Введение
Институт правовой охраны детей-сирот является важнейшим институтом современного российского права. Это обусловлено как высокой социальной ролью, так и наличием большого количества сирот в нашей стране. Даже на некоторые позитивные моменты в области политики государства в отношении детей – сирот, проблема детей-сирот всегда имеет остроту и актуальность.
Дети – сироты, согласно российскому законодательству относятся к категории населения, положение которых рассматривается как трудная жизненная ситуация, они имеют право на гарантированные государством меры социальной поддержки. Такими важнейшими мерами являются: материальная поддержка, надзор, воспитание, устройство, и т.п.
На сегодняшний день в России свыше 700 тыс. детей, не имеющих попечения родителей, из них более 136 тыс. детей воспитываются в интернатных учреждениях. Решение проблем детей сирот является в первую очередь прерогативой региональных органов власти.
Социальные сироты – это дети, чьи родители отказываются заботиться о них или же лишены родительских прав. Нездоровая морально-психологическая обстановка внутри семей, бедность, алкоголизм родителей, родители-правонарушители – вот основные причины появления социальных сирот в нашей стране. Увеличение количества детей, оставшихся без попечения родителей, свидетельствует как о структурном кризисе современного общества, так и о необходимости принятия мер со стороны государства в области защиты данной категории детей.
Проблема правовой охраны детей сирот достаточно изучена. Существует множество работ, которые затрагивают различные аспекты защиты детей – сирот.
Исследований, касающихся проблем современного периода в области охраны детей-сирот, в настоящее время очень мало, нет комплексных исследований по данному вопросу, нет работ посвященных эволюции законодательства в 2008-2012 гг.
В основном работы последнего времени, по данной проблематике носят авторский характер, среди исследований можно назвать работы: Е.Куропацкой1, Г.Магдесян,2 Т.Урумовой3.
Объектом моей работы являются общественные отношения, складывающиеся в области правового регулирования охраны детей – сирот.
Предметом работы являются нормы права, регулирующие правовую охрану детей – сирот.
Целью работы является изучение охраны детей сирот в России, как в рамках истории, так и в рамках современного развития
Основными задачами выпускной квалификационной работы является:
определить понятие и основные черты правового института охраны детей-сирот;
изучить становление и развитие института правовой охраны детей сирот в России.
определить правовую основу охраны детей-сирот в Российской Федерации;
выявить особенности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по охране детей-сирот;
охарактеризовать основные формы устройства детей-сирот;
выявить проблемы функционирования механизма правовой охраны детей-сирот и основные направления его совершенствования.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Понятие и сущность правовой охраны детей-сирот в России
Обращение к институту правовой охраны детей – сирот позволяет говорить о том, что некоторые исследователи рассматривают его как элемент государственно-правового механизма охраны основных прав и свобод человека в целом. Обращение к научной литературе показывает, что большинство исследователей употребляют в большей степени понятие «правовой защиты детей сирот» нежели понятие правовой охраны. Так, например, рассматривая нормы и институциональные основы, большинство исследователей употребляют понятие «защита»4 Однако понятие «охраны» и «защиты» являются не развнозначными.
Понятие правовой защиты детей - сирот можно охарактеризовать как обеспечение прав и законных интересов юридическими средствами. Система средств правовой защиты, по нашему мнению, представлена в лице государственных органов, общественных организаций, юридических и физических лиц, рассматривающих правозащитную деятельность в качестве главной своей функции или одной из функций.
В юридической науке не было выработано единого мнения относительно определения защиты прав, равно как их охраны. Охрана прав детей - сирот представляет собой создание условий, обеспечивающих реализацию субъективных прав и законных интересов несовершеннолетних, как в семье, так и за ее пределами, на основании разных по своей по своей отраслевой принадлежности нормативно-правовых актов. Защита прав детей - сирот осуществляется в случаях, когда имеет место нарушение его субъективных прав или возникает необходимость предотвратить их возможное нарушение, либо восстановить нарушенные права. Она является результатом деятельности органов опеки и попечительства, а в определенных случаях – суда.
Институт правовой охраны детей сирот можно представить в виде схемы. ( рис.1.1.)
