Введение
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – важная часть образовательной системы в нашей стране. Такое воспитание возможно только тогда, когда создается особенная среда, особенное пространство для детей. Развитие гражданской позиции и патриотических качеств у ребёнка возможно только через вовлечение его в мероприятия патриотической направленности.
Преобразования в государстве, политике, в гражданине диктуют и изменения в системе воспитания. Пионерское движение в свою очередь тоже претерпело ряд изменений и сегодня конкурирует с современными патриотическими движениями.
Цель данной работы: рассмотреть пионерскую организацию в социально-историческом аспекте, ответить на вопрос: есть ли будущее у пионерской организации?
Задачи:
Изучить историю пионерской организации в стране;
Изучить историю пионерской организации в Лесокамской школе;
Сравнить пионерию в разные периоды истории;
Определить значимость пионерского движения.
Гипотеза: пионерская организация XX века во многом отличается от современного, но имеет одну цель – воспитание патриота, честного, ответственного, неравнодушного человека, а значит, вполне может конкурировать с современными патриотическими движениями.
Объект исследования: история создания и развития пионерского движения в нашей стране.
Предмет исследования: пионерская организация в СССР и конкретно в Лесокамской школе.
Практическая значимость: пополнить школьный музей по теме «История школы», рассказать о пионерской организации учащимся 4 класса (при подготовке к вступлению в пионеры).
Глава 1. История Пионерского движения в СССР
Одной из задач в укреплении своей власти большевики считали вовлечение в свои ряды подрастающего поколения. В России и до революции существовали детские скаутское движение. После революции 1917 года скаутское движение идёт на спад, так как в условиях войны, революции, интервенции не было возможности для полноправного существования и развития таких организаций. Одновременно с роспуском скаутской организацией в коммунистических кругах стала ощущаться необходимость создания собственной коммунистической организации для работы с детьми. Массовая детская организация должна была стать коммунистической по целям и задачам работы.
В конце 1921 года ЦК РКСМ создал специальную комиссию по выработке программы и принципов деятельности новой детской организации. Непосредственное участие в работе комиссии принимала Надежда Константиновна Крупская.
19 мая 1922 года 2-я Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов. Этот день отмечается как день рождения пионерской организации. Первые пионерские отряды были созданы в Москве на Красной Пресне. Организатором и вожатым отряда стал Михаил Стремяков. А в октябре этого же года 5-й Всероссийский съезд РКСМ (Революционный коммунистический союз молодёжи) постановил объединить все пионерские отряды, организованные в разных городах России, в детскую коммунистическую организацию "Юные пионеры имени Спартака". 21 января 1924 года Решением ЦК комсомола пионерской организации было присвоено имя В.И.Ленина.
Вся деятельность пионерской организации была крайне политизированной, особенно в первые десятилетия. Включаясь в общегосударственные кампании, пионеры выполняли следующие задания: собирали деньги на строительство тракторов, на помощь детям капиталистических стран, на восстановление народного хозяйства - на всё, что требовалось стране в разное время; участвовали в коммунистических субботниках, в различных агиткампаниях - например, за грамотность, за создание колхозов, за экономию, за мир; организовывали пионерские рейды, выступления на собраниях; помогали в борьбе с детской беспризорностью. Также пионеры заботились о младших, и в 1923 г. при отрядах пионеров созданы первые группы октябрят.
В плане идеологического воспитания очень высоко оценивалось значение внешкольной, кружковой деятельности. Поэтому предложенные вожатыми задания пионеры выполняли если не с энтузиазмом, то с осознанием того, что делают что-то важное, полезное для всей страны. Пионеры работали в колхозах, на полях, охраняли урожай и колхозное имущество, писали письма в газеты или в соответствующие органы власти о нарушениях, которые замечали вокруг. Занятия детям старались подбирать по силам и интересам.
К 1924 г. в стране насчитывалось 50 тыс. октябрят и около 100 тыс. пионеров. На данном этапе оформляется пионерская символика, атрибуты, зарождаются традиции (красное знамя, галстук, значок, форма, салют, традиции сборов и пионерских костров и др.). В этом же году начинают издаваться пионерские журналы «Пионер» и «Вожатый». 6 марта 1925 г. выходит первый номер газеты «Пионерская правда».
