Влияние антибиотиков на развитие микроорганизмов

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние антибиотиков на развитие микроорганизмов

Лабузов  А.Р. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №10»
Могилина  Т.Г. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №10»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема: «Влияние антибиотиков на развитие микроорганизмов»

Цель исследования:

исследовать влияние различных антибиотиков на типичных представителей микрофлоры воздуха

Задачи исследования:

1) узнать, что такое антибиотики и историю их открытия;

2) изучить классификацию антибиотиков;

3) выяснить, как применяются антибиотики в медицине, причины антибиотикорезистентности;

4) провести анкетирование по проблеме использования антибиотиков;

5) определить чувствительность микроорганизмов воздуха к различным антибиотикам;

6) дать рекомендации по правильному использованию антибиотиков

Гипотеза

если в результате воздействия антибиотиков на микроорганизмы воздуха их колонии начинают расти, то значит они малоэффективны.

Актуальность исследования

Сегодня антибиотики очень широко используются для лечения различных заболеваний. Производство этих лекарственных препаратов растёт и с каждым годом на полках аптек появляются всё новые и новые названия. Может быть некоторые антибиотики уже не так эффективны и микроорганизмы стали к ним резистентными?

Я заинтересовался этим вопросом и решил во всём разобраться.

Методы исследования:

теоретический (изучение литературы по данному вопросу);

экспериментальный (наблюдение, исследование чувствительности микроорганизмов к антибиотикам);

социологический (анкетирование);

метод фотосъёмки.

2. Основная часть

2.1. Что такое антибиотики

Термин «антибиотик» (в переводе с греческого – «против жизни», т.к. «анти» - против, «биос» - жизнь) предложил в 1942 году американский микробиолог почвы Зельман Ваксман. Он писал, что антибиотики - это химические вещества, образуемые микроорганизмами, обладающие способностью подавлять рост или даже разрушать бактерии и другие микроорганизмы. Согласно наиболее распространенному в научном сообществе определению антибиотиками называют химические вещества природного происхождения или их модификации, обладающие высокой физиологической активностью по отношению к определенным группам микроорганизмов или к злокачественным опухолям, избирательно задерживающие их рост, либо полностью подавляющие развитие. 

Специфичность антибиотиков характеризуется тремя основными признаками.

Во-первых, антибиотики обладают высокой биологической активностью в отношении чувствительных к ним организмов. Это означает, что антибиотические вещества даже в очень низких концентрациях проявляют высокий физиологический эффект. Например, пенициллин в концентрации 0,000001 г/мл оказывает четко выраженное бактерицидное действие по отношению к чувствительным к нему бактериям.

Во-вторых, характерная особенность антибиотиков - избирательность их действия. Это означает, что каждый антибиотик проявляет свое биологическое действие лишь по отношению к отдельным, вполне определенным организмам или группам организмов, не оказывая при этом заметного эффекта на другие формы живых существ.

В-третьих, некоторые антибиотики наряду с антибактериальными свойствами могут проявлять иммуномодуляторное действие или выступать в качестве ингибиторов ферментов.

2.2.История открытия антибиотиков

Учение об антибиотиках - молодая синтетическая ветвь современного естествознания. Многие учёные мечтали о создании таких препаратов, которые можно было бы использовать при лечении различных заболеваний человека, о препаратах, способных убивать патогенных бактерий, не оказывая вредного действия на организм больного.

В конце XIX в. замечательные русские врачи терапевт Вячеслав Манассеин и дерматолог Алексей Полотебнов описали в своих трудах убийственное действие плесневых грибков на болезнетворные микроорганизмы. Полотебнов использовал эмульсию с плесневым грибком для лечения язв у больных сифилисом, что описал в книге «Патологическое значение плесени» (1873 г.). К сожалению, идеи Манассеина и Полотебнова в то время не получили широкого практического применения.

Явление антибиоза подавления и уничтожения одних микроорганизмов другими изучал и микробиолог Луи Пастер. В 1887 г. он описал антибиоз между почвенными бактериями и бактериями возбудителями сибирской язвы.

