Введение
Утро, день, вечер, ночь…
Утро, день, вечер, ночь-
Убежали сутки прочь.
Чтоб о сутках не жалеть,
Нужно каждый час беречь,
Чтоб успеть потанцевать,
Почитать, порисовать,
Поиграть с друзьями
И помочь маме.
Литвинова О.А.
Тема исследовательской работы пришла мне в голову не сразу. В прошлом учебном году я была беззаботной второклашкой. И вот однажды по телевизору я увидела совсем не современный мультфильм о потерянном времени. Меня он так заинтересовал, что я взяла в школьной библиотеке книгу Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» и внимательно ее прочла. С этого момента я стала часто замечать, что мои родители произносят такую фразу: «Давай не сейчас, у меня нет свободного времени…». Подружки в классе тоже жаловались, что у них совсем нет свободного времени, и я подумала, а действительно, куда исчезает свободное время, может, его кто-то крадет?
Обо всех переживаниях я рассказала маме. Мама знает, что переубедить меня очень сложно и посоветовала самой найти ответ на этот вопрос. Самым простым способом получить интересующую меня информацию был поиск через интернет.
Набрав тему вопроса в поисковой строке, я получила вот такой результат: общемировая тенденция – отсутствие у детей свободного времени. И у нас, и во многих других странах дети жалуются, что родители пытаются, помимо школы, отправить их во множество секций – от музыкальных до боксерских. В результате ребятам «некогда жить». [1]
Эта версия мне понравилась меньше, чем про кражу времени, так как я сама с двух лет посещала различные кружки и секции, да и в школе мне учиться очень понравилось. Я думаю, что новые знания помогают чувствовать себя уверенней со сверстниками и даже с друзьями более старшего возраста. Сама я недостатка свободного времени как-то никогда не ощущала.
Так все-таки время кто-то крадет или в этом виноваты взрослые? Об этом я решила спросить у самих детей и их родителей. Но на это мне же не хватит и всей школьной жизни. Здесь помог мне мой классный руководитель Наталья Николаевна Баева, объяснив, что все это можно сделать проще и помогла составить вопросы для анкетирования. (Приложение 1…2).
Объектом исследования были выбраны ученики с первого по четвертый класс и их родители. Результаты анкеты оказались неожиданными для меня. (Приложение 3…6) Я выяснила, что, несмотря на занятость детей и загруженность их родителей, свободное время есть у тех и у других, и вовсе его никто не крадет, и в моей голове появилась новая идея: «Может, люди просто не умеют правильно использовать свободное время?».
Гипотеза: «Если я научусь организовывать свое свободное время, то смогу провести его интересно и получить теоретические знания и практические навыки».
И если раньше я думала, что объектом моего исследования будет потерянное время, то теперь моя исследовательская работа повернула совсем в другое русло… .
Возникла проблема в выборе среди интересов современных детей, а именно требовалось найти такой вид деятельности, который поможет детям и взрослым провести совместно свободное время интересно и с пользой.
Цель: Доказать, что свободное время можно провести интересно и получить теоретические знания и практические навыки.
Задачи:
- Найти и прочитать литературу о дефиците свободного времени в современном мире;
- Провести анкетирование на тему: «Как проводят свободное время ученики младших классов и их родители», сделать анализ.
- Подобрать наиболее подходящий вариант свободного времяпрепровождения;
- Провести эксперимент, сделать выводы.
Объект исследования: Интересы современных детей.
Предмет исследования: Химические и психологические опыты.
Методы исследования:
- Чтение и изучение справочной и учебной литературы;
- Знакомство с кинофильмами по проблеме исследования;
- Поиск информации в глобальных компьютерных сетях;
- Наблюдение;
- Беседа;
- Сравнение;
- Анкетирование;
- Анализ;
- Обобщение;
- Эксперимент.
2. Основная часть
2.1 Обработка Анкет
Время достаточно длинно для того, кто пользуется им; кто трудится и мыслит, расширяет его границы.
Вольтер
Итак вернемся к началу моей работы, для того чтобы определить объект исследования я провела анкетирование учеников школы №55 с первого по четвертый класс и их родителей. (Приложение 1…6)
Число опрошенных 225 учащихся и 215 родителей мужского и женского пола. Для анализа и построения диаграммы результатов я выбрала по десять случайных анкет из каждого потока учащихся и соответственно их родителей и получила следующие выводы:
Ученики: 100% учеников большую часть времени тратят на обучение в школе и подготовку домашнего задания, но, несмотря на это, 80% опрошенных посещают различные кружки и секции, у всех анкетированных в той или иной степени есть в наличии свободное время, которое они хотели бы провести с друзьями, совмещая отдых и обучение.
Родители: 95% взрослых в той или иной степени заняты на работе, однако свободное время есть у всех категорий опрошенных, которое они в большинстве хотели бы провести с детьми или родственниками, половина опрошенных считает, что современные дети в свободное время должны совмещать отдых и обучение.
