Влияние изменений в избирательном законодательстве за последние 25 лет на избирательную активность граждан

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние изменений в избирательном законодательстве за последние 25 лет на избирательную активность граждан

Кузьменко  П.С. 1
1МБОУ СОШ №1 МО Староминский район Краснодарского края РФ
Штомпель  Г.Г. 1
1МБОУ СОШ №1 МО Староминский район Краснодарского края РФ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Развитие России и демократии на современном этапе невозможно представить без института выборов. Выборы оказывают серьезное влияние на весь исторический путь развития государства, особенно в начале двадцатого века (на заре формирования парламентаризма в России) (см. приложение IV рис.2), вместе с тем в России остается немало проблем в сфере избирательного права и избирательного процесса. Это во многом определяет роль и значение избирательного права, которое можно рассматривать не только как подотрасль конституционного права (традиционный подход), как основной институт конституционного права (альтернативный вариант), но и как самостоятельную отрасль права, имеющую свой предмет и метод (современный подход) [10]. По моему мнению, избирательное право и процесс, будучи элементом конституционного строя, динамично развивается, имеет систему источников, принципы регулирования и формирования, что также подтверждает их отраслевую самостоятельность. В этой связи большую актуальность приобретает вопрос совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере реализации гражданами своих избирательных прав. Актуальность данной темы обоснована целым рядом изменений российского законодательства о выборах, которые произошли за последние 25 лет. Цель: анализ законоположений по избирательному праву за последние 25 лет с целью выработки рекомендаций и предложений по разрешению существующих проблем в области избирательных правоотношений, дальнейшему совершенствованию реализации избирательных прав и избирательных процедур. Предмет исследования – анализ законоположений по избирательному праву за последние 25 лет. Гипотеза – я надеюсь, что моя работа поможет мне лучше узнать изменения в законоположениях по избирательному праву за последние 25 лет их причины и влияние на избирательный процесс. Основные задачи исследования: Собрать документальный материал; провести анализ материалов и обобщить полученные данные. Методология исследования: Опирался на историко- объективный научный подход в своей работе. Использовала гражданско - гуманистические принципы. Методы исследования: Эмпирические: наблюдение, изучение продуктов деятельности и документацию, различные виды опросов (интервью). Метод качественного (конкретных фактов) анализа. Этапы исследования: Изучение теоретического материала. Работа с живыми носителями информации. Обобщающий, связанный с оформлением самой работы. В своей работе я использовал законодательную базу по избирательному праву, материалы Староминского избирательного участка, монографическую, энциклопедическую литературу.

Источники избирательного права

В целях достижения правовых предписаний Конституции РФ строится российское законодательство, включая и избирательное законодательство. Так, в части 3 статьи 3 Конституции РФ закреплено, что в качестве высшего непосредственного выражения воли народа выступают референдум и свободные выборы. Под источниками избирательного права Российской Федерации следует понимать нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, закрепляющие права граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной и местной власти, а также устанавливающие процедуру их реализации. [2] В современных условиях нормативная основа источников российского избирательного права представлена различными правовыми актами, включая общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, нормативные акты различного вида и уровня, решения органов конституционной юстиции. Отнесение общепризнанных норм (принципов) международного права, международных договоров РФ к источникам избирательного права напрямую вытекает из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, предусматривающей положение о том, что они включены в состав правовой системы России. К источникам данного вида следует отнести Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейскую хартию местного самоуправления (1985 г.), Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках СНГ (2002 г.) [2], международные договоры, устанавливающие обязательства государств предоставлять права и свободы для участия в выборах лицам, которые находятся под их юрисдикцией. Основным источником российского избирательного права является Конституция РФ. Конституция РФ содержит принцип народовластия. Положения, содержащие избирательные права российских граждан, определены в ст. 32 Конституции РФ, в которой закреплены права граждан избирать и быть избранными как в органы государственной власти, так и органы местного самоуправления. При этом закрепляются ограничения в осуществлении избирательных прав: ими не обладают граждане, которые признанны недееспособными на основании решения суда, а также граждане, которые находятся по приговору суда в местах лишения свободы. На конституционном уровне определены федеральные государственные органы, которые непосредственно избираются гражданами РФ: Президент РФ - глава государства и Государственная Дума - нижняя палата парламента. Нормы, посвященные регулированию избирательных правоотношений, содержащиеся в Основном законе, находят свое выражение в различных его главах: ст. 3, ст. 32, ст. 81, ст. 97, ст. 130 и др. Как справедливо отмечает М.В. Баглай, «основные принципы избирательного права применительно ко всем органам публичной власти и должностным лицам нуждаются в конституционных гарантиях»[3]. По мнению ученых, недостаточность норм избирательного права в Конституции создает серьезные препятствия для усовершенствования избирательного законодательства, т.е. потребность в отдельной главе в Конституции об избирательном праве существует, и предложения об этом регулярно высказываются в юридической литературе. В полном объеме разрешить эти проблемы только лишь средствами избирательного законодательства не представляется возможным[7]. Наиболее распространенным источником избирательного права современной России являются федеральные законы. Говоря о федеральных законах как источнике избирательного права, следует назвать, прежде всего, такие федеральные законы: от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от б октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации», от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (принят для субъектов, не принимавших собственных избирательных законов о муниципальных выборах)[8]. Некоторые аспекты избирательных отношений регулируются и иными федеральными законами, в числе которых: от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 13 января 1995 г. № «О средствах массовой информации», от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях», от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» и др., каждый из которых выполняет присущую ему функцию[9]. Большой спектр источников избирательного права, которые содержат вопросы организации и проведения выборов, имеется и на подзаконном уровне (см. приложение III рис.2-3). К ним можно отнести: акты Президента РФ, акты Правительства РФ, акты глав субъектов РФ и иных органов исполнительной власти. [7]. Примером данного положения может выступать Указ Президента РФ от 30 мая 1997 г. «Об обеспечении избирательных прав военнослужащих, сотрудников органов налоговой полиции и работников органов прокуратуры РФ» [10]. К источникам избирательного права относятся и судебные решения, прежде всего, постановления Конституционного Суда РФ. Судебные решения влияют не только на правотворчество, но и на правоприменительную деятельность в данной сфере. При этом во многих своих решениях Конституционный Суд РФ ссылается на международные правовые акты. [11]. В качестве источников избирательного права на региональном уровне выступают конституции и уставы субъектов РФ, некоторые из них включают отдельную главу «Избирательная система», содержащую в общей форме положения избирательной системы и принципы организации и проведения выборов в границах территории субъекта РФ. При этом система законов в области избирательного права конкретного субъекта РФ зачастую представлена законами о выборах главы субъекта РФ, о выборах органа законодательной власти субъекта РФ, о выборах депутатов представительного органа и о выборах главы на местном уровне. Как известно, избирательное законодательство не кодифицировано на федеральном уровне. Однако кодификация избирательного законодательства получила определенное распространение на уровне субъектов РФ, более чем в десяти субъектах приняты избирательные кодексы (например, в Белгородской, Воронежской, Свердловской областях и др.). На мой взгляд, такой опыт кодификации нуждается в глубоком изучении с тем, чтобы распространить его на федеральный уровень, использовать в законодательной практике других субъектов РФ, а также на местном уровне. К нормативным актам избирательных комиссий, выступающих в качестве источников избирательного права, следует отнести инструкции и ряд иных правовых актов, принимаемых Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и избиркомами субъектов РФ на основе федеральных законов и региональных законов. В качестве примера можно назвать Постановление ЦИК России от 15 июня 2011 г. «О Порядке проведения жеребьевки по распределению между зарегистрированными кандидатами и политическими партиями, выдвинувшими зарегистрированных кандидатов, печатной площади для публикации предвыборных агитационных материалов в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях при проведении выборов Президента РФ в 2012 г.»[6]. Нормативные акты органов местного самоуправления могут содержать избирательные процедуры на основе федеральных и региональных законодательных актов. Так, с учетом Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в уставах муниципальных образований содержится не только указание на структуру и процесс образования органов местной власти, но и на срок депутатских полномочий представительных органов, должностных лиц и других выборных органов местного самоуправления (см. приложение II рис.2-4).

