ВВЕДЕНИЕ
Один из самых сложных периодов в жизни человека – это подростковый возраст, когда только формируются устойчивые сценарии поведения, черты характера, способы преодоления трудных жизненных ситуаций, формы эмоционального реагирования, которые во многом предопределяют дальнейшее психическое и физическое здоровье взрослого индивида [1]. Подросток вынужден преодолевать определенные трудности, связанные с экстремальными событиями в социальной или личной жизни, справляться с огромным потоком информации, решать все более ответственные задачи, включаться в новые межличностные и общественные отношения. Стрессы, трудные жизненные ситуации, стремительное изменение социальной среды заставляет подростка искать формы и алгоритмы поведения, которые позволяют быстрее адаптироваться к новой ситуации, используя при этом имеющийся жизненный опыт, психологические ресурсы, когнитивные способности, творческий потенциал и инициативность. Такие формы поведения, связанные с преодолением трудных жизненных ситуаций, называются копинг-стратегии [10].
Термин «копинговые стратегии» произошел от английского слова «to cope» – справляться. Это понятие предполагает совокупность эмоциональных, поведенческих и когнитивных способов поведения, которые используются для преодоления трудных жизненных ситуаций, стрессов и просто запросов обыденной жизни.
На формирование копинг-стратегий в подростковом возрасте влияют многочисленные стресс-стимулирующие факторы социальной среды, одним из которых является факт проживания в зоне военного конфликта, а поскольку адаптационные механизмы в подростковом возрасте несовершенны и несколько снижены, то подростки требуют к себе особо пристального внимания специалистов-психологов [6].
Термин «копинг-стратегия» впервые появился в 1962 году, ввел в обиход его Л. Мэрфи, описывая пути преодоления детьми кризисов развития [13]. Четыре года спустя, в 1966 году Р. Лазарус, также, обратился к данному термину для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями [2].
Вопрос формирования копинг-стратегий подростков, имеющих отклоняющееся развитие или проживающих в условиях тяжелых жизненных ситуаций, остается открытым и требует пристального внимания психологов и исследователей. Публикаций, посвященных данному вопросу катастрофически мало, да и посвящены они в основном формированию стратегий совладания у подростков, имеющих какие-либо нарушения физического здоровья. Практически нет данных о ведущих копинг-стратегиях подростков, проживающих в условиях вооруженного конфликта. Гаспарян Х.В. в своем исследовании на примере подростков, пострадавших во время землетрясения в Армении и переживших военные действия, установил, что трудные жизненные ситуации, пережитые в подростковом возрасте, вызывают поиск новой идентификации, переоценку ценностей, возрастание интереса к истории, национальным символам, патриотическим песням. Иногда имеют место негативизм и протестные реакции: подростки бросают учебу, становятся более импульсивными и агрессивными [5]. Автор отмечает, что стили совладающего поведения различаются в зависимости от половой принадлежности - женщины чаще, чем мужчины используют эмоционально-ориентированный стиль совладающего поведения, а мужчины, в основном, ориентированы на избегание стрессовых воздействий.
Последнее время усилился интерес исследователей к изучению стратегий совладания подростков, имеющих отклоняющееся развития, испытывающих на себе влияние нестандартных факторов социальной среды. Так, ряд авторов исследовал особенности копинг-стратегий подростков с двигательными нарушениями. И.Г. Маракушина и Е.С. Зайцева утверждают, что лица с церебральным параличом в решении трудных, стрессовых ситуациях придерживаются четкого планирования решения проблемы, самоконтроля, положительной переоценки и дистанцирования [9]. Однако же А.А. Вербрюгген, проведя сравнительный анализ копинг-стратегий здоровых подростков и подростков с врожденными формами двигательной патологии (церебральный паралич, сколиоз), сделала вывод о том, что дети с двигательными нарушениями склонны к использованию эмоционально-ориентированных копинг-стратегий. Автор подчеркивает, что подростки с ДЦП более склонны к внутренней эмоциональной фиксации, чем их здоровые сверстники, а также обнаруживают тенденцию самообвинения в стрессовой ситуации. Условно здоровые же подростки чаще проявляют агрессивность как способ совладания со стрессовой ситуацией, ищут причины происходящих событий во внешних обстоятельствах или людях. Исследователи отмечают, что для большинства подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации характерен высокий уровень стратегии «избегание проблем» (до 40%), при этом, копинг, направленный на разрешение проблем имеет довольно низкие численные показатели [11]. Такие данные подтверждают и исследования других авторов. Л.Ю. Беленкова, изучая копинг различных групп подростков (подростки, проживающие в благополучной социальной среде, подростки, которые столкнулись с трудными жизненными ситуациями), автор приводит следующие выводы, которые могут быть полезны и в данном исследовании: во-первых, значительная часть подростков, находящихся в социально благополучной жизненной ситуации как трудные жизненные ситуации воспринимают семейное неблагополучие, материальное неблагополучие, длительные конфликтные отношения со сверстниками. Небольшое количество респондентов столкнулись с потерей близкого человека, а также с переживаниями по поводу собственной физической неполноценности или заболевания. Тогда как для их сверстников, находящихся в трудной жизненной ситуации в качестве трудных выступает сочетание нескольких типов ситуаций. И наконец, в данной группе значительное количество респондентов столкнулись с экстремальными и чрезвычайными ситуациями, вызывающими потерю стабильности и нарушение привычного адаптивного состояния, и воспринимающиеся, как стрессовые. В группе социально-благополучных подростков, данные ситуации в качестве трудных не назывались, поскольку не было опыта их переживания. Во-вторых, для большинства подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации характерны стратегии «игнорирование проблем» и «конфронтативная стратегия», тогда как для их сверстников, находящихся в социально благоприятной ситуации - стратегия «разрешение проблемы». Во-третьих, анализ копинг-механизмов используемых подростками для совладания с трудными ситуациями показал, что для социально-благополучных подростков типичны более гибкие стратегии, требующие волевых усилий, принятия ответственности и планирования решений. Тогда как для их сверстников, находящихся в трудной жизненной ситуации более характерны механизмы, основанные на избегании, дистанциировании и конфронтации. Копинг-механизмы «самоконтроль» и «поиск социальной поддержки» мало присущи обеим группам респондентов. Вероятно, это связано с общевозрастными особенностями подростков: стремлению к группированию со сверстниками, эмоциональной нестабильностью, снижающей самоконтроль [3].