Разработки Пастера получили продолжение в трудах итальянского исследователя Бартоломео Гозио: он в 1896 г. из жидкости, содержащей культуру пенициллинового грибка, выделил кристаллическое соединение микофеноловую кислоту. Она считается одним из первых лекарств с антибактериальными свойствами.

В 1897 г. французский военный врач Эрнест Дюшен заметил, что арабские конюхи собирают плесень с сырых седел и лечат ею раны лошадей. Дюшен тщательно обследовал плесень, опробовал ее на морских свинках и выявил ее разрушающее действие на палочку брюшного тифа. Результаты своих исследований Эрнест Дюшен представил в парижском институте Пастера, но они не были признаны.

Другим антибиотическим веществом стала пиоционаза, полученная немецкими врачами Рудольфом Эммерихом и Оскаром Ловом в 1899 г. Пиоционаза содержала в себе бактерию, подавляющую другие бактерии возбудители холеры, тифа, дифтерии.

Пауль Эрлих (1854-1915) в результате многочисленных опытов синтезировал в 1912 году мышьяковистый препарат - сальварсан, убивающий in vitro возбудителя сифилиса. В 30-х годах прошлого столетия в результате химического синтеза были получены новые органические соединения - сульфамиды, среди которых красный стрептоцид был первым эффективным препаратом, оказавшим терапевтическое действие при тяжёлых стрептококковых инфекциях.

В 1913 г. американским ученым Карлу Альсбергу и Отису Фишеру Блэку удалось получить из плесени кислоту, обладающую противомикробными свойствами, однако их исследования были прерваны с началом Первой мировой войны.

Официально, «золотая эра антибиотиков» начинается с открытия пенициллина. Это произошло в 1929 году, и первооткрывателем официально считают британского бактериолога Александра Флеминга.

Александр Флеминг проводил рядовой эксперимент в ходе исследования сопротивляемости человеческого организма бактериальным инфекциям. Он обнаружил, что некоторые колонии стафилококковых культур, оставленные им в лабораторных чашках, заражены штаммом плесени Penicillium Notatum. Вокруг пятен плесени Флеминг заметил область, в которой бактерий не было. Это позволило ему сделать вывод о том, что плесень вырабатывает убивающее бактерии вещество, которое ученый назвал "пенициллином", по имени гриба-продуцента, относящегося к роду пенициллов.

Флеминг недооценил свое открытие, полагая, что получить лекарство будет очень трудно. Его работу продолжили ученые из Оксфорда Говард Флори и Эрнст Чейн. В 1940 г. они выделили препарат в чистом виде и изучили его терапевтические свойства. 12 февраля 1941 г. инъекция пенициллина впервые была сделана человеку. Пациентом Флори и Чейна стал лондонский полицейский, умиравший от заражения крови. После нескольких инъекций ему стало лучше, однако запас лекарства быстро закончился, и больной скончался.

В 1943 г. Говард Флори передал технологию получения нового препарата американским ученым, в США было налажено массовое производство антибиотика. В 1945 г. Александр Флеминг, Говард Флори и Эрнст Чейн были удостоены Нобелевской премии по физиологии и медицине.

Но это не означает, что все существующие ныне антибиотики произведены живыми клетками. Химики давно научились улучшать, усиливать антибактериальные свойства природных веществ, модифицируя их с помощью химических методов. Полученные таким образом соединения относятся к полусинтетическим антибиотикам. Из огромного количества природных и полусинтетических антибиотиков в медицинских целях используют всего лишь около ста

В 70-х годах ежегодно описывалось более 300 новых антибиотиков. В последующем число антибиотиков росло очень быстрыми темпами.

2.2. Классификация антибиотиков

Огромное разнообразие антибиотиков и видов их воздействия на организм человека явилось причиной классифицирования и разделения антибиотиков на группы.

В зависимости от природы антибиотика, его концентрации, времени действия, микроструктуры клетки организма и внешних условий - температуры рН и других, антибиотические вещества могут проявлять цитостатическое (задерживать рост микробов), цитоцидное (убивать клетки) или цитолитическое (растворять клеточную оболочку и в результате этого приводить к гибели клетки) действие.

По спектру действия антибиотики делят на:

антибактериальные

противогрибковые

антипротозойные

На вирусы антибиотики не действуют!