Институт правовой охраны детей сирот
Объект – дети - сироты
Нормативно – правовой уровень:
Комплекс нормативных актов разной отраслевой принадлежности, направленных на охрану детей - сирот
Институциональный уровень:
Органы государственной и региональной власти, которые осуществляют охрану детей сирот
Рис.1.1. Схема института правовой охраны детей – сирот в России5
Таким образом, как видно из рис.1.1., считаем, что в институт правовой охраны детей – сирот входит нормативно – правовое регулирование – нормы, которые непосредственным образом нацелены на охрану детей – сирот и институциональное регулирование – органы государственной и региональной власти, осуществляющие непосредственно охрану прав детей – сирот.
2. Правовая основа охраны детей-сирот в Российской Федерации
Конвенция о правах ребенка (статья 3) настоятельно рекомендует государственным, частным учреждениям в отношении детей руководствоваться принципом наилучшего обеспечения интересов ребенка во всех областях жизнедеятельности. Этот принцип относится к решениям судов, административных и законодательных органов, государственных и частных учреждений. Его осуществление считается одной из важнейших задач Конвенции6.
В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе7, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи.
Таким образом, анализируя законодательство, направленное на охрану детей-сирот следует разделять законодательство, регулирующее права детей в целом и законодательство, регламентирующее права детей – сирот в частности.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» имеет большое значение для формирования идеологии и практики защиты прав детей-сирот. Он устанавливает, что государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти Российской Федерации.
Большинство правоотношений регулирует также СК РФ, который устанавливает формы устройства детей, права и обязанности органов власти
С 01 сентября 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 сентября 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Необходимость принятия Федерального закона "Об опеке и попечительстве" назрела давно.
Правовое регулирование опеки и попечительства не составляло единого правового института и осуществлялось нормами гражданского и семейного права, а в отношении жилых помещений - еще и нормами жилищного права.
В связи со вступлением в законную силу названного Закона существенно изменяются основы осуществления опеки и попечительства.
Новый закон подробным образом регламентирует процесс управления имуществом подопечного, устанавливает права и обязанности субъектов института опеки и попечительства в отношении имущества подопечного.
На законодательном уровне регулируется также устройство детей – сирот в приемную семью. Приемная семья как форма семейного воспитания была узаконена в 1996 г. с момента принятия СК РФ, о чем было упомянуто выше, что нашло отражение в Постановлении Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 «О приемной семье»8.
В 2009 г. Правительством РФ принято Постановление Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ».
Все дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них внесены в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 3 ст. 122 СК порядок формирования и использования этого банка данных установлен Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»9.
На современном этапе развития, институт охраны детей сирот играет как важную социальную, так и правовую роль охраны государством.
Анализ этапов развития института охраны детей сирот выявило, что еще до установления правовых норм в российском государстве, формы устройства детей сирот уже имели место, в рамках элемента родо – племенного института и с момента образования государственности на Руси, что отражено в письменных источниках.
3. Проблемы функционирования механизма правовой охраны детей-сирот и основные направления его совершенствования
Следует отметить, что обязанность доказывания всех фактов, включенных в предмет доказывания по делам особого производства, ложится на заявителя10. Однако, несмотря на наблюдающуюся в действующем гражданском процессуальном законодательстве общую тенденцию, состоящую в снижении активности суда в выявлении и собирании доказательств, деятельность суда в процессе установления юридических фактов, входящих в предмет доказывания по делам об усыновлении, носит элементы «следственности». Исключительно поэтому, суд, чья доказательственная деятельность по делам об усыновлении не лишена следственных элементов, самостоятельно возлагает обязанность по доказыванию не только на заявителя, но и на органы опеки и попечительства.
Например, П., являющаяся гражданкой Российской Федерации, постоянно проживающей в Испании, обратилась в суд с заявлением об усыновлении М. (1995 года рождения).
Определением судьи Ульяновского областного суда от 14 августа 2008 г. заявление П. оставлено без движения в связи с тем, что приложенные к нему обязательные документы, предусмотренные ст. 271 ГПК РФ, не отвечают требованиям закона; ей предложено в срок до 3 сентября 2008 г. устранить недостатки путем представления надлежащим образом оформленных и легализованных документов11.