Цель работы: изучить ведущие копинг-стратегии подростков, проживающих в зоне военного конфликта и подростков, проживающих вне зоны боевых действий.
Задачи работы:
-изучить отечественную и зарубежную литературу по вопросу классификации, определения и особенностей копинг-стратегий, факторов, влияющих на выбор стратегии,
-сформировать экспериментальные группы подростков обоего пола, проживающих в зоне военного конфликта и вне зоны боевых действий,
-определить ведущие копинг-стратегии при помощи стандартных тестов,
-определить удельный вес каждой базисной копинг-стратегии в общей структуре копинг-поведения каждой исследуемой группы,
-сравнить копинг-стратегии в обеих экспериментальных группах, провести статистическую обработку полученных результатов,
-сформулировать выводы и рекомендации,
-провести беседы с подростками по вопросу путей преодоления трудных жизненных ситуаций на классных часах и тематических беседах.
Предмет исследования: копинг-стратегии подростков, проживающих в зоне военного конфликта, и подростков, проживающих вне зоны боевых действий.
Объект исследования: подростки обоего пола (12-15 лет).
Гипотеза исследования: копинг-стратегии подростков, проживающих в зоне военного конфликта, достоверно отличаются от ведущих копинг-стратегий подростков, проживающих вне зоны боевых действий.
Методы исследования:
-тестирование обследуемых для определения ведущих копинг-стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций,
-беседы с подростками о способах преодоления стресса,
-математические: статистическая обработка результатов исследования.
Личный вклад автора. Автором проведен информационный поиск и анализ литературных источников по исследуемой проблеме, подобраны экспериментальные группы, подобраны адекватные анкеты оценки копинг-стратегии, проведена оценка ведущих стратегий совладания у подростков, самостоятельно собран и обработан фактический материал, проведено статистическое исследование и анализ полученных данных, а, также, представлена интерпретация полученных результатов и выводов.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В соответствии с целью и задачами работы было обследовано 80 обучающихся 7-х-9-х классов обоего пола подросткового возраста 12-15 лет. Участники эксперимента были поделены на две группы:
Подростки, проживающие в зоне военного конфликта (обучающиеся МОУ «Лицей №12 г. Донецка», очно-заочной школы «ДОНМАН», постоянно проживающие в г. Донецк, г. Ясиноватая, г. Шахтерск) – 40 человек, из них 20 девушек и 20 юношей;
Подростки, проживающие вне зоны военного конфликта (обучающиеся ОШ №7 г. Волноваха, постоянно проживающие в г. Волноваха) - 40 человек, из них 20 девушек и 20 юношей;
В качестве механизма оценки выраженности того или иного вида копинг-стратегии у подростков использовались:
Тест на определение способов совладающего поведения («Ways of Coping Questionnaire») Р. Лазаруса и С. Фолкман, адаптированный Т.Л. Крюковой и Е.В. Куфтяк (Приложение А). Проведение и обработка результатов теста проводилась в соответствии с рекомендациями [8]. При этом оценивалось процентное использование того или иного вида копинг-стратегии для каждого участника эксперимента: 1. конфронтационный копинг, 2. дистанцирование, 3. самоконтроль, 4. поиск социальной поддержки, 5. принятие ответственности, 6. бегство-избегание, 7. планирование решения проблемы, 8. положительная переоценка. Тест предполагает подсчет процентной доли использования той или иной стратегии (от 0 до 100%).
Опросник С. Хобфолла «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций», адаптированный Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой (Strategic Approach to Coping Scale, SACS) (Приложение Б), предлагающий многоосевую модель «поведения преодоления» (Водопьянова, 2009). Данный тест предполагает подсчет баллов по каждому виду используемой стратегии (от 5 до 30). Кроме оценки ведущих стратегий, опросник Хобфолла позволяет количественно оценить общий индекс конструктивности стратегии (от 0,1 до 2).
