Введение
Образование является одной из главных жизненных ценностей, так как именно от него в нашей стране во многом зависит профессия, карьера и социальный статус личности. Это положение в полной мере относится к субъектам с особым правовым статусом, к которым относятся дети-инвалиды.
Одним из важнейших факторов социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является обеспечение их общественно-полезной занятости. Общепризнанным является то, что наличие профессии значительно расширяет возможности полноценной жизни инвалидов. Поэтому особое значение имеет расширение возможностей получения инвалидами профессионального образования, а также профессиональной подготовки. Не все в обществе задумываются о том, что люди, имеющие физические или умственные нарушения, хотят прожить такую же жизнь, как и все: сначала пойти в детский сад, потом в школу, поступить в институт, получить профессию, навыки жизни в обществе. Дети-инвалиды хотят учиться, развиваться и готовы для этого преодолевать многие трудности.
Сегодня в Российской федерации насчитывается примерно 545 тысяч человек детей-инвалидов. 12,2% из них проживают в настоящее время в учреждениях-интернатах. 23,6% детей-инвалидов страдают заболеваниями различных органов и нарушений обмена веществ, 21,3% - умственными нарушениями и 23,1% детей-инвалидов имеют двигательные нарушения.
В настоящий момент в России, кроме отсутствия надлежащего образования лиц с ОВЗ, ребенок сталкивается со следующими проблемами: недостаток общения со сверстниками и взрослыми людьми; нарушение связи с окружающей средой; ограничение доступа к информационным технологиям; нехватка общения с ценностями культуры и природой.
Проблема выбора темы для нашего исследования не случаен. Он обусловлен особым вниманием к данной проблеме государства, ведь есть законы, которые помогают и дают возможность чувствовать себя ребёнку с ограниченными возможностями комфортно в обществе.
Целью нашей работы является исследование актуальной проблемы – права и проблемы детей-инвалидов в получении образования.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- проследить, как действующее законодательство регламентирует защиту прав детей-инвалидов на образование;
- проанализировать возможные варианты получения образования инвалидами;
- привлечь внимание молодежи к данной проблеме.
Объект исследования : правовое положение детей- инвалидов в Российской Федерации.
Перед началом своей работы, мы наметили следующий план исследования:
Изучить нормативно-правовую базу, регламентирующую защиту прав детей-инвалидов на образование;
Проанализировать материалы СМИ по изучаемому вопросу;
Провести социальный опрос среди обучающихся и анкетирование среди учителей гимназии;
Взять интервью у директора школы, завуча, завхоза, чтобы узнать обучаются ли в нашей школе дети-инвалиды и какие условия для них созданы;
Обратить в Центр социальной поддержки населения Советского района, чтобы узнать какими льготами пользуются инвалиды;
Подготовить буклеты для детей-инвалидов с перечислением льгот, которыми они могут пользоваться;
Снять видеоролик, с целью пропаганды толерантного отношения к детям-инвалидам среди молодого поколения.
1. Основная часть
1.1.Изучение нормативно-правовых документов
Признание лица инвалидом влечет определенные правовые последствия. На него распространяются дополнительные гарантии и льготы, предусмотренные законодательством, в частности, в области образования, без которых получение образования для этих лиц было бы затруднительным или невозможным.
В последние годы были приняты правовые акты, которые должны существенно изменить ситуацию в сфере образования детей-инвалидов:
• в 2011 году была принята ФЦП «Доступная среда» на 2011-2015 годы;
• в 2012 году была ратифицирована Конвенция ООН о правах инвалидов;
• в 2012 году был принят и вступил в силу с 1 сентября 2013 года федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
• в 2014 году была принята государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы».
Кроме того, нормы, частично регламентирующие вопросы образования инвалидов, содержатся в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Изучение этих и других документов позволяет сделать вывод о том, что создание условий для предоставления детям-инвалидам доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, является одним из приоритетов современной правовой политики России, реализуемой в отношении инвалидов.
