Введение
Актуальность:
Установлена связь экологических и социальных проблем, это влияние очевидно. Много проблем, порожденных социумом, переходит в ряд экологических. Активная социофобия разрушает не только мир природы, но и приводит к ухудшению жизни человека, что актуализирует экологическое просвещение общества, в данном исследовании экологический аспект проблематики - экология отношений, проблема – социофобия. Для того, чтобы эффективно общаться, необходимо изучить психологию отношений, особенности характера. Лишь разобравшись в проблеме, мы сможем лучше понимать окружающих нас людей-социофобов, легче находить общие интересы в общении, взаимопонимание. [9],[10]
Сам по себе данный термин «социофобия» появился в лексиконе психиаторов в начале 60-ых годов, но заниматься ею всерьез начали только последнее десятилетие. Проблема чрезвычайно значима. Информация о социофобии и современных методах ее лечения появились в Росси 3-4 года назад, и впервые попытки популяризировать ее при помощи прессы вызвали неожиданно большой интерес и поток пациентов. Людям, даже живущим в крупных городах, как правило, негде было получить помощь. Их состояние рассматривалось врачами либо как природная робость, либо как невроз или что-то в этом роде.[2]
Также мы живем в век высоких технологий, который является благоприятной средой для развития социофобов. Благодаря компьютерному, виртуальному, миру, отпадает нужда для реального общения и контактирования с людьми.
Для предотвращения развития данной фобии следует обратить на неё пристальное внимание, во избежание в будущем суицидальных попыток подросткового населения, а также тяжелых прогрессирующих депрессивных состояний.
Проблема: Экологический аспект проблематики – социофобия, как проблема в экологии социальных отношений. Низкая информативность широкого круга общественности о данной фобии, ее малоизученность и отрицательные стороны высоких технологий.
Гипотеза: Сегодняшнее поколение подростков в результате развития компьютерных технологий более подвержено социофобии и имеет идеальные условия для ее развития, в сравнении с поколением их родителей.
Цель проекта: Исследование на наличие данной фобии у школьников и взрослого населения. Сравнение результатов. Привлечения внимания родителей и педагогов к проблеме данной фобии у детей.
Задачи проекта:
Рассмотреть социофобию, как проблему с точки зрения экологии отношений;
Изучить социофобию;
Научиться понимать, что человек‑ социофоб;
Найти корни социофобии;
Выяснить значение нового термина- «Хикикомори»;
Распознать причины социофобии;
Проявление социофобии;
Разработать анкету, направленную на наличие социофобии и выявление взаимосвязи между социофобией и веком высоких технологий в группах учеников и взрослого поколения;
Провести социальный опрос, выявить процентное количество по наличию социофобии учеников и взрослого поколения, подвести итоги.
Объект исследования: Социофобия.
Предмет исследования: Взаимосвязь прогресса девайсов и развития социофобии у подросткового населения. Наличие социофобии у подросткового населения и взрослого поколения.
Методы исследования: В данной работе были применены методы анализа и обобщения. В ходе исследования проводился анализ литературных данных и результатов собственных наблюдений, групповое анкетирование. Консультация.
План мероприятий исследовательской работы представлен в таблице1
«План мероприятий исследовательской работы»
Таблица 1
План мероприятий исследовательской работы
№ |
Мероприятие |
Результат |
1. |
Знакомство с социофобией, знакомство с социофобией, как проблемой социальных отношений |
Выявление истоков фобии, объектов страха, методов лечения. Экология социальный отношений |
2. |
Знакомство с научной литературой и интернет‑ источниками по теме: «Социофобия». |
Литературный обзор по выбранной тематике. |
3. |
Знакомство с интернет источниками по теме «Хикикомори» |
Литературный обзор по выбранной тематике. |
4. |
Проведение тестирование на проявление социофобии. |
Получение результатов тестирования. |
5. |
Изучение литературы и интернет-источников |
Подготовка к трансляции проекта |
Практическая значимость: Исследования, проведенные в рамках работы, могут быть использованы в обучении и практике людьми, занимающихся изучением психологии. Данные по исследованию социофобии, а также анализ по изучению, представленные в данной работе, послужит для проведения дальнейших исследований проблемы социофобии.
Информация может быть использована для ознакомления взрослыми и предотвращения развития социофобии у молодого поколения, как решение проблемы экологии социальных отношений. Для социальной адаптации социофобов.
Глава 1
Социофобия
1.1. Информационная справка о научных исследованиях социофобии.
