Ювенальная юстиция

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ювенальная юстиция

Ступникова  А.С. 1
1Среднерусский институт управления -Орловский филиал Региональной академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Фомина  М.Г. 1
1Среднерусский институт управления -Орловский филиал Региональной академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность темы исследования. Дети - главный, определяющий потенциал развития каждого государства. От уровня их физического, духовного, интеллектуального развития зависят количественные и качественные характеристики сегодняшнего и будущего населения, его социально-демографическая структура, а также социально-психологические особенности. В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Качества, которыми наделен ребенок, особенно в самом начальном периоде жизни, являются наиболее важными и прочными; изменить их в последующем довольно сложно, а в ряде случаев - практически невозможно. Успешное становление ребенка как личности определит не только его включение в общественную жизнь, нахождение своей ниши, но в конечном счете - прогресс развития общества в целом.

В сегодняшнем обществе и стране вопросы детства и защиты прав несовершеннолетних это обозначенные трудности, как в государственном, так и на международном уровне. Россия переживает демографический упадок, и его преодоление находится в зависимости от 2 причин: репродукции населения и воспитания здоровой полноценной молодежи. Конкретно поэтому защита и охрана матерей и детей провозглашена общенациональной задачей.

Особенности находящейся в процессе становления психики подростков обусловливают возможность применения к ним более мягких либо специфических мер воздействия в основном воспитательной направленности, достаточных для их исправления. Именно поэтому в Уголовном кодексе Российской Федерации выделена глава 14, регулирующая вопросы, связанные с уголовной ответственностью несовершеннолетних. В настоящее время сложилась такая ситуация, которая свидетельствует о неэффективности системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних и существенных недостатках правосудия по делам несовершеннолетних.

Российская Федерация на сегодняшний день переживает глубокий финансово-экономический кризис, который постепенно поглощает и остальные сферы жизнедеятельности людей. Несовершеннолетние - это особая категория граждан, которая в силу недостаточности жизненного опыта, отсутствием практических и теоретических знаний и навыков, с низким уровнем самоконтроля, неспособны здраво воспринимать происходящие события. Чаще всего подростки 14-17 лет хотят самоутвердиться и самый легкий путь, как думается, признания в обществе лежит через преступное поведение. Как показывает статистика - 15% преступлений совершены именно лицами, недостигшими 18 лет, которые чаще всего не могут дать внятную причину своих поступков1. Вышеописанная проблема актуальна на сегодняшний день и ее решение является приоритетной задачей уголовной политики государства. Однако осложняет решение данной проблемы то, что в отношении несовершеннолетних должен быть особый порядок уголовно- правовой работы, который сможет одновременно обеспечить - полнительные гарантии прав ребенка и не ухудшить его психическое состояние. Поэтому особую актуальность приобретают исследования, позволяющие проанализировать действующее российское уголовно-процессуальное законодательство с точки зрения возможностей функционирования на его базе ювенальной юстиции, основанной на международно-правовых стандартах.

Степень научной разработанности темы исследования. Исследованию данной темы были посвящены работы Е.Г. Азаровой, С.Н. Ивахненко, Е.В. Ильговой, Н.Р. Косевич, И.С. Шульженко и ряда других авторов.

Цель данной работы заключается в исследовании правовых основ ювенальной юстиции.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

– раскрыть историю и современность ювенальной юстиции;

– выявить проблемы введения ювенальной юстиции в РФ.

Объектом исследования в данной работе являются отношения, складывающиеся в сфере ювенальной юстиции.

Предмет исследования составляют нормы права, регулирующие ювенальную юстицию.

Методологическая основа работы определялась характером предмета, целью и задачами исследования. В работе применялись методы системного и сравнительного анализа, качественной и количественной оценки рассматриваемых явлений, статистической обработки эмпирических данных.

