Могу ли я считать себя волонтером?!

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Могу ли я считать себя волонтером?!

Меркушина А.Д. 1
1МАОУ СШ№55 г. Липецк "ЛИНГВИСТ"
Баева Н.Н. 1
1МАОУ СШ№55 г. Липецк "ЛИНГВИСТ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Маленький акт доброты стоит больше, чем величайшее намерение»

Оскар Уальд

Люди часто задумываются над вопросом: «Волонтер – кто это?» Но не все знают точный ответ. Это доброволец, который занимается общественно-полезным делом безвозмездно, ничего не требуя взамен. Сферы деятельности могут быть довольно разнообразны, но волонтер всегда несет добро, надежду и любовь.

Иногда люди подменяют понятия, называя волонтерами тех, кто выполнил определенную работу бесплатно. Но это не совсем так. Суть волонтерства заключается не в том, чтобы не брать плату за труд, а в том, чтобы нести пользу людям. Хотя безвозмездность считается принципом добровольчества[1].

В нашей школе ежегодно проводятся благотворительные акции, в которых обязательно участвует и мой класс. Мы собираем макулатуру, средства гигиены для детей больных раком, помогаем детским домам, бездомным животным, а еще наш 3А класс перечислил деньги, заработанные на школьной ярмарке, в национальный центр помощи «Поиск пропавших детей». С большим энтузиазмом я принимала участие в этих акциях, но никогда не задумывалась, а могу ли я считать себя волонтером.

Гипотеза: Если я добровольно буду заниматься общественно полезными делами, то смогу считать себя волонтером.

Цель: Доказать, что волонтером может стать каждый.

Задачи:

- Изучить историю возникновения волонтерской деятельности в мире и в нашей стране;

- Понять принципы волонтерской деятельности, изучить заповеди и обязанности волонтера;

- Проанализировать информированность современных детей о волонтерской деятельности путем социологического опроса

- Выявить мотивацию на добровольческий труд у школьников;

- На своем примере определить виды волонтерской деятельности, которые доступны для детей моего возраста;

- Сделать вывод.

Объект исследования: Школьники в возрасте от 7 до 10 лет.

Предмет исследования: Волонтерская деятельность.

Методы исследования:

- Чтение и изучение справочной и учебной литературы;

- Поиск информации в глобальных компьютерных сетях;

- Наблюдение;

- Беседа;

- Сравнение;

- Опрос, Анкетирование.

- Анализ;

- Обобщение;

- Эксперимент.

Актуальность: Проблема исследования обусловлена тем, что в современных условиях волонтерство является одной из основных форм проявления социальной активности граждан во всем мире. 2018 год в России объявлен президентом РФ Годом добровольца и волонтера.

Основная часть

Теоретическая

Слово волонтер произошло от французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского voluntarius, и в дословном переводе означает доброволец, желающий.

Понятие «добровольчество», а в современной западной социологии «волонтерство» (Volunteerism) применяется для обозначения добровольческого труда как деятельности, осуществляемой людьми добровольно на безвозмездной основе и направленной на достижение социально-значимых целей, решение проблем сообщества. [2, стр. 267]

Добровольная помощь нуждающимся, существовала всегда. На протяжении всего периода существования человечества люди добровольно и безвозмездно помогали больным, раненым, сиротам, престарелым, вместе ликвидировали последствия стихийных бедствий, пожаров. Однако само слово волонтер (доброволец) в течение долгого времени обозначало человека, отправившегося на войну или военную службу по зову долга, а не по призыву. Изменение понятия слова волонтер и рождение организованного гуманитарного волонтерства произошло, в 1920 году во Франции, когда впервые был реализован волонтерский проект по восстановлению, территории разрушенной Первой Мировой Войной. После этого волонтерство во всем мире развивалось и набирало силы, и к 1998 году более 100 миллионов людей во всем мире участвовали в волонтерском движении. В настоящее время все глобальные международные организации такие, как ООН и Юнеско, имеют волонтерские отделения. Волонтеры трудятся на ниве здравоохранения (вакцинация, борьба с ВИЧ, туберкулезом, другими инфекциями), ликвидируют голод, неграмотность, участвуют в эвакуации раненых, больных, детей и женщин из очагов военных конфликтов и стихийных бедствий, защищают равные права всех слоев населения, помогают заключенным, защищают окружающую среду. [3].

