Волшебство цвета

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Волшебство цвета

Мангушева  С.Р. 1
1МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №91 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
Бушуева  Е.А. 1
1МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №91 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1 Введение

Актуальность работы

Каждый из нас хотя бы раз в жизни хотел стать волшебником. Я задумалась, а можно ли с помощью цвета сделать злого - добрым, непоседу – внимательным, упитанного – стройным, или даже нагреть воду? Это, оказывается, легко сделать!

В научных источниках я нашла информацию о свойствах цвета, а также, чем обосновано волшебство цвета с научной точки зрения. Я узнала, какие цвета помогают при обучении в школе, в работе, в отдыхе. А также узнала, с помощью каких опытов можно показать волшебство цвета на практике.

Гипотеза: использование волшебных свойств цвета помогает в жизни любому человеку достичь желаемого (в частности, добиться успеха в обучении).

Цель работы: доказать, что цвет обладает волшебными свойствами.

Задачи работы:

Изучить волшебные свойства цвета.

Узнать научное обоснование волшебства цвета.

Провести серию наглядных опытов с цветом.

Провести исследование по изучению влияния цветов на обучение.

Использованные инструменты и материалы:

Источники света (настольная лампа, фонарики).

Лазерный диск.

Воздушные шары зеленого и красного цвета.

Сосуды из прозрачного материала

Молоко (несколько капель)

Вода.

2 Теоретическая часть 2.1 Волшебные свойства цвета

Цвет создает настроение.

Цвет греет или охлаждает.

Цвет уменьшает объем или увеличивает его.

Цвет притягивает тепло.

Цвет отдаляет или приближает предмет.

Цвета при смешивании дают новый цвет.

Комната с темными обоями кажется меньше и уже, а со светлыми обоями – шире и больше.

Рисунок 1

Полноватый человек в черной одежде кажется стройнее.

Рисунок 2

Цвет влияет на настроение. Зеленый и оттенки голубого успокаивают, поэтому их лучше использовать в спальной зоне. Яркие оттенки желтого и оранжевого повышают тонус и аппетит, поэтому их лучше использовать на кухне или в игровой комнате [2], [3].

Рисунок 3

Желтый цвет повышает концентрацию внимания и улучшает настроение и память. Данный цвет рекомендуется использовать в интерьере рабочего места, если ты постоянно занят «мозговым штурмом», придумыванием идей и работой над новыми проектами.

Цвет и его влияние на обучение

Оранжевый

Жёлтый

Зеленый

Голубой

Настраивает на позитив, бодрит, повышает работоспособность

Стимулирует умственную деятельность, повышает внимательность, энергию, способствует нестандартному мышлению

Помогает сосредоточиться, успокаивает, стимулирует умственную деятельность

Способствует усвоению информации, концентрации внимания,

успокаивает

Красный

Синий

Фиолетовый

Черный

Белый

Активизирует

При долгом воздействии раздражает, угнетает

Темные оттенки синего снижают внимание, отвлекают

Катализирует усталость

Резко ухудшает работоспособность

Нейтральное влияние

В помещениях, в которых проводится обучение, для увеличения внимания, работоспособности, стимуляции нестандартного мышления лучше использовать сочетание следующих цветов [4]:

желтый и зеленый,

желтый, зеленый и голубой

бежевый и оранжевый

2.2 Научное обоснование волшебства цвета

С позиций физики (оптики) цвет имеет световую природу. Возникновение цветовых ощущений невозможно без света. Понятия «свет» и «цвет» неотделимы. Цвет – это ощущение, которое получает человек при попадании ему в глаз световых лучей.

Рисунок 4

Лучи света, попадая на сетчатку глаза, вызывают импульсы, производящие в мозгу ощущение того или иного цвета или их сочетаний. Восприятие цвета определяется индивидуальностью человека, составом спектра световых лучей и контрастом с источниками света и несветящимися объектами.

Наш глаз воспринимает цвет как белый, когда все цвета спектра полностью отражаются от освещенной поверхности. Цвет поверхности воспринимается черным, когда все цвета спектра полностью поглощаются этой поверхностью. Тело или пространство воспринимается черным при отсутствии света [1].

Рисунок 5

Зеленый предмет избирательно пропускает зеленый, синий, голубой, частично желтый, в результате чего воспринимается зеленый цвет.

Красная поверхность избирательно отражает красный, оранжевый, желтый, частично фиолетовый, в результате чего воспринимается красный цвет [1].

Рисунок 6

Глаз человека способен различать 100 оттенков цвета. А глаз кошки - только 3-6 цветов [3].

3 Практическая часть 3.1 Разложение на цветовой спектр

Наполним прямоугольный лоточек водой, поставим зеркало наклонно к торцу лоточка. Направим свет фонарика на погруженную в воду часть зеркала и поймаем отраженные лучи на белый лист бумаги. Видно радугу на белом листе!

Рисунок 7

Секрет волшебства:

Белый свет состоит из спектра цветов, которые имеют разные углы преломления, падают в разные точки и становятся видимыми [1].

3.2 Превращение белого цвета в голубой и желтый

Наполним стеклянную банку водой, добавим несколько капель молока. Посветим фонариком сверху вниз на банку – вода будет иметь голубоватый цвет. А теперь посветим фонариком сбоку на банку – вода станет желто-розового цвета, как на закате (рисунок 8,9).