Информационной базой исследования, обеспечивающей достоверность выводов, явились данные монографических изданий и периодической печати, нормативные правовые акты РФ, регулирующие отношения в области ювенальной юстиции.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в следующем: во-первых, положения и выводы, содержащиеся в работе, могут иметь существенное значение для дальнейшего теоретического изучения ювенальной юстиции и способствовать научному развитию данной темы; во-вторых, результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности по осуществлению правосудия в отношении несовершеннолетних и профилактике преступности и безнадзорности среди молодежи; в-третьих, рекомендации, предложенные в результате исследования могут быть использованы при преподавании курса «Ювенальная юстиция» в юридических вузах, а также при проведении курсов переподготовки и повышения квалификации практических работников правоохранительных и судебных органов; в-четвертых, на основе теоретических выводов выработаны предложения по совершенствованию отдельных институтов и норм российского законодательства по вопросам организации работы с несовершеннолетними правонарушителями с целью повышения его профилактической функции и эффективности применения; в-пятых, конкретные рекомендации, изложенные в работе, могут быть приняты во внимание при разработке проекта Закона о ювенальной юстиции в Российской Федерации и при создании экспериментальных моделей ювенальной юстиции на региональном уровне.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.

    История и современность ювенальной юстиции

Относительно недавно в правовой науке появились такие термины, как ювенальное право, ювенальное правосудие, ювенальная политика, ювенальная юстиция. Ювенальная юстиция представляет собой социально ориентированную государственную политику в отношении несовершеннолетних. В научной литературе отмечается, что данный термин, ювенальная юстиция, впервые был отмечен в Пекинских правилах, принятой резолюцией Генеральной ассамблеи ООН 10 декабря 1985 года, и касалось это отправлении правосудия в отношении несовершеннолетних. Стоит заметить, что как такого понятия «ювенальная юстиция» в Пекинских правилах нет, но там же говорится о «правосудии в отношении несовершеннолетних», что дало многим авторам возможность определить ювенальную юстицию как правосудие в отношении несовершеннолетних.

В России же ювенальная юстиция несовершеннолетних корнями своими уходит глубоко в историю. В Российской империи, то несовершеннолетние преступники всегда имели особый статус. В 1845 году «Уложением об уголовных наказаниях» ответственность ограничивалась возрастом 7 лет. Александр II в 1866 году 5 декабря утвердил Закон «Об учреждении колоний и приютов для несовершеннолетних преступников и нравственного их исправления». Закон содержал особые правила по содержанию юных преступников. Устанавливалось разделение на женский и мужской пол. Так начинала развиваться в России ювенальная юстиция. Что это давало государству? Прежде всего, порядок и ответственность среди населения страны. Следующий этап развития – 1897 год. Николай II изменил действующее уже «Уложение об уголовных наказаниях», в частности, в пунктах, где речь шла об ответственности несовершеннолетних. В 1903 году в Уложении определили возраст уголовной ответственности с 10 лет. Также ввели основание для освобождения от уголовной ответственности – это неспособность несовершеннолетнего «понимать значение производимого им поступка». Порядок отбывания наказания несовершеннолетними был регламентирован, малолетним преступникам давалась возможность отбывать свое наказание послушником при монастыре2. Постепенно система дорабатывалась и оптимизировалась. После революции в СССР также существовали аналогичные законы, которые в той или иной мере регулировали ответственность несовершеннолетних.

Впервые законодательное закрепление принципов ювенальной юстиции в России произошло в 1995 году, когда Борис Ельцин подписал Указ, в котором был утвержден План действий в интересах несовершеннолетних. В соответствии с этим планом предусматривалось создание в стране системы ювенальной юстиции. В 1998 году приняли закон по основным гарантиям и правам ребенка3. В нем впервые ввели понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», к этой категории относятся дети из малоимущих семей, имеющие отклонения в поведении, а также те, кто не может с помощью семьи или самостоятельно преодолеть какие-то тяжкие сложившиеся обстоятельства. Ювенальная система правосудия претерпела поворотный момент в своем формировании с принятием постановления №7 от 14 февраля 2000 года4. В нем даются рекомендации применять к несовершеннолетним статью 76 УК РФ, которая дает освобождение от ответственности, если произошло примирение с потерпевшей стороной. В 2008 году была принята глава 22 к Семейному кодексу Российской Федерации5. В ней предусматривается изъятие из семьи ребенка, которого признают оставшимся без опеки родителей (то есть брошенного на произвол судьбы). Далее последует помещение в специальное учреждение для устройства несовершеннолетнего в новую семью. Так теперь действует ювенальная юстиция в России. Принята или нет такая поправка к Семейному кодексу обществом? Противников очень много, так как истолковать и интерпретировать данный закон можно по-разному. По 156 статье УК РФ6 к уголовной ответственности могут привлекаться граждане, которые не исполняют обязанности по воспитанию своих детей или их воспитательные методы сопряжены с жестокими физическими обращениями. Наказание по этой статье – до трех лет заключения.

