Чем пахнет жизнь

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Чем пахнет жизнь

Шумейко  А.В. 1
1МКОУ СОШ №4 с. Кочубеевское
Сайко  С.Т. 1
1Муниципальное казенное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №4
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мир запахов разнообразен. С ними мы сталкиваемся ежедневно. Но задумываемся ли мы о том, как они могут на нас повлиять, какое они имеют значение, и почему одни запахи расслабляют, а другие раздражают. Обонятельные ощущения воздействуют на нас на физическом, психологическом и социальном уровнях. Однако в большинстве случаев мы вдыхаем окружающие ароматы, не осознавая в полной мере их значения в нашей жизни. И лишь когда по каким-то причинам у нас что-то не в порядке с обонянием, мы начинаем понимать, сколь важно восприятие запахов для психологического комфорта. Роль обонятельных сигналов в стимуляции тех или иных эмоциональных состояний человека, значение гедонической оценки запахов и ее взаимосвязь с эмоциями – наиболее популярные и вызывающие особый интерес современные направления изучения роли запахов в жизни людей. Идея о том, что обоняние и эмоции тесно связаны и что обоняние – «наиболее эмоциональное» человеческое чувство, часто обсуждаются в научной литературе. Однако лишь небольшое число научных исследований посвящено этой проблеме. При сравнительном изучении связи различных сенсорных чувств (зрения, слуха, обоняния) с эмоциями и взаимосвязи роли запахов, звуковых и зрительных сигналов с эмоциональной памятью и эмоциональными состояниями человека получены противоречивые результаты.

Актуальность темысостоит в том, что современный человек сегодня, как никогда раньше подвержен влиянию быта, устает от шума улиц, задыхается от выхлопных газов, да и просто выматывается в своем плотном рабочем графике. Когда он приходит домой, то буквально валится с ног, с желанием поскорее отдохнуть и ничего не делать. Восстановить его силы и поднять дух можно при помощи простых ароматов.

Цель работы: выявить влияние запахов на психофизическое состояние человека.

Задачи, которые необходимо решить в ходе выполнения работы:

- изучить, какое влияние оказывают запахи на организм человека, по научным источникам;

- провести анкетирование для выяснения отношения учащихся нашей школы к некоторым запахам;

- провести исследования по изучению влияния эфирных масел на организм человека;

- сделать выводы и дать рекомендации.

Объект исследования: эмоциональное состояние человека.

Предмет исследования: повседневные запахи, запах парфюма, их влияние на настроение и состояние человека.

Теоретическая ценность проекта: представлены подборка материалов по теме «Влияние запахов на организм человека», сделаны выводы, представлены различные виды и классификация запахов, в том числе разного парфюма, дан анализ запахов и душистых веществ.

Практическая ценность работы: Проведено социологическое исследование, опрос, анкетирование учеников и их родителей, дан сопоставительный анализ отдельных запахов.

1 Основная теоретическая часть

1.1 Сенсорные системы человека

Структуру, состоящую из воспринимающей части (рецептора), проводниковой части (нерва) и анализирующей части (КБП) И.П. Павлов назвал анализатором. Анализатор — это функциональная единица, отвечающая за восприятие и анализ сенсорной информации одного вида.

Каждая сенсорная система обладает специфичностью: она реагирует только на свои раздражители. Сенсорные системы дополняют друг друга, и все вместе дают полные сведения о предмете.

Сенсорные системы состоят из трёх отделов:

1. Периферический отдел воспринимает раздражение, представлен рецептором.

2. Проводящий, средний, отдел, по которому движется нервный импульс, представлен нервами и проводящими путями центральной нервной системы.

3. Анализирующий (центральный) отдел осуществляет анализ и синтез воспринятого ощущения и представлен участком коры полушарий большого мозга (корковый отдел).

Органы обоняния и вкуса – это органы, отвечающие за химическое чувство, т.е. это органы, которые воспринимают молекулы вещества. Орган вкуса и орган обоняния сильно взаимосвязаны.

