ПСИХОЛОГИЯ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПСИХОЛОГИЯ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

Поплаухина  К.Ю. 1
1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. А.С. Пушкина»
Макеева  С.Ю. 1
1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. А.С. Пушкина»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В школе меня называют активисткой. Это вполне соответствует действительности. Мне нравится участвовать в различных мероприятиях, акциях, концертах… Не раз участвовала в научно-практической конференции. Но я, как человек эмоциональный, постоянно испытываю чувство волнения, которое трудно побороть: зрители превращаются в пугающую толпу, голос звучит, как чужой, кровь приливает к лицу, во рту пересыхает, кажется, что сейчас упаду в обморок.

Говорят, чтобы преодолеть свои страхи, нужно взглянуть им в лицо. Так родилась идея моей работы - «Психология публичного выступления».

Но с чего же начать? Каков процент людей, обладающих фобией публичного выступления? Существуют ли методы борьбы с боязнью выступления перед публикой? А есть ли какие-либо правила публичного выступления?

Ответить на эти вопросы мне помог коллектив учителей и учеников школы. Я разработала вопросы анкеты и провела опрос, результаты которого привожу в своей работе. Кроме того, я изучила большой объем теоретического материала и встретилась со школьным психологом.

В какой бы форме ни осуществлялось деловое общение, оно всегда включает в себя монологи и диалоги участников, маленькие или большие публичные речи.

Публичная речь - это не изящная словесность, не риторическое упражнение. Она является средством достижения деловых целей, а не самоцелью. И, тем не менее, она должна отвечать ряду требований, которые делают ее убедительной, доказательной, логичной, продуманной, а то и просто красивой.

Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательными условиями любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта как на индивидуальном, так и на массовом уровне и уметь обращаться со словом. Владение словом ценится очень высоко. Эта способность является составной частью общей культуры человека, его образованности. И нам кажутся очень современными слова А.П. Чехова: «Для интеллигентного человека дурно говорить - должно бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать».

Сегодня, к сожалению, таких знаний и умений не хватает многим деловым людям. Практически достичь этого можно только при хотя бы приблизительном знакомстве с деловой риторикой, с правилами верного обращения со словом, техникой его использования.

Мне кажется, тема «публичное выступление» актуальна для многих людей, независимо от пола и возраста, социального статуса и профессии, характера и национальности. Согласно опросам, страх публичных выступлений стоит на втором месте после страха смерти. Страх - самый опасный «дракон» на пути оратора. Как бы тщательно вы ни готовили выступление, страх способен превратить его в жалкое зрелище. Но, в первую очередь, эта тема актуальна для меня, потому что я уверена, что в дальнейшей жизни мне предстоит не раз выступать перед публикой или проводить переговоры. Мне кажется, что боязнь выступления перед публикой «лечится». Я очень надеюсь, что, прочитав мою работу, каждый найдет для себя полезную информацию.

Объект моей работы – деловая риторика как наука и искусство убедительной и эффективной речи.

Предмет работы – публичная речь как особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения с аудиторией.

Цель – найти и изучить различные методы и способы развития мастерства и успешности публичного выступления.

Задачи:

1. Изучить теорию вопроса, рассмотреть понятия «риторика», «публичное выступление» и правила его проведения, другие термины по теме.

2. Провести анкетирование среди различных категорий респондентов, узнать, является ли страх публичного выступления актуальной проблемой.

3. Выявить пути борьбы с боязнью выступления перед публикой.

4. Разработать рекомендации, как быть успешным оратором.

Рабочая гипотеза: многие люди испытывают страх перед публичным выступлением, но этот страх можно победить, если знать определенные приемы и способы подготовки к публичному выступлению и правила поведения во время выступления на публике.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Глава I. Подготовка к выступлению

Как известно, все хорошие импровизации тщательно готовятся заранее. Выступление без предварительной подготовки, особенно начинающего оратора, почти наверняка будет провальным. Хорошая подготовка к выступлению в значительной мере определяет его успех, но не гарантирует его! Все зависит от того, сумеет ли оратор найти подход к конкретным слушателям, завоевать их внимание, вызвать живой интерес, напряженную работу мысли, эмоциональный отклик. Если этого не произойдет, речь прозвучит «для себя», что, конечно, вряд ли удовлетворит оратора и к тому же вызовет отрицательную реакцию слушателей. Об успехе выступления можно говорить лишь тогда, когда у оратора есть контакт с аудиторией.

