руководство пытается применять креативные методы обучения. В школе Монтфорт поощряют мальчиков создавать их собственные опытные образцы каких-либо технологий, начиная от системы орошения сада и заканчивая электронной клавиатурой» [16]
Преимущества:
- Сингапурская система образования направлена не на количество знаний, а на их качество; очень важно понимание ребенком материала.
- Доступность образования: начальное образование бесплатно, образование в средней школе подъемно большинством семей; для нуждающихся предусмотрены льготы.
- Изучение английского языка предполагает множество возможностей: возможность общения между различными этническими группами, возможность для дальнейшего карьерного роста.
- Тесная связь теории и практики.
Недостатки:
- Сертификаты различного уровня (N,O,A) вешают на учеников «ярлыки», которые давят на неокрепшую детскую психику.
График учебы в южнокорейских средних школах сильно отличается от российского. Учебный год в Корее заканчивается в декабре, а ходить в школу ученики начинают в марте. Основные экзамены проводятся в ноябре [9]
Базовая школьная система состоит из детских садов (1-3 года), начальной школы (6 лет), средней школы (3 года), старшей школы (3 года) и университета [10]. Обязательное образование состоит из начальной школы и средней школы первой ступени, длится 9 лет.
Начальная школа
Начальное образование бесплатно и обязательно, охват – 99,9% [17]. Длится 6 лет. С 3-его класса учебный план состоит из следующих предметов: корейский язык, этика, обществознания, математика, науки, физкультура, музыка, искусство и иностранный язык (английский) [14, с.5].
Средняя школа первой ступени
Средняя школа первой ступени обязательна и бесплатна. Продолжительность – 3 года. Для того чтобы поступить в среднюю школу первой ступени, никаких экзаменов сдавать не нужно. Учебный план такой же, как и в начальной школе, но с небольшими изменениями: добавляется технология (техническое образование для мальчиков и так называемая «домашняя экономика» для девочек) [14, с.5].
В средней школе большинство детей отказываются от дополнительного образования (занятий музыкой, футболом и проч.), т.к. учиться становится сложнее. Главная забота родителей – успеваемость. В школах регулярно составляются рейтинги, и чем выше в таком рейтинге ты окажешься, тем лучше, ведь впереди поступление в университет. В связи с этим ученики начинают посещать разнообразные курсы, называемые «хагвонами» [2, с.235].
Средняя школа второй ступени (старшая школа)
Самая сложная пора в жизни корейского школьника – это старшая школа. Длится 3 года, необязательна, платна.
Существуют различные направления средних школ второй степени: общеобразовательные школы, профессионально-технические училища, специальные школы. В старшую школу нужно сдать вступительный экзамен.
Тест Академических Способностей (ТАС)
По окончании обучения в старших классах ученики сдают экзамен – ТАС (Тест Академических Способностей, аналог нашего ЕГЭ).
Сдавая ТАС, выпускники отвечают в письменной форме на несколько десятков вопросов, выбрав правильный ответ из двух-трех данных. В структуру ТАС введены дополнительные вопросы (чтобы было как можно меньше одинаковых результатов). ТАС позволяет оценить общий уровень, при этом не ориентируясь на какие-то определенные способности по конкретному предмету, поэтому шанс успешно сдать ТАС выше всего у тех учащихся, кто одинаково хорошо занимается по всем предметам. Получившие максимальное количество баллов имеют право подавать документы в самые престижные вузы страны (Сеульский национальный университет, Университет Корё и Университет Ёнсе) [7, с.44].
В сфере образования Южной Кореи практически нет коррупции (возможно, были какие-то инциденты, но факт остается фактом – процент коррупции в образовательной сфере крайне мал). Поэтому подготовка к экзаменам дается тяжело абсолютно всем выпускникам. Среднестатистический подросток проводит 11 часов в день в школе и в «хагвонах», а некоторые занимаются и после различных курсов [2, с.236].