Данные тесты были выбраны потому, что они позволяют не только качественно, но и количественно оценить степень использования того или иного вида стратегии совладания, а также довольно просты и подходят не только для индивидуального, но и группового обследования респондентов.
Респондентам, не имеющим возможности пройти диагностику ведущих стратегий совладания очно, было предложено пройти данный тест в режиме он-лайн. Вопросы и способы интерпретации результатов и подсчета процентного показателя использования той или иной стратегии, в этом случае, были идентичны.
Статистическая обработка полученных данных проводилась при помощи лицензионной компьютерной программы MedStat, разработанной и предоставленной кафедрой физики, математики и информатики ГОО ВПО «Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького» и включала в себя:
Определение объема выборки для проведения исследования с помощью формулы Бланта [6,9]. Оптимальный объем выборки в нашем исследовании составил 22 человека.
Оценка распределения частот величин в каждой группе изучаемых показателей c использованием критерия Шапиро-Уилка,
Определение параметров описательной статистики: среднее, ошибка среднего, медиана, ошибка медианы и др. той или иной стратегии совладания; используемый набор параметров описательной статистики определялся законом распределения частот величин каждого из показателей: если данные соответствовали нормальному закону распределения частот величин – использовались параметрические критерии, в противном же случае – непараметрические.
Определение достоверности отличий между изучаемыми показателями производилось с помощью параметрического критерия Стьюдента или непараметрического критерия Вилкоксона.
ВЕДУЩИЕ КОПИНГ- СТРАТЕГИИ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЗОНЕ ВОЕННОГО КОНФЛИКТА И ВНЕ ЕЕ
(результаты собственных исследований)
На первом этапе исследования были определены ведущие копинг-стратегии 40 подростков обоего пола, проживающих в зоне военного конфликта, и 40 подростков обоего пола, проживающих вне зоны военного конфликта с использованием теста на определение способов совладающего поведения («Ways of Coping Questionnaire») Р. Лазаруса и С. Фолкман, адаптированный Т.Л. Крюковой и Е.В. Куфтяк.
В первой исследуемой группе медиана значений показателя конфронтационного копинга оказалась равной 63+1,464%, среднее значение показателя дистанцировния – 53,9+1,366%, медиана значений самоконтроля – 57+1,808%, медиана показателя поиска социальной поддержки составила 56,5+2,48%, средний показатель использования стратегии принятия ответственности - 54+1,946,2%, стратегии бегства-избегании – 45,33+1,412%, количественная характеристика стратегии планирования решения проблемы (среднее) оказалась равной 56,5+1,847%, а положительной переоценки – 64,67+1,63%. Таким образом, больше всего подростки данной экспериментальной группы используют стратегию положительной переоценки, конфронтационного копинга и самоконтроля.
Во второй исследуемой группе (подростки, проживающие вне зоны военных действий) среднее значение показателя конфронтационного копинга оказалось равным – 54,17+1,608%, дистанцировния – 53,7+1,831%, самоконтроля – 54,25+1,357%, медиана показателя поиска социальной поддержки составила 57+2,475 %, стратегии бегства-избегании в среднем – 52,27+1,879%, показатель использования стратегии принятия ответственности составил в среднем 51,24+1,675%, количественная характеристика (среднее значение) стратегии планирования решения проблемы оказалась равной 51,33+1,657%, а положительной переоценки - 59,15+1,478%. Таким образом, больше всего подростки данной экспериментальной группы используют стратегию положительной переоценки, поиска социальной поддержки и самоконтроля (рис.2.1).
Стратегия положительной переоценки заключается в смене отношения индивида к ситуации, принятие трудностей как возможность саморазвития и самосовершенствования. К минусам стратегии относится возможная неспособность человека видеть иные действенные выходы из сложившейся ситуации.
Рис. 2.1 Количественная характеристика копинг-стратегий, используемых подростками обеих экспериментальных групп
Конфронтационный копинг предполагает несколько агрессивное решение проблемы, для него характерны отсутствие конечной цели и ярко-негативные эмоциональные реакции. Ключевым элементом такого поведения является не решение проблемы, а снятие психоэмоционального напряжения.
Стратегия самоконтроля предполагает подавление эмоций, контроль за своим состоянием, чувствами и эмоциями. Самоконтроль помогает решить проблему наиболее отстраненно, без лишних переживаний. В то же время при таком подходе потребности и желания скрываются, что отрицательно сказывается на удовлетворенности от решения проблемы.
Стратегия поиска социальной поддержки заключается в стремлении получить материальную, эмоциональную и моральную поддержку извне. В стрессе проявляется попытка вызвать сочувствие у окружающих, высказаться, получить рекомендации о том, как поступить. Получение помощи от других людей способствует разрешению проблемы, и одновременно с этим формирует зависимость от чужой оценки и действий окружающих.
Однако определенный интерес представляет наличие или отсутствие достоверных отличий между количественными характеристиками используемых стратегий подростками, проживающими в зоне военного конфликта и вне ее. Для определения достоверности отличий в исследуемых группах использовался критерий Стьюдента (если данные соответствовали нормальному закону распределения частот величин) или критерий Вилкоксона (если данные не соответствовали нормальному закону распределения).