Опыт показывает, что на каждую минуту выступления приходится в среднем 20-25 минут, которые мы тратим на определение темы, сбор, анализ и обобщение информации, составление плана и кратких тезисов. Нужно всегда помнить афоризм Марка Твена: «Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом».

Выбирая тему выступления, следует руководствоваться соображениями, что:

- вы осведомлены в вопросе лучше, чем слушатели;

- то, о чем вы собираетесь говорить, может вызвать интерес;

- это актуально, для слушателей.

Название выступления должно отвечать двум требованиям: отражать его суть, т.е. в лаконичной форме выражать основную идею выступления, и носить рекламный характер: быть занимательным, привлекать внимание, затрагивать интерес тех, для кого оно предназначено.

Привлекает внимание название, содержащее вопрос или острую постановку проблемы.

Сравним два названия: рабочее, содержащее основную идею выступления, и рекламное: «Правильный образ жизни как основа длительной трудоспособности» и «Как жить, не старея». Второй вариант не только привлекает внимание, но и создает положительную установку на восприятие темы.

Чтобы выступление достигло цели, нужно задать себе три вопроса:

- Кому я буду говорить?

- Для чего?

- Что должны уяснить слушатели?

Если материала для выступления достаточно, и он хорошо продуман, то следует перейти к плану. Задача плана - сделать выступление стройным, логически связанным и последовательным. Необходимо тщательно продумать структуру будущей речи. Она должна включать введение, основную часть и выводы (окончание).

Кроме того, обязательно нужно готовить тезисы или конспект выступления. Конспект приучает к стройности и краткости изложения, четкости формулировок.

Произнесите речь несколько раз вслух (лучше перед зеркалом), чтобы привыкнуть к тексту и хорошо прочувствовать все нюансы. Для шлифовки фраз, интонации, мимики желательна работа с магнитофоном или видеокамерой. Такая предварительная тренировка снизит волнение, позволит почувствовать себя уверенно и намного увеличит вероятность успеха публичного выступления [6].

Во время выступления важнейшее условие возникновения познавательного контакта - интерес к теме выступления. Интерес неизменно вызывает внимание, и тем самым - контакт с оратором. Говорят, что внимание - ворота познания. А открывает их ключик, который называется «интерес».

По каким признакам можно судить о том, что контакт установлен?

Конечно, по поведению слушателей: выражение их лиц, позы, реплики, а то и вопросы свидетельствуют о различной реакции. Задача оратора - внимательно следить за всеми сигналами обратной связи, добиваясь заинтересованности, вопросов, несогласия - только не равнодушия, скуки.

Надо постараться с первых минут завладеть вниманием слушателей. Особенностью введения является то, что аудитория по нему очень быстро составит впечатление о вас, и это впечатление будет доминировать на протяжении всего выступления. Важно с самого начала заинтересовать публику удачностью вашего первого выстрела, и это в первую очередь будет зависеть от того, каким будет начало выступления [11].

Глава II. Начало выступления

И вот вы на трибуне. На вас смотрят десятки глаз. Не волнуйтесь, помните слова известного русского судебного деятеля А.Ф. Кони о том, что размер волнения обратно пропорционален времени, затраченному на подготовку выступления.

Когда вы заняли место для выступления, не спешите сразу же начинать говорить. Обязательно сделайте паузу. Используйте паузу настолько, насколько вы считаете необходимым, чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение с вами. Если вы сильно волнуетесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи. Пауза также вам поможет, чтобы за несколько секунд изучить пространство вокруг вас, прикинуть, как вы его будете использовать. Помните театральную аксиому: чем талантливее актер, тем большую паузу он умеет держать.

Далее не просто охватите глазами, а внимательно осмотрите зал, присмотритесь ко всей аудитории. Остановитесь взглядом на нескольких из присутствующих, которые станут зрительными точками опоры, маяками в вашем выступлении. Потом, в случае необходимости, вы их можете изменить. Попробуйте подарить ваше персональное внимание как можно большему количеству людей, но обязательно пройдитесь взглядом по всему пространству зала - слева направо, от первого к последнему ряду. Не задерживайтесь долго в задних рядах и снова переведите свой взгляд на передние места. Зафиксировав для себя несколько таких зрительных «якорей», начинайте говорить.

Первая фраза всегда содержит приветствие. Оно не должно быть формальным. Если оратор рад встрече с аудиторией, ему есть что сказать людям, это отразится во взгляде, которым он окинет собравшихся, в улыбке, в приветливой интонации. А если нет, тогда ему лучше вообще не брать слово. Гораций, знаменитый римский поэт, высказал такую мудрую мысль: «Тот, кто хорошо начал, может считать свое дело выполненным наполовину» [2].