Рисунок 8 Рисунок 9

Секрет волшебства:

Вода, забеленная молоком, по-разному преломляет лучи разных цветов, так же, как атмосфера по-разному преломляет солнечные лучи в зависимости от положения солнца на небе [1].

3.3 Получение желтого цвета из красного и зеленого

Возьмем воздушные шарики зеленого и красного цвета, оденем их на фонарики. Посветим «красным» фонариком на белый лист –получим красный круг, посветим «зеленым» фонариком на белый лист – получим зеленый круг (Рисунок 9, 10). А теперь одновременно посветим на лист «красным» и «зеленым» фонариком, накладывая зеленый круг на красный круг – получим желтый круг (Рисунок 11).

Рисунок 9 Рисунок 10

Рисунок 11

Секрет волшебства:

Белый цвет – это спектр цветов. Основные цвета спектра (красный, зеленый, синий) при смешивании их попарно дают все остальные (вторичные) цвета, при смешивании трех основных цветов спектра получается белый цвет [1].

3.4 Исследование влияния различных цветов на результаты обучения учащихся

Цель исследования - сравнение результатов обучения при использовании желтого и синего цвета. Теоретически желтый цвет улучшает результаты обучения, а темно-синий их ухудшает [4].

3.4.1 Условия

В эксперименте участвовали 5 учащихся 2 класса «Н»: Самира М., Катя К., Камиль С., Степа К, Юля А.

В первый день ученик перед выполнением каждого задания смотрел на синий картон в течение 10 секунд. Во второй день – на желтый картон. Каждый ученик выполнял задания по русскому языку, математике, чтению, окружающему миру.

3.4.2 Ход исследования

При чтении одного и того же текста в разные дни я оценивала технику чтения, осознанность чтения и количество допущенных ошибок. Задание по русскому языку заключалось в написании словарного диктанта из 10 слов, при этом я оценивала количество допущенных ошибок. По математике ученики решали 10 примеров на сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд, при этом оценивалось количество допущенных ошибок. По окружающему миру каждый ученик отвечал на вопросы теста по правилам дорожного движения, при этом я оценивала количество допущенных ошибок.

Практические работы учащихся представлены в Приложении 1.

3.4.3 Результаты эксперимента

Предмет обучения

Ученик

Синий цвет

Желтый цвет

Русский язык

Самира М.

1 ошибка

0 ошибок

Камиль С.

1 ошибка

1 ошибка

Степа К.

2 ошибки

0 ошибок

Катя К.

1 ошибка

0 ошибок

Юля А.

0 ошибок

1 ошибка

Математика

Самира М.

0 ошибок

0 ошибок

Камиль С.

1 ошибка

0 ошибок

Степа К.

1 ошибка

0 ошибок

Катя К.

0 ошибок

0 ошибок

Юля А.

0 ошибок

2 ошибки

Чтение

Самира М.

131 слов/мин,

1 ошибка

141 слов/мин,

1 ошибка

Камиль С.

67 слов/мин,

1 ошибка

75 слов/мин

0 ошибок

Степа К.

85 слов/мин

0 ошибок

109 слов/мин

0 ошибок

Катя К.

144 слов/мин,

1 ошибка

145 слов/мин,

1 ошибка

Юля А.

165 слов/мин

0 ошибок

165 слов/мин

0 ошибок

Окружающий мир

Самира М.

0 ошибок

0 ошибок

Камиль С.

0 ошибок

0 ошибок

Степа К.

0 ошибок

0 ошибок

Катя К.

0 ошибок

0 ошибок

Юля А.

0 ошибок

0 ошибок

Критерии построения диаграммы:

+1 - желтый цвет влияет положительно

0 - влияние синего и желтого цвета одинаковое

-1 - синий цвет влияет положительно

Рисунок 12

Вывод: В целом отмечается положительное влияние желтого цвета на результаты обучения по чтению, русскому языку и математике. Желтый цвет способствует улучшению зрительного внимания, уменьшению количества ошибок. В случае с Юлей А. отмечается положительное влияние синего цвета, что объясняется, вероятно, индивидуальными особенностями восприятия цвета. По окружающему миру отмечается отсутствие влияния цветов, что объясняется, скорее всего, отличным знанием учениками правил дорожного движения.

4 Заключение

В заключении я хочу сказать, что цель моего исследования – доказать, что цвет обладает волшебными свойствами, достигнута.

С помощью практических опытов я наглядно показала, что цвет действительно обладает многими волшебными свойствами. Я провела исследование по изучению влияния цвета и выяснила, что желтый цвет положительно влияет на результаты обучения учащихся моего класса.

Я могу использовать полученный опыт в использовании цвета, как волшебной палочки, при обучении в школе. Для этого я изготовила закладку из картона желтого цвета.

Приложение 1 - Практические работы учащихся при использовании синего цвета

Камиль С.

Степа К.

Самира М.

Катя К.

Юля А.

Приложение 2 - Практические работы учащихся при использовании желтого цвета

Камиль С.

Степа К.

Самира М.

Катя К.

Юля А.

5 Список использованных источников и литературы

Большая книга экспериментов для школьников (Под ред. Антонеллы Мейяни).

Воздействие цвета на человека (http://color.long-life.eu)

Колористика, психология восприятия цвета, цвет и человек (http://rosdesign.com/design/kolorofdesign.htm)

Т. Островская// Цвет и работоспособность.

Просмотров работы: 104