По спектру действия антибактериальные антибиотики делятся на: узкого (действующие на грамположительные или грамотрицательные бактерии) и широкого (действующие на грамположительные и грамотрицательные бактерии) спектра действия.

Классификация антибиотиков по механизму биологического действия:

1. Антибиотики, ингибирующие синтез клеточной стенки (пенициллины, бацитрацин и др.).

2. Антибиотики, нарушающие функции мембран (альбомицин, грамицидин и др.).

3.Антибиотики, избирательно подавляющие синтез РНК и ДНК (новобиоцин, актиномицин, актидион и др.).

4. Антибиотики, подавляющие синтез белка (тетрациклины, эритромицин, хлорамфеникол и др.).

5. Антибиотики - ингибиторы дыхания (антимицины и др.).

6. Антибиотики - ингибиторы окислительного фосфорилирования (валиномицин, грамицидины и др.).

7. Антибиотики, обладающие антиметаболитными свойствами.

Различают несколько групп антибиотиков в зависимости от действующего вещества:

Цефалоспорины. Отличаются широким спектром действия. Редко вызывают аллергию, относительно безвредны, некоторые антибиотики этой группы назначаются даже беременным женщинам и маленьким детям.

Пенициллины. Препараты с низкой токсичностью.

Макролиды. Приостанавливают размножение бактерий, поэтому действуют медленней, чем антибиотики других групп. Могут терять эффективность при применении с некоторыми видами пищи, поэтому назначаются для применения отдельно от еды.

Фторхинолоны. Обладают сильным бактерицидным действием, поэтому назначаются при тяжелых формах инфекций. Вместе с тем высокотоксичны, могут негативно влиять на формирование хрящевых тканей, поэтому противопоказаны детям и беременным женщинам.

Аминогликозиды. Наиболее опасные и токсичные из антибиотиков, используются в лечении инфекционных заболеваний, таких как фурункулёза и др.

Тетрациклины. Отличаются полной перекрестной устойчивостью – то есть бактерии, выработавшие резистентность к одному из тетрациклинов, будут также невосприимчивы и к другим препаратам этой группы.

Карбапенемы. Препараты последнего поколения, воздействуют на широкий спектр микроорганизмов. Лекарства этой группы применяют только в сложных случаях, когда другое лечение неэффективно, например при развившейся резистентности инфекции к другим группам антибиотиков.

2.3.Применение антибиотиков в медицине 

Антибиотики очень широко применяются в медицинской практике для лечения различных бактериальных, грибковых инфекций и некоторых опухолей.

   Антибактериальные антибиотики широкого спектра действия с успехом применяют при ряде заболеваний дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта и мочеполовых путей. Однако все еще остается актуальной проблема изыскания новых эффективных препаратов для лечения кишечных инфекций.

  Большинство антибиотиков, оказывающих противогрибковое дей­ствие, получено из актиномицетов. В последние годы значительно пополнился ряд антибиотиков с противоопухолевым действием. Большинство из них тормозит синтез нуклеиновых кислот раковой клетки.

Противовирусных антибиотиков, которые бы нашли применение в клинике, пока не существует. В качестве активного противовирусного средства применяют интерферон, который рекомендуется для профилак­тики и раннего лечения гриппа.

Одним из условий предупреждения развития устойчивых форм микроорганизмов является периодическая замена широко применяющихся антибиотиков новыми, недавно созданными или редко применяющимися. Такие препараты получили название «антибиотики резерва».

2.3.1. Проблема антибиотикорезистентности

За последние 35 лет открыты тысячи антибиотиков с различным спектром действия, однако в клинике применяется ограниченное число препаратов. Это объясняется главным образом тем, что большинство антибиотиков не удовлетворяет требованиям практической медицины, так как большое количество бактерий стали устойчивы к ним.

Феномен сопротивляемости микробов по отношению к антибиотикам получил название антибиотикорезистентности.

