Гендерные различия по доминантной модальности восприятия

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Гендерные различия по доминантной модальности восприятия

Герасимов А.С. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 2»
Демина О.В. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 2»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация

Работа посвящена исследованию психологических различий мальчиков и девочек на примере восприятия информации.

Читая афоризмы и поговорки о различиях мужчин и женщин, мне захотелось разобраться, обоснованны они, или это всего лишь слова? Одна из поговорок гласит: «Женщина любит ушами, а мужчина глазами» [1]. Она говорит о том, что мужчины и женщины воспринимают поступающую информацию по-разному. Я решил выяснить, какие существуют в психологии каналы восприятия, и какие из них свойственны в большинстве мужчинам, а какие – женщинам.

Цель исследования: изучение различий мужского и женского восприятия.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу и интернет-ресурсы по данному вопросу;

2. Собрать данные по методике (провести тестирование респондентов);

3. Обработать и проанализировать полученные результаты и определить: особенности восприятия информации у мальчиков и девочек разного школьного возраста и сделать выводы.

Объект исследования: мальчики и девочки 2, 6 классов, юноши и девушки 10 классов.

Предмет исследования: восприятие.

Гипотеза: Мы предположили, что доминантная модальность восприятия человека зависит от его возраста и пола.

Методы исследования:

Теоретические, такие как анализ и синтез информации.

Практические: наблюдения, анкетирования, сравнения.

Математические: статистический анализ и обработка данных, визуализация данных (построение таблиц, диаграмм).

Исследование проводилось среди учащихся 2,6,10 классов МАОУ «СОШ №2» с сентября 2017 года по март 2018 года.

Гендерные различия по доминантной модальности восприятия

Герасимов Артур Сергеевич

Российская Федерация, Тюменская область, город Заводоуковск
МАОУ «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №2», 11 класс

Научная статья.

Что такое восприятие. О модальностях восприятия.

Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств [А.Маклаков, 2].

Суть этого процесса состоит в отражении реально существующего мира. Человек живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, чтобы человек не воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.

Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать в пределах одной модальности, так и в пределах нескольких модальностей.

Восприятие знакомых предметов происходит очень быстро – человеку достаточно определить 2-3 воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению. Однако при восприятии новых и незнакомых предметов узнавание их протекает гораздо сложнее и в более развернутых формах. Полное восприятие таких предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, при которой выделяются одни, существенные, признаки, тормозятся другие, несущественные, и воспринимаемые признаки объединяются в одно осмысленное целое.

Известны пять основных способов, с помощью которых люди воспринимают мир. Мы можем видеть, слышать, чувствовать, нюхать и пробовать на вкус. В нашем мозгу сенсорная (полученная органами чувств) информация трансформируется в некоторое представление или модель. Эти индивидуальные модели называются модальностями восприятия и переработки информации. В первую очередь мир воспринимается зрительно, на слух и в тактильных ощущениях. Остальные сенсорные каналы – обоняние и вкус представляют собой редко применяемые способы получения информации о мире. Модальность, которая и используется чаще, чем другие, называется доминантной или ведущей модальностью.

"...восприятие представляет собой непосредственно-чувственное отражение действительности..." [3] Мы все с рождения наделены способностью к восприятию окружающего нас мира через зрение, слух, обоняние, а также вкусовую и тактильную чувствительность. Однако человек не может воспринимать информацию извне одинаково хорошо всеми пятью органами чувств. У каждого из нас способность к восприятию через какой-то орган чувств значительно выше, чем через все остальные. И, в зависимости от такого преобладания, различается манера поведения человека, черты его характера и т. п.

Исходя из этого, всех людей можно разделить на три типа, в зависимости от преобладания у них того или иного способа восприятия окружающего мира: аудиалы, визуалы и кинестетики [11].

Особенности восприятия информации аудиалом, визуалом, кинестетиком.

Остановимся более подробно на характеристике каждого из названных типов.

Аудиалы.