Эти основополагающие акты должны были способствовать решению проблем детей-инвалидов в сфере образования. Но практика их реализации оказалась неоднозначной.
Познакомившись с законодательной базой, мы узнали, что право на образование отражено в Конституции РФ и международных правовых актах, признанных в РФ. Основные права граждан в этой области закреплены в статье 43 Конституции РФ «Каждый гражданин имеет право на образование», в нем гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном учреждении или на предприятии.
Основным законом, регламентирующим конституционное право на образование, является Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В части 1 пункта 5 статьи 5 «Закона об образовании» сказано: «создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Статья 19 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» содержит очень важные нормы: «Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования».
13 декабря 2006 года Резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН N 61/106 принята Конвенция о правах инвалидов. Статья 24 Конвенциицеликом посвящена образованию. Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом:
- к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме;
- к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества.
Таким образом, каждый ребенок в соответствии с нормами международного и российского законодательства обладает следующими правами в области образования:
- правом на уважение своего человеческого достоинства;
- равными правами при поступлении в образовательные учреждения.
Если проанализировать приведенные выше документы, то можно сделать вывод, что международное и российское законодательство содержит гарантию прав каждого ребенка на получение образования в максимальном объеме.
1.2. Гарантии инвалидов на образование
Изучив законодательную базу международную и российскую, мы решили узнать, все ли гарантии прав закрепленных в законах имеются в реальности у инвалидов.
Познакомившись с материалами СМИ, мы пришли к выводу, что в настоящее время в России гражданам, особенно имеющим инвалидность, не просто добиться осуществления своих прав в различных сферах, в частности, в области образования, хотя именно образование провозглашено в России одним из приоритетов внутренней политики государства.
СМИ лишь стали уделять внимание проблеме детей-инвалидов, широкое общество еще не готово к принятию таких детей. Часто здоровые дети гораздо легче принимают в общение детей-инвалидов, чем их взрослые.
Права детей-инвалидов на получение максимального образования сплошь и рядом не реализуются. Образование детей-инвалидов полностью зависит от способности их родителей бороться за права своих детей. Условия лечения, реабилитации, условия недоступной среды вынуждают родителей детей-инвалидов досрочно прекращать их образование.
Большинство детей не может получить достойного образования. По статистике дети-инвалиды в основном получают образование в специальных учебных заведениях либо вообще не посещают школу. То есть получить дальнейшее образование, овладеть профессией ребенок не может, значит, он никогда не сможет вести самостоятельную жизнь и обеспечивать себя. Поступление детей-инвалидов в средние профессиональные образовательные учреждения с каждым годом уменьшается. Поступление детей-инвалидов в высшие профессиональные образовательные учреждения увеличивается, но медленно.
Мы убеждены в том, что изоляция инвалидов от общества наносит огромный вред не только самим инвалидам, но и всему обществу, воспитанию детей, морали и нравственности. Дети не умеют себя вести с больными сверстниками, презирают и унижают их, т.к. у них не было раньше возможности поближе познакомиться с такими детьми, понять, что они внутренне ничем не отличаются от здоровых детей, что с ними можно также общаться и дружить.
С настоящей дискриминацией сталкиваются дети-инвалиды при поступлении в ВУЗы и средние учебные учреждения. Несмотря на то, что закон предоставляет им ряд существенных льгот, в учебных заведениях в большинстве своем не создана специальная среда для инвалидов.
Мы узнали, какие льготы при поступлении имеют дети-инвалиды в соответствии с законом об образовании в РФ: раньше дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, дети-сироты имели право на прием в высшие учебные заведения вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний (п. 3 ст.16 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-I "Об образовании"), а в новом законе получение высшего образования (по программам бакалавриата или программам специалитета) регулируется особыми правами при приеме на обучение по этим программам. Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях, имеют право только на прием в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний и также право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования - на обучение за счет бюджетных ассигнований . Причем квота приема для получения (бесплатного) высшего образования по указанным программам (бакалавриата и специалитета) устанавливается ежегодно образовательной организацией «в размере не менее чем десять процентов общего объема контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет бюджетных ассигнований» всех уровней.