В 2009 году в России появились новые должности при Президенте и губернаторах субъектов РФ – уполномоченный по правам ребенка. В 2010 году Госдума отклонила закон в части по созданию ювенальных судов. В 2011 году пленум Верховного суда утвердил Постановление, регламентирующее особенности уголовной ответственности несовершеннолетних7. В соответствии с ним в судах должны усиливаться воспитательные процессы в делах несовершеннолетних, нужно уделять особое внимание профилактике преступных действий. Не оставлять без контроля работу комиссий по делам несовершеннолетних, общественных организаций и учебных заведений, выносить частные постановления, где указывались бы все конкретные обстоятельства дела.

Учитывая нынешнее положение, которое характеризуется ростом преступности, потребность создания ювенальной юстиции понимают многие государства, ведь от подрастающего поколения зависит дальнейшая судьба каждого государства. Современная молодежь является резервной частью социального развития, но прогрессирующий рост преступности, увеличение числа беспризорных и бездомных детей говорит о том, что в настоящее время отсутствуют условия, которые способствовали бы включению молодого поколения в жизнедеятельность общества. Сегодняшнее состояние дел с преступностью в РФ вызывает серьезную озабоченность и тревогу как у населения страны в целом, так и у правоохранительных органов. Следует признать правильным, что государственно-правовая политика в сфере преступности несовершеннолетних должна быть направлена на разрешение социальных конфликтов, лежащих в основе преступных действий несовершеннолетних. Семья является важным социальным институтом, чьим подтверждением является защита прав несовершеннолетних. Положение Конституции РФ, где говорится о том, что материнство, детство, семья находятся под защитой государства, служит этому примером8. Исходя из данного конституционного принципа, выстраивается государственная политика в отношении несовершеннолетних, в частности семьи в целом.

Таким образом, можно сделать вывод, что государственная семейная политика является частью государственной социальной политики. Защита прав несовершеннолетних направлена на то, чтобы ребенок обрел семью или же общество, которое будет более близка к семейной форме воспитания; своевременно оказать ему помощь, помочь в преодолении различных трудностей, например, при оказании в конфликте с законом.

Что же такое ювенальная юстиция? Существуют различные трактовки ученых, дающих понимание ювенальной юстиции. Так, Е.В. Лукьянова определяет этот термин как «систему, включающую в себя деятельность органов, осуществляющее правосудие по делам несовершеннолетних, имеющих, особую методику работы для реализации судебной власти над подростками9. В.Д. Ермаков выделяет ювенальную юстицию просто как «юстицию, защищающую права и свободы ребенка»10. Хотя А. Ю. Гулягин считает, что вышеописанные трактовки ювенальной юстиции несколько сужают определение термина. Он дает следующую характеристику: это не только государственные институты правосудия и контроля, но и социально – психологические инструменты воздействия на несовершеннолетнего для оказания необходимой поддержки».

Таким образом, он приходит к выводу, что ювенальная юстиция должна состоять не только из судов и государственных органов, но и включать в себя иные структуры, такие как благотворительные фонды и другие некоммерческие организации, для реабилитации подростков. Если обратится к мнениям более известных людей, то, федеральный судья, С.В. Черчага считает, что ювенальная юстиция это своего рода слияние государственных органов, органов местного самоуправления, а также государственных и муниципальных учреждений, должностных лиц, неправительственных некоммерческих организаций, осуществляющих на основе установленных законом процедур действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего). В рамках данной системы реализуются различные программы, мероприятия различных направлений: юридических, педагогических, социальных, и т.д., которые направлены на профилактику противоправного поведения и реабилитации ребенка11. Е.Л. Воронова12 в свою очередь принимает ювенальную юстицию за правовую основу социальной политики в отношении несовершеннолетних: защиту их прав и законных интересов, которые в свою очередь, объединяются вокруг ювенального суда, социальные службы, представляющие собой органы и учреждения государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также институты гражданского общества.

