Введение
Важнейшими вопросами для современной России являются вопросы социокультурного взаимоотношений церкви,государства,общества - к традиционным религиям. Тем религиям, которые всегда существовали на территории России. Для того, чтобы правильно в них разобраться и способствовать христианскому просвещению русского народа необходимо в этом разобраться.
Я православная, живу в Останкинском районе г. Москвы мой любимый храм- Храм Живоначальной Троицы в Останкине.Особая атмосфера, которая непередаваемо ощущается в храме, навсегда останется в моем сердце. Храм основан в XVII веке и пережил множество «взлетов и падений» от расцвета до упадка, запустения и отрадно видеть, что последние десятилетия он начал заново возрождаться и стал оплотом веры для христиан. Я задумалась на тему - как происходило возрождение за три последних десятилетия, какие были взаимоотношения с государством, народом и другими религиями. И решила подробнее исследовать эту тему. За основу взять историю Храма Живоначальной Троицы и вплести в канву моего исследования.
Актуальность темы
Актуальность работы состоит в том, что в российском обществе до конца не сформировано отношение к цивилизованному восприятию людей и государства к религиозным традициям. В школьной программе, к сожалению, нет ответов на эти вопросы. Я хочу в своей работе провести анализ достоверности источников,сопоставить данные из разных источников, что позволит мне сделать новые нетривиальные выводы, получить конкретные результаты и восполнить пробел в знаниях. Обобщить накопленные знания. Новизна исследования заключается в методологии поиска ответов на мои вопросы (стратегии взаимодействия государства, общества и религиозных объединений) на примере Русской Православной Церкви, в частности подворья патриарха Московского и Всея Руси Храма Живоначальной Троицы в Останкине. Изучив тему и источники я обратила внимание, что нет исследований, которые максимально раскрывают тему стратегии взаимодействия общества, государства и Церкви на основе конкретного храма. Я постаралась в своем исследовании раскрыть тему с новой точки зрения, исследовав историю храма, упадка, возрождения и дальнейшее взаимодействие, сотрудничество с государством и обществом. И провести параллель с областями сотрудничества РПЦ и государства в данный момент.
Объект исследования феномен культурного наследия России, воплощающий все самое ценное из светской и религиозной культуры. Социальный и культурный опыт исторической памяти поколений. История Храма Живоначальной Троицы как одного из территориальных подразделений РПЦ.
Предметом исследования являются принципы и основные направления взаимосвязи государства, общества с Русской православной церковью, традиционными религиями в сфере развития, сохранения и использования культурных ценностей.
Цель исследования изучить, как развивается и складывается в последние десятилетия культура церковно-государственных взаимоотношений с традиционной религией, на основе истории Храма Живоначальной Троицы в Останкине. Раскрыть объективные причины необходимости в обществе уважительного отношения к общечеловеческим ценностям как составному элементу духовной культуры.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи –
Изучить историю возникновения храма Живоначальной Троицы. Его историю возрождения за три последних десятилетия.
Проанализировать социальные и культурные церковно-государственные отношения к традиционным религиям на примере Русской Православной Церкви.
Гипотеза: предполагаю, чтона основе изучения истории подворья патриарха Московского и Всея Руси Храма Живоначальной Троицы в Останкине, можно увидеть становление государственной системы охраны памятников культуры, взаимодействие в сотрудничестве и взаимопомощи государства и РПЦ. А проанализировав объект и предмет исследования, можно увидеть решение вопросов социокультурного взаимоотношений церкви, государства, общества - к традиционным религиям.
Хронологические рамки: XVII столетие; XVIII столетие; РСФСР
(1917—1922г.г); СССР (1922—1991); Российская Федерация (с 1991г.-по настоящее время).
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух основных глав - каждая из пяти пунктов, статистики, заключения, выводов, библиографического списка, приложения.