Для аудиалов восприятие различных звуков – первично. Они с лёгкостью улавливают смысл фраз и текстов, произносимых вслух и без визуального сопровождения. Однако у аудиалов возникают трудности при восприятии и запоминании лиц и предметов, в отличие от звуков и голосов людей – достаточно будет однажды услышать какой-то звук и он надолго «осядет» в памяти аудиала. Можно сказать, что такие личности живут в мире мелодий, ритмов и звуков. Вступая в диалог с собеседником, аудиалы находятся от него на близком расстоянии, чтобы точно уловить интонацию говорящего. Нередко в своём разговоре они используют такие слова, как «тихий», «звучать», «громкий», «кричать», «послушай» и т. д. Также нередко и употребление аудиалами таких фраз, как:

«послушайте, что я скажу»;

«рад тебя слышать»;

«меня раздражает этот звук»;

«звучит заманчиво»;

«что значит этот загадочный тон»;

«ваша идея звучит замечательно».

Аудиалам нравится слушать музыку, приносит удовольствие пение, даже если они просто напевают что-то вслух. Поэтому человек такого типа выбирает профессию композитора, музыканта, психолога или лектора.

Визуалы.

Для этого типа первостепенно восприятие через органы зрения. Визуал воспринимает окружающий мир, в большинстве своём, опираясь именно на зрительные образы. Это связано с тем, что у визуалов наиболее развита зрительная память. Они, в отличие от аудиалов, во время разговора стараются находиться от собеседника на расстоянии, чтобы иметь возможность рассмотреть его внешний вид, одежду, черты лица.

Кроме того, визуалы и сами отличные рассказчики, так как легко могут пересказать увиденное событие, представленную картину и т.д. Посторонний шум им совершенно не мешает, они легко концентрируют своё внимание на визуальном описании чего-либо: схемах, картинках, таблицах, диаграммах.

В своей речи они, зачастую, используют слова «взгляни», «яркий», «отчётливо», «видеть», «посмотри», «я вижу», а также, например, такие фразы как:

«С моей точки зрения»;

«Без тени сомнения»;

«Это стоит у меня перед глазами»;

«Мне кажется»;

«Предстать в выгодном свете»;

«Обрисуйте мне ситуацию»;

«Смутная идея»;

«Красивые слова».

Кинестетики.

Кинестетик - это человек чувств и ощущений, его восприятие мира – наощупь, то есть при помощи движений и посредством обоняния, осязания. Кинестетики характеризуются тем, что осуществляют глубокое дыхание через живот, а не через грудь.

Кинестетик – это, в первую очередь, человек действия. Чтобы изучить что-либо, им необходимо применить это на практике для лучшего восприятия информации. Если кинестетику нужно изучить инструкцию по применению какой-то вещи, то он поспешит однажды опробовать её на практике, чем будет перечитывать её содержание много раз. Но это вовсе не означает, что представители такого типа чересчур подвижны, им так проще познавать окружающий мир.

У кинестетиков очень хорошо развита мышечная память, поэтому они быстро запоминают разные двигательные действия, им легко даются такие виды спорта, как плаванье, велоезда.

Для человека – кинестетика характерны следующие выражений:

«вступить в контакт»;

«я чувствую»;

«изменить к лучшему»;

«улавливать что-либо»;

«рука об руку»;

«прочная основа»;

«управлять собой»;

«сохранять спокойствие»;

«мы совсем близко подошли к решению проблемы».

Доминирующая модальность восприятия может меняться в течение жизни.

Гендерные различия по доминантной модальности восприятия

Герасимов Артур Сергеевич

Российская Федерация, Тюменская область, город Заводоуковск
МАОУ «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 2», 11 класс

Практическая часть.

За последние годы появилось много исследований, посвящённых различиям между мужчинами и женщинами.

Мы решили исследовать данные различия по особенностям восприятия информации, ведущему каналу восприятия.

Для исследования был выбран тест«Аудиал, визуал, кинестетик» (методика на восприятие С. Ефремцева) (Приложение II, III).

Первая выборка составила 80 человек в возрасте 7-8 лет, из них мальчики – 40, девочки – 40 (таблица 1).

В результате тестирования были выявлены следующие особенности восприятия мальчиков и девочек младшего школьного возраста.

Таблица 1

пол

аудиал

визуал

кинестетик

мужской

8

5

27

женский

4

12

24

Вторая выборка составила 80 человек в возрасте 12-13 лет, из них мальчики – 40, девочки -40 (таблица 2).

