Береги зрение

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Береги зрение

Шокирова А.Б. 1
1МБОУ СОШ №180
Поломошнова Н.В. 1
1МБОУ СОШ №180
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Из всех органов чувств человека глаз

всегда признавался наилучшим даром

и чудеснейшим произведением

творческой силы природы

Г. Гельмгольц

Введение

По данным Всесоюзной Организации Здравоохранения в мире 45 млн. человек лишены зрения и ещё 135 млн. страдают различными дефектами зрения. По прогнозам к 2020г, число слепых людей на планете увеличится до 75 млн. человек, а слабовидящих до – 200 млн. человек. Каждую минуту в мире слепнет один ребёнок, каждые пять секунд – взрослый.

Зрение для человека очень важно. К сожалению, все больше и больше людей теряют остроту зрения. Возможно, это из-за глобальной компьютеризации, возможно, есть наследственные причины, возможно, из-за большой учебной или рабочей нагрузки, но как бы то ни было - зрение можно и нужно сохранять.

Глаза — это тот инструмент, с помощью которого мы видим наш мир, накапливаем информацию, осмысляем и осознаем окружающую обстановку. При помощи глаз мы определяет расстояние, глубину, величину, цвет, движение объекта.

Человеческий глаз — уникальный, исключительно сложный оптический прибор.

Самую большую часть, около 80%, информации об окружающем мире мы получаем именно благодаря глазам. Окружающий мир человек видит ясно, когда все отделы глаза работают гармонично. Если в каком-либо звене происходит сбой, зрение ухудшается.

Сейчас проблемы со зрением имеются у многих, в особенности у детей школьного возраста.

Цель

Сформировать у учащихся знания по сбережению зрения.

Задачи

Рассмотреть строение глаза.

Рассмотреть возможные причины появления близорукости и дальнозоркости у школьников средних и старших классов.

Провести анкетирование обучающихся 5-11 классов, проанализировать результаты и сделать выводы.

Провести лекционные и игровые занятия для обучающихся.

Разработать памятку по сохранению зрения.

Объект исследования: обучающиеся 5-11 классов МБОУ СОШ№180.

Прогнозируемые результаты: зная причины нарушения зрения, можно сохранить своё зрение.

Обзор литературы

1.1. Строение глаза

Глаз имеет форму сферы или шара, поэтому к нему стала применяться аллегория яблока. Глазное яблоко – очень нежная структура, поэтому располагается в костном углублении черепа – глазнице, где частично оно укрыто от возможного повреждения. Спереди глазное яблоко защищают верхнее и нижнее веки. Свободные движения глазного яблока обеспечиваются глазодвигательными наружными мышцами, точная и слаженная работа которых позволяет нам видеть окружающий мир бинокулярно. 

Постоянное увлажнение всей поверхности глазного яблока обеспечивается слезными железами, которые обеспечивают адекватную продукцию слезы, образующей тонкую защитную слёзную плёнку, а отток слезы происходит через специальные слезоотводящие пути. 

Самая наружная  оболочка глаза – конъюнктива. Она тонкая и прозрачная и выстилает также и внутреннюю поверхность век, обеспечивая легкое скольжение при движении глазного яблока и моргании век. 

Наружная «белая» оболочка глаза – склера, является самой толстой из трёх глазных оболочек, защищает внутренние структуры и поддерживает тонус глазного яблока. 

Склеральная оболочка в центре передней поверхности глазного яблока приобретает прозрачность и имеет вид выпуклого часового стекла. Эта прозрачная часть склеры называется роговицей, которая очень чувствительная благодаря наличию в ней множества нервных окончаний. Прозрачность роговицы позволяет свету проникать внутрь глаза, а её сферичность обеспечивает преломление световых лучей. Переходная зона между склерой и роговицей называется лимбом. В этой зоне находятся стволовые клетки, обеспечивающие постоянную регенерацию клеток наружных слоев роговицы. 

Следующая оболочка - сосудистая. Она выстилает склеру изнутри. По её названию понятно, что она обеспечивает кровоснабжение и питание внутриглазных структур, а также поддерживает тонус глазного яблока. Сосудистая оболочка состоит из собственно хориоидеи, находящейся в тесном контакте со склерой и сетчаткой, и таких структур как цилиарное тело и радужка, которые располагаются в переднем отделе глазного яблока. Они содержат в себе много кровеносных сосудов и нервов. 