Социофобия - интенсивный, упорный, усиливающийся со временем, повторяющийся (часто – регулярный или постоянный) страх перед попаданием и пребыванием в социально значимых ситуациях.[2]
При данной фобии человек может испытывать следующие симптомы:
Поглощение чувством страха;
Иррациональная дрожь в теле;
Ожидание худшего;
Нарушение концентрации внимания;
Чувство напряжения;
Раздражительность, беспокойство;
Кошмарные сновидения, плохие сны.
Социофоб, находясь дома, чувствует себя в полном комфорте, нежели чем:
При выступления на публике;
При ответах в школе, институте перед всей аудиторией;
Во время собеседования при приеме на работу;
При деловых встречах, переговорах с новыми партнерами;
В разговорах с «авторитетными» людьми, например с руководителем;
При общение в «реальном режиме» с незнакомцами;
В ситуации общения, когда объект зрительно недосягаем, например, по телефону, или же в ситуации виртуального общения, например по Скайп;
В любые действие в общественных местах: страх есть, пить, читать и прочее на людях;
Во время свиданий с малознакомым партнером;
Во время общественных мероприятий, где собирается значительное число людей;
Во время шопинга в магазинах, особенно больших;
При посещение общественных туалетов;
В ситуациях, где предусматривается, что на личность будет нацелено внимание: танцевальное, музыкальное выступление, спортивные матчи и прочее.
Каждый человек, да и психотерапевт или психолог искал первопричины этой фобии. Самые распространенные выводы следующие:
Неправильное, чрезмерно строгое воспитание в детском возрасте;
Неверное поведение родителей, отсутствие с их стороны адекватной оценки событий;
Предъявление чрезмерных, тяжело выполнимых, требований ребенку;
В период взросления – критика при становлении личности;
Отсутствие достаточного социального одобрения, частые конфликты;
Подавление проявлений сексуальности и отождествления себя со своей половой принадлежностью;
Неверный стиль жизни и неудовлетворяющее моральные потребности социальное окружение;
Восприятие финансовых проблем, как значимых проблем существования;
Неудачный опыт общения в прошлом с противоположным полом;
Соматические болезни. [2], [4]
Теперь обратимся к психотерапии. Психиатрия традиционно, хоть и неофициально, делится на «большую» и «малую». Причем людям, далеким от медицины, разница между ними видится куда более принципиальной, чем самим психиатрам. Вопросы о том, относятся ли к настоящим болезням деменция или шизофрения, задавать не принято — зато в любом обсуждении невротических расстройств, в том числе и социофобии, обязательно находится кто-то, убежденно советующий выбросить дурь из головы, собраться, не раскисать и взять, наконец, себя в руки.
Обывателей трудно винить в таком подходе — поверить в то, что галлюцинации в голове нельзя выключить усилием воли точно так же, как нельзя выключить артрит и мигрень, легко. А вот с верой в то, что кто-то всерьез не может заговорить с продавцом в магазине или просто выйти на людную улицу, уже куда сложнее. Вывод, что социофобия — удобное оправдание для лентяев, напрашивается сам собой.
Но врачи не согласны с этой точкой зрения. Социофобия попала в поле зрения ученых довольно давно. Первый описанный случай этого заболевания относится к середине XIX века. С тех пор исследований расстройства набралось достаточно много, и, согласно имеющимся данным, оно встречается довольно часто. 13% людей переживали его хотя бы раз, а 2,5% живут в таком состоянии всю свою жизнь.
Социофобию часто путают с интроверсией и социопатией, но это не одно и то же. Интроверсия — склонность человека ориентироваться на свой внутренний мир и восстанавливать силы в одиночестве. Здоровый интроверт нечасто нуждается в обществе, но не испытывает стресса от необходимости с кем-то заговорить. Социопатия, или диссоциальное расстройство личности, подразумевает в первую очередь асоциальное поведение, а вовсе не боязнь других людей. Социопат соблюдает общественные нормы только до тех пор, пока они ему выгодны, при этом он может как быть интровертом, так и стремиться стать королем вечеринок. И, наконец, социофоба отличает иррациональная боязнь общения и внимания окружающих. Если брать примеры из кино и сериалов, то, скажем, Уолтер Уайт и Джон Сноу — интроверты, Шерлок в исполнении Камбербэтча — социопат, а Фестер Аддамс из «Семейки Аддамсов» — самый что ни на есть классический социофоб.
