Стереотипы о подростках и подростков о школе

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Стереотипы о подростках и подростков о школе

Аксенова  Э.А. 1
1Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 с.Хороль Хорольского муниципального района Приморского края
Карелина  О.В. 1
1Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 с.Хороль Хорольского муниципального района Приморского края
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Известно, мы живём в мире стереотипов. Несмотря на некоторые положительные аспекты этого явления, самым главным из которых является экономия нашего времени и умственных затрат, по мнению современных исследователей, стереотипы оказывают больше негативное влияние. Стереотипное мышление свойственно не только детям, но и взрослому поколению. Так, родителя и учителя в школе нередко придерживаются негативных стереотипов о современных детях, полагая, что их поколение было лучше и более ответственным, а современных школьников ничего не интересуют кроме интернета и улицы.

Стоит отметить, что современные подростки живут в очень сложном мире, который, конечно же, отличается от того, в котором жили их родители в подростковом возрасте.

Отличие условий развития современных подростков заключается, во-первых, в количестве информации, которое обрушивается на их голову через различные СМИ (это и радио, телефоны, телевизоры, компьютеры). Эта «технологическая» реальность дает подросткам связь с миром, а миру дает возможность влиять на них. И поэтому современный подросток находится под влиянием стольких культурных стимулов, сколько его родители не могли себе и вообразить. Далее, немаловажным фактором является то, что подросток знает о человеческой жестокости гораздо больше. Современные фильмы, романы, песни полны сценами насилия. Следующий немаловажный фактор современного подростка - это непрочность современной семьи. Исходя из этого, цель данного исследования: выяснить, каких стереотипов о подростках придерживаются учителя и родители, что думают о школе и о роли образования в их жизни сами подростки.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить различные определения понятия «стереотип» и влияние стереотипов на жизнь человека, с точки зрения учёных – психологов.

Узнать, какие стереотипы у хорольских школьников, их родителей и учителей.

Проанализировать пути возникновения и работы стереотипов.

Выяснить, как избежать формирования стереотипов в процессе обучения и бороться уже с существующими.

Гипотеза: существующие стереотипы у современных подростков, их родителей и учителей имеют более негативный характер, чем позитивный.

Объект исследования: стереотипы учащиеся 5-9 классов, родителей учеников, педагогов МКОУ СОШ №3 с. Хороль, учителей истории Хорольского района.

Предмет исследования: характер и процесс воздействия стереотипов на жизнь человека.

Практическое значение данного исследования определяется возможностью использования полученных результатов в работе школьных учителей, психологов и родителей.

Глава 1. Стереотипы и их влияние на жизнь человека

Известно, мы живём в мире стереотипов. Несмотря на некоторые положительные аспекты этого явления, самым главным из которых является экономия нашего времени и умственных затрат, по мнению современных исследователей, стереотипы оказывают больше негативное влияние. Так что же такое стереотипы? Существуют различные определения. «Стереотип – устойчивый образ какого-либо человека, складывающийся в условиях нехватки информации. Это привычный взгляд на вещи, штамп, к которому мы обращаемся при взаимодействии с новыми явлениями и незнакомыми людьми». Стереотипы позволяют нам существенно сократить время реагирования на изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания, т.е. упрощают и сокращают процесс восприятия [3, с.76]. В другом источнике стереотип определяется как «нечто, повторяемое в неизменном виде; шаблон действия, поведения и пр., применяемый без раздумий, рефлексии, даже неосознанно» [13]. В зависимости от научной школы, современные стереотипы могут трактоваться по - разному. Однако общая их идея одинакова – это устоявшееся мнение насчёт людей, национальностей, поступков или действий [7].

Анализ статей, опубликованных в сети интернет, показал, что большинство исследователей, авторов научных публикаций отмечают негативные влияния стереотипов на жизнь людей. «Общественные стереотипы наиболее губительны для мировоззрения людей. Они навязывают человеку неверных ход мыслей, и мешают ему думать самостоятельно» [10].Однако без стереотипов общество не смогло бы существовать Классическая формула стереотипов выглядит так: «Все X обладают свойством Y». Например, «все блондинки-глупые», «все полные люди-добрые», «все китайцы низкого роста» и т.д..

