Ненормативная лексика в повседневном общении школьников

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ненормативная лексика в повседневном общении школьников

Ермолаева  Е. 1Перескокова  М. 1Щелева  Т. 1
1Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 104 с углубленным изучением предметов культурологического профиля» г. Перми
Аристова  А.С. 1
1Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 104 с углубленным изучением предметов культурологического профиля» г. Перми
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Устроил Ксанф угощение ученикам, послал Эзопа на рынок: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости — Эзоп подает одни только языки: жареные, вареные, соленые. «Что это значит?» — «А разве язык не самое лучшее на свете? Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах — ничего нет лучше языка!» — «Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете!» Назавтра Эзоп опять подает одни только языки: «Что это значит?» — «А разве язык не самое худшее на свете? Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну — ничего нет хуже языка!» Рассердился Ксанф, но придраться не мог.

Притча об Эзопе[4]

В повседневной жизни всем нам нередко приходится слышать слова и выражения, употребление которых совершенно недопустимо с точки зрения общественной морали и предназначено как для оскорбления адресата, так и для выражения отрицательных оценок людей и явлений. Это так называемая ненормативная русская лексика, являющаяся одной из неприглядных, но, к сожалению, трудноискоренимых сторон нашего «великого и могучего» языка.

Цель нашего исследования: выяснение причин актуальности нецензурной лексики среди подростков.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить специализированные источники по этой теме.

Выяснить мнение по данному вопросу у учеников 5 и 8-11 классов.

Проанализировать полученный материал и выделить причины актуальности нецензурной лексики.

Провести мероприятие по профилактике нецензурной лексики.

Гипотезы.

Приходится констатировать актуальность ненормативной лексики среди молодежи. Возможно, что среди подростков умение сквернословить считается признаком взросления, и для них ненормативная лексика ― это своего рода демонстрация принадлежности к «своим» и пренебрежения к общепринятым запретам. Разумеется, пополнив свой словарный запас подобными выражениями, подростки стремятся их употребить, часто используя для этой цели заборы, стены туалетов и школьные парты, а в последние годы и интернет. Таким образом, появляется своеобразная «мода на язык», ограниченный рамками общественной речевой нормы, некой цензуры.

Не менее вероятен факт влияния воспитания на лексикон подростка. Еще будучи ребенком, человек копирует поведение родителей и на основе этого формирует нормы морали. Невнимательность родителей или их безразличие к речи ребенка может поспособствовать появлению в будущем неприятных, а иногда даже неприемлемых, речевых привычек.

Объект исследования: ненормативная русская лексика.

Предмет исследования: причины популярности ненормативной лексики у подростков 5, 8-11 классов.

Методы исследования:

изучение специализированной литературы;

анкетирование;

анализ полученных в ходе исследования данных;

моделирование полученных результатов.

Глава 1. История нецензурной лексики

В народе бытует мнение о том, что нецензурные выражения в русский язык попали из татарского языка во время татаро-монгольского ига. Однако исследователи относятся к нему скептически. По мнению большинства из них, слова данной категории имеют славянские и индоевропейские корни.[2]

В языческий период истории Древней Руси они употреблялись как один из элементов сакральных заговоров. Для наших предков ненормативная лексика ― это не что иное, как обращение к магической силе, которая, по их представлениям, заключалась в половых органах. Об этом свидетельствуют некоторые пережившие века отголоски древнейших языческих заклинаний. Но со времен установления христианства церковные власти последовательно борются с этим речевым феноменом. До наших дней сохранилось множество циркуляров и указов православных иерархов, направленных на его искоренение.[3] Когда же в XVII веке произошло жёсткое разграничение разговорного языка и литературного, за ненормативной лексикой окончательно закрепился статус сборища «нецензурных выражений».

Советский и российский лингвист и культуролог, доктор филологических наук В.И. Жельвис выделяет некоторые функции ненормативной лексики[1]:

Средство понижения социального статуса адресата.

Средство установления контакта между равными людьми.

Средство дружеского подтрунивания или подбадривания.

«Дуэльное» средство.

Представить себя «человеком без предрассудков».

Привлечение внимания.

Патологическое сквернословие.

Как средство вербальной агрессии.

Как междометие.