Существуют гипотезы, согласно которым социофобия передается по наследству, однако они пока ничем не подтверждены, и возникновение расстройства скорее объясняют психологическими причинами. Родители, сами будучи социофобами, могут передать ребенку соответствующую модель поведения. Также социальная тревожность формируется у детей, которых мамы и папы показательно сравнивают с их «хорошими» ровесниками, особенно если ребенка упрекают как раз за его необщительность и нежелание, как положено, заводить друзей. Без этих благородных родительских порывов у детей остается гораздо больше шансов вырасти психологически здоровыми.
Лекции о вреде одиночества никак не мотивируют маленьких интровертов искать себе компанию, зато формируют чувство изначальной инаковости. Помимо семьи, социальная тревожность может развиться у ребенка в школе, из-за публичных и грубых выпадов учителей («А голову не забыл?») и насмешек сверстников, а также в университете, где решающим фактором становится фрустрация из-за большой нагрузки и страх провалиться, продемонстрировать собственную «негодность».
Свое объяснение проблемы дают и нейрофизиологи. В 1990-х годах группа итальянских исследователей опубликовала первую статью о группе нейронов в головном мозге человека, которые ответственны за подражательное поведение у животных. Эти нейроны назвали зеркальными. Подражание — это нечто большее, чем зевание при наблюдении за другим зевающим. Именно подражание лежит в основе эмпатии, то есть способности понимать эмоции других и сопереживать им, в основе языка и речи. Без него было бы невозможно развитие культуры и возникновение цивилизации. Серьезные нарушения в работе зеркальных нейронов, обнаруженные, например, у аутистов, делают людей неспособными не только сопереживать, но даже понять, как окружающие в принципе устроены.
Мозг людей с социальной тревожностью также имеет свои особенности. На каждый случай отвержения, на насмешки (не важно, реальные ли они) тут же реагируют отделы мозга, ответственные за страх и тревогу, к процессу подключается нервная система, и социофобы испытывают настоящую боль — ученые уже доказали, что психологический дискомфорт наш организм воспринимает так же, как и физический.
Ничего удивительного, что со временем люди с социальной тревожностью вырабатывают поведенческие стратегии, направленные на то, чтобы избегать окружающих. В частности, у них cнижается активность зеркальных нейронов и, следовательно, уровень эмпании в целом. И постепенно социофобам совершенно искренне начинает казаться, что окружающие люди им и впрямь не особенно интересны.
Следует здесь нужно отметить, что большинство, встречая знакомых на улице, не пытается поговорить с ними о новых научных открытиях и острых социальных вопросах. Люди обсуждают погоду, цены на бензин, характер начальника и другие малозначимые вещи. Разговоры о ерунде на самом деле куда важнее, чем кажется — в эти моменты зеркальные нейроны активны, и люди, обсуждая мелочи, тем самым говорят друг другу о своей эмпатической связи, о способности сопереживать и разделять чувства. Им не нужно понимать это на сознательном уровне, они чувствуют это и так.
А вот социофобы — не чувствуют. Они искренне уверены, что разговоры в курилке о насморке детей и выборе подарков на день рождения не стоят того, чтобы в них участвовать, и демонстрируют только общую глупость тех, кому они интересны.
Разумеется, болтовня о разных мелочах может казаться скучной и не социофобам. Но только они видят в ней доказательство собственной непохожести на окружающих. [1], [2], [3], [4]
1.2. Японский термин «Хикикомори»
Избегающее поведение приводит социофобов к специфическому образу жизни — у них бывают трудности с устройством на работу, с зависимостями (и особенно киберзависимостями), что, в конечном счете, формирует подход, описанный классиком — «не выходи из комнаты, не совершай ошибку». Именно так появилось японское движение хикикомори. [5]
Хикикомори(яп. 引きこもりили 引き篭もり, букв. нахождение в уединении, то есть «острая социальная самоизоляция») — японский термин, обозначающий людей, отказывающихся от социальной жизни и, зачастую, стремящихся к крайней степени социальной изоляции и уединения вследствие разных личных и социальных факторов.
-.wikipedia
Более миллиона японских подростков и молодых взрослых бросили учебу и работу для того, чтобы запереться в своих комнатах, обрубить все реальные социальные контакты и жить преимущественно за счет родителей. По словам ученых, распространенность явления именно в Стране восходящего солнца обусловлена двумя факторами: склонностью к отшельничеству, заложенной в менталитете японцев, и традиционным воспитанием, согласно которому дети в возрасте 5 лет переходят из состояния полной вседозволенности в очень жестко регламентированный мир, подвергаясь при этом огромному стрессу.[2]
Сейчас в Японии количество таких же затворников оценивается в 700 тысяч человек. По данным исследований, в некоторых городах в четырех стенах, не имея никакой работы, проводят время до 10 процентов трудоспособного населения. Хикикомори, или хикки, как их еще называют, днями и ночами напролет сидят за компьютерами в своих комнатах, покидая их только чтобы справить нужду или купить продукты. Живут при этом молодые люди за счет родителей или на пособия по безработице.
