Юридическая ответственность несовершеннолетних

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Юридическая ответственность несовершеннолетних

Володина  А.О. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Калуги
Самсонова  Н.Ю. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

введение

1.1. Обоснование выбора темы проекта

Дети в любом государстве находятся в особом привилегированном положении. Не является исключением и наше государство: забота о подрастающем поколении проявляется в самых различных областях его деятельности. Несовершеннолетние наряду с престарелыми, инвалидами, беременными женщинами, душевнобольными относятся к числу лиц, которые значительно чаще подвергаются негативному воздействию со стороны общества, а потому нуждаются в особой защите своих прав и законных интересов. Но не стоит забывать, что там, где есть права, есть и обязанности, а они (обязанности), в первую очередь, подразумевают ответственность за их несоблюдение. Мне, как человеку, относящемуся к категории детей, стало интересно, какое может понести наказание несовершеннолетний за совершенные им противоправные деяния.

1.2. Актуальность

Проблема делинквентного (противоправного, антиобщественного) поведения и последствий в виде наказания для несовершеннолетних является одной из главных для исследования большинства социальных наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности, в особенности ребенка.

1.3. Цель и задачи:

Цель моего проекта – рассмотрение (изучение и анализ) всех особенностей юридической ответственности несовершеннолетних.

Задачи:

Обозначить понятие «несовершеннолетний»;

Изучить специфику правоспособности и дееспособности несовершеннолетних;

Выяснить возникновение юридической ответственности;

Обозначить юридическую ответственность (понятие, признаки,принципы, функции, основные виды);

Проанализировать юридическую ответственность несовершеннолетнихи иные меры, применяемые к несовершеннолетним;

Провести анкетирование;

Собрать и систематизировать полученную информацию;

Создать продукт.

1.4. Последовательность действий

ПРОБЛЕМА РЕШЕНИЕ

Выбор темы проекта

с учетом анализа Защита проекта

потребностей

Контроль и оценка

Анализ возможностей деятельности и результата

и имеющихся ресурсов

Планирование,

Сбор и обработка информации, организация и выполнение необходимой для выполнения проекта. Текущий проекта контроль и корректировка деятельности

Разработка идеи выполнения проекта

1.5 Ожидаемый результат

До детальной проработки материалов и изучения источников по предложенной тематике, конечно, тяжело заранее представить, какой будет результат проделанной работы. Но я надеюсь, что и продукт, и теория, представленная в моем проекте, будут полезны многим подросткам. Также хочется верить, что проект будет вызывать желание у остальных вникнуть в проблему юридической ответственности несовершеннолетних, поскольку мы, ученики, все относимся к этой категории.

Конструкторский этап

1. Понятие «несовершеннолетний»

В доктрине российского права несовершеннолетним признается человек, не достигший определенного возраста, с достижением которого закон связывает его полную дееспособность, т.е. реализацию в полном объеме субъективных прав и юридических обязанностей, провозглашенных Конституцией и другими законами страны. Отечественное законодательство, как и международные акты, широко использует термин "несовершеннолетний" (малолетний, ребенок, молодежь). Дополнительные сложности создает тот факт, что законодатель, как правило, не считает нужным сформулировать четкое определение этого понятия для каждой отрасли права, вероятно, относя его к очевидным. Такую ситуацию можно наблюдать на примере источников гражданского, административного, трудового и ряда других отраслей законодательства. Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. в ст. 1 говорит о несовершеннолетнем как о человеческом существе до достижения им 18-летнего возраста. Минимальные стандартные правила ООН, принятые в 1985 г., касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), не устанавливая их конкретный возраст, тем не менее указывают, что несовершеннолетним является ребенок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применимой к взрослому (Правило 2.2.а). В законодательстве Российской Федерации даются определение понятию несовершеннолетний (ребенок). Так в п. 1 ст. 54 СК РФ определяет, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Таким образом, несовершеннолетним (ребенком) признается лицо, не достигшее возраста 18 лет.

2. Специфика правоспособности и дееспособности несовершеннолетних 2.1. Понятие правоспособности и дееспособности Правоспособность — это обусловленная правом способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности, то есть быть участником правоотношения. Таким образом, может быть достаточно одной правоспособности, чтобы выступить стороной в правоотношении. Дееспособность — это обусловленная правом способность своими собственными действиями (бездействием) приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их. Правоспособность и дееспособность — это две стороны одного и того же феномена — правосубъектности, которая по своей природе является единой праводееспособностью. Реальное разъединение правосубъектности на правоспособность и дееспособность происходит в основном в сфере гражданского права и то не для всех субъектов (гражданская правосубъектность организаций едина).

2.2. Разновидности дееспособности и ее характеристика Содержание дееспособности граждан как субъективного права включает следующие возможности, которые можно рассматривать как его составные части:

способность гражданина своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности;

способность самостоятельно осуществлять гражданские права и исполнять обязанности;

способность нести ответственность за гражданские правонарушения.

Учитывая указанные факторы, закон различает несколько разновидностей дееспособности:

полная дееспособность;

дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;

дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 6 до 14 лет.