Выделим положительное и негативное влияние стереотипов на поведение людей.

Плюсы:

Стереотипы часто помогают человеку сделать какой-либо выбор или принять необходимое для него решение, не приложив лишних усилий.

Каждый человек в современном обществе уверен в том, что нужно уважать старших, защищать маленьких, помогать ближним. Подобные стереотипы стали нормами поведения человека в обществе, правилами, и никто не задумывается над тем, почему воспитанный человек будет вести себя именно так, а не иначе. Но это не единственное проявление хорошей стороны стереотипов.

Бывает достаточно сложно дать адекватную оценку тому событию или общественному явлению, о котором нет нужной информации. Сообразно с этим, когда отсутствует возможность основываться на своих личных убеждениях, люди часто прибегают к уже закрепившимся в обществе стереотипам, использование которых не требует принятия решений индивидуального характера и как бы человека. Получается, что в случае своей истинности стереотипы иногда «спасают» нас: укоряя процессы познания, они создают основу формирующемуся у человека мнению, помогают предугадывать линию поведения окружающих людей.

Минусы:

За стереотипами не удается выявить индивидуальные особенности людей.

Стереотипы повторяют и усиливают определенные ошибочные убеждения и верования, до тех пор, пока люди не начинают их принимать за истинные.

Стереотипы основываются на полуправде и искажениях. Сохраняя в себе реальные характеристики стереотипизируемой группы, стереотипы при этом искажают действительность и дают неточные представления о людях, с которыми происходят межкультурные контакты[9].

Стереотип, основанный на ложных знаниях, навязывает определённую модель поведения, которая уже изначально может быть неверной. Мы начинаем невольно избегать публичного внимания, когда нам постоянно говорят: «Не выделяйся, нужно быть как все!» А слова «Тебя перестанут уважать за это» и вовсе звучат угрожающе. Значит, посредством стереотипов можно ввести отдельного человека или группы людей в заблуждение, манипулировать ими, что может привлечь за собой как личные неудачи, так и социальные разногласия, и конфликты, страх, презрение, дискомфорт. Ложные стереотипы не только помогают определить правильные жизненные ориентиры, но настраивают человека враждебно по отношению к другим людям: их расе, национальности, внешности или образу жизни. Стереотипы не выявляют сходства между группами людей, а акцентируют внимание на различиях, вследствие чего люди делятся на «плохих» и «хороших», «своих» и «чужих».

Стереотипы мышления настолько сильны, что мы принимаем их за безоговорочную истину и обычно не сомневаемся в правильности тех или иных своих убеждений. Иногда мы называем это своим характером или мировоззрением. Невозможно представить себе, как выглядело бы наше существование, если бы, каждый раз заново, нам приходилось решать как вести себя на дороге или в театре, на лекции в университете или среди болельщиков на стадионе. Однако нередко мы имеем дело с такими стереотипами, которые блокируют наше развитие и продвижение в той или иной области. Чаще всего, они проявляются как страхи и опасения. Например: страхи, связанные с получением денег, избегание риска, страх перед сотрудничеством, боязнь успеха и т.д. Это так называемые ограничивающие убеждения. Каждый из нас, при желании, может найти их в своём репертуаре. Естественно, что как в профессиональной деятельности, так и в личном развитии, изменение ограничивающих стереотипов приносит неизмеримую пользу. Именно поэтому множество тренингов, семинаров и мастер классов уделяют этой теме такое серьёзное внимание.