Общенаучные методы и приемы исследования:
Описательно-повествовательный метод
Анализ и (как по частям, так и в целом)
Сравнительно-исторический метод
Аналогия (путем сравнения)
Типология (упорядочение информации)
Обобщение (формулирование выводов, фактов, событий)
Классификация (на какую аудиторию направлен проект, целевую направленность)
Опросный метод (взятие интервью у духовенства)
Натурное обследование и фотофиксация храма
Этапы реализации исследовательской работы
№ |
Название этапа |
Содержание деятельности |
Сроки |
1 |
Подготовительный |
Постановка: Актуальности темы Объекта исследования Предмета исследования Цели исследования Задач исследования Гипотеза Поиск общенаучных методов и приемов исследования |
август -сентябрь 2017 г. |
2 |
Организационный |
Сбор информации, посещение архива, библиотек Проведение интервью с духовенством Беседы с прихожанами Натурное обследование и фотофиксация храма Структурирование работы Изучение исторических источников |
октябрь-ноябрь 2017г. |
3 |
Основной |
Сделана аналогия путем сравнения Обработка статистических данных Обобщение-формулирование выводов, анализ фактов, событий Определена классификация на какую аудиторию направлен проект, целевую направленность Написание исследовательской работы |
декабрь-январь 2018 г. |
4 |
Аналитический |
Анализ итоговой работы Выводы из проделанной исследовательской работы Определена практическая и теоретическая значимость работы Подведение итогов исследовательской работы |
январь-февраль 2018 г. |
Основная часть
История храма – история страны
1.1. После Смутного времени на Русиземля на которой построен храм, принадлежала князю Михаилу Яковлевичу Черкасскому.На его средства в (1677-1683 гг.) отстраивается каменная трехпрестольная церковь, из красного кирпича, в стиле «русского узорочья» (Приложение 1). Изначально храм имел три престола: северный — в честь Тихвинской иконы Божией Матери, южный — в честь преподобного Александра Свирского, центральный — в честь Живоначальной Троицы (Приложение 2). Появление этих престолов не случайно, Северный (Приложение 3) посвящен Тихвинской иконе Богоматери, написанный, по преданию евангелистом Лукой. В 1383 году икона эта чудесно появилась над водами Ладожского озера. На этом месте был построен храм Успения Богоматери. Образ не раз спасал от нападения шведских войск. Противоположный Южный придел (Приложение 4) посвящен святому Александру Свирскому, который родился 15 июля 1448 года в селении Мандера, недалеко от Ладожского озера. Посвящение останкинских престолов Тихвинской иконе и Свирскому святому раскрывает духовный идеал строителя храма. Он связан с Севером Руси ратными делами, иноческим подвигом. Строителем Останкинской церкви был крепостной князя М. Я. Черкасского каменных дел мастер Павел Сидорович Потехин (Приложение 5), происходящий из села Кадницы Нижнегородского уезда. Строительство храма с двумя его приделами продолжалось около 14 лет, начиная с 1678 года. В основном здание было закончено в 1863году, и тогда же был освящен северный Тихвинский придел, служивший домовой церковью; южный придел Александра Свирского освятили лишь в 1691 году, а центральную часть храма - в 1692 году.
1.2. Шереметьевы получили Останкино уже в XVIII столетии после браковенчания графа Петра Шереметьева и княгини Варвары Черкасской (Приложение 6). При Шереметьевых Останкинская церковь активно реставрировалась и перестраивалась. Зачастую начало истории храма связывают именно с этой знаменитой фамилией.
В 1754 году вместо шатровой колокольни была построена новая в стиле барокко, но уже в 1878 году её вновь перестроили (Приложение 7), вернув первоначальный вид. До революции в Останкине часто бывали знатные и царственные особы, отправляющиеся на богомолье в Троице-Сергиеву лавру или приезжавшие погостить в имение Шереметьевых (Приложение 8). Польский король СтаниславАвгуст Понятовский, император Павел I, император Александр I. В 1850-е годы в Останкине жил знаменитый церковный писатель Андрей Николаевич Муравьев. Вот какими страницами открывается его известный труд «Русская Фиваида на Севере»: «Тихо, отрадно мирное Останкино, в объеме его прохладных рощей, которые отовсюду веют роскошным опахалом своих лип и сосен, освежая для него знойные часы полудня. Еще очаровательнее оно, при ярких красках утренней зари, когда голубым зеркалом расстилается обширный пруд, в темной окраине прибрежной дубравы, пред величественным храмом и палатами, или, когда, в поздний час вечера, багровое солнце, спускаясь за лес, последними лучами румянит купол Графского дома и семь крестовых глав высокой церкви времен Патриарших». [0]
В 1856 году при восшествии на престол Александра II Останкино было избрано местом говения императорской четы.
1.3 При советской власти церковь подверглась разорению: Одним из первых декретов Советского правительства был Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви1. После Октябрьской революции многие храмы были закрыты или разрушены, церковные ценности изъяты2. В 1919 году приход по бедности и малолюдству вынужден был спуститься из верхних храмов в подклет, где был освящен престол во имя св. Николая (Приложение 9) 23 апреля 1922 года из храма изъяли ценности при этом вес окладов с икон и Евангелий составил 4 пуда 1 фунт 12 золотников серебра, что составляет около 70 кг. [1] Приход был закрыт, а здание храма передано Антирелигиозному музею искусств (б. Донской Монастырь). В подклет Нарпит складировал картофель, наверх свозили иконостасы из упраздненных московских церквей. В клетушках и времянках при храме ютились жильцы из бывших прихожан, на дворе стояли курятники и сараи.
Музей еще в 1931 году начал хлопотать о передаче ему здания храма и получил его в свое ведение с января 1935 года. Не без труда музею удалось вернуть похищенные экспонаты. В годы Великой Отечественной войны церковь использовали как хранилище для музейных экспонатов. Тот факт, что храм передали музею и использовали, как хранилище пошел во благо, и здание осталось не разрушенным.