Химические вещества, распространяемые в виде пара, газа, пыли и прочее попадают в полость носа, где взаимодействуют с соответствующими рецепторами". У человека обоняние развито относительно плохо по сравнению с другими млекопитающими. Но у животных обонятельный анализатор играет значительную роль в восприятии внешнего мира, в отличие от человека.

Обонятельный анализатор представлен обонятельными рецепторами, находящимися в слизистой оболочке носа. По обонятельному нерву сигнал от рецепторов поступает в обонятельную зону коры головного мозга Обонятельный импульс доходит до мозга намного быстрее, чем болевой.

Площадь обонятельного анализатора у человека равна четырем-пяти квадратным сантиметрам, это сто миллионов обонятельных клеток.

Первым центром восприятия запахов в головном мозге является обонятельная луковица, нервные клетки которой способны регенерировать на протяжении всей жизни. Период жизни одного обонятельного нейрона – 60 дней. Запах проявляется способностью раздражать рецепторы обонятельного анализатора. Он состоит из молекул, состоящих из различных химических веществ. Молекулы запаха проникают в слизистую оболочку носа при вдыхании через нос или рот. Обонятельный эпителий покрыт слоем слизи толщиной около 20 микрон. В верхней части обонятельной клетки находятся аксоны, которые передают информацию дальше в головной мозг. Раздражение от обонятельного анализатора напрямую поступает в кору больших полушарий головного мозга, где формируется осознанное ощущение запаха. На нижнем конце нервной клетки располагаются белки-рецепторы. За первичную переработку электрического сигнала отвечает обонятельная луковица. Из нее информация поступает в лимбическую систему, где рождается эмоциональная и мотивационная реакция на полученный обонятельный сигнал. Эти участки отвечают за сложные процессы мышления. Каждый из нас по-своему реагирует на разные ароматы. Запахи, эмоции, настроения, кратковременная и долговременная память — все это хранится в лимбическом отделе нашего головного мозга, известном также как «мозг внутри мозга». Лимбическая система представляет собой функциональное объединение структур мозга, участвующих в организации эмоционально-мотивационного поведения. Доказано, что ароматические вещества — компоненты эфирных масел воздействуют именно на лимбическую систему как структуру, напрямую связанную с обонятельной системой. Лимбическая же система в ответ на воздействие запахов обеспечивает правильную саморегуляцию на всех уровнях и во всех системах организма.

1.2 Запахи и человек

В потоке жизни мы фиксируем внимание на запахах не так уж часто. В повседневной суете мы обычно замечаем вкусный запах еды, хороший парфюм, запах кофе, ванили. Запах пота или испорченных продуктов сигнализирует нам о том, что пора принять душ или вынести пакет с мусором. Но независимо от того, замечаем мы запахи или нет, действуя на организм, энергетику и подсознание, они в нашей жизни играют колоссальную роль. Все из нас на собственном опыте знают, как запах хвойного леса или свежей травы может улучшить самочувствие и поднять настроение. И, напротив, неприятные запахи угнетают психику и портят настроение. Таким образом, запах оказывает на нас очевидное воздействие - либо негативное, либо позитивное. Поэтому нам было бы полезно разобраться в этой древней науке и использовать запах для достижения радости и гармонии в жизни. Из собственного опыта каждый знает, что аромат духов волнует, возбуждает. Цветущий сад, весенний луг создают приподнятое, лиричное настроение. Прогулка по лесу умиротворяет, снимает возбуждение и напряжение. Определенные ароматы могут влиять даже на успех торговли. Исследования в этой области показали, что с помощью запахов можно регулировать покупательский спрос. В частности обнаружено, что если в помещении магазина искусственно синтезировать запах свежеиспеченного хлеба, то покупатели охотнее расстаются со своими деньгами.