Предусматривается также признание гражданина недееспособным и ограничение дееспособности граждан по определенным законом основаниям

3. Возникновение юридической ответственности

Делинквентное поведение – действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и наказуемые в своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия – деликтами.

Делинквент (от лат. delinquens - правонарушитель) - субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия. Серьезность преступных деяний, охватываемых понятием « делинквентное поведение», колеблется от магазинных краж и вандализма до вооруженного ограбления, изнасилования и убийства. Делинквентность обычно связана с социальным и экономическим статусом семьи. Особенно часто в разряд делинквентов попадают подростки из неблагополучных семей, из неполных семей. Но не все подростки из неблагополучных семей становятся делинквентами. Точно также, и дети из благополучных семей нередко проявляют признаки делинквентного поведения. 4. Юридическая ответственность

4.1. Понятие юридической ответственности Юридическая ответственностьэто применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния.Юридическая ответственность - одна из форм социальной ответственности. Ее особенности:

всегда оценивает прошлое(действие или бездействие)

устанавливается за нарушение правовых требований, а не за их выполнение.

4.2. Признаки юридической ответственности

обязательное наличие правонарушения как основание для ее наступления;

официальныйхарактер государственного осуждения(порицания) поведения правонарушителя;

всегда имеет неблагоприятные последствия для правонарушителя: имущественные (материальные), моральные, физические, политические и иные;

характер и объем лишений правонарушителя установлены в санкции юридической нормы;

использование механизмов государственного принуждения. Это не принуждение «вообще», а его «мера», четко очерченный объем принуждения.

Государственное принуждение

- правовосстановительные меры, применяемые к правонарушителям

- карательные меры, применяемые к правонарушителям

принудительное взыскание причиненных убытков, уплата неустоек, возложение обязанности восстановить нарушенные права других лиц

применение мер уголовного наказания (например, лишение свободы), административного штрафа, дисциплинарного взыскания

   

4.3. Принципы юридической ответственности

Наименованиепринципа

Его сущность

Законность

Точная и строгая реализация правовых предписаний: привлекать к юридической ответственности могут только компетентные органы в строго установленном законом порядке и на предусмотренных законом основаниях.

Справедливость

Нельзя назначать уголовное наказание за проступки. Закон, устанавливающий ответственность или усиливающий ее, не имеет обратной силы.Если вред, причиненный нарушителем, имеет обратимый характер, юридическая ответственность должна обеспечить его восполнение.

Неотвратимостьнаступления

Если за то или иное деяние должны последовать меры государственного принуждения, то без законных оснований никто не может быть освобожден от ответственности и наказания ни под каким предлогом.

Целесообразность

Ответственность наступает неотвратимо, потому что она целесообразна. Недопустимо освобождение нарушителя от ответственности без законных оснований под предлогом тяжести, целесообразности, эффективности, политических, идеологических и других внеправовых мотивов

Индивидуализациянаказания

Обеспечивается возможностью избрания различных средств правового воздействия с учетом характера и степени общественной опасности совершенного противоправного деяния, личности виновного, обстоятельств, предусмотренных законом в качестве смягчающих или отягчающих ответственность и др.

Ответственностьзавину

Ответственность может наступать только при наличии виныправонарушителя, которая означает осознание лицомнедопустимости (противоправности) своего поведения и вызванных им последствий. Если лицо невиновно, то, несмотря на тяжесть деяния, оно не может быть привлечено к ответственности.

Недопустимостьудвоенияответственности

Недопустимо сочетание двух и более видов юридической ответственности за одно правонарушение. Это не означает, что за преступление нельзя назначить и основное, и дополнительное наказание.

4.4. Функции юридической ответственности Юридическая ответственность связана в основном с охранительной деятельностью государства и выполняет следующие функции:

Наименование функции

Ее сущность

Карательная

Реакция общества в лице государства на вред, причиненный правонарушителем. Прежде всего это его наказание.

Воспитательная

Эффективная борьба с нарушителями, своевременное и неотвратимое наказание виновных способствуют повышению ответственности и дисциплины граждан, активизации их трудовой деятельности.

Правовосстановительная (компенсационная)

В значительном числе случаев меры юридической ответственности направлены не на формальное наказание виновного, а на то, чтобы обеспечить нарушенный интерес общества, пострадавшего от правонарушения субъекта, восстановить нарушенные противоправным поведением общественные отношения.

Организующая(регулятивная)

Сам факт существования и неотвратимости наказания обеспечивает организующие начала в деятельности общества.

4.5. Основные виды юридической ответственности

Видответственности

За что наступает

Кто возлагает

В каких формахреализуется

Материальная

За ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации

Администрация предприятия, учреждения, организации

Штраф

Дисциплинарная

За дисциплинарные проступки: нарушение трудовой, учебной, воинской и служебной дисциплины

Уполномоченное на то лицо

Предупреждение, выговор, строгий выговор, увольнение

Гражданско-правовая

За нарушение договорных обязательств имущественного характера, причинение имущественного внедоговорного вреда

Суд, административный орган

Полное возмещение вреда, штраф

Административная

За административные проступки

Административные комиссии, суды, органы внутренних дел, таможенные органы и т. д.

