Избиратели нового поколения

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Избиратели нового поколения

Беглянов  Н.С. 1Шаронова  М.В. 1
1МБОУ г. Астрахани «Гимназия №4»
Рябина  А.В. 1
1МБОУ г. Астрахани «Гимназия №4»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Проблема участия молодёжи в выборах является сегодня одной из самых актуальных, так как именно эта возрастная группа людей представляет собой наиболее социально активную часть населения. Это – основной электоральный резерв общества: каждый четвёртый потенциальный избиратель – человек в возрасте до 30 лет. Молодежь наследует степень развития общества, формирует образ будущего, её роль необходимо учитывать во всех сферах жизнедеятельности общества. Вопросы участия молодёжи в избирательном процессе становятся всё более актуальными. Одна из главных задач на сегодняшний день – совершенствовать и реализовывать основные направления и наиболее эффективные формы работы по широкому вовлечению молодёжи в избирательный процесс. Учитывая значимость правового просвещения как важнейшего фактора социализации личности и условия построения правового государства, следует отметить, что сегодня необходимо стимулировать рост общей культуры молодёжи, их кругозора, способности ориентироваться в мире на основе нравственных критериев. Молодёжь, как особая социально-демографическая группа, требует повышенного внимания общества. Необходимо стремиться к тому, чтобы молодые люди несли в себе большой потенциал правовой культуры, которая предполагает прежде всего, правовую образованность, то есть знание основ законодательства, умение ими пользоваться в конкретных жизненных обстоятельствах.

Почему юноши и девушки, достигшие избирательного возраста, не хотят идти на выборы? Равнодушие. Равнодушие - одна из главных причин нежелания молодежи идти на выборы. Наши родители пассивно относятся к данному вопросу, сами не всегда участвуют в голосовании и с нами об этом речи не ведут. Мы еще не достигли восемнадцати лет, но то, кто будет управлять нашей страной, нашим отечеством, нам - не все равно.

Исходя из всего сказанного, определилась проблема проекта, какая работа проводится в школе и в городе для устранения причины низкой избирательной активности молодежи. Решение данной проблемы является целью нашего проекта.

Объект: молодежь в возрасте от 14 до 17 лет.

Предмет: участие в выборах молодежи, гражданская позиция.

Гипотеза: Если происходит целенаправленная работа с молодежью, то отрицательного отношения к выборам у молодежи не будет.

Перед началом проекта, мы наметили следующий план работы:

- изучить нормативные правовые акты, регламентирующие избирательный процесс в России;

- узнать историю становления избирательного права в России;

- провести анализ статистических данных по результатам выборов на территории Астраханской области;

- провести анкетирование среди учеников и учителей гимназии для выяснения их отношения к выборам;

- взять интервью у директора и завуча, чтобы узнать, какая работа ведется в гимназии для развития правовой культуры среди обучающихся;

- провести интервью с заместителем председателя Центральной избирательной комиссия по Астраханской области и начальником организационно-методического управления аппарата избирательной комиссии Астраханской области для того чтобы узнать какие мероприятия по развитию правовой культуры среди молодежи проводятся на территории Астраханской области;

- подготовить буклеты для обучающихся гимназии с целью повышения правовой культуры;

- провести цикл бесед об избирательном праве.

Основная часть

1.1 Изучение нормативной базы проекта

Мы знаем, выборы - необходимый признак демократического правового государства. В соответствии со ст.3 конституции РФ «Высшим и непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Ст.32 «Граждане имеют право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме»1. Знаем, но не понимаем, что настоящее и будущее человека, а также страны в целом зависит от нашей деятельности, нашего кругозора, мировоззрения, менталитета.

Конституция Российской Федерации закрепляет политическое право каждого гражданина участвовать в управлении делами государства. Это право реализуется в формах представительной и непосредственной демократии. При представительной демократии власть народа осуществляется через избранных им представителей. При непосредственной демократии граждане напрямую выражают свою волю. В настоящее время самой массовой формой непосредственной демократии являются выборы в органы государственной власти и местного самоуправления.

Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

Выделяют следующие разновидности выборов: в зависимости от того, кого и куда выбирают (президентские, парламентские, муниципальные и т.д.); от очерёдности (очередные, внеочередные, дополнительные); от принципов избирательного права (всеобщие – ограниченные, равные – неравные, прямые – косвенные, тайные – открытые).

1.2. История избирательного права в России

Историю выборов в России следует отсчитывать с Новгородской феодальной республики, которая существовала в период с XII по XV вв. Хотя и раньше вечевые собрания, как политический институт, решавшие важнейшие вопросы местного и государственного значения, имели широкое распространение на Руси. Но именно в Великом Новгороде впервые сформировались выборные институты. Избирались должностные лица - староста и его помощники. Высшая власть в республике формально принадлежала общегородскому вечевому собранию. Его созывали по инициативе князя, посадника по мере необходимости. Их участниками были лица различных слоев населения. На вече рассматривались наиболее важные вопросы государственной жизни. Все решения принимались посредством выборного принципа: присутствующим предлагалось высказаться «за» или «против» предложений, сформулированных исполнительной властью. Вече обладало также правом выбора (призвания) князя. Выборными были и главные должностные лица Новгорода - посадник, тысяцкий, архиепископ. Сложились демократические традиции: альтернативность выборов, строгий контроль за действиями выборных лиц, вплоть до смещения в случае грубого нарушения общинных прав и обычаев. Выборы и избирательные процедуры в Русском государстве в XVI -XVII вв. получают юридическое оформление и связано это было в первую очередь с формированием единого Московского государства. В 1497 г. принимается общегосударственный Судебник, по которому полномочия выборных органов были расширены. В первой половине XVI в. реформируется система местного управления, учреждаются новые органы самоуправления - губные и земские избы, которые были выборными органами; определенная процедура выборов. Особое место среди органов государственной власти в XVI - XVII вв. занимают Земские соборы, являвшиеся сословно-представительным органом, формировавшимся по принципу участия, по должности и общественно-политическому положению, а также по принципу выборного территориального и сословного делегирования. Земские соборы избирали царей, объявляли войну или мир, утверждали налоги, назначали должностных лиц и т.д., но они не были постоянно действующим органом, собирались по мере необходимости. Наиболее важными событиями в деятельности Земских соборов были выборы царей. Выборы царей проходили в 1598 г. - избран на царство Борис Годунов, в 1606 г. - Василий Шуйский, 1613 г. - Михаил Романов. Выборы проходили в обстановке острой избирательной борьбы и сопровождались широкой избирательной агитацией.