Умственная активность и работоспособность тоже во многом зависит от окружающих запахов. Еще в прошлом веке знаменитый английский поэт Дж. Байрон отмечал, что всегда чувствует прилив вдохновения, если окуривает себя запахом трюфелей. А физиолог Д. И. Шатенштейн в 1939 году научно обосновал и доказал в эксперименте, что некоторые обонятельные раздражители влияют на многие функции и особенно на работоспособность. Экспериментально установлено, что вдыхание запаха лимона, эвкалипта, мускуса снимает чувство усталости, возбуждает нервную систему, способствует умственному труду, повышает работоспособность. Розмарин способствует процессу познания, стимулирует память. Роза вызывает повышенную способность к сосредоточению и быстрому выполнению заданий. Запах нашатырного спирта повышает чувствительность глаз, а под действием запаха бергамотного масла, пиридина, толуола повышается острота зрения в сумерках.

Экспериментально установлено, что апельсин, лаванда, сандал прекрасно снимают стресс. Так же считается, что приятные ароматы способствуют прекрасным сновидениям, в то время как противные запахи превращают фантазию человека в фантасмагорию.

Ученые установили, что вдыхание приятных запахов урежает дыхание, пульс, понижает артериальное и внутричерепное давление, улучшает внимание и дружелюбие, а неприятные запахи — понижают температуру тела, ослабляют слух и зрение, нарушают ритм сердца и дыхания, снижают способность к запоминанию и провоцируют агрессивность. Средний человек способен различать несколько тысяч различных запахов, тренированный — до 10 000. Это, конечно, мало по сравнению, например с собакой, но в совокупности со зрением и слухом достаточно для адаптации человека к окружающей среде. Из всего многообразия воздействий ароматов на человека — житейского, коммуникационного, рекламного и т. д. нас интересует ароматерапия.

Почему бы не воспользоваться положительным влиянием различных ароматов? Именно на этом и строится прекрасная наука – ароматерапия. Ароматерапия – это раздел нетрадиционной медицины, основанный на влиянии запахов на человека. Каждый из запахов мира имеет свое определенное воздействие на человека, и ароматерапия как раз изучает это воздействие. На сегодняшний день используется более 2000 эфирных масел для лечения и профилактики многих недугов. Считается, что появлению на свет ароматерапии, как направления медицины в ХХ веке, помог случай. Работая в лаборатории, французский парфюмер и химик Гаттефоссе сильно обжегся и окунул обожжённую руку в стоящее тут же эфирное масло лаванды. Рана быстро зажила. Этот факт заставил химика пристальнее взглянуть на эфирные масла. Поле деятельности ароматерапии очень обширно. Это связано с тем, что ее инструменты, эфирные масла (фитоэссенции) обладают самыми различными действиями на организм человека: успокаивающее, восстанавливающее, стимулирующее, антибактериальное и т. п. Например, массаж с использованием эфирных масел (фитоэссенций) не только расслабляет мышцы, но оказывает благотворное воздействие на кожный покров. В процессе массажа ароматы эфирных масел способствует релаксации нервной системы и ее восстановлению. Эфирные масла «работают» в гармонии с организмом, помогая ему восстанавливать и балансировать его природные функции. Эфирное масло ромашки римской не только восстанавливает клетки организма, она обладает антисептическим и заживляющих действием в равной степени, как и несет в себе антигрибковый и антивоспалительный эффект. Большинство эфирных масел, в отличие от синтетических лекарств, обладают множеством полезных свойств.

Приятный аромат способен вызвать ассоциации с определенным периодом жизни человека и важными событиями, поднять настроение и повлиять на решение покупателя в пользу того или иного товара. Иногда решение о приобретении товара происходит на эмоциональном уровне, что может повысить вероятность незапланированной покупки. Таким образом, ароматы способны влиять на процесс торговли и регулировать покупательский спрос. Неграмотный ввод запахов может привести, во-первых, к серьезным и неоправданным затратам, а во-вторых – сработать совсем не так, как ожидалось.