До 1932 года механизм создания отрядов был достаточно гибкий: они создавались по месту жительства, в клубах. В результате реорганизации отрядов пионеров начинают формироваться на базе одной или нескольких школьных классов. Перевод пионерских отрядов в школу и привлечение учителей к общественной работе давало возможность государственным органам власти контролировать и управлять детским движением централизовано.
В 1930-е годы возрастает число сирот и беспризорников, оставшихся без родителей в связи с голодом, коллективизацией, арестами родителей. Пионерия обеспечивала таким ребятам лучшую жизнь, чем в детских домах сиротских приютах. В пионеры начали принимать всех желающих детей подходящего возраста, даже если их происхождение было «небезупречным» - пионерия должна была их перевоспитывать. В пионерских коллективах происходит военно-оборонная работа; создавались кружки юных стрелков, санитаров, связистов, проводились военно-спортивные игры.
Во время войны к задачам пионеров прибавились помощь фронту и семьям фронтовиков: писали письма бойцам, шили белье, вязали тёплые вещи, собирали посылки в действующую армию, деньги на танки и самолеты, собирали лекарственные травы, металлолом, работали на уборке урожая. Дети дежурили в госпиталях, организовывали концерты для раненых, рыли траншеи, помогали строить укрепления и ремонтировать здания после бомбежек. Некоторые пионеры участвовали в боевых действиях, ходили в разведку. Также в эти годы по всей стране развернулось массовое тимуровское движение, возникновение которого связано с именем писателя А.Гайдара и его повестью «Тимур и его команда». Словом, дети делали всё, что могли, «для фронта, для победы». Так, за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, пионеры Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова удостоены звания Героя Советского Союза, тысячи пионеров награждены орденами и медалями.
После войны пионеры помогали восстанавливать страну, работали на стройках, занимались озеленением, ходили в походы по местам боевой славы и создавали школьные музеи, продолжали работать на полях. Они помогали взрослым восстанавливать народное хозяйство, ремонтировали школы, собирали металлолом, работали на колхозных полях, озеленяли дороги, сажали пионерские сады и парки.
Главным содержанием воспитания подрастающего поколения в 60−80-е гг. ХХ в. было коммунистическое воспитание, которое предусматривало всестороннее гармоническое развитие личности и включало такие направления, как идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание. Интернациональное воспитание выступало как важный фактор, который создавал основу для сближения и сотрудничества народов всех стран социализма, укрепления их дружбы и рассматривалось как одно из условий строительства нового общества. Трудовое воспитание выдвигало задачу воспитания любви к труду и людям труда. Труд во имя общих интересов, братская взаимопомощь и трудовые традиции народов СССР, социалистическое соревнование были важными источниками как трудового, так и интернационального воспитания. В совместном труде у детей вырабатывалось чувство солидарности и взаимопомощи. Интернациональное воспитание в 60−80-х гг. ХХ в. было важным направлением содержания деятельности пионерской организации (Карташова, с. 476).
После Перестройки Всесоюзная пионерская организация отказалась от политической окраски, взяв новый девиз: «За Родину, добро и справедливость». С середины 1980-х годов предпринимались попытки реформировать пионерскую организацию, однако детская и юношеская организация в прежнем масштабе не была создана.
В октябре 1990 года появляется преемник пионерской организации - «Союз пионерских организаций - Федерация детских союзов» - международный добровольный независимый союз, объединяющий детские общественные организации, ассоциации и другие общественные объединения, образованные с участием детей и в их интересах. В сентябре 1991 года был созван чрезвычайный съезд ВЛКСМ, на котором было принято решение о роспуске организации вследствие исчерпания её исторической роли, одновременно с этим перестала существовать и Всесоюзная организация пионеров. Союз пионерских организаций зарегистрирован Министерством юстиции РФ в 1992 году как негосударственная общественная организация, независимая от политических партий и движений.
Таким образом, пионерское движение создавалась большевиками для укрепления своей власти, вовлекая в свои ряды подрастающее поколение, поэтому деятельность пионерской организации была крайне политизированной. В 30-е годы возникает необходимость реорганизации пионерии по школьному принципу: пионер должен быть преуспевающим в учебе и дисциплине. Поменялась деятельность пионера в годы ВОв: они оказывали мощную помощь не только в тылу врага, но и на фронте. И только в 90-е годы пионерская организация теряет свою силу, больше не имея никакого отношения к политической стороне жизни.
