Введение
Говорят, что поступками человека управляет ум, воля и характер. Об одних людях говорят, что у них сильный характер, про других – что у них слабый характер. Характер одного человека называют вредным, а другого – покладистым. Встречаются люди с добрым или злым характером. Палитра красок человеческих характеров не имеет границ.
Характер отражает отношение человека к окружающему миру. Черты характера свидетельствуют об отношении человека к другим людям, к коллективу и обществу; отношении человека к труду, к своему делу; отношении человека к самому себе, к вещам.
Характер является одновременно и устойчивым, и изменяющимся. С одной стороны, человек, имеющий определённую черту характера, в сходных ситуациях будет поступать одинаково; с другой – эта черта со временем может измениться, тогда изменится и поведение. Насчитывается множество наименований черт личности. Они могут быть и чертами характера, если отчётливо проявляются в деятельности человека.
Человеческий характер является для нас чем-то закономерным именно потому, что, зная характер, мы можем предвидеть, как человек поступит в том или ином случае жизни, следовательно, можем что-то предугадать в его поведении, предупредить какие- то его поступки.
Все мы разные, каждый человек индивидуален. Очень интересно, а можно ли самому достоверно определить особенности своего характера? Тем более, сегодня в интернете так часто можно встретить различные психологические тесты, с помощью которых можно узнать все тайны своего характера. Очень много популярных тестов, которые выкладывают в сеть блогеры, часто встречаются минутные тесты личности, рисуночные тесты и т.д. Но, насколько они достоверны? Могут ли они дать достоверную информацию о самом человеке и его характере? Можно ли вообще применять эти тесты? Таким образом, я решила в своей проектной работе создать видео-каталог из популярных на Ютубе тестов, для того чтобы провести с их помощью свое исследование и выяснить правдивую ли информацию о характере человека дают эти тесты?
Цель работы: выяснить достоверность психологических тестов, с которыми мы встречаемся практически каждый день в интернете.
Задачи:
Изучить основы характерологии.
Создать видео-каталог, состоящий из популярных в интернете (нестандартных) психологических тестов, для изучения особенностей характера человека.
Провести диагностику среди учащихся.
Сделать выводы на основе проведенной диагностики.
Психология характера.
Общее понятие о характере и его проявлениях.
Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к работе, к происходящим вокруг него событиям, а также его целенаправленные действия, называемые поступками. Характер проявляется в предметной деятельности и в общении человека с людьми и включает в себя то, что придаёт поведению человека специфический, характерный для него оттенок. Характер человека может обнаружиться в выборе видов деятельности, особенностях их выполнения, предпочтении общения с определённой категорией людей, стиле общения человека с людьми и во многих других отличительных особенностях его психики и поведения.
В практике общения людей между собой их характер может проявляться в манере поведения, в способах реагирования человека на действия и поступки других людей. Манера общения может быть деликатной, тактичной или же грубой, бесцеремонной. Это также объясняется различиями в характерах людей. Человека с выраженным сильным или слабым характером всегда можно выделить среди остальных людей. Поступки человека с сильным характером отличаются настойчивостью, целенаправленностью, упорством, а поступки человека со слабым характером отличаются прямо противоположными свойствами: слабоволием, случайностью, непредсказуемостью и т. п.
Говоря о характере человека, мы обычно вкладываем в представление о неспособность человека вести себя последовательно, самостоятельно, независимо от складывающихся обстоятельств, настойчиво и целеустремленно.
В таком понимании характер тесным образом связывается с волей человека, хотя характер и воля – это разные психологические свойства личности. Словосочетание «сильный характер» и противоположное ему – «слабый характер» также широко используются в непсихологической (ненаучной) литературе.
Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. О человеке с характером не редко говорят: “Он должен был поступить именно так, он не мог поступить иначе — такой уж у него характер”.
Выступая как прижизненное образование человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойств и в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.). В коллективе, как группе высокого уровня развития, создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив.
Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности.
Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека. В каждом обществе имеются свои важнейшие и существенные задачи. Именно на них формируется и проверяется характер людей. Поэтому понятие “характер” относится в большей степени к отношению этих объективно существующих задач.
Учение о характере — характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях.
1.2. Типы и черты характера человека.
В связи со сложностью разделения личности и характера человека также непросто ответить на вопрос о том, сколько разных черт характера есть у людей. Если иметь в виду современную постановку и решение данного вопроса, связанные с применением строгих методов математики, то их насчитывается около 150. Если же подходить к решению данного вопроса нестрого и считать имеющимися у человека все черты характера, которые по-разному называются в языке, то тогда общее число черт характера превысит 500. Так или иначе, в связи с наличием у человека множества разных черт характера возникает задача их классификации или разделение на группы.
Так, например, чаще всего черты характера человека делят на три группы: волевые, деловые, и коммуникативные.
Волевыминазывают черты характера, связанные с проявлениями воли человека. К ним можно отнести целеустремленность, упорство или противоположные им черты характера типа разбросанности, уступчивости и безволия.
Деловые– это черты характера, которые проявляются у человека в труде. В их число включаются, например, трудолюбие, аккуратность, ответственность, а также безответственность, лень, недобросовестность и ряд др.
Коммуникативныминазывают черты характера, которые проявляются в общении человека с другими людьми. Это общительность, замкнутость, доброжелательность, злость, отзывчивость, внимание или невнимание к людям.
В общем случае на классификацию черт характера можно распространить классификацию черт личности человека, поскольку между личностью и характером человека имеется много общего. Попробуем перечислить основные группы черт личности, которые одновременно относятся и к характеру человека, т.е. входят в его состав. Во-первых, это те свойства личности, которые определяют выбор и предпочтение человеком тех или иных видов и целей деятельности (например, более или менее трудных, малодоступных и легкодоступных). Во-вторых, в структуру характера включены черты личности, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей. Это настойчивость, целеустремленность, последовательность и др. В-третьих, в состав характера входят также черты личности, непосредственно связанные с темпераментом. Это экстраверсия – интроверсия, спокойность – тревожность, сдержанность – импульсивность, гибкость – ригидность и др.
Своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного и того же человека определяет тип его характера.
Одним из примеров классификации характеров по типам является их разделение на экстравертов и интровертов. Основой такой классификации типов характеров является преобладание в жизни человека внешних или внутренних интересов. Экстраверсия и интроверсия как типы характеров проявляются через открытость или замкнутость человека по отношению к окружающему его миру и окружающим его людям.
Тип характера «экстраверт» соответствует людям общительным, ярко проявляющим интерес к внешнему миру, ко всему тому, что происходит вокруг них. Обычно эти люди активны, энергичны, любознательны.
Тип характера «интроверт» свойственен людям замкнутым, внимание которых направлено на себя, на свои собственные внутренние психические переживания. Такой человек обычно рано или поздно становится единственным центром собственных интересов. Люди с интровертированным типом характера ставят свой индивидуальный внутренний мир выше того, что происходит в окружающем их мире.
Как было указано выше, существует и множество других вариантов выделения различных типов характеров.
Вторая типология, основоположником которой является К. Юнг, связывает характеры с направленностью личности и выделяет ряд психосоциотипов. Психосоциотип, с точки зрения К. Юнга, является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности с окружающей средой.
К. Юнг выделяет четыре типа характера:
1. Экстравертный - интровертный;
2. Рационалистический - иррационалистический;
3. Мыслительный (логик) - эмоциональный;
4. Ощущающий (сенсорный) - интуитивный.
Каждый из этих четырех типов может входить в сочетание с любым другим, образуя новые типы характера.
1.3. Взаимосвязь характера и темперамента.
Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом.
В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных:
отождествление характера и темперамента (Э. Кречмер, А. Ружицкий);
противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антагонизма между ними (П. Викторв, В. Вирениус);
признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С. Л. Рубинштейн, С. Городецкий);
признание темперамента природной основой характера (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев).
Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, когда темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. Так, меланхолику труднее сформировать у себя смелость и решительность, чем холерику. Холерику сложнее выработать у себя сдержанность, флегматику; флегматику надо потратить больше сил, чтобы стать общительным, чем сангвинику и т.п.
Однако, как считал Б. Г. Ананьев, если бы воспитание заключалось лишь в совершенствовании и укреплении природных свойств, то это привело бы к чудовищной однородности развития. Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером. У П. И. Чайковского склонность к меланхоличеким переживаниям преодолевалась одной из основных особенностей его характера — его работоспособностью. “Работать нужно всегда, — говорил он, — и каждый честный артист не может сидеть, сложа руки, под предлогом, что он не расположен. Если ждать расположения и не пытаться идти на встречу к нему, то легко можно впасть в лень и апатию. Со мной очень редко случаются нерасположения. Я это приписываю тому, что одарен терпением, и приучаю себя никогда не поддаваться неохоте. Я научился побеждать себя”.
У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменяться возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо отметить также определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляются социальные воздействия.
В конечном счете, черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в едином, целостном облике человека, образуя неразделимый сплав — интегральную характеристику его индивидуальности.
1.4. Структура характера.
Однако большинство индивидуальных проявлений, образующих характер человека, являются комплексными и практически не поддаются классификации по отдельным свойствам и состояниям (так, например, злопамятность, подозрительность, щедрость и пр.). В то же время отдельные качества волевой (решительность, самостоятельность т.д.), эмоциональной (оптимизм, жизнерадостность и т.д.) и интеллектуальной (глубина ума, критичность и т.д.) сфер могу быть рассмотрены как составляющие особенности характера человека и использованы для его анализа. Все черты характера имеют между собой закономерную зависимость. Если человек смел, то есть основание предполагать, что он будет обладать и инициативностью (не боясь неблагоприятного оборота инициированного им предложения), самоотверженностью, щедростью.
В самом общем виде все черты характера можно разделить на основные, ведущие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений, и второстепенные, определяемые основными. Так, если рассмотреть такие черты, как нерешительность, боязливость и альтруизм, то при преобладании первых человек, прежде всего, постоянно опасается, “как бы чего не вышло” и все попытки помочь ближнему обычно оканчиваются внутренними переживаниями, и поисками оправдания. Если же ведущей является вторая черта — альтруизм, то человек внешне ничем не проявляет колебаний, сразу идет на помощь, контролируя свое поведение интеллектом, но при этом иногда может испытывать сомнения по поводу правильности предпринятых действий.
Знание ведущих черт позволяет отразить основную суть характера, показать его основные проявления. Писатели, художники, желая представление о характере героя, прежде всего описывают его ведущие, стержневые черты. Так, А. С. Пушкин вложил в уста Воротынского (в трагедии “Борис Годунов”) исчерпывающую характеристику Шуйского — “лукавый царедворец”.
Характер человека проявляется в системе отношений:
В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черта характера, как общительность — замкнутость, правдивость — лживость, тактичность — грубость и т. д.).
В отношении к делу (ответственность — недобросовестность, трудолюбие — леность и т. д.).
В отношении к себе (скромность — самовлюбленность, самокритичность — самоуверенность, гордость — приниженность и т. д.).
В отношении к собственности (щедрость — жадность, бережливость — расточительность, аккуратность — неряшливость и т. д.). Следует отметить определенную условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных аспектов отношений. Так, например, если человек проявляет грубость, то это касается его отношений к людям; но если при этом он работает учителем, то здесь уже необходимо говорить о его отношении к делу (недобросовестность), об отношении к самому себе (самовлюбленность).
Несмотря на то, что указанные отношения выступают важнейшими с точки зрения формирования характера, они не одновременно и не сразу становятся чертами характера. Существует известная последовательность в переходе этих отношений в свойства характера, и в этом смысле нельзя поставить в один ряд, допустим, отношение к другим людям и отношение к собственности, так как само содержание их выполняет различную роль в реальном бытии человека. Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви.