Власти серьезно готовятся ко дню сдачи экзамена. День сдачи ТАС – как национальный праздник. За выпускников в этот день переживает вся страна.
За день до ТАС все СМИ (телевидение, газеты) советуют ученикам, как лучше с точки зрения психологии и медицины подготовиться к ТАС: что пить, что есть, что следует делать, а чего не следует.
Меры, призванные сделать день сдачи ТАС для учеников наиболее легким, иногда поражают. Олег Кирьянов в книге «Наблюдая за корейцами. Страна утренней свежести» пишет: «к месту проведения экзаменов их доставляют не только особые группы таксистов, которые собираются заранее, – таксистам помогают госслужащие, владеющие собственными машинами. Если в этот день вам надоело стоять в пробке, то выскочите из автомобиля и крикните, что ваш сын опаздывает на ТАС, – вам тут же уступят дорогу».
Благодаря тому, что Южная Корея имеет небольшую территорию и страна вся лежит в одном часовом поясе, конверты с экзаменационными заданиями по всей стране вскрываются одновременно. Во время аудирования (на знание иностранного языка) власти на полчаса закрывают все аэропорты страны и прекращают военные учения, если таковые были, чтобы шум не помешал экзаменуемым расслышать слова неродного языка [1, с.14].
Результаты экзамена без преувеличения влияют на всю дальнейшую жизнь подростка. Именно поэтому, к сожалению, после объявления результатов экзаменов, возрастает порог смертности среди подростков из-за самоубийств [9]
«Хагвоны» – это частные курсы, где ученикам помогают понять и закрепить какие-либо темы, по которым они отстают в школе. Набор предметов тот же, что и в школах, – математика, английский язык, корейский язык, иероглифика и т.п. Некоторые курсы даже помогают делать домашние задания.
Многие ученики способны учиться вплоть до полуночи, при этом вставая в пять утра, чтобы еще поучиться. Поэтому в Сеуле частным преподавателям запрещено работать после десяти вечера. На такие меры правительство пошло только под давлением врачей, опасающихся за здоровье подростков. Но некоторые пытаются обойти эти ограничения: занимаются на полулегальных курсах, ездят в города рядом со столицей, где нет закона, ограничивающего время обучения [1, с.13]
Преимущества
- Бесплатное начальное и среднее образование
- Регулярное составление рейтингов дает корейскому школьнику возможность отслеживать свою успеваемость
- В сфере образования нет никакой коррупции [2, с.236]
Недостатки
- Самый серьезный недостаток корейской системы образования – можно получить высокий балл за ТАС благодаря, например, хорошим знаниям гуманитарных предметов, а поступить на технический факультет. Специализация школы значения при поступлении в вуз не имеет абсолютно никакого [9].
- Давление на школьников. Доктор Хонг, южнокорейский детский психолог, говорит: «С самого детства родители закрепляют в сознании своих детей важность финансовой состоятельности и индивидуальных достижений, поэтому ребенок чувствует, что если он не добился успеха в учебе, не поступил в престижный колледж, то родители не будут считать его своим чадом» [18].
В связи с давлением и отношение школьников к системе образования соответствующее. Так, например, в проекте сайта tumblr.com «Korean students speak», призывающем школьников к использованию английского языка для выражения своих чувств, старшеклассники жалуются на образовательную систему страны. Они пишут: «Korean education kills students», «School is jail. No freedom for us! Help!», «STOP printing out students as if they are ROBOTS», «Kill the school», «I want to run away from school» и многое другое [19].
Учебный год в Японии начинается 1 апреля, заканчивается в марте. Он разделен на три семестра с 40-дневными каникулами в июле и августе и с зимними каникулами в конце декабря. Японские дети посещают школу 240 дней в году, включая занятия по субботам [6, с.300]
Градация школьного образования
Начальная школа
Начальное образование, в соответствии с Конституцией, обязательно и бесплатно. Длится шесть лет (возраст с 6 до 12 лет) [15]. Учебный план включает родной язык, обществоведение, естествознание, мораль, математику, музыку, рисование, ручной труд, физкультуру и, начиная с 5-ого класса, домоводство для девочек и мальчиков. В начальной школе дети осваивают национальную фонематическую азбуку (кана) и примерно тысячу иероглифов [12].