Изменения в избирательном законодательстве за последние 25 лет.

В период с 1993 по 2017 гг. избирательное законодательство радикально изменилось. Все изменения, по словам авторов законопроектов, были направлены на улучшение условий для проведения демократических выборов. Я изучил законодательные акты, принятые Государственной Думой, отобрал ключевые изменения избирательной системы и представил их в хронологическом порядке. Теперь можно ознакомиться с исходным материалом и ответить на вопрос: соответствует ли совершенствование избирательного законодательства демократическим принципам.

1. Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» (Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 39. Ст. 3597). 2. Указ Президента РФ от 1 октября 1993 года № 1557 «Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений и дополнений в Положение о Федеральных органах власти на переходный период» (Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 41. Ст. 3907). 3. Указ Президента РФ от 11 октября 1993 года № 1626 «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 42. Ст. 3994). 4. Указ Президента РФ от 27 октября 1993 года № 1765 «Об утверждении Основных положений о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа» (Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 44. Ст. 4189). 5. Указ Президента РФ от 6 ноября 1993 года № 1846 «Об уточнении Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и Положения о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году» (Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 45. Ст. 4333). 6. Федеральный закон от 6 декабря 1994 года № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ. 1994. № 33. Ст. 3406). [7] 7. Федеральный закон от 17 мая 1995 года № 76-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1924). 8. Федеральный закон от 21 июня 1995 года № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ. 1995. № 26. Ст. 2398) [8] 9. Федеральный закон от 22 июня 1998 года № 85-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (Собрание законодательства РФ. 1998. № 26. Ст. 3005). [9]10.. Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 55-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ. 1999. № 14. Ст. 1653). [10] 11.Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 121-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3178). [11] 12. Федеральный закон от 6 декабря 1999 года № 210-ФЗ «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства о выборах и референдумах» (Собрание законодательства РФ. 1999. № 49. Ст. 5906). Положения данного закона впоследствии вошли в новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. 13. Федеральный закон от 31 декабря 1999 года № 228-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ. 2000. № 1. Ст. 11). [12] 14. Федеральный закон от 10 июля 2001 года № 89-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ. 2001. № 29. Ст. 2944) 15. Федеральный закон от 23 июня 2003 года № 82-ФЗ «О внесении изменений в пункт 2 статьи 5 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ. 2003. № 26. Ст. 2571). 16. Федеральный закон от 23 июня 2003 года № 85-ФЗ «О внесении изменения в статью 36 Федерального закона «О политических партиях» и внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ. 2003. № 26. Ст. 2574). 17. Федеральный закон от 11 декабря 2004 года № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ. 2004. № 50. Ст. 4950 [18] 18. Федеральный закон от 12 июля 2006 года № 106-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка выдвижения кандидатов на выборные должности в органах государственной власти» (Собрание законодательства РФ. 2006. № 29. Ст. 3124). 19. Федеральный закон от 30 декабря 2006 года № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления ограничений на осуществление некоммерческими организациями пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума» (Собрание законодательства РФ. 2007. № 1. Ст. 37). 20. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» (Собрание законодательства РФ. 2008. № 52. Ст. 6229). 21. Федеральный закон от 19 июля 2009 года № 196-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ. 2009. № 29. Ст. 3633) 22. Федеральный закон от 11 июля 2011 года № 200-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства РФ. 2011. № 29. Ст. 4291) 23. Федеральный закон от 25 июля 2011 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением порядка досрочного прекращения полномочий депутата и замещения вакантных депутатских мандатов» (Собрание законодательства РФ. 2011. № 31. Ст. 4703). [19] 24. Федеральный закон от 20 октября 2011 года № 287-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи со снижением минимального процента голосов избирателей, необходимого для допуска к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ. 2011. № 43. Ст. 5975). [20] 25. Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 102-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (Собрание законодательства РФ. 2013. № 19. Ст. 2329) 26. Федеральный закон от 24 ноября 2014 года № 355-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу финансовой отчетности политических партий, избирательных объединений, кандидатов на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления» (Собрание законодательства РФ. 2014. № 48. Ст. 6636). 27. Федеральный закон от 5 апреля 2016 года № 92-ФЗ «О внесении изменений в статьи 48 и 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 62 и 68 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ. 2016. № 15. Ст. 2054). 28. Федеральный закон от 1 июня 2017 года № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ. 2017. № 23. Ст. 3226).

