Введение.
Проблема конфликтного поведения в обществе в настоящее время становится все актуальней. Стрессовый характер современной ситуации развития общества, повышенная нагрузка на учащихся в учебно –воспитательном процессе, возросший уровень агрессии социального окружения, а также бесконтрольное проведение свободного времени в сетях интернета, провоцируют молодых людей на неадекватные пути решения собственных проблем.
Человек – существо социальное. Он связан с окружающим миром т.е. нуждается в нем. При этом у каждого человека, вне зависимости от общества в котором он живет, есть желания, чувства, симпатии и антипатии, память, словом все то, что называется человеческой жизнью. Психологическая позиция заставляет человека действовать строго определенным образом. Доказывая свою точку зрения, или навязывая кому-то свое мнение, есть шанс вступить в конфликт. Чаще всего конфликт случается тогда, когда ситуация или спор важны для сторон. Т.е. конфликты случаются там, где есть противоречия между людьми.
В школе, наблюдая за поведением старшеклассников, за их манерой общения, поведения была выявлена тенденция, что не все учащиеся в данном возрасте могут решать конфликтные ситуации конструктивными методами.
Я предположила, что существует связь между интернальным уровнем субъективного контроля и стратегией поведения «сотрудничество». И если предположение подтвердится, то для развития конструктивных стратегий поведения в конфликте необходимо будет развивать интернальный тип субъективного контроля.
Актуальность:
Конфликты - одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Жизнь человека в обществе полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так и групп. Проблемы конфликтов приводят к тому, что появляется все больше научных работ, посвященных данной тематике. Уровень субъективного контроля может быть отнесен к одной из самых важных характеристик самосознания, которые определяют особенности поведенческих реакций в широком спектре социального взаимодействия и проявляющейся в чувстве ответственности, уровне активности, степени воздействия на обстоятельства жизни.
Цель - определить уровень субъективного контроля, как фактор влияющий на выбор поведения в конфликтных ситуациях.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Изучение литературы о возрастных особенностях старшеклассников.
Определить содержание, «уровень субъективного контроля, его виды», «конфликт», «стратегии поведения в конфликте».
Провести диагностическое исследование уровня субъективного контроля Е.Ф. Бажиным и методики К. Томаса.
Проанализировать полученные результаты исследования, составить заключения.
Составление рекомендаций.
В работе были использованы следующие методы:
Метод теоретического анализа научной литературы, диагностика К. Томаса для выявления стратегии поведения, учащихся в конфликте, исследование «Уровня субъективного контроля» Е.Ф. Бажина.
Значимость темы: эта тема значима, как для педагогов и психологов, так и для родителей и общества в целом.
Теоретическая значимость исследования состоит в определении научно-педагогических основ воспитательной работы с подростками с доминирующим и агрессивным фактором межличностных отношений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные научные выводы и результаты могут использоваться в практике в целях воспитательных работ.
I. Основная часть.
1.1. Определение уровня субъективного контроля. Работа с научной литературой.
«На бога надейся, а сам не плошай», гласит мудрая народная пословица. А ведь если задуматься, в этих словах заключен очень глубокий смысл
Ответственность является одной из важнейших характеристик личности, это то, что в первую очередь отличает социально зрелую личность от социально незрелой.
Ответственность или безответственность человека всегда имеет разные стороны, и данными качествами обладают практически все. К незрелой личности можно отнести и выпускника старшей школы. Как определяют многие ученые на формирование зрелой личности влияет не только его окружение, воспитание, но и уровень субъективного контроля.
Уровень субъективного контроля – качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, либо собственным способностям и усилиям. Представления человека о том, от кого зависят значимые для него события выявляются специальными тестами-опросниками по определению локуса контроля. Это понятие предложено американским психологом Дж. Роттером.
Локус контроль – это понятие, отражающее склонность человека приписывать причины событий внешним или внутренним факторам. Выделяются два типа локализации локуса контроля: интернальный и экстернальный. В первом случае человек считает, что все происходящие события прежде всего зависят от его компетентности, целеустремленности, его собственной активности и усилий. Во втором случае человек убежден, что его успехи и неудачи определяются, в первую очередь, действием внешних обстоятельств, везением, случайностью, действиями других людей.
Начиная с работ Дж. Роттера, многие исследователи, например, С.Р. Пантилеев, В.В. Столин, Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, Эткинд и др., проявляли интерес к личностной парадигме, связанной с оценкой того, внутренний или внешний контроль имеет индивид.
