Формирование социальной идентичности у старшеклассников (на примере обучающихся Дворца творчества детей и молодежи, г.о. Нальчик)

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Формирование социальной идентичности у старшеклассников (на примере обучающихся Дворца творчества детей и молодежи, г.о. Нальчик)

Кушхова А. 1
1Государственное казенное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи»
Суншева  З.Н. 1
1Государственное казенное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Социальная идентичность – это переживание и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям. Идентификация с определенными социальными общностями превращает человека из биологической особи в социального индивида и личность, позволяет ему оценивать свои социальные связи и принадлежности в терминах «Мы» и «Они» [3].

Изучение особенностей социальной идентичности, а также их становления в юношеском возрасте приобретает особую значимость в связи с тем, что именно в этом возрасте идет интенсивный процесс их развития, что в значительной степени определяет особенности личности и поведения человека.

Изучение проблем становления «социальной идентичности имеет и важное практическое значение для разработки рекомендаций, направленных на организацию успешного воспитательного процесса детей юношеского возраста.

Проблема исследования состоит в необходимости осмысления процесса самоопределения, формирования ценностных ориентаций в юношеском возрасте, с учетом того, что процесс социализации протекает сегодня в условиях неопределенных социальных ситуаций, многообразия принципов организации социальных общностей, видов деятельности, социальных ролей и групповых норм, что, в конечном итоге, влияет на процесс становления идентичности подрастающего поколения, которое, взрослея и социализируясь, пытается перенять всё многообразие существующих стилей поведения и сформировать свою собственную идентичность [6].

Объект исследования – процесс развития личности старшеклассников.

Предмет исследования – формирование социальной идентичности у старшеклассников.

Цель исследования– изучение процесса формирования социальной идентичности у старшеклассников.

В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

 

Рассмотреть понятие социальной идентичности, условия и критерии ее формирования.

 

Проанализировать этапы развития социальной идентичности в юношеском возрасте.

 

Подобрать методику исследования формирования социальной идентичности у старшеклассников.

 

Провести исследование и дать анализ полученных результатов.

Методы исследования – изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, тестирование (методика Куна «Кто я?», контент-анализ.

Теоретическая значимость исследования заключается в психолого-педагогическом анализе процессов личностного развития и формирования социальной идентичности в юношеском возрасте.

Практическая значимость – результаты исследования могут быть использованы классными руководителями, социальными педагогами и школьными психологами для осуществления педагогической и психологической поддержки старшеклассников с целью их дальнейшей социализации и оптимизации вхождения в мир взрослых.

База исследования – настоящее исследование проводилось на базе Государственного казенного учреждения дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи».

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

      Социальная идентичность: понятие, условия и критерии формирования

Социальная идентичность – это результат процесса социальной идентификации, под которым понимается процесс определения себя через членство в социальной группе. Социальная идентификация выполняет важные функции, как на групповом, так и личностном уровне: именно благодаря этому процессу общество получает возможность включить индивидов в систему социальных связей и отношений, а личность реализует базисную потребность групповой принадлежности, обеспечивающей защиту, возможности самореализации, оценки другими и влияния на группу.

Теория социальной идентичности строится на следующих общих положениях:

1. Люди стремятся удерживать или повышать свою самооценку, то есть стремятся к позитивной «Я-концепции».

2. Социальные группы или категории и членство в них связаны с позитивным или негативным ценностным смыслом, поэтому социальная идентичность может быть позитивной или негативной, исходя из оценок тех групп, которые участвуют в создании социальной идентичности человека.

3. Оценка своей собственной группы определяется при соотнесении с другими конкретными группами путем социального сравнения значимых свойств и характеристик [1].

Описывая содержание социальной идентичности, можно выделить такую важнейшую ее составляющую, как социальные стереотипы. Под социальным стереотипом обычно понимают упрощённый, схематический, эмоционально-окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, с лёгкостью распространяемый на всех её представителей. Другими словами, социальные стереотипы – это представления о характеристиках, свойствах и поведении членов определенных социальных групп.

