Проблема суицида среди подростков, провоцирующие факторы и пути решения

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Проблема суицида среди подростков, провоцирующие факторы и пути решения

Мансурова Р.Р. 1
1МБУ ДО "ДДиЮТ"
Афанасьева В.Г. 1
1МБУ ДО "ДДиЮТ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

"Есть лишь одна по-настоящему философская проблема - проблема суицида". Так начинает со значительного вступления А. Камю свое хорошо известное философскому миру сочинение "Миф о Сизифе".

По данным Всемирной организации здравоохранения в 2017 году Россия занимает 15 место в мире по числу самоубийств на сто тысяч жителей, уступая сердечно - сосудистым и онкологическим заболеваниям, третье место по числу самоубийств, среди подростков.

Подростковый суицид - отражает тенденции современной действительности. В настоящее время у многих детей и подростков, напрочь отсутствуют истинные жизненные ценности и ориентиры. За каждым случаем подросткового самоубийства стоит личная трагедия, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти.

Возможно стремление к саморазрушению, заложено в человеке от природы - если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею. Поистине человек - странное создание: только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение к смерти - никакому другому живому существу это не свойственно.1

Какую же боль надо носить в душе, чтобы убить себя в таком цветущем возрасте? Всегда удивляли люди, которые кончали жизнь самоубийством. Особенно молодые. Пойти на самоубийство, когда жизнь только-только начинается. Это немыслимо.

Цель и задачи работы.

Цель: рассмотреть проблему суицида и его социальное значение, для выявления возможных путей её решения.

На основе цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать юридическую, психологическую и научную литературу, по теме исследования.

2. Выявить причины и установить побуждающие факторы подросткового суицида. Дать обоснование проблемы подросткового суицида.

3. Провести анализ статистических данных Росстата, Всемирной Организации здравоохранения, МВД РФ и Министерства здравоохранения РФ. Провести анкетирование среди несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет и проанализировать;

4. Сделать выводы, разработать предложения по законодательному урегулированию данной проблемы, и определить методы профилактической и коррекционной работы по устранению суицида среди несовершеннолетних.

Актуальность: Проблема подросткового суицида в последнее время превратилась в одну из острых и первостепенных проблем нашего общества. Постоянно происходящие в обществе неблагоприятные политические и социально-экономические события увеличивают чувство страха и неуверенности в будущем каждого человека. По сей день причины и факторы толкающие подростка к самоубийству глубоко изучаются.

Новизна исследования: выявлены и систематизированы теоретические предпосылки склонности подростков к суициду, причины подросткового суицида, проблемы суицида и пути решения данной проблемы.

Предмет исследования: суицидальное поведение в подростковом возрасте. Причины, предпосылки.

Объектом исследования: феномен самоубийства.

Гипотеза: Предполагаю, что подросток решается на самоубийство не с целью уйти из жизни, а обратить внимание окружающих на свои проблемы либо комплекс проблем, с которыми он не может самостоятельно справиться.

ГЛАВА I. Аспекты исследования подросткового суицида

Самоубийство, суицид (от латинского sui (себя) и caedere (убивать)) - это преднамеренный акт лишения жизни самого себя. Термин «суицид» ввёл в научный оборот в 1642 году английский врач и философ Томас Браун (1605 -1682) в своём сочинении Religio Medici («Верования врачей»). Понятие «самоубийство» предусматривает осознанность действий, предпринятых человеком для лишения себя жизни. Таким образом, самоубийство - явление, свойственное только людям2.

В науке существует термин – «пубертатный суицид». Им обозначают целое явление, это – подростковые самоубийства. Психическая организация подростка очень нестабильна, причем на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Подростки крайне неустойчивы в самооценке и при этом – большие максималисты, одни постоянно сомневаются в своих знаниях и способностях, они подвержены частым сменам настроения, тревожны, другие излишне самоуверенны. [Попов, 2017, с. 17]

Суицидальное поведение подростков и его признаки.

Психологи сходятся во мнении, что ни один суицид, даже выполненный очень быстро, не происходит внезапно - человек приходит к нему постепенно: от предсуицида (возникновение мыслей) до непосредственного воплощения задуманного проходит определенное время.

Предсуицидальный синдром: Психологический симптомокомплекс, свидетельствующий о надвигающемся суицидальном акте, т.е. этап суицидальной динамики, длительность которого составляет от нескольких минут до нескольких недель и месяцев3.

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

При изучении суицидального поведения, следует различать следующие типы: демонстративное поведение, аффективное суицидальное поведение, истинное суицидальное поведение.

Признаки суицидального поведения:

- постоянная сосредоточенность на проблемах, отсутствие способа их решения, новые потери, видение только негативных сторон жизни, сосредоточенность на смерти;

- изменение эмоционального состояния, слезливость, без явной причины, возрастание раздражительности, нетерпимости, снижение внимания к самому себе, замкнутость, буйное поведение или драки;

- вербальные выражения, предшествующие суицидальные попытки;

- раздача личных вещей, упорядочивание жизни, составление завещания;

- внезапное улучшение, просветление после периода длительной депрессии

Характеристики подростков с риском самоубийства.

Люди могут попасть в группу риска, что еще не означает их склонности к суициду. Не существует какой-либо одной причины самоубийства. Тем не менее, ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью4.

Группы риска:

1. Подростки, переживающие острые, экстремальные или длительные, психологически тяжелые ситуации, с аффективными расстройствами в поведении, депрессии, дисфории (состояние ничем не обоснованной грусти).

3. Подростки с преобладанием возбудимости, неустойчивости, демонстративности и психастенических расстройств.

4. Подростки из конфликтных семей, а также проживающие с психически

больными родственниками, с суицидальными попытками.

5. Страдающие хроническими соматическими и неврологическими

заболеваниями, приводящими к социально-психологической изоляции и

сопровождающимися депрессивными переживаниями. [Попов, 2017, с. 39]

ГЛАВА II. Причины суицидального поведения подростков

Какие факторы влияют на развитие саморазрушающего суицидального поведения подростков? В этом вопросе сконцентрированы элементы философии, экономики, политики, юриспруденции, социальной психологии, социологии и социальной практики.

