ПРОБЛЕМА ЖЕСТОКОСТИ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПРОБЛЕМА ЖЕСТОКОСТИ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Петренко  С.А. 1
1МБОУ СОШ №1 МО Староминский район Краснодарского края РФ
Штомпель  Г.Г. 1
1МБОУ СОШ №1 МО Староминский район Краснодарского края РФ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

   «Если человека учат добру- учат  

        умело, умно, настойчиво,  

        требовательно, в результате

        будет добро. Учат злу (очень

        редко, но бывает и так), в

        результате будет зло».

        В.А. Сухомлинский.

(см. приложение I рис.2)

 

Введение.

Тема травли в детском коллективе довольно непростая. С одной стороны, принято считать, что дети — цветы жизни, с другой — иные представители подрастающего поколения в своей жестокости во многом превосходят любого взрослого. Если в те времена детская жестокость считалась постыдной, то теперь она превратился в одну из насущных нужд детских коллективов, начиная уже с младших классов. По всем телеканалам уже не раз поднималась эта тема: дети равнодушно снимают процесс избиения кого-либо и затем с гордостью выкладывать видеоролик в интернет.  Около 8% преступлений в стране – то есть до 155 тыс. преступлений в год – совершается детьми и подростками. По оценке экспертов, большинство современных детей от 8 до 17 лет согласились бы быть истязателями. 6% школьников готовы на убийство, если оно будет оплачено. И так далее. В чем же истоки детской агрессии? И можно ли ее как-то усмирить, а еще лучше — предотвратить?

Актуальность - работа над данной темой позволила мне понять: откуда появилась детская агрессия и почему зародилась травля в детских коллективах, как можно решить данную проблему.

Цель –выяснить причины и предпосылки буллинга, найти способы борьбы с ним.

Предмет исследования –  жизнь семей, школьные коллективы, компании друзей.

Гипотеза – я надеюсь, что моя работа поможет многим людям узнать причины детского насилия и, исходя из прочитанного материала, предотвратить его.

Основные задачи исследования:

  1. Собрать документальный материал и воспоминания родителей и детей о взаимоотношениях в коллективах, в которых им удалось побывать.
  2. Провести анализ материалов и обобщить полученные данные.

Методология исследования:

  1. Опиралась в своей работе на личностно-ориентированный научный подход.
  2. Использовала гуманистические принципы.

Методы исследования:

   1.Эмпирические: наблюдение, изучение продуктов деятельности и документацию, различные виды опросов.

  1. Метод качественного (конкретных фактов) анализа.

            План исследования:

1.Изучение теоретического материала.

2.Работа с живыми носителями информации.

3.Обобщающий этап, связанный с оформлением самой работы.

  Для написания своей работы я использовала результаты общения с живыми носителями информации, статьи СМИ.

 

  1. Причины появления жестокости у детей.

Проблема детской жестокости существовала всегда. Однако в ХХ в. по данным  статистики волна детского насилия захлестнула благополучные страны Европы и Америку. В школах Великобритании зафиксирована настоящая эпидемия буллинга - систематического физического насилия, словесных оскорблений и запугивания детей со стороны одноклассников. В Америке с 1960-х гг. подростковая преступность возросла в 5 раз. Сама по себе жестокость, в энциклопедическом понимании, — это морально-психологическая черта характера, проявляемая в издевательском, оскорбительном, уничижительном отношении к животным и людям. Цель жестокости — причинение психологической (душевной) и физической боли, и, иногда, получение удовольствия от наблюдения за страданиями жертвы. Жестокость пересекается с такими понятиями как садизм и социопатия, однако, если ребенок или подросток жесток или агрессивен по отношению к другим, как правило, более слабым живым существам, это совсем необязательно, что он садист, социопат или психически больной… (по крайней мере, пока…). Ребенок не рождается жестоким — эта черта личности приобретается от воздействия внешней среды. Человек — это тоже животное, он может быть хищником и агрессивным в определенных ситуациях, но не одно хищное животное не издевается, не пытает и не унижает свою жертву, при этом получая удовольствие. Хищник терзает жертву не из удовольствия, а из-за того, что ему нужно есть, чтобы выжить.