В структуре социальной идентичности личности центральными компонентами являются гендерная, этническая и возрастная идентичность, поскольку именно принадлежность к этническим и гендерным группам представляет собой наиболее очевидные основания для категоризации.

Гендерная идентичность – осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу, данное понятие обозначает аспект самосознании личности, описывающий переживание человеком себя как представителя пола.

Этническая идентичность – это «психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности».

Возрастная идентичность – это процесс и результат отождествления индивидом себя с определенной возрастной группой с принятием норм поведения данной группы в качестве в большей или меньшей степени регулирующих собственное поведение. Она выступает в качестве регулятора поведения человека в ситуации межвозрастного общения, позволяя различать людей «своего» и «другого» возраста и выбирать адекватные этому способы взаимодействия с ними.

Социальная идентичность не только формируется под влиянием различных групповых свойств и процессов, но и сама оказывает влияние на внутригрупповую динамику и процессы межгруппового взаимодействия [5].

      Развитие социальной идентичности в юношеском возрасте

Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:

• уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;

• размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;

• размывание продуктивных творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности;

• формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания [7].

Особенности самосознания и самооценки в юношеском возрасте непосредственно отражаются на поведении. При заниженной самооценке, молодой человек недооценивает свои возможности, стремится к выполнению только самых простых задач, что мешает его развитию. При завышенной самооценке он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, в чем не в состоянии справиться, что также негативно сказывается на развитии его личности.

На уровне индивидуального опыта Э. Эриксон выделил следующие элементы идентичности:

• индивидуальность – сознательное ощущение собственной уникальности и собственного отдельного существования;

• тождественность и целостность – ощущение внутренней тождественности, непрерывности между тем, чем человек был в прошлом и чем обещает стать в будущем; ощущение того, что жизнь имеет согласованность и смысл;

• единство и синтез – ощущение внутренней гармонии и единства, синтез образов себя и детских идентификаций в осмысленное целое, которое рождает ощущение гармонии;

• социальная солидарность – ощущение внутренней слитности с идеалами и поведением общества и подгруппы в нем, ощущение того, что собственная идентичность имеет смысл для уважаемых данным человека других людей, что она соответствует их ожиданиям и восприятию как индивидуальность, тождественность и целостность, единство и синтез, социальная солидарность [2].

Подобно многим исследователям возрастного развития, Эриксон особое внимание уделял юношескому возрасту. Детство подходит к концу, и завершение этого большого этапа жизненного пути характеризуется формированием первой цельной формы эго-идентичности и самым большим кризисом. Три линии развития приводят к этому кризису: это бурный физический рост и половое созревание («физиологическая революция»); озабоченность тем, «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю»; необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и запросам общества [8].

Итогом этого этапа развития является либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в развитии – так называемая диффузная идентичность.

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТАРШЕКЛССНИКОВ

      . Организация и методы исследования

Настоящая работа выполнялась на базе Государственного казенного учреждения дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи», исследованием были охвачены учащиеся 10-х-11-х классов. Выборка составила 60 человек.

Цель – изучение процесса становления социальной идентичности у старшеклассников.

Объект исследования – старшеклассники.

Предмет исследования – процесс формирования социальной идентичности у старшеклассников.

Методика «Кто я?».

Авторы - М. Кун, Т. Макпартленд, модификация инструкции и обработки Румянцевой Т. В. Этот тест используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности.

Методика включает в себя 26 показателей, которые, объединяясь, образуют семь обобщенных показателей-компонентов идентичности:

«Социальное Я» включает 7 показателей:

    •  

прямое обозначение пола (юноша, девушка; женщина);

    •  

сексуальная роль (любовник, любовница; Дон Жуан, Амазонка);

    •  

учебно-профессиональная ролевая позиция (студент, учусь в институте, врач, специалист);

    •  

семейная принадлежность, проявляющаяся через обозначение семейной роли (дочь, сын, брат, жена и т. д.);

    •  

этническо-региональная идентичность включает в себя этническую идентичность, гражданство (русский, татарин, гражданин, россиянин и др.) и локальную, местную идентичность (из Ярославля, Костромы, сибирячка и т. д.);

    •  

мировоззренческая идентичность: конфессиональная, политическая принадлежность (христианин, мусульманин, верующий);

    •  

групповая принадлежность: восприятие себя членом какой-либо группы людей (коллекционер, член общества).