Принятое огромное количество законопроектов по избирательному праву говорит о том, что источники по избирательному праву постоянно совершенствовались в течении последних 25 лет и, что позволяет нам предположить, что в нашей стране происходит формирование правового государства и активного гражданского общества, но не все эксперты согласны с этой точкой зрения.

Источники избирательного права: проблемы и путь решению.

Всем известно, что источник права - это действующий в государстве официальный документ, устанавливающим или санкционирующий правила поведения. К сожалению, в источниках любой отрасли права есть свои проблемы, и избирательное законодательство не является исключением. Правовая доктрина называет значительное число вопросов, которые поднимаются еще с начала 90-х годов, но ониеще требуют доработки.. На источники избирательного права влияют, по мнению Ю.А. Тихомирова, следующие факторы: удовлетворение общественных потребностей с помощью закона на основе научных исследований и прогнозов; законодательное обеспечение государственных реформ и важнейших экономических и социально-культурных программ в качестве их составного элемента; децентрализация правового регулирования на основе федеративных начал и самоуправления; укрепление системных связей между законами и подзаконными актами, законами и договорами (соглашениями).[6] Начиная с принципов избирательного права, А. Кобринский, А. Игнатов пришли к выводу, что точного их закрепления в федеральных законах не имеется, они читаются «между строк». В качестве примера можно продемонстрировать Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Принцип периодичности можно вывести из статьи восьмой этого закона. Принцип всеобщности избирательного права можно вывести из требований, предъявляемых к избирателям. Естественно, этот принцип надо рассматривать не в буквальном смысле слова. Более или менее закреплен принцип обязательности проведения выборов, хотя сам смысл термина «обязательность», употребленный в данной статье отсутствует. Что касается принципа свободы выборов, то он вообще закреплен в ст. 3 Конституции РФ. На федеральном уровне существуют коллизии между равнозначными по своей юридической силе федеральными законами. Например, коллизия между специальным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «рамочным» Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме[4] граждан Российской Федерации». (см. приложение I рис.1) С одной стороны, специальный закон предъявляет более узкие требования (по сравнению с «рамочным») к равенству политических партий при освещении в СМИ их предвыборных мероприятий. С другой стороны, при решении вопроса об объеме бесплатного эфирного времени, предоставляемого СМИ политическим партиям, ЦИК России предпочла руководствоваться положением п. 3 ст. 51 «рамочного» закона, которое позволяет сократить объем по сравнению с тем, который установлен ч. 1 ст. 58 специального закона [5]. Далее хотелось бы затронуть проблему регулирования региональных законов, регулирующих непосредственно избирательные отношения. А.Е. Любарев (см. приложение I рис.2) затрагивал эту проблему в следующем ключе: во-первых, отсутствует четкое деление норм на материальные и процессуальные, что создает неразбериху и путаницу, «громоздкость» законов, издаваемых на региональном уровне, законодательный орган субъекта зачастую не понимает, что именно он имеет право регламентировать. Критики современного избирательного законодательства видят одно единственно верное решение - проведение кодификации законов и, как следствие, создание Избирательного кодекса. В мировой практике само явление «Избирательный кодекс» далеко не ново. Избирательные кодексы есть в ряде стран: Франции, Бельгии, Бразилии, Филиппинах и др. Однако они вовсе не призывают взять, предположим, кодекс Франции, и наложить его «трафаретом» на нашу российскую законодательную действительность (не говоря уже о том факте, что у нас уже были самостоятельные попытки разработки избирательного кодекса). До сих пор разработкой российского избирательного законодательства занимались либо Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, либо депутаты Государственной Думы, либо оба этих органа совместно. Возможно в этом и кроется причина многих недостатков. Избирательное право - одна из немногих отраслей, где депутаты заведомо имеют интересы, отличные от интересов избирателей[5]. При самом процессе кодификации есть много заинтересованных сторон, которые, безусловно, захотят «приписать» себе как можно больше полномочий. Дабы избежать этого, они предлагают, что вполне логично привлечь к созданию Избирательного кодекса общественных деятелей и квалифицированных экспертов. Достаточно дискуссионным является вопрос о внесении правил референдума в Избирательный кодекс, ибо процедуры при проведении выборов и референдума сходны. Однако несмотря на это, на данном этапе следует заняться исключительно процедурой законодательного урегулирования выборов на федеральном и региональном уровне. Регулирование избирательных прав граждан можно закрепить в специальной части Избирательного кодекса. Избирательное законодательство уже давно требует серьезной кодификации и если она состоится, то многие проблемы источников избирательного права будут решены. [22] (см. приложение IV рис.1)