С чего начинается детская агрессия? Обычно особенности эти формируются в силу каких-то неудачных обстоятельств: агрессия со стороны родителей, их недостижимые требования и издевки, или же гиперопека. Жестокость является той формой поведения, через которую ребенок реализует свой страх, стресс или преодолевает препятствие. Тогда как обычный ребенок сможет попросить, поменяться, подождать, возмутиться и при этом имеет хотя бы минимальный тормоз на причинение боли другому. К слову, эта градация агрессивного поведения — фрагментарная и устойчивая — справедлива для любого возраста. А вот причины, порождающие подобное поведение, в разном возрасте разные. В возрасте 11-12 лет у детей появляется потребность принадлежать к коллективу, быть частью чего-то большего. В одном случае дети могут объединяться по интересам – например, образуется кружок юных археологов или физиков. Буллинг – частое занятие в детских лагерях, где дети собираются вместе просто так, без каких-либо общих интересов. Промаявшись от скуки день-другой, наконец, они понимают: можно объединиться при помощи «дружбы» против одного из членов группы.

Как только группа выбрала для себя мишень, процесс приобретает устойчивую динамику. Дети, один раз насладившись вкусом насилия над другим, уже не могут остановиться. И если над группой нет никакого надзора со стороны взрослых, процесс может зайти очень далеко. Реакция на притеснение, как правило – тоже агрессия. Взрослые горазды давать советы «жертве» – «дай сдачи», «ответь на обиду». Однако это помогает только на некоторое время – нередко ребенок в ответ на удар может быть покалечен группой. Но, а что же сами инициаторы происшествия? Участники буллинга чувствуют особое веселье, довольство собой. Появляется ощущение комфорта, удали, «избранности». Однако нужно учитывать, что по-настоящему адекватная самооценка формируется в старшем возрасте. Поэтому участниками травли нередко становятся те, кто внутри себя трепещет при мысли об обнаружении собственных недостатков. Они всеми силами стараются перенаправить внимание агрессоров в другую сторону. Барнаульский психолог Неверова Галина  выделяет две основные формы проявления жестокости детей: словесная и физическая. Причина агрессивных высказываний ребёнка, опять же, кроется в поведении взрослых. Вероятно, кто-то из членов семьи регулярно «снимает напряжение» таким способом. У сына или дочери закрепляется представление: если взрослый, бесстрашный человек решает проблемы таким способом – это хорошо и правильно. И действует аналогично. Иногда дети ругаются, чтобы позлить взрослых.

В подобных ситуациях бранные слова становятся орудием мести. Ни в коем случае не стоит наказывать, запрещать произносить ругательства. Такие «меры» вызовут обратный эффект. Лучшее, что можно сделать, – объяснить, что для всякого слова есть своё место и время. Ругательство допустимо лишь в крайнем случае, когда от отчаяния не хватает слов. Следите за собственной речью! Если всё-таки случилось, что ребёнок «поймал» вас на «нехорошем» слове, не постесняйтесь извиниться перед ним. Это поможет ему поверить вам, сблизит вас.

    Физическая агрессия в отношении окружающих имеет несколько причин: а) желание самоутвердиться; б) стремление защититься; в) от безысходности; г) от несдержанности. Если в первых трёх случаях проявление жестокости происходит от неуверенности в себе ребёнка, возможно, его повышенной тревожности и предполагает помощь специалиста, то в последнем – всё от скверного воспитания. Важно воспитывать детей с мыслью: чтобы быть успешным в жизни, нужно учиться договариваться, уступать, контролировать эмоции.

То и дело сталкиваешься с шокирующими фактами истязания животных детьми. Откуда это?

– Когда дети совсем маленькие, природа «садизма» над животными – любопытство и элементарное непонимание. В таких случаях можно серьёзно поговорить с малышом, растолковать ему, что чувствует животное, как ему больно. Жестокость школьников уже не списать на любопытство и непонимание. Это свидетельство агрессивности.

Причиной жестокости, скорее всего, являются домашние конфликты, личная неудовлетворённость. К примеру, если ребёнка наказывают физически, он, не имея возможности ответить, вымещает злобу на животных. В подростковом возрасте под оглупляющим влиянием компании школьники часто участвуют в издевательствах над животными. Им кажется, что это «круто», что такие действия поднимают их авторитет в глазах сверстников. Взрослые должны вовремя заметить это, ведь такая бравада может позже развиться в преступную деятельность.