В годы становления Российской империи Земские Соборы прекращают функционирование, но местное самоуправление получило развитие в результате Губернской реформы 1708-1715 гг. и некоторых последующих решениях. На уровне уездов при воеводах появились выборные дворянские советы из 2-4 человек. В городах создавались (с 1720-х) магистраты - выборные городские учреждения. Их выбирало торгово-промышленное (купцы и мещане) население. В ведении магистратов находились полиция, школы, госпитали. В Санкт-Петербурге был создан Главный магистрат. Он являлся одновременно и столичным магистратом, и начальственным органом над магистратами других городов. Впоследствии магистраты получили только судебные функции.

В 1775 году Екатерина II утвердила Учреждения для управления губерниями Всероссийской империи, в соответствии с которыми была проведена областная реформа. В числе прочего, произошло формирование трёхъярусной системы выборных судебно-сословных учреждений, построенных по принципу подсудности обвиняемого представителям своего сословия. Для дворян учреждались уездный и верхний земский суды. Для горожан - городской и губернский магистраты. Для невладельческих крестьян - нижняя и верхняя расправы (крепостные оставались под юрисдикцией помещика). Около одной трети судебных чиновников стали выборными, но остальных назначали власти.

Базисным органом городского самоуправления стало Городское собрание. Оно избирало городского голову и представителей судебной власти.

Главной распорядительной структурой стала Городская дума, созывавшаяся раз в три года. Она состояла из председателя (обычно его функции выполнял городской голова) и гласных (депутатов) от нескольких «разрядов» населения: «настоящих городовых обывателей» - владельцев недвижимости в черте города, купцов трёх гильдий, цеховых ремесленников, русских и иностранных специалистов, «именитых граждан» (посадских, интеллигенции, коммерсантов и т. д.).

В промежутках межу собраниями Городской думы её полномочия передавались исполнительному органу Шестигласной думе, включавшей в себя по одному представителю от каждого разряда.

Положение о губернских и уездных 1 января 1864 г. - земских учреждениях. 16 июня1870 г. - Городовое положение происходит серьезная реформа местного самоуправления.

6 августа 1905 года был опубликован Манифест об учреждении Государственной думы: «...Ныне настало время, следуя благим начинаниям... призвать выборных людей от всей земли русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших Государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений. В сих видах... признали Мы за благо учредить Государственную думу и утвердить положение о выборах в неё».

Государственная дума Российской империи имела 4 созыва, просуществовав почти 12 лет. В период событий Февральской революции депутаты Государственной думы восполнили вакуум государственной власти. Её членами был образован Временный комитет, принявший на себя функции верховной власти. Он сформировал Временное правительство и начал подготовку к выборам Учредительного собрания9 которое должно было определить будущее России.

Однако в результате событий Октябрьской революции к власти пришли большевики. В стране началось формирование однопартийной системы с фактически безальтернативными выборами. Это происходило в рамках создания системы советов - особых иерархичных представительных органов, сочетавших в себе как исполнительные, так и законодательные функции.

1.3.Практические шаги

После изучения нормативной базы и истории выборов, мы решили провести анкетирование среди обучающихся нашей гимназии. В результате анализа опроса (было опрошено 100 человек из 8,9 и 10 классов) выяснилось, что 13 опрошенных не интересуется выборами, а 14 вообще не знают о том, как они проходят. В результате анализа ответов на второй вопрос было выявлено, что родители 50% учеников на выборы ходят не всегда, половина учащихся отметила что пойдут на выборы, когда им исполнится 18 лет, 21% ответили отрицательно, а 29% затрудняются ответить на этот вопрос.

Почти половина обучающихся при ответе на 4 вопрос отметили, что знают свои политические права, 29 % - не знают, 21% - затруднились ответить на данный вопрос. Данные анкетирования показывают, что молодежь слабо понимает свою роль в выборах и не всем из них родители показывают пример активного политического участия в жизни страны.

После этого мы провели опрос учителей школы (всего опрошено 20 человек) , который показал, что 72 % - ходят на выборы, а 28% - нет. 64% учителей считают, что выборы проходят честно, некоторые из них с этим не согласны, а 11% затруднились ответить на этот вопрос. 90 % опрошенных учителей считают, что для повышения активности участия в выборах необходима работа с будущими избирателями. Сами педагоги активно участвуют в избирательном процессе. Считают, что работы педагогического коллектива недостаточно. Нужен пример родителей, желание видеть своих детей с активной жизненной позицией. Это трудно решаемый вопрос, т.к. потеряно целое поколение, которое на сегодняшний день безразлично относятся ко всем политическим событиям. Не понимая, что судьба страны зависит от каждого из нас.

Ознакомившись с материалами СМИ мы поняли, что выбранная нами тема сейчас очень популярна. Тема молодежи актуализировалась за счет того, что на президентских выборах будет голосовать большое число тех, кто раньше не голосовал. По словам замдиректора «Левада-центра» Алексея Гражданкина, молодежь больше всех поддерживает нынешнюю систему, но при этом наименее политически активна, а в силу демографических обстоятельств эта группа не очень велика2.

Работая над проектом, мы решили узнать, а какие мероприятия проводятся в нашей гимназии для повышения правовой культуры и избирательной активности подрастающего поколения и взяли интервью у директора и заместителя директора по воспитательной работе.

