Сравнительный анализ Русской Православной и Англиканской церкви

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сравнительный анализ Русской Православной и Англиканской церкви

Гавриш  К.А. 1
1МБОУ СОШ №1 МО Староминский район Краснодарского края РФ
Ященко  Ю.Н. 1
1МБОУ СОШ №1 МО Староминский район Краснодарского края РФ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Актуальность.

В текущем тысячелетии среди всех народов мира распространяется интерес к религии. В современной России возрождается религиозная жизнь. Религиозные организации ныне не только занимаются распространением своих вероучений, но и активно проявляют себя в политике, образовании, культуре, благотворительности и даже предпринимательстве. Всё это - положительные явления возвращения к многовековым традициям. В наше время в соседних странах и во всем мире возникают проблемы и противоречивые ситуации в связи с религиозными учениями. Изучение религий должно способствовать установлению взаимопонимания, служить гармонизации межличностных и межкультурных отношений. ( см. приложение I рис.1-2 ) Цель: рассмотреть, проанализировать и сравнить особенности, сходства и различия РПЦ и Англиканской церкви. Предмет исследования: особенности организации Русской Православной церкви и Англиканской церкви. Задачи: Собрать теоретический и практический материал. Провести анализ полученных материалов. Обобщить данные. Гипотеза: я надеюсь, что моя работа поможет мне узнать больше о религии нашей Православной и Англиканской церкви. Методы: теоретические и эмпирические: наблюдение, изучение продуктов деятельности, социологический опрос, метод анализа в обработке данных. План работы: изучение теоретического материала. В работе использовалась, как монографическая, так и энциклопедическая литература.

1.Особенности Русской Православной церкви.

1.1.Организация Православной церкви.

История русской православной церкви насчитывает уже более тысячи лет. Земля Русская переживала тяжелые годы, но духовные пастыри поддерживали народ русским словом и делом. Знала Россия и татар и шведов и немцев. Да кого только она не знала! Но всегда рядом с крестьянином, боярином, князем или императором был духовный наставник, который направлял его на путь истинный, освещал мятущийся ум Словом Божьим, недаром на протяжении многих веков слова ‘русский” и “православный” были синонимами. ( см. приложение II рис.1-4 ) Нет, и не может быть истории России без истории Русской Православной церкви. [1] После придания христианству статуса государственной религии церковь предприняла меры по развитию и укреплению организационных структур. Церковь на Руси была организована так: во главе её стоял митрополит киевский, назначаемый патриархом Константинопольским, митрополит назначал епископов и совершал над ними обряд «рукоположения» - обряд передачи божественной идущей ещё от апостолов мистической силы – «благодати». Епископы, в некоторых местах их называли архиепископами, руководили обширными церковно-административными округами – епархиями – и совершали обряд поставления в сан священников и дьяков. Епископы, а затем митрополиты, как правило, до XIII в. были греками, однако они полностью зависели от киевского князя. С обособлением отдельных княжеств каждый князь стремился к тому, чтобы его столица имела своего епископа. [2] Первые годы церковь и ее епископские кафедры находились полностью на содержании князей. Русская митрополия делилась на епархии, которые соответствовали структуре светской власти. В начале XI века образовались епархии в Новгороде, Чернигове, Переяславле. Епископам принадлежала вся полнота церковной власти в их области - не только право суда над духовенством, но и суда по многим гражданским делам. Епископами могли быть только лица, постриженные в монашество. ( см. приложение III рис.1-2 ) Древнерусское государство с первых дней введения христианства начало специально готовить священников при открывающихся церквах и монастырях, используя методы коллективного и индивидуального обучения. [4] Ко времени Ярослава относится окончательной оформление церкви как организации. При нем основывается митрополия в Киеве и при ней соборная церковь святой Софии, которая должна была стать центром новой церковной организации. Как учреждение церковь сложилась именно при нём. Не случайно и то, что при Ярославе был созван первый церковный собор в Киеве и сделана попытка избрания собственного митрополита из числа русского духовенства. Не случайно и то, что именно при Ярославе русская церковь получила своих первых святых в лице братьев самого князя, Бориса и Глеба. Православная Церковь признает почетное первенство Патриарха (епископ) Константинополя (Стамбул), которого также называют Вселенский Патриарх. Церковь и история государства очень сильно переплелись. Это можно подтвердить на ряде фактов. Так, например, можно говорить о том, что государь управляет действиями и решениями своих поданных, а церковь их мыслями и стремлениями. [5] В наше время церковь начинает свою «вторую» жизнь, восстанавливаются разрушенные храмы—обители духовной жизни на земле. ( см. приложение IV рис.1-2 ) Церковь восстанавливает свои позиции в сердцах людей, потерянных во время её гонения. Лично для меня в истории церкви поразило то, что она смогла сохранить свою изначальность. История Русской православной церкви — это ещё одно проявление стойкости духа, веры и патриотизма русского народа.