Образ жизни хикикомори стал в Японии столь популярным, что власти страны признали необходимость борьбы с этим феноменом на официальном уровне. Лечением то ли очень ленивых, то ли серьезно страдающих психическими расстройствами молодых людей начали заниматься специализированные клиники, а чтобы вернуть их к нормальной жизни, были созданы клубы для необщительных людей. В последнее время все чаще говорят о распространении явления и в других странах, в том числе и в России. [5]
1.3. История «болезни»
Когда молодой японский психиатр Тамаки Сайто в начале 1990-х годов только начинал свою практику, он был поражен многочисленными жалобами родителей на странное поведение своих детей. К нему обращались представители обеспеченных семей, которые сталкивались с одной и той же проблемой: их сыновья запирались в своих комнатах, не хотели ничего делать и ни с кем общаться. Первоначально родители принимали это за обычную подростковую лень, однако изоляция длилась месяцами, а то и годами. Чаще всего речь шла именно о мальчиках.
Тамаки Сайто утверждает, «что первые случаи подобной изоляции молодых людей были зафиксированы уже в конце 1970-х годов. Таким образом, явление зародилось еще до повсеместного распространения Всемирной паутины». Тамаки Сайто ввел для описания поведения молодых людей термин хикикомори, что в переводе с японского означает «нахождение в уединении». Ученый предложил называть так тех, кто проведет в добровольной изоляции от общества больше шести месяцев.
Нежелание общаться с окружающими сложно однозначно назвать болезнью, однако затянувшееся «инфантильное и антисоциальное поведение» может привести к серьезным последствиям, утверждает доцент кафедры психологии и педагогики Северо-Западного государственного медицинского университета (СЗГМУ) Дмитрий Ковпак. По словам врача-психотерапевта, чаще всего такими последствиями становятся аддиктивное, то есть зависимое поведение, депрессия и «ее наиболее грозный спутник — суицидальное поведение».
С распространением интернета жизнь японцев, обрекших себя на изоляцию, сильно изменилась, и они стали стремиться к общению друг с другом. Площадкой для общения живущих в изоляции японцев стали позволяющие сохранить анонимность имиджборды.
Основной темой для обсуждений в интернете стали японская массовая культура и компьютерные игры. Выяснилось, что сидящие дома молодые люди способны дни напролет проводить за просмотром любимых аниме или чтением комиксов-манги. Психиатр Энди Фарлонг даже выделил таких хикикомори в отдельный тип — «хикки-отаку».
По состоянию на начало 1990-х годов типичному хикикомори был 21 год. Спустя двадцать лет их средний возраст сильно повысился и сейчас составляет 32 года.[5], [6]
1.4. Лечение социофобии
Социальная фобия является одним из потенциально опасных расстройств, и при отрицательном течении приобретает вид панического расстройства. На сегодняшний день социофобия успешно поддается психологической коррекции совместно с медикаментозным лечением. Но нужно обязательно помнить, что человек способен преодолеть что угодно, только лишь в том случае, когда видит в этом смысл. [1], [4], [7], [8]
Медикаментозное лечение. Для лечения пациентов с социофобией применяются препараты различных фармакологических классов:
Антидепрессанты: селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС);
Антидепрессанты: Ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина (СИОЗСиН);
Трициклические и гетероциклические антидепрессанты;
Парциальные агонисты рецепторов 5НТ1а;
Бензодиазепины.
Когнитивно-поведенческая психотерапия. Основная цель программ КПТ — обучить личность не субъективно, а объективно воспринимать некомфортные мысли и вызывающие страхи образы.
Высокоэффективным методом лечения социофобии является гипноз и внушение, так называемая гипносуггестивная психотерапия. Техника гипноза основана на оказании целенаправленного словесно-звукового воздействия на психику пациента[4]
Личная (индивидуальная) психотерапия.
Групповая психотерапия.
Психотерапия онлайн, психотерапия по книгам, сюда же можно добавить самопомощь.