В интервью с директором гимназии Лендовой Татьяной Викторовной, мы узнали, что в школьном курсе обществознания и истории затрагивается тема выборов и избирательного права в целом. В нашей гимназии существует Республика «Содружество», в которую мы каждый год выбираем президента. В течение избирательного процесса каждый из участников выдвигает свою кандидатуру и создаёт предвыборную кампанию. Предвыборные компании различаются по направлению и каждый из голосующих учеников выбирает, что ему ближе и голосует за определённого кандидата.

Завуч Баязитова Лейла Шакировна выразила свое мнение о необходимости осуществлять просветительскую работу по правовой грамотности среди учащихся, как со стороны школы, так и со стороны родителей. Повышение уровня правовой грамотности является гарантией снижения числа правонарушений среди несовершеннолетних. Каждый должен знать свои права и возможности, для этого нам помогает обществознание. Одно из самых важных направлений этой работы в гимназии, является работы Республики « Содружество» — это содружество умов и талантов, учеников, педагогов и родителей.

Также Лейла Шакировна подробно рассказала нам, как проходят выборы в республику. Каждый 10 класс выдвигает кандидата в президенты, которого они считают достойным. Далее кандидат собирает свою команду, которая в дальнейшем помогает ему выиграть выборы. Кандидат также составляет свою программу и пропагандирует. Может развешивать листовки или раздавать свою программу. За два дня до выборов проходят дебаты, где есть открытый микрофон, с помощью которого любой ученик может задать вопрос кандидатам. За день до выборов в школе проходит день тишины, снимаются все листовки, и ученики думают, за кого проголосовать. После того, как известны результаты. Президент передает обязанности будущему президенту, также отчитывается за последний год.

В ходе работы над проектом мы обратились в Центральную избирательную комиссию по Астраханской области и взяли интервью у заместителя председателя комиссии Золотокопова Владимира Яковлевича. Мы узнали о законности и легитимности выборов, а также, какая работа проводится для повышения явки избирателей. Также он рассказал нам о выборах в нашу Астраханскую думу, где боролись два весьма ресурсных кандидата. По окончанию выборов, после подсчёта голосов выяснилось, что разница составляла всего 9 голосов, а ведь если ещё 10 человек пришло на избирательный участок и проголосовало, то результат мог быть совсем другим. И на этом примере нам стало ясно, что каждый голос может быть решающим.

Большинство кандидатов считают более выгодным уделить внимание старшему поколению и при составлении своей избирательной кампании стараются максимально заинтересовать именно этих избирателей. И вследствие этого молодёжь в принципе не заинтересована в выборах т.к. они не видят в этом выгоды для себя. И на этом замыкается круг. Молодёжь не участвует в выборах, потому что считают, что им не уделяется внимание, а кандидаты утверждены что молодёжь и вовсе не заинтересована в выборах. Поэтому зачастую привлечением молодых избирателей занимается комиссии, хотя они и не располагают такими ресурсами как сами кандидаты.

Также мы взяли интервью у начальника организационно-методического управления аппарата избирательной комиссии Астраханской области Мустафеевой Евдокии Анатольевны, которая рассказала нам о том, какая работа проводится с молодыми избирателями. Проходит день молодого избирателя, составляется программа, поступающая из разных районов города с предложениями образовательных учреждений. В этом году в план проведения входит около 150 мероприятий. Эти мероприятия будут проводиться в музее квартире поэта Луконина. Также будут проводиться мероприятия в рамках интеллектуального блока, такие как викторины, олимпиады и анкетирования.

Мы изучили данные протоколов окружной и территориальной избирательной комиссий об итогах голосования на территории Астраханской области по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, депутатов Думы астраханской области шестого созыва, Президента Российской Федерации 2012т года, Губернатора Астраханской области 2014 года.

Пришли к выводам, что наибольшее число избирателей пришло на выборы Президента Российской Федерации (56,3%). По количеству избирателей, явившихся на выборы, на втором месте это выборы Губернатора Астраханской области (40,52%). После идут выборы депутатов в Государственную Думу Астраханской области шестого созыва (35,92%) и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва (36%), данные показывают, что явка избирателей падает.

В результате проведенного исследования, мы решили привлечь внимание наших сверстников к данной проблеме, подготовили и раздали буклеты, сделали и показали презентацию о важности участия в выборах и провели беседы с учениками школы (в 8 и 10 классах – всего 80 обучающихся).

Своим одноклассникам мы предложили создать социальную рекламу о важности участия в выборах, они очень активно заинтересовались нашим предложением. С целью привлечения внимания молодежи эта социальная реклама была размещена в социальных сетях наших друзей. Также был снят видеоролик, который уже набрал более 700 просмотров в социальной сети «Вконтакте».

Мы считаем, что нельзя останавливаться на достигнутом и следует продолжить работу над этим проектом. Планируем провести в гимназии: конкурс на лучший проект по молодежной политике; деловые игры, круглые столы, научные конференции.

Заключение

Основными мотивами участия в выборах является личная заинтересованность молодежи. Государство ведет агитационную политику именно в этом направлении, то есть мотивирует молодежь идти на выборы потому, что это долг каждого гражданина Российской Федерации.

В тоже время не вся молодежь недостаточно хорошо осведомлена о деятельности организаций, оказывающих свое влияние на политическую жизнь.

Изначально перед нашим исследованием стоял вопрос выяснения политической активности молодежи и ее электорального поведения. Можно ли считать, что эти задачи выполнены? Мы думаем, да, потому как нами была изложена основная мысль всего исследования, а также некоторые общие положения о политической обстановке, актуальность данной темы и выводы касательно дальнейшего развития проекта.