1.3 Защита от негативных воздействий окружающих

Для многих людей, которые проживают в условиях современного мегаполиса, для тех, кто ежедневно вынужден пребывать в огромной толпе людей, пользуясь услугами общественного транспорта, регулярно взаимодействовать по рабочим вопросам с большим количеством людей, весьма важен такой вопрос, как защита от негативных воздействий окружающих.

Ведь мы часто подвергаем себя проверке на прочность, зачастую испытывая влияние агрессивно настроенных людей. Как же мы можем помочь себе защититься?

Безусловно, один из эффективных способов — использование эфирных масел.

Негативно настроенный человек источает в окружающий мир энергию определенной частоты — грубые и низкочастотные вибрации. Эфирные же масла обладают свойствами образования энергетического поля со сверх тонкими высокочастотными вибрациями.

Эфирные масла отлично справляются с функцией защиты вас от влияния чужих негативных эмоций. Они образуют вокруг человека особое вибрационное поле, как будто «колпак», который полностью покрывает энергетическую сферу человека. Особо стоит отметить тот факт, что эфирные масла способствуют повышению чувствительности человека к чужой энергетике — почувствовав негатив, вы имеете возможность выбора, стоит ли общаться с данным человеком или нет.

1.4 Социальное значение запахов

С течением времени меняется не только образ жизни человека, но и набор запахов, эту жизнь сопровождающих, претерпевают изменения и нормы восприятия. Оценка одного и того же запаха варьируется не только в принципиально разных культурах: даже внутри одной культуры один и тот же запах может оцениваться по-разному. Сдвиг от "биологического" к "социальному" восприятию запаха произошел еще в XIX в. "Положительная" и "отрицательная" оценка запаха никак не связана с его объективными свойствами. Как и слово, запах - знак, всего лишь идеальная форма. Культура определяет, какие запахи будут значимым, а к каким быстро "принюхаются", перестав их замечать; от нее зависит, что будет считаться "ароматом", а что "зловонием".

Существует множество социально обусловленных запахов, связанных, например, с профессиональной деятельностью людей: прачечная пахнет иначе, чем булочная, больница иначе, чем конюшня, запахи кухни отличаются от запахов столярной мастерской, а маляра никогда не спутаешь по запаху с медсестрой.

Существуют запахи роскоши и нищеты, детства и старости. У каждого человека запах детства будет свой, связанный с воспоминаниями именно его жизни: у одного это запах молодых яблок, у другого - запах свежих опилок и молодой травы, у третьего - сена и парного молока, у четвертого - чая и свежей выпечки…

Каждое поселение имеет свой собственный запах: портовые города пахнут иначе, чем континентальные, южные иначе, чем северные… Жилища разных людей тоже пахнут по-разному, не говоря уже о самих людях.

В обществе, где внешность определялась социальным положением человека, духи подчеркивали не только принадлежность своего владельца к той или иной социальной прослойке, но и характеризовали его вкус и воспитание.

Таким образом, запахи даже естественного происхождения могут превратиться в социальную метку статуса, невоспитанности, дурного или хорошего вкуса, чистоплотности или её отсутствия.

В современном обществе, когда нормативные представления о чистоте сильно изменились, появилась новая тенденция - уничтожить запах тела вообще. Но сегодня искусственные запахи не присоединяются к естественным, а лишь замещают их.

Следовательно, запахи становятся социальными не только потому, что наряду с природными ароматами появились культурно созданные, но и потому, что многие запахи приобретают социальный смысл.

2. Исследовательская часть

2.1 Анкетирование

Для начала я решила узнать, как часто ученики контактируют с запахами и как относятся к различным запахам. Для этого я провела анкетирование.

Анкета состояла из 5 вопросов:

1. Как вы относитесь к резким запахам?

  1. Может ли приятный/неприятный аромат, как-то повлиять на ваше настроение, самочувствие?