4.Влияние изменения избирательного законодательства на избирательную активность на примере Староминского избирательного участка.

Работая над данным проектом, я заинтересовался, как избирательное законодательство может повлиять на избирательную активность граждан. Поэтому я проанализировал как источники избирательного процесса, так и избирательную активность жителей Староминского района и пришел к следующим выводам. В нашем государстве за последние 25 лет было принято более 100 нормативно-правовых актов регулирующих избирательный процесс, в целом эти акты упорядочили и регламентировали выборы, но надо отметить, что некоторые нормативные документы принимались, как ответ на злободневные политические процессы. Например: отмена выборов губернаторов, для упрочения положения исполнительной власти и более четкого исполнения воли президента, переход на пропорциональную избирательную систему. Дальше я попробовал выяснить, как усовершенствование избирательного законодательства влияло на избирательную активность граждан. Для этого были проанализированы таблицы предварительных итогов выборов президентов, губернаторов и членов ЗСК и пришел к следующим выводам: 1.На выборы Президента РФ в большей мере ( таблицы за 2004, 2008, 2012 гг.) мне кажется влияло не упорядочивание нормативно – правовой базы, хотя это тоже важно, а больше социально-экономическое положение в стране, насколько Путин В.В. исполнял свои обещания и действия как, системной оппозиции так и не системной (беспорядки на Болотной площади). Так же большое влияние на результаты выборов 2012 г. оказало то , что реально не было достойных конкурентов и многие граждане пришли на выборы, а так же обвинения в адрес правящей партии «Единая Россия» в коррупции и подтасовке результатов, насколько это было справедливо для оппозиции это было не важно, главное дестабилизировать отношение в стране. На выборах 2008 Медведев Д.А. был незнаком избирателям, но его рекомендовал обладавшим авторитетом Путин В.В., что и дало такой высокий результат [23] (см. приложение V рис.1), (см. приложение VI рис.1), (см. приложение VII рис.1) 2.Выборы губернатора Краснодарского края (2000, 2004, 2015гг.) показали, что староминчане доверяют кандидатам предложенным президентом РФ, чему способствовали стабильность социально-экономического положения в крае, поддержка кубанского казачества и народной культуры, а так же то, что губернаторами становились наши земляки (см. приложение VIII рис.1-2), (см. приложение IX рис.1-2). 3. Выборы в Законодательное Собрание Краснодарского края (2000, 2007, 2012, 2017гг.) показали, что на предпочтения избирателей оказало влияние личностные характеристики кандидатов, их профессионализм, моральные качества, а не партийная принадлежность, хотя стоит отметить членами ЗСК становились или самовыдвиженцы или члены партии «Единая Россия», но последние выборы показали очень низкий показатель избирательной активности. Причинами являются с точки зрения экспертов являются: непонимание значимости собственной роли в политических процессах, отсутствие веры что ни будь изменить, отсутствие собственной позиции (см. приложение X рис.1-3) Из выше сказанного может показаться, что изменения в избирательном законодательстве ни как не влияют на политическую аномию и абсентизм, но анализируя каждые выборы Центризбирком находит недостатки в российском законодательстве, что позволяет в дальнейшем вносить изменения и поправки в нормативно-правовую базу регулирующую выборный процесс, делая его более открытым, справедливым и честным, что несомненно отражается на избирательной активности (см. приложение II рис.1), (см. приложение III рис.1). Данный вопрос был задан Председателю избирательной территориальной комиссии Кузьменко С.А. и вот, что она сказала: «В современной России на формирование избирательной системы влияют различные силы… Избирательная система практикует и рассмотрение мирового опыта, различных схем избирательного процесса в тех или иных условиях, существующих типов избирательных систем, позволяет глубже понимать происходящие в России политические процессы… Важнейшей составляющей любой избирательной кампании является ее заключительный аккорд, связанный с активизацией участия избирателей в голосовании.

Низкую явку избирателей можно рассматривать как:

- недоработку избирательной системы и законодательства

- недоработку со стороны политических партий и кандидатов

- абсентеизм избирателей [23]

Заключение.