«Тренинг преодоления социофобии. Руководство по самопомощи» автора Дж. У.Биик .
1.5. Как избежать фобии?
Педагогам и родителям уделять должное внимание детям
Не допускать грубого и строго воспитания в детском возрасте
Не сравнивать ребенка с другими
Избегать конфликтов
Не допускать ребенку уходить от реальности с помощью различных компьютерных игр, сериалов и т.д, заменяя их беседой в семейном круге
Не упрекать или замечать промахи и неудачи ребенка
Не заставлять насильно ребенка принимать участие в различных публичных выступлениях
Не унижать ребенка на глазах у всех
Быть внимательнее друг к другу
1.6.Факторы, разрушающие экологию отношений .
Люди с социофобией более одиноки, редко отмечают праздники;
Им труднее строить отношения;
Проблемы получения образования(страх перед публикой);
Злоупотребление алкоголем и наркотическими средствами;
Эпизоды депрессии;
Неблагоприятное отношение с окружающем миром;
Нарушается звено отношений.
1.7. Экология отношения
Экология отношений ‑взаимоотношения человека с любой средой, в которой он находится подчиняется законам экологии, когда всем участникам взаимоотношений приятно и комфортно общаться. Для социофобов общение дается гораздо труднее, нежели людям без нее. Да и не все знают как правильно начать разговор с таким человеком, не задевая его чувств, слабые места и случайно не оскорбить. Поэтому очень важно правильно выстраивать экологию отношений с социофобами. [9],[10]
Пути контактов.
1.Самая идеальная площадка для создания хороших отношений с такими людьми это соц сети. Социофоб находится в комфортном для себя положении и может легко выйти на контакт с вами.
2. Иногда может казаться, что такой человек вами не заинтересован, но в большинстве случаев он просто ждет активного участия с вашей стороны. Поэтому можно сразу же спросить интересующие вас вопросы о хобби (и т.д)
3. Что же делать, если вы находитесь с социофобом в реальном пространстве ?
Прежде всего не стоит нарушать его личное пространство (социофоб не часто допускает людей в свое близкое окружение). Стараться избегать зрительных контактов. Говорить со спокойной интонацией. И прежде всего не вести себя так, что вы понимаете его проблему в общении. Общайтесь как с обычным человеком.
4. Не пытайтесь говорить с такими людьми сарказмом или использовать шутки. В большинстве случаев они просто ранят человека.
глава 2
Исследование взаимосвязи между социофобией и веком высоких технологий
2.1. Организация исследования
Была составлена анкета для анализа на наличие фобии у людей, которая включала 28 вопросов. Вопросы были взяты из разных психологических сайтов и скомплектованы в анкету, в которой затрагивались основные объекты страха при социофобии.
Выбор составили учащиеся МАОУ «Гимназия № 29 г. Томска» и взрослое население из 25 человек 1960-1980 г.р.
Всего обработано и проанализировано 64 анкеты.
2.2. Анализ полученных результатов
2.2.1. Выявление процентного соотношения на наличие социофобии в общей группе - ученики 9-ых, 10-ых классов и взрослого населения 1960-1980 г.р.
В рамках решения одной из поставленных задач исследования, были проанализировали анкеты на наличие социофобии в общем процентном соотношении у всей исследуемой группы людей.
Опрашиваемые являлись ученики 9-ых и 10-ых классов гимназии №29, а также взрослые люди 1960-1980 г.р.
Диаграмма 1
Анализ на наличие социофобии в процентном соотношении общей группы - ученики 9-ых, 10-ых классов и взрослого населения 1960-1980 г.р.
Заключение: Результаты исследования показали, что у 37 % опрошенных нет данной фобии ; 33 % - есть проявления фобии; 17 % пришлось людей, у которых фобии заметно выражена; и 13%-люди, страдающие социофобией.
2.2.2. Выявление процентного соотношения на наличие социофобии в отдельных группах - ученики 9-ых, 10-ых классов и взрослого населения 1960-1980 г.р.
Также были составлены отдельные результаты по каждой группе людей.
Диаграмма 2
Анализ на наличие социофобии в процентном соотношении группы - учеников 9-ых классов
Диаграмма 3
Анализ на наличие социофобии в процентном соотношении группы учеников 10-ых классов
Диаграмма 4
Анализ на наличие социофобии в процентном соотношении группы - взрослого населения 1960-1980 г.р.
Заключение: После проведения тестирования были получены следующие результаты:
1. Наличие наиболее выраженной социофобии опрошенных из групп показали респонденты 9-х классов - 19% , наименее - респонденты 10-х классов – 16%, низкий процент у группы взрослого населения 1960-1980 г.р -14%.