Надо понимать, что бактерии — это живые системы, поэтому они изменчивы и со временем способны выработать резистентность к любому антибактериальному препарату. Вероятность развития антибиотикорезистентности в одном поколении бактерий составляет 1:100 млн. К действию антибиотиков они приспосабливаются по-разному. Это может быть усиление клеточной стенки, которую, к примеру, использует Burkholderia multivorans, вызывающая пневмонию у людей с иммунодефицитами. Некоторые бактерии, такие как Campylobacter jejuni, которая вызывает энтероколит, очень эффективно «выкачивают» антибиотики из клеток при помощи специализированных белковых насосов, и поэтому антибиотик не успевает подействовать.

Первый случай возникновения метициллинустойчивого золотистого стафилококка (MRSA) зафиксировали в Великобритании в 1961 году, а в США — немного позднее, в 1968-м. В контексте скорости выработки у него резистентности стоит отметить, что в 1958 году против этой бактерии стали использовать антибиотик ванкомицин. Он был способен работать с теми штаммами, которые не поддавались воздействию метициллина. И до конца 1980-х годов считалось, что к нему резистентность должна вырабатываться дольше или вообще не вырабатываться. Однако в 1979 и 1983 годах, по прошествии всего пары десятков лет, в разных частях мира были зафиксированы случаи устойчивости и к ванкомицину. Похожий тренд соблюдался и для других бактерий, а некоторые оказались способными выработать резистентность вообще за год. Но кто-то приспосабливался немного медленнее, например, в 1980-х годах только 3–5% S. pneumonia были устойчивы к пенициллину, а в 1998 году — уже 34%.

2.3.1.1. Механизмы антибиотикорезистентности

Механизмы антибиотикорезистентности образуются разными путями:

микроорганизмы могут быть изначально генетически устойчивы к действию антибактериального препарата (в этом случае говорят об их природной резистентности);

Она обуславливается несколькими факторами:

строением белковой оболочки микроба;

количеством рецепторов на их поверхности;

вырабатываемыми ими ферментами;

способностью к «маскировке».

резистентность может сформироваться в процессе жизнедеятельности микроорганизмов (приобретенная). Этот вид устойчивости к антибиотикам появился у микроорганизмов в процессе их развития, и может передаваться из поколения в поколение. В результате генетической мутации появляется микроорганизм, который обладает устойчивостью к антибиотику. Он передает свойство последующим поколениям и в результате формируется целый штамм резистентных бактерий.

Также можно выделить:

Истинную антибиотикорезистентность. Структура микроба такова, что он не поддается действию препарата.

Ложную. Она возникает из-за неправильного выбора антибиотика, когда он изначально не способен действовать на данную группу микроорганизмов.

Так кто же виноват, что бактерии при воздействии на них антибактериальных средств не умирают, а прямо-таки перерождаются, приобретая новые свойства, которые далеко не на руку человечеству? Что провоцирует такие изменения, происходящие с микроорганизмами, являющимися причиной многих болезней, с которыми человечество борется не одно десятилетие?

Нужно понимать, что если есть проблема (в нашем случае развитие антибиотикорезистентности у патогенных микроорганизмов), значит есть и провоцирующие факторы, создающие для нее условия.

Когда человек приходит к врачу с жалобами на здоровье, он ожидает от специалиста квалифицированной помощи. Если речь заходит об инфекции дыхательных путей или других бактериальных инфекциях задача врача назначить эффективный антибиотик, который не даст болезни прогрессировать, и определить необходимую для этой цели дозировку.

Выбор медикаментов у врача достаточно большой, но как определить именно тот препарат, который реально поможет справиться с инфекцией? С одной стороны для оправданного назначения противомикробного препарата необходимо для начала выяснить тип возбудителя болезни и выбрать наиболее подходящий антибиотик. Но с другой стороны, на это может уйти до 3 и более дней, в то время важнейшим условием успешного излечения считается своевременная терапия на ранних сроках болезни.

Врачу ничего не остается, как после постановки диагноза действовать в первые дни практически наугад, чтобы как-то затормозить болезнь и не дать ей распространится на другие органы. Получается, если антибиотик подобран неправильно, либо неэффективными окажутся режим дозирования и приема препарата, патогенные микроорганизмы могут не погибнуть, а видоизмениться или приобрести ранее не свойственные им возможности. Размножаясь, такие бактерии образуют целые популяции штаммов, устойчивых к антибиотикам конкретной группы, т.е. антибиотикорезистентных бактерий.