1.4 Возрождение богослужебной жизни в Останкинской церкви пришлось на последнее десятилетие XX века. 80-90 гг. ХХ века – время больших перемен в государственной и политической жизни нашей страны. Эти перемены коснулись и отношений Церкви и государства. [2]
1Нормативно-правовой акт, принятый Советом народных комиссаров 20 января (2 февраля) 1918 года и вступивший в силу 23 января (5 февраля) того же года, в день официальной публикации в «Газете Рабочего и Крестьянского Правительства». Устанавливал светский характер государственной власти, провозглашал свободу совести и вероисповедания, лишал религиозные организации каких-либо прав собственности и прав юридического лица. Заложил основы для развёртывания атеистической пропаганды и атеистического воспитания. Утратил силу постановлением Верховного Совета РСФСР от 25 октября 1990 года. _____________________________________________________________________________________
2Президиум ВЦИК (председатель М. И. Калинин) — 2 января 1922 г. принял постановление «О ликвидации церковного имущества». 23 февраля 1922 года. Президиум ВЦИК опубликовал декрет, в котором постановлял местным Советам «. изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий, по описям и договорам все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Народного Комиссариата Финансов для помощи голодающим».
В 1970-годы началась реставрация иконостасов, стенописи, фасадов и ремонт кровли.
В 1980-годы вслед общему стремлению окружать современные культурные мероприятия историческим фоном стали и в Троицкой церкви устраивать концерты духовной и светской музыки XVIII века.
О позиции Русской церкви в эти годы, как и других действовавших в СССР религиозных организаций, свидетельствует обращение "К религиозным деятелям и пастве", принятое 16 декабря 1987 г. на очередном совещании глав и представителей Церквей и религиозных организаций СССР. В нем говорилось: "За последние годы, опираясь на процесс демократизации всей общественной жизни, наша страна обрела как бы новое дыхание. Созидание мы ощущаем в экономике и политике, в сфере морали, науки и культуры. Возросли требования к чистоте нравственной атмосферы общества, многообразнее и глубже становится духовная жизнь. С новой силой утверждаются гласность и правдивость, самокритичность и требовательность.»
В 1991 году центральный престол храма освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В то время храм являлся Подворьем Свято-Введенской Оптиной Пустыни. Первым настоятелем возрождающегося храма стал иеромонах Феофилакт (Безукладников) (Приложение 10). В те годы в Останкинской церкви царила особая атмосфера: духовная связь с монастырём была прочной. На Оптинское подворье приезжали люди со всех концов Москвы и Московской области. С момента открытия и освящения храма в 1991 году приходская община продолжает расти. Для большого количества людей Останкинская церковь стала поистине Крещальной купелью, в которой началась их жизнь в Церкви.
1.5. В 2000 году Останкинская церковь стала Подворьем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Связь с Оптиной Пустынью со временем ослабела, но уклад литургической жизни остался прежним.
В 2009 году новым настоятелем церкви был назначен Преосвященнейший Сергий, епископ Солнечногорский (Приложение 11), руководитель Административного секретариата Московской Патриархии. С его назначением началась новая веха в истории храма. По благословению Владыки были выполнены серьезные восстановительные работы: отремонтированы купола и крыша храма — ветхий металл заменен медью, в алтаре положен мраморный пол, произведена реставрация иконостасов. По старинным фотографиям, предоставленным сотрудниками музея-усадьбы Шереметьевых, были восстановлены киоты икон Божией Матери «Неупиваемая чаша» и «Феодоровская». Так же по фотографии восстановили киот почитаемой прихожанами иконы Божией Матери «Грузинская».
С 2012 года в воскресные и праздничные дни за богослужением в храме поёт известный мужской хор под управлением Георгия Смирнова. (Приложение 12)
2. Взаимодействие государства и Церкви
2.0 Из истории храма мы видим, что в последние десятилетияперемены в стране обусловили изменения в отношениях государства с общественными, в том числе религиозными объединениями. Активно стали восстанавливаться храмы. Религия все активнее входит в культурную жизнь страны, становятся традиционными разнообразные формы совместной работы. Областями сотрудничества РПЦ и государства в данный момент являются:
Содействие взаимопониманию между народами, людьми, государствами – миротворчество.
Сохранение нравственности в обществе духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание.
Благотворительность, развитие совместных социальных программ.
Охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории культуры.
Диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений.
Культура и творческая деятельность, работа церковных и светских средств массовой информации.
Экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества.
Поддержка института семьи, материнства и детства.
Противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества.
В Храме Живоначальной Троицы тесные рабочие связи с государством, обоюдная помощь с радостью оказывается «по первому зову» - это обеспечение безопасности во время больших церковных праздников - сотрудники полиции, МЧС, ДПС, медики, правовая поддержка – со стороны государства. Совместное улаживание украинского конфликта - сбор средств жителям Донбасса (храм собирал гуманитарную помощь), молебны о восстановлении мира и здоровья - со стороны Церкви.