На наш взгляд, ювенальная юстиция представляет собой особую систему правосудия, центральным звеном которой является ювенальный суд. Также мы считаем, что ювенальная юстиция не должна сводиться только к уголовным судам над несовершеннолетними, она должна решать более широкие проблемы:

• Социальные вопросы, связанные с несовершеннолетними, которые не имеют родительского попечения. Вопросы о лишении родительских прав.

• Создание особой системы наказания в отношении несовершеннолетних (гражданские суды).

• Отдельные проекты – медицинские вопросы: планирование семьи, сексуальное просвещение молодежи.

    Проблемы введения ювенальной юстиции в РФ

В Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Россией закреплено, что существующая судебная система не готова гарантировать право ребенка на своевременное, высококачественное и беспристрастное рассмотрение уголовного дела относительно него компетентным судебным органом13. Невозможно говорить о справедливости правосудия в нашей стране без радикального совершенствования судопроизводства для несовершеннолетних. Возможно изменение этой ситуации через создание в системе общей юрисдикции ювенальных судов и всестороннего развития ювенальной юстиции. В заключении Общественной палаты Российской Федерации сказано, что ювенальные суды являются лишь основой для создания и развития системы ювенальной юстиции, которая гораздо шире, чем развитие альтернативных форм наказания несовершеннолетнего преступника или правонарушителя.

Целью ювенальной юстиции является сохранение или реабилитация личности ребенка при осознанной неотвратимости наказания за содеянное.

Основная задача этого социального института состоит в том, чтобы вывести несовершеннолетних из общей системы карательной юстиции. Ювенальная юстиция, как широкая социально-правовая практика, помимо собственно правосудия для несовершеннолетних, должна включать в себя профилактику подростковой преступности, профилактику преступлений против детей, социально-психологическую реабилитацию несовершеннолетних преступников, а также несовершеннолетних жертв преступлений.

Таким образом, ювенальная юстиция занимается преступлениями с участием несовершеннолетних, с одной стороны – несовершеннолетними правонарушителями, с другой – ущемлением прав ребенка. Именно поэтому вопрос развития ювенальной юстиции в России вызвал очень негативную реакцию и является актуальной проблемой российского закона.

Несмотря на различное толкование ювенальной юстиции, везде прослеживается главная суть – это правосудие, нацеленное на обеспечение прав малолетних. Но на деле, являются ли органы юстиции тем самым «гарантом» помощи для детей – подростков? Сейчас по все стране идет волна протеста против внедрения ювенальной системы в действующее законодательство. Почему? Нужна ли вообще ювенальная юстиция в России?

На сегодняшний день система ювенальной юстиции, предложенная в нашем государстве, очень сильно походит на западную правовую систему, которая ведет к негативным последствиям14. К сожалению, мы этого еще не понимаем или не хотим понимать. Дело в том, что западная и российская модели воспитания ребенка совершенно не похожи друг на друга. В России цель – воспитать в своем ребенке всестороннюю развитую личность, то есть ребенок – это объект педагогического воспитания. На Западе же дела обстоят совершенно по-другому: там ребенок – это самостоятельная, независимая личность, которая обязана иметь свои собственные взгляды и интересы. И не дело в том, что одна линия воспитания хуже или лучше другой, нет. Вся суть в том, что люди разные, менталитет в России и, например, в США крайне рознится, поэтому даже сравнивать эти две модели бессмысленно. Что мы имеем сейчас?

Влияние Запада проникло во все сферы нашей жизни, начиная от политики и экономики, заканчивая духовной сферой, теперь нам диктуют, как надо воспитывать наших детей. Бесспорно, у детей должны быть свои права, свои взгляды, право голоса, но, следует подчеркнуть, навязываемая ювенальная система сейчас представляет родителей, как обслуживающий персонал, которого при необходимости можно заменить. Проект ФЗ №42197-6, который в 2013 году был внесен на рассмотрение в Государственную Думу, позволял назначить патронат и изъять ребенка из семьи по таким абсурдным причинам как: долги по ЖКХ, запущенный кариес, отсутствие фруктов в холодильнике, разбросанные игрушки. Понятие «насилие» в ювенальной идеологии явно искажено: лишение родительских прав возможно, если в целях элементарной дисциплины ребенку откажут в сладком перед обедом, не выдадут карманных денег или не пустят на ночную дискотеку.