 Цилиарное тело – это часть сосудистой оболочки и сложный нервно-эндокринно-мышечный орган, играющий важную роль в продукции внутриглазной жидкости и в процессе аккомодации. 

Цвет радужки определяет цвет глаза человека. В зависимости от количества пигмента в её наружном слое она имеет цвет от бледно-голубого или зелёноватого до тёмно-коричневого. В центре радужки находится отверстие – зрачок, через который свет попадает внутрь глаза. Важно отметить, что кровоснабжение и иннервация хориоидеи и радужки с цилиарным телом раличные, что отражается на клинике заболеваний такой в общем-то единой структуры, как сосудистая оболочка глаза. 

Пространство между роговицей и радужкой является передней камерой глаза, а угол, образованный периферией роговицы и радужки, называется углом передней камеры. Через этот угол происходит отток внутриглазной жидкости сквозь специальную сложную дренажную систему в глазные вены. За радужкой находится хрусталик, который располагается перед стекловидным телом. Он имеет форму двояковыпуклой линзы и хорошо фиксирован множеством тонких связок к отросткам цилиарного тела. 

Пространство между задней поверхностью радужки, цилиарным телом и передней поверхностью хрусталика и стекловидного тела называется задней камерой глаза. Передняя и задняя камеры заполнены бесцветной внутриглазной жидкостью или водянистой влагой, которая постоянно циркулирует в глазу и омывает роговицу, хрусталик, при этом питая их, так как собственных сосудов у этих структур глаза нет. 

Самой внутренней, самой тонкой и самой важной для акта зрения оболочкой является сетчатка. Она представляет собой высокодифференцированную многослойную нервную ткань, которая выстилает сосудистую оболочку в её заднем отделе. От сетчатки берут начало волокна зрительного нерва. Он несёт всю полученную глазом информацию в виде нервных импульсов через сложный зрительный путь в наш мозг, где она преобразуется, анализируется и воспринимается уже как объективная реальность. Именно на сетчатку в конечном счёте попадает или не попадает изображение. Самой чувствительной и тонкой частью сетчатки является центральная область – макула. Именно макула обеспечивает наше центральное зрение. 

Полость глазного яблока заполняет прозрачное, несколько желеобразное вещество – стекловидное тело. Оно поддерживает плотность глазного яблока и прилегает к внутренней оболочке - сетчатке, фиксируя её. (Приложение 1)

Краткая характеристика распространенных заболеваний глаз

Астигматизм

Вид аметропии (Аметропи́я (от др.-греч. ἄμετρος «несоразмерный» + ὄψ, род.п. ὀπός «глаз») — это изменение преломляющей способности человеческого глаза, следствием которого является то, что задний фокус глаза не попадает на сетчатку при расслаблении аккомодационной мышцы.), при котором световые лучи не могут сфокусироваться на сетчатке глаза. В случаях, когда причиной астигматизма является неправильная форма роговицы, он называется роговичным, при аномальной форме хрусталика - хрусталиковым, или лентикулярным. Их сумму составляет общий астигматизм. Симптомы: искажение, размытость, двоение изображения, быстрая утомляемость глаз, постоянное напряжение глаз, головная боль, необходимость прищуриваться, чтобы лучше рассмотреть какой-либо предмет.

Глаукома

Хроническое заболевание, характеризующееся постоянным или периодическим повышением внутриглазного давления (ВГД). Вызывает повреждение зрительного нерва и в результате приводит к ухудшению зрения или слепоте. Различают несколько форм глаукомы, самые распространенные из которых - открытоугольная и закрытоугольная глаукома. Это необратимое заболевание, поэтому очень важно вовремя начать лечение. В случае острого приступа глаукомы возможна внезапная потеря зрения. Симптомы: ухудшение периферического зрения, «тёмное» пятно в поле зрения, затуманивание, боль в глазу, значительное ухудшение зрения в темное время суток, колебания остроты зрения, «радужные круги» перед глазами при взгляде на яркий свет.