1.2. Особенности организации службы Православной церкви.

Православие, буквально правильно славить Бога. Православный культ включает в себя таинства, обряды, молитвы, богослужение, поклонение иконе, кресту, мощам святых и др. ( см. приложение V рис.1-3 ) Православное богослужение отличается своей прекрасной музыкой. Важнейшие из обрядов – таинства, согласно христианской традиции они были установлены самим Иисусом Христом и способствуют нисхождению на верующих «божественной благодати». В христианстве их семь. [3] В результате таинства крещения человек (чаще всего младенец) не только избавляется от первородного греха, но и становится правоверным христианином. У православных христиан сразу после крещения совершается миропомазание, которое осуществляется путём смазывания отдельных частей тела особым ароматическим маслом в знак освящения его чувств и поступков. Во время этого таинства на человека нисходит благодать Духа Святого. Таинство покаяния (исповеди) предваряется трёхдневным постом и заключается в исповедании грехов перед священнослужителем, искренним раскаянием. Таинство причащения (евхаристии) проводится на главной службе Православной церкви – литургии. Верующий приобщается к богу путём поедания воображаемых «тела и крови Христа» в виде хлеба (квасная просфора) и вина. Во время проведения таинства брака (венчания) на будущих супругов нисходит «божья благодать», которая обеспечивает их союз. ( см. приложение VI рис.1 ) Таинство священства осуществляется при посвящении человека в духовный сан. Елеосвящение (соборование), как правило, проводится над тяжелобольным человеком и в ходе него священнослужитель прощает грехи и наделяет необходимой святостью для потусторонней жизни. Литургия (главная служба) проводится по восточному образцу на национальных языках, в России на церковно-славянском. Во время богослужения верующие совершают ряд обрядов – крестное знамение, поясные и земные поклоны, чтение и пение молитв, возжжение свечей, поклонение кресту. [7] Важное место в православии занимает культ святых – посмертное почитание лиц, наделённых сверхъестественными свойствами. Святые это люди, которые вели благочестивую жизнь, совершали подвиги во славу Бога, обладали даром исцеления. Причисление к лику святых происходит через канонизацию. Русская Православная Церковь чтит около 450 святых. На их примере (через жития святых) христиане учатся терпению, подвижничеству и другим христианским добродетелям. В христианстве принято поклонение святым мощам. ( см. приложение VII рис.1-2 ) В православии существует культ икон – изображения Иисуса Христа, Богородицы, апостолов. В православном храме обязательна алтарная перегородка из икон – иконостас. [8] Существуют определенные правила постановки свечей в храме. Зажигать свечу следует от другой свечи или от лампады, после этого поставить ее на свободный подсвечник, предварительно опалив нижнюю часть свечи, это расплавит воск и укрепит ее на поставленном месте. Если свободных подсвечников нет, можно просто положить свечу рядом. Можете выразить молитву своими словами, главное, чтобы она была искренняя. Ежедневное богослужение в русской православной церкви состоит из следующих частей: полуношница, утреня, чтение часов, литургия (обедня), вечерня и повечерие. ( см. приложениеVIII рис.1-2 ) [10] Можно без преувеличения сказать, что мы часто крестимся. Мы осеняем себя крестным знамением при упоминании Святой Троицы, когда прикладываемся к кресту или к иконе и еще много раз в течение Божественной литургии. Войдя в храм, некоторые верующие могут подойти к иконе и сотворить «метания» – перекреститься, коснуться правой рукой пола, и, проделав так дважды, поцеловать икону, а затем еще раз повторить «метание». Мы крестимся правой рукой справа налево, в отличие от католиков и протестантов – англикан Высокой церкви. Три пальца, сложенных вместе, символизируют Троицу, два пальца, опущенных к ладони – две природы Христа, а также Его сошествие на землю. [9] Как правило, мы не молимся на коленях. Иногда мы падаем ниц. Но не так как падают ниц католики, распластавшись по полу. Некоторые верующие преклоняют колена, другие стоят со склоненной головой, сидящие могут наклониться вперед и сидеть согнувшись. [6] Когда мы заходим в церковь, мы целуем иконы (у Иисуса принято целовать стопы, а у святых десницу). Вскоре вы обращаете внимание, что некоторые целуют Святую Чашу, некоторые – край риз священника, когда он приходит мимо, причетники целуют его руку, когда подают ему кадило, в конце службы мы все становимся в очередь, чтобы поцеловать крест. Когда мы говорим, что «приложились» к чему-либо – это означает, что мы осенили себя крестным знамением и поцеловали этот предмет. [7]