Первое впечатление слушателей должно быть позитивным, вселять уверенность, что время не будет потрачено зря. В литературе часто можно встретить перечень приемов, которые помогают выступающему сразу привлечь внимание, заинтересовать слушателей. Можно начать речь с яркого эпизода, привести афоризм, цитату, начать с парадокса. Эти приемы уместны как в главной части, так и в любой другой части выступления.

Яркое начало в значительной степени теряет свое значение (и даже вредит), будучи самодовлеющим. Интерес слушателей должен возрастать постепенно, каждая последующая часть должна быть сильнее предыдущей. На практике приходится нередко сталкиваться с обратным - эффектное поражающее воображение начало и «серое» продолжение. Подобрать один яркий пример, цитату, образ нетрудно. Гораздо сложнее организовать все изложение.

Неопытные ораторы часто начинают с извинений за то, что они не готовы выступать, обещают долго не задерживать внимание собравшихся и т.п. Это самый неудачный вид зачина. Если сам оратор низко оценивает себя и свое выступление, то как к нему будут относиться слушатели? «Это уж последнее дело - объявлять во всеуслышание о своей несостоятельности. Беда в том, что, чего доброго, это удастся доказать» (Дж. Эди) [1].

Чувствуя, что внимание слушателей завоевано, можно переходить к введению в тему.

Глава III. Как завоевать и удержать внимание аудитории

С. Джонсон, один из великих сатириков, как-то сказал о своем современнике: «Он не только скучен сам по себе, но и одним своим видом нагоняет тоску на окружающих» [6]. Это высказывание можно считать справедливым по отношению ко многим выступающим.

Именно поэтому существует проблема «образа оратора». Много пишут и говорят о «личности оратора», о том, что от него требуется, каким он должен быть (эрудиция, культура и т.д.). Но мы не имеем в виду реальную личность, выступающую перед аудиторией. Речь идет о конструировании нужного оратору образа, об определенном впечатлении, которое оратор своей речью производит на слушателей. Он может выступать в роли лидера или трибуна, в роли человека, как бы советующегося с аудиторией, информирующего аудиторию, в роли комментатора событий и т.д. Это вопрос стратегии.

Кроме того, очень важна настроенность на слушателя, на аудиторию. Важно не допустить ни недооценки, ни переоценки ее. Всегда легче говорить, обращаясь к однородному составу слушателей (специалисты, студенты, коллеги, люди одинаковой политической ориентации и т.д.). Перед неоднородным составом аудитории говорить гораздо труднее.

К сожалению, не многие ораторы могут перенастраивать себя на различные составы слушателей. Некоторые, блестяще овладев академической речью, не владеют популярным языком, что мешает им легко перестроиться и свободно общаться в любой аудитории. Так, Гамильтон говорил: «Настройся на своих слушателей. Подумай о том, что больше привлекает их внимание, что они хотели бы услышать, что у них вызывает приятные воспоминания, и намекни на вещи, которые они знают» [6].

Поддерживает внимание сопереживание, которое возникает, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом наступает заинтересованная тишина. Не остаются равнодушными слушатели и к доверительности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями. Разговорная речь обычно сочетается с естественной, непринужденной манерой изложения, которая хорошо действует на слушателей, приглашает к совместному размышлению и разговору. Манера изложения проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса. Жесты, идущие «от сердца», усиливают эффект речи, делают ее более выразительной. Помогают убедить слушателей.

Многие начинающие ораторы задаются следующими вопросами: «Что делать со своими руками?», «Как сделать, чтобы руки не выдавали моего волнения?» Но лучше вопрос сформулировать по-другому: «Как руки могут мне помочь?».

По мнению некоторых исследователей, жест в выступлении несет около 40% информации. С этим утверждением можно согласиться или не согласиться. Но попробуйте во время выступления держать руки «по швам», забыв о жесте, и вы сразу же ощутите «деревянную» сухость голоса, скованность мыслей.

При жестикуляции существует три правила: первое - не кладите руки в карманы; второе -не прячьте их за спину; третье - не занимайте их посторонними предметами. Руки - это помощники, которые всегда должны быть свободными и готовыми объединиться в единое целое с вашими мыслями.

Нельзя применять «оборонительные» или «защитные» движения тела, например, скрещивание рук на груди, закладывание их за спину. Скрещивание рук демонстрирует неуверенность в том, что человек говорит. Лучше всего занять открытую позу и время от времени демонстрировать улыбку. Постоянно контролируйте свою осанку, спину держите прямой, голову поднятой, двигайтесь естественно.