2.4. 10 правил приема антибиотиков

1) Принимайте антибиотики только по назначению врача. Не стоит бежать за этими лекарствами при любом чихе. Первое показание к лечению антибиотиками – острая бактериальная инфекция, которая выявляется при анализе крови с повышенным количеством лейкоцитов и высоким показателем СОЭ.

2) Фиксируйте информацию о приеме антибиотиков. Обязательно ведите записи о курсах приемов антибиотиков: какой препарат, количество и длительность, побочные реакции организма. Особенно это касается лечения детей, для которых очень важно подобрать максимально безопасный препарат. Врач не сможет выписать подходящий препарат, если не обладает информацией о предыдущих случаях приема лекарств и реакций на них.

3) Сдайте анализ на чувствительность инфекции к лекарству. Иногда есть возможность сдать анализ на бактериальный посев, чтобы подобрать максимально эффективный в вашем случае антибиотик.

4) Не просите назначения антибиотиков. Оно может быть не целесообразно и принести вред организму. При несомненных показаниях нужное вам лекарство будет назначено без всяких просьб с вашей стороны.

5) Соблюдайте время приема. Между приемом таблеток всегда нужно соблюдать одинаковые промежутки времени. Такое правило помогает поддерживать примерно одинаковую концентрацию антибиотика в крови на протяжении курса лечения.

6) Соблюдайте длительность лечения, назначенную врачом. Зачастую случается так, что после 3-4 дней лечения антибиотиками все симптомы болезни практически исчезают, и больной полагает, что здоров и больше незачем «травить» организм сильнодействующими лекарствами. Однако существует такое явление, как резистентность (сопротивляемость) бактерий к антибиотикам. Она появляется именно в в таких случаях, когда ведется прием антибиотиков непродолжительное время – выжившие бактерии передают невосприимчивость к лекарству следующим поколениям. Если больной в следующий раз использует антибиотик этой же группы, никакого эффекта от лечения не последует.

7) Употребляйте дозу препарата, прописанную врачом. При приеме малых доз бактерии успевают тут же адаптироваться к воздействию препарата, и он становится абсолютно бесполезен против вашего заболевания. Большие дозы могут вызвать токсикацию организма, вплоть до летального исхода.

8) Соблюдайте инструкцию по приему препарата. В инструкции бывает четко прописано, принимается лекарство до, во время или после еды, а также чем оно запивается.

9) После антибиотиков организму нужны пробиотики. Так как антибиотики отрицательно влияют и на полезные бактерии, которые составляют кишечную микрофлору, после курса лечения нужно пробить пробиотические препараты, например Линекс, Бифиформ, Гастрофарм.

10) Соблюдайте режим питания. При приеме антибиотиков страдает печень, поэтому постарайтесь ее максимально разгрузить. Откажитесь от жирного, жареного, копченого.

3 .Практическая часть

3.1. Анкетирование

Знания об антибиотических препаратах и правильный выбор во многом определяет здоровье человека, поэтому в самом начале нашего исследования мы решили выяснить, какой информацией владеют гимназисты и что они думают о проблемах, связанных с лечением заболеваний с помощью антибиотиков. С этой целью была составлена анкета, содержащая ряд вопросов по данной теме.

Вопросы анкеты:

Что такое антибиотики?

Когда и кем они были открыты?

В каких случаях применяют антибиотики?

Помогают ли антибиотики при вирусных заболеваниях: гриппе и др.?

Как вы думаете, могут ли антибиотики навредить организму?

(см. Приложение № 1).

Всего опрашиваемых было 65 человек, ученики 7-9 классов. Однозначных ответов на вопросы не было.