Глава 2.История пионерской организации в Лесокамской школе
В Лесокамской школе, до ее временного закрытия, пионерская организация носила имя Ю.А.Гагарина. 1987 году школа получила свое второе рождение, снова была создана пионерская дружина (см. Приложение №1), которая стала носить имя воина – интернационалиста Ивана Ермакова, участника боевых действий в Афганистане. Младший сержант пограничных войск Ермаков Иван Андреевич погиб 18 мая 1982 года в бою с душманами в Афганистане, оказывая медицинскую помощь раненому товарищу.
С 1987 года возглавляет дружину имени И.Ермакова верная пионерскому движению Татьяна Степановна Гайнутдинова. После окончания Кудымкарского педучилища с 1981 г. она успела зажечь немало октябрятских звёздочек и воспитать сотни настоящих пионеров в родной Лесокамской школе.
Именно старшая пионервожатая определяет то, каким будет пионерское движение в школе. В чем же особенность пионерской организации в Лесокамской школе?
Во-первых, в нашей пионерской дружине есть свои традиции.
Самый первый и главный день в учебном году 1 сентября — День Знаний.
Тимуровская работа в дружине — один из главных направлений в работе пионеров. Каждый отряд ходит к пожилым людям, чтобы помочь им занести дрова, воду, подмести пол, зимой почистить дорожки от снега. В течение года проходят трудовые операции «Семь цветов радуги», «Pабота», «Снег». Например, в ходе операции «Семь цветов радуги» каждый отряд за неделю должен выполнить семь добрых дел ( помощь пожилым людям, уборка улиц, озеленение школьной территории, помощь детскому саду, библиотеке).
Новогодний праздник, обязательными частями которого являются новогодний сценарий и новогодний вальс, символ года;
Масленица – проводы Зимы с конкурсами и блинами(сожжение чучела Зимы).
Уроки мужества, которые проводятся в День памяти воинов-интернационалистов «Память сердца», которые не просто проходят в торжественной обстановке, а создают особенную атмосферу. На уроки мужества приглашаются гости - участники боевых действий в Чеченской республике
В год проведения Зимних Олимпийских игр в школе проводятся Малые зимние Олимпийские игры, которые проходят в несколько этапов (открытие, соревнование команд – представителей разных стран в разных видах спорта, закрытие Олимпиады, объявление победителей) (см. Приложение №2). В этом году состоялись юбилейные 5-е Малые зимние Олимпийские игры, в которых приняло участие рекордное число команд и участников.
Смотр строя и песни. В этот день каждый отряд – определенный род войск, показывает строевую подготовку, исполняя солдатскую или военную песню. Самый лучший отряд становится победителем этого конкурса.
И, конечно же, особое место среди дружинных праздников занимает День Пионерии, который проводится 19 мая. Главный этап праздника — пионерская поверка. Здесь подводятся итоги работы пионерских отрядов и дружины за год. Каждый отряд готовит выступление на тему «Вот и стали мы на год взрослей». На поверке пионеры говорят, что им запомнилось, что хотели бы изменить в работе дружины, заполняется стела «Самый отряд», ступень развития каждого отряда, итоги соревнования пионерских отрядов за год. Происходит награждение ребят за активную работу и спортивные успехи, церемония награждения ребят по номинациям.
Завершает учебный год праздник Последнего звонка.
Также традиционно ученики школы поздравляют выпускников школы с Днем студента 25января и отправляют открытки к 23 февраля тем, кто находится на военной службе в войсках РФ.
90- е годы в истории существования пионерской организации в Лесокамской школе не оказались последними, а наоборот, характеризовались подъемом, пионерская организация в это время наполнилась новым дыханием: «В нашей школе жизнь бьет ключом: здесь есть традиции, законы ,мы празднуем наш праздник День Пионерии, принимаем в пионеры, повязываем галстук, целуем знамя. И все это благодаря нашей милой вожатый Татьяне Степановне. Ведь именно она зажигает в груди учеников огонь, который заставляет совершать добрые поступки, обязывает жить правильно.
В школе есть святая из святых - пионерская комната. Когда попадаешь туда, у тебя дух захватывает, там какая-то особенная атмосфера: стенд памяти Ивана Ермакова, чье имя носит наша дружина, знамёна, отрядные флэшки, барабан, горны, плакаты. Но особое внимание всегда привлекает самый большой красочный стенд - схема жизни школы.