  1. Влияние семьи на воспитание ребенка.

   Основная причина детской и подростковой жестокости берет свое начало в семейных, детско-родительских отношениях. Именно процесс воспитания (родительского программирования) является основополагающим, базовым в появлении и поведенческом проявлении жестокого поведения.

Воздействие улицы, телевидения, фильмов, компьютерных игр — значимо в появлении жестокости у детей и подростков, но второстепенно. Авторитарное воспитание, диктаторское поведение по отношению к чаду, постоянные ограничения, наказания, часто физические — например, порка ремнем - все это подавляет личность маленького человечка, заставляет его ощущать себя слабым, беззащитным, вызывает желание поднять самооценку, причиняя страдания более слабому существу.

    Кроха, воспитанный в авторитарной семье, берет пример с родителей. Чтобы тебя слушались, боялись, необходимо унижать, оскорблять, причинять боль. Обычно в такой семье учат малыша «зачем спорить, лучше избей, тогда тебя зауважают». Драки, отнимание игрушек в авторитарных семьях считаются умением постоять за себя.

      Гиперопека в семьях зачастую тоже приводит к проявлению детской жестокости. Ребенок, воспитанный в тепличных условиях, не знает, как вести себя с ровесниками. При поступлении в детсад, школу, такие непоседы не умеют находить общий язык со сверстниками, часто плачут, бегают жаловаться взрослым на то, что их обижают. Ведут себя так же, как привыкли вести себя с взрослыми у себя дома. Детский коллектив сразу вытесняет из своего круга слабохарактерных, плаксивых малышей. С ними не дружат, а сразу же начинают издеваться. Нередко издевательства переходят в настоящую травлю, которая наносит огромный вред психике всех участников конфликтной ситуации.
Бывает так, взрослые, занятые личной жизнью, не проявляют достаточно любви, заботы о чаде, не интересуются его проблемами. Вместо воспитания моральных принципов, часто родители откупаются от детей дорогими подарками, нередко выдают крупные суммы денег на карманные расходы. Это тоже может являться предпосылкой детской травли.
Нравственные начала ребенок получает в семье, принимая поведение значимых взрослых за норму. Если в семье присутствует неуважение к старшим, крики, оскорбления или кто-то из родителей дерется, все это откладывается в памяти малыша. Неуважение к собственному чаду, высмеивание его, часто в присутствии посторонних, оскорбления, рукоприкладство — только вызывает ненависть, воспитывает агрессивность. Взрослым необходимо пересмотреть свои методы воспитания подрастающего поколения, чтобы не воспитать из своего чада жертву детской жестокости или насильника. Жестокость, проявленная детьми, берет начало в отношениях внутри семьи. Телевидение, интернет только дополняют недостатки воспитания в семье.

Что могут сделать родители, чтобы предотвратить жестокость ребенка? Психолог – консультант  Васильева Надежда Юрьевна предлагает следующие рекомендации:

-  С самого детства надо приучать к самостоятельности и ответственности за свои поступки, а главное - формировать способность к сочувствию и сопереживанию.

-   Учить здоровым отношениям между детьми, где никто не отвергнут и не унижен.

-   Прививайте ребенку моральные ценности только личным примером, который научит его видеть в каждом человеке доброту.

- В семье должны прекратиться физические наказания. Иначе не удивляйтесь детской жестокости – ведь ее проявления для ребенка в порядке вещей!

-  Аккуратно и корректно контролируйте, с кем ребенок дружит, чем занимается, что смотрит и читает. Ограничивайте время просмотра телевизора и компьютерных игр. Но не прямым приказом или запретом, а предложением других интересных занятий, желательно активных и на свежем воздухе.

-  Четко определите рамки дозволенного. В случае нарушения правил всегда должно следовать наказание, но не давите авторитетом, объясните свое решение.

-     Не закрывайте глаза на жестокость своего ребенка и не оправдывайте его поступки, опасаясь обвинения в собственной несостоятельности и беспомощности. Если проблему игнорировать, то изменения в личности ребенка могут стать необратимыми.

-  Найдите для ребенка занятие по душе, где он сможет дать выход накопившейся энергии и получит возможность самоутвердиться и чего-то достичь.