За последние годы в России произошли положительные изменения в области профессионального образования инвалидов. Удалось достичь определенных результатов. Инвалидам предоставлено право выбора формы поступления в ВУЗ или СУЗ. Они наравне со всеми могут поступать по результатам ЕГЭ. По данным Минсоцздравразвития известно, что не более 36% инвалидов получают профессиональную подготовку и переподготовку. Из числа инвалидов, получивших профессию, около 60% находят работу.
В МГТУ им. Баумана с 1934 года учатся студенты с нарушениями слуха. Нижегородский технический университет, например, осуществляет переподготовку молодых инвалидов в области высоких технологий с последующим трудоустройством. Многие из них заканчивают магистратуру, поступают в аспирантуру. Нижегородский педагогический вуз успешно обучает инвалидов-колясочников. Все это говорит о том, что физический недостаток не должен препятствовать получению образования. У инвалидов есть желание учиться, но пока они не могут полностью реализовать эту возможность.
Для студентов имеющих проблемы со здоровьем, предлагается рядом учебных заведений обучение по индивидуальному графику по очной форме, а так же заочная и дистанционная формы обучения и экстернат. Из материалов СМИ мы узнали, что существуют специализированные профессиональные учебные заведения для инвалидов. Например, Московский институт-интернат для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы, государственный специализированный институт искусств г. Москва, Курское музыкальное училище-интернат для слепых, имеются также заведения начального профессионального образования для детей-инвалидов с проблемами интеллектуального развития. Кроме того, в центрах реабилитации имеются различные профессиональные курсы для инвалидов с возможностью последующего трудоустройства.
1.3. Формы получения образования детьми-инвалидами в России
В настоящее время для детей-инвалидов предусмотрено несколько вариантов освоения программ общего образования: в дистанционной форме, в рамках инклюзивного или специального (коррекционного) образования.
Наиболее благоприятно обстоит ситуация с получением образования в дистанционной форме. Во исполнение перечня поручений президента РФ Медведева Д.А. от 4 января 2009 г. № Пр-26, а также поручения Правительства РФ от 19 января 2009 г. № ВП-П45-229 Минобрнауки России с участием органов исполнительной власти субъектов РФ реализует мероприятие «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» приоритетного национального проекта «Образование».
В рамках указанного мероприятия в субъектах Российской Федерации в 2009-2011 годах созданы условия для дистанционного обучения 20 тыс. детей-инвалидов, обучающихся на дому (75% от общей численности этой категории детей), также оснащены специальным оборудованием и подключены к сети Интернет рабочие места 10 тыс. педагогических работников. Организована работа 82 региональных центров дистанционного образования детей-инвалидов, прошли обучение по вопросам организации такого обучения 10 тыс. педагогических работников и 12 тыс. родителей детей-инвалидов.
В соответствии с параметрами реализации приоритетного национального проекта «Образование» до конца 2012 года возможность получать общее образование на дому дистанционно предоставлена не менее 90% детей-инвалидов, не имеющих медицинских противопоказаний и пожелавших обучаться с использованием дистанционных технологий. Получение образования в дистанционной форме решает вопрос обучения детей-инвалидов, но идет вразрез с объявленным государством курсом на инклюзивное образование и последующую интеграцию инвалидов в общество.
Образование - это сложный процесс, включающий не только обучение, но и воспитание, и общение. При получении образования в дистанционной форме такие компоненты, как воспитание и общение исключаются. Соответственно, говорить о приобретении ребенком-инвалидом социального опыта, его социальной реабилитации не приходится.
Следующей формой, в которой дети-инвалиды могут получать образование, является инклюзивное образование. Анализ основополагающих и других актов в сфере образования позволяет сделать вывод о том, что инклюзивное образование является на сегодня приоритетной формой получения детьми-инвалидами образования. Нет сомнений в том, что инклюзивное образование - важный шаг на пути к интеграции инвалидов в общество.