Итак, в своей работе мы постарались отразить проблему низкой избирательной активности молодежи. Главной причиной чего явилась недостаточная информированность. Сегодня в России демократия не работает по целому ряду причин, в том числе и потому, что современный российский избиратель пассивен и легко позволяет собой манипулировать. Сегодня СМИ являются главным воспитателем граждан страны, обучая их правовой культуре. Если судить о выборах по прессе, то картина часто представляется сильно искаженной и мрачной, действия закона разъясняются крайне редко. В публикуемых информационных материалах о выборах часто доминирует не правдивое описание процесса, а то, что может сойти за сенсацию или скандал.

Несомненно, приоритетом для государства должна быть молодежь. Ведь почему многие не голосуют? Потому что не удовлетворены жизнью, социальным и материальным положением, политической обстановкой в государстве, не защищены не только от терроризма, но и от природных катаклизм и других ситуаций. И видят, что от выборов до выборов ситуация в стране не улучшается. Повышение активности молодежи зависит от того, насколько быстро государство сумеет преодолеть сложившееся в молодежной среде отчуждение от власти, сумеет создать реальные условия для активного включения молодежи в политическую жизнь государства.

В ходе работы над проектом мы смогли переубедить часть молодого поколения, хоть и небольшую, но это уже является первым шагом на пути к изменению сложившейся ситуации.

Цели и задачи, поставленные в начале проекта, были достигнуты, гипотеза (если происходит целенаправленная работа с молодежью, то отрицательного отношения к выборам у молодежи не будет), по нашему мнению, подтвердилась. Для изменения ситуации нужно использовать различные методы. При организованных действиях избирательных комиссий и школы, при поддержке и пропаганде родителей преодолеть избирательную пассивность молодежи возможно.

Список использованных источников и литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

2. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)// «Российская газета» от 15 июня 2002 г. N 106.

3. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)// «Российская газета» от 16 января 2003 г. N 6.

4. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»// «Российская газета» от 24 мая 2005 г. N 108

5. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ) // Российская газета от 19 октября 1999 г. N 206.

6. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 38-ФЗ) // Российская газета от 8 октября 2003 г. N 202.

7. Ветюнтев Ю.Ю, Широков А.С, Трифонов А.С (обзор всероссийской научно – теоретической конференции) Правовая культура в России на рубеже столетий /Ю.Ю Ветюнтев, А.С Широков, А.С Трифонов // Государство и право. – 2001.

8. Гаджиев К. и др. Политическая культура и политическое сознание Политическая культура, теория и национальные модели /Отв. Ред. Гаджиев К.С.М.: Интерпракс, 2000.

9. Ермакова Э. Правовая культура как основа электоральной активности молодежи // Журнал о выборах. 2009, №2.

10. Зайганов С.В. Политические технологии избирательных кампаний // Национальные традиции в торговле, экономике, политике и культуре: Материалы межд. Науч.-практ. Конф., Москва, 27–28 октября 2004 г. – М.: РГТЭУ, 2004.

11. Зубок Ю.А, Чупров В.И О формировании правовой культуры молодежи в России и Беларуси/Ю.А Чупров, Ю.А Зубок // Социологическое исследование. – 2006.

12. Михалев Н.А., Морозова Л.А. Краткий популярный справочник избирателя.- М., 1993.13. Никитин А.Ф. Политика и право, Москва.» Просвещение», 1999,14. www.vedomosti.ru

Приложение

Интервью с директором

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

г. Астрахани «Гимназия №4»

Лендовой Татьяной Викторовной

Здравствуйте Татьяна Викторовна, мы ученики 10 «г» класса, занимаемся исследованием на тему политической активности молодежи. Хотели бы задать Вам несколько вопросов.

1 вопрос: Как вы считаете, нужно ли развивать правовую культуру молодёжи со школьной скамьи?

Ответ: Несомненно, да.

2 вопрос: Что проводится в рамках урочной деятельности для развития правовой культуры школьников?

Ответ: В школьном курсе обществознания затрагивается тема выборов и избирательного права в целом. Также в школьном курсе истории упоминается избирательное право.

3 вопрос: Какая внеурочная деятельность осуществляется в гимназии для приобщения молодёжи к выборам?

Ответ: Как вы знаете, в нашей гимназии существует Республика содружества, в которую мы каждый год выбираем президента. В течение этого избирательного процесса каждый из участников выдвигает свою кандидатуру и создаёт предвыборную кампанию. Предвыборные компании различаются по направлению и каждый из голосующих учеников выбирает, что ему ближе и голосует за определённого кандидата.

Приложение

Интервью с заместителем председателя Центральной избирательной комиссия по Астраханской области

Золотокоповым Владимиром Яковлевичем

Здравствуйте Владимир Яковлевич, мы ученики 10 «г» класса МБОУ Г. Астрахани «Гимназия №4», занимаемся исследованием на тему политической активности молодежи. Хотели бы задать Вам несколько вопросов.

1 вопрос: В следующем году нас ждут очень важные выборы президента.

Мы хотели бы узнать, а как избирательная комиссия готовиться к выборам?