Во время публичного выступления не застывайте, будто памятник, обязательно двигайтесь. Нужно показать себя живым, энергичным, динамичным. Ваши движения должны быть короткими, точными и убедительными. Если есть возможность приблизиться к аудитории, то сделайте это тогда, когда вы хотите сообщить ей что-то важное, донести и убедить присутствующих в вашей правоте [6].

Жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мыслей. Шаблонных жестов не существует, есть жесты приглашающие, отвергающие, повелительные, вопросительные.

При этом необходимо считаться со следующими правилами [4].

1. Около 90% жестов необходимо делать выше пояса. Жестикуляция ниже пояса часто имеет значение неуверенности, неудачи, растерянности.

2. Локти не должны находиться ближе, чем на 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать незначительность и слабость вашего авторитета.

3. Жестикулируйте обеими руками. Самое трудное - начать пользоваться жестами, которые вы считаете приемлемыми. Жесты - первооснова любого языка. Не бойтесь пользоваться ими.

У вас не должно быть замороженного, неподвижного выражения лица. В противном случае вы вызовете равнодушие и скуку у публики. Основа вашей привлекательности как оратора - это легкая приятная улыбка.

Наконец, очень важны убежденность и эмоциональность оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но позволяют ему заразить собравшихся своим отношением к ней. Восточная мудрость гласит: «Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка».

Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать. Нужно помнить, что человек активно может слушать в среднем 15 минут. Затем необходимо сделать паузу или небольшое отступление, привести какой-нибудь любопытный факт.

Чем сложнее выступление, тем больше усилия приходится прилагать слушателям для концентрации своего внимания. Классическим приемом, с помощью которого можно снять эмоциональную напряженность, является юмор. Благодаря юмору создается естественная пауза для отдыха интеллекта.

Однако чувство юмора - природный дар. И если оно не развито, надо хотя бы это осознавать. Неловко становится, когда видишь человека на трибуне, который усиленно смешит сам себя. Более безопасны в этом смысле юмористические зарисовки - парадоксальные примеры, забавные истории из жизни великих людей, исторические анекдоты и т.п.

В публичном выступлении необходимо учитывать культурные, национальные, религиозные и прочие особенности аудитории. Также с большой осторожностью нужно использовать шутки на национальную или религиозную тематику.

Во время выступления нужно постоянно удерживать зрительный контакт с аудиторией. «Глаза не только «слушают», они и «отвечают», - замечает Р. Хофф [2].

Если почувствуется непонимание или равнодушие в ответном взгляде, есть возможность спасти положение, пояснив сказанное или сказав нечто, что заденет слушателей за живое.

Если контакт установлен с какой-то частью зала, по закону эмоционального заражения он охватывает всех. А контакт без взгляда не устанавливается. «Ваши глаза должны помочь в претворении в жизнь главной цели: ваши мысли должны достичь слушателей, ваши глаза должны соединиться с глазами слушателей, как твердое рукопожатие друзей», - советует Ф. Снелл [12].

Глава IV. Как завершить выступление

Опытные лекторы считают, что лучше закончить выступление на минуту раньше, чем позже отведенного времени. Если выступление подходит к концу и слушатели проявляют признаки утомления, лучше подумать о завершении выступления. «Обязательно возвещай о том, что скоро закончишь, иначе со слушателями может случиться удар от неожиданной радости», - писал юморист.

Бывает, однако, что, стремясь все сказать, оратор так увлекается, что доводит слушателей до изнеможения или бурного протеста. Некоторые выступающие в таких случаях бодро желают всем здоровья или бросают реплику: «У меня все». Звучит это банально, ведь известно, что последнее впечатление самое сильное, и, если заключения нет - суть выступления ускользает от слушателей.

Подготовить заключение надо заранее, но так как ни одно выступление не проходит, как предполагалось (ведь реакцию аудитории в точности предсказать невозможно), то заключение может отличаться от заготовленного. Заключение должно быть связано с главной идеей выступления, быть мажорным, оптимистичным по духу. Хорошо воспринимаются выступления, конец которых перекликается с началом. Они вызывают положительные эмоции, поднимают настроение.

Очень часто после выступления задают вопросы. Ответы на вопросы могут исправить или испортить впечатление от выступления. Ответ на вопрос должен быть предельно кратким и лаконичным.

На разъяснительные вопросы отвечать следует обязательно. Недопустимы реплики: «Я же об этом говорил!» или «Как же вы не поняли!»