Установлено, что подростки, проживающие в зоне военного конфликта достоверно больше используют стратегию конфронтационного копинга (р*=0,001. р*-значение критерия Вилкоксона, здесь и далее по тексту), стратегию самоконтроля (р*=0,046), копинг положительной переоценки (р=0,014, р – значение критерия Стьюдента, здесь и далее по тексту) и копинг поиска решения проблемы (р=0.040). Однако подростки, проживающие вне зоны военных действий достоверно больше используют стратегию бегства избегания (р=0,004). Числовые характеристики других копинг-стратегий достоверно не отличаются в обеих исследуемых группах (р и р* >0,05).
Полученные данные могут свидетельствовать о том, что подростки первой исследуемой группы достоверно чаще используют эффективные стратегии, такие как поиск решения проблемы и самоконтроля, однако, вместе в этим, в данной выборке довольно часто используются и неэффективные стратегии, например, стратегия конфронтационного копинга.
На следующем этапе исследования были собраны и статистически обработаны результаты теста Хобфолла в обеих исследуемых группах подростков.
В первой группе средние значения показателя ассертивного поведения, предполагающего позитивное поведение человека, демонстрирующего самоуважение и уважение к другим, слушающего, понимающего и пытающегося достичь компромисса в сложившейся трудной жизненной ситуации, оказалось равным 13,63+0,871, среднее значение показателя вступления в социальный контакт 19,5+0.991, медиана показателя поиска социальной поддержки в этой группе оказалась равной 24,5+1,168, среднее значение показателя осторожных действий составило 21,95+0,85, импульсивных действий – 15,85+0,988, медиана показателя избегания равна 16,5+1,328, медиана значений показателя манипулятивных действий составила в данной группе равной 17+1,324, среднее значение показателя асоциальных действий – 14,32+0,821, агрессивных действий – 15,57+0,885. Среднее значение индекса конструктивности в этой группе оказалось равным 1,231+0,065. Согласно результатам теста Хобфолла, наиболее часто подростки данной группы используют стратегии поиска социальной поддержки, осторожные действия и вступление в социальный контакт. Данные стратегии не являются эффективными, но, в то же время, они не являются деструктивными или опасными для самого подростка.
Во второй исследуемой группе среднее значение показателя ассертивного поведения составил 17,77+1,056,медиана показателя вступления в социальный контакт – 16+1,38, а среднее значение показателя поиска социальной поддержки составило 19,4+0,918, показателя осторожных действий – 16,55+1,111, медиана значений показателя импульсивных действий оказалась равной 15,5+1,227, среднее значение показателя избегания - 16,07+1,082, медиана показателя манипулятивных действий составила 13+1,112, среднее значение показателя асоциальных действий составило в данной исследуемой группе 17,93+0,995, агрессивных действий – 16,05+1,104. Медиана значений индекса конструктивности составила в этой группе подростков 1,04+0,078. Наиболее часто подростки, проживающие вне зоны военных действий используют стратегию поиска социальной поддержки, ассертивные действия. Тревогу вызывает довольно высокий показатель копинга асоциальных действий. Такая стратегия является крайне неэффективной в преодолении трудностей (рис.3.2).
Рис. 2.2 Количественная характеристика копинг-стратегий, используемых подростками обеих исследуемых групп
При статистической обработке данных теста Хобфолла установлено, что подростки, проживающие в зоне военного конфликта достоверно меньше используют ассертивное поведение в трудной жизненной ситуации (р=0,003), но достоверно больше ищут социальной поддержки (р*=0,013), в стрессовой ситуации подросткам первой группы более свойственны осторожные действия и манипулятивные действия (р<0,001 и р*=0,017 соответственно), но при этом, респонденты данной группы достоверно меньше используют стратегию асоциальных действий (р=0,007). При этом. Индекс конструктивности достоверно не отличается в обеих группах подростков, что говорит о том, что подростки обеих групп одинаково часто используют и конструктивные, и неконструктивные стратегии.
В настоящее время существуют две равно принятые модели (ни одна из них не считается достаточно подтвержденной эмпирически). Согласно первой, становление, развитие личности или индивидуация делают копинг-поведение более успешным, совершенствуя его стратегии.
Другая - феноменологическая, ситуационная модель - утверждает, что не бывает «хороших, зрелых» или «плохих, незрелых» копинг-стратегий. Они должны оцениваться исходя из контекста и требований стрессовой ситуации. Возраст может влиять на оценку стресса личностью и выбор копинг-стратегии, но взросление не является главной детерминантой адаптивного поведения и эффективного совладания со стрессом. Методология исследования копинг-поведения в рамках первой модели считает продуктивным сравнивать группы испытуемых, принадлежащих разным поколениям. Обсуждается влияние так называемого эффекта когорты. Индивиды, принадлежащие к одной возрастной группе (когорте), имеют много общих черт вследствие воспитания в одном и том же педагогическом пространстве, переживания одних и тех же трудностей, влияющих на их эмоциональные и физические ресурсы. Согласно «эффекту когорты», представители разных поколений должны выбирать разные стратегии совладания. Эти данные открывают перспективу для дальнейших исследований в данной области.