В результате тестирования были выявлены следующие особенности восприятия мальчиков и девочек среднего школьного возраста.

Таблица 2

пол

аудиал

визуал

кинестетик

мужской

1

21

8

женский

22

11

7

Выборка составила 80 человек в возрасте 16-17 лет, из них юношей – 40, девушек – 40 (таблица 3).

В результате проведенного исследования были выявлены следующие особенности восприятия у юношей и девушек в старшем школьном возрасте.

Таблица 3

пол

аудиал

визуал

кинестетик

мужской

15

19

6

женский

9

11

20

Гендерные различия по доминантной модальности восприятия

Герасимов Артур Сергеевич

Российская Федерация, Тюменская область, город Заводоуковск
МАОУ «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 2», 11 класс

Выводы

Наша гипотеза в ходе исследования подтвердилась:

а). В начальной школе у обоих полов преобладает кинестетическое восприятие;

б). В среднем звене у мальчиков преобладающими являются визуалы, а у девочек аудиалы;

в). В старшем звене у мальчиков всё так же сохраняется преобладание визуального восприятия, а у девочек возвращается преобладание кинестетического восприятия.

2. У детей младшего школьного звена ведущие каналы восприятия являются идентичными. В то же время у среднего и старшего звена они различны. Из этого следует, что личность в плане восприятия начинает формироваться ближе к пубертатному периоду.

3. Доминантная модальность восприятия может в течении жизни меняться.

Хотя и существует много свойств, присущих как мальчикам, так и девочкам, данное исследование показало, что представители обоих полов отличаются друг от друга по изученным личностным и индивидуальным особенностям.

Мальчики и девочки различны не только по физическим показателям, но и по психологическим. Проведённые нами исследования доказывают, что народные пословицы и поговорки отражают жизненные выводы многих поколений людей.

Мальчики и девочки воспринимают мир по-разному. Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека. Многие считают, что эти различия связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма. Идея противоположности мужского и женского начал встречается в мифах и традициях всех известных обществ. Она закреплена в разнообразных социальных институтах (таких, как семья, армия, воспитательные учреждения, право). Но факт телесного несходства мужчин и женщин еще не говорит о том, что именно отсюда происходят и все наблюдаемые различия между ними. Ведь помимо конституциональной стороны эти различия имеют социокультурный контекст: они отражают то, что в данное время и в данном обществесчитается свойственным мужчине, а что – женщине.

После нашего исследования у меня возникли новые вопросы: возможен ли гендерный подход в системе нашего образования, возможно ли применение знаний о ведущих модальностях учителями на уроках. Разговаривая с педагогами, на чьих классах велось тестирование, выяснилось, что учителям оказались интересны результаты наших исследований. В связи с чем, мы разработали советы в виде памятки (Приложение IV).

Библиографический список

mislynet: интернет портал [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mislynet.ru/poslovitsy/poslovitsy-pro-zhenschin-i-muzhchin/ Дата обращения 23.08.2018

Маклаков А. Общая психология. Питер, 2001

Величковский, Б.М., Психология восприятия / Зинченко В.П., Лурия А.Р.– М.: МГУ, 1973.

Восприятие. Механизмы и модели. М.: «МИР», 1974.

Дусказиева, Ж.Г. Гендерная психология: учебное пособие / Ж.Г. Дусказиева; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. –Красноярск, 2010. – 108 с.

Леонтьева, А.Н.Восприятие и деятельность. /Под ред. А.Н. Леонтьевой. М.: МГУ, 1976.-276с.

Лурия, А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М. 1974.-182с.

Ротенберг, В.С., Бондаренко, С.М. Мозг. Обучение. Здоровье./ Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. – М.: Просвещение,1988. – 239 с.

Рубинштейн,С.Л. Исследования по психологии восприятия. /Под ред. С.Л. Рубинштейна. М.-Л., АН СССР, 1948.

Станкин, М.И. Психология общения: курс лекций. Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "Модэк",2000.

Т. Д. Марцинковская, Т. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко и др.. Психология развития : учебник для студ. высш. психол. учеб. заведений / под ред. Т. Д. Марцинковской. (3-е изд., стер.). - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 528 с.