Такого рода соревнования вызывают интерес жизни школы, порождает желание участвовать в ней, и, на мой взгляд, именно этот энтузиазм детей, азарт в глазах помогает Татьяне Степановне в наше столь непростое время не опускать руки и находить все новые и новые воплощения своих безудержных идей». - пишет об этом времени Палаухина Светлана, выпускница школы (См.Приложение №3). Тогда директор школы Леонтьева Л.С. давала интервью в местную газету, отмечая, что жизнь в школе становится другой, новой: «Первоклашек мы принимаем в октябрята, затем они у нас вступают в пионеры. Повязываем им красные галстуки, которые надевают ребята только на торжества, проводим линейки под звуки горна и барабана выносим знамена, каждый пионерский отряд имеет свой флажок. В пионерской комнате собирается совет дружины. Конечно, все это не похоже на прошлое, у нас другой девиз, новые законы, новые праздники. Но детям нравится, к тому же это здорово сплачивает их» (см. Приложение №4).
Сегодня в Лесокамской школе тоже живет и процветает пионерское движение. Девиз «Будь готов! – Всегда готов!» остается актуальным в стенах нашей школы, а ученики достигают больших высот в учебе, и о наших пионерских успехах и по сей день пишут в газетах (см. Приложение №5).В наше время осталось немного школ, в которых бы существовала пионерская организация. Но именно здесь у ребенка возникает желание создавать, творить, быть неравнодушным и проявлять милосердие.
Глава 3. Перспективы пионерского движения
Для того чтобы ответить на вопрос: есть ли будущее у пионерского движения, мы сравнили пионерскую организацию XX века в ее развитии и современную пионерию, которая существует сегодня в Лесокамской школе. Сравнительные характеристики мы подтверждали информацией, которую собрали из воспоминаний учителей и родителей - пионеров и современных школьников, состоящих также в рядах пионеров.
1. Основной целью пионерской организации было воспитание молодого поколения в соответствии с общей советской моралью. Из этого вытекают следующие задачи: качественное и всестороннее развитие детей, мотивация к хорошей учёбе, приобщение к занятию спортом, выработка командного духа товарищества и взаимовыручки, освоение духовной культуры, привитие мысли о необходимости социальной работы, выраженной в виде помощи всем окружающим. Иными словами, пионер в первую очередь должен был быть добрым человеком и законопорядочным гражданином. Организация имела и соответствующую идеологию преданности родине, поэтому организация напрямую зависела от политики.
Как уже было обозначено, со временем пионерская организация стала отходить от политики коммунизма и социализма, и в итоге стала движением патриотического воспитания.
2.Различие в системе самоуправления. Основой Всесоюзной пионерской организации являлась пионерская дружина. Она объединяла пионеров всей школы и состоит из отрядов, каждый отряд – из звеньев. Высшим органом пионерской дружины был пионерский сбор. На нем открытым голосованием избирался орган пионерского самоуправления – совет дружины во главе с председателем. Совет дружины руководил работой пионерских отрядов, октябрят и отдельных объединений пионеров. Пионерский отряд создавался по решению совета дружины из пионеров одного класса в количестве не более 20 пионеров. Высший орган отряда – пионерский сбор. На нем избирался совет отряда, являющийся организатором его жизни. Звено формировалось в составе 5–8 чел., связанных между собой дружбой и общими интересами. Руководил звеном звеньевой. Для подготовки детей ко вступлению в пионеры создавались группы октябрят 1–3 классов. Каждая группа делилась на звездочки, объединяющие по 5–6 октябрят. Коллективным вожатым октябрят являлся пионерский отряд, который выделял вожатых и организаторов работы по интересам с октябрятами.
Высшим органом Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина были Всесоюзные слеты пионеров. Перед ними проводились районные, городские, краевые, окружные, областные и республиканские слеты. На слет выбирались делегаты от дружин из числа лучших пионеров страны. Всесоюзные слеты проводились не реже одного раза в 5 лет.
Организация самоуправления в нашей школе выстроена следующим образом:
Система школьного самоуправления имеет 2 уровня. Первый уровень - классное ученическое самоуправление; второй уровень - школьное ученическое самоуправление. Структура I уровня - ученическое самоуправление на уровне классных коллективов 5-9 классов. Каждый ученик входит в тот или иной экипаж (6). Старший - комиссар, а остальные 2-3 человека - его члены. Из комиссаров образуется совет отряда: в него входят 6 комиссаров.