2. Социофобия отсутствует у группы взрослого населения 1960-1980 г.р -54%, группа учеников 10-х классов – 47%, группа учеников 9-х классов – 28%.
Таким образом, можно проследить то, что чем моложе поколение, тем более подвержено социофобии.
Выводы:
Окружение, которое взаимодействует с социофобами должно быть комфортным для них, чтобы решались задачи экологизированного отношения: воспитать здорового человека, живущего в экологически здоровой среде, социально здоровом обществе и имеющего возможность быть самим собой. Сегодняшнее поколение подростков подвержено социофобии
Сегодняшнее поколение подростков подвержено социофобии более, чем поколение их родителей, так как подростки посредством виртуальной связи в интернете, вседоступности социальных сетей, наличием девайсов, чем и отличается век высоких компьютерных технологий, заменяют общение «вживую» на суррогат социальных связей.
Социофобия может меняться с возрастом.
Родителям и педагогам нужно уделять должное внимание детям, обращать внимание на малейшие изменения поведения детей, ведущие к уединенности, замкнутости, а также обращать внимание на проблему социальной адаптации детей в обществе.
Заключение:
Проведенное исследование подчеркивает необходимость новых разработок стратегии по снижению проявлений социофобии.
Важно распространять информацию по теме социофобии в общеобразовательных учреждениях, отрегулировать работу психологов в оспециализированных медицинских кругах и общеобразовательных учреждениях, проводить работу с родителями, данные действия помогут вернуть социфобов в социальное обществ, что поможет решить проблему экологии социальных отношений
Список литературы и интернет-источников:
Биик Дж. У.Тренинг преодоления социофобии. Руководство по самопомощи / Перев. с англ. И. Рассказова, Н. Рассказовой. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 226 с.
Аристархов В.,Социофобия - боязнь общества [Электронный ресурс]// Медицинская информационно‑консультационная система. Популярная психология.‑ 2015. URL: http://www.ill.ru/news.art.shtml?c_article=866 (дата обращения 02.10.2016)
Нестадный инстинкт: что такое социофобия.[Электронный ресурс]
//Theory&practicehttps.Статьи.‑2016.URL:http://www.theoryandpractice.ru/posts/8526 (дата обращения: 17.10.2016).
Социофобия: избавление от страха социальных действий [Электронный ресурс]//Фобия-инфо.‑ 2014-2016. URL: http://www.fobiya.info/strah-lyudej/sotsiofobiya (дата обращения 05.11.2016)
Отаку одиночества.Почему в мире стало модно быть хикки.[Электронный ресурс]// lenta.ru.Общество.‑ 30.01.2014.URL: https://www.lenta.ru/articles/2014/01/30/hikikomori/ (дата обращения 11.12.2016)
Хироюки Ота «Хикикомори»: когда 10% трудоспособного населения не выходит из дома[Электронный ресурс]// inosmi.ru.Политика.‑ 19.09.2013. URL:http://www.inosmi.ru/world/20130919/213096465.html(дата обращения 11.12.2016)
Михайлкова Н. Социофобия:как избавиться от социального страха. [Электронный ресурс]//Психолог-консультант Наталья Михайлова. Консультации.‑ 2013.URL:https:// www.nmikhaylova.ru/sotsiofobiya-kak-izbavitsya-ot-sotsialnogo-straha/ (дата обращения 12.01.2017)
Социофобия [Электронный ресурс]// Психология и психиатрия. Фобии и мании.‑ 2016. URL:http://www.psihomed.com/sotsiofobiya/ (дата обращения 01.02.2017)
Экология человеческих отношений: Методическое пособие / Авторы-составители: С. А. Озерова, Ф. Г. Степанов. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2010. – 188 с
Актуальность, предмет и генезис экологии[Электронный ресурс]//Контент ‑платформа. Экология.Лекция 1.‑2009‑2017.URL:https://www.http://pandia.ru/text/78/074/99317.php/(дата обращения 12.04.2017)
Выражаю благодарность за помощь,
оказанную при выполнении исследовательской работы
Руководителю :
Мелюхиной Елене Владимировне,
психологу МАОУ гимназия №29 г.Томска
Научному консультанту:
Варламовой Анастасии Геннадьевне,
Эксперту центра бережливых технологий СибГМУ,
ассистенту кафедры фундаментальной психологии и
поведенческой медицины