2.1 Социокультурная деятельность Храма Живоначальной Троицы. Повсеместно Церковь все активнее входит в культурную жизнь страны, становятся традиционными разнообразные формы совместной работы оторганизации выставок, спектаклей, концертов для всех горожан вне зависимости от вероисповедания(Приложение 13)до:
Социальной службы (помощь малообеспеченным жителям района, приютами, сотрудничество с детскими домами и др.)
Работа с образовательными организациями [4] (на примере нашей школы ГБОУ г. Москвы школа № 1415) – выставки рисунков, проведение Рождественских и Пасхальных фестивалей, занятия по толерантности для учащихся, участие в патриотических митингах, организация экскурсий, беседы о толерантности, проведение игр и викторин, помощь в подготовке конкурсных и проектно-исследовательских работ и др.) (Приложение 14)
Интервью с протоиереем Дмитрием (Приложение 23 - Интервью)
2.2 Я сделала статистику, как в разные годы развивалось взаимодействие церкви, государства, общества:
До 1999 года |
2000-2014 |
2015-2017 |
Принят закон «О свободе совести» 1 октября 1990 г. Верховный Совет СССР |
В армии появились военные священники |
Число граждан «полагающихся на Бога» выросло с 49% (с 1991 г) до 67% |
Созданы Совет при Президенте и Комитет Думы по взаимодействию с религиозными организациями (24 апреля 1995 г.) |
В некоторых школах введен предмет «Основы религиозных культур и светской этики» |
Количество религиозных организаций в РФ 27,5 т. (в том числе 16 т. относящихся к РПЦ) |
Бурный рост религиозных общин |
Восстановлены и построены новые храмы основных религий [5] |
Взаимодействие Русской Православной Церкви с другими христианскими Церквями [5] |
2.3 В 1990-2000-е годы свой прежний облик приобрели главные храмы российских иудеев и лютеран в Москве – Московская хоральная синагога (Приложение 15) и Евангелистическо-лютеранский собор святых апостолов Петра и Павла (Приложение 16). В один из крупнейших центров буддизма в 2000-е годы превратилась столица Калмыкии Элиста, где была возведена «Золотая Обитель Будды Шакьямуни»(Приложение 17). Ведется большая работа по возрождению буддийских дацанов Бурятии. В 2015г. была заново отстроена Московская соборная мечеть — главная мечеть Москвы, одна из крупнейших и высочайших мечетей в России и в Европе. Первое здание мечети было построено в 1904 году, в 2011 году оно было снесено для строительства здания по новому проекту, открытие состоялось 23 сентября 2015 года. (Приложение 18)
2.4. Взаимодействие Русской Православной Церкви с другими православными христианскими Церквями дало возможность доставление в Россию ряда сакральных святынь. Ежегодно на Пасху из Иерусалима доставляется чудодейственный благодатный огонь (Приложение 19).
Благодаря тесному сотрудничеству с монастырями Афона состоялось одно из самых крупных событий в духовной жизни страны последних лет- принесение в Россию 2011 году части Пояса Пресвятой Богородицы из Ватопедского монастыря (Приложение 20). До этого на просьбы из других стран о привозе туда Пояса афонские старцы отвечали отказом. Такой отказ был дан, в частности, США. В России Поясу поклонились свыше 3-х миллионов человек.
Весной 2017 году в Москву в Храм Христа Спасителя (Приложение 21) были привезены мощи одного из самых почитаемых в России святых –Николая Чудотворца Мирликийского (Приложение 22), которые с конца 11 века хранятся в посвященной ему базилике в итальянском городе Бари. Это событие вновь вызвало огромный приток верующих, желающих поклониться святыни.
Патриарх Кирилл неоднократно отмечал, что эти многочисленные очереди россиян есть яркие проявления чуда возрождения веры в России.
"Пока жива эта искренняя вера, есть надежда на возрождение всех сторон общественной жизни, политической стабильности, социальной справедливости, развития науки, техники, искусств. Есть надежда на возрождение человека", - уверен предстоятель РПЦ [3]
Выводы
По итогам проведенного мною исследования и анализа собранного материала, можно сделать вывод о том, что гипотеза подтвердились.
Считаю, что диалог и сотрудничество между обществом, государством, церковью и традиционными религиями - есть. Это доказывает исследование истории храма, истории социокультурного взаимоотношений церкви, государства, общества - к традиционным религиям. Диалог возможен и необходим, он нужен обществу, нужен культуре.
Основой преодоления разногласий - таких как не принятие веры, других религий, межнациональные конфликты - должно стать взаимное уважение позиций друг друга, правовая и историческая компетентность участников диалога, понимание единства и целостности культурно-исторического наследия и желание сохранить его для будущего России.
Непонимание в этой сфере, разрушение диалога может привести к культурной катастрофе, масштабы которой трудно представить.
Система сохранения культурного наследия, сложившаяся в России, вряд ли может пока считаться оптимальной, ибо она еще не в полной мере защищает культурные ценности от разрушения, от субъективного подхода к оценке их значимости. Она нуждается в дальнейшем правовом обеспечении, в законах, учитывающих динамику и закономерности развития культуры, и актуальные отношения в сфере культуры.