Обязанности членов экипажей: комиссар отвечает за работу каждого члена, члены экипажа отвечают: а) за дела внутри отряда; б) за общешкольные дела, в которых принимает участие отряд. К функциям совета отряда оносятся:
- подготовка и проведение отрядных сборов;
- анализ деятельности своих членов;
- подготовка информации - отчета и предложений, отражающих потребности детей, в совет дружины.
Высший орган самоуправления - сбор отряда, во главе которого находится председатель совета отряда. Структура II уровня - школьное ученическое самоуправление. Это школьные ученические экипажи («Наука и образование», «Труд и порядок», «Спорт и здоровье», «Досуг», «Забота», «Пресс-центр»), состоящие из комиссаров классных ученических экипажей. В работе школьным ученическим экипажам помогают педагоги — консультанты, в роли которых выступают заместитель директора и педагоги, способные оказать помощь.
3.Обещание, законы и символика.
СССР, XX век |
Лесокамская школа, XXI век |
||
Торжест- венное обещание |
Обещание 1922 года Честным словом обещаю, что буду верен рабочему классу, буду ежедневно помогать своим трудовым собратьям, знаю законы пионеров и буду им повиноваться . Обещание 1924 года Я, юный пионер СССР, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю, что буду твердо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира. Буду честно и неуклонно выполнять заветы ИЛЬИЧА, законы и обычаи юных пионеров. Обещание 1986 года Я, (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, как требуют Законы пионеров Советского Союза. |
«Я (Имя, фамилия), вступая в пионерскую дружину имени Ивана Ермакова, даю торжественное обещание и скрепляю его своим честным словом, что буду: исполнять свой долг перед Родиной, выполнять законы пионеров». |
|
Законы |
1.Пионер предан Родине, партии, коммунизму. 2.Пионер готовиться стать комсомольцем. 3.Пионер держит равнение на героев борьбы и труда. 4.Пионер чтит память павших бойцов и готовится стать защитником Родины. 5.Пионер настойчив в учении, труде и спорте. 6.Пионер – честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правоту. 7.Пионер – товарищ и вожатый октябрят. 8.Пионер – друг пионерам и детям трудящихся всех стран. |
1.Единства слова и дела; 2.Дружбы и товарищества; 3.Заботы и милосердия; 4.Чести и совести; 5.Равенства и справедливости. |
|
Символика |
Галстук - частица знамени пионерской организации. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев, и пионеров. |
Потерял те символизирующие значения, но так же является неотъемлемым атрибутом пионера. Галстук завязывается специальным узлом. |
|
Пионерское знамя — символ чести и сплочённости пионеров, их верности делу революции. Оно представляет собой красное полотнище размером 100х80 см. На лицевой стороне знамени — пионерский значок и девиз: «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» |
Есть свой школьный флаг, где: Белый - символ чести, достоинства; цвет знаний; Желтый – любовь к родной земле, к своей малой Родине; Красный – верность павшим за независимость, победу и процветание России. Параллели и меридианы земного шара – символ общечеловеческих ценностей. Страницы книги – символ образования. |
||
Значок пионеров - есть |
Значок пионеров - нет |
||
Салют–приветствие пионеров. Поднятая чуть выше головы рука демонстрировала, что пионер ставит общественные интересы выше личных. |
|||
Девиз – «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» |
Девиз – «Пионер, за Родину, добро и справедливость будь готов!» |
||
Отрядный флажок - был символом чести и сплоченности пионеров, знак их принадлежности к конкретному пионерскому коллективу |
|||
Барабан - сопровождал строй во время походов, шествий, парадов. |
|||
Горн предназначался для сбора пионеров, подачи различных сигналов и сопровождения ритуалов. |
Горн не используется современными пионерами. |
||
«Взвейтесь кострами, синие ночи» — советская пионерская песня, написанная в 1922 году. Автор слов — поэт Александр Алексеевич Жаров, автор музыки — пианист Сергей Фёдорович Кайдан-Дешкин. |
Дружинная пионерская песня – «Вечерняя» («Разговоры еле слышны…»). Из песенника орлятских песен. |
Итак, мы видим, что изменения произошли не только в законах и обещании пионеров, но и в символике: школьное знамя заменил флаг, разработанный учащимися; красный галстук не имеет больше коммунистических значений; не используются пионерский значок и горн; остались неизменными, пионерский салют и использование барабана на линейках: «Запомнилось то, что входила в состав барабанщиков, и была там ведущим барабанщиком. Ощущение ответственности было нереальное: собьешься ты – собьются с ритма остальные. А барабанную дробь вообще нельзя было останавливать, так как под неё повязывали галстуки только вступившим в пионеры четвероклассникам» (Бубнова К.)