Глава 2. Стереотипы хорольских подростков о школе и об образовании

В ходе данного исследования был проведён социологический опрос среди подростков (учащихся 5-9 классов) МКОУ школы №3, их родителей, учителей данной школы и учителей истории Хорольского района ( Приложение 1, с. 20-21. Анкеты 1 – 3. )[1]

Класс, группы

6

7

9

Родители

Учителя

Кол-во человек

9

14

21

17

17

14

20

24

29

Всего: 165 респондентов.

Для проведения соц.опроса, мною были разработаны анкеты для различных категорий респондентов. Подросткам было предложено выразить своё мнение о стереотипах, связанных с образованием и обучением в школе. Предложенные стереотипы были взяты из личного опыта, общения со сверстниками и со страниц СМИ.

Одним из самых распространённых стереотипов о школе является следующий: « В школе дают много знаний, которые нигде не пригодятся». Большинство опрошенных (47%) частично согласны с данным утверждением. Удивил тот факт, что около половины подростков (43%) считают, что многие знания, получаемые в школе, пригодятся в дальнейшей жизни.(Приложение 2, с 22. Диаграмма 1.)

Во все времена многие ученики были не довольны тем, что в школе много задают домашнего задания. Современные школьники также придерживаются данного мнения. Причём, даже некоторые родители поддерживают своих детей в этом вопросе. Интересно, что только 29% опрошенных подростков считают, что в школе много задают на дом. Большинство же респондентов (60%) лишь частично согласны с данным утверждением. Скорее всего, только некоторые учителя, по их мнению, много задают на дом.(Приложение 2, с.22. Диаграмма 2.)

В общении со сверстниками, родителями и их знакомыми, в сети интернет, в телевизионных передачах часто можно услышать, что в школе очень сложно учиться. Данная фраза была предложена учащимся в ходе анкетирования. Поразило то, что всего 15% полностью согласны с данным мнением, частично согласны – более половины подростков (54%). (Приложение 2, с.22. Диаграмма 3)

Многие ученики считают, что все учителя много требуют от них. Действительно ли это так? Большинство опрошенных частично согласны с этим утверждением (45%). Возможно, всё- таки не все учителя очень требовательны. Только 16% ребят полностью поддерживают предложенное высказывание. (Приложение 2, с.23. Диаграмма 4.)

Не все ученики удовлетворены своими оценками, возможно, поэтому некоторые считают, что многие учителя занижают оценки. Как выяснилось, чуть больше половины респондентов (54%) согласны с данным утверждением, причём, только 19 учащихся высказали полное согласие (Приложение 2, с.23. Диаграмма 5).

В 2014 году в нашей школе была введена школьная форма. На сегодняшний день большинство подростков (69%) утверждают, что школьная форма никак не влияет на успеваемость. Только 12 респондентов полностью поддерживают учителей в данном вопросе (Приложение 2, с.23. Диаграмма 6).

Для многих учащихся, их родителей, и даже учителей слова ОГЭ и ЕГЭ наводят ужас и вызывают панику. Значительная часть родителей внушают своим детям мысль, что если они будут плохо учиться, то не сдадут экзамены, тем самым формируя стереотип, что экзамены сдавать очень сложно. Учителя тоже постоянно пугают, если мы не будем учиться, то не сдадим экзамены. Сами же подростки ещё не сталкивались с экзаменами, только учащиеся 5-7 классов писали ВПР и комплексные работы, которые по своей структуре немного напоминают экзамен. Как показало анкетирование, больше всего переживают за будущие экзамены, учащиеся 8 «А» класса. Выпускники же школы настроены более оптимистично. В то же время все девятиклассники в той или иной степени согласны с мнением, что экзамены сдавать очень сложно. Причём, во всех классах большинство опрошенных полностью придерживаются данной точки зрения.( Приложение 2, с.24. Диаграмма 7.)

Другим устоявшимся стереотипом в современном обществе, в формировании которого значительную роль играют родители, является следующий: « не имея высшего образования, невозможно построить карьеру». Что же думаю подростки по этому поводу? Более трети респондентов (38%) полностью согласны с данным убеждением. Только 23% считают, что и без высшего образования можно добиться успеха в работе и финансового благополучия.( Приложение 2, с.24. Диаграмма 8.)