В целях обеспечения детям-инвалидам гарантий на получение качественных образовательных, медицинских и социальных услуг в общеобразовательных организациях, необходимо в этих организациях наличие узких специалистов, которые умеют работать с такими детьми (логопедов, дефектологов, тифлопедагогов, сурдопедагогов, тифлосурдопедагогов и т. д.).
Существует немало проблем в обеспечении конституционного права детей-инвалидов на образование. И эти проблемы еще предстоит решить нашим законодателям.
1.4. Практические шаги в научной-исследовательской работе
Так как сейчас говорят о возможности инклюзивного образования, мы решили провести социологический опрос среди учеников и анкетирование учителей нашей гимназии, чтобы узнать их отношение к практикам школьного объединения детей с ограниченным здоровьем и обычными детьми. В социологическом опросе приняли участие 100 учеников и 20 учителей.
Мы провели опрос среди учащихся 6-10 классов в результате, которого мы выяснили что в нашей школе к детям с ограниченными возможностями относятся доброжелательно и уважительно. Большинство учеников считает, что нужно проводить работу для интеграции детей-инвалидов в учебные заведения.
Все опрошенные считают, что могли бы обучаться совместно с детьми-инвалидами. 43% учеников ответили что инвалиды являются равноправными членами общества, остальные считают, что необходимо предпринимать усилия для того, чтобы это стало возможным. У всех опрошенных наблюдается гуманное отношение к детям-инвалидам. Ответы на 4 вопрос «Что, по вашему мнению, препятствует интеграции детей инвалидов в школы, средние и высшие учебные организации» были разнообразные: 32 % считают, что боязнь дискриминации в обществе; 30 % - физические ограничения (сложность передвижения); 38 % - отсутствие в средних и высших учебных заведениях необходимых условий
Результат анкетирования учителей показал, что 53% были бы не против, чтобы в их классе обучились дети с ограниченными возможностями. Также 96% учителей считают, что нужно проводить работу по интеграции детей-инвалидов в средние и высшие учебные заведения. На вопрос «Что могло бы выступать для учителей фактором, осложняющим организацию процесса обучения» 38% ответили, что это зависит от заболевания, 31%, что не влияет.
Мы решили обратиться к директору гимназии, для того чтобы выяснить обучаются ли у нас дети-инвалиды и какая работа с ними проводиться. Из интервью мы узнали, что дети-инвалиды в школе обучаются, для них в школе стараются создать особые условия, пытаются найти подход.
Для одного из детей-инвалидов, которому трудно передвигаться по школе, организовано проведение всех учебных занятий его класса на первом этаже гимназии. Это позволяет ему обучаться совместно с другими учениками. Завуч рассказала нам, что у нас очень дружные ученики, поэтому вопрос о толерантном отношении ни разу не поднимался. Также в школе есть замечательный детский психолог, которые проводит с детьми беседы о толерантном отношении друг к другу.
Из интервью с завхозом, мы узнали, какие условия созданы в нашем образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями: около каждого входа в школу установлены пандусы для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в школу окрашены в контрастные цвета, лестницы оборудованы перилами. При в ходе в школу у нас установлены тактильные таблички для слепых и слабовидящих.
Мы посетили ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения г. Астрахани» в Советском районе и взяли интервью у заместителя директора Пеукнова Максима Владиславовича. Узнали, что на данный момент на территории Советского района проживает 367 детей с ограниченными возможностями. За 2017 год были проведены мероприятия для 91 ребёнка, среди которых 40 человек отправлено в центр реабилитации «Русь». Также стараются проводить различные мероприятия на такие праздники, как новый год, день защиты детей, 9 мая, 1 сентября. Максим Владиславович рассказал нам какие льготы предоставляются людям с ограниченными возможностями, так согласно ст. 18 ФЗ-№ 166, детям-инвалидам назначается ежемесячная социальная пенсия. Размер пенсии ребёнка-инвалида в 2018 году с учётом индексации в 4,1 % составляет 12 082 рубля. Также выплачиваются материнские льготы и различные льготы ЖКХ (обеспечение специальными техническими средствами).