Специалисты выделяют ряд основных мотивов суицидального поведения подростков:

1. Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.

2. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность. Переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.

3. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения (в т.ч. связанного с насилием в семье. Боязнь позора, насмешек или унижения.

4. Страх наказания (например, в ситуациях серьезного проступка), нежелание извиниться. Любовные неудачи

5. Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.

6. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации(проблемы в учебе, ЕГЭ).

7. Сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг, фильмов.

Зачастую вышеперечисленные мотивы отягощаются употреблением наркотиков, алкоголя, игровой или интернет - зависимостями5.

Взаимосвязь между алкогольными злоупотреблениями и суицидальным поведением не носит прямого причинного характера, но она зафиксирована во многих специальных исследованиях. Найдена связь роста самоубийств у подростков, употребляющих наркотики; прослеживается зависимость самоубийств от обсуждения темы насилия в сети Интернет и СМИ; от социально-экономического статуса подростка и от легкости доступа к средствам суицида.

ГЛАВА III. Отношение общества к самоубийству

(исторический и этнокультурный аспекты)

Краткий обзор отношения общества к проблеме самоубийства необходим, чтобы понять значение и смысл этого явления для современного человека. На протяжении истории моральная оценка самоубийства (преступление, грех, норма, героизм) в зависимости от этапа развития общества менялась. На этапе первобытнообщинного строя ради сохранения рода в голодные годы добровольно умерщвляли себя старики. В древности у многих народов существовало добровольное принесение себя в жертву богам во имя общественных интересов.

Философы греко-римской культуры считали, что у человека есть свобода в принятии решения - продолжать жизнь или умереть. Древние иудеи относились к самоубийству отрицательно, считая, что самоубийство выглядит как, разрушение возможности творческого созидания жизни. Оно категорически запрещено Торой. Это определяется уже первыми строками книги Бытия, утверждающими, что жизнь хороша, ее следует ценить, никогда не отчаиваться, ибо за всем, что бы ни происходило, стоит Бог.6В японской культуре акт самоубийства носит ритуальный характер и окружен ореолом святости. Самоубийство для воинского сословия самураев считалось необходимым, если следовало искупить вину сохранить честь. В Индии долгое время считалось, что преданная жена обязана последовать за своим умершим мужем. Лишь когда англичане колонизировали Индию, самосожжение было официально запрещено.

Многими религиями самоубийство рассматривалось как греховное или преступное деяние если только оно не случалось «вне ума».[Моховиков, 2001, с. 87] Так, в иудаизм строго осуждают самоубийство, считая это попыткой избежать страдания. В исламе самоубийство - тяжелейший из грехов и решительно запрещается Кораном. Сегодня мусульманские страны характеризуются самым низким числом самоубийств в мире. В христианстве самоубийство – самый страшный грех. Кто его совершал, лишался прощения Бога и спасения души. Самоубийц хоронили за кладбищенской оградой. В отличие от христианства буддизм проповедует веру в бесконечность перерождений (сансару). Кроме того, все, что привязывает человека к жизни, есть причина страдания, соответственно отречение от плоти вполне укладывается в рамки религиозных норм.

Исторически Россия - страна с низким уровнем самоубийств, что было обусловлено религиозностью населения и социально-юридическим преследованием лиц, покушавшихся на свою жизни. В России самоубийство, рассматривалось как наказуемое деяние и хоронили отдельно от остальных. В соответствии с каноническим церковным правом самоубийца не удостаивался христианского погребения и литургического поминовения. В русском языке слово «самоубийство» появилось в царствование Петра Великого и связано оно с массовыми самосожжениями раскольников – старообрядцев, против петровских реформ. [Моховиков, 2001, с. 156]

В современной социальной концепции Русской Православной Церкви отношение к самоубийству остается прежним, а эвтаназия трактуется как форма убийства или самоубийства (в зависимости от участия пациента). В концепции особо подчеркивается, что вину самоубийцы разделяют окружающие его люди, оказавшиеся неспособными к действенному состраданию и проявлению милосердия7. После Октябрьской революции самоубийства расценивались как угроза общественному оптимизму. При этом во время Великой отечественной войны по приказу Сталина И.В.

в случае угрозы плена требовалось себя убить.

ГЛАВА IV. Анализ результатов исследования.

Статистические данные. Анкетирование

Для исследования мною, были использованы статистические данные Министерства здравоохранения РФ, Федеральной службы Государственной статистики РФ, Всемирной организации здравоохранения и МВД РФ. Сайт Федеральной службы государственной статистики. http://www.gks.ru

Нарастая на протяжении XX века и достигнув двух пиков в 1994-1996 и 1998-2002 годах, уровень самоубийств с тех пор неуклонно падает. С 2002 по 2006 годы он снизился на четверть. В 2013г. - 28779 (1,54 %) смертей в РФ.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2014 в России на 100 тысяч жителей - 19,5 случаев самоубийства. За первые девять месяцев 2015 года этот же показатель равнялся 17,7. В 2015 году, число самоубийств составило 24 982, что на 6,2% ниже показателя 2014 года. В 2016г. этот же показатель упал до 15,4 что составляет самый низкий уровень с начала 1960-х. В 2017 году снизился до 14.2 случаев самоубийств. (приложение № 6)

Согласно данным Росстата у подростков в возрасте 14 – 24 лет - у 30 % бывают суицидальны мысли, из них юноши - 40%, девушки - 60 %; (приложение № 7); 90% случаев - совершаются подростками с психотическими состояниями (приложение № 8); 90 % - привлечение к себе внимания; 10% - подростков имеют цель покончить собой.(приложение № 9)

Статистические данные Республики Башкортостан.