Несмотря на то, что круг опрошенных достаточно узок, ограничивается учениками одной школы и младшей возрастной категорией, я сделала вывод, что свободное время у современных детей и их родителей присутствует. Предположила, что возможно они его используют не рационально. Значит, требуется найти такое увлекательное занятие, которое понравится детям и их родителям и позволит им интересно и с пользой провести свое свободное время.
2.2 Определение предмета исследования
Следующий шаг для меня был непростой и даже утомительный. Для того чтобы определить, чем увлечь детей и их родителей, мне пришлось прочитать много литературы и просмотреть видеоматериалы. Зато я узнала, как много существует увлекательных занятий, начиная от рисования и лепки и заканчивая выжиганием и моделированием.
Изучая информацию, я обратила внимание, что в последнее время многие интересуются химическими опытами. Существуют специальные шоу, которые показывают в парках, развлекательных центрах, на днях рождениях, и всегда выступления проходят весело и с большим интересом публики. Взрослые и дети не только смотрят эти «фокусы», но принимают в них активное участие и пытаются разгадать их секреты. [3] А еще вспомнила, что мое первое серьезное знакомство с шоу «Профессора Николя» состоялось в 2014 году, когда сделав кораблик ко дню рождения «Острова капитана Флинта», в подарок я получила набор для проведения химических опытов. Мы всей семьей в течение несколько недель выращивали кристаллы, делали солнечные браслеты, получали снег. Тогда еще такие наборы в магазинах не продавались, сейчас же все можно свободно приобрести в «Детском мире». Но так не интересно, и я решила реактивы и компоненты для своих опытов искать самостоятельно.
2.3 Подготовка к эксперименту
Для начала я прочитала книгу из серии «Простая наука для детей» «Занимательная Химия» автора Л.А. Савина и узнала, что
«Химию называют «индустрией чудесных превращений», она позволяет синтезировать материалы, которых нет в природе, использовать их для создания всевозможных машин и приборов, для строительства жилища, для производства одежды и обуви…
Химия окружает нас повсюду. Что бы мы ни делали, что бы мы ни держали в руках, что бы мы ни наблюдали вокруг - всюду нас сопровождают разнообразные вещества и превращения этих веществ, то есть химические реакции.
…Вы открыли кран, чтобы наполнить чайник, из крана потекла прозрачная холодная вода, но, чтобы вода стала питьевой, ее подвергли неоднократной очистке, и при этом происходили различные химические реакции. Вы поднесли зажженную спичку к газовой горелке, повернули кран, и вспыхнуло голубоватое пламя - это тоже химическая реакция. Вы положили в стакан крепкого чая ломтик лимона – чай заметно посветлел: произошла химическая реакция…
Весь облик нашей планеты, ее леса и горы, ее почвы и воды созданы химическими превращениями». [4 c 1]
Теперь я была точно уверена, что найду все компоненты для своих опытов.
Посмотрев видеоматериал «Научное шоу профессора Николя» в МФТИ на конференции "Старт в науку" [3], я выбрала опыты, которые мне больше всего понравились, и даже дала им названия.
Первый опыт - «Волшебный стаканчик». Для него мне потребуется:
Два пластиковых стаканчика;
Полиакрилат натрия;
Теплая вода;
Мерная ложечка.
Второй опыт – «Мыльные пузыри». Для него мне потребуется:
Два контейнера;
Жидкое мыло;
Сухой лед;
Теплая вода;
Защитные перчатки.
Третий опыт – «Туман». Для него требуется:
Два контейнера;
Сухой лед;
Горячая вода;
Защитные перчатки.
Четвертый опыт – «Иллюзия гипноза». Для него требуется:
Бумажный диск с рисунком двухцветной спирали;
Устройство вращения;
Секундомер.
Все стаканчики и контейнеры приобрести было очень легко, мы их купили в ближайшем магазине. Жидкое мыло оказалось в наличии дома. Сложнее было с полиакрилатом натрия. Я прочла в интернете, что это довольно токсичное вещество и в виде порошка его купить практически не возможно. Но как ни странно, оказалось, что оно содержится в детских подгузниках. Я купила пачку подгузников, достала их содержимое и превратила его в порошок.
А что же такое сухой лед, разве может быть лед сухим? О том, что сухой лед всего лишь углекислый газ в твердом виде я узнала, прочитав в той же «Занимательной химии» [4]. Так же я узнала, что впервые углекислый газ был открыт Джозефом Блэком 1752 году, и то, что в воздухе всегда содержится небольшое количество углекислого газа. Человеческому организму требуется для существования совсем немного углекислого газа, а вот деревья испытывают жизненную необходимость в нем.[4 c 67] И так, растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Люди и животные вдыхают кислород, а выдыхают углекислый газ. Это было для меня интересным открытием. Возник вопрос, где же из углекислого газа делают сухой лед? Ответить на этот вопрос помог мне папа, объяснив, что в нашем городе есть хладокомбинат и там сухой лед можно приобрести.