За последние годы выборы прочно вошли в жизнь российского общества в качестве реально функционирующего института непосредственной демократии. Политические события последних лет показывают, что общество заинтересовано в формировании выборных органов государства из числа наиболее достойных кандидатов путем цивилизованных и демократических выборов, вся процедура проведения которых будет законной и контролируемой. Опыт крупных избирательных кампаний (как позитивный, так и негативный), связанных с выборами в Государственную Думу, ЗСК и выборами Президента РФ, способствует формированию избирательного законодательства, прежде всего на федеральном уровне, и развитию его в позитивном направлении. В настоящее время в Российской Федерации создана многоуровневая система законодательства, регулирующая реализацию избирательных прав граждан. Правовой основой новейшего избирательного права и процесса являются: Конституция РФ, основные законы субъектов, целый ряд федеральных законов, например, «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», «О политических партиях», «Об обеспечении конституционных прав граждан избираться и быть избранными в органы местного самоуправления» и иные нормативно-правовые акты, связанные с выборами федерального, регионального и местного значения. Все эти нормативно-правовые акты имеют большое значение для проведения честных и справедливых выборов, но на избирательную активность на прямую не влияют только опосредовательно. Цель, поставленную перед собой выполнил. Собран документальный и теоретический материал. Проведен анализ полученных материалов и обобщены данные. Хочется отметить, что такую цель перед собой я ставил в первый раз. Итак, мне хочется отметить, что данная работа несёт в себе элементы научной новизны. Данную работу возможно использовать в практике образовательного учреждения (уроки обществознания, право, классные часы) и иных учреждений (муниципальные органы власти, в СМИ), а так же для продолжения исследования.

Список использованной литературы:

Сборник международных документов. М., 1995.

Безуглов А.А., Солдатов А.С. Конституционное право России. М., 2003. Баглай М.В. Конституционное право РФ: учебник. М., 2007. С. 361.

Любарев А.Е. О концепции избирательного права // http://lyubarev.narod.ru/elect/GiP.htm (дата обращения 27.09.2015).

Любарев А.Е. Проблемы создания избирательного кодекса в РФ // http://www.votas.ru/virtconsl2.htmlf5 • ~ (дата обращения 27.09.2015).

Публичное право: учебник / Под ред. Ю.А. Тихомирова // http://sudru.ru

Постников А.Е. Законодательство о выборах, референдумах и отзыве // Конституционное законодательство в России. М., 1999. С. 240.

Собрание законодательства Российской Федерации.. 1995. № 3. Ст. 169;

Собрание законодательства Российской Федерации.. 1995. № 31. Ст. 3215;

Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 49. Ст. 5497.

Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 535. Ст. 1278.

Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 42. Ст. 5005;

Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32. Ст. 3336;

Собрание законодательства Российской Федерации.. 2001. № 29. Ст. 2950;

Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 24.

Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 2. Ст. 171;

Собрание законодательства Российской Федерации.. 2003. № 40.;

Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 125. Ст. 2514;

Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 36. Ст. 5127.

Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 49 (ч. 5).

Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1998. № 4.

Ежевский Д.О. Актуальные проблемы реформирования избирательного законодательства Российской Федерации. Иhttp://ecoedulaw.ru

Интервью Руководителя избирательной комиссии Староминского района Кузьменко

Материалы Избирательной комиссии Староминского района.

Приложение

КУЗЬМЕНКО Павел Сергеевич

Краснодарский край ст. Староминская

МБОУ СОШ №1. 9 «А» класс

ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 25 ЛЕТ НА ИЗБИРАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ГРАЖДАН

Научный руководитель: Штомпель Галина Григорьевна

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №1

Приложение I

Рис.1Александр Кобринский

Рис.2 Александр Любарев

Приложение II

Рис.1 Данные ВЦИОМ.

Рис.2-3 Источники избирательного права.

Рус.4 Конституция РФ

Приложение III

Рис.1 Причины политической аномии и абсентизма.

Рис.2 Документы необходимые на выборах.

Рис.3. Выборный процесс без технических новшеств.

Приложение IV

Рис.1Александр Игнатов. Исполнительный директор Российского общественного института избирательного права, член Ассоциации НКО по защите избирательных прав "Гражданский контроль" 2012г.

Рис.2 Первым избираемым законодательным органом государственного уровня, работающим на постоянной основе, стала Государственная дума. На фото: торжественное открытие Думы I созыва, Зимний дворец, 27 апреля 1906 г.

Приложение V

Рис.1 Выборы главы администрации (губернатора) Краснодарского края, Краснодарский край 03.12.2000 г. Сведения для опубликования полных данных протоколов

Наименование территориальной избирательной комиссии/территории

Количество УИК

№ УИК

Приняло участие в выборах

Приняло участие в голосовании

Число избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования

Число избирательных бюллетеней, полученных участковыми избирательными комиссиями

Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно

Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно в помещении территориальной избирательной комиссии

Число погашенных избирательных бюллетеней

Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день голосования

Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования

Число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования

Число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования

Число действительных избирательных бюллетеней

Общее число недействительных избирательных бюллетеней

Число избирательных бюллетеней, признанных недействительными на основании пункта 14 статьи 66 Закона Краснодарского края "О выборах главы администрации (губернатора) Краснодарского края"

Число недействительных избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций

Число признанных недействительными избирательных бюллетеней, в которых голоса избирателей поданы в ходе досрочного голосования за выбывшего впоследствии зарегистрированного кандидата

Число признанных недействительными избирательных бюллетеней, в которых знак проставлен более, чем в одном квадрате

Число открепительных удостоверений, полученных участковыми избирательными комиссиями

Число открепительных удостоверений, выданных участковыми избирательными комиссиями избирателям на избирательных участках до дня голосования

Число открепительных удостоверений, выданных избирателям в территориальных избирательных комиссиях