Теоретическая и практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что мною комплексно реконструировалась история Храма Живоначальной Троицы как одного из территориальных подразделений РПЦ. Впервые в работе объективно показана позиция и роль Православной церкви – ее руководства, рядовых священнослужителей, - в процессе развития отношений с государственной властью. Работа восполняет пробел в истории церковного развития Московского региона. Может найти практическое применение при написании трудах по истории РПЦ (например, можно воспользоваться таблицей статистики), разработке специальных курсов в рамках истории Москвы, составлении учебных пособий по краеведению. Материалы настоящего исследования могут найти применение в музейной и экскурсионной работе (пример маршрута экскурсии: Приложение 24) для духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Способствует в целом сохранению исторической памяти.
Перспективы для дальнейшей работы:
Составление экскурсии с подробной исторической информацией о маршруте и посещаемых сооружений. Разработка цветного информационного буклета для экскурсионного маршрута по четырем священным сооружениям разных традиционных религий. Изучение и написание (с фотографиями) краткого пособия - повествования о Храме Живоначальной Троицы в Останкине, описание интерьеров – иконостасов, настенной росписи. Краткие примеры:
Слово о крещении-настенная роспись.
Христос и дитя-настенная роспись.
Хождение по водам-настенная роспись.
Притча о потерянной овце-настенная роспись.
Воскресенье Христово-иконостас.
Тайная Вечеря-иконостас.
Рождество Христово-иконостас.
Список литературы и использованных источников
Русская Фиваида на Севере. СПб., 1855 (Цензор – инспектор Московской Духовной академии архимандрит Сергий) [0]
Акты Российского государства: Архивы московских монастырей и соборов, XV начало XVII вв. / РАН. Ин-т рос. истории. - М.: Ладомир, 1998. -- 733 с. [1]
Об охране и использовании памятников истории и культуры. Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1978. -№51. - Ст. 1387. [2]
О свободе вероисповеданий. Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. № 267-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР (далее Ведомости СНД РФ и ВС РФ). - 1990. - № 21. - Ст. 240. [2]
Официальные документы Русской Православной Церкви (Устав, Основы социальной концепции РПЦ). [2]
Федеральный закон от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ (ред. от 30.11.2010 № 328-ФЭ) «О свободе совести и о религиозных объединениях» Текст. // Собрание законодательства РФ, 30.08.2004, № 35, ст. 3607. [2]
Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» Текст. // Российская газета. 2009. 19 мая. [5]
Вероисповедная политика Российского государства Текст. / Отв. ред. М.О. Шахов. М.; 2003. - 207 с. [5]
Государство и религии: взаимодействие на благо развития общества Текст.: Материалы международной конференции. — М.: Экон-Информ, 2009. 136 с. [5]
Залужный, А.Г. Государство и религия в России: проблемы взаимодействия Текст. / А.Г. Залужный // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. Ред. М.К. Горшков. Вып.7. - М.: Институт социологии РАН, 2008. -С. 493-503. [5]
«Троицкий вестник» от №3 от июня 2013 года
Сайт Храма Живоначальной Троицы в Останкине http://trinitychurch.ru/church_in_ostankino/
П. А. Раппопорт. Древнерусская архитектура. Стройиздат: СПб, 1993. Стр. 224.
Паламарчук П. Г. Москва в границах 1917 года // Сорок сороков Краткая иллюстрированная история всех Московских храмов. — Москва: Астраль, 2004. — Т. 3. — С. 157 — 161. — 696 с. — 7000 экз.