Никогда не уходите от вопросов, которые звучат как своеобразный вызов и связаны с желанием проверить позицию выступающего. Ответ должен быть обязательно, только нужно сохранять выдержку и чувство юмора.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Итак, чтобы выяснить, действительно ли страх публичного выступления является актуальной проблемой для людей любого возраста и социального статуса, я провела опрос среди учеников и учителей школы №1[Приложение 5].

Каждому из опрашиваемых были заданы следующие вопросы:

1. Сколько вам лет?

2. Вы ученик или учитель?

3. Укажите Ваш пол (м/ж)?

4. Испытываете ли вы чувство страха во время публичного выступления?

5.Оцените ваш страх по силе проявления (слабо выражено/средне выражено/сильно выражено).

Из числа всех опрошенных оказалось 63% учеников и 37% педагогов[Приложение 6]. Всех респондентов, принявших участие в анкетировании, я разделила на 5 возрастных категорий (11-14 лет, 15-18 лет, 19-35 лет, 36-60 лет, старше 60), согласно теории психосоциального развития Эрика Эриксона. В результате, среди учащихся 11-ти - 14-летние составили 20%, а 15-ти - 18-летние- 43%;среди педагогов: учителя от 19 до 35 лет - 7%, от 36 до 60 лет - 25%, старше 60 лет - 5%[Приложение 7].

В возрастной категории 11-14 лет мальчики составляют 61%, девочки - 39%;среди учеников от 15 до 18 лет - 55% мальчиков и 45% девочек;в категории от 19 до 35 лет женщины составляют 99%, мужчин - 1%; в возрастной категории 36-60 лет мужчин –5%, женщин – 95%; в возрасте старше 60 лет в нашей школе работают только женщины, они составляют 100% данной категории респондентов[Приложение 8].

В результате проведенного мною социального опроса я выяснила, что из 100% опрошенных мною человек, 89% испытывают чувство страха во время публичного выступления, что ещё раз доказывает актуальность выбранной мною темы [Приложение 9].

По информации, полученной мною от школьного психолога, можно сказать, что страх публичного выступления имеет разную интенсивность и качество проявления, он находится в прямой зависимости от возраста и гендерной принадлежности анкетируемых. Кроме того, я выяснила, что психологии выделяют следующие мотивы тревожности:

1. переживание социального стресса,

2. фрустрация потребности в достижении успеха,

3. страх самовыражения,

4. страх ситуации проверки знаний,

5. страх несоответствия ожиданиям окружающих,

6. низкая физиологическая сопротивляемость стрессу,

7. проблемы и страх в отношениях ученик – учитель.

По результатам анкетирования я пришла к выводу, что у категории учащихся от 11 до 14 лет (5-8 классы) страх публичного выступления выражен в сильной степени[Приложение 10]. На основании данных психодиагностик, предоставленных психологом школы, можно констатировать, что основными мотивами страха публичного выступления в данном возрасте являются страх самовыражения и страх ситуации проверки знаний.

У учеников 15-18 лет страх выступления перед публикой выражен в средней степени[Приложение 10]. Это можно объяснить тем, что в данном возрасте накал тревожности снижается и меняется качество её проявления. Основными мотивами здесь выступают страх самовыражения и фрустрация потребности в достижении успеха.

Как показывает анкетирование, учителя от 19 до 35 лет также испытывают сильное чувство тревожности во время публичного выступления[Приложение 10]. Я думаю, это можно объяснить тем, что они находятся в начале своей профессиональной деятельности, делают только первые шаги на пути к карьере. Для данной возрастной категории характерен страх несоответствия ожиданиям окружающих и страх самовыражения.

Для меня было удивительно то, что у педагогов в возрасте 36-60 лет страх публичного выступления тоже выражен сильно [Приложение 10]. Казалось бы, это период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, он точно знает, в каком направлении ему развиваться, многие уже добились значительных успехов, но «боязнь публики» до сих пор их преследует! Хочу уточнить, что учителя данной возрастной категории испытывают страх не перед аудиторией учащихся, а перед аудиторией своих коллег, когда им приходится находиться в конкурсных условиях или подтверждать профессиональные знания. Здесь мотивами тревожности выступают низкая физиологическая сопротивляемость стрессу и страх самовыражения.

А вот у учителей старше 60 лет, по моим данным, тревожность во время публичного выступления выражена в средней степени [Приложение 10]. Я думаю, это объясняется тем, что эти люди уже давно состоялись в профессии, и за их плечами не один десяток публичных выступлений.

Можно сделать вывод, что страх самовыражения является одним из основных мотивов для всех возрастных категорий.