Глава 2. Ненормативная лексика

в повседневном общении школьников

Сейчас многие люди по речи собеседника делают выводы о его интеллектуальных способностях. Но почему же подростки, зная это, продолжают активно использовать ненормативную лексику в своей речи? С этим нам помог разобраться наш опрос, проведенный среди 5 и 8-11 классов нашей школы.

Нами был разработан опросник (см. приложение 1 "Анкета") и проведено анкетирование на тему ненормативной лексики среди 5,8-9,10-11 классов (см. приложение 2 "Сводная таблица полученных в ходе исследования результатов" и приложение 3 "Графическое представление результатов"). Дети данных возрастов были выбраны для получения наиболее объективной информации.

Под термином «нецензурные слова» нами подразумеваются вся сниженная лексика: жаргонизмы, молодежный сленг, собственно бранные слова, используемые в среде школьников.

На вопрос: «Используете ли вы нецензурные слова в своей речи?» пятиклассники ответили 34% - «да» среди девочек и 60% - «да» среди мальчиков.

53% девочек используют такие слова для самозащиты, 24% девочек – с целью выражения сильных эмоций,20% мальчиков считают, что это «круто», такое же количество мальчиков используют это для самозащиты, остальные 60% бездумно включают в свой лексикон бранные слова.

При использовании бранных слов пятиклассники испытывали примерно одни и те же чувства: среди девочек 58% чувствовали себя некомфортно, остальные 42% нейтрально, аналогичная ситуация с мальчиками – 60% чувствовали себя некомфортно,40% нейтрально.

Но избавиться от такой вредной привычки захотели лишь 75% девочек и 60% мальчиков, остальные затруднились ответить на данный вопрос.

Несмотря на это, все пятиклассники категорически не хотели бы, чтоб их дети использовали бранные слова в своей речи. Также лишь 23% считает, что ненормативная лексика всегда была характерна для России.

Подобные слова ученики пятых классов слышат от ровесников - 40%,от родственников - 17% и от людей в нетрезвом состоянии - 43%.И видят решение этой проблемы в создании определенных законов, за неисполнение которых будут выписывать штрафы.

Среди 8-9 классов мы получили следующие результаты: 32% девушек и 75% юношей используют бранные слова. 55% девушек чувствуют себя некомфортно, в то время как65% юношей считают это нормальным явлением и относятся нейтрально.

Но цели использования очень схожи: и девушки, и юноши используют ненормативную лексику для выражения сильных эмоций – 42 %,для самозащиты –23% и просто так – 35%. Избавиться от использования таких слов хотят девушек 60% и 50% юношей. Однако на вопрос: «Хотели бы вы, чтобы ваши дети использовали ненормативную лексику?» 83% учеников ответили «нет», а 12% было безразлично.

Обычно ненормативную лексику ученики 8-9ых классов слышат от одноклассников – 50% и 12% от прохожих,15% людей ответили, что слышат это от каждого. Более того 60% считают, что ругательства всегда были характерны для России.

Несмотря на это ребята предложили некоторые пути решения этой проблемы: 5% утверждают, что дело в воспитании и нужно просто лучше следить за ребенком, 24% считают, что введение закона поможет решить эту проблему, а остальные ученики просто убеждены, что такую серьезную проблему не решить.

Анкетирование представителей старшей школы – 10 и 11 классов – показало следующие результаты: 42% девушек и 43% юношей используют ненормативную лексику в своей речи, 62% девушек и 37% юношей испытывают при этом дискомфорт. Остальные же безразлично относятся к этому вопросу. Основные цели использования бранных слов – это выражение сильных эмоций -76%,для самозащиты-14% и ради шутки -10%.На вопрос «Хотели бы вы избавиться от ненормативной лексики?» 86% девушек и 16% юношей ответили «да»,7%девушек и 68%юношей ответили «нет», остальные отнеслись к этому вопросу нейтрально.

Обычно ненормативную лексику ученики старшей школы слышат от прохожих – 45%, от подростков – 44% и от мужчин 11%. 91% не хотели бы в будущем слышать от своих детей бранных слов, остальные ответили, что не смогут это контролировать, так как ненормативная лексика стала частью русского языка, поэтому 76% старшеклассников убеждены в том, что ненормативная лексика была все время присуща России.

Более того, 9% считают, что это вовсе не проблема, а 61% - что это никак не решить.