Ещё в 90-х годах XX века в России стали появляться первые коммерческие (негосударственные) вузы. За плату могли получить высшее образование в государственных вузах те студенты, которые недостаточно хорошо сдали вступительные экзамены. Сегодня в высшие учебные заведения поступают на конкурсной основе по результатам ЕГЭ. Многие же учащиеся получают низкие балы по результатам итоговой аттестации и родители вынуждены платить за обучение, желая, чтобы их дети получили именно высшее образование в выбранном ими учебном заведении. Причём, некоторые специальности можно получить только на платной основе. Что же думают ученики по этому поводу? Большинство респондентов (34%) не согласны с тем, что обучение в вузах платное и всё зависит от денег. Полностью согласны с данным утверждением всего (20%) ребят. Как видим, данный стереотип не закрепился в сознании подростков.(Приложение 2, с.24. Диаграмма 9.)

Выпускники школы стремятся поступить в вузы для того, чтобы получит престижную и по их мнению, (или мнению родителей) – высокооплачиваемую профессию. С точки зрения школьников, самыми высокооплачиваемыми профессиями являются: юрист (24 ч.), депутат (19 ч.), полицейский (12 ч.), военнослужащий (11 ч.), врач (10 ч.). Сегодня в сети интернет можно найти много публикаций, в которых перечисляются самые престижные и высокооплачиваемые профессии в России и в мире. Списки несколько различаются, но есть ряд профессий, которые указываются в топ-10 чаще всего: юристы, программисты и специалисты IT-технологий, врачи, банкиры и предприниматели, дизайнеры и артисты, экономисты и аудиторы, менеджеры, инженеры, лётчики и космонавты [12]. Как видим, мнение детей по некоторым позициям совпало с данными соц.исследований, размещённых в сети интернет. (Приложение 2, с.25. Диаграмма 10)

Самые модные профессии для хорольских подростков связаны с творческой деятельностью: дизайнер (32 ч.), стилист (16 ч.), видеоблогер (16 ч.), модель (15 ч.) , модельер (14 ч.). (Приложение 2, с.25. Диаграмма 11). Самыми скучными профессиями подростки считают профессии библиотекаря (13 ч.), учителя (10 ч) и дворника (9 ч.). По приведённым результатам видно, что стереотип, связанный с профессией библиотекаря, наиболее устоявшийся в сознание различных возрастных категорий населения. Очень удивил тот факт, что учащиеся назвали профессию учителя скучной. (Приложение 2, с.25. Диаграмма 12)

Известное детское стихотворение В. Маяковского « Кем быть» заканчивается следующими словами: « Книгу переворошив, намотай себе на ус – все работы хороши, выбирай на вкус!». Какие же профессии, по мнению ребят, являются самыми нужными? Первое место «присудили» врачу – 47%, «серебро получили» сотрудники полиции - 30%, замыкают тройку самых нужных профессий пожарные (21%), чуть меньше учащихся указали в своих анкетах профессию учителя в данном списке (Приложение 2, с.26. Диаграмма 13).

Таким образом, итоги социологического опроса, проведённого среди 5-9 классов, показали, что большинство респондентов придерживаются следующих взглядов о школе: знания, которые дают в школе, в дальнейшем пригодятся; большинство учителей немного задают домашнего задания; учиться в школе не очень сложно.

Данные результаты не ответствуют наиболее устоявшимся стереотипам о школьном образовании в современном российском обществе.

Глава 3. Взгляды учителей и родителей на подростков

Взрослые привычно жалуются, что современные дети испорчены интернетом, компьютерными играми, Голливудом и ни во что не ставят традиционные ценности. Конфликт поколений, ничего нового. Так было всегда.