Ответ: Действительно выборы президента это важнейшие выборы в политической жизни страны. Но существует два понятие выборов. Это законность и легитимность выборов. И эти два понятия не всегда смешиваются. Выборы могут быть законными, но не легитимными. Но всё же выборы должны быть и законными и легитимными. Что мы понимает под легитимностью? Законными выборами считаются те при которых не было выявлено никаких нарушений, подведён результат, определён победитель. А под легитимностью мы понимаем, что люди доверяют и готовы голосовать за определённого кандидата. Самая важная составная часть выборов президента заключается в том, чтобы выборы прошли законно и легитимно, чтобы большинство людей пришли на избирательные участки и выбрали кандидата которому они доверяют управление собой. На то что бы эти выборы были легитимны, собственно, сейчас направлена работа всей системы избирательных комиссий. Для повышения явки избирателей проводиться комплекс мероприятий позволяющий голосовать на любом участке вне зависимости от места жительства, но об этом он должен объявить в заранее (не позднее одного дня). Понятно, что явка складывается из многих вещей, в первую очередь как кандидаты, как политические партии приводят своего избирателя. Во-вторых, как работают информационно-разъяснительные системы работы избирательных комиссий. И последний и немаловажный момент это доверие к выборам. Доверие избирателей заслужить очень тяжело. Оно подорвано. Избирательная система в России уже стартовала уже с подорванным доверием из-за распада СССР. Т.к. во времена СССР на выборах был всего один кандидат, и выборы были обязательными. Неявка хотя бы одного избирателя уже было катастрофой. И так было на протяжении 70 лет. И благодаря этому в 1993 году состоялись первые выборы в Российской Федерации по формированию государственной думы по конституции, когда люди уже в тот момент шли на выборы с недоверием. После в промежуток с 2005 по 2009 год само законодательство стало острым, как бритва. Настолько заточили нормы, подходы кандидатов к определённым процедурам, что неугодные кандидаты стали слетать с выборов по решению комиссий и демократия начала сворачиваться. Также в эти же годы был действительно гигантский разгул административного ресурса. Комиссии оказались в положении не независимых органов, а зависимых от административного ресурса и получения результата. И после этого начиная с 2013 года ведется работы для смягчения законодательства и по перестройке всех избирательных комиссий. Введены многие механизмы, такие как комплексы обработки избирательных бюллетеней. И благодаря этому удалось добиться доверия избирателей.

2 вопрос: Мы проводим анкетирование и обратили внимание, что многие учащиеся высказывают свое нежелание идти на выборы, т.к. они считают, что их голос ничего не решит. Как вы относитесь к этому мнению?

Ответ: В нашу Астраханскую думу проводились выборы, где боролись два весьма ресурсных кандидата. Один из них это представитель Газпрома а второй представитель компании, которая обслуживает коммунальными услугами дома, которые стоят на этом округе. Оба этих кандидата были весьма подготовленные, имели значительные ресурсы и располагали значительными связями. По окончанию выборов, после подсчёта голосов выяснилось что разница составляла всего 9 голосов, а ведь если ещё 10 человек пришло на избирательный участок и проголосовало то результат мог быть совсем другим. И на этом примере становиться ясно, что каждый голос может быть решающим. Но на данный момент существует проблема (в основном среди молодёжи) что некоторые считают, что ходить на выборы это не актуально. И это позиция продвигается. Но это неправильная позиция. И все те кто не посещают избирательные участки и не отдают свой голос за того или иного кандидата, эти люди не считаю важным участие в государственной жизни страны. Им просто нет дела, в чьих руках будет сосредоточена власть в их стране.

3 вопрос: Какое внимание уделяется молодым избирателям?

Ответ: Внимание молодым избирателям уделяется не малое. Но с молодыми избирателями работают только комиссии и сейчас на выборах президента этому уделено немало внимания. Но большинство кандидатов считают более выгодным уделить внимание старшему поколению и при составлении своей избирательной кампании стараются максимально заинтересовать избирателей. И вследствие этого молодёжь в принципе не заинтересована в выборах т.к. они не видят в этом выгоды для себя. И на этом замыкается круг. Молодёжь не участвует в выборах, потому что считают, что им не уделяется внимание, а кандидаты утверждены что молодёжь и вовсе не заинтересована в выборах. Поэтому зачастую привлечением молодых избирателей занимается комиссии, хотя они и не располагают такими ресурсами как сами кандидаты. Но в следующем году на выборах президента все кандидаты будут выставлять молодёжные блоки для того чтобы заинтересовать молодого избирателя и благодаря этому мы считаем что этот замкнутый круг будет разорван и каждый сможет сделать осознанный выбор при голосовании.

4 вопрос: 4.В нашей гимназии существует республика Содружество, в которую мы выбираем президента с учётом всех процедур демократических выборов. Как вы считаете выборы в школьную республику игра или подготовка будущих кадров? Может ли это принести пользу школьникам?

Ответ: Я считаю, что это игра, которая поможет вам в дальнейшем. На сегодняшний день во многих средних и высших учебных заведениях проводятся такого рода игры с целью расшевелить молодёжь и привить им интерес к выборам. Эта игра несёт в себе осознание того что ваше поколение это будущие госслужащие, муниципальные служащие и что у вас должна быть активная жизненная позиция. На самом деле это не просто игра это вовлечение в будущую политическую жизнь, которая пригодиться вам в будущем. И в каждой такой игре существует понятие предвыборная агитация. Предвыборная агитация это почти что реклама которая должна показывать что вы предлагаете своим избирателям. В этих играх вы учитесь не только подавать себя но и вы учитесь отделять зёрна от плевел. И в течении предвыборной кампаний вы учитесь распознавать ложь. И все эти вещи реально пригодятся вам в дальнейшей и не обязательно политической жизни.

Приложение

Интервью с начальником организационно-методического управления аппарата избирательной комиссии Астраханской области Мустафеевой Евдокией Анатольевной

Здравствуйте Евдокия Анатольевна, мы ученики 10 «г» класса МБОУ г. Астрахани «Гимназия №4», занимаемся исследованием на тему политической активности молодежи. Хотели бы задать Вам несколько вопросов.

1 вопрос: Как пройдёт день молодого избирателя в этом году в Астрахани?

Ответ: Перед тем как проводить день молодого избирателя обязательно составляется программа, поступающая из разных районов города собственно предложений поступающих с образовательных учреждений. В соответствие с постановлением избирательной комиссии в те годы, когда проходят федеральные выборы, к примеру, как в следующем году день молодого избирателя празднуется незадолго до дня голосования. Следовательно, день молодого избирателя будет праздноваться в марте следующего года. Каждая территориальная избирательная комиссия составляет свой график мероприятий, а мы в свою очередь обобщаем этот график и принимаем план проведения дня молодого избирателя.

2 вопрос: Какие мероприятия запланированы в этом году?

Ответ: В этом году в план проведения входит около 150 мероприятий. Эти мероприятия будут проводиться в музее квартире поэта Луконина. Также будут проводиться мероприятия в рамках интеллектуального блока, такие как викторины олимпиады анкетирования.