2.Особенности Английской Англиканской церкви.

2.1.Организация Англиканской церкви.

Англиканство – это одно из основных направлений в протестантизме. Зародилось англиканство в Англии во время Реформации, в частности, в результате разрыва местной католической церкви с Римом. Английская Англиканская Церковь в настоящее время является одной из государственных церквей Великобритании. ( см. приложение IX рис.1-2 )В состав Англиканского содружества в настоящее время входят 25 автономных церквей и 6 церковных организаций. Англиканство сочетает католический догмат о спасающей силе церкви с протестантским учением о спасении личной верой. Характерной чертой Англиканской Церкви является ее епископальное устройство. В области догматики и обрядности примечательно разделение на два течения – «высокое», тяготеющее к католицизму, и «низкое», протестантское. Эти особенности позволяют Англиканской Церкви вступать в контакты, как с католической церковью, так и с протестантскими течениями. [11] Англиканство появилось в Англии во время Реформации. Начало Реформации в Англии связано с именем короля Генриха VIII (1509-1547) из династии Тюдоров. В молодые годы Генрих VIII был искренним, горячим приверженцем папизма. Король Генрих VIII принимал учение Рима, но в своих поступках руководствовался еще и личными мотивами. Генрих VIII пожелал расторгнуть законный брак, чтобы жениться на фрейлине королевы - Анне Болейн. Папа Климент VII не согласился. Дело в том, что у Климента VII были обязательства перед испанской короной. Но король Англии был человеком очень решительным и для достижения своих целей посчитал возможным пренебречь мнением Папы и обратиться с той же просьбой к английским католическим епископам. Первенствующий епископ (Примас) Англии - Томас Кранмер разрешил Генриху VIII развод и венчал его с Анной Болейн. Это произошло в 1532 году. В этот же год Синод епископов Англии постановил признать английскую церковь независимой от Папы. В 1534 году английский парламент объявил короля Генриха VIII верховным главой английской церкви, хотя в само вероучение тогда не было внесено никаких изменений. В результате по специальному акту произошло подчинение церкви королю, который разорвал отношения с Ватиканом и встал во главе церкви. В 1553 году были опубликованы так называемые 42 члена вероучения, составленные тем же Томасом Кранмером. В этих вероучениях содержится учение о Церкви и о спасении в духе протестантизма. В годы правления Елизаветы англиканство процветало. Был выработан богословский компромисс между католически и протестантски - ориентированными течениями в англиканской церкви. В 1571 году Парламент принял решение о сокращении 42 членов до 39. С 1571 года прекратилось уничтожение икон и скульптур в храмах. [12] Современной Англиканской Церкви принадлежат крупные землевладения, капитал, недвижимость, которыми распоряжается правительственная комиссия. Первоначально главой Англиканской Церкви являлся монарх. В настоящее время главой англиканской церкви в Англии является