Тяжелая ноша знаний

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тяжелая ноша знаний

Филатова  С.В. 1Чигина  Н.В. 1
1МБД ДО г. Ульяновска ДЭБЦ
Шилова  Т.Т. 1
1МБД ДО г. Ульяновска ДЭБЦ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

Болезни опорно-двигательного аппарата – одни из самых распространенных. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Очень часто дети и подростки обращаются к врачам с жалобами на боли в спине, пояснице, шее, головные боли, быструю утомляемость при длительной ходьбе. Все эти неполадки в организме связаны с проблемами позвоночника и формированием неправильной осанки. Одной из причин этого является ношение тяжелых рюкзаков, ранцев, ведь год от года они становятся все тяжелее и тяжелее.

Для маленького ребенка носить в школу портфель весом 4-5 килограммов равносильно тому, как если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 20-30.

Исходя из актуальности заявленной темы, проблемой исследования является неправильный подбор и ношение тяжелых рюкзаков у школьников разных возрастов.

Объект исследования: соответствие школьных рюкзаков у учащихся МБОУ СШ №72 санитарно-гигиеническим требованиям.

Эмпирический объект исследования: школьники МБОУ СШ №72

Предмет исследования: определение критериев санитарно- гигиенических оценок школьных рюкзаков

Цель работы: оценить соответствие школьных рюкзаков санитарно-гигиеническим требованиям и сравнить в разных классах.

Гипотеза: Учащиеся СШ№ 72 носят школьные рюкзаки с отклонениями от санитарно-гигиенических норм.

На основе поставленной цели и выдвинутой гипотезы сформулированы следующие задачи исследования:

Задачи:

1. Провести анализ и предоставить достоверную информацию о допустимых санитарно- гигиенических нормах школьных рюкзаков, о влиянии тяжелых, неправильно выбранных рюкзаков на растущий организм ребенка.

2. Исследовать соответствие школьных рюкзаков санитарно-гигиеническим требованиям с первого по одиннадцатый классы.

3. Разработать рекомендации учителям и учащимся, буклет «Полезные советы» по правильному выбору и по правильному ношению школьных рюкзаков. (Приложение 1)

Методы исследования: анализ источников информации, нормативных и методических документов, эмпирические методы: фотографирование, счет, измерение, сравнение. (Рисунок 1)

Рисунок 1. Измерение ширины лямки рюкзака

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СООТВЕТСТВИЯ ШКОЛЬНЫХ РЮКЗАКОВ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ

1.1. Опыт борьбы с тяжёлыми портфелями других стран

В странах Европы и Америки дети начальных классов также ходят в школу с портфелями и ранцами.

В Израиле Министерством образования разработаны правила пользования школьным ранцем и введено строгое ограничение его веса. За соблюдением этих правил следит родительский комитет.

В Тайване создан 10-ти дюймовый персональный компьютер, который весит около килограмма и включает в себя все учебники и дневник.

В США введено ограничение веса школьного рюкзака. В некоторых штатах применяются даже штрафы к родителям и школам, которые не выполняют требования врачей. В американских школах уже давно введён двойной комплект учебного набора. В учебных заведениях за каждым учеником закреплён личный ящик, где можно хранить всё, что потребуется на занятиях.

В Швеции ученики вообще не пользуются портфелями и рюкзаками, потому что до 8-го класса не получают домашних заданий.

1.2. Влияние тяжелого и неправильно выбранного рюкзака на здоровье школьника

Возраст от 8 до 17 лет – самый важный период жизни для формирования осанки, даже малейшее отклонение в развитии осанки могут привести к тяжелым деформациям позвоночника, грудной клетки и конечностей. Именно в этот период «закладываются» будущие болезни позвоночника и суставов.

Не последнюю роль в этом играет вес школьного портфеля, набитый пеналами, тетрадями и учебниками.