В 2014 году добровольно ушли из жизни 1 357 граждан Башкирии. Для сравнения в Республике Татарстан – 676 граждан, что на 51% ниже, чем в РБ. В Ингушетии - 2 человека. В 2015 г. - 1 250 человек, на 1% меньше чем в 2014 г. В РТ - 552, на 52% ниже, чем в РБ. В Ингушетии - 4 человека. В 2016 г.-1131 человек, на 2% меньше чем в 2014 г. и на 1% ниже, чем в 2015 г. В РТ - 505, что на 5% меньше, чем в РБ. В Ингушетии - 1. На сентябрь 2017 г. - 699 человек. В РТ - 326 случаев. В Ингушетии - 1 человек. (приложение № 10)

Сведения о количестве случаев подросткового суицида в РФ по данным Министерства здравоохранения РФ и Росстат. (приложение № 11)

В 2014 году, 461 случай подросткового суицида. В 2015 году - 685, что на 4,8 % больше чем в 2014 г., в 2016 г. - 720 случаев, что на 5,7 % больше, чем 2014г. и на 4,9 % больше чем в 2015. На сентябрь 2017г. - 400.

Сведения о количестве самоубийств среди подростков и детей в РБ (по данным Министерства здравоохранения РФ и Росстат). (приложение № 12)

В 2014 году, 36 случаев подросткового суицида. В 2015 г. - 48, что на 1,7 % больше чем в 2014 г., в 2016 г. - 43, что на 0,1% меньше чем в 2015 г., на сентябрь месяц 2017 года - 34.

Анкетирование. Для получения точных сведений я, провела анкетирование среди подростков в возрасте от 14 до 18 лет, обучающихся открытой юридической школы «Ваше право». В опросе участвовало 90 человек.

1. Вас посещали мысли о суициде?Да- 39%, нет – 61% (приложение № 13)

2. Есть ли среди ваших знакомых лица, которых посещали мысли о суициде?

Да - 29 %, нет - 71 %(приложение № 14)

На ваш взгляд причины суицида? Отсутствие взаимопонимание с учителями, проблемы в учебе - 20 % (7% - боязнь ЕГЭ, ОГЭ), одиночество - 18 %, отсутствие взаимопонимания с родителями - 16%; позор, унижение -13%; бедность-13%; безответная любовь -11%; другое-9% (приложение №15)

Знакомый вам человек планирует суицид, вы, что-нибудь предпримите? Да -68%, Нет – 32% (приложение №16);

. Какие действия вы предпримите? Попробую отговорить сам - 37%; родителям -27%; педагогу -25%; друзьям-8%; другое -3%. (приложение №17)

6. Считаете себя одиноким в своей проблеме, не видите выхода из ситуаций,

к кому вы обратитесь за помощью? Ни с кем не поделюсь - 39%, поделюсь с родителями - 24%, сестре, брату - 13%, другу-11%;(приложение №18)

7. Предложения по профилактики суицида среди подростков: Социальная

реклама - 24%, проводить лекции - 23%,создать специальную организацию -

21%, ввести должность психолога в ОУ-21%, другое-11%. (приложение №19)

ГЛАВА V. Анализ Российского законодательства

В 1716 г. впервые в истории России появились меры предупреждения самоубийства. При Петре I в Военном и Морском Артикуле появилась суровая запись, касающаяся самоубийц: «Ежели кто себя убьет, то мертвое тело привязать к лошади, волоча по улицам, за ноги подвесить, дабы, смотря на то, другие такого беззакония над собой чинить не отважились». [Волконская,2009,с.61]. В 1845 году вводится уголовная ответственность за доведение до самоубийства. Разумеется, этот закон со временем изменялся и дорабатывался.

Несмотря на угрожающий рост числа самоубийств в современной России, уголовные дела по преступлению, предусмотренному ст.110 УК РФ, возбуждаются, но в очень не больших количествах, осужденных за данное деяния, невелико. Применение ст. 110 на практике является чем-то исключительным, так как доказать, что имело место именно доведение до самоубийства, а не добровольный уход из жизни, проблематично. Доведений до самоубийства выявить очень сложно. Статистика показывает, что за 2016 г. число осужденных в РФ составило 1 740 человек, в 2015 г. – 1502, меньше на 14 % по сравнению с 2015 годом. В 2014 г. - 1300 человек.8

Доведение до самоубийства, осуществляется активными действиями виновного в отношении потерпевшего, которые состоят в угрозах расправиться, в истязаниях, телесных повреждениях, побоях, незаконном лишении свободы, клевете, оскорблениях и т.п. Однако доведение до самоубийства может быть совершено и бездействием, например, не предоставлением питания, одежды, жилья лицом, которое обязано по закону заботиться о потерпевшем. При этом жестокое обращение и унижение человеческого достоинства могут сочетаться. [Лысак, Лопаткин, 2006, с. 32].

Следует подчеркнуть, что закон требует систематичности действий виновного при унижении человеческого достоинства (например, в распространении клеветы, оскорблениях, травле, направленных против лица, покончившего с собой). [Лебедев, 2017, с. 146] Единичный случай оскорбления или клеветы, недостаточен, в то же время единичный случай жестокости как признака преступления, приведший к суициду, окажется достаточным для наступления уголовной ответственности по ст.110 УК.

В тех случаях, когда самоубийство явилось следствием неблагоприятной обстановки, сложившейся для потерпевшего в результате действий должностного или иного лица, совершенных в соответствии с законом, уголовная ответственность такого лица по ст.110 УК исключается.

Действия потерпевшего, которые ограничивались приготовлением или высказыванием намерения совершить суицид, не имеют самостоятельного уголовно-правового значения, закон не включает их в число последствий данного преступления. [Лебедев, 2017, с. 147]

В диспозиции ст. 110 указание на форму вины отсутствует, действует положение, согласно которому это означает, что вина в данном случае может быть только умышленной (ч. 2 ст. 24 УК деяние, совершенное по неосторожности, признается преступлением в случае, когда это предусмотрено статьей Особенной части). Умысел при этом может быть прямой или косвенный. Виновный осознает, что толкает потерпевшего к самоубийству, предвидит возможность или неизбежность лишения им себя жизни и желает (прямой умысел) или сознательно допускает наступление этих последствий либо относится к ним безразлично (косвенный умысел).

Например, в Болгарии, Федерации Боснии и Герцеговины, Литве, Македонии, Республики Сербской предусмотрена ответственность за доведение до самоубийства, подстрекательство и помощь в самоубийстве. А в Белоруссии, Кыргызстане и Туркменистане криминализированы склонение к самоубийству и доведение до самоубийства.

На сегодняшний день остается неурегулированным ряд вопросов, связанных

например, с доведением до самоубийства несовершеннолетних или лиц, не способных осознавать свои действия либо руководить ими.