В процессе работы я выявила, что в категории от 11 до 14 лет 82 % девочек и 75% мальчиков испытывают чувство страха. В юношеском возрасте (15-18 лет) страх публичного выступления испытывают примерно одинаковое количество девушек и юношей (73% и 65% соответственно). Нужно отметить, что девушки чаще испытывают чувство страха, чем юноши [Приложение 11].

Среди учителей во всех возрастных категориях женщины испытывают чувство тревожности во время выступления перед аудиторией в более сильной степени, чем мужчины.

С точки зрения психологии это можно объяснить тем, что женщины все события пропускают через призму эмоций, что объясняет более высокий процент страха публичного выступления у женщин (девушек), нежели у мужчин (юношей).

Таким образом, в результате моих исследований я пришла к выводу, что подавляющее большинство людей, независимо от пола и возраста, испытывают чувство волнения и страха во время публичного выступления.

Изучив теоретические материалы по проблеме, я разработала систему рекомендаций для тех, кому предстоит выступать на публике [Приложение 12].

Для того, чтобы проверить, действительно ли разработанная мною система рекомендаций эффективна, я выступила со своим докладом перед старшеклассниками нашей школы в ходе фестиваля наук, который ежегодно проводится в нашей школе. Многие ребята заинтересовались моей работой и пригласили выступить в их классах в преддверии муниципальной научно-практической конференции. Я рассказала ребятам, что такое публичное выступление, какими правилами нужно пользоваться, чтобы оно прошло успешно, как правильно подбирать одежду. После муниципальной научно-практической конференции я слышала много отзывов и благодарностей от учеников, которым действительно пригодились знания, полученные в ходе моих выступлений. Думаю, что мои рекомендации помогли им справиться с волнением во время публичного выступления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хочу сказать, что ораторская практика настолько сложна, разнообразна, многогранна, что невозможно все предусмотреть заранее и дать советы и рекомендации на все случаи жизни.

Очень важно, чтобы каждый человек творчески подходил к подготовке и произнесению ораторской речи, полнее и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретенные риторические навыки и умения.

Можно сформулировать общее положение, которое имеет силу определенного закона в ораторском искусстве. Если лектор или докладчик увлечен предметом своего нового выступления, глубоко продумал и прочувствовал тему речи, если он естествен и искренен, если он с удовольствием вышел на трибуну, то обязательно будет говорить правдиво и вдохновенно. Творческое волнение непременно обнаружится во всем поведении говорящего, скажется в тембре его голоса, в звучащей речи, в интонациях и вообще в том, как он говорит. Такое волнение - важный импульс к тому, чтобы самый ответственный этап ораторского труда - публичное исполнение - был пройден успешно.

Подведем итоги.

В своей исследовательской работе я ставила цель найти такие методы и способы, которые сделали бы публичное выступление успешным. Я доказала, что страх публичного выступления является актуальной проблемой для большинства возрастных категорий.

В процессе работы нашла ответы на вопросы, которые задавала себе вначале своей исследовательской работы: каков процент людей (из опрошенных мной), обладают страхом публичного выступления? Существуют ли методы борьбы с боязнью выступления перед публикой? А есть ли какие-либо правила публичного выступления?

В первую очередь, эта тема актуальна для меня, потому что я уверена, что в дальнейшей жизни мне предстоит не раз выступать перед публикой или проводить переговоры. Теперь, благодаря знаниям, полученным в ходе моей работы, я знаю, как подготовить успешное публичное выступление, как вести себя во время выступления. Я уверена, что я «излечу» свою боязнь выступления перед публикой,что поможет в дальнейшей работе. Я очень надеюсь, что, прочитав мою работу, каждый найдет для себя полезную информацию.

Завершая работу, хочу отметить, что остались проблемы, которые я пока не решила.

Во-первых, я проводила опрос только среди учеников и учителей своей школы. Думаю, для чистоты эксперимента надо опросить и другие категории населения.

Во-вторых, думаю, что не все психологические аспекты данной темы мною изучены, и мне следует продолжить работу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003.

Введенская А.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Изд. 12-е, - Ростов н/Дону: «Феникс», 2012.

Зарайский Д.А. Управление чужим поведением - М., 1997.

Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М.: «Проспект», 1989.

Максимова В.И. Русский язык и культура речи: Учебник.– М., 2003.

Медведев И. Правила успешного публичного выступления. - М., 2006.

Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991.

Шейнов, В.П. Риторика/В.П. Шейнов. – Мн.: Амалфея, 2000.