Приложение

Проведение бесед о выборах с учениками гимназии

Приложение

Интервью с заместителем директора по воспитательной работе МБОУ г. Астрахани «Гимназия №4»

Баязитовой Лейлой Шакировной

Здравствуйте Лейла Шакировна, мы ученики 10 «г» класса, занимаемся исследованием на тему политической активности молодежи. Хотели бы задать Вам несколько вопросов.

1. Вопрос. Как Вы считаете, нужно ли воспитывать правовую грамотность в школе?

Ответ: Необходимо осуществлять просветительскую работу по правовой грамотности среди учащихся как со стороны школы, так и со стороны родителей. Повышение уровня правовой грамотности является гарантией снижения числа правонарушений среди несовершеннолетних. Так же все мы живем в обществе. Каждый должен знать свои права и возможности, для этого нам помогает обществознание.

2. Вопрос. Какие мероприятия проводятся в школе для развития правовой культуры?

Ответ: Самое главное- Республика Содружество. Содружество» — это содружество умов и талантов, учеников, педагогов и родителей.

Цель: способствовать формированию саморазвивающейся личности, воспитывать у каждого члена школьного коллектива демократическую культуру, гражданственность, умение действовать в интересах совершенствования своей личности, общества, государства.

Основные задачи:

Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, усвоение ими социальных норм через участие в общественной жизни школы;

Создание условий для самовыражения, самоутверждения и самореализации каждого через представление широкого выбора направлений и видов деятельности;

Создание условий для развития отношений заботы друг о друге, о школе, о младших, взаимоуважение детей и взрослых;

Формирование личности, направленной на добрые дела и поступки на радость себе и людям.

3 Вопрос: Как проходят выборы в республику «Содружество?

Ответ: Каждый 10 класс выдвигает кандидата в президенты, которого они считают достойным. Далее кандидат собирает свою команду, которая в дальнейшем помогает ему выиграть выборы. Кандидат также составляет свою программу и пропагандирует. Может развешивать листовки или раздавать свою программу. За два дня до выборов проходят дебаты, где есть открытый микрофон, с помощью которого любой ученик может задать вопрос кандидатам. За день до выборов в школе проходит день тишины, снимаются все листовки, и ученики думают, за кого проголосовать. После того, как известны результаты. Президент передает обязанности будущему президенту, также отчитывается за последний год.

Приложение

Результаты анкетирования учителей гимназии

Приложение

Результаты анкетирования учителей гимназии

Анализируем результаты анкетирования

Приложение

В гимназии проводятся практические уроки по избирательному праву

Приложение

Тематическое занятие с будущими избирателями

«Выборы от А до Я»

Секретарь Территориальной избирательной комиссии, советник организационно-методического управления аппарата избирательной комиссии Астраханской области Людмила Белова

Приложение

Выборы в республику «Содружество»

Приложение

Результаты анкетирования учеников гимназии

Приложение

Результаты анкетирования учеников гимназии

Приложение

Анкета для обучающихся

1.Как ты относишься к выборам?

а) они вызывают интерес б) меня это не интересует

в) мне мало известно о выборах

2.Участвуют ли ваши родители в голосовании в период выборов?

А) да Б) нет В) не всегда

3.Достигнув 18 лет, ты пойдешь на избирательный участок, чтобы

проголосовать за кандидата в депутаты или в президенты?

А) да Б) нет В) затрудняюсь ответить

4.Хорошо ли ты знаешь свои избирательные права?

А) да Б) нет В) затрудняюсь ответить

Анкета для учителей

1. Ходите ли Вы на выборы?

А) да Б) нет В) не всегда

2.Как вы считаете, выборы проходят справедливо или возможны нарушения?

А) да Б) нет В) затрудняюсь ответить

3. Нужна ли работа с будущими избирателями для повышения активности участия в выборах?

А) да Б) нет В) затрудняюсь ответить

Приложение

Социальная реклама о важности участия в выборах, размещенная в социальных сетях наших одноклассников

Приложение

Социальная реклама о важности участия в выборах, размещенная в социальных сетях наших одноклассников

Сценарий «Выборы – это важно!»

Цель: Содействовать формированию активной гражданской позиции

Задачи:

Показать смысл и значение выборов в демократическом обществе;

Повысить уровень правовой культуры и образования учащихся в сфере избирательного процесса;

Содействовать формированию у учащихся собственной точки зрения на происходящее вокруг, повышению электоральной активности молодежи как важного условия социализации

Форма проведения: Дискуссия, обсуждение проблемных вопросов, игра

Мотивация: рассказывается притча о ценности выбора.

«Бог создал ДОБРО. Посмотрел на свое создание. Оно понравилось ему. Оно было таким светлым и большим, чистым и приятным, оно несло покой и умиротворение, оно вселяло надежду и несло любовь. Всемирное, вселенское, абсолютное ДОБРО, такое красивое и жизнеутверждающее! И Бог подарил ДОБРО людям. Люди приняли дар. Бог был доволен, что наградил сыновей своих счастьем…

Прошло время. Бог взглянул на Землю. И увидел он, что нет больше на Земле людей. Её населяли какие-то другие существа- почти бестелесные создания с крыльями за спиной. Бог назвал их ангелами. Ангелы утратили плоть, стали бессмертными, они потеряли многие навыки и знания, присущие прежним людям. Развитие мира остановилось и даже пошло вспять. Ангелам не надо было заботиться о хлебе насущном. Они не страдали и не любили друг -друга. Они даже перестали любить самого Бога!!! Всю их сущность без остатка заполняло ДОБРО.

И тогда Бог в гневе освободил людей, не сумевших воспользоваться великим даром, от ДОБРА, и дал им абсолютное ЗЛО! То, что стало с людьми, когда они приняли этот дар, понять невозможно. Ибо человеческий мозг не в состоянии объять Хаос, а тем более описать его.