В современном мире существуют различные стереотипы о подростках, большинство из которых – негативные. Так, большинство взрослых считают, что многие подростки курят, пьют и все ругаются матом. Своё мнение о подрастающем поколением высказали в ходе анкетирования учителя МКОУ СОШ №3 с.Хороль, учителя истории Хорольского района и родители учащихся 5-9 классов.

Большинство респондентов, как среди родителей, так и среди учителей, уверены, что многие подростки курят и пьют. Полностью согласны с данным стереотипом 38% опрошенных, частично – 43%. На самом деле, некоторые учащиеся даже до занятий или на переменах выбегают покурить за угол школы или к магазину. Классные руководители и администрация школы стараются бороться с курильщиками, но принимаемые ими меры лишь ненадолго останавливают любителей вредных привычек. Курили старшеклассники и в советской школе, сейчас же снизился возраст курильщиков, и всё чаще можно встретить с сигаретой представительниц прекрасного пола (Приложение 2, с.26. Диаграмма 14)

На улице, в школе, в кинотеатре и в других общественных местах можно часто услышать нецензурные слова. Причём, среди любителей бранной лексики встречаются не только подростки и старшеклассники, но и даже учащиеся более младшего возраста. Большая часть учителей и родителей (58%) считают, что многие подростки используют в речи нецензурные слова. Некоторые (23%) думают, что все подростки ругаются при помощи матершинных слов (Приложение 2, с.26. Диаграмма 15).

На протяжении нескольких лет (2010 -2016 гг.) психолог Н.А. Горлова проводит мониторинг мнения родителей и педагогов об особенностях современных детей. «Современные дети по-другому воспринимают мир», «мыслят по-другому», «проявляют агрессию, когда их заставляют что-то делать», «не хотят выполнять указания взрослых», «они требовательны и настойчивы», «очень подвижные и гиперактивные» - пишут родители и воспитатели в анкетах [6]. Родители и педагоги Хорольского района лишь частично согласны с тем, что « подростки не уважают взрослых» (60%). Около четверти опрошенных более оптимистично оценивают подростков, не согласившись с данным высказыванием (Приложение 2, с.27. Диаграмма 16). Стоит отметить, что «уважение к взрослым» и «желание выполнять указания взрослых» – высказывания не однозначные. Одной из психологических особенностей подростков всегда являлось стремление к самостоятельности и критичное отношение к указаниям взрослых.

Один из самых устойчивых стереотипов о современных детях – «подростки ничем не занимаются, только целыми днями сидят в интернете». Полностью придерживаются данного мнения только 9 респондентов, большинство же опрошенных (58%) - не совсем согласны (Приложение 2, с.27. Диаграмма 17). На самом деле, многие мои одноклассники, знакомые посещают различные секции, ходят в школу искусств, участвуют в организации классных, школьных и районных мероприятий в свободное от учёбы время, и им некогда сидеть подолгу в интернете, если только для общения.

Одной из особенностей подросткового возраста является снижение мотивации к учению, появляются другие интересы и увлечения. Очень часто можно услышать, что у современных школьников особенно у подростков – нет интереса к учёбе. Как выяснилось, учителя и родители также придерживаются данной точки зрения. Половина всех опрошенных частично согласны, а одна треть родителей полностью согласны с предложенным утверждением (Приложение 2, с.27. Диаграмма 18).

Во все времена для подростков было характерно стремление к самостоятельности. Причём, по мнению некоторых подростков, самостоятельность – это непослушание, стремление всё делать по-своему. По сравнению с предыдущими поколениями сегодня школьники стали более безответственными и распущенными. Так считает и взрослое население Хорольского района. 83% респондентов, в той или иной степени согласны с этим стереотипом. (23% - полностью, 60% - частично). (Приложение 2, с.28. Диаграмма 19)

Когда-то наша страна была самой читающей страной в мире, сейчас редко увидишь детей за чтением книг, некоторые ребята даже не утруждают себя чтением текстов учебников для выполнения домашнего задания. Наблюдается снижение техники чтения учащихся и затруднение осмысления прочитанного. 67% родителей, 52% учителей абсолютно согласны с тем, что школьники мало читают и обладают низким уровнем культуры. Как видим, учителя в данном вопросе настроены более оптимистично – 45% не совсем согласны с этим мнением (Приложение 2, с.28. Диаграмма 20).