  2. Как часто вы используете духи/туалетную воду?

  3. Любите ли вы запахи растений?

  4. Есть ли у вас аллергия на различные запахи?

В опросе участвовали 160 учеников 5-11 классов. Все результаты я внесла в таблицу 1.

Таблица 1

№ Вопроса

Варианты ответов

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

1

Положительно

8

4

4

8

4

0

1

Негативно

24

21

18

20

16

11

9

Нейтрально

18

24

25

20

23

3

3

2

Да

26

29

28

26

27

12

4

Нет

17

21

12

17

12

2

9

Некоторые

6

2

5

2

3

0

0

3

Каждый день

7

9

15

18

19

9

6

Несколько раз в неделю

10

11

7

10

12

1

1

Несколько раз в месяц

33

30

16

18

11

3

6

4

Да

43

35

26

27

24

13

11

Нет

2

7

6

9

2

0

0

Некоторые

5

9

8

12

17

1

2

5

Да

4

5

5

12

4

0

0

Нет

45

45

32

36

39

14

13

Таким образом, мы видим, что:

1. к резким запахам положительно относятся 29 человек, негативно 78 человек и нейтрально 56 человек;

2. приятный/неприятный аромат может повлиять на самочувствие 152 человек, не влияет на самочувствие 90 человек и только некоторые ароматы могут повлиять на самочувствие 18 человек;

3. используют духи/туалетную воду каждый день 83 человека, несколько раз в неделю 52 человека и несколько раз в месяц 117 человек;

4. любят запахи растений 85 человек, не любят 26 человек и любят некоторые запахи растений 54 человека;

5. аллергия на различные запахи есть у 30 человек, нет её у 130 человек.

Диаграмма 1

Диаграмма 2

На диаграммах 1 и 2 видно, что больше всего моим одноклассникам пришелся по душе аромат апельсина. Его выбрали 8 человек из 21. А больше всего не понравился аромат пихты (9 человек из 21).

2.2 Исследование влияния запахов на пульс и давление человека

В этом разделе я изучила влияние запахов на пульс и давление человека. В эксперименте участвовали 7 человек. Эксперимент проводился в течение 3 дней. Каждый день я измеряла давление и пульс испытуемым перед вдыханием запаха. Для эксперимента я выбрала запахи (эфирные масла) следующих растений: лимона, эвкалипта, и гвоздики.

День первый. Приглашаю в кабинет биологии первого испытуемого. Измеряю давление и пульс. Далее в течение 3 минут и на протяжении всех измерений он вдыхает эфирное масло эвкалипта. Снова измеряю давление и пульс. И так по очереди делают все испытуемые. Данные я внесла в таблицу 2 и 3.

Таблица 2

 

Имя

испытуемого

возраст

пульс

Верхнее давление

Нижнее давление

До вдыха-ния

После вдыхания

До вдыха-ния

После вдыхания

До вдыха-ния

После вдыхания

1

Валерия

15

88

98

106

98

70

72

2

Виктория

16

69

67

111

106

72

82

3

Дмитрий

15

79

82

106

115

65

68

4

Дарья

12

82

80

121

103

68

70

5

Евгения

15

88

91

134

126

85

69

6

Кирилл

17

94

86

117

114

78

74

7

Светлана Тимофеевна

50

79

79

129

132

84

91

Таблица 3

 

Имя

испытуемого

Возраст

Пульс

Верхнее давление

Нижнее давление

+

-

0

+

-

0

+

-

0

1

Валерия

15

10уд

     

8мм

 

2мм

   

2

Виктория

16

 

2

   

5

 

10

   

3

Дмитрий

15

3

   

9

   

3

   

4

Дарья

12

 

2

   

18

 

2

   

5

Евгения

15

3

     

8

   

16

 

6

Кирилл

17

 

8

   

3

   

4

 

7

Светлана Тимофеевна

50

   

+

3

   

7

   

Из таблиц 2 и 3 видно, что пульс стал чаще у 3 испытуемых, реже – у 3 и у 1 человека не изменился. Верхнее давление стало выше у 2, ниже – у 5. Нижнее давление повысилось у 5, понизилось у 2 испытуемых.