Таким образом, под прицелом ювенальной юстиции может оказаться каждая вторая семья в России. Комично, что чем больше патронатных семей и изъятых детей, тем больше зарплата у чиновника. Однако при этом, материальную помощь семьям законопроект не предусматривал. Отобранный ребенок идет по этапу через альянс «Россия без сирот» на международное усыновление. А уже дальнейшая их судьба не известна. Во всех школах уполномоченный по правам ребенка «агитирует» детей против своих же родителей, представляет семью как место постоянного насилия. При дальнейших таких же действиях есть вероятность того, что скоро семья превратится в место вседозволенности15. Любой адекватный запрет родителей можно будет снять одной лишь фразой: «Я на Вас в суд подам, вы нарушаете мои права». К сожалению, это не выдумка, это реальность, такое есть уже и сейчас. Ощущение вседозволенности, порождает беспредел. Дети, для которых нет четких представлений, «что такое хорошо, а что такое плохо» будут иметь только права, о том, что у них также есть и обязанности речи не идет. Вряд ли такой подход при- ведет к снижению преступности среди малолетних. Мы должно для себя понять, что мы хотим от наших детей. Хотим ли мы воспитать просто хороших людей, чтобы не страшно было выйти ночью, или мы хотим окончательно разорвать общечеловеческие связи. В жизни ребенка мама и папа – это самое дорогое, ценное, что у него есть. Именно семья должна заниматься вопросами воспитания ребенка. Тогда зачем, итак в уже почти разрушенный институт семьи, впускать так называемого «проверяющего» в лице государственных органов, который просто-напросто заберет ребенка? Введение ювенальной юстиции предполагало защиту детей от домашнего насилия, от неоправданной жестокости взрослых, помощь и поддержку несовершеннолетних, которые оступились. В действительности все иначе: чаще всего лишение родительских прав является ошибкой.

Таким образом, можно сделать вывод, что западная модель правовой системы ведет к разрушению института российской семьи. Для нормального функционирования системы защиты детства в России, нужно основываться на менталитете наших людей, требуется создать законопроект, который не будет противоречить интересам родителей, но в тоже время «спасать» тех деток, которые действительно нуждается в защите.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, мы можем сделать следующие выводы.

В ходе исследования мы выяснили, что в России с конца 2009 – начала 2010 гг. активно формировалось массовое общественное недовольство ювенальной юстицией, в первую очередь ювенальным судопроизводством. Во многих городах страны проводились митинги и пикеты, создавались региональные общественные комитеты в защиту семьи, детства и нравственности, писались письма-протесты в органы власти. Люди получили поддержку в лице президента РФ – Владимира Владимировича Путина. Поэтому проект ФКЗ №38948-3 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (о создании судов по делам несовершеннолетних) был отклонен во втором чтении в Государственной Думе. Суть выступлений народа заключалось против введения ювенальной юстиции в судебную систему Российской Федерации. Поскольку, ювенальные нормы самым коренным образом противоречат нашей национальной ментальности, духовности и культуре, а, следовательно, и сформировавшейся в России правовой системе, российскому судопроизводству.

Но мнение людей, это только одна из проблем развития ювенальной юстиции в России. Есть также другие, как мы выяснили, которые предотвращают внедрение этого института в нашей стране.

Очень важный аспект – проблема, касающаяся органа, который должен рассматривать уголовные дела в отношении несовершеннолетних. Многие исследователи считают, что рассмотрение уголовных дел судом в рамках соответствующего уголовного судопроизводства, обеспечивает достаточные гарантии против некомпетентности и произвола. Другие пишут, что включение несовершеннолетних в уголовный процесс способствует стигматизации несовершеннолетних, поэтому необходимо поручить полностью или частично решение этих вопросов несудебному органу – Комиссии по делам несовершеннолетних. Злоупотребление властью органами ювенальной юстиции является еще одной причиной отрицательного отношения народа и государства к ювенальным судам. С созданием ювенальной системы, широкий спектр полномочий и возможностей в области злоупотребления функциями предоставлен его должностным лицам и сотрудникам.