Достаточно спорным вопросом в области тайны усыновления является вопрос о неразглашении тайны органами исполнительной власти.
Охрана законом информационного, персонифицированного аспекта частной жизни важна, так как вероятность того, что информация о ней станет достоянием других лиц очень велика. В данном аспекте защите подлежит право гражданина на частную (личную) тайну. Как считает Е.Е. Калашникова, информация о частной жизни – это сфера объективной реальности, запечатленная на материальных носителях (в документах, компьютере и т.д.). В этой связи возникает вопрос об ответственности должностных лиц, которые имеют доступ к сведениям об усыновлении в силу своего служебного положения (работники детского учреждения, органов загса). Но должностные лица прокуратуры, дознания, суда, нотариата и органов социального обеспечения имеют право получать из любой организации, в том числе и от органов Загса, любые сведения, т. е. и сведения об усыновлении. Значит, работник загса может разглашать сведения об усыновлении и помимо воли усыновителя. Равным образом, решая вопрос об отмене усыновления, суд ориентируется на мнение ребенка (п. 2 ст. 141 СК РФ), а ведь мнение ребенка иногда невозможно выявить, не сообщая ему о факте усыновления. И при такой ситуации разглашение тайны усыновления происходит против воли усыновителя.
В рамках совершенствования гарантий прав граждан на защиту информации о частной жизни необходимо дополнить Кодекс РФ “Об административных правонарушениях” нормой, предусматривающей ответственность за незаконное собирание сведений о частной жизни человека без его согласия, поместив ее в главу 5 “Административные правонарушения, посягающие на права граждан” (ст. 5. 261),
Проблемы правового регулирования законных интересов детей-сирот заключается в том, что ныне действующие российские государственные институты, призванные заниматься решением социальных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работают преимущественно в пределах устаревших стандартов. Корпоративные интересы государственной машины продолжают оставаться главенствующими. Поэтому государственные учреждения не ориентированы реально на содействие реализации прав и защиты интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а сконцентрированы на вопросах самовыживания, самооправдания своей деятельности суммой предпринимаемых усилий.
На современном этапе развития, особое значение в области охранительной функции государства, занимают вопросы правового регулирования имущественных отношений. Это обусловлено, тем, что социальная роль государства выражается в особой защите несовершеннолетних или недееспособных лиц, являющихся субъектами права.
Существенной проблемой современного законодателя в области охраны детей сирот считаем отсутствие закона, регулирующего вопросы психологический и психиатрической экспертизы лиц, которые берут ребенка сироту в семью. В связи с этим, возникает множество случаев, когда ребенка возвращают обратно, подкидывают, и более опасным является насилие в отношении таких детей.
В связи с этим считаем актуальным принятие данного закона, который урегулирует многие вопросы по охране прав детей – сирот.
Заключение
На современном этапе развития, институт охраны детей сирот играет как важную социальную, так и правовую роль охраны государством.
Правовая охрана и защита прав ребенка - не тождественные в семейном праве понятия. Под правовой охраной ребенка понимается создание условий, обеспечивающих реализацию его субъективных прав и законных интересов, на основании разных по своей отраслевой принадлежности нормативно-правовых актов. Защита прав ребенка заключается в применении органами опеки и попечительства, а в определенных случаях и судом, мер с целью восстановления нарушенных прав несовершеннолетнего.
Анализ исторических этапов развития института охраны детей сирот выявило, что еще до установления правовых норм в российском государстве, формы устройства детей сирот уже имели место, в рамках элемента родо – племенного института и с момента образования государственности на Руси, что отражено в письменных источниках.
С изменением социально – экономического и общественного развития России, начинает отчетливо вырисовывается и институт правовой охраны детей сирот, который безусловно постоянно эволюционировал.
Правовая охрана детей сирот в первую очередь основывается на законодательстве о правах ребенка международного уровня и национального – РФ.
В основе правового регулирования институтов устройства детей сирот лежит важнейший принцип защиты прав и интересов ребенка.