ГЛАВА VI. Рекомендации по профилактики

суицида среди подростков

Мною были разработаны рекомендации и определены методы профилактической работы по устранению суицида среди подростков.

1. Формировать у детей способности к адекватной самооценке и критической оценке действительности для уменьшения психологической зависимости от причины, которая может повлечь суицидальное поведение. Формировать адекватное отношение к жизни и смерти. Объяснять, что без выходных ситуаций не бывает.

2. Сократить подачу психотравмирующей и негативной информации в СМИ.

Разработать правила подачи информации в СМИ. Озвучивать информацию о совершенном суициде, нужно, но корректно. Ужесточить контроль по выявлению так называемых «групп - смерти» и пропаганды суицида в социальных сетях и в интернет - ресурсах.

3.Обязать коллектив образовательных учреждений, реагировать и незамедлительно информировать социальные службы о выявленных случаях дискриминации, физического или психического насилия, грубого обращения.

4. Постоянное информирование - социальная реклама (СМИ, баннер, социальные сети, лекции, флешмоб, акции) детей, подростков и родителей о том, где и когда они могут получить помощь, защиту и поддержку.

5. Увеличить количество центров помощи молодежи. Сделать такую помощь доступной для отдаленных поселков и деревень. Увеличить количество психологов во всех образовательных учреждениях.

6.Криминализировать действия «помощника» и подстрекателя в самоубийстве, а также опекуна и родителей и ужесточить наказание за доведение до самоубийства. Выделить в отдельную статью преступление о доведение до самоубийства лица, не достигшего 18 лет. В статье выделить три части, в отношение лица до 18 лет, и не достигшего 14 лет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поразительно, как тяжелобольные люди, в том числе и подростки, цепляются за возможность продлить жизнь. При этом другие, с набором ложных ценностей, надуманных проблем - запросто расстаются с бесценным даром жизни протеста ради или просто, желая привлечь внимание. Проблема подросткового самоубийства действительно одна из наиболее важных проблем современного общества. В подростковом возрасте бывает не мало проблем, которые на первый взгляд, взрослым, кажутся не серьезными, но для самих подростков - это «глобальная» проблема, решить которую они не всегда в состоянии. И некоторым из них проще и легче покончить жизнь самоубийством, нежели попытаться решить проблему каким-то иным путем. У всех подростков свои причины, способствующие возникновению суицидных намерений.

Самоубийство - это результат социально - психологической дезадаптации личности в условиях современного общества. Психологические кризисы возникают в результате интимных, семейно-личных, социальных и творческих конфликтов. Доминирует, как правило, одна причина. Но ее стимулирует целый комплекс обстоятельств, во время которых и созревает столь страшная мысль. Толкает на самоубийство, прежде всего безысходность. Очень трудно получить точные цифры, отражающее реальное число самоубийств, среди подростков и многие исследователи считают приведенные цифры явно заниженными. Статистика свидетельствует, что самоубийства среди подростков имеют тенденцию к увеличению. Это тревожно. Вообще, переход из мира детства во взрослый мир - сложнейший этап. Подростку его новый социальный статус еще непонятен.

Исследуя весь собранный материал и статистические данные Росстат, Министерства Здравоохранения РФ, Всемирной организации здравоохранения и МВД РФ я, определила проблемы суицида несовершеннолетних. Смогла выяснить факторы влияющие на подростковый суицид, мотивы и причины способствующие возникновению суицидных намерений. Анализ материалов и проверки обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, показывает, что большая часть всех самоубийств подростков, связано семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками и друзьями, черствостью и безразличием окружающих постоянные стрессовые ситуации и как следствие депрессия. Изучение проблемы суицида среди подростков показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить на себя внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия и жестокости взрослых.

Итак, цели достигнуты, гипотеза выдвинутая мной - доказана.

Разработанные мной рекомендации и методы профилактической работы по устранению суицида среди подростков и предложения по законодательному урегулированию проблемы, помогут данное явление если не устранить, то хотя бы уменьшить.

Многие добровольно ушедшие из жизни дети росли в неблагополучных семьях либо нередко сталкивались с трудными жизненными ситуациями, в которых взрослые не оказали вовремя помощи.

От родителей в первую очередь зависит то, какими ценностями живёт подросток, каким он вырастет человеком, и что передаст своим будущим поколениям. Участие взрослых очень важно в жизни каждого ребёнка, особенно в период, когда в его жизни появляются психологические проблемы. К сожалению, взрослые порой совершают действия (бездействия), которые толкают подростков на совершения суицида.

Самоубийство среди детей и подростков – это страшно. Главное не оставаться в стороне.

БИБЛИОГРАФИЯ

Нормативно – правовая база

 

Уголовный кодекс Российской Федерации Москва - 2017 год.

Комментарии к уголовному кодексу Российской Федерации Москва-2016г.

Письмо Минобразования и науки РФ «О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида» от 18.01.2016г. № 07-149.

Основная литература

Смертность подростков РФ от самоубийств//Доклад, ФБГУ «ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения»заказ ООН в РФ.-М.,2015г.

Волконская Е.К. Самоубийство с позиций уголовного права//Человек: преступление и наказание: научный журнал/Академия ФСИН РФ.-2009г.с.61.

Исаев Д.С.«Психология суицидального поведения».Самара - 2000г.с. 72.

Литмен Р. Зигмунд Фрейд о самоубийстве // Журнал практической психологии и психоанализа. «Когито-Центр» - 2003. - №1. с.205.

Лысак Н., Лопаткин Д. Ответственность за доведение до самоубийства // Законность. - 2006г. - № 3., с. 32.

Моховиков А.Н. Суицидология: Прошлое и настоящее. Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и художественных текстах. - М.: «Когито-Центр», 2001 г., с. 569.

Попов Ю.В.«Суицидальное поведение у подростков»,СпецЛит-2017.с.366.

Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста». Питер. Санкт-Петербург-2017г., 2-е издание, с. 896.

Ресурсы интернета

1. Сайт Федеральной службы государственной статистики. http://www.gks.ru

2. Научно-популярные Официальные› 5psy.ru›

3. Новости Башкортостана ›Общество› sterlegrad.ru›

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

Анкета

Вас посещали мысли о суициде?