День второй. Вдыхаем масло лимона. Приглашаю в кабинет биологии первого испытуемого. Измеряю давление и пульс. Далее в течение 3 минут и на протяжении всех измерений он вдыхает эфирное масло. Снова измеряю давление и пульс. И так по очереди провожу опыт со всеми испытуемыми. Данные заношу в таблицы 4 и 5.

Таблица 4

 

Имя

испытуемого

возраст

Пульс

Верхнее давление

Нижнее давление

До вдыха-ния

После вдыхания

До вдыха-ния

После вдыхания

До вдыха-ния

После вдыхания

1

Валерия

15

117

105

116

117

71

72

2

Виктория

16

77

84

124

115

67

65

3

Дмитрий

15

90

101

110

125

75

86

4

Дарья

12

84

72

117

102

63

73

5

Евгения

15

88

91

134

126

85

69

6

Кирилл

17

110

110

121

103

79

91

7

Светлана Тимофеевна

50

86

86

124

129

86

78

Таблица 5

 

Имя

испытуемого

Возраст

Пульс

Верхнее давление

Нижнее давление

+

-

0

+

-

0

+

-

0

1

Валерия

15

 

12

 

1

   

1

   

2

Виктория

16

7

     

9

   

2

 

3

Дмитрий

15

11

   

15

   

11

   

4

Дарья

12

 

12

   

15

 

10

   

5

Евгения

15

3

     

8

   

16

 

6

Кирилл

17

   

+

 

18

 

12

   

7

Светлана Тимофеевна

50

   

+

5

     

8

 

Из таблиц 4 и 5 делаю вывод, что от лимона пульс стал чаще у 3, реже у 2 и не изменился у 2 человек. Верхнее давление поднялось у 3 и стало ниже у 4. Нижнее давление повысилось у 4 и снизилось у 3 человек.

День третий. Приглашаю в кабинет биологии для проведения эксперимента первого испытуемого. Измеряю давление и пульс. Далее в течение 3 минут и на протяжении всех измерений он вдыхает эфирное масло гвоздики. Снова измеряю давление и пульс. Итак, по очереди всех испытуемых. Данные занес в таблицу 6 и 7.

Таблица 6

 

Имя

испытуемого

возраст

пульс

Верхнее давление

Нижнее давление

До вдыха-ния

После вдыхания

До вдыха-ния

После вдыхания

До вдыха-ния

После вдыхания

1

Валерия

15

64

87

107

102

67

91

2

Виктория

16

62

73

90

105

74

75

3

Дмитрий

15

68

79

102

102

64

60

4

Дарья

12

74

80

108

102

57

61

5

Евгения

15

99

86

110

124

90

53

6

Кирилл

17

78

77

117

118

68

72

7

Светлана Тимофеевна

50

72

82

134

130

72

82

Таблица 7

 

Имя

испытуемого

Возраст

Пульс

Верхнее давление

Нижнее давление

+

-

0

+

-

0

+

-

0

1

Валерия

15

23

     

5

 

24

   

2

Виктория

16

11

   

15

   

1

   

3

Дмитрий

15

11

       

+

 

4

 

4

Дарья

12

6

     

6

 

4

   

5

Евгения

15

 

13

 

14

     

37

 

6

Кирилл

17

 

1

 

1

   

4

   

7

Светлана

Тимофеевна

50

10

     

4

 

10

   

Из таблиц 6 и 7 видно, что от запаха гвоздики пульс стал чаще у 5 и реже – у 2. Верхнее давление поднялось у 3, снизилось у 3 и у 1 человека не изменилось. Нижнее давление повысилось у 5 и снизилось у 2 человек.