По данным статистики около 65 % школьников страдают плоскостопием. Оно развивается у детей постоянно носящих тяжести. Плоскостопие влияет не только на износ опорно-двигательного аппарата, но и способствует развитию таких заболеваний, как искривление позвоночника, грыжа межпозвоночных дисков, артрит и артроз, остеохондроз. Кроме того, плоскостопие способно привести к деформации стопы (растет косточка большого пальца), что сделает невозможным для девушек ношение модельной обуви.

Вывод: Тяжелый, неправильно выбранный портфель, ранец и другие аналогичные изделия, как и любой непосильный груз, повышают опасность возникновения травм и заболеваний. (Рисунок 2)

Рисунок 2. Неправильный рюкзак

ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ САНИТАРНО -- ГИГИЕНИЧЕСКИХ ОЦЕНОК ШКОЛЬНЫХ РЮКЗАКОВ

2.1. Гигиенические требования к портфелям, школьным ранцам и рюкзакам

Правильный выбор типа школьного портфеля, так как ношение книг и прочих ученических принадлежностей в ранце на спине способствует равномерному распределению нагрузки и снижает риск испортить осанку ребёнка.

По данным ВОЗ, портфель школьника должен иметь вес, соответствующий 10 % от веса ребёнка.

В СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», а также в Единых санитарно-эпидемиологических требованиях к товарам, подлежащим санитарно- эпидемиологическому надзору отмечено, что вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 700 граммов, старших классов не более 1 кг.

В 2010 году были утверждены новые требования к весу учебников и письменных принадлежностей (п.10.32). Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать:

для учащихся 1-2-х классов - более 1,5 кг, 3-4-х классов - более 2 кг,

5-6-х - более 2,5 кг, 7-8-х - более 3,5 кг, 9-11-х - более 4 кг.

В документах по Охране труда подростков, где в приложение №2 в таблице нормы переноски тяжестей указано, что для подростков 14-15-лет возможно носить до 2 кг, для 16-17-лет - до 3 кг. Санитарным правилам и нормативам СанПиН 2.4.7.1166-02 2.4.7. Гигиена детей и подростков "Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования" вес учебника не должен быть более:

300 г для 1 - 4 классов;400 г для 5 - 6 классов; 500 г для 7 - 9 классов;

600 г для 10 - 11 классов.

2.2. «Правильный» рюкзак»

1. Спинка рюкзака должна быть анатомической формы. Ортопедическая спинка повторяет естественный изгиб позвоночника и поэтому не вредит, а наоборот, помогает формированию правильной осанки.

2. В нижней части спинки должен находиться поясничный упор — небольшой валик, на который при правильном ношении ранца будет приходиться основная нагрузка.

3. Сама спинка — быть жесткой, но при этом иметь мягкую подкладку, чтобы ребенку было комфортно носить ранец.

4. Такая же подкладка должна быть у лямок, иначе они будут врезаться в плечи. Лямки обязательно должны регулироваться по длине и не растягиваться.

5. Ширина рюкзака не должна превышать ширину плеч ребёнка.

6. Вес не должен быть больше 1 кг (для учащихся 1-4 классов не более 700граммов).

7. Верх рюкзака не должен находиться выше линии плеч, а низ - ниже бёдер;

8. Ширина лямок 4-5 см, это необходимо для равномерного распределения веса содержимого;

9. Светоотражающие полоски для безопасности в тёмное время суток.

2.3. Анализ соответствия школьных рюкзаков санитарно- гигиеническим требованиям.

Мы исследовали всего 120 школьников с первого по одиннадцатый классы.

Измеряли вес пустого рюкзака, вес рюкзака с его содержимым. Вес тела учащихся записывали со слов учащихся, так как в сентябре все прошли медицинский осмотр, где производилось определение веса тела каждого учащегося.