Проанализировав материалы проведенного исследования, мы решили составить буклет для инвалидов, в котором перечислили их основные права и льготы в отношении образования и трудоустройства и обратились с предложением раздать буклеты инвалидам.
Мы создали видеоролик «Твори добро», который уже посмотрели более тысячи человек в социальной сети «Вконтакте», чтобы привлечь внимание молодежи к проблемам, с которыми сталкиваются дети-инвалиды.
Заключение
Российское законодательство предусматривает гарантии для приема детей-инвалидов в общеобразовательные школы и устанавливает, что иные формы обучения детей-инвалидов могут быть использованы только с согласия их родителей. Законодательством также установлен льготный порядок приема инвалидов в учреждения среднего и высшего профессионального образования, а также ряд льгот, направленных на их материальную поддержку в период обучения в этих учреждениях. Согласно законодательству инвалиды бесплатно обеспечиваются определенными техническими средствами, которые могут облегчить их учебу.
Цели и задачи, поставленные, в начале исследования были достигнуты. Познакомившись с правовыми возможностями и реалиями в получении детьми-инвалидами образования, мы пришли к выводу, что государство осуществляет определенные шаги для решения данного вопроса, но нерешенных проблем остается немало.
Сегодня стало понятно, что школа сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Это сложный процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений. Нужно менять не только формы организации обучения, но и способы учебного взаимодействия учеников.
Инклюзивное образование предполагает целый комплекс серьёзных изменений во всей школьной системе, в ценностных установках, в понимании роли учителя и родителей, в педагогике (педагогическом процессе) вообще.
Список использованных источников и литературы
Документы
Конституция РФ.
Конвенция о правах ребенка.
Конвенция о правах инвалидов.
Закон РФ «Об образовании».
Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ».
Литература
Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми, страдающими ДЦП // Дефектология. 2009. № 3. С. 10.
Гилевич И.М., Тигранова Л.И. Если ребенок со сниженным слухом учится в массовой школе // Дефектология. 2005. № 3. С. 39.
Громова О. Образовательная сегрегация // Русский журнал 23.08.2008 // www.russ. ru/ist sovr/sumerki/20010823 grom.html (08.09.2008 г.).
Голубева Л. В. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт. В.2011г.
Сводина В.Н. Интегрированное воспитание дошкольников с нарушением слуха // Дефектология. 2008 № 6. С. 38.
Щербакова A.M. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы // Дефектология. 2006. № 4. С. 24.
Ярская В.Н. Стратегии модернизации российского образования // Образование и молодежная политика в современной России. Материалы Всероссийской конференции. СПб. 2008. С. 155-159. 10. Состояние и основные тенденции развития системы образования в 2010 г. / Аналитический доклад. М., 2010.
Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. Аналитический обзор. Сборник. М.: Управление специальным образованием Министерства общего и профессионального образования РФ, 2009.
Интернет-источники
Православный портал о благотворительности Милосердие.RU https://www.miloserdie.ru/.
Российская газета https://rg.ru/.
РИА Новости https://ria.ru/.
Интерактивный портал службы занятости населения Астраханской области https://rabota.astrobl.ru.
Сайт Министерства социального развития и труда Астраханской области http://www.minsoctrud.astrobl.ru/.