На сегодняшний день, в силу развития законодательства, к уже имеющимся формам семейного устройства детей (усыновление, опека, попечительство) добавляется – патронатное воспитание. Это форма семейного устройства детей-сирот на установленный договором о патронатном воспитании срок. Устанавливается, что на все время нахождения ребенка под опекой, попечительством, в приемной семье ребенку и приемному родителю предоставляется сопровождение. Усыновление является одной из важных форм выражения принципа приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии.
Я, как ребенок, имеющий статус, понимаю, что проблемы правового регулирования законных интересов детей-сирот заключаются в том, что ныне действующие российские государственные институты, призванные заниматься решением социальных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работают преимущественно в пределах устаревших стандартов. Корпоративные интересы государственной машины продолжают оставаться главенствующими. Поэтому государственные учреждения не ориентированы реально на содействие реализации прав и защиты интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а сконцентрированы на вопросах самовыживания, самооправдания своей деятельности суммой предпринимаемых усилий.
Существенной проблемой современного законодателя в области охраны детей сирот считаем отсутствие закона, регулирующего вопросы психологический и психиатрической экспертизы лиц, которые берут ребенка сироту в семью. В связи с этим, возникает множество случаев, когда ребенка возвращают обратно, подкидывают, и более опасным является насилие в отношении таких детей.
В связи с этим считаем актуальным принятие данного закона, который урегулирует многие вопросы по охране прав детей – сирот.
Список использованных источников и литературы
Нормативно – правовые акты
Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Российская газета 1995.- 5 апреля
Конституция Российской Федерации 1993 г. – М.: Эксмо, 2012 // Первоисточник РГ 1993 – 25 декабря
Семейный кодекс РФ 1996 г. // СЗ РФ 1996.- № 1. Ст. 16
Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” // СЗ РФ 1998.- № 31. Ст. 3802
Федеральный закон РФ "Об опеке и попечительстве" от 24.04.2008 г. N 48-ФЗ // СЗ РФ 2008. № 17. Ст. 1755
Научная литература
Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2011
Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. М., 2010.
Периодическая печать
Арутюнян Г.В. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право. – 2009. - №4. - С.3-19
Никитина Е.М. Актуальные проблемы охраны прав детства в современной России: пути решения проблем. // Вопросы ювенальной юстиции 2007 - № 2. С. 31-36
Учебная литература
Гражданское право: Учебник: В 4 т. / Под ред. проф. Е.А. Суханова. М., 2011. Т. 3.
Гражданское право: Учебник.// Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. – М.: Проспект, 2007.
Материалы судебной практики
Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1998. N 2. С. 5 – 7
Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам (п. 25) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1998. N 9. С. 23 - 24.
1 Куропацкая Е. Опека и попечительство в системе защиты прав несовершеннолетних в России и Англии. // Автореферат на соискание ученой степени кю.н. – М., 2009
2 Магдесян, Г. А. Теоретические аспекты гражданско-правового регулирования опеки и попечительства в Российской Федерации :Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. -М. ,2009
3 Урумова, Т. О. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми : Актуальные проблемы правового регулирования : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук -М.,2009
4 См.: Арутюнян Г.В. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право. – 2009. - №4. - С.3-19,Муратова С.А. Семейное право. Учебник. - М., 2007., Чапурко Т.М. Развитие института защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в истории российского государства // Теория и практика общественного развития 2007 – № 2. С. 146-150; Чашкова С.Ю. Проблемы правового регулирования имущественных отношений в приемной семье. Защита прав ребенка в современной России (Материалы научно-практической конференции). - М., 2008.
5 Примечание: Схема составлена самостоятельно
6 Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2009. -С. 459
7 См.: Африкантов К.П. Взаимодействие власти и общества в сфере социальной поддержки детей сирот // Автореферат на соискание ученой степени к.с.н. – Волгоград 2011. С. 5
8 СЗ РФ 1996 - № 31. Ст. 3721
9 СЗ РФ. 2001. № 17. Ст. 1643.
10 См.: Баулин О.В.. Бремя доказывания при разбирательстве гражданских дел : Дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.15 : М., 2005
11Определение Судебной коллегии по гражданским деламВерховного Суда РФот 30 сентября 2008 г. N 80-Г08-13 // Консультант плюс 2012