парламент. Поэтому все изменения вероучения, богослужения должны быть в обязательном порядке одобрены парламентом. Структурно Англиканская Церковь состоит из двух провинций, во главе которых стоят 2 архиепископа: епископ Кентерберийский, примас Англии - для Южной провинции и епископ Йоркский - для Северной. В состав двух провинций входят 44 епархии: 43 расположены в Англии, небольшой части Уэльса и на островах и состоят из 13 250 приходов, одна епархия на континенте включает в себя 260 общин, находящихся в различных странах мира. Всего в мире сейчас около 90 миллионов англикан. Основные регионы распространения англиканства - страны, которые некогда были колониями Англии, в частности, Северная Америка, Австралия, Новая Зеландия, Африка. Англиканская Церковь в России ведет свое начало с XVI века. Так, в 1827 году в Москве была построена англиканская часовня, а в 1884 году на ее месте был возведен собор Святого Андрея, существующий поныне. Официально Англиканская Церковь в России зарегистрирована Минюстом РФ в 1992 году. Священник московской общины обслуживает небольшие общины верующих англикан в Баку, Тбилиси, Ереване. Англиканская Церковь в России входит в англиканскую епархию Гибралтар в Европе. Англикане, находящиеся в разных странах мира, могут изменять строй по своему усмотрению, не советуясь со светской властью. Высшим органом для всех англикан являются Ламбетские конференции. На конференцию, проходящую один раз в пять лет, в Ламбетском дворце (дворец епископа Лондонского), съезжаются из разных мест англиканские епископы. Основные направления внутри англиканской церкви определились в конце XVII века. [11] Первое направление – это Высокая церковь. Высокая Церковь была сформирована представителями англиканской церковной иерархии, отстаивавшими следующие особенности: государственный характер, абсолютная супрематия короны, епископальная структура, непосредственную преемственность от средневековой Церкви. Высокая Церковь по обрядовой части очень близка к католической. Для нее характерно богатое украшение храмов: пышные облачения, величественные алтари, свечи, благовония, цветы. Особенно подчеркивается епископализм, литургия. Второе направление – Низкая Церковь. В противоположность Высокой Церкви, в начале XVIII века появился термин «Низкая Церковь» для обозначения течения, идейно близкого радикальному протестантизму. Главный акцент делается на проповеди, литургия проходит менее пышно. Низкая церковь тяготеет к классическому протестантизму. Третье направление - Широкая церковь. Целью данного направления было стремление к примирению внутри англиканской церкви, и с другими протестантами, выступали за диалог с нонконформистами. Данное направление отличает широта взглядов, отсутствие догматизма, индифферентное отношение ко многим церковным вопросам. В настоящее время Англиканская Церковь – это сообщество поместных (национальных) Церквей, признающих своим духовным лидером Архиепископа Кентерберийского. [10]

2.2. Особенности организации службы Англиканской церкви.