ИНТЕРНЕТ - ИСТОЧНИКИ

Бороздина Г.В. Как завоевать и удержать внимание аудитории //Сайт http://pedved.ucoz.ru 17.09.2008 (http://pedved.ucoz.ru/publ/33-1-0-49).

Бороздина Г.В. Начало выступления // Сайт http://pedved.ucoz.ru 19.09.2008 (http://pedved.ucoz.ru/publ/33-1-0-48).

Мастерство публичного выступления// Сайт studfiles.net 15.04. 2015 (https://studfiles.net/preview/3102685/page:6/).

Секреты успешного выступления // Сайт www.booksite.ru 01. 05. 2007(https://www.booksite.ru/fulltext/0/001/005/222/7.htm).

Приложение 1

ПОНЯТИЕ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова: врожденный ли это дар или результат длительного кропотливого обучения и самообразования.

Найти ответы на эти вопросы очень сложно, особенно начинающим. В определенной степени ответ на этот вопрос дает риторика.

Понятие «риторика» (от греч. rhetoriketechne - ораторское искусство) охватывает следующие области знаний: теория речи, искусство речи и ораторское мастерство.

Любой человек, который поставил перед собой задачу овладеть искусством публичного выступления, должен знать историю и теорию риторики, труды известных ученых, уметь применить знания на практике.

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь - главнейшее оружие.

Ораторство - сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства, и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственной сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.

Для большинства людей выступление перед аудиторией кажется нелегкой задачей. Ошибочно было бы утверждать, что чувство неловкости, страха и трепета перед аудиторией можно преодолеть легко и просто. К сожалению, это не так.

Наполеона как-то попросили выделить самые важные слагаемые успеха. Гениальность? Упорство? Умение увлекать за собой? Наполеон не замедлил с ответом, который оказался простым: «Практика, практика, практика!»

Что является причиной неожиданных изменений в человеке, как только ему поручают подготовиться к выступлению, изложить свои мысли? Почему нормальный интеллигентный человек вдруг становится невыразительным, начинает запинаться, а жесты становятся беспорядочными? Почему он часто теряет нить своего рассуждения и отказывается именно от тех утверждений, в которых больше всего уверен?

Почему возникает страх перед публичным выступлением? Давайте проанализируем этот вопрос. Для большинства из нас разговор с приятелем - это нормальное и приятное времяпрепровождение. И в то же время аналогичный разговор на ту же самую тему перед аудиторией кажется уже чем-то неестественным и вызывающим внутреннее беспокойство. Почему? Дело в том, что меняется ваша роль.

В повседневной жизни, участвуя в разговоре, мы редко испытываем давление со стороны окружающих и обстановки, в которой протекает разговор. Мы знаем, что в любую секунду, едва оказавшись в затруднительном положении, мы можем отказаться от продолжения разговора и снять с себя какую-либо ответственность за него. Такие условия общения позволяют нам сконцентрироваться на главном - передаче своих мыслей и информации.

Иначе обстоит дело, когда мы предстаем перед аудиторией, независимо от ее размеров и степени доброжелательности по отношению к нам. Стоя перед слушателями, оратор знает, что ему предстоит до конца произнести свою речь. Он осознает, что на него одного целиком возложена ответственность за встречу с аудиторией. Оказавшись без привычной поддержки, человек испытывает ряд трудностей.

В частном разговоре можно остановиться в любой момент, и всегда найдется кто-нибудь, кто его продолжит. Во время разговора по лицам и высказываниям ваших собеседников вы сразу же можете оценить эффект, который произвели ваши слова. Обращаясь же с речью к публике, в ответ вы получаете только молчание. Никто, как правило, не реагирует открыто на ваши высказывания. Никто не отвечает на ваши вопросы, никто не выказывает ни поддержки, ни осуждения.

Сможете ли вы узнать, поняли вас или нет? Именно поэтому, прежде всего, вам следует знать те факторы, которые влияют на общение, знать и уметь пользоваться ораторскими приемами, а также знать правила и принципы построения речи.

Обратим внимание на некоторые часто встречающиеся факторы и приемы ораторского искусства:

§ Фразы

Установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.

§ Паузы

Паузы - очень важный элемент выступления. Известно, что слова звучат убедительнее после мини-пауз. Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания на письме. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд.

§ Обращение к аудитории

Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные уловки. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории - это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.

§ Реакция аудитории

Во время выступления Вы должны постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики.

§ Приветствие и прощание.

Представление. В начале выступления необходимо представиться. Представление может осуществляться без посредника или при помощи посредника. В официальной обстановке может быть такое начало:

- Позвольте представиться!