«Коммуникативное Я» включает 2 показателя:

    •  

дружба или круг друзей, восприятие себя членом группы друзей (друг, у меня много друзей);

    •  

общение или субъект общения, особенности и оценка взаимодействия с людьми (хожу в гости, люблю общаться с людьми; умею выслушать людей);

«Материальное Я» подразумевает под собой различные аспекты: описание своей собственности, оценку своей обеспеченности, отношение к материальным благам.

«Физическое Я» включает в себя такие аспекты: субъективное описание своих физических данных, внешности (сильный, приятный, привлекательный); фактическое описание своих физических данных, включая описание внешности, болезненных проявлений и местоположения (блондин, рост, вес, возраст, живу в общежитии); пристрастия в еде, вредные привычки.

«Деятельное Я» оценивается через 2 показателя:

    •  

занятия, деятельность, интересы, увлечения (люблю решать задачи); опыт (был в Болгарии);

    •  

самооценка способности к деятельности, самооценка навыков, умений, знаний, компетенции, достижений.

«Перспективное Я» включает в себя 9 показателей:

    •  

профессиональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с учебно-профессиональной сферой (будущий водитель, буду хорошим учителем);

    •  

семейная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с семейным статусом (буду иметь детей, будущая мать и т. п.);

    •  

групповая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с групповой принадлежностью (планирую вступить в партию, хочу стать спортсменом);

    •  

коммуникативная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с друзьями, общением.

    •  

материальная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с материальной сферой (получу наследство, заработаю на квартиру);

    •  

физическая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с психофизическими данными;

    •  

деятельностная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с интересами, увлечениями, конкретными занятиями (буду больше читать) и достижением определенных результатов (в совершенстве выучу язык).

«Рефлексивное Я» включает 2 показателя:

    •  

персональная идентичность: личностные качества, особенности характера, описание индивидуального стиля;

    •  

глобальное, экзистенциальное «Я»: утверждения, которые глобальны и которые недостаточно проявляют различия одного человека от другого.

Испытуемого просят в течение 12 минут дать как можно больше различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: "Кто Я?". Испытуемый также инструктируется давать ответы в том порядке, в котором они спонтанно возникают, и не заботится о последовательности, грамматике и логике [4].

      Анализ результатов исследования социальной идентичности у старшеклассников.

Результаты обследования учащихся 10-х и 11-х классов методикой Куна «Кто я?» представлены в таблице 1 и диаграмме 1.

Таблица 1. Результаты обследования учащихся 10-х - 11-х классов методикой Куна «Кто я?».

шкалы

10 класс

11 класс

"социальное я"

100%

100%

"коммуникативное я"

80%

85%

"материальное я"

0%

10%

"физическое я"

50%

60%

"деятельное я"

55%

70%

"перспективное я"

40%

60%

"рефлексивное я"

60%

90%

Рис. 1. Диаграмма общих показателей результатов обследования учащихся 10-х и 11-х классов методикой Куна «Кто я?»

По результатам обследования можно сделать выводы о степени сформированности социальной идентичности в данных выборках.

В выборке 10-х классов результаты выглядят следующим образом: высокий показатель по шкалам «социальное я» (100%) и «коммуникативное я» (80%); средние показатели по шкалам «физическое я» (50%), «деятельное я» (55%), «перспективное я» (40%) и «рефлексивное я» (60%); по шкале «материальное я» ответы не даны.

Результаты обследования 11-х классов следующие: высокие показатели по шкалам «социальное я» (100%), «рефлексивное я» (90%), «коммуникативное я» (85%) и «деятельное я» (70%); средние показатели по шкалам «физическое я» (60%) и «перспективное я» (60%); низкий уровень по шкале «материальное я». Данные результаты говорят о качественно более высоком уровне развития самосознания у учащихся 11-х классов.