Оценки в начальной школе играют всего лишь формальную роль – для перевода в следующий класс. Главным основанием для перевода является не объем знаний ребенка, а его возраст. В начальной школе не принято оставлять на второй год. Классы формируются без разделения на «сильных» и «слабых» учеников, т.к. японцы очень негативно относятся к ранней специализации в образовании [5, с.238].
Начальная школа – не только кладезь базовых знаний, но и кладезь «базовых» традиций общества. В ней воспитывается уважение к взрослым, почитание старшего.
Средняя школа первой ступени
Среднее образование 1-ой ступени длится 3 года. Учебный план делится на обязательные и факультативные предметы. Обязательные: родной язык, математика, обществоведение, естествознание, мораль, музыка, ИЗО, физкультура, основы производства (для мальчиков), домоводство (для девочек). Факультативные: иностранный язык, технология, домоводство (для мальчиков), дополнительные курсы музыки, физкультуры, искусства. В среднем, количество изученных иероглифов достигает двух тысяч [12].
В средней школе уделяют время поведению ребенка. Для поддержания дисциплины и улучшения социальных навыков подростка каждый год проводится ротация классов. В конце учебного года учеников опрашивают: с кем он бы хотел остаться в одном классе, а с кем хотел бы расстаться [5, с.241].
Конец обучения в средней школе первой ступени сопровождается сдачей экзаменов по пяти предметам: японский и английский языки, математика, естественные науки, обществознание. На данном этапе заканчивается обязательное бесплатное образование, предусмотренное Конституцией, ученик получает сертификат о его получении [15, с.8].
Средняя школа второй ступени (старшая школа)
Старшая школа (2-ая ступень средней школы) длится 3 года. Необязательна, платна. Большая часть выпускников средней школы первой ступени поступают затем в старшую школу, т.к. получение полного среднего образования считается престижным. Старшая школа делится на общеобразовательное и профессиональное отделение.
Общеобразовательное отделение делится на два потока: поток для учеников, собирающихся поступать в вузы, и поток для учеников, решивших закончить свое образование на этапе старшей школы. Существуют разные учебные планы в рамках этих потоков: с опорой на гуманитарные либо естественные науки. Вне зависимости от потока учебный план включает в себя японский язык, классическую литературу, политэкономию, историю Японии, всемирную историю, географию, математику, физику, химию, биологию, физкультуру, ИЗО, музыку, иностранный язык, основы производства (для юношей) и домоводство (для девушек).
На профессиональном отделении 5 потоков: с/х, технологический, коммерческий, морского промысла, домоводства. Каждый поток (за исключением коммерческого) имеет несколько более узких специализаций. Около 40% времени отводится на узкоспециальные предметы, а общеобразовательные даются в более упрощенном виде. Всего насчитывается около ста программ по различным направлениям в рамках различных потоков по всей стране [12]
В Японии, как и в Южной Корее, весьма популярны дополнительные курсы («дзюку»), обеспечивающие подготовку учащихся к экзаменам.
В эти школы ходят те, кто хочет получить высшее образование, то есть абсолютное большинство. Школьная программа не предусматривает необходимые для сдачи выпускного экзамена навыки, не готовит учеников к поступлению в университет, именно поэтому среднестатистический выпускник после школы отправляется учиться в «дзюку», а заканчивает учиться уже около 9 вечера. В зависимости от уровня подготовки в «дзюку», родители ученика платят в среднем от 300 до 600 долларов в месяц [5, с.239].