В этой форму оттенок официальности выражен очень ярко. Возможны и другие формы представления - менее официальные:

- Разрешите представиться!

Говорящий как бы просит предварительное разрешение вступить в контакт, назвать себя. Далее, выступающий называет свою фамилию, имя и отчество в именительном падеже, а также (при необходимости) место работы, должность и профессию.

Прощание. Для делового общения характерны стилистически нейтральные стереотипы прощания:

- До свидания!

- Позвольте (разрешите) попрощаться…

Нужно иметь ввиду, что во многих случаях перед прощанием желательно поблагодарить собравшуюся публику.

Нужно помнить, что очень важно контролировать скорость речи: при быстрой речи аудитория не воспринимает всего материала, а при медленной - люди отвлекаются.

Приложение 2

ОДЕЖДА

Выступление перед большой аудиторией напоминает спектакль, поэтому большое значение имеет одежда докладчика. Во время публичного выступления оратору приходится сидеть за столом, стоять на высокой кафедре, за трибуной и т.д. Учитывая это, брюки и юбки должны быть достаточно длинными, носки - высокими, туфли - быть в полном порядке.

Надевайте те вещи, в которых вы чувствуете себя комфортно, которые не отвлекают вас своим неудобством. У вас ни разу не должно возникнуть мысли: «Как оно на мне сидит?». Лучше не пользуйтесь совсем новыми вещами, которые одеваете впервые. Одежда и обувь не должны доставлять вам внутренний дискомфорт и отвлекать ваше внимание.

Универсальное правило успешного публичного выступления: не допускать дисбаланса между тем, что вы говорите, и тем, как вы выглядите. В официальных случаях лучше использовать средне - темный костюм, белую или цвета слоновой кости не слишком узкую рубашку и элегантный выразительный галстук. Контрастные цвета, хороший костюм помогут сформировать положительное отношение к вам и поспособствуют успеху публичного выступления. Галстук не должен иметь яркого рисунка, чтобы не отвлекать внимание от лица, вместе с тем, он не должен быть одноцветным. Лучше всего подходят галстуки из матовой ткани, темно-синего цвета, цвета красного вина, бордо с едва заметным рисунком. Длина галстука должны быть такой, чтобы ее конец едва прикрывал пряжку на поясном ремне[Приложение 4].

Если ваш пиджак имеет две пуговицы, нужно застегнуть лишь верхнюю, если три - только среднюю. Если нет очень большой необходимости, не стоит надевать очки при публичном выступлении, ювелирные украшения также будут лишними.

Если оратор - женщина, ее одежда должна иметь длинный рукав, длина юбки - средняя (до середины колена), она не должна быть слишком узкой. Относительно цветов, то здесь требования значительно либеральнее, чем у мужчин: цвет просто должен идти женщине. Женщины тоже должны избегать ярких массивных украшений. Обувь лучше всего темных цветов с незаметными или однотонными бантами; чулки одинакового с обувью цвета. Очки должны иметь простой дизайн и оправу под цвет волос[Приложение 4].

При выступлении в неформальной обстановке (дружеские вечеринки и т.п.) требования к одежде не играют большой роли. Можно одеваться как угодно, однако помните, что если в вашем внешнем виде будет какая-то эклектичная деталь, бросающаяся в глаза (яркая брошь, «крикливый» галстук кислотных цветов, оригинальный фасон костюма с капризными узорами), то она будет отвлекать внимание от содержания ваших слов. Публика запомнит именно ее и не обратит внимание на то, что вы говорили.

Итак, подведем итоги. Чтобы публичное выступление стало успешным, к нему нужно серьезно и ответственно готовиться, изучить все его правила и тонкости.

Приложение 3

Сделайте глубокий вдох и выдох Установите зрительный контакт

Эмоциональный контакт с аудиториейРуки - это помощники

Двигайтесь естественноЖесты - первооснова любого языка

Приложение 4

Улыбка – основа привлекательностиМимика – ваш лучший друг

Деловой стиль ожды для мужчин

Деловой стиль одежды для женщин

Приложение 5

Анкета

Ваша возрастная категория:

11-14 лет

15-18 лет

19-35 лет

36-60 лет

Старше 60

Вы ученик/учитель (нужно подчеркнуть)?

Укажите ваш пол:

Мужской

Женский

Испытываете ли вы чувство страха во время публичного выступления?

Да

Нет

Оцените ваш страх по силе проявления

Слабо выражен

Выражен в средней степени

Сильно выражен

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Просмотров работы: 3854