Развитие волонтерства на Руси начинается вскоре после 988 года, с принятием христианства. В русской православной среде издавна и до сих пор существует традиция работы во славу Божию, когда добровольцы приходят потрудиться в монастыри. Еще при Ярославе Мудром, повелевшем отдавать всех талантливых детей без различия сословий в «книжное учение», существовали сиротские училища, которые содержались за счет милостыни, собиравшейся с соседних деревень. К слову сказать, ныне сбор пожертвований или фандрайзинг – один из наиболее распространенных видов волонтерства за рубежом.

История волонтерства в допетровской России неразрывно связана с принципами христианской добродетели. Как в мирное, так и в военное время Церковь вдохновляла свою паству на бескорыстное служение, помощь и поддержку ближнего.

Наше крестьянство вплоть до Октябрьской революции бережно хранило древние традиции взаимопомощи. Когда у кого-то случалась беда, ему помогали всем миром.

Одна из самых ярких страниц истории волонтерства нашей страны связана с русско-турецкой войной. В конце 1870-х годов монахини московской Свято-Никольской обители стали первыми в мире сестрами милосердия, которые добровольно отправились на фронт для оказания помощи раненым бойцам. К началу Первой мировой войны это добровольческое движение распространилось среди женщин-волонтеров и за рубежом (Красный Крест). [2, стр. 268]

После октября 1917 года волонтерство в России приобрело «добровольно-принудительный» характер. Инициативу, ранее принадлежавшую общественным организациям и частным лицам, полностью взяло в свои руки государство.

В начале 90-х годов прошлого века добровольчество в нашей стране постепенно начинает возрождаться. [2, стр. 269]

На сегодняшний день общая численность добровольцев в России едва превышает 1,5% от всего населения.

За год число добровольцев в стране увеличилось на 20%, подсчитал Росстат. Чаще всех безвозмездно делают добрые дела женщины, особенно пожилого возраста.

Несмотря на недостаточное развитие волонтёрского движения в нашей стране, оно существует и в задачи современных общественных и благотворительных организаций входит популяризация волонтёрства, пропаганда идей добровольчества и создание позитивного имиджа волонтера.

В наши дни перед волонтёрами стоит выбор, в какое направление волонтёрства пойти. На самом деле, не все знают о том, какие направления волонтёрства вообще существуют. Можем выделить 9 основных направлений волонтёрства:

социальное волонтёрство самое известное. Это помощь одиноким ветеранам, помощь детям, работа с той категорией людей, которую принято называть социально незащищёнными.

спортивное волонтёрство-помощь в организации спортивных мероприятий.

культурное волонтёрство-помощь в организации культурных мероприятий.

экологическое волонтёрство, это не только сохранение природы в классическом её понимании, но ещё и защита флоры и фауны.

донорство-это не только сдача крови напрямую, но и большой просветительский блок.

событийное волонтёрство, или эвент-волонтёрство-это волонтёры, которые участвуют в крупных событиях – фестивалях, форумах, каких-то больших городских проектах, к примеру, День Города.

корпоративное волонтёрство- это направление в первую очередь связано с компаниями, которые готовы включаться в добровольческую деятельность, привлекая своих сотрудников в нерабочее время.

волонтёры общественной безопасности оказывают помощь при катастрофах, стихийных бедствиях, сбор гуманитарной помощи.

медиа-волонтёрство-это рассказывать о волонтёрстве другим людям.[4]

Чем же подлинная добровольческая деятельность отличается от трудовой деятельности, социальной защиты, педагогической практики, внеурочной деятельности школьников и студентов, а также благотворительной деятельности?

1. Осознанность – первый и наиболее важный отличительный признак. Порыв к добровольческой деятельности должен идти изнутри человека – от собственных убеждений и ценностей. Доброволец глубоко осознает и оценивает свои мотивы, цели и задачи, ход и средства добровольческой деятельности.

2. Инициативность характеризует настоящих добровольцев, их хозяйское отношение и гражданское участие в жизни общества. Можно сказать: «Волонтер не ждет, когда его попросят что-то сделать, он видит, что нужно делать, или спрашивает об этом сам!»

3. Добровольность – доброволец действует без какого-либо принуждения. Если человек действует под административным нажимом, по воле «авторитетного» человека, на основе устава организации, по распорядку учебного заведения, то он не волонтер.

4. Бескорыстие – это безвозмездный труд, а также не полностью оплачиваемый, при условии, что за подобный труд человек мог бы реально получить большую оплату. Настоящий волонтер не мотивируется вторичными выгодами: профессиональный рост, расширение социальных связей, публикации в СМИ и др. Если личных выгод не будет, он всё равно будет заниматься добровольческой деятельностью.