Англикане не молятся святым как ходатаям пред Богом, но для них характерно почитание памяти святых, обращение к их жизни, подвигу. ( см. приложение X рис.1-3 ) Во время англиканского богослужения употребляется инструментальная музыка: орган, иногда даже оркестр. ( см. приложение XI рис.1 ) В богослужебной практике англикан удержались брак, священство, конфирмация, соборование, но вместо понятия «таинство» употребляют термины - «священный обряд», «священнодействие»; иногда их называют «малыми таинствами». Главный Важнейший документ Англиканской Церкви - Книга общих молитвословий, принятая парламентом в 1549 году; последняя редакция в 1662 году. Из семи церковных Таинств признаются только три - Крещение, Евхаристия и Священство. Согласно «Книге общих молитв» литургия должна совершаться только, если о своём намерении причащаться заявят не менее трёх прихожан (не считая священника). В кафедральных соборах и университетских церквах, в которых служит более одного священника, все клирики обязаны причащаться, как минимум, каждое воскресенье. Таким образом, «Книга общих молитв» отказывается не только от католической практики частных месс, но даже от ежедневного совершения общественных месс. Литургия должна совершаться только при наличии необходимого числа причастников. Священник имеет право отказать прихожанину в участии в евхаристии, если знает о его нераскаянной грешной жизни. Книга общих молитв не содержит упоминания об алтаре, литургия совершается на «святом столе». Обычная англиканская воскресная служба — это литургия (евхаристия, святое причащение). Она совершается на понятном для прихожан языке: в течение нынешнего столетия в Англии появилось несколько обновленных версий евхаристической литургии, так что большинство общин к настоящему времени уже привыкли участвовать в богослужении, языком которого является современный английский. В качестве одного из важнейших элементов богослужения рассматривается проповедь. Почти все крещеные, посещающие евхаристическое богослужение, причащаются за каждой литургией. Причащение преподается раздельно под двумя видами — хлеба и вина, причем причащающиеся принимают его или преклонив колени перед барьером, отделяющим алтарь, или стоя на своем месте. Во время службы читается «Отче наш», затем Неизменная коллекта – очищение мыслей, сердец наитием Святого Духа, чтобы достойно величать святое имя, через Христа. После коллекты священник напоминает народу десять заповедей, коленопреклоненные молящиеся отвечают после каждой заповеди: «Господи, помилуй нас и склони наши сердца к исполнению этого закона». Затем по порядку прихожане слушают коллекту о монархе и переменную коллекту дня; чтение Апостола и Евангелия; объявления, оглашения о предстоящих бракосочетаниях, королевские указы и проч. Затем подходит время проповеди. [6] Во время оффертория священник читает избранные стихи из Писания, затем помещает на святой стол хлеб и вливает вино в потир; в это время происходит сбор пожертвований. Священник читает молитву о «Церкви Христовой, земной и воинствующей». Священник встаёт и читает над коленопреклоненными причастниками молитву отпущения грехов. Анафора - диалог священника и народа. Священник, обратившись к святому столу, читает префацию, во время которой народ читает или поёт. Молитва о достойном принятии Тела и Крови Христовых — читается коленопреклоненным священником. Священник преломляет хлеб и возносит потир, читая молитву освящения. После того Тело Христово преподаётся прихожанам. Оставшиеся Дары полагаются на святой стол и покрываются полотном, после литургии их потребляет священник. После причащения благодарственная молитва. Затем следует Заключительное благословение. [12] Традиционно англикане принимают крещение в младенческом возрасте, а конфирмацию много позже — в возрасте 10-15 лет — и только после этого допускаются к причастию. Теперь этот обычай изменился, так что во многих приходах детей причащают до совершения конфирмации. В Церкви также поощряется практика изучения Библии, и многие приходы устраивают для этого регулярные групповые занятия, особенно в предпасхальный и предрождественский периоды. [6]

3.Сходства и различия Русской Православной церкви и Английской Англиканской церкви.