- Чаще беседуйте с ребенком о его отношении к разным социальным явлениям, другим людям, обсуждайте фильмы и книги. Это заполнит культурный вакуум.

- Научите выражать собственное мнение и способность неагрессивно отстаивать свою точку зрения в общении.

-Научите правильно реагировать на агрессоров (не обращать внимание или превратить происходящее в шутку и др.)

- Любому подростку требуется ваша убежденность: "Ты — сильный!" Уверенный в себе человек не станет доказывать свою значительность жестокостью.

-  Окружите ребенка вниманием и любовью. Дети, которых любят, жестокими бывают редко. Постарайтесь всегда поддерживать доверительные отношения.

Забота о подростке не сводится к тому, чтобы контролировать его оценки, одеть и накормить, а внимание к его проблемам (какими бы незначительными они вам ни казались), раскрытие и развитие его талантов (а ими обладает каждый ребёнок), общение с его друзьями, расширение кругозора. Основная задача родителей - научиться относиться к ребёнку с уважением и пониманием в любой ситуации.

3.Телевидение, Интернет и другие СМИ

Причину возрастания детской жестокости до пугающих размеров именно в 20-21 веках многие специалисты видят в распространении и доступности телевидения и Интернета. Самые популярные и захватывающие фильмы непременно содержат сцены насилия, которые сильно влияют на несформированную детскую психику. Многие компьютерные игры предполагают сражения и убийства с целью выиграть. Видеоролики, показывающие грубость, безответственность и разврат, в Интернете имеются в свободном доступе. Детям стало скучно «просто» подраться – надо непременно снять на телефон и выложить видео в сеть. Что с этим делать? Переключать внимание ребенка на другие, более конструктивные занятия, приводить грамотные аргументы в пользу того, что агрессивность и жестокость – это «не круто».

Среди факторов, провоцирующих жестокое поведение  детей, можно выделить:

- недостаточное  развитие интеллекта и коммуникативных  навыков;

- сниженный  уровень саморегуляции;

- неразвитость игровой деятельности;

- сниженную  самооценку;

- стремление  привлечь к себе внимание сверстников;

- стремление  получить желанный результат;

- стремление  быть главным;

- страх несостоятельности;

- потребность самоутверждения;

- защита  и месть;

- желание ущемить достоинство другого с целью, подчеркнуть свое превосходство;

-  получить  самоудовлетворение от жестокого  обращения. [6]


  1. Школа - основное место детской жестокости.

Большую часть своего времени дети проводят в учебных учреждениях. Именно там они  общаются, учатся, разговаривают, веселятся; и именно там они также могут выпустить свое зло, накопившееся за все время учебы или же взаимоотношений с друзьями, родителями. Основная часть всех проявлений детской агрессии происходит именно здесь, в школе.

~ Восьмиклассницу Олю ровесники не любят: она никогда никому не дает списывать и часто "доводит до сведения" учителей те или иные проделки одноклассников. За один такой донос ей даже устроили темную месть: при входе в класс накинули на голову чей-то пиджак и начали пинать. А уж написать на ее страничку в социальной сети гадость — развлечение для ребят традиционное. В прошлом году мама переводила ее в другую школу, но пришлось вернуться: там травля приняла совсем жестокий характер.

 Такое поведение объясняется тем, что важнейшим авторитетом для подростка становятся уже не родители и учителя, а сверстники.  Раньше системой воспитания в обществе на место лидера ставился педагог (все мальчишки мечтали стать космонавтами, а девчонки педагогами), его авторитет был высок, а мнение – неоспоримо. Поэтому совершенно естественным было для группы идти тем направлением, которое указывал лидер. Совершенно резонным является вопрос, а что же мешает педагогам сегодня воспитывать в детях созидательные ценности? К сожалению это система отношений в нашем обществе. Сейчас педагогу справиться с проявлениями детской жестокости в классе становится все сложнее, ведь на сегодня его мнение не является неоспоримым мнением лидера.

Также, если в начальной школе смеются над отстающими в учебе ребятами, в средней могут травить за хорошую учебу, то есть за соответствие взрослым правилам. И понятие справедливости тут формируется в соответствии с шаблонами массовой культуры, где герои, как правило, слегка асоциальны, но при этом придерживаются какой-то общечеловеческой морали (например, "своих не сдаем!"). На похожих принципах построены боевики про благородных разбойников. И если лидером класса подобные образцы приняты, они распространяются на всех.