В отечественной психологии чаще всего используются методика исследования уровня субъективного контроля (УСК), созданная Е.Ф. Бажиным, Е.А. Голынкиной и А.М. Эткиндом в Ленинградском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева. Первыми на русском языке опросник Роттера опубликовал коллектив авторов в составе Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной и А.М. Эткинда и адаптировал эту методику для клинической психологии. Разработчики теста предложили выделить в методике диагностики субшкалы: контроль в ситуациях достижения, в ситуациях неудачи, в области производственных и семейных отношений, в области здоровья1.
Концепция локуса контроля является следствием теории социального научения Дж. Роттера. Он считает, что интернальность и экстернальность являются достаточно устойчивыми свойствами личности, сформированными в процессе ее социализации.
1.2. Конфликт и его виды.
Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - широкий термин, активно использующийся в психологии, социологии, др. науках, а также философии, конфликтологии и обыденном сознании.
В психологии под конфликтом чаще всего понимается актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов (от лат. opponentis - возражающий) и даже столкновения самих оппонентов. Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.
Истоки исследования проблемы конфликта восходят к глубокой древности. Еще китайские философы в VII-VI вв. до н.э. видели источник развития природы и общества в борьбе противоположностей.
По мнению М. Вебера, общество представляет собой совокупность групп, различающихся своим статусом.
Впервые стройная система психологических взглядов на область конфликтных отношений была выдвинута 3игмунтом Фрейдом. Он обратил внимание на необходимость поиска факторов, вызывающие межличностные конфликты в области бессознательного.
Также проблемой конфликтов занимались: Г. Зиммель, Б.И. Хасан, В.И. Брудный и В.А. Семенов, К. Левин и многие другие.
На протяжении всего времени, с момента появления человеческого общества, конфликт является его неотъемлемой частью2.
В моем понятии конфликт – это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать. Каждый человек выбирает свою стратегию взаимодействия в конфликте. От чего зависит данный выбор, я попыталась определить в следующей части своей работы.
1.3. Юношеский возраст и его особенности.
Юношеский возраст – период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Несколько лет назад этот период совпадал с обучением в старших классах школы и поэтому назывался также старшим школьным возрастом, но сегодня учащиеся 15-18 лет, как правило, обучаются соответственно в IX, X и XI классах, из которых IX класс – последний, завершающий обучение в средней школе, и лишь X и XI классы в строгом смысле слова относятся к старшим классам.
Старший школьный возраст – это пора выработки взглядов и убеждений, формирование мировоззрения. В этом возрасте у молодого человека происходит самоопределение, перед ним встает проблема выбора жизненных ценностей, а также определение смысла жизни. Начав еще в подростковом возрасте созидание своей личности, а также сознательное выстраивание способов общения, человек продолжает притворять это в жизнь и в юности. При нормальном развитии, в юности достигается социальная зрелость
Юность – период профессионального и социального самоопределения, индивидуализации субъекта собственной жизни. Ведущей сферой деятельности становится специальное – профессиональное обучение в ВУЗе; трудовая деятельность. В юности активно развивается сфера чувств, в целом характерно оптимистическое самочувствие, повышенный жизненный тонус. Эмоциональная сфера значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, повышается внутренняя восприимчивость и способность к сопереживанию.
Н.В. Мухина в своей работе отмечает, что юность – чрезвычайно значимый период в жизни человека, так как в этом возрасте происходит переориентация жизненных ценностей. «Молодому человеку, обратившемуся к анализу и сопоставлению общечеловеческих ценностей и своих собственных склонностей и ценностных ориентации, предстоит сознательно разрушить или принять исторически обусловленные нормативы и ценности, которые определяли его поведение в детстве и отрочестве»3.
Многие молодые люди, не хотят задумываться о будущем, откладывая все трудные вопросы и ответственные решения на «потом». По мнению И. С. Кона, установка (как правило, неосознанная) на продление эпохи моратория с ее весельем и беззаботностью не только социально вредна, но и опасна для самой личности.
II. Практическая часть работы.
В своей работе я пыталась определить, существует ли взаимосвязь между выбором стратегии поведения в конфликте и уровнем субъективного контроля.
Мною было проведено исследование по определению уровня субъективного контроля Е.Ф. Бажина. В данном исследовании приняло участие 17 учеников 11 класса. В своей работе я исследовала 7 субшкал у юношей и девушек в возрасте 17-18 лет.
2.1. Раскрытие темы исследования. Определение взаимосвязи между уровнем субъективного контроля и стилем поведения в конфликте.