Учителям было предложено оценить уровень знаний современных школьников. Так, большинство педагогов (72%) считают, что уровень знаний учащихся ниже, чем был 10-20 лет назад, из них – 38% полностью согласны с данным утверждением. (Приложение 2, с.28. Диаграмма 21). Одной из причин снижения уровня знаний, по мнению родителей и педагогов, является усложнение школьных программ, учебников. 65% опрошенных родителей абсолютно уверены, что школьные программы усложнились, и стало сложнее освоить изученный материал. Учителя Хорольского района не так категоричны в данном вопросе: только 41% согласны с родителями. Большинство педагогов (45%) лишь частично согласны с этой точкой зрения. (Приложение 2, с.29. Диаграмма 22)

Наряду с негативными стереотипами о подростках можно услышать и мнение о том, что современные дети стали лучше развиты, более уверенны в себе. Во время просмотра телевизионных передач « Лучше всех», «Пусть говорят», «Синяя птица» и видеороликов в сети интернет, удивляешься способностям и талантам детей. Большинство респондентов (54%) лишь частично согласны с утверждением, что «Современные школьники лучше развиты, у них шире кругозор», четверть опрошенных так не считают. При этом, 83% педагогов уверены, что у современных подростков больше возможностей для всестороннего развития (Приложение 2, с.29. Диаграмма 23). По-видимому, учителя думают, что некоторые хорольские дети не используют те возможности, которые сейчас хорошо представлены в Хорольском районе: занятия спортом, музыкой, танцами, робототехникой и т.д.

«Многие родители считают, что дети, переходя в старшие классы, могут обходиться и без их помощи». Данное утверждение можно часто услышать от учителей, и поэтому в ходе анкетирования, педагогам было предложено высказать своё мнение. Полностью согласны с предложенным стереотипом 58% опрошенных (Приложение 2, с.29. Диаграмма 24). По моим наблюдениям только некоторые родители нашего класса регулярно посещают родительские собрания, принимают участие в мероприятиях класса и школы. Хотя ещё несколько лет назад, когда мы были учащимися начальной школы, фактически все родители активно участвовали в жизни класса и школы. Возможно, многим родителям, не хватает времени на то, чтобы уделять больше внимания школьной жизни ребёнка.

Как показал социологический опрос, стереотипы о современных подростках абсолютно у всех респондентов сформировались на основе личных наблюдений.

Из всего выше перечисленного следует, большинство родителей и педагогов избегают крайностей в оценивании современных подростков. В большинстве предложенных вопросов, основная часть респондентов высказывают частичное согласие со стереотипами. Несмотря на то, что, по мнению и учителей, и родителей, школьные программы усложнились, ученики мало читают, и уровень их знаний ниже, чем был у школьников 10-20 лет назад. При этом у современных подростков по убеждению взрослых, больше возможностей для всестороннего развития и расширения кругозора.

Заключение

В ходе данного исследования были изучены различные определения понятия «стереотип» и влияние стереотипов на жизнь человека. По мнению учёных – психологов, стереотипное мышление – бич современного российского общества. Оно мешает индивидуальному развитию людей по собственной, независимой ни от кого программе.

Как показал социологический опрос, большинство школьников не придерживаются негативных стереотипов о школе, учителях и объёме домашнего задания. Гипотеза, выдвинутая в начале исследования в отношении подростков не нашла своего подтверждения. Самым поддерживаемым стереотипом у учащихся является стереотип об экзаменах. Подавляющее большинство респондентов уверены, что экзамены сдавать очень сложно.