Катаракта

Это заболевание, связанное с прогрессирующим помутнением глазного хрусталика. Катаракта может развиваться как в одном глазу, так и в обоих, может поражать весь хрусталик либо его часть. Она препятствует прохождению световых лучей внутрь глаза к сетчатке и является наиболее частой причиной снижения остроты зрения, вплоть до почти полной его утраты, у пожилых людей. Наряду с этим катаракта может также возникнуть и в более молодом возрасте в результате некоторых соматических заболеваний, травм глаза или быть врожденной. Симптомы: нечеткость зрения, прогрессирующее снижение остроты зрения, необходимость в частой смене очков с увеличением оптической силы линз, значительное ухудшение сумеречного и ночного зрения, повышенная чувствительность к яркому свету, снижение способности различать цвета, затруднения при чтении, иногда двоение в одном глазу при закрытом втором.

Конъюнктивит

Воспалительное заболевание конъюнктивы - прозрачной оболочки, покрывающей склеру глаза и внутреннюю поверхность век. В зависимости от причины возникновения конъюнктивиты подразделяют на бактериальные, вирусные, хламидийные, грибковые, аллергические. Некоторые формы данного заболевания могут быть очень заразными и легко распространяться. Хотя инфекционный конъюнктивит обычно не считается опасным для зрения заболеванием глаз, иногда он может привести к более серьезным последствиям. Симптомы: отек и покраснение век, наличие слизистого или гнойного отделяемого, зуд, жжение в глазу, слезотечение. Наличие тех или иных симптомов зависит от типа конъюнктивита.

Слепота

Слепота – это гетерогенная группа заболеваний в офтальмологии, характеризующаяся снижением остроты зрения или цветовосприятия. Данная патология относится к числу важнейших медико-социальных проблем, поскольку является причиной инвалидизации пациентов. При этом 3/4 случаев слепоты при своевременной диагностике и лечении обратимы. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире около 100 млн. незрячих людей, с каждым годом их число возрастает. 90% от общего числа слепых пациентов проживает в развивающихся странах и только 10% – в развитых.

Ячмень (гордеолум)

Гнойное воспаление мейбомиевой железы, которая расположена внутри ресничного края века (внутренний ячмень), или волосяного мешочка ресницы (наружный ячмень). В отличие от халязиона, который часто с ним путают, причиной возникновения ячменя является бактериальная инфекция, чаще всего - золотистый стафилококк. Иногда ячмень может привести к развитию халязиона.  Симптомы: покраснение, зуд и отёк края века, болезненность при касании. Возможно слезотечение, ощущение инородного тела в глазу, в некоторых случаях - головная боль, повышение температуры тела, общее недомогание.

1.3. Причины появления близорукости и дальнозоркости у школьников средних и старших классов.

Близорукость – это заболевание зрительных органов, при котором ребенок четко может рассмотреть только вещи, находящиеся вблизи от его глаз, те же объекты, расположены на расстоянии от глаз, рассматриваются очень плохо. Такое явление вызывает неправильная фокусировка изображения, поскольку оно происходит не на самой сетчатке глаза, а перед ней. (Приложение 2)

Это случается из-за измененной формы глазного яблока, при миопии оно удлиняется. Помимо того, что глазное яблоко становится длиннее, зрение ухудшается вследствие чрезмерного преломления лучей света роговицей или же хрусталиком.

Близорукость бывает врожденная и приобретённая.

Врожденные формы близорукости возникают у детей рано, и диагностировать их можно в возрасте до года либо же около 3 лет. В ряде случаев возникновению врожденной близорукости способствуют такие причины:

• слабая склера глаза, сочетаемая с глаукомой,

• патологическое строение хрусталика или других частей глаза,

• недоношенность ребенка с незрелостью зрительных органов.

Факторами риска и причинами появления приобретённой близорукости у детей от 6 лет являются:

• возраст,

• пол,

• наследственная предрасположенность,

• образ жизни,

• питание,

• сопутствующие патологии.

Причины:

• чтения лежа,

• чтение при плохом освещении,

• несоблюдение осанки при занятиях,

• пребывание на протяжении длительного времени перед компьютером.

Приобретенная близорукость может проявляться из-за сопутствующих заболеваний, и поражать зрительные органы ребенка до 15 лет вследствие заболевания хроническими инфекционными процессами и сахарным диабетом.

