Выбор стратегий поведения в конфликтных ситуациях у подростков в зависимости от типа темперамента

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Выбор стратегий поведения в конфликтных ситуациях у подростков в зависимости от типа темперамента

Погорелова  А.Д. 1
1МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Батайска
Прохоров  С.И. 1
1МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Батайска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность нашей темы исследования определяется интересом к выбору стратегий поведения в конфликтных ситуациях у подростков. Из моих наблюдений на территории школы: дети спорят, ссорятся, переживают, мирятся, договариваются, оставляют конфликт не решенным.

Подростковый возраст называют переходным. Подростковый возраст является наиболее напряженным с точки зрения возникновения межличностных конфликтов. Какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для подростков?

Перед началом исследования мы выдвинули гипотезу, согласно которой холерикам свойственно выбирать такие стратегии поведения в конфликтных ситуациях как «Соперничество», сангвиникам – «Компромисс», флегматикам – «Сотрудничество», а меланхоликам – «Избегание».

Для проверки этой гипотезы мы решили протестировать группу старшеклассников с помощью стандартных методик определения стратегий поведения в конфликтных ситуациях, определения преобладающего типа темперамента и проанализировать полученные результаты.

Цель работы:

Провести анализ выбора стратегий поведения в конфликтных ситуациях у подростков.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ проблемы выбора стратегий поведения в конфликтных ситуациях у подростков.

2. Провести обследование группы старшеклассников.

3. Проанализировать полученные результаты

1. Обзор литературы

В литературных источниках понятие «конфликт» (от лат. Conflictus - столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями [4, 7].

Понятие конфликта сегодня принадлежит различным областям научного знания, так или иначе изучающих конфликты: психология, социология, политология, история, философия, искусствоведение, педагогика, правоведение, социобиология, математика и военные науки [1, 2], где используются следующие понятия: военный конфликт, художественный конфликт, международный конфликт, региональный конфликт, межнациональный конфликт, конфликты в спорте, социальный, трудовой, криминальный конфликт, конфликт поколений, моральный конфликт, нравственный конфликт, конфликты в коллективах школьников, педагогических коллективах, педагогический конфликт и другие [1, 2].

Изучением природы конфликтов, причин их возникновения, динамики развития, способов их разрешения и урегулирования занимается наука конфликтология, которая ставит практические вопросы: как вести себя в ходе конфликта, чтобы сделать связанные с ним переживания менее болезненными, как завершить конфликт с наименьшими потерями для сторон, как предотвратить конфликт, грозящий здоровью и жизни людей, готовый погубить мир и добрые отношения между людьми [1, 2].

Кеннет Томас (Kenneth Thomas) исходил из того, что людям не следует избегать конфликтов или разрешать их любой ценой, а требуется уметь грамотно ими управлять. Он совместно с Ральфом Килманном (Ralph Kilmann) предложил двухмерную модель урегулирования конфликтов, одно шкала которой - поведение личности, основанное на внимании к интересам других людей; вторая - поведение, подразумевающее игнорирование целей окружающих и защиту собственных интересов [1, 2, 3, 9].

В соответствии с концепцией К. Томаса, существует несколько способов выхода из конфликтных ситуаций, каждый из которых предполагает разную степень внимания к интересам партнера и своим собственным (Рисунок 1).

Соревнование (конкуренция) предполагает сосредоточение внимания на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера (чтобы я победил, ты должен проиграть).

Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера (мне все равно выиграешь ты или проиграешь, я знаю, что я в этом участие не принимаю).

Компромисс представляет собой достижение «половинчатой» выгоды каждой стороной (чтобы каждый выиграл, каждый должен что-то проиграть).

Приспособлениепредполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на второй план (чтобы ты выиграл, я должен проиграть).

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон (чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть).

Рисунок 1. Сетка К. Томаса и Р. Килманна

Для оптимизации своего поведения в конфликтных ситуациях рекомендуется выбирать все пять тактик: соперничества (конкуренции), сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления (уступки) в зависимости от конкретных условий конфликтной ситуации.

На эмоциональные проявления человека оказывают влияние особенности темперамента (от лат. «tempera» - пропорция). Это выражается в том, что для определенного темперамента какие-то эмоции являются более характерными, чем другие. [5, 6].