Данное исследование было направленно на выявление уровня субъективного контроля по методике Е.Ф. Бажина. Методика представляет собой модифицированный вариант опросника американского психолога Дж. Роттера. С его помощью можно оценить уровень субъективного контроля над разнообразными ситуациями, т.е. определить степень ответственности человека за свои поступки и свою жизнь. Определяющий ту или иную субшкалу: Шкала общей интернальности; Шкала интернальности в области достижений; Шкала интернальности в области неудач; Шкала интернальности в области семейных отношений; Шкала интернальности в области производственных отношений; Шкала интернальности в области межличностных отношений; Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни. В приложение находится таблица с результатами по каждому испытуемому. (Приложение 1).
Результаты данной таблицы я сравнила с ключом методики «УСК». Результаты проведенного обследования имеют диапазон от низкого, среднего и высокого субъективного контроля. Все результаты можно рассматривать как «ближе к низкому» и «ближе к высокому уровню». Вся средняя шкала была разделена на две равные части, и данные были разделены на «ниже среднего» и «выше среднего».
Степень интернальности каждого человека связана с его отношением к своему развитию и личностному росту. После обработки данных были получены следующие результаты, которые представлены в (Диаграмме №1).
Диаграмма №1. Результаты исследования УСК.
Как видно из проведенного исследования 54% выпускников имеют экстернальный уровень субъективного контроля. Эти ученики, полагаются на случай, на судьбу, на удачу, рассчитывают не на себя, т. е. ждут, а не делают.
Самый высокий уровень экстернальности проявлен в субшкале производственных отношений 88%. Это говорит о том, что учащиеся склонны приписывать более важное значение внешним обстоятельствам – руководству, учителю, товарищам, везению-невезению. Данный процент выпускников не проявляет самостоятельности, более пассивны, не уверенные в себе. Из семи субшкал высокий уровень экстернальности выявлен в 5 субшкалах. Высокий уровень интернальности проявлен в области достижений 73% учащихся.
Также было проведено исследование на конфликтность К. Томаса для выявления стратегии поведения, учащихся в конфликте (адаптация Н.В. Гришина). Результаты по каждому испытуемому представлены в таблице (Приложение 2).
Опросник разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации.
В данной методике определяются следующие типы поведения в конфликтной ситуации: соперничество; приспособление; компромисс; избегание; сотрудничество.
Данные проведенного исследования приведены в (Диаграмме №2).
Диаграмма №2. Результаты проведенной методики К. Томаса.
Как видно из проведенного исследования 52% выпускников выбирают стратегию поведения компромисс. У 48% учащихся определены стили поведения в конфликте в пользу тех форм, которые не удовлетворяют интересам каждой стороны. Т.е. предпочитают не идти на уступки, не искать компромисс и т.д.
Таким образом, при анализе результатов проведенных исследований можно сказать, что показатели общего уровня субъективного контроля среди старшеклассников имеют высокие результаты. Полученные данные в области неудач, в производственных и семейных отношениях, здоровья имеют тоже высокое значение, данные молодые люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие. Они полагают, что большинство событий их жизни является результатом случая или действия других людей. У них проявляется повышенная тревожность, обеспокоенность. Их отличает конформность, меньшая терпимость к другим и повышенная агрессивность, меньшая популярность в сравнении с интерналами. Данные выпускники больше подвержены проявлению конфликтной ситуации.
Заключение.
В работе рассматривалась проблема особенностей влияния уровня субъективного контроля на стиль поведения в конфликтных ситуациях у учащихся 11 класса. Проведен анализ отечественной и зарубежной литературы, а также проделанное исследование позволяет сделать выводы о том, что:
Конфликтное поведение личности зависит от уровня сформированности субъективного контроля личности.
Причинами конфликта выступают: личностные особенности старшеклассника – темперамент, характер, конфликтность; экономическая, социальная обстановка в стране; нарушение эмоциональных связей в семье, характер и условия семейного воспитания; окружение подростка.
Теоретический анализ современной западной и отечественной психологии показал, что проблема социальной зрелости личности стояла перед учеными во все времена. Этим вопросом занимались и занимаются многие науки. Однако ни один автор не дает полного ответа на вопрос, от чего зависит формирование субъективного контроля и уровень ответственности личности.
В практической части работы проводилось исследование по определению у старших школьников уровня субъективного контроля и предпочитаемой стратегией поведения в конфликте.