Есть ли среди ваших знакомых лица, которых посещали мысли о суициде?

На ваш взгляд, каковы причины суицида?

Знакомый вам человек планирует суицид, вы, что-нибудь предпримите?

Какие действия вы предпримите?

Если у вас депрессия, не видите выхода из ситуаций, обратитесь ли вы за помощью? Если да, то к кому?

Какие меры профилактики суицида среди подростков необходимо предпринять?

Приложение № 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 18 января 2016 г. № 07-149

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

И ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Актуальность. По данным Росстата России смертность детского населения от самоубийств в 2014 году составила на 100000 человек 1,3 в возрастной группе от 10 до 14 лет и 5,9 - в возрастной группе от 15 до 19 лет . Решение проблемы профилактики суицидального поведения несовершеннолетних носит комплексный, системный и междисциплинарный характер, требует непрерывного отслеживания динамики ситуации, оперативного реагирования, внедрения в практику эффективного опыта работы образовательных организаций. Ежегодный мониторинг профилактики суицидального поведения детей и подростков позволяет констатировать, что в настоящее время в этой работе существует ряд нерешенных вопросов:

Государственный доклад "О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации" за 2014 год.

1. Кадровое обеспечение и профессиональная подготовка специалистов образовательных организаций:

дефицит психологов, социальных педагогов, негативно сказывается на эффективности первичной профилактики суицидального риска;

отсутствие специалистов-суицидологов при дальнейшем сопровождении несовершеннолетнего после парасуицида;

недостаточное современное программно-методическое и материально-техническое обеспечение профилактической деятельности, отсутствие регионального банка данных технологий работы с детьми и молодежью по профилактике суицидального поведения;

отсутствие специализированных курсов повышения квалификации;

трудности педагогического, ученического и родительского коллектива в конструктивном решении проблемы, связанные с данными поведенческими реакциями по причине нарушения конфиденциальности, профессиональной этики, страха обсуждения данной темы.

2. Проблемы при реализации индивидуальной профилактической работы с обучающимися по причине отказа многих родителей (законных представителей) от консультаций клинического психолога или психиатра.

3. Отсутствие должного взаимодействия на межведомственном уровне при выявлении несовершеннолетнего, относящегося к "группе риска".

4. Сложности в ограничении доступа к сайтам сети Интернет, содержащим вредную и опасную для жизни детей информацию.

Косвенные причины роста суицидального поведения в подростковой среде:

- свободный доступ к информации, наносящей вред их жизни и здоровью;

- рост мобильной и Интернет - зависимости;

- высокий уровень тревожности детей и подростков вследствие повышения - требований в учебном процессе;

- романтизация самоубийства в средствах массовой информации, на телевидении, в художественных произведениях, кинофильмах, музыкальных клипах и других объектах массовой культуры.

Законодательное и нормативное правовое регулирование

профилактики суицидального поведения обучающихся

Полный перечень законодательных актов и нормативных правовых документов по проблеме дан в приложении 3. В настоящее время профилактика суицидального поведения регулируется рядом законодательных и нормативных правовых актов:

Конституция Российской Федерации.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761.

Федеральный закон РФ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

Федеральный закон РФ от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Федеральный закон "Об образовании в РФ" от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

Приказ Минобрнауки РФ от 26.10.2011 г. № 2537 "Об утверждении плана мероприятий Министерства образования и науки РФ по профилактике суицидального поведения среди обучающихся ОУ на 2011 - 2015 годы" и др.

Координация деятельности по профилактике

суицидального поведения детей и подростков

в образовательных организациях

Общее управление превентивной деятельностью на муниципальном уровне осуществляет орган управления образованием. Отделы дополнительного и общего образования призваны обеспечить защиту прав группы риска на образование, решать возникающие проблемы по преодолению трудностей в обучении, при выборе класса по профилю, занятий дополнительным образованием, оказанию помощи отстающим в учебе учащимся, входящим в группу суицидального риска. Также в сфере их компетентности - решение возникающих конфликтных ситуаций.

Отдел опеки и попечительства при наличии в группе риска подростков, находящихся под опекой, детей-сирот оказывает помощь и осуществляет контроль за условиями проживания и воспитания таких детей. При необходимости применяет меры к родителям, злостно уклоняющимся от воспитания подростков, входящих в группу риска, оказывающим на них вредное влияние, изымает из неблагополучной семьи и помещает в детское государственное учреждение.

Учреждения дополнительного образования детей обеспечивают вовлечение подростков группы риска в деятельность творческих объединений по интересам, создание ситуации успеха во внешкольной среде. Расширяют круг общения, улучшают коммуникативные навыки, успешно социализируют подростка, снимают эмоциональную напряженность.

На муниципальном уровне рекомендуются следующие направления превенции суицидального поведения детей и подростков:

организационные и правовые меры по предупреждению суицидального поведения несовершеннолетних: организация и проведение ежегодного мониторинга, направленного на выявление случаев жестокого обращения с несовершеннолетними и уровня буллинга в детско-подростковой среде; открытие для подростков, вынужденных покинуть семью, социальных гостиниц; организация работы Детского телефона доверия;

профилактика суицидального поведения несовершеннолетних: выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также детей и подростков, находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни и здоровью; обеспечение социального, педагогического, психологического и юридического сопровождения детей, подростков и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; разработка и внедрение превентивных программ, направленных на проведение в образовательных организациях занятий по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних и случаев буллинга; вовлечение несовершеннолетних и членов их семей в различные виды семейной досуговой деятельности, направленной на гармонизацию внутрисемейных отношений; организация при школах "семейных клубов", с целью коррекции детско-родительских отношений, а также повышения психологической и педагогической культуры семей; использование ресурсов учреждений социальной защиты населения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; обеспечение взаимодействия образовательных организаций с учреждениями здравоохранения (центрами здоровья детей) в части профилактики суицидального поведения обучающихся; инженерно-техническое обеспечение образовательных организаций (системы внутреннего и внешнего видеонаблюдения) с целью создания безопасной образовательно-воспитательной среды;

информационно-пропагандистская деятельность в рамках профилактики суицидального поведения несовершеннолетних: проведение массовых мероприятий, приуроченных к Международному дню детского телефона доверия; проведение тематической недели, посвященной Международному дню толерантности; проведение массовых мероприятий, посвященных Международному дню защиты детей.