После проделанного эксперимента я сделала вывод: после вдыхания эфирного масла, у большинства испытуемых давление возрастало, но незначительно, а пульс участился. В учебных заведениях можно показать применение ароматных эфирных масел и их пользу. В начале занятий в помещениях распыляются смесь эфирных масел запах которых способствуют повышению умственной деятельности а в конце учебного дня можно наполнить класс или аудиторию ароматом который поможет детям расслабиться.

Таким образом, дети смогут лучше осваивать школьную программу. Они не будут так уставать и есть возможность снять у большинства детей стрессы, которые так часто назревают в процессе учебы.

После проделанной работы я подвела итоги и сделала вывод. У каждого человека свое восприятие того или иного запаха, и при лечении каких- либо недугов обязательно надо использовать те ароматы, которые приятны вам. Только они могут оказать положительное влияние на психику, а те, которые вызывают хотя бы малейшее ощущение дискомфорта и неприятия, для этих целей бесполезны, какими бы чудодейственными свойствами они не обладали. В психическом плане малейший нюанс запаха может полностью изменить картину его восприятия подсознанием, а, следовательно, свести на нет весь целительным эффект. Доверяйте своей интуиции и своему обонянию.

Заключение

Запах – это одно из самых удивительных ощущений, которым обладает человек. Запах способен воздействовать на людей: повышать настроение и ухудшать его, возбуждать и успокаивать, расслаблять и напрягать...

Данная работа позволила исследовать, как именно повлияли ароматы освежающей и гармонизирующей смесей на психофизическое состояние учеников. С чем ассоциировался запах? И, осталось ли желание ощущать предложенный аромат в рабочей обстановке.

Изменение запаха в кабинете ощутили все участники эксперимента. Причём на вопрос «С чем ассоциируется этот запах?», были получены самые разнообразные варианты ответов, начиная от запахов цветов и духов до медикаментов и стоматологического кабинета. Такое разнообразие подтверждает индивидуальность каждого человека и его восприятий.

Половина участников перед экспериментом отмечали у себя различные расстройства: сонливое состояние, переутомление, отсутствие концентрации внимания и даже стресс.

После ароматерапии 1/3 опрошенных ответили, что их внутреннее состояние изменилось, причём в основном в лучшую сторону. Ухудшилось состояние только у 4 учащихся в случае с освежающей смесью и у 2 с гармонизирующей.

Отмечено также, что после процесса ароматизации, половина участвующих были довольны запахом и имели желание ощущать его аромат во время учебной деятельности.

Таким образом, можно сделать обобщающий вывод: каждый человек индивидуален в восприятии запаха и обязательно найдется тот аромат, который улучшит его психическое и физическое состояние.

Администрации школы можно рекомендовать использовать ароматерапию в школе для восстановления сил от школьной суеты.

Список использованных источников литературы

1. Ирисова О.А. Ароматерапия. Практическое руководство (под ред. А.Д. Кожевниковой).- М.: Изд-во МГУ, 2002.

2. Котенкова Е.В. Запахи и их значение в жизни человека // Журнал «Биология». М.: Изд. Первое сентября. №02, 2001. URL: http://bio.1september.ru

3. Левинсон А. Пять писем о запахе // Социология чувств: запахи / «НЛО», №43, 2000. С. 14-34.

4. Новожилов В.Л. В мире запахов. «Знание». 1988.

5. Рязанцев, С.В. В мире запахов и звуков (Занимательная оторингология) / С.В. Рязанцев. - М.: ТЕРРА, 1997. - 432 с

6. Солдатченко С.С. Кащенко Г.Ф., Пидаев А.В., и др. Эфирные масла- аромат здоровья :Древний и современной профилактики и лечения заболеваний эфирными маслами.- Симферополь: «Таврида», 2003.

7. http://www.mall-academy.ru

8. http://aromaniya.net

 

19

 

Просмотров работы: 182