Взрослые респонденты оказались менее оптимистичны в своих оценках подрастающего поколения. Большая часть родителей и педагогов считают, что у современных подростков уровень знаний ниже, они мало читают, курят и используют в речи нецензурные слова. Также значительная часть подрастающего поколения, по их мнению, не уважает взрослых и стали более безответственными и распущенными. Свои взгляды взрослые усиленно внушают детям. Впрочем, так было во все времена. Так, древнегреческий поэт Гесиод (VIII – VII вв. до н.э.) высказывался о молодёжи следующим образом: «Я утратил всякие надежды относительно будущего моей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна»[11]. Как видим, проблема взаимоотношений поколений не является новой и остаётся актуальной в современном мире, в котором подростки подвержены значительному влиянию СМИ и современных технологий.

Стереотипы подростков приобретают отрицательную окраску под влиянием внутренних противоречий и внешних условий. И вполне возможно, что когда взрослые начнут помогать подросткам справляться со своими внутренними конфликтами, идти навстречу, не отталкивать как ненужную вещь, тогда и отношение детей поменяется в лучшую сторону. Их не будут привлекать асоциальные компании, в которых подростки ищут понимания и одобрения в действиях; им не нужно будет совершать противоправные действия, чтобы обратить на себя внимание. Потому что они будут замечены, услышаны, поняты. Ведь это самое важное для детей в подростковом возрасте. Задача педагога, прежде всего классного руководителя, воспитателя научить родителей способам избегания излишней стереотипизации мышления ребёнка. Для этого необходимо формировать логическое мышление илучше всего — с раннего детства. При этом сами педагоги должны освободиться от некоторых стереотипов, которые складываются со временем в результате накопления определённого педагогического опыта.

Эффективным средством преодоления стереотипов является индивидуальный подход к учащимся, стремление в каждом ребёнке распознать его способности, таланты.

Список использованных источников и литературы

Неопубликованные источники

Результаты социологического опроса среди учащихся 5-9 классов, родителей, педагогов МКОУ СОШ №3 с. Хороль, учителей истории Хорольского района. – Хороль. - 2017

Справочная и учебная литература

Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [ Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н.Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015 – 111 с.

Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 6 класс. – М.: Bako, 2016 – 240с.

Интернет – источники

Закон о запрете на использование нецензурной брани принят Госдумой. – Режим доступа: http://www.garant.ru/news/(15.11.2017)

Круподёрова О.Е. Преодоление стереотипов у современных школьников. - Режим доступа: https://infourok.ru(20.11.2017)

Особенности современных подростков - Режим доступа: studwood.ruhttps://studwood.ru/ (20.11.2017)

Психология жизни. – Режим доступа: http://lichnorastu.ru (19.11.2017)

Работа и вакансии. – Режим доступа: http://www. SuperJob.ru (19.11.2018)

Словари и энциклопедии. – Стереотип. - Режим доступа: https://dic.academic.ru (24.11.2017)

Советы – твой журнал. – Режим доступа: https://sunmag.me/sovety/ (19.11.2017)

Цитаты великих и известных людей. – Режим доступа: http://www.wisdoms.ru/tsitati_pro_molodezh.html(19.11.2017)

Школьники назвали самые востребованные профессии. – https://rg.ru/2012/02/07/opros.html (20.11.2017)

Школьные знания. – Режим доступа: https://znanija.com/task/ (22.11.2017)

Приложения

Приложение 1. Анкеты для участников образовательного процесса

МКОУ СОШ №3 с. Хороль

Анкета 1 (для учеников)

В современном мире существуют различные стереотипы. Выскажите своё мнение о некоторых из них. Выберите один из предложенных ответов.

А) Полностью согласен

Б) Частично согласен

В) Не согласен

Г) Затрудняюсь ответить

1) В школе дают много знаний, которые нигде не пригодятся.

2) В школе много задают домашнего задания.

3) В школе очень сложно учиться.

4) Все учителя много требуют от учеников.