Число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательных участках

Число неиспользованных открепительных удостоверений

Число погашенных в соответствии с пунктом 6 статьи 62 Закона Краснодарского края "О выборах главы администрации (губернатора) Краснодарского края" отрывных талонов открепительных удостоверений

Число бюллетеней по актам об утрате

Число открепительных удостов. по актам об утрате

КРАМАРЕНКО Игорь Алексеевич

ОГАНЕСЯН Мартирос Мовсесович

ТКАЧЕВ Александр Николаевич

Число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов

Староминская

23

 

17542

53,72

17498

53,58

32657

32600

7

5

15063

17017

518

518

16980

17283

215

0

84

0

131

485

1

15

9

484

1

0

0

575

3,29%

318

1,82%

15584

89,06%

806

4,61%

 

Число признанных недействительными избирательных бюллетеней, в которых голоса избирателей поданы в ходе досрочного голосования за выбывшего впоследствии зарегистрированного кандидата

Число признанных недействительными избирательных бюллетеней, в которых знак проставлен более, чем в одном квадрате

Число открепительных удостоверений, полученных участковыми избирательными комиссиями

Число открепительных удостоверений, выданных участковыми избирательными комиссиями избирателям на избирательных участках до дня голосования

Число открепительных удостоверений, выданных избирателям в территориальных избирательных комиссиях

Число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательных участках

Число неиспользованных открепительных удостоверений

Число погашенных в соответствии с пунктом 6 статьи 62 Закона Краснодарского края "О выборах главы администрации (губернатора) Краснодарского края" отрывных талонов открепительных удостоверений

Число бюллетеней по актам об утрате

Число открепительных удостов. по актам об утрате

КРАМАРЕНКО Игорь Алексеевич

ОГАНЕСЯН Мартирос Мовсесович

ТКАЧЕВ Александр Николаевич

Число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов

0

131

485

1

15

9

484

1

0

0

575

3,29%

318

1,82%

15584

89,06%

806

4,61%

Приложение VI

Рис.1 Выборы главы администрации (губернатора) Краснодарского края 14.3.2004 г.

ТАБЛИЦА ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ИТОГОВ от 15 марта 2004г. 02:53:23

       
   

Всего

%%

1

Число избирателей, внесенных в списки

33016

 

2

Число бюллетеней, полученных участковой комиссией

32962

 

3

Число бюллетеней, выданных на участке

18812

 

4

Число бюллетеней, выданных вне участка

1199

 

5

Число погашенных бюллетеней

12951

 

6

Обнаружено бюллетеней в переносных ящиках

1199

 

7

Обнаружено бюллетеней в стационарных ящиках

18809

 

8

Число недействительных избирательных бюллетеней

151

 

9

Число действительных избирательных бюллетеней

19857

 

10

Число полученных участковыми комиссиями открепительных удостоверений

396

 

11

Выдано избирателям открепительных удостоверений участковыми комиссиями

97

 

12

Проголосовало по открепительным удостоверениям избирателям участковыми комиссиями

48

 

13

Неиспользовано на участках открепительных удостоверений

299

 

14

Выдано открепительных удостоверений избирателям территориальными комиссиями

4

 

15

Утрачено избирательных бюллетеней

0

 

15а

Число не учтенных избирательных бюллетеней

0

 

16

Утрачено открепительных удостоверений

0

 

16а

Число не учтенных открепительных удостоверений

0

 

17

Бондаренко Александр Николаевич

505

2,52%

18

Кириченко Сергей Николаевич

243

1,21%

19

Пахомов Анатолий Николаевич

210

1,05%

20

Ткачев Александр Николаевич

17906

89,49%

21

Против всех

993

4,96%

       
 

Приняли участие в выборах

20011

60,61%

       
 

Приняли участие в голосовании

20008

60,60%

Приложение VII

Рис.1 Выборы главы администрации (губернатора) Краснодарского края 13 сентября 2015 года ПРОТОКОЛ

Приняли участие в выборах:

   

30,95%

1

Число избирателей, включенных в списки

32233

2

Число бюллетеней, полученных участковыми комиссиями

28740

3

Число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно

321

4

Число бюллетеней, выданных избирателям в помещениях для голосования

8128

5

Число бюллетеней, выданных избирателям вне помещений для голосования

1528

6

Число погашенных бюллетеней

18763

7

Число бюллетеней в переносных ящиках для голосования

1528

8

Число бюллетеней в стационарных ящиках для голосования

8448

9

Число недействительных бюллетеней

215

10

Число действительных бюллетеней

9761

11

Число утраченных бюллетеней

0

12

Число бюллетеней, не учтенных при получении

0

           

13

Кондратьев Вениамин Иванович

7800

78,19%

14

Осадчий Николай Иванович

1199

12,02%

15

Пономарев Виктор Иванович

151

1,51%

16

Руденко Андрей Викторович

433

4,34%

17

Фисюк Сергей Дмитриевич

178

1,78%

           
           
         
 

Приложение VIII

Рис.1 ЗСК 2000 год ПРОТОКОЛ

Участвовало в выборах

19163

35,06%

Участвовало в голосовании

19162

35,06%

Выбирается вариантов:1 из 10

 

УИК:

Вавилов Борис Викторович

2535

13,23%

Загер Михаил Анатольевич

386

2,01%

Кунда Николай Васильевич

2721

14,20%

Леонова Галина Николаевна

4071

21,25%

Литвинов Владимир Тимофеевич

749

3,91%

Радчевский Александр Николаевич

1030

5,38%

Фесенко Виктор Васильевич

322

1,68%

Хворостина Евгений Николаевич

3414

17,82%

Царегородцев Дмитрий Васильевич

353

1,84%

Цикин Василий Николаевич

734

3,83%

Число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов

2282

11,91%

Недействительных бюллетеней

0

 
     

Рис.2 Досрочные выборы депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края четвертого созыва 2.12.2007 г.