Условия, которые предусматривают специальное рассмотрение дел, связанных с несовершеннолетними, которые могут быть решены путем выделения и оснащения специальных помещений для ювенального суда, также вызывают трудность внедрения ювенальных судов. Обычные условия, которые в настоящее время рассматриваются с несовершеннолетними, и отсутствие специализации судей и сотрудников судебных органов, не способствуют выполнению задач, стоящих перед ювенальной юстицией. В целом общая ситуация в суде, со всеми нашими обрядами, судебными процедурами, конечно, влияют на психику несовершеннолетних и, несомненно, все это подлежит ликвидации в суде по делам несовершеннолетних16.

Нехватка материальных ресурсов, которые общество и государство обеспечивают организацию работы с несовершеннолетними правонарушителями и отсутствие реального контроля за расходованием выделенных средств также является одной из проблем. Отсутствие квалифицированных кадров для работы с несовершеннолетними правонарушителями – это проблема развития ювенальных судов в России. В настоящее время в стране существует множество вузов, которые готовят юристов, социальных работников, психологов и педагогов, но система обучения и развития для несовершеннолетних правонарушителей до сих пор не сформировалась. Эта деятельность по-прежнему не престижна и не оплачивается должным образом. Конкуренция и профессиональный отбор на такие должности практически отсутствуют. Очень часто нарушается принцип специализации судей, прокуроров, следователей, которые рассматривают и ведут уголовные дела несовершеннолетних. Эти лица не проходят дополнительное обучение и не имеют право работать без соответствующих сертификатов17.

Отрицательный опыт внедрения ювенальной юстиции в зарубежных странах является очень актуальной проблемой несостоятельности учреждения по делам несовершеннолетних. Ведь во всех западных странах эта система приняла чудовищную форму. Например, во Франции почти каждый второй человек лишен родительских прав, если какой-нибудь сосед нажаловался, что мать сделала замечание одному из детей или оставила ребенка на пять минут одного, когда пошла, проверять почту, но, по данным ювенальной юстиции, изъятие детей является законным. Еще один печальный пример – текущая ситуация в Финляндии. В этой стране, органы ювенальной юстиции – это мощный механизм создания фашизма и разрушения семьи как основного социального института общества. Вот что говорит по этому поводу директор Института демографической безопасности, психолог, член Союза писателей России Ирина Медведева: «в лице ювенальной юстиции мы имеем дело с современным фашизмом… ювенальная юстиция – это в чистом виде фашизм»18.

В России уже были запущены пилотные проекты, касающиеся ювенальной юстиции. Они имели негативные результаты. В первую очередь это попирание прав родителей. В каждой семье используются свои методы воспитания. Согласно западным нормам ювенальной юстиции ребенок может самостоятельно решать, чем ему заниматься и как действовать в конкретной ситуации. При этом родители не могут ему запрещать. Такая ситуация крайне негативно сказывается на развитии незрелой личности. Привела к значительному увеличению дел по лишению родительских прав ювенальная юстиция. Как защищаться в такой ситуации, взрослые не всегда знают. Во многих случаях решение судом принимается не в пользу семьи. При этом страдают как взрослые, так и дети. Внедрение норм ювенальной юстиции приводит также и к увеличению количества случаев малолетней преступности. Хотя, казалось бы, должно быть наоборот. Ребенок, оставшись без родительского внимания, начинает совершать неправильные поступки.

В завершении хотелось бы отметить, что Россия не может допустить создание института ювенальной юстиции не только по экономическим причинам, но из-за моральных качеств. Рассматривая неудачу исторического опыта тестирования ювенальных судов в России, существование альтернативных механизмов по защите прав детей, а также то, что некоторые из принципов ювенальной юстиции нарушают Конституцию Российской Федерации и другие законы, способны причинить непоправимый вред правам, законным интересам и морали наших соотечественников можно с уверенностью сказать о правовой, нравственной и культурной неуместности введения ювенальной юстиции в России.

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты:

«Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // «Сборник международных договоров СССР», выпуск XLVI, 1993

«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // «Российская газета», № 17, 27.01.1996.

«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // «Российская газета», № 113, 18.06.1996, № 114, 19.06.1996, № 115, 20.06.1996, № 118, 25.06.1996.

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // «Российская газета», № 147, 05.08.1998.