В четвертом опыте меня тоже выручил папа, распечатав на принтере круг с двухцветной спиралью, и применив шуруповерт как устройство вращения.
На этом подготовительная часть была закончена. Ура!!! Пришло время эксперимента.
2.4 Эксперимент
Первый эксперимент я проводила дома. Моими зрителями были мама, папа, младшая сестренка, они же являлись моими помощниками. И в первом же опыте «Волшебный стаканчик» меня постигла не удача. При добавлении воды в порошок из подгузников гель не получился. Почему? Я совсем забыла, что надо использовать теплую воду, а еще налили слишком много воды. Я вспомнила, что полиакрилат натрия это абсорбент, который впитывает определенный объем теплой воды. Пришлось повторить опыт несколько раз, подобрать оптимальное соотношение воды и порошка, чтобы гель получился моментально. Весь смысл опыта заключался в том, что помощник, добавив воду в стакан с порошком и досчитав до пяти, должен был вылить содержимое на чью-то голову. Вы уже поняли, что содержимое должно превратиться в гель и ни капли воды не должно было пролиться на удивленных зрителей.
Опыты «Мыльные пузыри» и «Туман» оказались самыми зрелищными и понравились мне больше всего. Самое главное необходимость использовать защитные перчатки, чтобы не получить ожоги, так как температура сухого льда на 115 градусов ниже температуры человека[5]. В теплой воде углекислый газ из твердого состояния сразу переходит в газообразное, поэтому мы наблюдаем образование мыльных пузырей, наполненных газом, которые эффектно исчезают в руках зрителей в опыте «Мыльные пузыри». А опыт «Туман» позволил мне почувствовать себя немного волшебницей и пофантазировать, что я могу управлять природными явлениями.
Опыт с гипнозом тоже прошел удачно. Нам всем было очень весело. Я провела интересно время со всей своей семьей, получила новый опыт и знания, но выводы пока делать рано.
Следующий эксперимент прошел на Дне рождения моей бабушки, где зрителей было больше: там присутствовали родственники, друзья абсолютно разного возраста. Я перед собой поставила задачу не только правильно провести опыты, но и развлечь публику. С задачей я справилась успешно, взрослые радовались как дети, а дети просто были в восторге и после представления все сами попробовали сделать эти опыты. Но мою радость омрачило то, что на тетю не подействовал «гипноз». Смысл этого опыта в том, что в течение определенного времени наши глаза смотрят на вращающуюся спираль и затем, переведя взгляд на неподвижный предмет мы продолжаем наблюдать иллюзию движения. В моем опыте зрители должны были посмотреть на мою голову и увидеть, как она растет. Но сколько я не пробовала этот опыт на тете, ничего не происходило. Пришлось снова изучить литературу, почитать в интернете и признать, что это не настоящий гипноз, а всего лишь иллюзия.[8] Наши глаза воспринимают информацию, а ее обработка происходит в мозге, скорость обработки визуальной информации у всех разная, и встречаются люди, мозг которых так быстр, что иллюзия просто не заметна для них. Моя тетя была очень рада данному выводу.
Все задачи, поставленные перед собой, я выполнила, и пришло время сделать выводы, но произошло неожиданное…
2.5 Все может пригодиться
Летом мне пришлось отвлечься от выполнения исследовательской работы, так как я принимала участие в городском конкурсе красоты «Мистер и Мисс Kids 2016». Но одним из условий конкурса было оригинально представить свое хобби, и я решила показать опыты уже на широкую публику в виде анимационной программы. (Приложение 7…10) Я не только проводила свои опыты, но и вызывала в качестве помощников зрителей и судей, и даже превысила время, отведенное на это задание, но этого не заметили, так как все были очень увлечены. За это конкурсное задание я получила похвалу от настоящих профессионалов в сфере развлечений: директора батутного клуба «Джампинг» Даниила Сураева и директора праздничного агентства «Праздник Детства» Кудинова Александра, а еще получила особую номинацию конкурса «Мисс Талант 2016». (Приложение 11) В финале конкурса я стала победителем, и мне присвоили звание «Мисс Kids 2016». (Приложение 12) Цель моей исследовательской работы провести свободное время весело и получить теоретические знания и практические навыки, достигнута. Теперь можно приступить к выводам…
3. Заключение
И так в ходе выполнения этой работы, я установила, что актуальность дефицита свободного времени у современных людей существует, но не из-за того, что его кто-то крадет, а потому что мы просто не умеем его правильно использовать. В ходе реализации проекта я провела анкетирование, которое помогло мне определиться с объектом исследования – интересы современных детей и их родителей. Изучив и проанализировав различные способы время- препровождения, выбрала наиболее подходящие, а именно определила предмет исследования - химические и психологические опыты в домашних условиях. Просмотр видео и изучение литературы по выбранному варианту, позволило мне подобрать материал для организации безопасного проведения опытов. Сделав эксперименты, я доказала, что свободное время можно провести весело и с пользой, достаточно только правильно его организовать и подобрать хороших помощников. Полученный результат не только подтвердил мои гипотезы, но и помог победить в очень важном для меня конкурсе.