По данным СМИ, «дзюку» посещают 5% учащихся первых классов начальной школы, 20% учеников старших классов начальных школ, 40% учеников средних школ первой ступени. В Токио же на таких курсах занимаются в некоторых школах до 80% учащихся [6, с.304]
Преимущества:
- Обязательное бесплатное 9-летнее образование
- Ротация учеников в средней школе способствует укреплению социальных навыков
- Уделяется большое внимание воспитанию учеников
- Японская школа не только дает ученику определенные знания, но и воспитывает в нем ответственность. К примеру, официально уроки начинаются в 9 утра, однако если ученик появится в школе в 8:15 – это будет считаться опозданием, ведь необходимо время, чтобы подготовиться к занятиям [5, с.240].
- Школьников разного возраста не принято учить в одном месте. В связи с этим, число учеников в одной школе сравнительно невелико, что делает её более управляемой [5, с.241].
Недостатки
- Ребенка учат не выделяться. Александр Мещеряков в книге «Книга японский обыкновений» пишет: «класс японских школьников после объяснений учителя на его вопрос: «Все ли понятно?» — отвечает единодушным «да!» не потому, что всем понятно всё, а потому, что после объяснения господина учителя должно быть понятно всё. Гению японское общество предпочитает усердного и послушного исполнителя» [4, с.204].
- В японской школе не любят «не таких, как все». Если ученик отличается от других, он становится объектом насмешек, иногда это доходит до того, что он становится жертвой идзимэ — группового остракизма и издевательств [5, с.242].
Критерий сравнения |
Сингапур |
Южная Корея |
Япония |
||||||
Начальное образование |
Обяз/необяз |
обязательно |
|||||||
Платно/бесплатно |
бесплатно |
||||||||
Кол-во лет обучения |
6 лет |
||||||||
Среднее образование |
Обяз/необяз |
Специальное |
Экспресс |
Стандартное |
обязательно |
||||
обязательно (на выбор одно из трех) |
|||||||||
Платно/бесплатно |
платно |
бесплатно |
|||||||
Кол-во лет обучения |
4 года |
4 года |
5 лет |
3 года |
|||||
Среднее образование второй степени |
Обяз/необяз |
‒ |
необязательно |
||||||
Платно/бесплатно |
‒ |
платно |
|||||||
Кол-во лет обучения |
‒ |
3 года |
|||||||
Каникулы (общее количество дней за год) |
3 месяца |
2 месяца |
3 месяца |
Заключение
Таким образом, системы образования Японии, Сингапура и Южной Кореи уникальны в силу уникальности менталитета каждой страны в отдельности. Однако можно выявить несколько главных принципов систем образования, которые роднят страны между собой:
Начальное образование длится 6 лет.
Начальное образование обязательно.
Начальное образование бесплатно.
Уделяется большое внимание воспитанию учеников в начальных классах (в учебном плане предусмотрены отдельные часы для этого).
Среднее образование обязательно.
Доступность среднего образования (полностью бесплатно в Японии и Южной Корее, недорого в Сингапуре).
Необязательность среднего образования второй ступени.
Специализация среднего образования второй ступени.
Ориентировка не на количество знаний, а на их качество.
На каникулы в течение года приходится от 2 до 3 месяцев.
Если сравнивать системы образования рассматриваемых стран с системой образования России, можно обнаружить, какие-либо важные различия отсутствуют. Так что же такого в системах образования Сингапура, Южной Кореи и Японии, что эти страны возглавляют рейтинги не только в экономической сфере, но и в сфере образования?
Школы Сингапура, Южной Кореи и Японии не просто обучают подростков каким-либо «предметным» знаниям, но и воспитывают их. Самое важное, что воспитывают системы перечисленных выше стран – работоспособность. Ученики Кореи, Японии и Сингапура отдыхают 2-3 месяца в год, когда как российские школьники проводят на каникулах 4 месяца, и это не считая многочисленные национальные праздники, которые порой выпадают на рабочую неделю.