ВЫВОДЫ
Несмотря на большое количество публикаций, посвященных изучению копинг-поведения, литературы, посвященной изучению ведущих стратегий совладания подростков, проживающих в зоне социальных, техногенных катастроф или имеющих отклоняющееся развитие, оказалось совершенно недостаточно.
По данным теста Лазаруса ведущими копинг-стратегиями подростков первой исследуемой группы оказались стратегии положительной переоценки, конфронтационного копинга и самоконтроля, второй исследуемой группы – стратегии положительной переоценки, поиска социальной поддержки и самоконтроля.
При проведении статистического сравнения полученных результатов установлено, что подростки первой исследуемой группы достоверно больше используют стратегию конфронтационного копинга (63+1,464%), стратегию самоконтроля (57+1,808%), копинг положительной переоценки (64,67+1,63%) и копинг поиска решения проблемы (56,5+1,847%). Однако подростки, проживающие вне зоны военных действий, достоверно больше используют стратегию бегства избегания (52,27+1,879%). Числовые характеристики других копинг-стратегий достоверно не отличаются в обеих исследуемых группах.
По данным теста Хобфолла подростки первой исследуемой группы наиболее часто используют стратегии поиска социальной поддержки, осторожные действия и вступление в социальный контакт. Данные стратегии не являются эффективными, но, в то же время, они не являются деструктивными или опасными для самого подростка. Подростки второй группы чаще всего используют стратегии поиска социальной поддержки, ассертивные действия. Тревогу вызывает довольно высокий показатель копинга асоциальных действий. Такая стратегия является крайне неэффективной в преодолении трудностей
Подростки, проживающие в зоне военного конфликта, достоверно меньше используют ассертивное поведение (13,63+0,871 балла), но достоверно больше ищут социальной поддержки (24,5+1,168 балла), в стрессовой ситуации подросткам первой группы более свойственны осторожные действия и манипулятивные действия (21,95+0,85 балла и 17+1,324 баллов соответственно), но при этом, респонденты данной группы достоверно меньше используют стратегию асоциальных действий (14,32+0,821 балла). Индекс конструктивности достоверно не отличается в обеих группах подростков, что говорит о том, что подростки обеих групп одинаково часто используют и конструктивные, и неконструктивные стратегии.
На классных часах в МОУ «Лицей №12 г. Донецка» были проведены тематические беседы по вопросу преодоления трудных жизненных ситуаций подростками.
Гипотеза исследования подтвердилась частично: несмотря на то, что существуют достоверные отличия в частоте использования тех или иных стратегий, общий индекс конструктивности в обеих исследуемых группах достоверно не отличается, то есть одинаково часто подростками, проживающими в зоне военного конфликта и вне ее, используются как конструктивные, так и неконструктивные стратегии.
Список литературы
Баштова И. П. Копинг-стратегии подростков с разным типом психического развития // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 768-770. — URL https://moluch.ru/archive/131/36260/ (дата обращения: 13.05.2018).
Белинская Е.П. Совладание как социально-психологическая проблема // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2009. № 1. Вып. 3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psystudy.ru/index.php/num/ 2009n1-3/54-belinskaya3
Беленкова, Л. Ю. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности на копинг-поведение подростков в трудных жизненных ситуациях / Л. Ю. Беленкова // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. – 2015. – № 4 (29). – С. 20–25.
Вербрюгген А.А. Защитные механизмы и копинг-стратегии у детей с двигательными нарушениями и их родителей: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2008. 13 с.
Гаспарян Х. В. Возрастно-психологические особенности переживания трудных жизненных событий на примере армянских детей и подростков, переживших землетрясение и военные действия. Автореф. на соиск. уч. степени кандидата психологических наук, - Москва, 2005 г
Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2000. 282 C.
Крюкова Т.Л. Совладающее с трудностями поведение в семье//В.М. Бехтерев и современная психология/ Под. ред. Л.М. Попова. Казань: Изд-во «Центр информационных технологий» Вып. 3. Т.2 С. 391-399
Крюкова Т.Л, О диагностике совладающего (копинг) поведения современной молодежи // Психология на рубеже веков. — Тула, 2000. — С. 48-51.
Маракушина И.Г. Зайцева Е.С. Психологический анализ копинг-стратегий у подрост- ков с детским церебральным параличом [Электронный ресурс]. Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. // Электронный научный журнал URL: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=13198 (дата обращения: 20.01.2016).
Прохоров А. О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. М.: ПЕР СЭ. 2005. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10, № 3. С. 160–169.
Черемисина, Д.С. Результаты выявления и профилактики социальнно-психологической дезадаптации у подростков / Д.С. Черемисина // Реабилитация и профилактика-2014: Сборник материалов научной конференции. – М.: Изд-во Первого Московского государственного университета имени И.М. Сеченова, 2014.
Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N.Y.: Springer Publishing Company, 1984. 186 P.
Приложение А
Опросник Лазаруса
Вам предлагается 50 утверждений, касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Обведите в строке с утверждением тот вариант, который наиболее часто проявляются у Вас в поведении.