Начатый Третьим Всеправославным Совещанием на острове Родос (1964г), богословский диалог между Православной Церковью и Англиканским вероисповеданием не является первой попыткой взаимного обсуждения богословских вопросов, разделяющих Православие и Англиканство. Наоборот, этот диалог является продолжением многочисленных переговоров на разных уровнях между православными и англиканцами, начиная с XVII века, до наших дней. Сразу же возникает серьёзное затруднение из-за отсутствия в англиканстве единого богословского вероучения и, что ещё важнее, авторитетного органа, способного формулировать англиканское вероучение. Нужно также заметить, что до сих пор православные не только не вели богословских переговоров с англиканством, но и в самом англиканстве имели дело преимущественно с направлениями, считавшимися наиболее близкими к Православию. Вместе с тем существовало убеждение, что англиканская церковь будет всё более преодолевать свои протестантские тенденции и всё больше приближаться к кафолическому единству, а потому переговоры с англо-кафоликами оправданы и у этих переговоров будет будущее. Мировоззрение англиканцев может быть охарактеризовано, как «христианский атеизм». В самом деле, они отрицают бытие личного Бога, Творца мира и Промыслителя, отличного от мира, равно как и существование духовного мира вообще и будущей жизни в частности. Бог для них только «сердцевина бытия», его глубина, не отличная от мира, хотя и личная в каком-то смысле. Молитва для них не есть обращение к живому Богу, но «открытость к глубине бытия», так что они даже ставят вопрос о прекращении обычных богослужений, дабы отучить верующих от «устарелых» представлений о Боге. На ряду с этим фактическим отрицанием Бога у англиканцев чувствуется любовное и даже благоговейное отношение к Личности Иисуса Христа, вследствие чего их «прогрессивные» взгляды, можно назвать «христианским атеизмом». Для англиканцев, Иисус есть простой человек, его рождение от Девы Марии отрицают. При этом человек-Иисус, есть высшее и единственное в истории проявление Божественного начала мироздания, его «сердцевины», а этом смысле он единосущен Отцу. Хотя, вот парадокс, для Отца в подлинном смысле этого слова в мировоззрении англиканцев места нет. Для них Иисус единственный Освободитель, не от смерти однако, ибо будущей жизни нет, а освободитель от страха смерти и вообще от некой тревоги, которая мучает человека. Отсутствие в Англиканской Церкви общеобязательных догматических текстов, подобных по авторитетности постановлениям наших Вселенских Соборов, принуждает православных пользоваться в диалоге с англиканами такими текстами, которые являются в англиканском вероисповедании относительно наиболее авторитетными, общепринятыми и общеобязательными. Сборником таких текстов является прежде всего Книга Общей Молитвы. После Св. Писания, Члены Религии признают обязательным всецело принимать и верить трём символам веры. А именно: никейскому, афанасиеву и апостольскому, ибо они могут быть доказанными самыми верными ручателями Св.