Мы также провели работу по определению ширины лямок, вида спинки рюкзаков, выяснили правильность ношения рюкзаков, сделали выводы по каждому классу по полученным результатам, сравнили их между классами с 1-го по 11-й, составили таблицы (таблицы 1-2) и диаграммы (рисунки 3-8) сделали заключение.

Таблица 1. Анализ веса рюкзаков по классам

Классы

Кол-во учащихся

Вес пустых рюкзаков в кг,в среднем на одного учащегося

Вес полных рюкзаков в кг, в среднем на одного учащегося

Вес рюкзаков в норме (10 % от веса)

Вес рюкзаков превышает норму, кг,в среднем на одного учащегося

Кол-во учащихся с тяжелыми рюкзаками

1-2

20

0.5

4.2

2.0

На 2.1

20

3-4

20

0.7

3.5

2.8

На 1.2

19

5-6

20

0.7

4.3

3.9

На 0.9

12

7-8

20

0.6

4.4

5.0

На 0.5

7

9

20

0.9

5.7

5.6

На 0.7

11

10 -11

20

0.4

2.2

5.9

Не превышает

-

(Рисунки 3-4)

Рисунок 3. Количество учащихся с тяжелыми рюкзаками по классам

Рисунок 4. Превышение веса полных рюкзаков нормального веса по классам

Выводы:

Школьные рюкзаки носят учащихся 1-х и 9-х классов, у учащихся 10-х и 11-х классов – пакеты, сумочки;

вес пустых рюкзаков в классах с1-го по 11 –й класс в норме;

самые тяжелые рюкзаки носят учащиеся 1-х и 2-х классов, 3-х и 4-х классов, а самые лёгкие у учащихся 10-х и 11 –х классов (рисунок 4, рисунок 5).

у всех 20 –ти учащихся 1-х и 2-х классов вес полного рюкзака превышает норму в среднем на 2.1 кг, у 19 учащихся 3-4 классов - на 1,2 кг, вес пустого рюкзака соответствует санитарно- гигиеническим нормам.

Таблица 2. Анализ школьных рюкзаков и их правильного ношения учащимися по классам

Классы

Количество рюкзаков

Кол-во рюкзаков с разными видами лямок

Кол-во рюкзаков с разными спинками

Количество рюкзаков, расположенных относительно талии

Способ ношения рюкзаковучащимися на плечах

узкая

средняя

широкая

мягкая

средняя

жёсткая

ниже

выше

на уровне

на 1-м

на2-х

1-2

20

0

6

14

0

0

20

7

11

2

-

20

3-4

20

1

6

12

1

5

14

6

5

9

1

19

5-6

20

6

12

2

8

2

10

11

9

-

9

11

7-8

20

8

7

5

7

8

5

7

13

10

7

13

9

20

7

7

6

8

7

5

10

10

-

8

12

10-11

20

Практически не носят рюкзаки, а носят пакеты и сумочки

(Рисунки 5-8)

Рисунок 5. Анализ количества рюкзаков с различными лямками по классам

Рисунок 6. Анализ количества рюкзаков с разными спинками по классам

Рисунок 7. Анализ количества рюкзаков, расположенных относительно талии по классам

Рисунок 8. Анализ количества учащихся, носящих рюкзаки на одном и двух плечах по классам

Выводы:

С наименьшими нарушениями выбраны рюкзаки у школьников 1-х и 2-х классов;

учащиеся 10-11 классов практически не носят рюкзаки;

из 100 рюкзаков у учащихся с 1-го по 9 класс только у 39 человек лямки рюкзаков в норме (широкие); у половины (54 человека) - рюкзаки с жесткими спинками, только половина (48 человек) носят рюкзаки правильно - выше талии;

из 60-ти учащихся 5-х, 6-х, 7-х,8-х, 9-х классов 25 человек носят рюкзаки на одном плече.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе рассматривалась проблема неправильного подбора и ношения тяжелых школьных рюкзаков, (аналогичных изделий) у школьников разных возрастов. Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза, что учащиеся СШ №72 носят школьные рюкзаки с отклонениями от санитарно-гигиенических норм.