№ |
Оказавшись в трудной ситуации, я... |
Никогда |
Редко |
Иногда |
Часто |
1 |
...сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше, – на следующем шаге |
0 |
1 |
2 |
3 |
2 |
...начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное – делать хоть что-нибудь |
0 |
1 |
2 |
3 |
3 |
...пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
...говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации |
0 |
1 |
2 |
3 |
5 |
...критиковал и укорял себя |
0 |
1 |
2 |
3 |
6 |
...пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все как есть |
0 |
1 |
2 |
3 |
7 |
...надеялся на чудо |
0 |
1 |
2 |
3 |
8 |
...смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет |
0 |
1 |
2 |
3 |
9 |
...вел себя, как будто ничего не произошло |
0 |
1 |
2 |
3 |
10 |
...старался не показывать своих чувств |
0 |
1 |
2 |
3 |
11 |
...пытался увидеть в ситуации что-то положительное |
0 |
1 |
2 |
3 |
12 |
...спал больше обычного |
0 |
1 |
2 |
3 |
13 |
...срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы |
0 |
1 |
2 |
3 |
14 |
...искал сочувствия и понимания у кого-нибудь |
0 |
1 |
2 |
3 |
15 |
...испытывал потребность выразить себя творчески |
0 |
1 |
2 |
3 |
16 |
...пытался забыть все это |
0 |
1 |
2 |
3 |
17 |
...обращался за помощью к специалистам |
0 |
1 |
2 |
3 |
18 |
...менялся или рос как личность в положительную сторону |
0 |
1 |
2 |
3 |
19 |
...извинялся или старался все загладить |
0 |
1 |
2 |
3 |
20 |
...составлял план действий |
0 |
1 |
2 |
3 |
21 |
...старался дать какой-то выход своим чувствам |
0 |
1 |
2 |
3 |
22 |
...понимал, что сам вызвал эту проблему |
0 |
1 |
2 |
3 |
23 |
...набирался опыта в этой ситуации |
0 |
1 |
2 |
3 |
24 |
...говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации |
0 |
1 |
2 |
3 |
25 |
...пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами |
0 |
1 |
2 |
3 |
26 |
...рисковал напропалую |
0 |
1 |
2 |
3 |
27 |
...старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву |
0 |
1 |
2 |
3 |
28 |
...находил новую веру во что-то |
0 |
1 |
2 |
3 |
29 |
...вновь открывал для себя что-то важное |
0 |
1 |
2 |
3 |
30 |
...что-то менял так, что все улаживалось |
0 |
1 |
2 |
3 |
31 |
...в целом избегал общения с людьми |
0 |
1 |
2 |
3 |
32 |
...не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться |
0 |
1 |
2 |
3 |
33 |
...спрашивал совета у родственника или друга, которого уважал |
0 |
1 |
2 |
3 |
34 |
...старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела |
0 |
1 |
2 |
3 |
35 |
...отказывался воспринимать это слишком серьезно |
0 |
1 |
2 |
3 |
36 |
...говорил о том, что я чувствую |
0 |
1 |
2 |
3 |
37 |
...стоял на своем и боролся за то, чего хотел |
0 |
1 |
2 |
3 |
38 |
...вымещал это на других людях |
0 |
1 |
2 |
3 |
39 |
...пользовался прошлым опытом – мне приходилось уже попадать в такие ситуации |
0 |
1 |
2 |
3 |
40 |
...знал, что надо делать, и удваивал свои усилия, чтобы все наладить |
0 |
1 |
2 |
3 |
41 |
...отказывался верить, что это действительно произошло |
0 |
1 |
2 |
3 |
42 |
...давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому |
0 |
1 |
2 |
3 |
43 |
...находил пару других способов решения проблемы |
0 |
1 |
2 |
3 |
44 |
...старался, чтобы мои эмоции не слишком мешали мне в других делах |
0 |
1 |
2 |
3 |
45 |
...что-то менял в себе |
0 |
1 |
2 |
3 |
46 |
...хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось |
0 |
1 |
2 |
3 |
47 |
...представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться |
0 |
1 |
2 |
3 |
48 |
...молился |
0 |
1 |
2 |
3 |
49 |
..прокручивал в уме, что мне сказать или сделать |
0 |
1 |
2 |
3 |
50 |
...думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь, и старался |
0 |
1 |
2 |
3 |
Конфронтационный копинг – пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37.
Дистанцирование – пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35.
Самоконтроль – пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.
Поиск социальной поддержки – пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36.
Принятие ответственности – пункты: 5, 19, 22, 42.
Бегство-избегание – пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.
Планирование решения проблемы – пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43.
Положительная переоценка – пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.
1. Подсчитайте баллы, суммируя по каждой субшкале:
никогда – 0 баллов;
редко – 1 балл;
иногда – 2 балла;
часто – 3 балла.
2. Вычислите по формуле: X = сумма баллов / max балл × 100.
Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы – 2, 3, 13, 21, 26, 37 и т. д. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый, – 3, а по всем вопросам субшкалы – максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов:
– это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.