По мнению И.П. Павлова, существует четыре основных типа высшей нервной деятельности, зависящих от основных свойств центральной нервной системы, которые близки к типам темперамента, выделенным Гиппократом: живой тип - сильный уравновешенный, подвижный (сангвиник-«полнокровный» по Гиппократу); спокойный тип – сильный, уравновешенный, инертный (флегматик – «страдающий избытком лимфы» по Гиппократу); безудержный тип – сильный, неуравновешенный (холерик – «желчный» по Гиппократу); слабый тип – (меланхолик «имеющий в избытке черную желчь» по Гиппократу) [5, 6, 8].

По схеме Г. Айзенка тип темперамента определяется с учетом показателей экстраверсии-интроверсии (направленность на открытость-замкнутость личности) и нейротизма (стабильность – нестабильность) индивида. По классификации Г. Айзенка экстраверт с высоким нейротизмом соответствует холерику, а с низким нейротизмом – сангвинику. Интроверт с высоким нейротизмом соответствует меланхолику, а с низким нейротизмом – флегматику [5, 6, 10].

Доминирующей эмоцией сангвиника является радость, холерика – гнев, меланхолика – страх, тревога, флегматика – спокойное без эмоциональное состояние [5, 6].

В характере каждого человека соединяются черты, присущие разным темпераментам и лишь тогда, когда значительно преобладают черты того или иного темперамента, можно говорить о преобладающем типе темперамента.

Нам было интересно было посмотреть какие доминирующие стратегии поведения в конфликтных ситуациях выбирают подростки с различными типами темперамента.

2. Методика

Объектом исследования являлись результаты тестирования старшеклассников средней общеобразовательной школы города Батайска, всего 26 человек. Это были учащиеся 9 класса, 13 юношей и 13 девушек. Возраст обследуемых составлял 15-16 лет.

Определение типа темперамента старшеклассников проводилось с использованием методики «Определение преобладающего типа темперамента по Г. Айзенку» [8,10]. Согласно методике подсчитывались баллы по шкале «экстраверсия-интроверсия» (открытость-замкнутость личности), шкале «нейротизм» (стабильность – нестабильность) индивида, ответы по шкале «искренность». По классификации Г. Айзенка экстраверт с высоким нейротизмом соответствует холерику, а с низким нейротизмом – сангвинику. Интроверт с высоким нейротизмом соответствует меланхолику, а с низким нейротизмом – флегматику.

Определение стилей поведения в конфликтных ситуациях, обучающихся проводилась с использованием методики: тест К. Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» в адаптации Н.В. Гришиной [1, 2, 3, 9]. Согласно методике, где учащемуся предлагалось выбрать стратегии поведения из двух возможных вариантов в 30 вопросах, подсчитывалось количество баллов по каждой из 5 стратегий: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Для каждой стратегии поведения в конфликтной ситуации в тесте К. Томаса возможен выбор в диапазоне от 0 до 12 баллов. Мы учитывали выбор каждого учащегося в диапазоне от 7 до 12 баллов. Та стратегия, которая набрала наибольшее количество балов, обозначает ту модель поведения, которую учащийся в конфликтных ситуациях использует чаще всего (преобладающая модель поведения).

В ходе обработки результатов тестирования были получены оценки выраженности каждого показателя в баллах.

3. Результаты исследования

В таблице 1 представлены полученные в результате тестирования старшеклассников значения показателей в баллах от низкого значения до высокого (от 0 до 12 баллов), характеризующие выбор стратегии поведения: Сп (соперничество), Ст (сотрудничество), К (компромисс), И (избегание), П (приспособление) в конфликтной ситуации, указан преобладающий тип темперамента для каждого участника тестирования, где Х - холерик, С - сангвиник, Ф - флегматик, М - меланхолик.

Таблица 1.

Значения показателей, характеризующие выбор стратегии поведения и преобладающего типа темперамента

Стратегия поведения

Список обследованных

Юноши

Девушки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

Преобладающий тип темперамента

Х

Х

Ф

Ф

Ф

Ф

С

С

С

С

С

С

М

М

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Ф

Ф

Ф

С

С

Сп

7

3

4

5

6

9

4

7

0

2

2

3

3

1

8

4

2

10

8

10

3

3

6

4

3

8

Ст

5

4

9

8

6

7

7

6

5

6

6

7

5

7

8

9

7

5

7

7

9

8

7

6

7

2

К

3

9

7

6

7

6

11

6

8

9

7

7

10

10

6

7

7

5

6

3

10

9

6

7

10

9

И

9

6

5

6

4

6

3

6

8

5

6

4

8

6

3

4

8

5

6

6

3

8

6

5

3

10

П

6

8

5

5

7

2

5

5

9

8

9

9

4

6

5

6

6

5

3

4

5

2

5

8

7

1

Представленные в таблице 1 значения показателей, характеризующих выбор стратегии поведения протестированных в ситуации конфликта, сравнивались между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения в сложных ситуациях.