Несмотря на это, остальные 30% учеников предложили нам следующие пути решения:

17% - развивать словарный запас с помощью чтения;

9% - проводить занятия и создавать социальные ролики по данной проблеме;

4% - провести флэшмоб против нецензурной лексики.

Из данных опросов видно, что в возрасте 11-12 лет дети все еще продолжают копировать поведение взрослых, стараются быть похожими на них, поэтому берут пример с употребляющих в своей речи таких слов взрослых. Так для мальчиков пятых классов использование нецензурных слов становится трендом. Актуальность бранных слов среди девочек по сравнению с мальчиками мала, в их сознании все еще остается тот факт, что девочкам нельзя использовать ненормативную лексику. Об этом говорят в семье родители, для пятиклассников это авторитетное мнение. Главной целью использования слов для них становится самозащита.

Ученицы 8-9 классов сохраняют позицию «не использовать нецензурные выражения», а мальчики начинают привыкать к их использованию, поэтому это становится обычным делом. В их головах уже выстраивается понимание того, что проблема настолько глобальна, что вряд ли ее можно решить.

При переходе в старшую школу границы стираются, девушки и юноши общаются лучше друг с другом, по сравнению с 5,8 и 9 классами, где мальчики дружат с мальчиками, а девочки с девочками. Скорее всего, из-за этого использование ненормативной лексики у девушек возрастает и выравнивается с показателями юношей. Некоторые девушки даже отметили, что слышат нецензурные выражения чаще именно от мужчин.

Назначение значительно меняется. Для учеников десятых и одиннадцатых классов одной из главных целей использования ненормативной лексики является выражение эмоций, точное пояснение ситуации. Использование таких слов становится привычным, потому что они звучат повсюду: в интернете, на улице, в компании сверстников. Несмотря на это старшеклассники считают, что использование ненормативной лексики связано с плохим воспитанием и нехваткой словарного запаса. И особенно удивляются, когда те же пятиклассники ругаются нецензурными словами, даже не догадываясь, что те копируют их поведение. Помимо этого ненормативная лексика для школьников служит неким ограждением, защитой от нападающего. Сейчас люди меньше применяют друг к другу физическую силу, выливающуюся обычно в драку, заменив это «словарным избиением» друг друга. Кто более грубо обругает, тот и победил. В связи с этим явлением появилось российское интернет-шоу «VersusBattle»,где люди унижают друг друга в жанре рэп-батлов.

Все это привело к тому, что почти половина старшеклассников просто не верят в избавление от этого явления, а некоторые уже просто не считают это проблемой. И думают, что ненормативная лексика – часть русского языка, и, избавившись от нее, мы изменим менталитет.

Разумеется, едва ли можно запретить сквернословие человеку, для которого - в силу его воспитания и интеллекта - это единственно доступная форма самовыражения. Однако следует иметь в виду, что брань в общественном месте оскорбляет тех, для кого табу на такую лексику - в силу их нравственных или религиозных соображений - не утратило силу.

Заменяя словосочетания или даже целые предложения жаргонными словами, мы перестаем использовать наш словарный запас полностью, что приводит к его постепенному оскудению.

Заключение

В своей работе мы пытались найти причины актуальности ненормативной лексики у школьников. Для этого мы сделали следующее:

1. Изучили работы российского лингвиста В.И. Жельвиса, который выделял несколько функций употребления таких слов.

2. Провели анкетирование и обработали результаты, показавшие, что у каждого из школьников свои причины употребления нецензурных слов. И только общение с ними на эту тему может помочь в понимании этих причин.

Благодаря нашему исследованию мы поняли, что ненормативная лексика воспринимается учениками как инструмент, с помощью которого можно превзойти любого человека в споре, легко и быстро сбросить накопившееся эмоциональное и физическое напряжение, выплеснуть «внутреннюю грязь», а нередко выразить даже положительные эмоции.

Грубость и сквернословие позволяют скрыть собственную уязвимость, ведь обнаружить слабость и неуверенность подросткам равносильно полному поражению.

Именно эти знания помогли нам подобрать наиболее эффективные, на наш взгляд, пути решения этой проблемы:

Пропаганда культурной речи в виде плакатов с призывами (см. приложение 4 "Агитационные плакаты").