Желание быть сильным в подростковом возрасте — одно из самых главных. Но дальше все зависит от того, на что сила направлена. Если на то, чтобы защищать идеалы и слабых— это прорыв во взрослость. Если сила ради силы — это лень, деградация и, как следствие, жестокость.
Травля — это признак незрелости одноклассников, их попытка приблизиться к главному, ведь подростки всегда примыкают к сильному, который, как правило, пытается соответствовать каким-то образцам, шаблонам массовой культуры. Любому подростку требуется убежденность: "Ты — сильный!" Причем как жертве, так и, как ни странно, агрессору. Уверенный в себе человек не станет доказывать свою значительность кулаками.

Устами детей:
"Почему дети жестоки?" — этот вопрос социологи задали школьникам. В анкетировании приняли участие 569 подростков. Возраст опрашиваемых — от 13 до 18 лет. Выяснилось, что: 56 % ребят считают: жестокость их ровесников порождают низкий достаток в семье, недостаток контроля и внимания со стороны родителей, употребление алкоголя. 
Вследствие этих причин, по мнению ребят, дети самоутверждаются и привлекают к себе внимание через унижение и избиение своих товарищей, завоевывают лидерство, издеваясь над существующими в каждом детском коллективе изгоями.

76 % детей признают существование рэкета со стороны ровесников. 
Как защитить себя от издевательств?  45 % — только обратившись за помощью к взрослым; 40 % — с помощью драки или оружия; 4 % — откровенно поговорив с обидчиком; 11 % — считают, что защититься невозможно, кроме как уехать из города. 

  На уроках историка Ивана Дмитриевича стоит постоянный шум. Дети отказываются слушать милого учителя. Тем более что к середине урока он обычно начинает смешно злиться и кричать обвинения вперемешку со слюнями. Вчера вот вырвал из рук Иванова с первой парты листок с изображением какого-то чудовища: "Чем ты занимаешься? Что это?!" — "Вы, Иван Дмитриевич!" Дети хохочут, учитель трясущимися руками ищет в кармане нитроглицерин...

Травля в старших классах — это групповой феномен. Ее причины в бездействии и беспомощности старших. В данном случае — педагогов. Группа ищет, чем заняться вместе. И если ничего другого не предлагается, подростки объединяются в травле. Тут жестокость тонкая, и часто направлена на учителей. Вспомним хотя бы шокирующую историю про то, как дети избили пожилую учительницу физкультуры, да еще сняли все это на камеру... С одной стороны, там налицо дикая халатность руководства школы: дети не были заняты ничем вообще. И образовательным процессом в том числе. С другой — нашелся один отвязный подросток, возможно, с определенной патологией, временный лидер. Очень сильно заводило детей и наличие видеокамеры. Что, кстати, выдает, что акция была спланирована. А чтобы подростку стать жертвой в старших классах, должны произойти какие-то очень индивидуальные события. Достаточно, чтобы будущая жертва напомнила лидеру класса кого-то, кого он не любит. И он начнет его задирать. А дальше всем это понравится — и "процесс пошел". Работая над данной темой я провела анонимный социологический опрос среди одноклассников. Были заданы следующие вопросы: Сталкивались ли вы с булингом? Совершал ли ты акт агрессии против других людей? А против других ты лично применял или просто присутствовал при данном явлении? Чувствуешь ли ты себя защищенным дома и в школе? Ответ прозвучал следующим образом: 45% опрошенных когда-то сталкивались с травлей, такое же количество людей(45%) совершало акт агрессии против других людей, 64% присутствовало при данном явлении и, к счастью, все опрошенные чувствуют себя в безопасности и в школе, и дома. Таким образом, подведя итоги проведенного опроса, можно с уверенностью сказать, что почти каждый второй человек хоть раз в своей жизни сталкивался с буллингом, каждый третий проявлял агрессию в чью-либо сторону.

  1. Как справиться с детской жестокостью в школе?

Этап 1.

Признать, что проблема существует. Для этого кто-то должен проявить инициативу и открыто сказать о существовании травли и насилия. А остальные должны честно признать, что проблема есть и ситуацию надо менять.
Важно, чтобы к педагогам и администрации школы присоединились ученики и их родители. Если согласие не достигнуто, нет никакого смысла начинать работу.