Приложение I

Мужчине что не скажешь - в одно ухо влетает, из другого вылетает, а женщине - в оба уха влетает, а изо рта вылетает.

Словенская пословица

Женские слёзы ничего не стоят, но много значат.

Португальская пословица

Женщины держат в тайне то, о чём они не знают.

Эстонская пословица

В компании мужчины слушают друг друга, а женщины следят друг за другом.

Латышская пословица

Приложение II

Тест «Аудиал, визуал, кинестетик»

(диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева / методика на восприятие).

пол

возраст

   

Инструкция к тесту.

Прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак "+", если Вы согласны с данным утверждением, и знак "-", если не согласны.

Тестовый материал (вопросы).

1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.

2. Часто напеваю себе потихоньку.

3. Не признаю моду, которая неудобна.

4. Люблю ходить в сауну.

5. В автомашине цвет для меня имеет значение.

6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение.

7. Меня развлекает подражание диалектам.

8. Внешнему виду придаю серьезное значение.

9. Мне нравится принимать массаж.

10. Когда есть время, люблю наблюдать за людьми.

11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.

12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет хорошо в ней.

13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.

14. Люблю читать во время еды.

15. Люблю поговорить по телефону.

16. У меня есть склонность к полноте.

17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.

18. После плохого дня мой организм в напряжении.

19. Охотно и много фотографирую.

20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.

21. Легко могу отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.

22. Вечером люблю принять горячую ванну.

23. Стараюсь записывать свои личные дела.

24. Часто разговариваю с собой.

25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.

26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке.

27. Придаю значение манере одеваться, свойственной другим.

28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.

29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука.

30. Мне нелегко найти удобную обувь.

31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы.

32. Даже спустя годы могу узнать лица, которые когда-либо видел.

33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.

34. Люблю слушать, когда говорят.

35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать.

36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.

37. У меня неплохая стереоаппаратура.

38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой.

39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.

40. Не выношу беспорядок.

41. Не люблю синтетических тканей.

42. Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения.

43. Часто хожу на концерты.

44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности.

45. Охотно посещаю галереи и выставки.

46. Серьезная дискуссия – это интересно.

47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.

48. В шуме не могу сосредоточиться.

Ключ к тесту аудиал, визуал, кинестетик.

• Визуальный канал восприятия: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.

• Аудиальный канал восприятия: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.

• Кинестетический канал восприятия: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.

Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия) :

• 13 и более – высокий;

• 8-12 – средний;

• 7 и менее – низкий.

Интерпретация результатов:

Подсчитайте, количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов "да" ("+"). Это Ваш тип ведущей модальности. Это ваш главный тип восприятия.

Визуал. Часто употребляются слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Например: “не видел этого”, “это, конечно, проясняет все дело”, “заметил прекрасную особенность”. Рисунки, образные описания, фотографии значат для данного типа больше, чем слова. Принадлежащие к этому типу люди моментально схватывают то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок.

Кинестетик. Тут чаще в ходу другие слова и определения, например: “не могу этого понять”, “атмосфера в квартире невыносимая”, “ее слова глубоко меня тронули”, “подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь”. Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.

Аудиал. “Не понимаю что мне говоришь”, “это известие для меня…”, “не выношу таких громких мелодий” – вот характерные высказывания для людей этого типа; огромное значение для них имеет все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты.

Приложение III

Тест аудиал, визуал, кинестетик

(диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева Адаптирован для диагностики младших школьников)

Ваш пол

Мужской

Женский

Инструкция к тесту.

Прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак "+", если Вы согласны с данным утверждением, и знак "-", если не согласны.

Утверждения

«Да»

«Нет»

1

Люблю наблюдать за облаками и звездами.

 

2

Часто напеваю себе потихоньку.

 

3

Не признаю одежду, которая мне неудобна.

 

4

Люблю ходить в бассейн

 

5

Цвет моей авторучки, сумки, пенала для меня не имеет значения.

 

6

Узнаю по шагам, кто вошел в помещение.