Проведение флэшмобов среди школьников. Например, «30 дней под цензурой» или «Новый лексикон» (см. приложение 5 "Развлекательные мероприятия").

Проведение бесед с детьми о вреде сквернословия (см. приложение 6 "Урок о вреде сквернословия").

Также эта работа заставила нас более внимательно следить за нашей речью и речью окружающих нас людей.

Список источников

1.Жельвис В. И. Поле брани: сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира, - изд.2, перераб. и доп. – М.: Ладомир, 2001

2. Назаров В.Д. «Срамословие» в топонимике России XV—XVI вв. //«А се грехи злые, смертные…»/Сб. ст. под ред. Н.Л. Пушкаревой. – М.: Ладомир, 1999

3. Успенский Б.А. Религиозно-мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии // Тезисы симпозиума. – М.: 1981

4. http://www.cdpages.ru/spblog/svetlana/pritcha-o-ezope5.http://www.masterofmusic.ru

6. http://www.radiorus.ru

7. http://festival.1september.ru

Приложения

Приложение 1.

Анкета

1)Пол

2)Класс

3)Используете ли вы бранные слова в своей речи?

4)Как вы себя чувствуете, когда используете в своей речи такие слова?

5)Для какой цели вы используете их?

6) Нравится ли вам использовать такие слова?

7) Часто ли вы используете ненормативную лексику?

8) Хотели бы вы избавиться от таких слов?

9) От кого вы обычно слышите бранные слова?

10)Как вы себя чувствуете, когда слышите ругательства?

11) Ругаются ли такими словами у вас в семье?

12) Хотели бы вы, чтобы ваши дети включали в лексикон такие слова?

13)Как вы думаете, ругательства всегда были характерны для России?

14)Как вы думаете, каким образом можно решить проблему ненормативной лексики в речи граждан России?

Приложение 2.

Сводная таблица полученных в ходе исследования результатов

Вопрос

5 класс

8-9 класс

10-11 класс

м

ж

м

ж

м

ж

1. Используете ли вы нецензурные слова в своей речи?

* да

* нет

60

40

34

66

75

25

32

68

43

57

42

58

2. Цели использования

* авторитет

* самозащита

* эмоции

* просто так

* ради шутки

20

20

60

53

24

23

42

35

23

42

35

14

76

10

14

76

10

3. Самочувствие при использовании

* некомфортно

* нейтрально

60

40

58

42

35

65

55

45

37

63

62

38

4. Хотели бы избавиться?

* да

* нет

* нейтрально

60

40

75

25

50

50

60

40

16

68

16

86

7

7

5. Хотели бы, чтобы ваши дети использовали такие слова?

* да

* нет

* безразлично, не смогут контролировать

100

5

83

12

91

9

6. Всегда ли нецензурная лексика была характерна для России?

* да

* нет

23

77

60

40

76

24

7. От кого обычно слышите?

* сверстники

* мужчины

* родственники

* нетрезвые люди

* прохожие

* от каждого человека

40

17

43

50

12

15

44

11

45

8. Как решить проблему?

* введение закона

* штрафы

* воспитание

* чтение

* флэшмобы

* профилактические занятия

* не решить

* не нужно решать

100

24

5

71

17

4

9

48

9

Приложение 3.

Графическое представление результатов

Рис.1. Используете ли вы нецензурные слова в своей речи? (ответ "да")

Рис.2. Цели использования (5 класс)

Рис.3. Цели использования (8-9 классы)

Рис.4. Цели использования (10-11 классы)

Рис.5. Самочувствие при использовании ("некомфортно")

Рис.6. Хотели бы избавиться? (5 класс)

Рис.7. Хотели бы избавиться? (8-9 классы)

Рис.8. Хотели бы избавиться? (10-11 классы)

Рис.9. Хотели бы, чтобы ваши дети использовали такие слова?

Рис.10. Всегда ли нецензурная лексика была характерна для России?

Рис.11. От кого обычно слышите?

Рис.12. Как решить проблему?

Приложение 4.

Развлекательные мероприятия

Флэшмоб – довольно популярное и современное массовое мероприятие, от участия в котором подросткам очень сложно отказаться.