Бог увидел, что и ЗЛО не дало человечеству счастья. И тогда Бог махнул на все рукой, смешал ДОБРО со ЗЛОМ и кинул всё это на Землю.

Прошло время. Взглянул Бог на Землю. И увидел он, что живут на Земле люди! Крепнет и растёт род человеческий. Люди страдают и блаженствуют, любят и ненавидят, преисполняются надеждами и впадают в отчаяние, тоскуют и ликуют… А самое главное – люди не забыли Бога! Они превозносят его в разных ипостасях по всей Земле! Они молятся ему и несут свои самые сокровенные желания и мысли. Они безмерно благодарны Богу за то, что он дал им самый великий из возможных, самый желанный и насущный дар- ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБИРАТЬ!»

С тех пор человеку постоянно приходиться делать выбор. Сделать его подчас трудно, особенно если речь идет о собственной судьбе. Но еще труднее сделать выбор, когда речь идет о судьбе целого государства.

Сегодня мы будем говорить о демократических выборах в нашем государстве, об избирательном праве и избирательной системе. Наша задача – вспомнить, как проходят выборы в Российской Федерации, по каким принципам, какие существуют этапы выборов.

Актуальность данной темы доказывает сама жизнь: в различных регионах России неуклонно снижается активность граждан на выборах, не все хотят воспользоваться своим правом избирателя. Почему так происходит? Оправдана ли такая позиция?

Предлагаем вашему вниманию небольшой экскурс в историю.

Система выборов сформировалась давно. У древних народов вождь племени выбирался своими соплеменниками, по сути, прямым голосованием. Он был выразителем воли племени, его советчиком. Если вождь терял уважение соплеменников, его смещали, а если превышал свои полномочия, то могли и убить.

Демократическая традиция современного мира зародилась в Древней Греции. В результате реформ Солона, Клисфена и Перикла в Афинах установилась демократия. Один раз в месяц все граждане в возрасте свыше 30 лет собирались в народном собрании и решали дела полиса голосованием. Путем поднятия рук народное собрание выбирало стратега – правителя – сроком на год. Тайным голосованием – подачей белых и черных камешков – Собрание объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы. Причем любой гражданин мог выступить в собрании и предложить новый закон.

Кроме стратегов в Афинах существовало много должностей по управлению полисом. Обычно одну и ту же должность – судьи, сборщика налогов или смотрителя рынка стремились занять несколько граждан. Кого же из них следовало предпочесть? Тянули жребий: кому достанется особый камушек, тот считается избранным. Такие выборы, как считали греки, позволяли им выполнять волю богов, по желанию которых жребий выпадал определенному человеку. Правда, нередко в результате жеребьевки у власти оказывались некомпетентные лица.

Философ Сократ однажды преподал согражданам поучительный урок. Он предложил назначить ослов конями, а когда афиняне удивленно воззрились на него, пояснил: «Ну, а если вы выбираете дураков правителями, почему бы вам не выбрать ослов конями?»

Раз в год Народное Собрание посвящалось остракизму – суду черепков. Граждане должны были написать на черепке имя гражданина, который по их мнению, угрожает афинской демократии. Каждый против кого голосовало больше половины граждан, отправлялся в изгнание на 5-10 лет.

Для древних греков понятие свободы и демократии были неразрывно связаны. Древнегреческий ученый Аристотель отмечал, что «основным началом демократического строя является свобода. А одно из условий свободы – по очереди быть управляемым и править»

В Древнем Риме выборы народного трибуна проходили торжественно. Целую неделю до голосования кандидат носил белый плащ – кандиду. Хотя белый цвет должен был символизировать чистоту помыслов, поступки кандидатов были откровенно корыстны. Голоса избирателей они попросту покупали. Двери дома кандидата были открыты для всех. Любой приходящий мог не только бесплатно утолить голод и жажду, но и получить хороший подарок.

Средневековой Европе также были знакомы органы народного представительства. Это кортесы в Кастилии, парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции. Они возникли в период борьбы королей с феодальной вольницей, когда королевская власть ещё не обрела всю полноту, и короли были вынуждены вступать в диалог с общественными силами.

Однако к концу Средневековья демократические принципы были утрачены. Они уступили место абсолютизму - особой форме государственной власти, при которой монарх соединяет в своем лице все основные функции и ветви государственной власти, оставляя за собой последнее слово в решении всех вопросов внутренней и внешней политики. Иначе говоря, король ни с кем – ни с родовой знатью, ни с представительными учреждениями – не делится полномочиями.

В эпоху возрождения выдающиеся гуманисты вернулись к идее правового государства, республиканизма, служения обществу, справедливости как моральной нормы. Однако реализация этих идей стала возможна лишь в 19 веке – эпоху становления либеральной демократии. Первичными нормами государственной жизни становятся принципы разделения властей, основных прав и свобод гражданина, гарантии личных прав. Постепенно расширяется сфера применения демократических норм и правил политической жизни: в целом ряде стран вводится всеобщее избирательное право, начинают возникать массовые политические партии, утверждается обычай многопартийности.

20 век вносит свои коррективы в социально –политическую жизнь Европы. В 20-30 годы возникает реальная угроза существованию демократии: верх берут авторитарно – тоталитарные тенденции. Однако после Второй мировой войны вектор исторического развития указывает движение в мире к демократизации. Послевоенные конституции закрепляют традиционные для буржуазно – демократических государств положения о политических правах и свободах – в том числе – избирательного права.

В Древней Руси выборными органами управлялся Великий Новгород. Важную роль в жизни этого города играло вече – народное собрание, где принимались наиболее важные решения, избирались руководители новгородского управления – посадник и тысяцкий, а так же новгородский архиепископ. Однако ученые не считают новгородское вече истинно демократическим. Поскольку в его деятельности участвовали не все жители, а лишь самые знатные и богатые.