5) Многие учителя занижают оценки

6) Школьная форма никак не влияет на успеваемость

7) Экзамены сдавать очень сложно

8) Не имея высшего образования, невозможно построить карьеру

9) Обучение в ВУЗах платное, всё зависит от денег

10) Профессии:

А) Самые высокооплачиваемые профессии:

Б) Самые модные профессии:

В) Самые скучные профессии:

Г) Самые нужные профессии:

Анкета 2 (для родителей)

В современном мире существуют различные стереотипы. Выскажите своё мнение о некоторых из них. Выберите один из предложенных ответов.

А) Полностью согласен

Б) Частично согласен

В) Не согласен

Г) Затрудняюсь ответить

1) Многие подростки курят, пьют.

2) Все подростки ругаются матом.

3) Подростки не уважают взрослых.

4) Подростки ничем не занимаются, только целыми днями сидят в интернете.

2. 1) У школьников нет интереса к учёбе.

2) Школьники стали более безответственными и распущенными.

А) Полностью согласен

3) Школьники мало читают, у них низкий уровень культуры.

4) Усложнились школьные программы, стало сложнее ухватить изученный материал.

5) Школьники лучше развиты, у них шире кругозор.

6) Почему вы придерживаетесь подобных стереотипов?

Анкета 3 (для учителей)

В современном мире существуют различные стереотипы. Выскажите своё мнение о некоторых из них. Выберите один из предложенных ответов.

А) Полностью согласен

Б) Частично согласен

В) Не согласен

Г) Затрудняюсь ответить

1) Многие подростки курят, пьют.

2) Все подростки ругаются матом.

3) Подростки не уважают взрослых.

4) Подростки ничем не занимаются, только целыми днями сидят в интернете.

1) Уровень знаний современных школьников ниже, чем 10-20 лет назад.

2) У школьников нет интереса к учёбе.

3) Школьники стали более безответственными и распущенными.

4) Школьники мало читают, у них низкий уровень культуры.

5) Усложнились школьные программы, стало сложнее ухватить изученный материал.

6) Школьники лучше развиты, у них шире кругозор.

7) У современных подростков больше возможностей для всестороннего развития.

8) Родители стали уделять меньше внимания школьной жизни ребёнка.

9) Почему вы придерживаетесь подобных стереотипов?

Приложение 2. Диаграммы по результатам социологического опроса

Диаграмма 1.В школе дают много знаний, которые нигде не пригодятся.

Диаграмма 2. В школе много задают домашнего задания.

Диаграмма 3. В школе очень сложно учиться.

Диаграмма 4. Все учителя много требуют от учеников.

Диаграмма 5. Многие учителя занижают оценки

Диаграмма 6. Школьная форма никак не влияет на успеваемость

Диаграмма 7. Экзамены сдавать очень сложно

Диаграмма 8. Не имея высшего образования, невозможно построить карьеру

Диаграмма 9. Обучение в ВУЗах платное, всё зависит от денег

Диаграмма 10. Самые высокооплачиваемые профессии

Диаграмма 11. Самые модные профессии

Диаграмма 12. Самые скучные профессии

Диаграмма 13. Самые нужные профессии

Диаграмма 14. Многие подростки курят, пьют.

Диаграмма 15. Все подростки ругаются матом.

Диаграмма 16. Подростки не уважают взрослых.

Диаграмма 17 . Подростки ничем не занимаются, только целыми днями сидят в интернете.

Диаграмма 18. У школьников нет интереса к учёбе.

Диаграмма 19. Школьники стали более безответственными и распущенными.

Диаграмма 20. Школьники мало читают, у них низкий уровень культуры.

Диаграмма 21. Усложнились школьные программы, стало сложнее ухватить изученный материал

Диаграмма 22. Школьники лучше развиты, у них шире кругозор

Диаграмма 23. У современных подростков больше возможностей для всестороннего развития.

Диаграмма 24. Родители стали уделять меньше внимания школьной жизни ребёнка.

Просмотров работы: 5450