Практическая часть.
2.1. Особенности организации исследования.
Посмотрев и изучив на Ютубе различные психологические тесты, я подобрала 8 наиболее понравившихся мне тестов и создала из них видео-каталог. В самом исследовании приняли участие 24 человека. Им предлагалось посмотреть видео-тесты, отметить в бланке, подготовленном мною, свой результат по тесту и написать свой краткий отзыв о полученной в ходе теста информации о своем характере, т.е. высказать свое мнение о согласии или несогласии с результатом теста.
2.2. Результаты диагностики учащихся.
Проанализировав бланки участников тестирования, я составила таблицу, в которой представила полученные результаты по каждому из тестов:
Название теста |
Количество человек, выполнивших тест |
Количество человек, согласившихся с результатом теста (%) |
Количество человек, не согласившихся с результатом теста (%) |
Количество человек, частично согласившихся с результатом теста (%) |
«Бабочка» |
19 |
26 |
10 |
64 |
«Дерево» |
19 |
32 |
32 |
36 |
«Тропинка» |
22 |
45 |
5 |
50 |
«Любимый цвет» |
19 |
47 |
10 |
43 |
«Дверь» |
24 |
37 |
18 |
45 |
«Рассмотри картинку» |
23 |
56 |
10 |
34 |
«Ключ» |
19 |
42 |
16 |
42 |
«Снежинка» |
19 |
36 |
42 |
22 |
- наиболее достоверный тест из предлагаемых к просмотру мною – «Рассмотри картинку» с его достоверностью согласились наибольшее количество человек
- тест, с результатом которого не согласились наибольшее количество людей – «Снежинка». То есть, он наименее достоверен.
Вывод: проанализировав собранные данные в ходе тестирования, которое проходили учащиеся, можно сказать, что человек, согласившихся с результатом намного больше, чем несогласившихся. Исходя из этого, можно утверждать, что большинство видео-тестов, которые ходят на просторах интернета, дают достоверные факты о нашем характере.
Заключение
Во время проведения исследования мне удалось изучить множество различных информационных источников по вопросам характерологии. Я познакомилась с новыми понятиями – такими, как «атлетик», «астеник» и «пикник», открыла для себя новое, например, теперь я знаю особенности своего характера, а также узнала много удивительных фактов по теме моего исследования.
Поставленная мною цель (выяснить достоверность психологических тестов, с которыми мы встречаемся практически каждый день в интернете) была полностью достигнута, т.к. мне удалось решить все поставленные перед собой задачи.
Проведенная мною диагностика продемонстрировала достоверность психологических тестов с ютуба, позволила подтвердить мое предположение о том, что такие тесты чаще всего дают достоверную информацию о характере. Кроме этого, сегодня я знаю, что можно самому изучить особенности своего характера, используя тесты, которые часто встречаются на Ютубе.
Считаю, что мой исследовательский проект позволил мне найти ответы на все вопросы, которые стояли передо мной в самом начале. Думаю, что теперь я могу узнавать особенности своего характера и быть увереной в том, что это достоверно. Составленный мною видео-каталог тестов, я думаю, может быть полезен тем людям, которые хотят узнать о себе большее. На сегодняшний день многие ребята начали проявлять интерес к подобранным мною тестам для того, чтобы узнать все тайны своего характера.
Список использованной литературы
http://www.b17.ru/
https://www.psycho.ru/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Характер
http://interesnyefakty.org/harakter-cheloveka/
http://psytheater.com/tipy-temperamenta.html
http://wiki.1vc0.ru/
http://www.metapower.tv/school/blog/ArticleID/1375
http://dizzwizz.ru/psihika/tipy-haraktera-cheloveka.html
http://fb.ru/article/89761/kakimi-byivayut-harakteryi-lyudey
https://neurofob.com/accentuate/xarakter-eto-v-psixologii.html