Результаты анкетирования представлены в таблице: Результаты анкетирования представлены в таблице:

Вопрос №1

Вопрос №2

Вопрос №3

Вопрос №4

Вопрос №5

27 человек – лекарство

5 человек – ученым

54 человека – при заболеваниях

48 человек – да

50 человек – да

20 человек – таблетки

5 человек – ученым-биологом

11 человек – не знаю

11 человек – нет

10 человек – нет

18 человек – вещество

55 человек – не знаю

_

6 человек – не знаю

5 человек – не знаю

Считается, что редко курс лечения антибиотиками проходит бесследно. При их лечении выделяют несколько видов побочных эффектов:

Аллергические реакции. Степень аллергии на лекарство может быть разной: от легкой сыпи до анафилактического шока. Риск внезапной и сильной аллергической реакции очень высок при применении антибиотиков в виде уколов, поэтому рекомендуют проводить данную процедуру только в условиях медицинского учреждения.

Интоксикация организма. Больше всего эти препараты ударяют по печени и способны стать причиной развития токсического гепатита. Разные виды антибиотиков вызывают интоксикацию различных органов, например аминогликозиды могут стать причиной приобретенной глухоты.

Нарушение работы ЖКТ. Угнетение антибиотиками микрофлоры кишечника ведет к различным расстройствам, чаще всего это диарея.

Подавление иммунитета.

А знают ли об этом опрашиваемые? Как же они ответили на последний вопрос? 77% ребят тоже считают, что антибиотики могут навредить организму.

Вывод: анкетирование показало, что опрашиваемые ученики мало знают об антибиотиках и их применении, поэтому следует разъяснить ребятам, что это за вещества и с какой целью они применяются.

3.2. Исследование влияния антибиотиков на микрофлору воздуха

1. Приготовление искусственной питательной среды.

Для приготовления питательной среды мы использовали «Метод Коха», основанный на выращивании микроорганизмов на твердой питательной среде. В нашем случае мы изготовили питательную среду, основой которой послужил агар. Полученные растворы мы разлили в 6 чашек Петри, предварительно вымыв их и прокипятив (см. Приложение № 2). Затем оставили их на 30 минут открытыми, чтобы произошел посев микроорганизмов из воздушной среды. Далее, наблюдали процесс размножения колоний (см. Приложение № 3). Через трое суток сравнили результаты и подсчитали количество выращенных колоний. (см. Приложение № 4 и таблицу № 2)

Таблица № 2. Изучение и подсчитывание количества выращенных колоний микроорганизмов.

чашки Петри

Количество колоний

чашка Петри № 1 (красный стикер)

162

чашка Петри № 2 (жёлтый стикер)

129

чашка Петри № 3 (оранжевый стикер)

180

чашка Петри № 4 (синий стикер)

121

чашка Петри № 5 (зелёный стикер)

147

чашка Петри № 6 (белый стикер)

159

2. Определение чувствительности микроорганизмов воздуха к антибиоткам

Цель: установить влияние различных антибиотиков на микроорганизмы воздуха.

В ходе исследований применяли следующие антибактериальные препараты: кларитромицин, цефорал солютаб, тетрациклин, амоксициллин, цифран, флемоксин солютаб.

Для определения чувствительности микроорганизмов к антибиотикам использовали следующее оборудование: 6 чашек Петри с микробами в питательной среде на основе агара, стерильные одноразовые шприцы, растворы антибиотиков.

Ход работы

Приготовили растворы антибиотиков: на 1 грамм антибиотика – 5 мл воды. В чашки Петри с микроорганизмами в питательной среде стерильным шприцом добавляли раствор антибиотика до заполнения чашки и наблюдали в течении последующих 48 часов изменения (см. Приложение № 5).

Таблица № 3. Чувствительность микроорганизмов к антибиотикам

В таблице представлено воздействие различных антибиотиков на микроорганизмы. Цифрами показана степень эффективности антибиотиков:

0 – вообще неэффективны

1 – малоэффективны (в отношении лишь отдельных представителей)

2 – эффективны в отношении нескольких представителей

3 – эффективны для большинства микробов

чашки Петри

Название

лекарственного препарата

Антибиотик

Кол-во колоний

Степень эффектив-

ности

чашка Петри № 1 (красный стикер)

Кларитромицин-

OBL

Кларитромицин

из группы макролидов

(антибактериаль-ный ингибитор синтеза белка)

162

3

чашка Петри № 2

(жёлтый стикер)

Цефорал солютаб

Цефиксин из группы цефалоспоринов

(антибактериаль-ный ингибитор клеточной стенки)