В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной среды. С введением ФГОС изменился не только социальный заказ - на государственном уровне признана задача развития ребенка в качестве основного результата и основной ценности образовательных воздействий. Одним из условий нормализации развития учащихся является ранняя профилактика социальной дезадаптации, редукция социальных и психологических девиаций, в том числе суицидального поведения. Стратегической целью превентивной работы является развитие личности подростка, включающее осознание им собственных ценностей и смысла существования; развитие уверенности в себе и навыков успешного взаимодействия с окружающими; формирование созидательной и активной жизненной позиции.

Целевыми группами (объектами) профилактики суицидального поведения являются: обучающиеся, специалисты (педагоги, медицинские работники, педагоги-психологи, социальные педагоги), представители государственных учреждений, участвующие в жизнедеятельности вышеуказанных групп. Категории детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении: школьники в период адаптации к новым условиям образовательного процесса (1, 5, 10 классы); дети, имеющие школьные трудности; дети с социально-педагогической запущенностью и отклоняющимся поведением; школьники в период перехода к профильному обучению; дети из неблагополучных семей; дети с особыми образовательными потребностями; группы школьников в случае возникновения ситуации межличностного конфликта;

Субъектами профилактической работы являются: специалисты образовательных организаций, учреждений социальной защиты населения и системы здравоохранения, сотрудники органов внутренних дел, представители общественных объединений и организаций, а также представители СМИ, занимающиеся профилактикой и оказанием поддержки семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Основой ранней профилактики является: создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития подростков; своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста. Профилактика должна строиться на принципах системности, комплексности, содержательной насыщенности, целостности, взаимосвязанности, пролонгированности, преемственности, скоординированности психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с учетом того или иного уровня профилактики:

на уровне личности: доступности и своевременности помощи и поддержки; гуманизма - вера в возможности ребенка, позитивный подход; реалистичности - учет реальных возможностей ребенка и конкретной ситуации; системности; индивидуального подхода - позиции и возможностей специалиста; деятельностного принципа коррекции - опора на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту ребенка;

на уровне образовательной организации: профессионализма специалистов - психологов, социальных педагогов, учителей и других участников учебно-воспитательного процесса; приоритетности превентивности социальных проблем; сотрудничества с учреждениями и органами, которые занимаются вопросами охраны психического здоровья несовершеннолетних и его профилактикой;

на уровне государственных учреждений: системности, взаимодействия региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций, а также межпрофессиональное взаимодействие специалистов различных служб и ведомств; единой стратегии профилактики, включая основные направления, методические подходы и конкретные мероприятия; комплексного использования социальных, психологических и личностно-ориентированных направлений и форм профилактической деятельности; соответствия профилактической деятельности социально-экономической ситуации в стране, регионе, муниципальном образовании; соответствия профилактических форм и методов законодательным актам федерального и регионального значения.

Комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих профилактику суицида в образовательной среде, включает в себя:

выделение ключевых параметров образовательной среды;

обучение педагогического коллектива навыкам раннего распознавания суицидального поведения несовершеннолетних;

уровневую профилактику суицидов в образовательных организациях на основе внедрения индивидуальных и групповых программ по формированию навыков адаптивного поведения;

совместную деятельность образовательных организаций и отдельных социальных институтов по предотвращению суицида среди молодежи.

Создание педагогических условий для реализации выбора подростка между жизнью и смертью возможно лишь при разрешении противоречий, которые существуют между целью учебно-воспитательного процесса, заключающейся в воспитании гармоничной и целостной личности, и его реальной ориентацией исключительно на знания и дисциплину;

Школа, являясь одной из основных социализирующих сред (наряду с семьей), имеет все возможности для организации планомерной целенаправленной работы по формированию жизнестойкости ребенка, раскрытию его потенциала, освоению способов преодоления проблем, а также оказания поддержки семье в ходе психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних.

Основные условия успешной реализации модели психолого-педагогического сопровождения профилактики суицидального поведения несовершеннолетних:

1. Микросоциальные (школьные) условия. Престиж здорового образа жизни в школе. Соответствие пришкольного участка, здания школы, его планировки, микроклимата, светового режима, отделки, оборудования учебных и не учебных помещений. Учет динамики умственной работоспособности при организации учебного труда и отдыха, минимизация стрессовых воздействий во время проведения экзаменов.

2. Понимание руководителями школы и педагогическим коллективом значимости решения вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся в процессе получения ими образования, присутствие фактора социального одобрения деятельности, отнесенной к здоровому образу жизни (далее - ЗОЖ). Наличие у учителя высокой культуры здоровья, реализация им положительной модели здорового образа жизни.

3. Формирование у школьников в процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей и значимой мотивации на соблюдение норм и правил ЗОЖ, находящей одобрение и поддержку среди сверстников и в семье, где с раннего возраста закладываются предпосылки здорового или, наоборот, аддиктивного, саморазрушающего поведения.

4. Конструктивная политика школы в отношении здоровья и личностного развития детей - реальные ценности, нормы и правила, позволяющие предъявлять адекватные требования к возможностям учеников, устанавливать четкие правила и последовательно их выполнять, соблюдать дисциплину на основе поощрения позитивного поведения, активно участвовать в жизнедеятельности школы, устанавливать отношения доверия и конструктивного взаимодействия. Специальная профессиональная подготовка учителей, участвующих в реализации данной модели.