5. Личное действенное (непосредственное) участие в добровольческих проектах отличает волонтера от жертвователя денег, руководителя благотворительного фонда и т.п. Кроме руководящей, образовательной или консультативной деятельности настоящий волонтер наряду с другими непосредственно участвует в добровольческих проектах, так как личный пример – это главный убедительный аргумент в мотивировании других!

6. Нацеленность на развитие общества отличает подлинного волонтера от человека, который интересно проводит время, ищет личные выгоды в помощи другим или отстаивает интересы своей организации. Подлинный волонтер ищет сотрудничества с другими или, по крайней мере, открыто выражает свою солидарность. Организации, которые замыкаются только на своих проектах или задачах, использует для себя идею добровольчества, но не развивают культуру добровольчества в обществе. Для них добровольцы – это бесплатная рабочая сила для решения социальных проблем.[6]

Настоящий волонтер руководствуется осознанным желанием совершать поступки (деятельность) на благо других людей и общества, а не поиском выгоды для себя или группы, к которой он принадлежит. Каждый волонтер обязательно знает и исполняет Кодекс чести добровольца:

1. Деятельность добровольца направлена на благо других людей и привносит в общество диалог и сотрудничество.

2. Доброволец не вправе требовать поощрения или получать материальное вознаграждение, равное или выше стоимости выполненных работ.

3. Добровольцем имеет право быть любой человек, осознано и бескорыстно делающий такой выбор.

4. Доброволец вправе обозначать или не обозначать свою политическую или религиозную принадлежность, но не вправе использовать добровольческую деятельность для пропаганды своих убеждений.

5. Доброволец доводит дело до конца, даже если останется один.

6. Поступок добровольца принадлежит всему человечеству – расскажи о нём другим обязательно!

7. Доброволец ищет единомышленников – тех, с кем можно сделать больше и лучше.

8. Деятельность добровольца прежде способствует его личностному росту и развитию характера, а затем получению навыков, знаний и профессиональному росту.

9. Доброволец не выполняет работу вместо оплачиваемых работников, если нет угрозы жизни других людей.

10. Добровольческая деятельность не должна наносить психологический и/или физический ущерб добровольцу.

Волонтерство очень важный инструмент зрелого развитого общества. Каждый доброволец неотъемлемая его часть. Для формирования в человеке настоящих качеств волонтера и осознания значимости осуществляемой деятельности добровольцами созданы Заповеди волонтёра:

Будь верен общему Делу.

Цени важность своей роли. Нет маленьких ролей – есть общее дело

Понимай задачу, которую ты выполняешь.

Сопоставляй свои интересы с потребностями окружающих и с задачей, которую выполняешь.

Работай искренне и делись с другими новыми идеями о том, как сделать работу еще более эффективной.

Дорожи командным духом, стремись к разрешению конфликтных ситуаций без вовлечения в них руководства.

Открой себя возможностям развития сопереживания, уверенности в себе и ответственности.

Развивай свою самооценку и готовность спрашивать.

Гордись карьерой волонтёра. Она значительно увеличивает богатство души. [7]

Изучив и проанализировав публикации на тему волонтерской деятельности, я сделала вывод: Волонтером может стать любой человек, независимо от возраста и социального положения безвозмездно и добровольно оказывающий социально- значимую помощь на благо общества при этом получая моральное удовлетворение от своих поступков.

Теперь можно преступить к следующему этапу работы и выяснить знают ли современные дети кто такой волонтер, и насколько молодежь мотивирована на выполнение добровольческой деятельности.

Практическая часть

Я решила провести опрос среди детей возрастной группы 7-10 лет, а для более точного результата проанкетировала выборочно 50 учеников нашей школы и 48 из других школ. В этом мне помог мой научный руководитель Баева Наталья Николаевна. Совместно с ней мы разработали анкету, с помощью которой я провела опрос. Основными пунктами в анкете были следующие вопросы:

Помогали ли вы добровольно бездомным животным или людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, участвовали ли в субботниках или других благотворительных акциях?

Знаете ли вы кто такой волонтер «доброволец»?

Считаете ли вы себя волонтером «добровольцем»?

Приложение 1.

Результаты анкетирования мы обрабатывали всей семьей и в итоге получили следующие данные: 87 учащихся из 98 так или иначе участвовали в тех или иных благотворительных акциях, что составило 89% от общего числа опрошенных. 84% детей знают кто такие волонтеры «добровольцы» и чем они занимаются. Несмотря на то, что у детей высокая мотивация добровольно оказывать социально значимую помощь, только 13% опрошенных школьников считают себя волонтерами. Передо мной возник вопрос: Почему дети, совершая добрые поступки, не называют себя волонтерами?