Учебная и специальная литература:

Воронова Е.Л. Ювенальная юстиция: формирование системы пробации в Ростовской области // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. № 5.

Зыков О. Краткое изложение концепции введения ювенальной юстиции в Российской Федерации // Российская юстиция. 2000. №8. С. 42

Кадирова И.О. Ювенальная юстиция, как элемент судебной системы// Юридический факт. 2016. №2(2). С.29-31.

Кудрявцев А.В., Кудрявцева О.Г. Ювенальная юстиция в современной модели российского уголовного процесса. М.: Юридический журнал. Пробелы в российском законодательстве. № 3. 2011. С 223–226.

Лифанова М.В. Ювенальная юстиция: отдельные аспекты становления и развития // Актуальные проблемы государства и права в XXI веке.2016. №3. С.37-41.

Любичев С.Г. Особенности расследования преступлений несовершеннолетних на современном этапе // Российский следователь. 2015. №4. С. 12-17.

Марковичева Е.В. Некоторые аспекты судебной и следственной специализации в контексте разработки модели ювенальной юстиции // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. №1. С. 34

Тимошина Е.М. О ювенальных судах в России // Вопросы ювенальной юстиции. 2012. №4. С. 5

Хабирова Г.И. Ювенальная юстиция в России: быть или не быть?// В сборнике: студент и аграрная наука. Материалы VII научной конференции.2014. С. 146-147.

Черчага С.В. Становление ювенальной юстиции: вопросы гражданского процессуального законодательства РФ (Опыт Ростовской области) // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. № 2 (16). С. 11.

Шабалова В.В., Рысаев Ф.Б. Проблемы ювенальной юстиции в Российской Федерации// Социально – экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. 2016. №8. С. 140-145.

Материалы судебной практики:

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2000 № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» (утратил силу) // «Бюллетень Верховного Суда РФ», 2000, № 4.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 (ред. от 29.11.2016) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 4, апрель, 2011.

1 Лифанова М.В. Ювенальная юстиция: отдельные аспекты становления и развития // Актуальные проблемы государства и права в XXI веке.2016. №3. С.37-41.

2 Кудрявцев А.В., Кудрявцева О.Г. Ювенальная юстиция в современной модели российского уголовного процесса. М.: Юридический журнал. Пробелы в российском законодательстве. № 3. 2011. С 223–226.

3 Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // «Российская газета», № 147, 05.08.1998.

4 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2000 № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» (утратил силу) // «Бюллетень Верховного Суда РФ», 2000, № 4.

5 «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // «Российская газета», № 17, 27.01.1996.

6 «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // «Российская газета», № 113, 18.06.1996, № 114, 19.06.1996, № 115, 20.06.1996, № 118, 25.06.1996.

7 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 (ред. от 29.11.2016) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 4, апрель, 2011.

8 Любичев С.Г. Особенности расследования преступлений несовершеннолетних на современном этапе // Российский следователь. 2015. №4. С. 12-17.

9 Кадирова И.О. Ювенальная юстиция, как элемент судебной системы// Юридический факт. 2016. №2(2). С.29-31.

10 Там же. С. 30.

11 Черчага С.В. Становление ювенальной юстиции: вопросы гражданского процессуального законодательства РФ (Опыт Ростовской области) // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. № 2 (16). С. 11.

12 Воронова Е.Л. Ювенальная юстиция: формирование системы пробации в Ростовской области // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. № 5.

13 «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // «Сборник международных договоров СССР», выпуск XLVI, 1993

14 Хабирова Г.И. Ювенальная юстиция в России: быть или не быть?// В сборнике: студент и аграрная наука. Материалы VII научной конференции.2014. С. 146-147.

15 Шабалова В.В., Рысаев Ф.Б. Проблемы ювенальной юстиции в Российской Феде- рации// Социально – экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. 2016. №8. С. 140-145.

16 Тимошина Е.М. О ювенальных судах в России // Вопросы ювенальной юстиции. 2012. №4. С. 5

17 Марковичева Е.В. Некоторые аспекты судебной и следственной специализации в контексте разработки модели ювенальной юстиции // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. №1. С. 34

18 Зыков О. Краткое изложение концепции введения ювенальной юстиции в Российской Федерации // Российская юстиция. 2000. №8. С. 42

Просмотров работы: 609