Миопия у детей школьников может иметь разные формы. Среди них:

Физиологическая близорукость возникает обычно в период интенсивного роста, и степень её увеличивается до момента окончания роста глаза. Такая близорукость не приводит к инвалидности.

Лентикулярная близорукость часто бывает при сахарном диабете или центральной катаракте.

Патологическая близорукость может начинаться, как физиологическая, но для неё характерно упорное прогрессирование, при быстром росте глазного яблока в длину. Зачастую она и приводит к инвалидности/

Спазмы глазных мышц (ложная близорукость) – это спазмы мускулатуры глаза, которые можно устранить с помощью медикаментозных средств. Но не в каждом случае потребуется медикаментозное лечение, можно попробовать обойтись зарядкой для глаз, с помощью которой их можно расслабить. Но рассчитывать на хорошие результаты от гимнастики можно только при регулярном её выполнении. Так упражнения делают месяцами или даже годами, если понадобится. Помимо упражнений привести в порядок глаза можно с помощью нормализации режима дня. Необходимо, чтобы ребенок часто бывал на свежем воздухе, был активным и проводил на улице достаточно времени. Для этого совсем не обязательно отдавать детей в спортивные кружки без их желания, достаточно того, чтобы ребенок осуществлял утреннюю гимнастику и гулял на улице. И такой режим дня должен стать привычкой.

Дальнозоркость, это общее название для дефектов зрения, при которых человек видит вблизи предметы расплывчато, с затуманенным зрением, а удаленные объекты видятся хорошо. В этом случае изображение формируется за сетчаткой.

(Приложение 2)

Этот дефект возникает потому, что у больного значительно укорочена глазная ось (меньше 23,5 мм.), либо роговица зрачка обладает слабой преломляющей силой.

В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностями строения глазного яблока.

Первые признаки появления дальнозоркости – ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних стадиях – понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснения и боли, связанные со зрительной работой.

Этот недостаток может быть исправлен с помощью выпуклых контактных линз или очков соответствующих фокусным расстояниям. Очки с контактными линзами дают возможность для формирования изображения на сетчатке глаза.

Часто люди страдающие дальнозоркостью не предъявляют жалоб по зрению, т.к. у них хорошо развита способность к аккомодации. Первые симптомы, которые бывают у гиперметропов кажутся далеки от глазных болезней (Ребенок плохо учиться в школе, быстро утомляется при зрительных нагрузках, капризничает - это так называемые астенопические жалобы). Первым делом необходимо посетить офтальмолога вместо успокаивающих препаратов. Раннее назначение оптической коррекции (очки, контактные линзы) позволит сократить возникновение и развитие косоглазия и амблиопии (синдрома ленивого глаза).

1.4. Причина нарушения зрения у школьников

наследственность

Как бы нам ни хотелось взвалить всю ответственность за снижение остроты зрения на телевизоры и компьютеры, главным фактором все равно остается наследственность. Если мама и папа всю жизнь носят очки, велика вероятность, что ту же судьбу разделят и их дети. К примеру, быстрое прогрессирование дальнозоркости и близорукости в подростковом возрасте спровоцировано постоянным напряжением глаз, но настоящие причины – снижение эластичности хрусталика и увеличенная длина глазного яблока, - обусловлены генетически.

ДЛИТЕЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ ГЛАЗ

Как и любой орган нашего тела, глаза устанут, если заставлять их работать слишком часто и усердно. По мнению многих офтальмологов, необратимые изменения хрусталика появляются вследствие длительного напряжения и фокусирования взгляда на предметах, находящихся слишком близко от глаз. Из-за повышения внутриглазного давления в процессе чтения или письма стенки глазного яблока растягиваются, а его ось – удлиняется, что может способствовать развитию миопии (близорукости). Чтобы этого не произошло, нужно стараться держать книгу или тетрадь на достаточном расстоянии (35-40 см).

ПЛОХОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

Сразу расставим акценты: плохое освещение – это не только темнота, но и избыток света, от которого страдают клетки сетчатки. Ребенок, несомненно, будет рад, если вы подарите ему стильные солнцезащитные очки со 100% UV-защитой. А вот над освещением рабочего места придется хорошенько поработать. Оно не должно быть ослепляющие-ярким, а прямой верхний свет без теней и регулируемая настольная лампа, расположенная так, чтобы страницы тетради и монитор не создавали бликов – самое правильное решение для школьника. Важно: у всех источников света в комнате должна быть примерно одинаковая цветовая температура. Если потолочный светильник дает желтый свет, а рабочая лампа – голубовато-белый, это создаст дополнительную нагрузку для глаз.

НЕПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА

Через позвоночник человека проходят артерии, насыщающие головной мозг кровью и кислородом. Любые, даже незначительные, нарушения в области спины могут стать потенциальной опасностью для зрения. К примеру, сколиоз или остеохондроз становится причиной защемления сосудов, что ведет непосредственно к близорукости. В таком случае для лечения ребенка понадобится не только помощь офтальмолога, но также невролога и ортопеда

НЕДОСТАТОК ВИТАМИНОВ

Школьники, чье питание не контролируется родителями, частенько пренебрегают полезной пищей, отдавая предпочтение бутербродам, чипсам, сладостям и другим вкусным, но вредным продуктам. Длительное несбалансированное питание может привести к дефициту необходимых минералов и витаминов, ухудшению микроциркуляции сосудов и, как следствие, снизить остроту зрения. В таком случае главной задачей родителей становится завлечь ребенка морковью, шпинатом, капустой и другими свежими овощами.

А КАК ЖЕ КОМПЬЮТЕРЫ, ТЕЛЕВИЗОРЫ И СМАРТФОНЫ?

Технологический прогресс мы не остановим, да и глупо было бы лишать школьника такого огромного источника самообразования, как интернет. Но это вовсе не повод махнуть рукой на воспитание ребенка, предоставив его во власть экранов компьютера, смартфона и телевизора. Чтобы техника не стала причиной ухудшения зрения, родители и дети должны хорошо понимать, как именно она может навредить.

Последние исследования ученых из университета Огайо (США) показали, что сами по себе мониторы не вредят детским глазам. В течение 20 лет они наблюдали за 4500 детьми в возрасте от 6 до 11 лет, и пришли к выводу, что длительный просмотр фильмов или игры не влияют на риск развития миопии: глазные мышцы двигаются достаточно часто, а частое моргание увлажняет хрусталик.

Возможно, ученые правы, но субъективных ощущений тоже никто не отменял. Мы прекрасно знаем, как устают глаза от длительного чтения, и головную боль от суточного сидения возле монитора сложно назвать выдумкой. Но такой образ жизни объединил в себе все перечисленные выше причины ухудшения зрения: именно он провоцирует недостаток физической активности, неправильное питание, проблемы с осанкой и повышение внутриглазного давления. Вместо того чтобы запрещать ребенку пользоваться компьютером или гаджетами, объясните ему, почему не следует держать смартфон близко к глазам или читать в транспорте. Также попытайтесь заинтересовать его окружающим миром и спортом: если дети видят, что родители проводят выходные, лежа у телевизора, они никогда не поймут, чем в таком случае плох интернет.

Собственная работа

Практическая часть работы включает в себя:

1. Анкетирование учащихся 5-11 классов.

2. Обработка данных медицинских осмотров учащихся 10 класса (с 3 до 15 лет).

3. Проведение лекций и игр.

4. Разработка памятки по сохранению зрения.

Исследование №1

В ходе работы был проведен опросучащихся 5-11 классов. Всего 186 человек. Опрос включал в себя вопросы разных типов: тестовые и со свободным вариантом ответа. Каждому из опрашиваемых были заданы вопросы, и обработаны результаты. Результаты этого опроса представлены в диаграмме. (Приложение 3)

Исследование №2

При выполнении данного исследования мы обратились к школьному врачу. Она предоставила нам некоторые данные из медицинских карт учащихся 10 «А» класса, в частности результаты осмотров у офтальмолога в 3 года, 6 лет, 7лет, 8 лет и 14-15 лет. Обработав эти данные, мы составили диаграмму и сделали выводы. (Приложение 4)

Исследование №3

Наша работа называется «Береги зрение», поэтому мы решили провести с учениками нашей школы обучающие лекции и игры, которые направлены на сохранение зрения. Сначала мы предлагали проделать упражнения для активизации работы мышц глаза, которые способствуют снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению:

- Смотреть прямо перед собой 2-3 сек.

- Поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек, опустить руку (5 раз)    

- Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (4 раза).

- Посмотреть на вершины деревьев за окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле, отыскать в небе птиц или самолет и проследить за ними взглядом; назвать транспорт, проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги.

Затем мы выдали детям листочки с лабиринтами и попросили пройти эти лабиринты. Это упражнение хорошо развивает остроту зрения и когнитивное мышление. (Приложение 5)

Исследование №4

В ходе своей работы мы разработали памятку по сохранению зрения и ознакомили с ней обучающихся нашей школы. (Приложение 6)

Заключение

Глаза — это инструмент, с помощью которого мы видим наш мир, накапливаем информацию, осмысляем и осознаем окружающую обстановку. Зрение — это подарок природы, который надо беречь.

Изучив научно-познавательные статьи, проведя анкетирование, математические подсчёты, мы выяснили и доказали, что существует проблема нарушения зрения у детей школьного возраста. Между органами зрения и здоровьем существует прямая связь. Все отклонения, представляют большую опасность, если они не выявлены своевременно и не приняты меры для их устранения. Ученики должны знать и следить за своими глазами.

Чтобы уберечь зрение школьников, необходимо как минимум познакомить их с рекомендациями по профилактике нарушений зрения, мы постарались это сделать в ходе нашей работы и надеемся, что у нас получилось донести до сведения детей, как важно сохранить свое зрение.

Список источников информации

lechim-nedug.ru/chto-yavlyaetsya-prichinoj-vozniknoveniya-blizorukosti-u-shkolnikov;

Методы физиологических исследований: сборник методических материалов - М.: Журнал, 2009.-76с.;

https://www.vseozrenii.ru/stroenie-glaza/;

Хочу все знать! Большая иллюстрированная энциклопедия интеллекта – М.: Эксмо, 2007. – 440 с.;

Приложение 1

1 - зрачок,

2 -роговица,

3 -радужка,

4 -хрусталик,

5 -цилиарное тело,

6 -сетчатка,

7 -сосудистая оболочка,

8 -зрительный нерв,

9 -сосуды глаза,

10 -мышцы глаза,

11 -склера,

12 - стекловидное тело.

Приложение 2

Приложение 3

Анкета

1.Много ли вы читаете?

а) да б) не очень в) нет, никогда не читаю

2. Читаете ли вы при плохом освещении?

а) да б) нет в) не обращаю внимание на освещение

3. Сколько часов в день вы проводите за телефоном и компьютером?

а) меньше часа \ вообще не сижу б) час в) два часа

г) больше двух часов

4. Сколько часов в день вы смотрите за телевизором?

а) меньше часа \ вообще не смотрю б) час в) два часа

г) больше двух часов

5. Ваши родители носят очки или линзы?

а) да б) нет

6. А вы сами носите очки или линзы?

а) да б) нет

7. Как часто вы посещаете окулиста?

а) за полгода один раз

б) за год один раз

в) никогда не посещаю

8. Сможете ли вы провести время без телефона, компьютера, телевизора, если вам порекомендует врач?

а) да б) постараюсь в) не смогу

9. Как вы думаете, как часто надо посещать окулиста?

а) за полгода один раз

б) за год один раз

в) никогда не надо посещать

10. Вы следите за своим зрением?

а) да б) зачем это надо в) нет

11. Как вы считаете, хорошее зрение в нашей жизни важно?

а) да б) нет

12. Что такое близорукость?

13. Что такое дальнозоркость?

14. Знаете ли вы заболевания глаза? Назовите их.

Приложение 3

Выводы по ответам на вопросы анкеты

65 % детей читают не очень много

48 % детей не обращают внимание на освещение, когда читают

47 % детей проводит более двух часов за телефоном и компьютером в день

53 % детей смотрит телевизор меньше часа \ вообще не смотрят

У 62 % детей родители не носят очки либо линзы для зрения

69 % детей не носят очки либо линзы для зрения

39% детей посещают офтальмолога раз в год.