http://naukarus.com/obespechenie-prava-detey-invalidov-na-obrazovanie-aktualnye-voprosy
Приложение
Интервью с директором
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
г. Астрахани «Гимназия №4»
Лендовой Татьяной Викторовной
Здравствуйте Татьяна Викторовна, мы ученики 10 «г» класса, занимаемся исследованием на тему права и проблемы детей-инвалидов в получении образования. Хотели бы задать Вам несколько вопросов. |
1 вопрос: Обучаются ли у нас в гимназии дети-инвалиды? |
Ответ: Да. |
2 вопрос: Каким образом школа создает условия для детей-инвалидов? |
Ответ: Специфика работы школ заключается в следующем: - Учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, в опоре на здоровые силы и сохранные возможности; - Модификации учебных планов и программ, увеличении сроков обучения, перераспределении учебного материала и изменении темпов его прохождения; - Дифференцированном подходе к детям, уменьшении наполняемости классов и воспитательных групп, применении специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники; - Специальном оформлении учебных классов и кабинетов, создании санитарно-гигиенических условий, организации лечебно-восстановительной работы; - Усилении работы по социально-трудовой адаптации и самореализации выпускников. Для одного из детей-инвалидов, которому трудно передвигаться по школе, организовано проведение всех учебных занятий его класса на первом этаже гимназии. Это позволяет ему обучаться совместно с другими учениками. Также вы можете обратиться к завхозу и она вам покажет объекты, которые созданы в гимназии для детей-инвалидов. |
3 вопрос: Есть ли в школе определенный сотрудник, который занимается вопросами данных ребят? |
Ответ: Да, это завуч Шохирева Екатерина Владимировна. |
Приложение
Интервью с заместителем
директора
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
г. Астрахани «Гимназия №4»
Шохиревой Екатериной
Владимировной
Здравствуйте Екатерина Владимировна, мы ученики 10 «г» класса, занимаемся исследованием на тему права и проблемы детей-инвалидов в получении образования. Хотели бы задать Вам несколько вопросов. |
1 вопрос: Обращаются ли к вам дети-инвалиды за помощью? Как относятся к детям-инвалидам у нас в школе? |
Ответ: Нет, не обращаются. У нас очень дружные ученики, поэтому вопрос о толерантном отношении ни разу не поднимался. |
2 вопрос: Проводятся ли какие-нибудь беседы с учениками, чтобы искоренить проблему не толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями? |
Ответ: Да, у нас в школе есть замечательный детский психолог, которые проводит подобные беседы с детьми. |
3 вопрос: Есть ли нас в гимназии такие дети, которые полностью обучаются на дому? |
Ответ: У нас нет таких детей, которые полностью обучаются на дому, потому что их родители считают, что дети проходят процесс социализации, непосредственно общаясь с другими детьми. |
Приложение
Интервью с заместителем директора
ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения г. Астрахани» в Советском районе
Пеукновым Максимом Владиславовичем
Здравствуйте Максим Владиславович, мы ученики 10 «г» класса, занимаемся исследованием на тему права и проблемы детей-инвалидов в получении образования. Хотели бы задать Вам несколько вопросов. |
-Здравствуйте, чем я могу вам помочь? |
1 вопрос: Мы хотели бы узнать количество детей инвалидов в нашем районе? |
Ответ: На данный момент проживает 367 детей с ограниченными возможностями. |
2 вопрос: Какие мероприятия проводятся с детьми-инвалидами? |
Ответ: За 2017 год мы провели мероприятия для 91 ребёнка, среди которых 40 человек мы отправили в центр реабилитации «Русь». Также мы стараемся проводить различные мероприятия на такие праздники, как новый год, день защиты детей, 9 мая, 1 сентября. |
3 вопрос: Какие льготы предоставляются людям с ограниченными возможностями? |
Ответ: Согласно ст. 18 ФЗ-№ 166, детям-инвалидам назначается ежемесячная социальная пенсия. Размер пенсии ребёнка-инвалида в 2018 году с учётом индексации в 4,1 % составляет 12 082 рубля. Также выплачиваются материнские льготы и различные льготы ЖКХ (обеспечение специальными техническими средствами). |
Приложение
Объекты, созданные в школе для детей-инвалидов
Приложение
Результаты анкетирования среди обучающихся 6-7 класса гимназии
Приложение
Результаты анкетирования среди обучающихся 8 класса гимназии
Приложение
Результаты анкетирования среди обучающихся 9-10 класса гимназии
Приложение
Результаты анкетирования среди учителей гимназии