Рисунок 2.

Значения преобладающей стратегии поведения

в конфликтной ситуации

На рисунке 2 представлены значения преобладающей (предпочитаемой) стратегии поведения в конфликтной ситуации. Мы видим, что из 26 протестированных старшеклассников «Соперничество» предпочитают 6 человек (23.1%), «Сотрудничество» предпочитают 4 человека (15.4%), «Компромисс» - 9 человек (34.6%), «Избегание» - 3 человека (11.5%) и «Приспособление» - 4 человека (15.4%).

Рисунок 3.

Количество выборов стратегий поведения холериками,

сангвиниками, флегматиками, и меланхоликами.

Для проверки нашей рабочей гипотезы мы проанализировали выбор стратегий поведения в конфликтных ситуациях 26-ти участниками тестирования. Мы учитывали диапазон от 7 до 12 баллов. На рисунке 3 показаны количество выборов стратегий поведения в конфликтных ситуациях холериками, сангвиниками, флегматиками и меланхоликами. Из общего количества протестированных (26 чел.): 9 холериков, 8 сангвиников, 7 флегматиков и 2 меланхолика. Выбор холериков: 5 человек чаще выбирают «Соперничество» и 6 человек - «Сотрудничество». Выбор сангвиников: 7 человек чаще выбирают «Компромисс» и 5 - «Приспособление». Выбор флегматиков: 5 человек чаще выбирают «Сотрудничество» и 4 человека - «Компромисс». Выбор меланхоликов: 2 человека чаще выбирают «Компромисс», «Избегание» и «Приспособление».

Таким образом, наша гипотеза о том, что в конфликтной ситуации холерикам свойственно выбирать только «Соперничество», сангвиникам - «Компромисс», флегматикам - «Сотрудничество», а меланхоликам - «Избегание» подтвердилась частично, все индивиды с различным типом темперамента пластичны и адаптивны к выбору стратегий поведения в различных ситуациях.

Выводы:

В отношении холериков, сангвиников, флегматиков, меланхоликов гипотеза наша подтверждается частично, все подростки с различным типом темперамента пластичны и адаптивны к выбору стратегий поведения в различных ситуациях.

Преобладающей стратегией поведения в конфликтных ситуациях у подростков в зависимости от обстоятельств являются разные виды стратегий поведения вне зависимости от типа темперамента: «Компромисс», «Соперничество», «Сотрудничество», «Избегание», «Приспособление».

Заключение

Следует объяснять подросткам, что разрешение конкретных конфликтов требует использования различных стилей поведения, поэтому важно владеть технологиями всех стратегий и, в зависимости от обстоятельств, применять наиболее предпочтительные.

Профилактика конфликтов предполагает обретение конфликтологической грамотности, повышение эффективности общения, а также изменение социальных установок и норм, мешающих или просто не способствующих жизни в мире с собой и другими.

Список литературы

Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. - М.: Гуманит. изд; центр ВЛАДОС, 2003. - 208 с. - (Б-ка школьного психолога).

Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с: ил. - (Се­рия «Мастера психологии»).

Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов / О.Н.Истратова, Т.В,Экзакусто. - Изд. 3-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 375, [1] с.:ил.- (Психологический практикум).

Краткий психологический словарь/Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М,: Политиздат, 1985. – 431 с.

Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. в 2 кн. Книга 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 576 с.

Общая психология. Учебник для студентов пед. Институтов. Под редакцией проф. А.В.Петровского. Изд. 2-е, доп. И перераб. М., «Просвещение», 1977. 479 с. с ил.

Психология: Словарь/Под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. 494 с.

Пожарская Е.Н. Компьютерная психодиагностика в здоровьесберегающей образовательной системе [Текст]: учебное пособие/Е.Н.Пожарская – Ростов-на-Дону: ООО «ДГТУ- Принт», 2014 – 193 с

Тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной) // Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. – М., 2001. – Т.2. С.69-77.

Пожарская Е.Н., Сухомлинова Е.Н., Мангейм Р.А. Диагностика индивидуальности обучающегося (экспресс-методы диагностики психологического профиля): научно-практическое издание. Серия «Здоровьесберегающая педагогика». Выпуск 2. — Ростов-на-Дону: ЦВВР, 2010 - 212 с.

Просмотров работы: 1013