 

7

Меня развлекает подражание диалектам, разница в произношении слов жителями разных областей.

 

8

Внешнему виду я придаю серьезное значение.

 

9

Мне нравится гладить кошку, собаку.

 

10

Когда есть время, люблю наблюдать за людьми.

 

11

Плохо себя чувствую, когда нет возможности подвигаться.

 

12

Когда вижу новую одежду в магазине, всегда , знаю, что мне подойдет.

 

13

Когда слышу знакомую мелодию, обычно легко вспоминаю, при каких обстоятельствах слышал её в первый раз.

 

14

Люблю читать во время еды.

 

15

Люблю поговорить по телефону.

 

16

У меня есть склонность к полноте, если много ем.

 

17

Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.

 

18

После тяжёлого дня мой организм в напряжении.

 

19

Охотно и много фотографирую.

 

20

Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.

 

21

Легко могу потратить деньги на красивые, но не очень нужные вещи, потому что они украшают жизнь.

 

22

Вечером люблю принять горячую ароматную ванну.

 

23

Стараюсь записывать свои личные дела, чтобы не забыть и не запутаться.

 

24

Часто разговариваю с собой.

 

25

После длительной езды в машине долго прихожу в себя.

 

26

Тембр голоса многое мне говорит о человеке.

 

27

.Придаю значение тому, как человек одеваться, обращаю на это внимание.

 

28

Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.

 

29

Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука.

 

30

Мне нелегко найти удобную обувь.

 

31

Люблю смотреть теле- и видеофильмы.

 

32

Могу узнать лица, которые когда-либо видел, даже если больше их не встречал.

 

33

Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.

 

34

Люблю слушать, когда говорят.

 

35

Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать.

 

36

Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.

 

37

Не могу слушать плохую стереоаппаратуру.

 

38

Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой.

 

39

На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.

 

40

Не выношу беспорядок.

 

41

Не люблю синтетических тканей, которые электризуются и треща

 

42

Считаю, что атмосфера и уют в помещении зависит от освещения.

 

43

Часто хожу на концерты.

 

44

Пожатие руки много говорит мне о личности человека

 

45

Охотно посещаю галереи и выставки.

 

46

Серьезная дискуссия, спор – это интересно.

 

47

Через движение можно сказать значительно больше, чем словами.

 

48

В шуме не могу сосредоточиться.

 

Ключ к тесту аудиал, визуал, кинестетик.

Визуальный канал восприятия: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.

Аудиальный канал восприятия: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.

Кинестетический канал восприятия: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.

Уровни ведущего типа восприятия.

• 13 и более – высокий;

• 8-12 – средний;

• 7 и менее – низкий.

Интерпретация результатов:

Подсчитайте, количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов "да" ("+"). Это Ваш тип ведущей модальности. Это ваш главный тип восприятия.

Визуал.

Часто употребляются слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Например: “не видел этого”, “это, конечно, проясняет все дело”, “заметил прекрасную особенность”. Рисунки, образные описания, фотографии значат для данного типа больше, чем слова. Принадлежащие к этому типу люди моментально схватывают то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок.

Кинестетик.

Тут чаще в ходу другие слова и определения, например: “не могу этого понять”, “атмосфера в квартире невыносимая”, “ее слова глубоко меня тронули”, “подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь”. Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.

Аудиал.

“Не понимаю что мне говоришь”, “это известие для меня…”, “не выношу таких громких мелодий” – вот характерные высказывания для людей этого типа; огромное значение для них имеет все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты.

Несмотря на то, что основных каналов восприятия существует три, человек обрабатывает свой жизненный опыт четырьмя способами. Ведь существует еще и дигитальный канал – некий внутренний монолог, связанный со словами и числами.

Дигитал (он же дискрет)

Весьма своеобразный и достаточно редко встречающийся типаж, которому свойственно особое восприятие мира. Выражения эмоций, разговоров о чувствах, красочного описаний картин природы и т.п. от дискретов дождаться сложно. Этот тип ориентирован, прежде всего, на логику, смысл и функциональность. В разговоре с дискретом складывается впечатление, что он как будто ничего не чувствует, но много знает, и еще больше – стремится узнать, осмыслить, понять и разложить по полочкам. Но это совсем не так! Люди с дигитальным каналом восприятия как раз невероятно чувствительны и ранимы.