Основные направления, формы и технологии работы

по профилактике суицида в образовательных организациях

ПРИЗНАКИ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О СУИЦИДАЛЬНОЙ УГРОЗЕ

Поведенческие

Словесные

Эмоциональные

Любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно, отдаляющие от близких людей

Уверения в беспомощности и зависимости от других

Амбивалентность (двойственность) переживаний ("люблю-ненавижу")

Склонность к опрометчивым и безрассудным поступкам

Прощание

Беспомощность, безнадежность

Чрезмерное употребление алкоголя или таблеток

Разговоры или шутки о желании умереть

Переживание горя

Посещение врача без очевидной необходимости

Сообщение о конкретном плане суицида

Признаки депрессии

Расставание с дорогими вещами или деньгами

Двойственная оценка значимых событий

Вина или ощущение неудачи, поражения

Приобретение средств совершения суицида

Медленная, маловыразительная речь

Чрезмерные опасения или страхи

Подведение итогов, приведение дел в порядок, приготовления к уходу

Высказывания самообвинения

Чувство собственной малозначимости

Пренебрежение внешним видом

 

Рассеянность или растерянность

ПРИЗНАКИ ДЕПРЕССИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Дети

Подростки

Печальное настроение

Печальное настроение

Потеря свойственной детям энергии

Чувство скуки

Нарушения сна, соматические жалобы

Чувство усталости

Изменение аппетита или веса

Нарушения сна, соматические жалобы

Ухудшение успеваемости

Неусидчивость, беспокойство

Снижение интереса к обучению

Фиксация внимания на мелочах

Страх неудачи, чувство неполноценности

Чрезмерная эмоциональность

Самообман - негативная самооценка

Замкнутость

Чувство "заслуженного отвержения"

Рассеянность внимания

Заметное снижение настроения при малейших неудачах

Агрессивное поведение

Чрезмерная самокритичность

Непослушание, склонность к бунту

Сниженная социализация

Злоупотребление алкоголем или наркотиками

Агрессивное поведение

Прогулы в школе, колледже, плохая успеваемость

ТЕЗАУРУС

Акцентуация характера - чрезмерное усиление отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы.

Группа риска - категория детей и подростков более других склонная совершать аморальные или уголовно наказуемые поступки.

Дезадаптация - психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации.

Деморализация - моральное разложение, утрата нравственных критериев, упадок духа, дисциплины.

Депривация психическая - психическое состояние страдания, которое возникает вследствие длительного ограничения человека в удовлетворении его основных потребностей. Наиболее опасны для полноценного развития сенсорная, эмоциональная, коммуникативная формы Д. Выражена отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии (нарушение контактов, в развитии речи, развитии тонкой моторики, интеллекта).

Деструкция - разрушение, деструктивное - разрушающее поведение, противоположное - конструктивное поведение.

Истинная попытка суицида - акт, потенциально направленный против себя и совершенный с присутствием желания уйти из жизни.

Краудсорсинг (англ. crowdsourci№g, crowd - "толпа" и sourci№g - "использование ресурсов") - передача определенных функций неопределенному кругу лиц. Решение общественно значимых задач силами множества подготовленных добровольцев. Самый яркий пример краудсорсинга - интернетная Википедия.

Несуицидальные самоповреждающее поведение - наносимые себе повреждения, не поддерживаемые желанием уйти из жизни с целью привлечения внимания, снятия напряжения или улучшения самочувствия.

Прерванная попытка суицида - не состоявшаяся в силу внешних обстоятельств истинная попытка суицида.

Ригидность (от лат. Rigidus - жесткий, твердый) - затрудненность, (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих перестройки).

Сензитивность - повышенная чувствительность человека к происходящим событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний.

Фрустрация (от лат. frustratio-тщетное ожидание, расстройство, неудача) -психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствия достижению цели. Одной из защитных реакций при фрустрации является агрессивность ребенка. Причиной описанных состояний являются унижения и оскорбления.

Эмпатия (греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания.

Приложение № 3

Система социальных учреждений помощи подросткам

Под социальной работой с молодежью понимается профессиональ­ная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому чело­веку, так и группам, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в целях улучшения или восстановле­ния их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе. Основной задачей социальной ра­боты при этом является выработка у молодежи способности само­стоятельно решать свои проблемы и не использовать суицид как путь решения проблемы; адаптироваться к новым соци­ально-экономическим условиям рыночной экономики, получать на­выки самостоятельной жизни и участвовать в самоуправлении.

Структура социальных служб системы органов по делам молодежи:

Центр социально-психологической помощи молодежи, предназна­ченный для оказания медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в кон­фликтных ситуациях в микро- и макросредах, профилактики и пре­дупреждения девиантного, деликвентного и суицидального поведения у данной категории населения. Предполагается, что центр состоит из двух отделов: отдел социально-правовой помощи, в который входят приют, гостиница, школа социотерапии, кабинет профоориентации, производственный комплекс, культурно-спортивный комплекс, бир­жа труда, бюро решения, юридическая консультация, и отдел пси­холого-медико-педагогической помощи, в который входят диагности-ко-психологический пункт, консультативный пункт для родителей, консультативный пункт для учащихся, кабинет анонимного приема, кризисный стационар, лекторий и пункт занятия досуга;

Центр информации для молодежи,предназначенный для оказа­ния информационных и методических услуг органам исполнитель­ной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям. Кро­ме организации методического обеспечения для решения юридиче­ских, коммуникативных, личностных, профессиональных, досуговых, образовательных, жилищных и других проблем молодежи центр занимается анализом информации о процессах, происходящих в молодежной среде;

Центр ресоциализации несовершеннолетних и молодежи, вер­нувшихся из мест заключения, оказывает консультатив­ную, социально-правовую, профориентационную и психологиче­скую помощь молодежи, оказавшейся в дезадаптированном состоя­нии. Задачи Центра - оказание помощи криминогенным категори­ям молодежи, утратившим социально-полезные связи, с целью «вживления» их в социосферу, предотвращения рецидива; оказание помощи в трудоустройстве; консультации по юридическим, медицинским и социальным вопросам, выявление кризис­ных ситуаций, приведших кдезадаптированному состоянию, по­иск путей выхода из них; ликвидация конфликтов и выработка совместно с подопечным установок с целью выхода из кризисного состояния.