На развитие работоспособности влияет и высокоразвитый институт дополнительного образования, который востребован большей частью школьников (особенно это заметно в Японии и Корее) для поступления в будущем в вузы. Работоспособность отдельно взятого индивида, воспитанная в каждом сингапурском, корейском и японском школьнике, двигает экономики вышеназванных стран.
Помимо работоспособности, азиатские школы воспитывают в детях ответственность и патриотичность. Однако это еще не все: именно в школе закладывается уверенность азиатов в том, что образование – единственный способ избежать нищеты. Во взрослой жизни азиаты движимы именно этим осознанием, что, в свою очередь, развивает экономики стран.
Важным пунктом в развитии экономики через систему образования является так же и социализация, навыкам которой обучаются школьники в процессе получения знаний (вспомним Японию, в школах которой каждый год ученики «перетасовываются» по разным классам). В будущем, обучившись коммуникативным навыкам, уже будучи взрослыми, люди способны работать в коллективах, что тоже влияет на экономику.
Высокий уровень преподавания английского языка (в частности, в Сингапуре) позволяет активно взаимодействовать с другими странами, привлекая при этом иностранный капитал и развивая тем самым экономику.
Помимо всего прочего, в Сингапуре, Южной Корее и Японии очень низкий показатель коррупции в сфере образования, так как сами политики осознают важность образовательных систем.
Таким образом, образование – один из главных «рычагов», двигающих экономики стран. Но высокий уровень образования не был бы возможен без самих людей, готовых работать, сколько потребуется, ради достижения результата.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Книги:
Кирьянов О.В. Наблюдая за корейцами. Страна утренней свежести. – Рипол-Классик, 2010.
Ланьков А.Н. Быть корейцем. – М.: АСТ – Восток-Запад, 2006.
Ли Куан Ю Сингапурская история. 1965-2000гг. Из третьего мира – в первый. – МГИМО (У) МИД России, 2005.
Мещеряков А.Н. Книга японский обыкновений. – Рипол-Классик , 2006.
Прасол А.Ф. Япония. Лики времени. Менталитет и традиции в современном интерьере. – Наталис, 2008.
Пронников В.А. Японцы (этнопсихологические очерки) // В.А. Пронников, И.Д. Ладанов. – Издание 2-е, исправленное и дополненное. – М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1985
Симбирцева Т.М. Корея на перекрестке эпох. – Муравей-гайд, 2000.
Статьи:
Астафьева E.M. Некоторые аспекты политики «нациестроительства» в Сингапуре // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, Выпуск XIV, ИВ РАН, М., – 2010.
Кирьянов О.В. Система работает // Российская газета. – 2013.
Корейская Культурно-информационная служба (KOCIS) [Электронный ресурс]. – URL: http://russian.korea.net (дата обращения: 04.01.18)
Русское агентство // Отдел образования за рубежом [Электронный ресурс]. – URL: http://diplomabroad.ru/singapur/sistema_obrazovaniya_v_singapure/ (дата обращения: 04.01.18)
Сайт посольства Японии в России [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ru.emb-japan.go.jp/itprtop_ru/index.html (дата обращения: 06.11.17)
EP-Nuffic Education system Singapore. – 1st edition. – 2016.
EP-Nuffic Country module – South-Korea. – 2nd edition. – 2011.
EP-Nuffic Education system Japan. – 4th edition. – 2015.
Jeffreys B. Singapore – a winning combination? // BBC. – 2016.
Korea Government // Ministry of Education [Электронный ресурс]. – URL: http://english.moe.go.kr/sub/info.do?m=020102&s=english
Tackling South Korea's high suicide rates // BBC. – 2011.
Woo M. What South Korean Students Really Think About Their Education System // Kore. – 2014.
Электронные ресурсы:
Singapore Government // Ministry of Education [Электронный ресурс]. – URL: https://www.moe.gov.sg (дата обращения: 06.11.17)