Однако мой проект является лишь начальной ступенькой в изучении данной темы, ведь столько осталось за его рамками. Я планирую расширить возраст исследуемых детей, например, взять подростков. Подобрать новые интересные варианты свободного времяпрепровождения и возможно создать новый проект.
А еще я хочу сказать «Спасибо!!!» моим маме и папе, а так же научному руководителю Баевой Наталье Николаевне, за то, что они помогли оформить мне детские мысли в научно-исследовательский проект.
4. Список использованных источников и литературы
Read more: http://mshishova.ru/detskie-stixi-o-vremeni-sutok/#ixzz4ZiepSIBs
Портал психологических новостей PsyPress.ru // http://psypress.ru/media/27186.shtml
Видео. Научное шоу профессора Николя в МФТИ на конференции "Старт в науку" // https://www.youtube.com/watch?v=eAyn53SuX0I
Л.А. Савина «Занимательная химия», серия «Простая наука для детей», //ООО «Издательство АСТ» 2017 г.
Свойства сухого льда //http://msd.com.ua/iskusstvennyj-xolod/suxoj-lyod/
Вайткене Л.Д. «Полный курс занимательных наук - Химия» // издательство АСТ, 2017г.
«Большая Энциклопедия поделок» издательство // РОСМЕН, 2015г.
Я. Перельман «Обманы зрения. Коллекция оптических иллюзий» // серия «Науку - всем! Шедевры научно-популярной литературы» //
издательство ЛКИ, 2015г.
Дерек Фагерстрем, Лорен Смит «Покажи мне как» // АСТ // Астрель, Аванта+ // 2012 г.
Шеушева И. Д. «Покажи мне как - Для мальчиков» // АСТ // 2015 г.
Хомич Е.О. «Покажи мне как – Для девочек» // АСТ //2015 г.
Приложение 1
АНКЕТА для детей.
Во сколько у вас заканчиваются уроки в школе?
А) до 12:00;
Б) 13:00-14:00;
В) после 14:00.
Сколько времени вы делаете домашнее задание?
А) не более 1 часа;
Б) 2-3 часа;
В) более 4 часов.
Вы посещаете спортивные секции или кружки?
А) нет, у меня нет на это свободного времени и желания;
Б) да, когда есть свободное время;
В) да, регулярно 2-3 раза в неделю;
Г) да, на это уходит все мое свободное время.
Остается ли у вас свободное время?
А) мало;
Б) есть, но хотелось бы больше;
В) много.
Как вы его проводите?
А) смотрю телевизор или играю в компьютерные игры;
Б) гуляю, посещаю парки;
В) занимаюсь своим хобби (увлечениями).
С кем хотели бы вы проводить больше времени?
А) с друзьями;
Б) с родителями;
В) побыть один.
Вы считаете, что современные дети должны?
А) много учиться;
Б) больше отдыхать;
В) совмещать отдых и обучение.
Приложение 2
АНКЕТА для родителей.
Работа в вашей жизни занимает?
А) почти все время;
Б) работы много, но выходных достаточно;
В) больше отдыхаю, чем работаю;
Г) не работаю совсем.
Много ли у вас свободного времени?
А) мало;
Б) есть, но хотелось бы больше;
В) много.
Как вы его проводите?
А) занимаюсь домашними делами;
Б) просто отдыхаю;
В) провожу время с детьми;
Г) занимаюсь своим увлечением.
С кем хотели бы вы проводить больше времени?
А) с друзьями;
Б) с детьми (родными);
В) побыть один.
Вы считаете, что современные дети должны?
А) много учиться;
Б) больше отдыхать;
В) совмещать отдых и обучение.
Приложение 3
Анализ Анкеты детей
Приложение 4
Анализ Анкеты детей, графическое представление
Приложение 5
Анализ Анкеты родителей
Приложение 6
Анализ Анкеты родителей, графическое представление
Приложение 7
Эксперимент «Волшебный стаканчик»
Приложение 8
Эксперимент «Мыльные пузыри»
Приложение 9
Эксперимент «Туман»
Приложение 10
Эксперимент «Иллюзия гипноза»
Приложение 11
Диплом «Мисс Талант 2016»
Приложение 12
Диплом победителя «Мисс Kids 2016»