РИА Новости https://ria.ru/religion/20111127/499528789.html [3]
Участие в митинге, посвященном началу контрнаступления под Москвой. Ссылка на источник: [4] http://sch1415sv.mskobr.ru/novosti/uchastie_v_mitinge_posvyawennom_nachalu_kontrnastupleniya_pod_moskvoj/
В 6 классе прошла профилактическая беседа о толерантности Ссылка на источник: [4] http://sch1415sv.mskobr.ru/novosti/v_6_klasse_proshla_profilakticheskaya_beseda_o_tolerantnosti/
Третьеклассники побывали с экскурсией в останкинском храме. Ссылка на источник: [4] http://sch1415sv.mskobr.ru/common_edu/obwee_obrazovanie/novosti/nashi_tret_eklassniki_pobyvali_s_e_kskursiej_v_ostankinskom_hrame/
Сайт храма Живоначальной Троицы в Останкине о совместном уроке у шестиклассников. Ссылка на источник: [4] http://sch1415sv.mskobr.ru/mass_media/mass_media_photo/sajt_hrama_zhivonachal_noj_troicy_v_ostankine_o_sovmestnom_uroke_u_shestiklassnikov/
В 6Б прошла профилактическая беседа о толерантности и игра «Учимся слышать и понимать друг друга» Ссылка на источник: [4] http://sch1415sv.mskobr.ru/novosti/v_6b_proshla_profilakticheskaya_beseda_o_tolerantnosti_i_igra_uchimsya_slyshat_i_ponimat_drug_druga/
Экскурсия в храме Живоначальной Троицы .Ссылка на источник: [4] http://sch1415sv.mskobr.ru/common_edu/obwee_obrazovanie/novosti/kskursiya_v_hrame_zhivonachal_noj_troicy/
Прошла профилактическая беседа о толерантности. Ссылка на источник: [4] http://sch1415sv.mskobr.ru/novosti/proshla_profilakticheskaya_beseda_o_tolerantnosti_s_syuzhetno-rolevoj_igroj/
Викторина "По страницам Православия" прошла в нашей школе. Ссылка на источник: [4]
http://sch1415sv.mskobr.ru/novosti/viktorina_po_stranicam_pravoslaviya_proshla_v_nashej_shkole/
__________________________________________________________________
Примечание: фотографии Храма Живоначальной Троицы авторские, макеты стендов авторские, остальные фотографии взяты из открытых источников – сайт школы №1415 и из открытого доступа интернет - Яндекс. Картинки
Приложение
Справка:
Храм Троицы Живоначальной в Останкине (Патриаршее подворье)
Сайт: trinitychurch.ru
E-mail: [email protected]
Адрес: 129515, Москва, 1-я Останкинская ул.,7, стр. 2
Престолы:
Центральный престол — Живоначальной Троицы (День Святой Троицы, Пятидесятница — переходящая дата);
Южный – преподобного Александра Свирского (30 апреля, 12 сентября);
Северный — Тихвинской иконы Божией Матери (9 июля);
Нижний (крестильный) – святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца (22 мая, 19 декабря).
Святыни:
Храмовая икона Ветхозаветной Троицы (1654 г.) — в местном ряду иконостаса (празднование — в День Святой Троицы, переходящая дата),
Черниговская икона Божией Матери — в местном ряду иконостаса (празднование — 14 сентября);
Грузинская икона Божией Матери — в Свирском Приделе (4 сентября);
Феодоровская икона Божией Матери — в центральной части храма (29 августа, 27 марта);
Собрание частиц мощей святых угодников Божиих — в центральной части храма.
Богослужение
Ежедневно
8.00 — молебен
8.30 - Божественная Литургия
16.45 - вечерня и утреня, всенощное бдение
Приложение 1
Ру́сское узо́рочье (моско́вское узо́рочье) — архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Русского государства, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта.
Все фасады сплошь закрыты узором
Приложение 2
Изначально храм имел три престола: северный — в честь Тихвинской иконы Божией Матери, южный — в честь преподобного Александра Свирского, центральный — в честь Живоначальной Троицы
Иконостас Центрального престола
Приложение 3
Вход в северный престол
Приложение 4
Вход в южный престол
Приложение 5
Строителем Останкинской церкви был крепостной князя М. Я. Черкасского каменных дел мастер Павел Сидорович Потехин
Приложение 6
княгиня Варвара Черкасская и граф Петр Шереметьев
Приложение 7
Вид с колокольни
Приложение 8
До революции в Останкине часто бывали знатные и царственные особы, отправляющиеся на богомолье в Троице-Сергиеву лавру или приезжавшие погостить в имение.
Польский король Станислав Август Понятовский император Павел I
император Александр I Александр II с супругой
Приложение 9
При советской власти церковь подверглась разорению
В 1919 году приход по бедности и малолюдству вынужден был спуститься из верхних храмов в подклет, где был освящен престол во имя св. Николая.
Приложение 10
В 1991 году центральный престол храма освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
В то время храм являлся Подворьем Свято-Введенской Оптиной Пустыни. Первым настоятелем возрождающегося храма стал иеромонах Феофилакт.
Приложение 11
В 2009 году новым настоятелем церкви был назначен Преосвященнейший Сергий, епископ Солнечногорский.
Приложение 12
Мужской хор под управлением Георгия Смирнова
Хоры в Троицком Храме
Приложение 13
Социокультурная деятельность Храма Живоначальной Троицы
Повсеместно Церковь все активнее входит в культурную жизнь страны, становятся традиционными разнообразные формы совместной работы.