Во времена Ивана Грозного, в 1549 году, был созван первый в истории России Земский собор. Кроме бояр, дворян и духовенства , на соборе были выборные от посадов и торговых людей, а так же от черносошных крестьян. Впоследствии земские соборы созывались для решения наиболее важных вопросов государственной жизни. Показателен в этом отношении Земский собор 1613 года. Избравший нового русского царя – Михаила Романова. В работе собора участвовали выборные от дворян, посадских, черносошных и дворцовых крестьян, казаков, стрельцов и других групп населения. Главную роль на соборе играли боярская знать и руководители церкви. Со временем Земские соборы утратили свою роль. Власть монарха по мере своего укрепления всё реже обращалась к мнению Земских соборов. При Петре I царская власть стала неограниченной (абсолютной). В России оформился абсолютизм.

В 1808 году М. Сперанским был предложен проект создания Государственной Думы. Реализован он не был. 17 октября 1905 года Николай II подписал манифест, объявивший об учреждении первого в нашей стране законодательного органа. Выборы в него были неравными, непрямыми и не всеобщими. I государственная Дума начала работать в апреле 1906 года.

В Советской России избирательное право было формальным. Выборы проводились на безальтернативной основе и заключались в опускании в урну избирательного бюллетеня с указанными кандидатами.

А теперь поговорим о современной избирательной системе.

Она включает два взаимосвязанных компонента:

1) избирательное право – комплекс правовых норм о порядке выборов;

2) избирательный процесс –комплекс действий в процессе выборов.

Нормативная основа современных выборов заложена в международных правовых документах, Конституции РФ, специальных законах о выборах в РФ.

Фундамент, на котором основываются выборы, составляют принципы избирательного права – условия, соблюдение которых придает выборам свободный и демократический характер и делает их легитимными, т.е. признаваемыми и одобряемыми народом.

Таких принципов несколько.

Принцип всеобщности. В выборах могут участвовать все граждане. Достигшие 18 лет, психически здоровые и не находящиеся в местах лишения свободы, независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии. Всеобщими выборы стали только в 20 веке.

Принцип равенства означает, что каждый избиратель имеет один голос, независимо от своего возраста, личностных качеств, имущественного и должностного положения.

Принцип прямого избирательного права означает, что каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата без каких- либо промежуточных инстанций. При косвенных выборах волю избирателя выражают специальные лица или органы. например. Депутаты Государственной Думы избирают уполномоченного по правам человека.

Тайное голосование исключает контроль за волеизъявлением гражданина. Каждый голосует лично и не передоверяет это другим лицам.

Альтернативность предполагает возможность сделать выбор из нескольких кандидатов.

Систематичность и периодичность выражается в том, что должностные лица избираются лишь на определенный срок.

Принцип добровольности означает, что если гражданин по каким – либо причинам не желает участвовать в выборах, то никто не может заставить его сделать это.

На основе избирательного права реализуется избирательный процесс. Для избирательного процесса характерны следующие стадии:

Назначение даты выборов (как правило, главой государства);

Организация избирательных округов с приблизительно равным количеством избирателей;

Создание избирательных комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение выборов;

Регистрация избирателей в установленном законом порядке, составление списков избирателей;

Выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация;

Предвыборная агитация;

Процесс голосования по избирательным участкам;

Подведение итогов голосования;

Установление результатов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования

Какова же схема выборов в Российской Федерации?

Верховный уровень составляют федеральные выборы – выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы.

Средний уровень – это выборы органов власти субъектов РФ: депутатов законодательных органов власти субъектов РФ (например, Государственного Совета Чувашской Республики).

Нижний уровень – это муниципальные выборы: в органы местного самоуправления (глав муниципальных образований).

А теперь давайте проверим наши знания. Для работы мы разбились на команды. Командам предлагается ответить на вопросы, если у команды нет варианта ответа, то право отвечать переходит к другой команде.

Итак, блиц – турнир:

Что такое Конституция?

Когда была принята действующая Конституция России?

С какого момента вступает в силу новая Конституция?

Что такое активное и пассивное избирательное право?

Какой процент от списочного состава избирателей должен принять участие в голосовании?

Если родственник попросит вас проголосовать за него, то вы ….

Кто руководит избирательной кампанией в масштабах всей страны?

Какие условия лишают гражданина права голосовать? (Варианты: двойное гражданство; необразованность; нахождение в местах лишения свободы по приговору суда; признание судом недееспособным)

Вас нет в списках для голосования, но в день выборов вам исполняется 18 лет. Имеете ли вы право попросить комиссию выдать вам избирательный бюллетень?

Что нужно сделать, получив бюллетень?

К какой ветви власти относится должность президента РФ?

Сколько сроков подряд может занимать должность Президента РФ один и тот же человек?

Каким образом была принята Конституция РФ?

С какого возраста можно стать депутатом Государственной Думы?

Форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти?

Полная независимость государства в его внешних и внутренних делах?

Исполнительную власть в РФ осуществляет …

Высший орган представительной и законодательной власти в РФ?

Нижняя палата нашего парламента?

Кто может стать Президентом РФ?

Общественное объединение, целью которого является участие в политической жизни и в осуществлении государственной власти.

Назовите основную функцию Государственной Думы.

Как часто проходят выборы депутатов Государственной Думы?

Как иначе называется Парламент РФ?

В последнее время наметилась тенденция снижения активности участия граждан на выборах, или даже отказа от участия в выборах. Эта тенденция получила название абсентеизм (от англ. Absent – отсутствующий). Часто это связано с «усталостью от выборов», неверием в положительные результаты выборов. Невозможностью повлиять на исход голосования, может быть и сознательный бойкот выборов. Оправдана ли такая позиция?

Конкурс «Я б на выборы пошел»: командам предлагается подобрать аргументы, с помощью которых они стали бы убеждать своего сверстника пойти на выборы, если тот сомневается, стоит ли это делать.

Рефлексия: учащимся предлагается продолжить фразу: я узнал…, мне понравилось…, я задумался…

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

2 www.vedomosti.ru

Просмотров работы: 367