Предупреждение, штраф, лишение специального права, конфискация, административный арест

Уголовная

За преступления

Суд

Лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества и т. п.

5.Юридическая ответственность несовершеннолетних Юридическая ответственность несовершеннолетнего зависит от его возраста и тяжести совершённого поступка. Чтобы не допускать совершения правонарушений и уметь защититься от несправедливого обвинения, необходимо знать основные положения законодательства об ответственности несовершеннолетних. Основная обязанность любого, в том числе, несовершеннолетнего гражданина соблюдать законы и не совершать правонарушений, а также не нарушать прав и законных интересов других лиц.

6.Анкетирование Для того чтобы оценить уровень знаний учеников МБОУ «СОШ №7» г. Калуги о юридической ответственности несовершеннолетних, я решила провести анкетирование [Приложение I]. среди моих сверстников – учеников 9го класса. В своей анкете я предоставила 5 заданий. Я решила включить в анкетирование вопрос о видах юридической ответственности несовершеннолетнего, о том, чем обладает ребенок 7ми лет: правоспособностью или дееспособностью, а также вопрос об ответственности 16-летнего подроста за причинение имущественного ущерба (задание №1-3). Следующие два задания я отнесла к заданиям отдельного уровня, так как ученикам предстояло решить правовые задачи. Результаты опроса представлены в таблице.

   

Задания без выбора ответа

класс

кол-во человек

№1

№2

№3

№4

№5

9

15

2

13

2

5

13

Итого

15человек (всего)

13,3%

86,6%

13,3%

33,3%

86,6%

   

знают правильный ответ

Таким образом, у большинства учеников возникли трудности в выполнении заданий по теме «Юридическая ответственность несовершеннолетних». Несмотря на небольшое количество учеников, у которых мне удалось провести анкетирование, я сделала вывод, что мой опрос вызвал затруднения у многих ребят. Можно предположить, что немалый процент учеников 9го класса либо забыл о том, что несовершеннолетний может быть привлечен не только к уголовной и административной ответственности, либо просто не знал этого. В помощь обучающимся я решила создать продукт – справочник «Юридическая ответственность несовершеннолетних» [Приложение II]. Я уверена, моя идея исправит ситуацию и расширит знания учащихся. Выбрав необычную форму моего продукта, я руководствовалась тем, что он будет интересен, привлечёт внимание своей необычностью и неординарностью, и в итоге любой захочет его прочитать, тем самым заполнив пробел по данной теме.

Заключительный этап

1. Вывод

В ходе выполнения проекта я приложила немало усилий для достижения поставленной цели, в результате которой я оправдала свои ожидания и добилась исходных задач. Для себя я уяснила базу юридической ответственности несовершеннолетних. Также я оформила продукт – справочник «Юридическая ответственность несовершеннолетних», который является практическим результатом моей упорной работы. Я надеюсь, что мой проект и продукт привлекут внимание учеников и будут использоваться на уроках правовой грамотности.

2. Оценка полученных результатов

В целом, я довольна своим результатом исследования. Мне было интересно заниматься этой работой. С теоретической стороны считаю своё исследование полностью завершенным. А практический результат моей работы – это осознание своей ответственности в рамках совершения тех или иных действий.

Список литературы

Абызов P.M. Об общественно опасном поведении несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности // Российский следователь. М.: Юрист, 2012, № 17. С. 28-29

Гражданский кодекс Российской Федерации

Дядькин Д.С., Дядькина С.Б. Применение уголовного наказания к несовершеннолетним преступникам // Актуальные проблемы современной юридической науки: Сборник научных трудов. Сургут: ИЦ СурГУ, 2012. С. 119-129

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. – М.: Юридическая литература, 1993.

Нечаева А.М. О правоспособности и дееспособности физических лиц.// Государство и право. 2001. №2

Трудовой кодекс Российской Федерации

Уголовный кодекс Российской Федерации

Информационные ресурсы

http://www.consultant.ru

https://pravovedus.ru/practical-law/criminal/ugolovnaya-otvetstvennost-nesovershennoletnih/

https://uristhome.ru/yuridicheskaya-otvetstvennost-nesovershennoletnikh

Приложения Приложение I

Анкета

«Юридическая ответственность несовершеннолетних»

1. Назовите виды юридической ответственности, к которой может быть привлечен несовершеннолетний за совершение того или иного противоправного деяния.

2. Ребенок в возрасте 7ми лет обладает правоспособностью или дееспособностью?

3. При причинении имущественного ущерба несовершеннолетний в возрасте 16ти лет самостоятельно несет ответственность или за него отвечают родители?

4. Двенадцатилетний Иванов совершил кражу (ч.1 ст.158 УК РФ). Будут ли к нему применяться положение об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних?

5. Сидорову 15 лет, и он совершил особо тяжкое преступление. Может ли быть ему назначено наказание в виде лишения свободы?

Приложение II

Просмотров работы: 11257