Для проверки выдвинутой гипотезы была проведена исследовательская работа, которая включала определение веса пустого рюкзака, веса рюкзака с его содержимым, по определению ширины лямок, вида спинки рюкзаков, выяснению правильности ношения рюкзаков у 120 учащихся с 1-го по 11-й класс.

Подводя итоги проделанной работы, можем сделать следующие выводы:

1. Вес пустого рюкзака у всех учащихся с 1- го по 11- й класс соответствует нормативам СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

2. Вес полных рюкзаков превышает норму у школьников всех классов, кроме учащихся 10-х и 11-х классов.

3. Самые тяжелые рюкзаки носят учащиеся 1-х и 2-х классов, а самые лёгкие - учащиеся 10-х и 11-х классов.

4. У учащихся 1-х и 2-х классов рюкзаки подобраны правильно.

5. Половина учащихся с 1-го по 9 класс носят рюкзаки неправильно: ниже талии или на уровне талии.

6. У основной массы учащихся 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х классов рюкзаки подобраны неправильно у рюкзаков лямки узкие, спинки мягкие.

7. Почти половина учащихся старших классов носят рюкзаки только на одном плече.

8. Все названные нарушения могут причинить вред здоровью.

9. Разработали буклет «Полезные советы» памятки «Рекомендации при покупке школьных рюкзаков» и раздали их учащимся, родителям, классным руководителям в школе, а также в Ульяновском областном туристском клубе.

Рекомендации учителям и работникам школы:

Найти возможность использовать два комплекта учебников (один в школе и другой дома).

При составлении школьного расписания учитывать вес ежедневных учебных комплектов.

Организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.

Использовать современные электронные устройства, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, электронные книги для закачивания учебного материала.

Рекомендации учащимся:

Не носить лишнего в ранцах.

Проверять ранец ежедневно и не забывайте вынуть из него ненужные учебники.

Оставлять папки для рисования и труда, кроссовки в классе.

Складывать в ранец только школьные принадлежности.

Складывать книги с учетом расписания уроков.

Перспектива дальнейшего развития исследовательской работы:

По разработанным выше рекомендациям провести исследование в школе в следующем учебном году и обратиться в Министерство образования и науки.

Таким образом, цель работы достигнута, считаем, что предложенные нами рекомендации помогут родителям и учащимся правильно выбрать школьные рюкзаки, учащимся правильно их носить и оставаться здоровыми.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Дик Н.Ф. Безопасность образовательного процесса и охрана труда в школе, лицее. – М.: Феникс, 2007.

Закон об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

Лопанин. «Тяжелая ноша» Новости медицины - журнал. Выпуск № 4 2009г.

Масленников М.М. Организация работы по охране труда в образовательном учреждении. – М.: АРКСТИ, 2003

Немсадзе В., Амбернади Г. Детский травматизм. Книга для родителей. Опыт понимания, лечение, профилактика. – М.: Аист, 2005

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"».

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"».

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

Интернет- ресурсы:

. Статья «Правда о школьном портфеле», 23.03.2015 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hintfox.com/article/pravda-o-shkolnih-portfeljah.html.

Здоровый образ жизни [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://krasgmu.net/publ/uchebnye_materialy/278

. Медицинский форум – Режим доступа: http://www.myditcoachapp.com

Школьные ортопедическме рюкзаки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://randose.ru/shkolnye-ortopedicheskie-ryukzaki

Советы родителям [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://klubmama.ru/sovety-roditelyam/detskie-veshhi/kak-s-pomoshhyu-shkolnogo-ryukzaka-soxranit-zdorove-uchenika.html

Нарушение осанки: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://moyaspina.ru/bolezni/pochemu-voznikaet-narushenie-osanki-u-detey-i-kak-ego-lechit

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Просмотров работы: 136