4.Одним из самых ярких воспоминаний пионерского детства – это возможность отдыха в пионерских лагерях. Летом практически все пионеры Советского Союза отправлялись в пионерлагеря. Обычно каждое более или менее крупное предприятие имело собственный пионерлагерь, куда и отправляло детей своих сотрудников. Многих ребят Гайнского района отправляли в лагерь «Березка» в г. Гудаута . К сожалению, современному пионеру уже не знакома эта особенная и неповторимая жизнь в лагере прошлого века.
5. Пионер-спортсмен. Пионер - лучший не только в учебе и труде, но и в спорте. Поэтому пионерская организация одной и задач ставила физкультурно-оздоровительную работу — это занятия в кружках физической культуры, группах подготовки к выполнению норм комплекса ГТО и секциях общей физической подготовки, проведение туристских походов, массовых соревнований и праздников физической культуры. Физвоспитанию всегда уделялось особое внимание, поэтому и пионер XX века, и сегодняшний пионер – это человек, который в той или иной мере приобщен к спорту: пионербол тогда и сегодня, советские занятия на турниках и современные тренажерные залы, лыжные соревнования также остаются очень популярными среди подрастающего поколения и уступают разве что только конькам.
Как уже отмечали, есть в школе такая традиция, как проведение Малых зимних Олимпийских игр: «Есть ещё одна «фишка» у Лесокамочки: Малые Олимпийские игры, по времени проведения они совпадают со всемирными зимними играми. Не скрывает своей гордости Татьяна Кондратюк [директор школы], говоря о том, что они первыми в районе стали проводить такие соревнования. Когда впервые открывали Олимпийские игры в Лесокамской школе, пригласили главу района, председателя земского собрания, делегации из других школ. Все приглашенные пришли и положительно оценили мероприятия. Такие начинания, как Малые зимние Олимпийские игры призваны создавать положительный имидж "Лесокамочки"» (см. Приложение №6).
6.И главным критерием в сравнении являются ответственность и желание. Быть пионером – это престижно, говоря современным языком. Все учителя отмечают то, что хотели стать пионерами, потому что пионер имел самые положительные характеристики:
«Пионер – это лидер, первый, ответственный и честный ученик» (Кондратюк Т.Л.).
«Пионер – это активный, ответственный, целеустремленный ученик, он должен хорошо учиться» (Мышкина Н.А.)
Когда ученик получал звание пионера, менялось его отношения ко многому:
«Была горда я этим [пионерским] званием, стремилась к лучшему» (Мизева О.С.)
«Всегда была со своими товарищами» (Палаухина Н.Г).
И навсегда запомнились пионерские дела, которые воспитывали те самые качества пионера: пионерские костры, пионерские слеты, тимуровская работа, туристические походы, игра «Зарница», сбор макулатуры и металлолома. (См.Приложение №7).
Сегодняшний пионер не так инициативен в делах своего отряда и дружины, выполняет все поручения без энтузиазма, но все общие дела остаются в памяти как лучшие из моментов в жизни:
«…Спустя много лет после окончания школы, в памяти остаются только самые яркие и значимые моменты.Как оказалось, все самые яркие воспоминания прямо или косвенно связаны с пионерской жизнью. Красные звёздочки октябрят, вырезанные из цветной бумаги и обклеенные скотчем, запомнившиеся на всю жизнь. Пионерские походы с кашей на костре и отрядными песнями. Тимуровская работа и счастливые глаза бабушек, которым мы помогали. Посвящение в пионеры тоже помнится, словно было вчера. Мне даже посчастливилось быть ассистентом знаменосца, тогда это казалось очень ответственным ритуалом» (Петрова Т.).
«Конечно, не забыть и пионерские поверки 19 мая в День Пионерии, тогда собирались, стихи сочиняли, делали отчеты» (Гайнутдинов Э.).
Итак, выпускники нашей школы до сих пор помнят свою пионерскую жизнь. «Зарница», пионербол - веселые игры, в которые любили играть пионеры. Выписывали печатные издания: пионерские журналы «Пионер», «Костер, «Пионерская правда». Самым главным заданием пионеров было хорошо учится и помогать своим близким. Все старались соблюдать обещания, которые давали перед своей школой, читая клятву. Дети гордились тем, что они — пионеры (см. Приложение №8).