136

2

чашка Петри № 3 (оранжевый стикер)

Тетрациклин

Тетрациклин

(антибактериаль-ный ингибитор синтеза белка)

181

3

чашка Петри № 4

(синий стикер)

Амоксициллин

Амоксициллин

из группы пенициллинов

(антибактериаль-ный ингибитор синтеза белка клеточной стенки)

140

1

чашка Петри № 5 (зелёный стикер)

Цифран

Ципрофлоксацин

из группы фторхинолонов

(антибактериаль-ный ингибитор ДНК)

153

2

чашка Петри № 6

(белый стикер)

Флемоксин Солютаб

Амоксициллин

из группы пенициллинов, аналог ампициллина

(антибактериаль-ный ингибитор синтеза белка клеточной стенки)

173

1

Результаты исследований:

1) В чашках Петри № 2 и № 5 с антибиотиками цефиксином и ципрофлоксацином наблюдали задержку роста колоний (препараты «Цефорал солютаб» и «Цифран»)

2) Наибольшее развитие колоний наблюдали в чашках Петри № 4 и № 6 с амоксициллином (препараты «Амоксициллин» и «Флемоксин солютаб»)

3) Наименьшее развитие и распространение колоний микроорганизмов наблюдали в чашках Петри № 1 и № 3 с тетрациклином и кларитромицином.

Вывод: самой сильной антибиотической антивностью обладают антибиотики широкого спектра действия, такие как тетрациклин, кларитромицин.

Заключение и выводы

Итак,  изучив чувствительность микрофлоры воздуха к различным антибиотикам мы установили, что данные микроорганизмы наиболее чувствительны к тетрациклину и кларитромицину. Антибиотики полностью подавляют рост культуры, угнетают колонию. Это объясняется широким спектром данных антибиотиков. Чувствительность к амоксициллину (из группы пенициллинов) минимальна. Такую устойчивость к пенициллину можно объяснить возможностью некоторых бактерий образовывать фермент пенициллиназу, разрушающий пенициллин, поэтому микроорганизмы относительно легко и быстро приобретают к нему устойчивость.

Литература:

1. Бриан Л. Бактериальная резистентность и чувствительность к химиопрепаратам / Перевод с англ. А. Я. Ивлевой. - Москва: Медицина, 1984.- 270 с.

2. Воробьев А. А., Кривошеин Ю. С., Быков А. С. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии. Москва: Мастерство, 2001.- 224 с.

3. Гусев М. В., Минеева Л. А. Микробиология (третье издание). Москва: Издательство Московского университета, 1992.- с.

4. Егоров Н.С. Основы учения об антибиотиках (5-ое издание, переработанное и дополненное). Москва: Издательство Московского университета, 1994.- 512 с.

5. Покровский В. Н. Антибиотики и бактерии. Москва: Знание, 1990. 64 с.

6. Сазыкин Ю. О. Биохимические основы действия антибиотиков на микробную клетку. Москва: Наука, 1965.- 267 с.

П риложение № 1. Анкетирование гимназистов



 

Вопрос №1

Вопрос №2

Вопрос №3

Вопрос №4

Вопрос №5

27 (41,5%) – лекарство

5 (7,7%) – ученым

54 (83,1%) – при заболеваниях

48 (73,8%) – да

50 (76,9%) – да

20 (30,7%) – таблетки

5 (7,7%) – ученым-биологом

11 (16,9%) – не знаю

11 (16,9%) – нет

10 (15,3%) – нет

18 (27,7%) – вещества

55 (84,6%) – не знаю

_

6 (9,2%) – не знаю

5 (7,7%) – не знаю

П риложение № 2. Приготовление питательной среды

Приложение № 3. Выращивание колоний микроорганизмов воздуха.

П риложение № 4. Подсчёт колоний микроорганизмов

П риложение № 5. Воздействие антибиотиков на микроорганизмы







 







 

чашка Петри № 5три № 5

чашка Петри № 4

Чашка Петри № 4

Чашка Петри № 5

П

 

чашка Петри № 6

риложение № 6. Результаты антибиотической активности

Просмотров работы: 3737