Этап 2.

Определить масштаб бедствия. Пути различны. Например, анонимный опрос учеников. Возможные вопросы: были ли у них до сих пор проблемы в школе? Есть ли у них неприятности в настоящее время? Знают ли они кого-нибудь, у кого есть неприятности? Испытывают ли страх за свою безопасность?
Такой же опрос необходимо провести и среди учителей. Затем сравнить результаты двух опросов и сопоставить их с информацией, полученной от родителей (опрос родительской озабоченности).

Этап 3.

Оповестить: инициативная группа информирует школьное сообщество о сути происходящего и о направлениях работы для профилактики насилия. 

Например:
-  создание атмосферы нетерпимости к любому акту насилия в школе;
 - организация наблюдения за холлами, комнатами отдыха, столовыми;
  - разработка этического кодекса школы;
  - создание психологических групп поддержки для пострадавших и групп для работы с обидчиками.

Этап  4.

 Учителям получить консультацию психолога, что делать, если в классе кого-то травят. А вообще, проявление агрессии — определенный этап взросления. Ребенок должен осознать и научиться контролировать свои негативные эмоции. Неосознанная детская жестокость со временем проходит бесследно. А вот если ребенок сознательно причиняет другим боль и понимает, что это плохо, — это уже повод переживать и принимать меры. [9]

Заключение.

     Хочется подвести итоги своей работы. В общей сложности жестокость – это «болезнь» не ребенка, а той среды, в которой он растет, где формируется его личность. Агрессивные и жестокие ребята, у которых своевременно не была подкорректирована модель поведения, рискуют превратиться в безжалостных, не контролирующих приступы ярости, взрослых людей. Такие люди сложно адаптируются в обществе, с трудом находят себе работу, не приживаются ни в одном коллективе. Они вечно чем-то недовольны, агрессивны, неблагополучны, часто имеют проблемы с правоохранительными органам; ни с кем не считаются, пытаются доминировать и выставляют свое мнение как приоритетное.

Забота о ребенке не сводится к тому, чтобы контролировать его оценки, одеть и накормить, а к вниманию к его проблемам (какими бы незначительными ни казались), раскрытию и развитию его талантов (а ими обладает каждый ребёнок), общение с его друзьями, расширение кругозора. Основная задача родителей - научиться относиться к ребёнку с уважением и пониманием в любой ситуации.(см. приложение VII рис. 2)

     Цель, поставленную перед собой выполнила. Собран документальный и теоретический материал. Проведен анализ полученных материалов и обобщены  данные. Хочется отметить, что такую цель перед собой я ставила в первый раз. Итак, мне хочется отметить, что данная работа несёт в себе элементы научной новизны. Данную работу возможно использовать в практике образовательного учреждения (уроки обществознания, классные часы) и иных учреждений (музеи, муниципальные органы власти, в СМИ), а так же для продолжения исследования.

 Список использованной литературы.

 

  1. Асламова А.Г. Искусство жить с непохожими людьми. Изд. Дом «Московия», 2009.
  2. Васильева Н. Ю. Детская жестокость http://www.b17.ru/nadin_hope
  3. Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношение старшеклассником к их проявлениям. -М., 1999.
  4. Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт.- Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001
  5. Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. № 2 - с. 108.
  6. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб, 2008.
  7. Неверова Г. «Маленькое зло». Психологи раскрыли причины детской жестокости. http://www.altai.aif.ru
  8. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М:. 1996 - с.21
  9. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе. Изд. «Каро». С.-Пт.2007.
  10. Данные соцопроса МБОУ СОШ №1

 

Приложение

 

ПЕТРЕНКО София Алексеевна

Краснодарский край ст. Староминская

МБОУ СОШ №1. 10 «Б» класс

ПРОБЛЕМА ЖЕСТОКОСТИ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Научный руководитель: Штомпель Галина Григорьевна

  учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №1                                                        

Социологический опрос: Как защитить себя от издевательств?

 

Вопрос: Сталкивались ли вы с буллингом?

 

Вопрос: Совершали ли вы акт агрессии против других людей?

 

Вопрос: Против других ты лично применял или просто присутствовал при данном явлении?

 

Диаграмма: Анонимный социологический опрос.

Просмотров работы: 2385