   

Всего

%%

1

Число избирателей, внесенных в список

32744

 

2

Число бюллетеней, полученных участковой комиссией

32876

 

3

Число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования

19151

 

4

Число бюллетеней, выданных избирателям вне помещения для голосования

1924

 

4а.

Число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно

0

 

5

Число погашенных бюллетеней

11801

 

6

Число бюллетеней в переносных ящиках для голосования

1924

 

7

Число бюллетеней в стационарных ящиках для голосования

19132

 

8

Число недействительных бюллетеней

1128

 

9

Число действительных бюллетеней

19928

 

10

Число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией

480

 

11

Число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией

89

 

11а.

Число открепительных удостоверений, выданных территориальной комиссией

9

 

12

Число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям

27

 

13

Число погашенных открепительных удостоверений

391

 

14

Число утраченных бюллетеней

0

 

15

Число бюллетеней, не учтенных при получении

0

 

16

Звигунов Анатолий Иванович

3239

15,38%

17

Золотоверх Сергей Михайлович

4064

19,30%

18

Хараман Юрий Гаврилович

12625

59,96%

 

Приняли участие в выборах

21075

64,36%

 

Приняли участие в голосовании

21056

64,30%

Приложение IX

Рис.1 Выборы депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края пятого созыва 14.10.2012 г. Староминская

   

Всего

%%

 

1

Число избирателей, внесенных в списки

31557

   

2

Число бюллетеней, полученных участковыми комиссиями

31230

   

3

Число бюллетеней, выданных избирателям в помещениях для голосования

14288

   

4

Число бюллетеней, выданных избирателям вне помещения для голосования

5414

   

Число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно

0

   

5

Число погашенных бюллетеней

11528

   

6

Число бюллетеней в переносных ящиках для голосования

5414

   

7

Число бюллетеней в стационарных ящиках для голосования

14265

   

8

Число недействительных бюллетеней

170

   

9

Число действительных бюллетеней

19509

   

10

Число открепительных удостоверений, полученных участковыми комиссиями

639

   

11

Число открепительных удостоверений, выданных участковыми комиссиями

639

   

12

Число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям

87

   

13

Число погашенных открепительных удостоверений

0

   

14

Число открепительных удостоверений, выданных территориальной комиссией

61

   

15

Число утраченных открепительных удостоверений

0

   

16

Число утраченных бюллетеней

0

   

17

Число бюллетеней, не учтенных при получении

0

   

18

1.КОММУНИСТЫ РОССИИ в Краснодарском крае

578

2,94%

 

19

2.Региональное отделение Краснодарского края партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ"

99

0,50%

 

20

3.РО ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в Краснодарском крае

138

0,70%

 

21

4.Региональное отделение "Партии свободных граждан" Краснодарского края

34

0,17%

 

22

5.Краснодарское региональное отделение Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"

14661

74,50%

 

23

7.Российская экологическая партия "Зелёные" в Краснодарском крае

58

0,29%

 

24

8.РО в Краснодарском крае ВПП "Партия Социальных Сетей"

33

0,17%

 

25

9.Краснодарское региональное отделение ЛДПР

772

3,92%

 

26

10.Политическая партия "Демократическая партия России"

73

0,37%

 

27

11."ЯБЛОКО" - Объединенные демократы" Краснодарского края

59

0,30%

 

28

12.Политическая партия "Коммунистическая партия социальной справедливости"

235

1,19%

 

29

13.Региональное отделение Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Краснодарского края

1251

6,36%

 

30

14.Краснодарское региональное отделение политической партии "Города России"

15

0,08%

 

31

15.Всероссийская политическая партия "Социал-демократическая партия России"

21

0,11%

 

32

16.ККРО "Народная партия "За женщин России"

137

0,70%

 

33

17.Краснодарское краевое отделение КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1345

6,83%

 
 

Приняли участие в выборах

19702

62,43%

 
 

Приняли участие в голосовании

19679

62,36%

 

Рис.2 Выборы депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края шестого созыва 10 сентября 2017 года

1

Число избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования

3

1

7

6

9

2

Число избирательных бюллетеней, полученных участковыми избирательными комиссиями

3

1

7

5

0

3

Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно

0

0

0

0

0

4

Число избирательных бюллетеней, выданных участковыми избирательными комиссиями избирателям в помещениях для голосования в день голосования

0

9

7

9

7

5

Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования в день голосования

0

2

2

4

6

6

Число погашенных избирательных бюллетеней

1

9

7

0

7

7

Число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования

0

2

2

4

6

8

Число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования

0

9

7

9

7

9

Число недействительных избирательных бюллетеней

0

0

4

6

6

10

Число действительных избирательных бюллетеней

1

1

5

7

7

11

Число утраченных избирательных бюллетеней

0

0

0

0

0

12

Число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении

0

0

0

0

0

Фамилии, имена, отчества внесенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатов

Число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата

13

Кодола Максим Владимирович

0

0

3

3

7

14

Кунда Олег Викторович

0

1

8

9

9

15

Федорченко Александр Григорьевич

0

1

2

7

4

16

Хараман Александр Юрьевич

0

7

4

6

0

17

Чернышов Александр Илларионович

0

0

6

0

7

Приложение X

Рис.1 Выборы Президента Российской Федерации 14.3.2004 г. Староминская

   

Всего

%%

1

Число избирателей, внесенных в список

33031

 

2

Число полученных избирательных бюллетеней

32962

 

3

Число избирательных бюллетеней, выданных досрочно

0

 

4

Число избирательных бюллетеней, выданных в день голосования

18838

 

5

Число избирательных бюллетеней, выданных вне помещения

1200

 

6

Число погашенных избирательных бюллетеней

12924

 

7

Число избирательных бюллетеней в переносных ящиках

1200

 

8

Число бюллетеней в стационарных ящиках для голосования

18835

 

9

Число недействительных избирательных бюллетеней

146

 

10

Число действительных избирательных бюллетеней

19889

 

11

Число полученных открепительных удостоверений

495

 

12

Число выданных открепительных удостоверений

115

 

13

Число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям

75

 

14

Число неиспользованных открепительных удостоверений

380

 

15

Число открепительных удостоверений, выданных в ТИК

5

 

16

Число утраченных избирательных бюллетеней

0

 

17

Число не учтенных при получении избирательных бюллетеней

0

 

17а

Число утраченных открепительных удостоверений

0

 

17б

Число не учтенных при получении открепительных удостоверений

0

 

18

Глазьев Сергей Юрьевич

843

4,21%

19

Малышкин Олег Александрович

526

2,63%

20

Миронов Сергей Михайлович

134

0,67%

21

Путин Владимир Владимирович

12965

64,71%

22

Хакамада Ирина Муцуовна

445

2,22%

23

Харитонов Николай Михайлович

4412

22,02%

24

Против всех

564

2,82%

 

Приняли участие в выборах

20038

60,66%

 

Приняли участие в голосовании

20035

60,66%

       

Рис.2 ТАБЛИЦА ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ИТОГОВ от 3 марта 2008г. Староминская.

   

Всего

%%

1

Число избирателей, включенных в списки избирателей

29737

 

2

Число избирательных бюллетеней, полученных участковыми избирательными комиссиями

32690

 

3

Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно

0

 

4

Число избирательных бюллетеней, выданных в помещениях для голосования в день голосования

23240

 

5

Число избирательных бюллетеней, выданных вне помещений для голосования в день голосования

3292

 

6

Число погашенных избирательных бюллетеней

6158

 

7

Число избирательных бюллетеней в переносных ящиках для голосования

3292

 

8

Число бюллетеней в стационарных ящиках для голосования

23240

 

9

Число недействительных избирательных бюллетеней

216

 

10

Число действительных избирательных бюллетеней

26316

 

11

Число полученных открепительных удостоверений

425

 

12

Число открепительных удостоверений, выданных избирателям на избирательных участках

425

 

13

Число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям

147

 

14

Число неиспользованных открепительных удостоверений

0

 

15

Число открепительных удостоверений, выданных избирателям ТИК

245

 

16

Число утраченных избирательных бюллетеней

0

 

17

Число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении

0

 

17а

Число утраченных открепительных удостоверений

0

 

17б

Число открепительных удостоверений, не учтенных при получении

0

 

18

Богданов Андрей Владимирович

241

0,91%

19

Жириновский Владимир Вольфович

1894

7,14%

20

Зюганов Геннадий Андреевич

4123

15,54%

21

Медведев Дмитрий Анатольевич

20058

75,60%

 

Приняли участие в выборах

26532

89,22%

 

Приняли участие в голосовании

26532

89,22%

       

Рис.3. Выборы Президента Российской Федерации 4.3.2012 г. ТАБЛИЦА ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ИТОГОВ. Староминская.

   

Всего

%%

1

Число избирателей, включенных в списки избирателей

31769

 

2

Число избирательных бюллетеней, полученных участковыми избирательными комиссиями

32700

 

3

Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно

0

 

4

Число избирательных бюллетеней, выданных в помещениях для голосования в день голосования

17075

 

5

Число избирательных бюллетеней, выданных вне помещений для голосования в день голосования

3287

 

6

Число погашенных избирательных бюллетеней

12338

 

7

Число избирательных бюллетеней в переносных ящиках для голосования

3287

 

8

Число бюллетеней в стационарных ящиках для голосования

17074

 

9

Число недействительных избирательных бюллетеней

239

 

10

Число действительных избирательных бюллетеней

20122

 

11

Число полученных открепительных удостоверений

537

 

12

Число открепительных удостоверений, выданных избирателям на избирательных участках

537

 

13

Число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям

182

 

14

Число неиспользованных открепительных удостоверений

0

 

15

Число открепительных удостоверений, выданных избирателям ТИК

63

 

16

Число утраченных открепительных удостоверений

0

 

17

Число утраченных избирательных бюллетеней

0

 

18

Число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении

0

 

19

Жириновский Владимир Вольфович

1889

9,28%

20

Зюганов Геннадий Андреевич

5662

27,81%

21

Миронов Сергей Михайлович

765

3,76%

22

Прохоров Михаил Дмитриевич

1295

6,36%

23

Путин Владимир Владимирович

10511

51,62%

 

Приняли участие в выборах

20362

64,09%

 

Приняли участие в голосовании

20361

64,09%

 
Просмотров работы: 331