Результаты контент-анализа ответов по методике Куна «Кто я?» испытуемых 10-х классов (Таблица 2) показал, что наибольшее количество ответов по шкале «социальное я» сводятся к обозначению своей учебной ролевой позиции (я - ученик (-ца), я - школьник (-ца) и т. д., - 90% испытуемых обозначили данную роль). 80% испытуемых обозначили свою семейную роль (я - сын (дочь), я - брат (сестра) и т. д.). Большая доля обозначения данных социально-ролевых позиций объясняется социальной ситуацией бытия молодого человека - он продолжает жить в семье, учиться в школе, по большей части идентичность в данном возрасте строится на двух основных ролях: школьник и член семьи.

Далее, по шкале «социальное я», 70% испытуемых обозначили свою половую принадлежность, 20% ответили, что они являются спортсменами и 20% отметили свою групповую принадлежность к художественному кружку.

По шкале «коммуникативное я» 80% испытуемых обозначили себя как «друг» («подруга»). Столь высокая доля таких ответов обусловлена тем, что в юношеском возрасте общение со сверстниками становится ведущей деятельностью человека.

По шкале «физическое я» 30% испытуемых указали свой возраст и 50% оценили свою внешность, причем большее число ответов о внешности дали девушки.

55% испытуемых дали ответы, относящиеся к шкале «деятельное я», в которых они давали оценку своим умениям, достижениям и т.д. Это говорит о довольно высоком развитии рефлексии у данных школьников.

Далее, по шкале «перспективное я», 40% школьников обозначили профессиональную перспективу, кем они видят себя в будущем.

По шкале «рефлексивное я» 70% испытуемых дали ответ «человек» и 25% - «личность». По этой шкале испытуемые чаще всего отражали качества своего характера и давали описания своего поведения.

Таблица 2. Результаты контент-анализа ответов по методике Куна «Кто я?» выборки 10-х классов

шкалы

ответы

общее

кол-во

+

­–

"социальное я"

ученик (ученица)

27

17

10

член своей семьи

24

24

0

половая принадлежность

21

21

0

гражданин

10

9

1

спортсмен

6

6

0

участник художественного кружка

6

6

0

"коммуникативное я"

друг (подруга)

24

22

2

"физическое я"

возрастные характеристики

10

6

4

оценка своего внешнего вида

15

13

2

"деятельное я"

самооценка навыков, умений, знаний, компетенции

16

12

4

"перспективное я"

профессиональная перспектива

12

12

0

"рефлексивное я"

личностные качества, особенности характера

8

7

1

человек

21

21

0

По результатам контент-анализа ответов по методике Куна «Кто я?» испытуемых 11-х классов (Таблица 3) наибольшее количество ответов по шкале «социальное я» приходятся на обозначение своей половой принадлежности (девушка, юноша – 100%), учебной ролевой позиции (я - ученик (-ца), я - школьник (-ца) и т. д., - 95%) и семейной роли (я - сын (дочь), я - брат (сестра) и т. д. – 90%.).

Далее, по шкале «социальное я», 50% испытуемых обозначили свою национальность, 60% ответили, что они являются гражданами и 55% отметили свою групповую принадлежность к кружку.

По шкале «коммуникативное я» 85% испытуемых обозначили себя как «друг» («подруга»).

10% школьников обозначили ответы, относящиеся к шкале «материальное я» (богатый, бедный).

По шкале «физическое я» 40% испытуемых дали субъективную оценку своего внешнего вида (сильный, красивая, привлекательный и т.д.), а 10% указали фактическое описание своих физических данных (рост, возраст, цвет волос).

70% испытуемых дали ответы, относящиеся к шкале «деятельное я», в которых они давали оценку своим умениям, достижениям и т.д. Это говорит о довольно высоком развитии рефлексии у данных школьников.

По шкале «перспективное я» 50% испытуемых указали свою будущую профессию, а 10% испытуемых обозначили деятельностную перспективу (мечты, пожелания).