История советской пионерии неотделима от героической истории нашего народа. Летопись пионерского движения богата примерами патриотизма, самоотверженности, подлинного героизма детей. Основой современных организаций стал огромный опыт, накопленный пионерской организацией. Сегодня также проводятся сборы, линейки и встречи у костра, ведутся тимуровская и шефская работа, лидеры проходят обучение в Школе актива, маршруты маршев поменяли свои названия на направления деятельности, а для развития творческого потенциала ребят используются современные технологии и методы работы.
Заключение
Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является воспитание будущего патриота своей страны. Данная проблема охватывает всех людей без исключения в независимости от их религии, расы, пола, культуры, духовного и нравственного развития. И в первую очередь эта проблема касается молодежи. Поэтому одним из наиболее важных вопросов воспитания на сегодняшний день является формирование потребности любви к России, знания её истории. Ведь патриотизм — это составная и неотъемлемая часть национальной идеи, неотъемлемый компонент культуры и науки.
Основная цель патриотического воспитания — это привитие подрастающему поколению любви к Отчизне, гордости за свою Родину, формирование желания и готовности защищать страну в случае необходимости, стремления способствовать процветанию Отечества.
В своей работе мы проанализировали пионерское движение в его историческом развитии и можем сделать некоторые выводы:
С момента создания и до сегодняшнего дня пионерская организация имела и имеет одну цель: воспитание достойного гражданина.
Современная пионерия не имеет мощного влияния на политику и не имеет поддержки со стороны профсоюзов, поэтому нет возможности получения льготных путевок в летние оздоровительные лагеря, которые в свою очередь перестали быть пионерскими. Мы лишились одного из самых ярких воспоминаний пионерского детства – это возможности отдыха в пионерских лагерях.
Изменились элементы самоуправления: появились ученические экипажи.
Пионерская организация претерпела ряд изменений, которые произошли не только в законах и обещании пионеров, но и в символике: школьное знамя заменил флаг, разработанный учащимися; красный галстук не имеет больше коммунистических значений; не используются пионерский значок и горн; остались неизменными, пионерский салют и использование барабана на линейках.
Что касается физвоспитания, то здесь Лесокамская школа осталась неизменной: здесь проводятся и легкоатлетическая эстафета 19 мая, и Малые зимние Олимпийские игры, и другие спортивные соревнования.
Изменился и сам пионер – и это, пожалуй, главное отличие. Сегодняшний пионер действует без энтузиазма, без стремления помочь, крайне безынициативен.
Таким образом, сама пионерская организация с ее целями, законами, установками и стремлениями вполне может конкурировать с современными патриотическими движениями, такими как: волонтерское движение, всероссийское военно-патриотическое общественное движение — «Юнармия» и др. Важно понимать, что пионерская организация - это молодежь, то подрастающее поколение, которое при помощи учителя хочет и должно стремиться к бОльшему, пионер быть не потребителем, а созидателем. Пионерская организация в рамках Лесокамской школы – это благоприятная атмосфера для развития школьника в учебной, спортивной и внеурочной деятельности.
Список литературы
Архивные документы кабинета истории МБОУ «Лесокамская основная общеобразовательная школа»;
Атлас. Пионерская организация СССР. Шадрина. Г.В., 1976;
Карташова Ю. А. Сущность интернационального воспитания в контексте всестороннего развития пионеров (60−80-гг. ХХ в.) // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 475-480. — URL https://moluch.ru/archive/85/15948/ (дата обращения: 10.04.2018);
Книга вожатого. – М.: «Молодая гвардия», 1985;
Леонтьева С.Г.. Дети и идеология: пионерский случай: Тверь, 2006 291 с.;
Общественно-политическая газета «Наше время». Гайны. 1994,1995,1996,2000,2002,2011,2015;
Спутник пионера. Товарищ. – М.: «Молодая гвардия», 1983;
Шульженко М. Э. Патриотическое воспитание современной молодежи // Молодой ученый. — 2017. — №47. — С. 240-243. — URL
https://moluch.ru/archive/181/46664/ (дата обращения: 10.04.2018);
https://ria.ru/spravka/20070519/65737726.html;
https://ru.wikipedia.org/wiki/ .