Становятся традиционными разнообразные формы совместной работы от организации выставок, спектаклей, концертов для всех горожан вне зависимости от вероисповедания
Приложение 14
Участие в митинге, посвященном началу контрнаступления под Москвой. Ссылка на источник: http://sch1415sv.mskobr.ru/novosti/uchastie_v_mitinge_posvyawennom_nachalu_kontrnastupleniya_pod_moskvoj
В 6 классе прошла профилактическая беседа о толерантности Ссылка на источник: http://sch1415sv.mskobr.ru/novosti/v_6_klasse_proshla_profilakticheskaya_beseda_o_tolerantnosti/
Третьеклассники побывали с экскурсией в останкинском храме. Ссылка на источник: http://sch1415sv.mskobr.ru/common_edu/obwee_obrazovanie/novosti/nashi_tret_eklassniki_pobyvali_s_e_kskursiej_v_ostankinskom_hrame/
Сайт храма Живоначальной Троицы в Останкине о совместном уроке у шестиклассников. Ссылка на источник: [4] http://sch1415sv.mskobr.ru/mass_media/mass_media_photo/sajt_hrama_zhivonachal_noj_troicy_v_ostankine_o_sovmestnom_uroke_u_shestiklassnikov/
В 6Б прошла профилактическая беседа о толерантности и игра «Учимся слышать и понимать друг друга» Ссылка на источник: [ http://sch1415sv.mskobr.ru/novosti/v_6b_proshla_profilakticheskaya_beseda_o_tolerantnosti_i_igra_uchimsya_slyshat_i_ponimat_drug_druga/
Экскурсия в храме Живоначальной Троицы .Ссылка на источник: http://sch1415sv.mskobr.ru/common_edu/obwee_obrazovanie/novosti/kskursiya_v_hrame_zhivonachal_noj_troicy/
Прошла профилактическая беседа о толерантности. Ссылка на источник: http://sch1415sv.mskobr.ru/novosti/proshla_profilakticheskaya_beseda_o_tolerantnosti_s_syuzhetno-rolevoj_igroj/
Викторина "По страницам Православия" прошла в нашей школе. Ссылка на источник: http://sch1415sv.mskobr.ru/novosti/viktorina_po_stranicam_pravoslaviya_proshla_v_nashej_shkole/
Приложение 15
Так же в 1990-2000-е годы свой прежний облик приобрели главные храмы российских иудеев в Москве – Московская хоральная синагога
Старейшая синагога в Москве. Построена в 1891 году на возвышенности Ивановская горка, открыта 1 июня 1906 года. В синагоге имеется четыре молельных зала, располагается Главный раввинат и духовное училище (ешива). Находится в ведении Попечительского совета Московской еврейской религиозной общины (МЕРО).
Расположена по адресу: Большой Спасоглинищевский переулок, 10
Приложение 16
И лютеран в Москве- Евангелистическо-лютеранский собор святых апостолов Петра и Павла.
Приход церкви святых Петра и Павла в Москве — один из старейших лютеранских приходов в России.
Приложение 17
«Золотая Обитель Будды Шакьямуни»
Крупнейший буддийский храм Республики Калмыкия, один из крупнейших буддийских храмов в Европе. Расположен в центре Элисты на улице Юрия Клыкова. Освящён 27 декабря 2005 года.
Приложение 18
Московская соборная мечеть
Московская соборная мечеть — главная мечеть Москвы, одна из крупнейших и высочайших мечетей в России и в Европе. Первое здание мечети было построено в 1904 году, в 2011 году оно было снесено для строительства здания по новому проекту, открытие состоялось 23 сентября 2015 года. Расположена вместе с резиденцией Совета муфтиев России в Мещанском районе Москвы на Выползовом переулке.
Приложение 19
Чудодейственный благодатный огонь
Огонь, выносимый из Гроба Господня на особом богослужении, совершаемом ежегодно в Великую субботу, накануне празднования Пасхи по юлианскому календарю в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Вынос пасхального огня символизирует выход из Гроба «Света Истинного», то есть воскресшего Иисуса Христа.
Приложение 20
Часть Пояса Пресвятой Богородицы из Ватопедского монастыря
Пояс Пресвятой Девы Марии, который в наши дни разделен на три части, – единственная сохранившаяся реликвия ее земной жизни. Согласно Преданию, пояс был соткан из верблюжьей шерсти самой Девой, и после Успения при Вознесении она отдала его апостолу Фоме.
Приложение 21
Храм Христа Спасителя
Кафедральный соборный храм Христа́ Спасителя в Москве — кафедральный собор Русской православной церкви (улица Волхонка, 15—17). Существующее сооружение, построенное в 1990-х годах, является воссозданием одноимённого храма, созданного в XIX веке.
Оригинал храма был воздвигнут по проекту архитектора К. А. Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 22 сентября 1839 года, освящён 26 мая 1883 года. Здание храма было разрушено в разгар сталинской реконструкции города 5 декабря 1931 года. Заново отстроен в 1994—1997 годах.
Приложение 22
Мощи одного из самых почитаемых в России святых – Николая Чудотворца Мирликийского
В христианстве почитается как чудотворец, на Востоке является покровителем путешествующих, заключённых и сирот, на Западе — покровителем практически всех слоёв общества, но в основном детей.
На Руси в XI веке почитание святителя распространилось быстро и повсеместно. Русской православной церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочнившегося почитания русским народом великого угодника Божия.
Приложение 23
Интервью с Протоиреем Димитрием Мышевым
ДАТЫ ХИРОТОНИЙ
Рукоположен во диакона 13 июня 1999 г.
Рукоположен во священника 24 февраля 2002 г.