В составе Центра работает («телефон доверия»), кабинет психологической разгруз­ки, школа профориентации и профподготовки, отдел работы с криминогенным контингентом, консультацион­ный пункт;

Ос­новные задачи Центра:

• обеспечение доступности и современности квалифицированнойсоциально-психологической помощи подросткам и молодежи не­зависимо от их социального статуса и места жительства;

• помощь абонентам, переживающим актуальные конфликты инаходящимся в иных психотравмирующих ситуациях, актуали­зация их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;

• проведение психологического телефонного консультированиядетей, подростков, молодежи, родителей и воспитателей попсихологическим проблемам социализации и развития личностимолодого человека;

• информационное консультирование абонентов с целью установ­ления их связи с другими социальными службами и специали­стами (психотерапевтами, психологами, педагогами, сексо­патологами, юристами );

• выявление настроений, конфликтных ситуаций и «болевых то­чек» в молодежной среде, актуальных тенденций в молодеж­ной среде;

Приют для подростков, предназначенный для обеспечения вре­менных (бытовых, психологических, эмоциональных) условий жизнедеятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объ­ективным или субъективным причинам от благоприятных условий развития личности в семье, воспитательном учреждении, обществе. Для достижения этих целей приют:

• обеспечивает доступность, своевременность и эффективностьпомощи подросткам; на основе диагностических бесед составляет социально-психо­логические характеристики личности детей, по­ступивших в приют;

• обеспечивает квалифицированное и разностороннее (психоло­гическое, педагогическое, медицинское, юридическое и др.) консультирование несовершеннолетнего в зависимости от кон­кретных причин социальной дискомфортности; предоставляет проживающим бесплатное питание;

• проводит с проживающими индивидуальные диагностические беседы с целью выявления актуальных для них проблем и сте­пени психологического стресса, оказания всемерной помощи для их разрешения, педагогической коррекции, медико-соци­альной адаптации и реабилитации;

• содействует (выступает экспертом) в принятии юридического решения об изменении или создании новых условий дальней­шей жизнедеятельности несовершеннолетних в семье, на ра­боте, в УВУ и т.д.;

• привлекает к сотрудничеству отечественные, индивидуальных лиц, способных оказать моральную, мето­дическую или финансовую поддержку, а также ходатайствует о принятии мер общественного, административного и материально­го воздействия по отношению к родителям и другим лицам, ущем­ляющим и нарушающим права и интересы несовершеннолетних, проявляющим по отношению к ним жестокость, а также различ­ные действия.

Приложение № 5

Мифы и факты о подростковом суициде

Следует развеять существующие в обыденном сознании мифы о подростковых самоубийствах, потому что они могут стоить человеческой жизни. Приведу некоторые из них.

1. Самоубийства совершают психически ненормальные люди. Это миф.

2. Самоубийство невозможно предотвратить. Но период кризиса - явление временное, и в этот момент человек нуждается в душевной теплоте, помощи и поддержке. Получив это, человек часто отказывается от своих намерений.

3. Миф - существует тип людей, склонных к самоубийству. Это факт.

4. Решение о суициде приходит внезапно, без предварительной подготовки. Анализ показал, что суицидальный кризис может длиться несколько недель, даже месяцы.

5. Человек перед самоубийством будет говорить об этом, но окружающие воспримут это как шутку. В большинстве случаев, если не принимать во внимание аффективные суициды, прослеживаются косвенные замыслы. То есть человек всегда предупреждал окружающих о своих намерениях.

6. Не существует признаков, которые бы указывали на то, почему человек решился на самоубийство. Это факт.

7. Если человек совершил попытку самоубийства, он никогда не повторит ее снова. Миф. Если человек совершил попытку, то риск повторной попытки очень высок. Наибольшая вероятность впервые 1 -2 месяца 60-80 %.

8. Влечение к самоубийству передается по наследству. Это утверждение никем еще не доказано.

9. Миф - снижению уровня самоубийств, способствуют статьи в СМИ, рассказывающие о том, как и почему было совершено самоубийство. В СМИ, должен сообщаться не сам факт суицида, а то, как это можно предотвратить.

10. Прием алкоголя помогает снять суицидальное переживание. Миф. Зачастую это вызывает обратный эффект: повышается тревога, обостряются конфликты. 50% суицидов совершены в состоянии алкогольного опьянения.

Приложение № 6

Статистические данные суицидальных случаев в Российской Федерации по данным Росстата

Приложение № 7

Статистические данные Росстата подросткового суицида в РФ по половой принадлежности

Приложение № 8

Статистические данные Росстата подросткового суицида в РФ

Приложение № 9

Статистические данные Росстата подросткового суицида в РФ

Приложение № 10

Статистические данные Минздрава РФ и Росстат суицида в Республики Башкортостан в сравнении Республика Татарстан и Ингушетия

Приложение № 11

Статистические данные Росстата подросткового суицида в РФ

Приложение № 12

Сведения о количестве случаев подросткового суицида в Республики Башкортостан по данным Минздрава РФ и Росстат

Приложение № 13

Вас посещали мысли о суициде?

Приложение № 14

Есть ли среди ваших знакомых лица, которых посещали мысли о суициде?

Приложение № 15

На ваш взгляд причины суицида?

Приложение № 16

Знакомый вам человек планирует суицид, вы, что-нибудь предпримите?

Приложение № 17

Какие действия вы предпримите?

Приложение № 18

Считаете себя одиноким в своей проблеме, не видите выхода из ситуаций,

к кому вы обратитесь за помощью?

Приложение № 19

Какие меры профилактики суицида среди подростков необходимо предпринять?

1 Литмен Р.Зигмунд Фрейд о самоубийстве // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2003. №1.с. 56.

2 Циркин С.Ю.«Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста».С-П-2017 г., 2-е из-е. с. 13.

3 Циркин С.Ю.«Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста».С-П-2017г., 2-е из-е. с.47.

4 Исаев Д.С. «Психология суицидального поведения». – Самара: СГУ. 2000 год, с. 8.

5 Исаев Д.С. «Психология суицидального поведения».- Самара: СГУ. 2000 год, с. 11.

6 Моховиков А.Н.Суицидология: Прошлое и настоящее. Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и художественных текстах. - М.: «Когито-Центр», 2001 г., с. 57

7 Волконская Е.К. Самоубийство с позиций уголовного права // Человек: преступление и наказание: научный журнал/Академия ФСИН России.-2009 год. № 2. с. 60.

8Государственный отчет о преступности"РФ. Сайт Федеральной службы государственной статистики. http://www.gks.ru

Просмотров работы: 923