54% детей не сможет проводить время без телефона, компьютера и телевизора, даже если им порекомендует ВРАЧ

35% детей знают, что офтальмолога надо посещать раз в год

53% детей следят за своим зрением

97% детей считают, что хорошее зрение важно в нашей жизни

Приложение 3

Выводы

55 % учащихся дали правильный ответ/ знают/ имеют представление о близорукости.

45 % учащихся дали неверный ответ на вопрос, что такое близорукость.

56 % учащихся дали правильный ответ/ знают/ имеют представление о дальнозоркости.

44 % учащихся дали неверный ответ на вопрос, что такое дальнозоркость.

Приложение 3

Выводы

38% детей не имеют представления о заболеваниях глаз.

Одними из самых известных заболеваний обучающиеся назвали катаракту и косоглазие.

Всего 2 % учащихся назвали такое заболевание, как глаукома.

Приложение 4

Выводы1

С 3 до 8 лет здоровых детей больше.

К 14-15 годам у большей части детей нашего класса есть нарушения зрения.

Приложение 5

Приложение 6

Памятка

1. Для того, чтобы сохранить зрение, нужно его постоянно проверять. Рекомендуется посещать офтальмолога не реже 2 раз в год. Если обнаружить какое-либо заболевание на ранних стадиях, то лечение будет легче.

2. Необходимо правильно обустроить рабочее место. При чтении, письме, рисовании свет должен падать с левой стороны, чтобы работающая правая рука не создавала тени. Расстояние от глаза до рассматриваемого предмета должно быть около 30–35 см.

3. Не забывайте о том, что глазам необходимо расслабление. Для этого нужно делать специальную гимнастику для глаз. Она является неплохой профилактикой и даже способна восстановить зрение.

4. Не нужно стесняться носить очки, если вам их доктор «прописал». Они помогут снять лишнее напряжение с глаз и скорректировать зрение.

5. Не забывайте употреблять в пищу продукты, которые способствуют улучшению зрение (черника, смородина, творог, морепродукты и фасоль).

Упражнение №1. 

Массаж головы – он снимает общее напряжение, активизирует кровоснабжение глаз, что помогает сохранять зрение. Кроме того, массаж головы не только полезен, но и приятен. Кончиками пальцев массируйте затылок и шею вдоль позвоночника. Таким образом, Вы сможете активизировать кровоснабжения головы и глазного яблока. Наклоните голову вниз посмотрите на пол. Медленно поднимите голову вверх и откиньте ее назад (но не резко!). Теперь глаза смотрят в потолок. Примите исходное положение. Упражнение повторяйте 5 раз. Кончиками средних пальцев аккуратно массируйте кожу возле глаз по часовой стрелке. Во время упражнения сильнее надавите брови и область под глазами. У внешнего края глаза найдите точку и надавите на нее на протяжении 20 секунд. Упражнение повторяется 4 — 5 раз.

Упражнение №2.

Прикройте рукой правый глаз, энергично моргая левым глазом. Такое же упражнение проделайте с правым глазом.

Упражнение №3. 

Широко раскройте глаза, напрягите кожу и мышцы лица. Максимально расслабьтесь. Голова неподвижна, а глазами вращайте в разные стороны.

Упражнение №4

Исходное положение – руки на поясе. Поверните голову в право и посмотрите на правый локоть. Потом, верните голову в левую сторону и посмотрите на левый локоть. Выполните упражнение 8 раз.

Упражнение №5. 

Поворачивайте голову в разные стороны. Глазами повторяйте движение головы.

Упражнение №6.

Возьмите в руку карандаш и вытяните его вперед. Медленно подносите карандаш к носу, следя за ними глазами. Отводите карандаш в исходное положение. Делайте упражнение ежедневно по несколько минут.

Упражнение №7.

Вытяните руки перед собой. Сконцентрируйте зрение на кончиках пальцев, после, на вдохе поднимите руки вверх. Продолжайте смотреть на пальцы, не поднимая головы. Опуская руки, делайте выдох.

Плохое зрение ограничивает Вас во многом. Вы зависите от очков и контактных линз. Выполняйте эти 7 упражнений ежедневно

1 У некоторых детей в разном возрасте появлялся спазм аккомодации , после восстановительных мероприятий зрение восстановилось.

29

Просмотров работы: 395