ОБРАЗОВАНИЕ
Православный Свято-Тихоновский Богословский институт – 2004 г.
ИЕРАРХИЧЕСКИЕ И ЦЕРКОВНЫЕ НАГРАДЫ
Право ношения набедренника – 2004 г.
Право ношения камилавки – 2006 г.
Право ношения наперсного Креста – 2010 г.
Награжден медалью св. блгв. князя Даниила Московского – 2008 г.
1) Отец Дмитрий, хотелось бы поговорить с Вами о том времени, когда Вы только начинали свое служение, и о священстве в целом. Вы пришли в Церковь в каком году, и есть ли разница между Церковью тридцатилетней давности и современной?
Добрый день, разница есть. И не только между Церковью тридцатилетней давности и современной, но и во мне. Опыт и мудрость приходит с годами, много узнаешь нового, что-то меняется в самом себе. Я начинал свое служение в 1990-х годах. С момента открытия и освящения храма в 1991году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II - приходская община продолжает расти. В то время храм являлся Подворьем Свято-Введенской Оптиной Пустыни. Сейчас церковь стала Подворьем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
2) Что Вы знаете об истории храма, его истоках и жизни до «нового возрождения»?
У храма долгая и интересная история, он пережил и взлеты, и падения. До моего прихода на территории храма в зданиях, где сейчас Воскресная школа и трапезная были коммерческие фирмы, которых стоило большого труда попросить освободить историческое помещение. Когда приход был закрыт после революции, а здание храма передано Антирелигиозному музею искусств- в подклете и наверху было складирование иконостасов и церковной утвари из московских церквей. То, что храм передали на баланс музея, сыграло положительную роль и сохранил его для истории.
3) Как возрождался храм после упадка?
Еще в 1970-годы началась реставрация фасадов и ремонт кровли. А в начале 2000-х годах выполнены серьезные восстановительные работы: отремонтированы купола и крыша храма — ветхий металл заменен медью, в алтаре положен мраморный пол, произведена реставрация иконостасов. По старинным фотографиям, предоставленным сотрудниками музея-усадьбы Шереметьевых, были восстановлены киоты икон.
4) Области сотрудничества Храма и государства в данный момент?
Это обеспечение безопасности во время больших церковных праздников - сотрудники полиции, МЧС, ДПС, медики, правовая поддержка – со стороны государства. Информационная и организационная помощь.
5) Социокультурная деятельность Храма Живоначальной Троицы?
Социальная помощь малообеспеченным жителям района, сотрудничество с детскими домами. Воскресная школа для детей и взрослых, всевозможные концерты, фестивали, выставки, встречи с верующими. Храм сотрудничает с молодежными организациями, школами, интернатами, беженцами.
6) Что бы Вы хотели сказать молодежи о Церкви?
Меня радует, что настало время, когда молодежь стала все чаще и чаще вспоминать о вере, приходить и помогать храму, ближним и просто думать о хорошем, доброте, помощи окружающим. Сдерживать зло и стараться творить добро, которого сейчас в нашем мире не хватает. Хочу сказать молодому поколению, что будьте открыты для добра и веры, помните о своих родителях. Будьте счастливы.
8) В завершение разговора, что бы Вы пожелали нашему Правительству РФ (советы или пожелания)?
Быть ближе к народу, интересоваться проблемами, стараться решать их. Не забывать о духовной жизни. С Божьей помощью все получиться. Желаю удачи!
Приложение 24
Для примера мной составлен маршрут - предполагающий посещение четырех священных сооружений разных традиционных религий. Я составила последовательность посещаемых объектов и общее время экскурсионного маршрута с возвращением на начальный пункт.
(Экскурсионный маршрут предполагает поездку только на московском метрополитене по одной ветке и пешую прогулку до посещаемых объектов - предполагается нахождение в каждом храме 40 минут)
Последовательность посещаемых объектов |
Начало маршрута – м. ВДНХ |
Время маршрута |
1 |
Объект: Храм Живоначальной Троицы в Останкине Адрес: Москва, 1-я Останкинская улица, 7с2 (м. ВДНХ) |
25 мин. пешком+40 м. экс. +25 м. пешком до метро |
2 |
Объект: Евангелистическо-лютеранский собор святых апостолов Петра и Павла Адрес: Москва, Старосадский пер., 7/10, (м. Китай-город) |
13 м. метро+8 мин. пешком+40 мин. экс. + 8 мин. пешком до след. объекта (Синагоги) |
3 |
Объект: Московская хоральная синагога Адрес: Москва, Б. Спасоглинищевский пер, 10/3 (м. Китай-город) |
40 мин. экс. +5 мин. пешком до метро |
4 |
Объект: Московская соборная мечеть Адрес: Москва Выползов переулок, д. 7 (м. Проспект Мира) |
7 мин. метро + 9 мин. пешком+40 мин. экс. + 9 мин. пешком |
Конец маршрута - м. ВДНХ Итого общее время маршрута с экскурсией займет – 4 часа 36 минут |
7 мин. метро |