Проведя исследования можно сделать вывод, что старшеклассников с интернальным уровнем субъективного контроля выявлено 46% им присуща активная жизненная позиция, независимость и ответственность за себя. Юношей и девушек с экстернальным уровнем субъективного контроля выявлено 54% они проявляют пассивность, отсутствие стремления к достижению своих целей.
В итоге 54% выпускников с экстернальным уровнем субъективного контроля, определяют для себя стиль поведения в конфликте в пользу тех форм, которые не удовлетворяют интересам каждой стороны. Т.е. предпочитают не идти на уступки, не искать компромисс, данные люди имеют неадекватную самооценку, повышенную тревожность, не уверенные в себе и т.д.
У 46% выпускников определяется стратегия поведения в конфликте – компромисс.
Проведенное исследование показало, что уровень субъективного контроля влияет на выбор форм поведения в конфликтных ситуациях.
При работе с такими подростками были разработаны рекомендации классным руководителя, учителям и родителям. (Приложение 3).
Список использованных источников.
Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 364 с.
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – 2-еизд., перераб. идоп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 591 с.
Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебное пособие / Б.С. Волков. – М.: Академический Проспект: Трикста, 2006. – 256 с.
Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь – справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 576 с.
Еникев М.И. Психологическая диагностика. Стандартизированные тесты. – М.: «Приор – издат», 2003. – 288с.
Злобина С.Н. Основы конфликтологии. Общая теория конфликтов: Учебное пособие / С.Н. Злобина. – Брянск: Педагогика, 2002. – 337 с.
Мухина Н.B. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: «Академия», 2006. – 608 с.
Психология. Учебник. / Под редакцией А.А. Крылова – 2-е изд. – М.: «Проспект», 2005. – 576 с.
Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта: учеб. пособие для вузов / Б. И. Хасан. – СПб.: Питер, 2003. – 250 с.
Приложение 1.
Результаты по каждому испытуемому в определении «Уровня субъективного контроля» Джулиана Роттера.
Интернальность |
Порядковый номер |
Ранги |
Разность рангов d(х-y) |
Квадрат разности рангов |
|
Испытуемый 1 |
9 |
1 |
7,5 |
-6,5 |
42,25 |
Испытуемый 2 |
35 |
2 |
8,5 |
-6,5 |
42,25 |
Испытуемый 3 |
33 |
3 |
10 |
-7 |
49 |
Испытуемый 4 |
10 |
4 |
6 |
-2 |
4 |
Испытуемый 5 |
11 |
5 |
7 |
-2 |
4 |
Испытуемый 6 |
12 |
6 |
9 |
-3 |
9 |
Испытуемый 7 |
36 |
7 |
17 |
-10 |
100 |
Испытуемый 8 |
8 |
8 |
10 |
-2 |
4 |
Испытуемый 9 |
7 |
9 |
9 |
0 |
0 |
Испытуемый 10 |
15 |
10 |
3 |
7 |
49 |
Испытуемый 11 |
8 |
11 |
10 |
1 |
1 |
Испытуемый 12 |
12 |
12 |
9 |
3 |
9 |
Испытуемый 13 |
16 |
13 |
2 |
11 |
121 |
Испытуемый 14 |
9 |
14 |
7,5 |
6,5 |
42,25 |
Испытуемый 15 |
35 |
15 |
8,5 |
6,5 |
42,25 |
Испытуемый 16 |
13 |
16 |
5 |
9 |
81 |
Испытуемый 17 |
33 |
17 |
10 |
7 |
49 |
Приложение 2.
Результаты исследования по каждому испытуемому по методике К. Томаса «Стиль поведения в конфликтной ситуации».
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
|
Испытуемый 1 |
9 |
1 |
4 |
6 |
6 |
Испытуемый 2 |
2 |
3 |
10 |
5 |
2 |
Испытуемый 3 |
2 |
2 |
11 |
3 |
1 |
Испытуемый 4 |
10 |
4 |
4 |
0 |
2 |
Испытуемый 5 |
1 |
3 |
11 |
6 |
3 |
Испытуемый 6 |
3 |
1 |
2 |
6 |
11 |
Испытуемый 7 |
5 |
4 |
12 |
3 |
4 |
Испытуемый 8 |
3 |
12 |
6 |
4 |
2 |
Испытуемый 9 |
4 |
2 |
10 |
4 |
4 |
Испытуемый 10 |
2 |
4 |
4 |
11 |
2 |
Испытуемый 11 |
8 |
4 |
2 |
4 |
3 |
Испытуемый 12 |
4 |
3 |
12 |
4 |
1 |
Испытуемый 13 |
2 |
5 |
11 |
3 |
3 |
Испытуемый 14 |
1 |
4 |
4 |
4 |
12 |
Испытуемый 15 |
2 |
3 |
11 |
4 |
1 |
Испытуемый 16 |
8 |
4 |
3 |
5 |
2 |
Испытуемый 17 |
4 |
4 |
10 |
4 |
2 |
Всего |
4 |
1 |
9 |
1 |
2 |
Приложение 3.