Приложение 2-4.

Выяснить это я решила на собственном примере. Я взяла лист бумаги, разделила его пополам, написав слева все добрые дела, которые я уже совершила, а справа те которые я планирую сделать.

Приложение 5.

В течение трех месяцев я выполняла запланированные добрые поступки:

Всю зиму кормила птичек, бездомных кошек.

Приложение 6.

Помогала детям из подготовительной группы.

Приложение 7.

Убирала мусор на площадке у дома.

Приложение 8.

От всего сделанного я получила массу положительных эмоций, нашла много новых друзей и решила, что и в дальнейшем буду совершать добрые поступки.

Сравнив свои поступки с основными видами деятельности волонтеров, я выяснила, что участвую в социальном, культурном, экологическом, событийном, а теперь еще и в медиа волонтерстве, то есть информирую детей о добровольческой деятельности. Также мои поступки не противоречат кодексу и заповедям добровольцев. Этим я доказала, что могу считать себя волонтером.

А почему же другие дети затрудняются назвать себя волонтерами? Можно считать, что это из-за низкой информированности населения о добровольческой деятельности, так как волонтерство в нашей стране только развивается.

4. Заключение

Изучив литературу и публикации в социальных сетях по теме волонтерской деятельности, проведя анкетирование и проанализировав полученные данные, а так- же проведя эксперимент со своим участием, я сделала вывод:

Если вы совершаете добрые поступки добровольно, и вас не заставляют это делать, при этом вы не получаете от этого ничего кроме удовольствия и положительных эмоций, то вы можете считать себя волонтером.

И так я доказала, что каждый может стать волонтером, в том числе и я. При этом не обязательно вступать в волонтерские организации, а можно самостоятельно, каждый день, выполняя посильную работу делать этот мир лучше.

Цель моей работы достигнута, но я не хотела бы на этом останавливаться. Когда я немного подрасту, то обязательно вступлю в «Российское движение школьников», которое очень активно занимается волонтерской деятельностью. А на данный момент в г. Липецке стартовала благотворительная акция «Рука в руке», в которой предлагается провести концертные программы для ветеранов. И мы решили, на отчетный концерт нашего коллектива «Тамина» пригласить ветеранов ВОВ, на котором дети не только смогут выступить перед героями нашей страны, но и пообщаться с ними, и поблагодарить за совершенный подвиг.

4. Список использованных источников и литературы

1. [1] Волонтерство - что это? //

http://fb.ru/article/147297/volonter---kto-eto-pomosch-volonterov-organizatsiya-volonterov

2.[2] Локтионова Т.А. «История возникновения и становления волонтерства в России». // Молодой ученный-2012.-№8.

3. [3] Очно заочная школа волонтера//

https://vk.com/topic-24230596_29473093

[4] «Беседа "Кто такие волонтеры?"»//

https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/uroki/biesieda_kto_takiie_volontiery

5.[5] «Кто такой волонтер?»//

http://sostudent.ru/obshhestvo/dobrovolchestvo/nachinayyushhemu-volonteru

6.[6] Четошникова Е. «Самоосуществление через добровольчество:

ценностно-смысловой аспект.» //- LAP Lambert Academic Publishing, 2012.

7.[7] Федосова И., Кибальник А. «Волонтёрское движение в молодёжной

среде: учимся преодолевать проблемы.» //- LAP Lambert Academic

Publishing, 2012 .

Приложение 1.

Анкета для опроса

Вопрос

ДА

НЕТ

1

Помогали ли вы добровольно бездомным животным или людям, попавшим в тяжелую ситуацию, участвовали ли в субботниках или других благотворительных акциях?

   

2

Знаете ли вы кто такой волонтер «доброволец»?

   

3

Считаете ли вы себя волонтером «добровольцем»?

   

Приложение 2.

Анализ результатов опроса по первому вопросу анкеты

Приложение 3.

Анализ результатов опроса по второму вопросу анкеты

Приложение 4.

Анализ результатов опроса по третьему вопросу анкеты

Приложение 5.

Планируемая деятельность

Приложение 6.

Кормление птичек и бездомных кошек

Приложение 7.

Помощь детям в подготовительной группе

Приложение 8.

Уборка мусора на площадке у дома

Просмотров работы: 1488