Писания. Можно сказать, что в англиканстве нет веры в непогрешимость Церкви и нет учения о церковном органе (Вселенском Соборе). Различия англиканской и православной просто очевидны. Интересно, что в чл. XXV Членов Религии мы находим следующее учение о таинствах: «Существуют два таинства, установленные Христом, Господом нашим, в Евангелии, а именно Крещение и Вечеря Господня». Упоминается о «пяти обычно называемых таинствах, а именно: конфирмации, покаянии, рукоположении, о браке и о помазании». Англиканские богословы, на своих встречах с православными, обычно толкуют как утверждение, что Крещение и Вечеря Господня являются самым важными из таинств, как установленные самим Христом, а не отрицание других таинств. К этому добавляют, что седьмиричное число таинств не встречается в древней христианской письменности и что оно было впервые провозглашено в XII веке на Западе, откуда позднее проникло на Восток, а следовательно, между англиканским и православном учении о таинствах нет существенной разницы. С таким толкованием трудно согласиться. Ведь седьмиричное число таинств было сформулировано поздно, но фактически семь таинств существовали с древности. Отметим прежде всего, что в молитвах, как у православных, не говорится: «сие самое есть пречистое Тело Твое и сие самая есть честная Кровь Твоя». А как бы непонятно и отвлечённо «Тело...Христа, которое было дано за тебя, сохраняет твоё тело» или «Кровь...Христа, пролитая за тебя...». Далее ещё характернее : «Приими и ешь это (this)» или «пей это (this)», а не «ешь его» или «пей её». Ведь если быть дотошно точным в словах, то у составителей молитвы по-английски было бы в обоих случаях «it», конечно, если бы они истинно хотели указать на причастие самого Тела и Крови Христовых. Всё это очень далеко от православной литургии с её словами «Причащается раб Божий честнаго и святаго Тела и Крови Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Православный христианин верит, всем своим существом, что в этот момент он приобщается не к неопределённому или даже двусмысленному «это», а к самому Телу и Крови Господней. [3] У англикан принято причащаться на коленях: «Предписание коленопреклонения совсем не имеет в виду, что какое либо поклонение должно быть оказываемо сакраментальному Хлебу и Вину, принимаемые телесно, или какому бы то ни было телесному присутствию естественной Плоти и крови Христовой. В англиканской церкви отсутствует понимание литургии как евхаристической жертвы, приносимой священником, как нет в ней и веры и приложение Св. Даров в Тело и Кровь Христову, тем самым и рукополагаемые англиканские «священники» (лица) не могут считаться священниками в православном смысле слова. [5] Некоторые англиканские обычаи средневекового происхождения не существенные для полноты таинства рукоположения подобно в православии не существуют (напр. как вручение рукополагаемому дискоса и чаши (В православном священническом рукоположении имеется нечто аналогичное вручению дискоса и чаши, чем указывается на его назначение, быть хранителем и служителем Св. Евхаристии). Англикане заменили обычай вручением рукополагаемому Библии, что говорит об их уверенности, что предназначение священника является не служение Св. Евхаристии. Сознательное исключение из чина рукоположения всяческого упоминания священником Св.Евхаристии и переноса акцента на проповедь им Слова Божия лишает англиканское священство основных свойств и существенно рознит их с священством православным. [12] Мне хотелось бы ещё кратко, остановиться на вопросах, которые стоят препятствием на пути к воссоединению англикан и православных. Они неизбежно станут темами богословского диалога между ними. Прежде всего это вопрос о почитании Божией Матери. Согласно Никейским символам англикане должны верить в воплощение Христа от Духа Святого и Девы Марии. Но о Божией Матери ничего не говорится. В Книге Общей Молитвы, в каноне Службе Причащения в день Рождества Христова лишь воспоминается, что Сын Божий стал человеком «от сущности Девы Марии».