3. Можно определить проще, по суммарному баллу:
0–6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;
7–12 – средний, адаптационный потенциал личности в пограничном состоянии;
13–18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.
Приложение Б
Опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (SACS)»
C. Хобфолла
Инструкция: «Вам предлагаются 54 утверждения относительно поведения в напряженных (стрессовых ситуациях). Оцените, пожалуйста, как Вы лично поступаете в данных случаях. Для этого на бланке ответов поставьте цифру от 1 до 5, которая наиболее соответствует вашим действиям.
Если утверждение полностью описывает ваши действия или переживания, то рядом с номером вопроса поставьте 5. Если утверждение совершенно не подходит к вам, тогда поставьте 1.
1- нет, это совсем не так; 2- скорее нет, чем да; 3 – затрудняюсь ответить;4- скорее да, чем нет; 5- да, совершенно верно.
Текстовый материал
1. В любых сложных ситуациях вы не сдаетесь 1 2 3 4 5
2. Объединяетесь вместе с другими людьми, чтобы разрешить ситуацию 1 2 3 4 5
3. Советуетесь с друзьями или близкими о том, что бы они сделали, оказавшись в вашем положении 1 2 3 4 5
4. Вы всегда очень тщательно взвешиваете возможные варианты решений (лучше быть осторожным, чем подвергать себя риску) 1 2 3 4 5
5. Вы полагаетесь на свою интуицию 1 2 3 4 5
6. Как правило, Вы откладываете решение возникшей проблемы в надежде, что она разрешится сама 1 2 3 4 5
7. Стараетесь держать все под контролем, хотя и не показываете этого другим 1 2 3 4 5
8. Вы полагаете, что иногда необходимо действовать быстро и решительно, чтобы застать других врасплох 1 2 3 4 5
9. Решая неприятные проблемы, выходите из себя и можете наломать немало дров 1 2 3 4 5
10. Когда кто-либо из близких поступает с Вами несправедливо, Вы пытаетесь, вести себя так, чтобы они почувствовали, что Вы расстроены или обижены 1 2 3 4 5
11. Стараетесь помочь другим при решении ваших общих проблем 1 2 3 4 5
12. Не стесняетесь при необходимости обращаться к другим людям за помощью и поддержкой 1 2 3 4 5
13. Без необходимости не выкладываетесь полностью, предпочитая экономить свои силы
1 2 3 4 5
14. Вы часто удивляетесь, что наиболее правильным является то решение, которое первым пришло в голову 1 2 3 4 5
15. Иногда предпочитаете заняться чем угодно, лишь бы забыть о неприятном деле, которое нужно делать 1 2 3 4 5
16. Для достижения своих целей Вам часто приходится подыгрывать другим или подстраиваться под других людей ( несколько кривить душой) 1 2 3 4 5
17. В определенных ситуациях Вы ставите свои личные интересы превыше всего, даже если это пойдет во вред другим 1 2 3 4 5
18. Как правило, препятствия для решения Ваших проблем или достижения желаемого сильно выводят Вас из себя, можно сказать, что они просто бесят Вас. 1 2 3 4 5
19. Вы считаете, что в сложных ситуациях лучше действовать самому, чем ждать, когда ее будут решать другие 1 2 3 4 5
20. Находясь в трудной ситуации, Вы раздумываете о том, как бы поступили в этом случае другие люди 1 2 3 4 5
21. В трудные минуты для Вас очень важна эмоциональная поддержка близких людей
1 2 3 4 5
22. Считаете, что во всех случаях лучше семь раз отмерить, прежде чем отрезать. 1 2 3 4 5
23. Вы часто проигрываете из-за того, что не полагаетесь на свои предчувствия 1 2 3 4 5
24. Вы не тратите свою энергию на разрешение того, что возможно, само по себе рассеется 1 2 3 4 5
25. Позволяете другим людям думать, что они могут повлиять на Вас, но на самом деле Вы – крепкий орешек и никому не позволяете манипулировать собой. 1 2 3 4 5
26. Считаете, что полезно демонстрировать свою власть и превосходство для укрепления своего авторитета 1 2 3 4 5
27. Вас можно назвать вспыльчивым человеком 1 2 3 4 5
28. Вам бывает достаточно трудно ответить отказом на чьи-либо требования и просьбы
1 2 3 4 5
29. Вы полагаете, что в критических ситуациях лучше действовать сообща с другими.
1 2 3 4 5
30. Вы считаете, что на душе может стать легче, если поделиться с другими своими переживаниями 1 2 3 4 5
31. Ничего не принимаете на веру, так как полагаете, что в любой ситуации могут быть «подводные камни». 1 2 3 4 5
32. Ваша интуиция Вас никогда не подводит. 1 2 3 4 5
33. В конфликтной ситуации убеждаете себя и других, что проблема не стоит и выеденного яйца 1 2 3 4 5
34. Иногда Вам приходится немного манипулировать людьми (решать свои проблемы, невзирая на интересы других) 1 2 3 4 5
35. Бывает очень выгодно поставить другого человека в неловкое и зависимое положение
1 2 3 4 5
36. Вы считаете, что лучше решительно дать отпор тем, кто не согласен с вашим мнением, чем тянуть кота за хвост. 1 2 3 4 5
37. Вы легко и спокойно можете защитить себя от несправедливых действий со стороны других, в случае необходимости сказать « нет» в ситуации эмоционального давления.