Рекомендации родителям, учителям и классным руководителям.
Чтобы достичь гармонии, в человеке должны быть равным образом развиты, как внешний, так и внутренний уровень субъективного контроля. На его развитие локуса в первую очередь влияет воспитание человека в семье. Что вполне естественно, ведь личностные качества начинают прививать уже с самого юного возраста.
Родителям нужно понимать, что наказания должны быть действительно заслужены, а не получены из-за плохого настроения мамы или папы. Не стоит забывать и о поощрениях (кстати, сила поощрений может разбудить в ребенке желание делать что-то правильно, чтобы заслужить еще поощрений).
Хвалите ребенка, если он действительно старается. Хвалите просто так. Но ни в коем случае не поощряйте и не хвалите провинившегося ребенка. Дайте ему время осмыслить свою ошибку и прочувствовать вину. Ребенок должен научиться понимать, обдумывать свои действия, тем самым учась адекватно вести себя в обществе.
Приписывая очевидную вину другим людям либо предметам, человек лишает себя некоторой существенной доли ответственности и в будущем вполне способен перестать понимать взаимосвязь между поступком и последствием.
Но все должно иметь золотую середину. Винить себя всегда и во всем – тоже не выход. Если применять исключительно такой метод в воспитании, есть большая вероятность того, что вырастет «затюканный», вечно всего опасающийся гражданин.
Основа воспитания воли – систематическое преодоление трудностей в повседневной жизни. Постепенно ребенок учится подчинять свои желания разумному распорядку дня, учится сдерживать, контролировать себя.
Еще одним важным фактором развития волевых качеств является участие ребенка в общей жизни своей группы, коллектива. Живя интересами коллектива, дети приучаются управлять собственным поведением и руководствоваться интересами своего общества.
Рекомендации классным руководителям:
Индикатором волевой регуляции является школа. Именно в школе благодаря учебной деятельности ребенок каждый день тренирует волевые качества – дисциплинированность, действия строго по инструкции, а не как хочется, умение сдерживать себя, заставить делать то, что неинтересно или плохо получается. Важно, чтобы в этот момент ребенку помогли родители и педагоги в развитии и совершенствовании волевых качеств.
В подростковом возрасте впервые человек задумывается о возможности самовоспитания волевых качеств. Можно сказать, что с этого возраста человек сам в ответе за воспитание волевой регуляции своего поведения.
Проводить лекции и беседы по формированию и развитию ответственного поведения; навыков самоконтроля и саморегуляции.
Приглашать психолога на тематические классные часы, направленные на развитие личностных ресурсов (эмпатии, коммуникативной социальной компетенции), родительские собрания.
Рекомендации ученикам:
1. Наблюдайте за собой в течение какого-то времени. Четко определите, от каких привычек или черт характера вы хотите избавиться. Это ваша цель.
2. «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть», - писал Лев Толстой. Будьте уверены в себе и в том, что добьетесь цели. Без такой уверенности не стоит начинать.
3. Боритесь с недостатками путем их замены достоинств. Готовьтесь к тому, что это длительный, постепенный процесс. Чем меньше насилия над собой, тем лучше, но помните слова Лафонтена: «Путь, усыпанный цветами, никогда не приведет к славе».
4. Овладейте тремя самовоздействиями: самоободрением, самоубеждением и самоприказом. Учитесь видеть в себе другого – «человека привычки», от плохих свойств которого хотите избавиться.
5. Умейте и отступать. Но всегда помните, что тактические поражения не должны поколебать уверенности в стратегической победе.
6. Старайтесь сопровождать воздействия на самого себя положительными эмоциями, подкреплять свои победы приятными переживаниями.
По достижению равновесия вы сами почувствуете, насколько улучшилась ваша жизнь. Повсюду сопровождающее чувство удовлетворения собой и всем, что вы делаете, станет залогом вашего хорошего настроения и самоощущения.
1 Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психол. журн. 1984, № 3, с.152-162
2 Здравомыслов А. Г.Социология конфликта: Учеб. пособие. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Аспект-Пресс, 1996
3 Мухина Н.В. Возрастная психология Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия». с. 496