«30 дней под цензурой»

Школьникам предлагается пройти испытание – не использовать ненормативную лексику в течение 30 дней. Если участник флэшмоба проходит испытание, то он передает эстафету своим друзьям, бросая им вызов: «Я смог. А вы?».

«Новый лексикон»

Подросткам предлагается в течение недели заменить все бранные слова в своем лексиконе на другие, контекстно- синонимичные данным. Например, на названия цветов: «Ах, ты ж одуванчик васильковый! Да, чтобы тебя растюльпанило!». Такая речь довольно забавна и сразу разряжает обстановку в напряженных ситуациях. После прохождения испытания эстафета передается друзьям или знакомым.

Приложение 5.

Урок о вреде сквернословия[7]

Цель: профилактика сквернословия.

Задачи:

Показать пагубное влияние сквернословия на внутренний мир человека;

Развить желание сохранять и очищать родную речь от непристойных выражений;

Учить выражать свои чувства социально приемлемым способом.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Сквернословие – это речь, наполненная непристойными словами, бранью. Вдумайтесь в факты!

За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10 выпускник школы, увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания, а это будущие матери, носители генофонда нации; ежедневная смертность населения России более 2500 человек в день.

По показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 133 месте в мире среди мужчин и на 100 месте – среди женщин, 54% молодёжи, родившейся в 80-е годы, не способны окончить среднюю школу.

На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность. Сегодня “матом” разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. “Мат” доносится с экранов телевизоров. Так ли уж безобидна эта вредная привычка? Мы сегодня с вами об этом поговорим.

2. Вступительная беседа.

Понаблюдайте за собой, есть ли у вас такая нехорошая привычка, ругаетесь ли вы дома, как на это реагируют ваши семья, друзья, чувствуете ли вы при этом себя комфортно, или же все-таки понимаете, что это дурная привычка, но вы не можете от этой зависимости освободиться. Обратите на себя внимание, посмотрите на себя со стороны, как вы смотритесь, когда из вас выливается тирада грязных, не свойственных человеческой природе слов?

Стоит только один раз произнести эти слова, как они просто прилипают к вашей оболочке, входят в ваш круг жизни, который окружает ваше тело как коконом. Слова имеют свою энергию, которая не пропадает, а соединяется в определенной сфере, наполняет эту сферу и затем этой же энергией давит на человека.

Представьте себя в комнате, где кроме вас находятся и другие члены семьи, и кто-то курит, наполняет комнату дымом и все дышат этим удушающим газом. Вы и не замечаете, как ваш организм отравляется, клетки ваши съеживаются, закрываются от газов.Но вы можете и выйти из комнаты, так как дым вы ощущаете и чувствуете, вам неприятен дым. Но подобным образом и энергия сквернословия скапливается над вашей семьей, над вашим будущим родом, внедряется в ваш генетический код рода, изменяет клетки ДНК, внедряясь в них. Изменяется судьба ваша и ваших детей, потому что слова сквернословия становятся проклятием вас самих и ваших детей, и вашего будущего поколения.

Немного истории. Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни.

В древней Руси мат являлся ни чем иным как заклинанием, формулой для вступления в связь с нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с ней, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

Но все знали, что бранить матом нельзя детей, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может, обидится, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”.

Самым важным и научно подтверждённым является то, что “мат” опасен для здоровья, он способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет.

Он, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

3. Практическая работа

Итак, сквернословие - это инфекция, которая поражает вашу психику, внедряется в ваше сознание и разрушает все, что вокруг вас происходит. Человек начинает пить, курить, лгать, потому что проторил дорогу темным силам. А как же быть в таких случаях, что делать тем, кто рядом находится с таким человеком, как избавиться от этой пагубной привычки?

В книге С.С. Орбелиани “Мудрость вымысла” в одной притче говорится, что охотник пригласил друга–медведя. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся, ушёл. Прошло время, он встречает охотника и говорит: “Ударь топором по голове, чтоб рана была”. Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своём, и охотник нанёс удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: “Посмотри – рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов твоей хозяйки – до сих пор саднит мне сердце”. Изготовление плакатов против вируса сквернословия. Организация выставки.

4. Итоги занятия.

Подытоживая сказанное, выведем своеобразное кредо: я - исключение, моя речь - это мое зеркало, мое достоинство. С меня начинается честь и культура России.

Просмотров работы: 6959