1 2 3 4 5
38. Вы считаете, что общение с другими людьми обогатит Ваш жизненный опыт 1 2 3 4 5
39. Вы полагаете, что поддержка других людей очень помогает Вам в трудных ситуациях 1 2 3 4 5
40. В трудных ситуациях Вы долго готовитесь и предпочитаете сначала успокоиться, а потом уже действовать. 1 2 3 4 5
41. В сложных ситуациях лучше следовать первому импульсу, чем долго взвешивать возможные варианты 1 2 3 4 5
42. По возможности избегаете решительных действий, требующих большой напряженности и ответственности за последствия 1 2 3 4 5
43. Для достижения своих заветных целей не грех и немного полукавить 1 2 3 4 5
44. Ищите слабости других людей и используете их со своей выгодой 1 2 3 4 5
45. Грубости и глупости других людей часто приводят Вас в ярость ( выводят Вас из себя). 1 2 3 4 5
46. Вы испытываете неловкость, когда Вас хвалят и говорят комплименты 1 2 3 4 5
47. Считаете, что совместные усилия с другими, принесут больше пользы в любых ситуациях (при решении любых задач) 1 2 3 4 5
48. Вы уверены, что в трудных ситуациях Вы всегда найдете понимание и сочувствие со стороны близких людей 1 2 3 4 5
49. Вы полагаете, что во всех случаях нужно следовать принципу «тише едешь, дальше будешь» 1 2 3 4 5
50. Действие под влиянием первого порыва всегда хуже, чем трезвый расчет 1 2 3 4 5
51. В конфликтных ситуациях предпочитаете найти какие-либо важные и неотложные дела, позволяя другим заняться решением проблемы или надеясь, что время все расставит на свои места. 1 2 3 4 5
52. Вы полагаете, что хитростью можно добиться порою больше, чем действуя напрямую 1 2 3 4 5
53. Цель оправдывает средства. 1 2 3 4 5
54. В значимых и конфликтных ситуациях Вы бываете агрессивны 1 2 3 4 5
Субшкала |
Номера утверждений |
Результат в баллах |
1.Ассертивные действия |
1,10,19,28*,37,46* |
20 |
2.Вступление в социальный контакт |
2,11,20,29,38,47 |
25 |
3.Поиск социальной поддержки |
3,12,21,30,39,48 |
22 |
4.Осторожные действия |
4,13,22,31,40,49 |
17 |
5.Импульсивные действия |
5,14,23,32,41,50* |
18 |
6.Избегание |
6,15,24,33,42,51 |
19 |
7.Непрямые действия |
7,16,25,34,43,52 |
23 |
8.Ассоциальные действия |
8,17,26,35,44,53 |
17 |
9.Агрессивные действия |
9,18,27,36,45,54 |
19 |
Примечание «*» обозначены обратные вопросы (ответы подсчитываются в обратном порядке).
Для интерпретации индивидуальных особенностей преодолевающего поведения данные конкретного реципиента сопоставляются с данными, представленными в таблице. Данные реципиента выделены в таблице жирным курсивом.
№П/П |
Стратегии преодоления |
Модель поведения (действия) |
Степень выраженности преодолевающих моделей |
||
низкая |
средняя |
высокая |
|||
1 |
Активная |
Ассертивные (уверенные) |
6-17 |
18-22 |
23-30 |
2 |
Просоциальая |
Вступление в социальный контакт |
6-21 |
22-25 |
26-30 |
3 |
Просоциальная |
Поиск социальной поддержки |
6-19 |
20-24 |
25-30 |
4 |
Пассивная |
Осторожные действия |
6-17 |
18-23 |
24-30 |
5 |
Прямая |
Импульсивные |
6-15 |
16-19 |
20-30 |
6 |
Пассивная |
Избегание |
6-12 |
13-17 |
18-30 |
7 |
Непрямая |
Манипулятивные действия |
6-16 |
17-23 |
24-30 |
8 |
Асоциальная |
Жесткость, ценичность |
6-14 |
15-19 |
20-30 |
9 |
Асоциальная |
Агрессивные действия(давление, отказ от поиска альтернативных действий) |
6-13 |
14-18 |
19-30 |
Оценка общего индекса конструктивности стратегий преодолевающего поведения (ИК)
ИК рассчитывается для определения степени конструктивности поведения.
ИК=АП:ПА
АП – сумма показателей субшкал 1,2,3
ПА – сумма показателей субшкал 6,8,9
Конструктивная стратегия является «здоровым» и активным преодолением, а в совокупности с положительным использованием социальных ресурсов (контактов) повышает стрессоустойчивость человека.
ИК < 0,85 – низкая конструктивность
ИК = {0,86 – 1,1} – средняя конструктивность
ИК > 1,1 – высокая конструктивность
ИК=67:55=1,2 – высокая конструктивность.