По шкале «рефлексивное я» 80% испытуемых дали ответ «человек» и «личность», а 10% испытуемых отразили качества своего характера и дали описания своего поведения.

Таблица 3. Результаты контент-анализа ответов по методике Куна «Кто я?» выборки 11-х классов.

шкалы

ответы

общее

кол-во

+

­–

"социальное я"

ученик (ученица)

28

20

8

член своей семьи

27

27

0

половая принадлежность

30

30

0

гражданин

19

17

2

член кружка

18

18

0

национальность

14

14

0

"коммуникативное я"

друг (подруга)

25

23

2

"материальное я"

оценка материального положения

3

1

2

"физическое я"

субъективная оценка своего внешнего вида

13

10

3

фактическое описание физических данных

5

5

0

"деятельное я"

самооценка навыков, умений, знаний, компетенции

21

17

4

"перспективное я"

профессиональная перспектива

14

14

0

деятельностная перспектива:

4

4

0

"рефлексивное я"

личностные качества, особенности характера

3

3

0

глобальное я

24

24

0

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальная идентичность – это переживание и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям. Идентификация с определенными социальными общностями превращает человека из биологической особи в социального индивида и личность, позволяет ему оценивать свои социальные связи и принадлежности в терминах «Мы» и «Они».

Социальная идентичность – это феномен, возникающий на основании осознании личностью своей принадлежности к разнообразным социальным группам, в которые человек включается в ходе своей жизнедеятельности.

Когнитивная и мотивационная сфера конкретной личности опосредована характеристиками тех социальных групп, с которыми она себя идентифицирует. Социальная идентичность не только формируется под влиянием различных групповых свойств и процессов, но и сама оказывает влияние на внутригрупповую динамику и процессы межгруппового взаимодействия. Социальная идентичность личности формируется в процессе взаимодействия личности с социальной реальностью, в процессе которого эта реальность субъективно осмысляется в соответствии с системой жизненных отношений и потребностей.

Становлению и развитию социальной идентичности в юношеском возрасте способствует, прежде всего, социальное окружение и, в первую очередь, его сверстники. Молодые люди занимают активную позицию по отношению к общности, в которой они реализуют себя как личность и которая становится для них зеркалом, отражающим их личностные качества, прежде всего по отношению к сплоченным группам.

Анализируя результаты обследования выборки методикой «Кто я?» М. Куна и методикой исследования социальной идентичности В.Н. Никишиной мы пришли к следующим выводам:

У старшеклассников социальная идентичность развита на высоком уровне, так как имеются высокие показатели по следующим шкалам: «перспективное Я», «физическое Я» и «деятельное Я».

Наличие целей, планов на будущее имеет большую значимость для характеристики внутреннего мира человека в целом, отражает временной аспект идентичности, направленный на дальнейшую жизненную перспективу, выполняет экзистенциальную и целевую функции.

Обозначение своей физической идентичности имеет прямое отношение к расширению человеком границ осознаваемого внутреннего мира, поскольку границы между «Я» и «не-Я» первоначально проходят по физическим границам собственного тела. Именно осознание своего тела является ведущим фактором в системе самоосознания человека.

Идентификация своего «деятельного Я» связана со способностью сосредоточиться на себе, сдержанностью, взвешенностью поступков, а также с дипломатичностью, умением работать с собственной тревогой, напряжением, сохранять эмоциональную устойчивость, то есть является отражением совокупности эмоционально-волевых и коммуникативных способностей, особенностей имеющихся взаимодействий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Баранова Т.С. Социальная идентификация личности. - М.: Институт социологии РАН, 1993. - 168 с

Кон И.С. Социологическая психология. - М., 2002. - 324с.

Майерс Д. Социальная психология. - М., 2004. - 673 с.

Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования.: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - С. 8-47

Тернер Дж. Социальное влияние. М. 2003, -256 с.

Ядов В.А. Социальная идентичность личности. - М., 1994. - 397 с.

Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1999. - 328 с.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / общ. ред. предисл. А.В. Толстых. 2e изд. М.: Флинта:2006. - 352 с.

Просмотров работы: 1649