Это создаёт молитвенную, духовную и даже догматическую атмосферу настолько отличную от православной, что трудно себе представить, чтобы англиканство могло соединиться с православием в единую духовную сущность, без условия, чтобы в нём не возродилось молитвенное почитание и обращение к Божией Матери. Тоже самое, можно отнести у англикан и к почитанию Святых. Нельзя категорически утверждать, что в Англиканстве отвергается их почитание. В их церковном календаре отмечается память Святых, но очень немногих. Церкви называются (посвящаются) их именами. Но отсутствует призывание Святых! [3] Англикане отвергают также почитание св. Икон. На практике, в Англиканской Церкви можно встретить почитание статуй, а на практике полное отвержение всяческих изображений в храмах. Мы, православные, напротив настаиваем на богословском обосновании иконопочитания, ибо изображение Христа на иконе есть исповедание веры и подлинность Боговоплощения и вочеловечения и тем самым изобразимость Его по человечеству. [11]

Заключение.

Для Православных исследователей осталась непонятной до сих пор управленческая структура Англиканской Церкви. В частности, официальной главой Церкви Англии является светское правительство, однако церковные реформы зачастую осуществляются епископами на Ламбетских конференциях. Представители светской власти практически не принимают участия в решении какого-либо вопроса. Поэтому статус церковных постановлений является неопределенным, и, как правило, исполняются лишь частью пестрого англиканского церковного сообщества. Что касательно Православной церкви, лично меня в истории церкви поразило то, что она смогла сохранить свою изначальность. Иногда поражает самопожертвования церковных пророков для распространения идей. Лучшие люди русской церкви стояли на страже христианской морали. Они публично выступали против произвола «сильных мира сего», смело осуждали их злодеяния. История Русской православной церкви — это ещё одно проявление стойкости духа, веры и патриотизма русского народа.Исходя из вышесказанного, хочется сделать вывод, что уважительное отношение к религиозной вере и традиционным позициям каждого народа характерно как для РПЦ, так и для Англиканской церкви. Это является показателем высшего уровня культуры. Пренебрежительное отношение к традиционным обычаям не относится к образованности. ( см. приложение XI рис.2 )В странах, где некоторые религиозные позиции превратились в характерные правила, грубое игнорирование или нарушение этих правил может привести к судебному делу.

Список использованной литературы:

1. Ключевский В.О., ''2 Курс Русской истории", часть 1, "Москва", 1937г.

2. Я.Н. Щапов, "Церковь в древней Руси" (до конца XIX в.), "Политиздат",1989 г.

3. Религии мира. Издательство “Просвещение” 1994г.

4. Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995

5. Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998

6. Энциклопедия для детей (религии мира.). Издат. “Аванта+” 1996г.

7. Л. Н. Волынский Страницы каменной летописи. М., 1967.

8. Н. М. Каразин "Предания Веков", "Правда", 1988г.

9. Л. Н. Волынский Страницы каменной летописи. М., 1967.

10.Артур К., епископ. Церковь в Англии. - Лондон, 1921.11.Булгаков А.И. К вопросу об англиканской иерархии // ТКДА. - 1898.12. Иванов А. Из истории взаимоотношений Англиканской и Православной Церквей,1954.

Приложение

Приложение I

Рис.1-2- В текущем тысячелетии среди всех народов мира распространяется интерес к религии. Эта ситуация особенно замечается в нашей стране. Всё это - положительные явления возвращения к многовековым традициям. Знание особенностей всех религий, учит с осторожностью смотреть, относиться к религиозному положению. Изучение религий должно способствовать установлению взаимопонимания, служить гармонизации межличностных и межкультурных отношений.

Приложение II ПриложениеII

Рис.1 -4 - Земля Русская переживала тяжелые годы, но всегда рядом с людьми был духовный наставник, который направлял его на путь истинный.

Приложение III

Рис.1- 2- Высшие церковные власти - епископы и митрополиты - могли быть выбраны только из среды монахов.

Приложение IV

Рис.1-2 - Не найдя в этой жизни своего места, к церковной жизни все больше обращается людей, в том числе и молодежь.

Приложение V

Рис.1-3 - Православный культ включает в себя таинства, обряды, молитвы, богослужение, поклонение иконе, кресту, мощам святых.

Приложение VI

Рис.1 - Таинство брака (венчания) - на будущих супругов нисходит «божья благодать», которая обеспечивает их союз.

Приложение VII

Рис.1-2- Важное место в православии занимает культ святых – посмертное почитание лиц, наделённых сверхъестественными свойствами. В христианстве принято поклонение святым мощам. Существует культ икон.

Приложение VIII

Рис.1-2 - Ежедневное богослужение в русской православной церкви состоит из следующих частей: полуношница, утреня, чтение часов, литургия (обедня), вечерня и повечерие.

Приложение IX

Рис.1-2 - Английская Англиканская Церковь в настоящее время является одной из государственных церквей Великобритании.

Приложение X

Рис.1-3- Англикане не молятся святым пред Богом, но для них характерно почитание памяти святых, обращение к их жизни.

Приложение XI

Рис.1- Во время англиканского богослужения употребляется инструментальная музыка: орган, иногда даже оркестр.

Рис.2 - Уважительное отношение к религиозной вере и традиционным позициям каждого народа – показатель высшего уровня культуры. Пренебрежительное отношение к традиционным обычаям не относится к образованности.

Просмотров работы: 3121