Среди представителей этого типа особенно много шахматистов, программистов, а также всевозможных исследователей и ученых. В их лексиконе часто встречаются выражения: "где тут логика?", 'надо проанализировать ситуацию', 'итак, методом исключения мы выясняем…" Поскольку дискреты воспринимают мир через логическое осмысление, общаться с ними стоит именно с помощью логических доводов, желательно еще и подкрепленных статистическими данными.

Приложение IV

Работая с учеником-визуалом, нужно использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение с высокой скоростью смены деятельности. Выделять цветом различные пункты или аспекты содержания. Записывать действия, использовать схемы, таблицы, диаграммы, наглядные пособия. Такие учащиеся предпочитают сами читать текст учебника, чем слушать устное объяснение учителя. Ключевые слова визуальной модальности: видеть, наблюдать, смотреть, сфокусировать, мелькать, перспектива, картина, ракурс, отчётливо, ярко, туманно и т.д. Ученик-визуал помнит только то, что реально видел на занятии, а внимание своё он обращает либо на яркие наглядные пособия, либо на громкий голос. Поэтому важные моменты в учебном материале необходимо проговаривать несколько громче. Визуал слушает, пока смотрит, затем переводит глаза вверх. В этот момент происходит трансляция и построение внутреннего образа. Обязательно нужно дать ему на это время. И продолжить объяснение, когда он снова посмотрит на педагога. Визуал понимает и помнит только то, по поводу чего у него есть чёткие представления, яркие картинки. Неприятный крик может сбить картинку, смазать её. В результате - быстрое забывание, пробел в знаниях. Для визуалов необходимо хорошее освещение рабочего места, в сумерках и при плохом освещении у них снижается работоспособность.

Работая с учеником-аудиалом, необходимо использовать вариации голоса (громкость, высота, паузы). Ключевые слова аудиальной модальности: слышать, звучать, настраивать, кричать, оглушить, скрипеть, звенеть, скрежетать, согласовывать, громкий и т.д. Ученик-аудиал помнит то, что обсуждалось в классе, интересные, богатые интонациями рассказы. Чтобы материал закрепился, он должен проговаривать его, повторять вслух. Аудиалы должны обучаться при использовании лингафонной системы и лекционных методов. Аудиалам нужна тишина, незначительный шум в классе мешает им усваивать информацию. Они - самые отвлекаемые дети на занятиях, так как реагируют на любой звук. Но в этом есть и свои плюсы - педагогу легко привлечь к себе внимание, постучав ручкой по столу, переставив с мягким стуком стул или начав говорить шёпотом.

Работая с учеником-кинестетиком, необходимо использовать жесты и прикосновения, помнить, что кинестетики (используя обонятельное, осязательное, мышечное, вкусовое восприятие) обучаются в основном посредством мышечной памяти. Хорошо запоминают они то, что реально делали своими руками. Кинестетики лучше воспринимают информацию во время практической деятельности (выполнение иллюстраций, лепка, сбор гербария, лабораторная работа и т.д.). Чтобы запомнить новую информацию им надо её в буквальном смысле пощупать, пережить эмоционально, как бы пропустив через себя. Чем больше преувеличений, тем лучше они запомнят материал. Позволяйте им «играть» роль различных частей из вашей информации. Учителю можно отражать телом ритм метронома (головой). Внимание кинестетика педагог может привлечь прикосновением или движением по комнате. Ключевые слова кинестетической модальности: чувствовать, ощущать, притрагиваться, хватать, гладкий, шероховатый, холодный и т.д. С учеником-кинестетиком желательно говорить тише, мягче, глубоким низким голосом и прикасаясь, либо находясь очень близко. Кинестетикам необходим комфорт. Тесная обувь или низкая температура в классе негативно влияют на протекание у них познавательных процессов.

Замечания ученикам необходимо делать на их языке: визуалу – покачать головой, погрозить пальцем; кинестетику – положить руку на плечо, легко похлопать по нему; аудиалу – сказать шёпотом «Ш-ш-ш».

Просмотров работы: 516