ВЛИЯНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ НА ПОСТАНОВКУ ДЕФЕКТНЫХ ЗВУКОВ РЕЧИ

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ НА ПОСТАНОВКУ ДЕФЕКТНЫХ ЗВУКОВ РЕЧИ

Власова А.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 2»
Демина О.В. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 2»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

История возникновения артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности дифференцированности  движений органов, участвующих в речевом процессе [1].

Ещё в начале  ХХ  века была распространена точка зрения, по которой функцию речи связывали с существованием в мозгу особых «изолированных речевых центров». И.П. Павлов дал новое направление этому взгляду, доказав, что локализация речевых функций коры головного мозга не только очень сложна, но и изменчива, почему и назвал её «динамической локализацией».

Благодаря исследованиям П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, А.И. Лурии и других учёных установлено, что основой всякой психической функции являются не отдельные  «центры», а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы, на различных её уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

И.П. Павлов, подчёркивая чрезвычайную пластичность центральной нервной системы и её неограниченные  компенсаторные возможности, писал; «Ничто не остаётся неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия» [2].

В ходе развития речи образуются системно управляемые слуходвигательные образования, которые и являются реальными, материальными знаками языка [3].

Для их актуализации необходимо существование артикуляторной базы и умение образовывать слоги. Уже с младенческих дней ребёнок проделывает массу разнообразных артикуляторно-мимических  движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет).

Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребёнка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях  жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребёнка постепенно.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за её отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов  артикуляционного  аппарата.

Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

Для чёткой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических.  Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма, межрёберные мышцы).

Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки.

Метод воспитания звукопроизношения путём специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи

Артикуляционная гимнастика научит произносить малыша сложные звуки (с, з, ш, л, р), губы и язык должны быть для этого сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движению к другому [3].

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

Благодаря своевременным занятиям артикуляционным гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены [4].

Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Надо помнить, что четкое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, четко и красиво.

Проведение упражнений.

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того освоения, зеркало можно убрать. Полезно задавать наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок?

Затем темп упражнения можно увеличить и выполнять их под счет. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись правильно, иначе занятия не имеют смысла.

Лучше заниматься 2 раза в день в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребенка.

Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, нужно следить, чтобы они освоили основные движения.

К детям 4-5 лет требования повышаются: должны быть более четкими и плавными, без подергиваний.

В 6-7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

Если во время занятий язычок у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратиться к логопеду. Возможно, понадобится помощь врача-логопеда и специальный массаж.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых  для правильного произношения звуков и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем.

Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические. Каждое упражнение имеет своё название. Во-первых, название вызывает у ребёнка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время.

При логопедическом обследовании часто обнаруживаются нарушения в строении и подвижности органов артикуляционного аппарата. В таких случаях параллельно с работой по развитию фонематического восприятия проводится артикуляционная гимнастика (подготовительные упражнения).

С её помощью происходит объединение простых  движений  в сложные; в артикуляционные уклады различных фонем.

Подготовительный этап в формировании правильного звукопроизношения один из самых важных.

Мы считаем, что логопедическая гимнастика играет немаловажную роль в формировании правильного звукопроизношения.

Специальные упражнения направлены на укрепление мышц, выработку полноценных движений. Они способствуют закреплению определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звуков речи.

Закрепление любого навыка требует систематического повторения действия, поэтому проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно два-три раза в день, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными. Упражнение не должно доводить орган до переутомления.

Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребёнка, так и для каждого данного периода работы с ним. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем можно доводить количество повторений до 15-20, а при условии коротких перерывов – и более.

Вид, длительность проведения артикуляционных упражнений, их разовая дозировка зависят от характера и тяжести речевого нарушения.

Виды упражнений [7].

Упражнение «Бегемот». Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот (Повторяем упражнение 3-5).

Звук [Л], [Л’]

Упражнение «Улыбка» (Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Повторяем упражнение 3-4 раза)

Упражнение «Лопата»(Широко открываем рот. Кладем язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3-5 секунд. Убираем язычок. Повторяем упражнение 3-4 раза)

Упражнение «Иголочка»(Широко открываем рот, поднимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3-5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Повторяем упражнение 3-4 раза)

Упражнение «Маятник»(Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6-8 раз. Повторяем упражнение 3-4 раза)

Упражнение «Вкусный мед»(Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6-8 раз. Повторяем упражнение 3-4 раза)

Упражнение «Орешек» (При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6-8 раз. Повторяем упражнение 3-4 раза)

Упражнение «Почисть нижние зубки» (Поставить язык «мостиком» и двигать «мостик» за нижними зубами влево - вправо. Рот при этом должен быть широко открыт. )

Упражнение «Парус» (Поставить кончик языка за бугорки за верхними зубами, при этом выгнуть среднюю часть спинки языка вперед. Рот при этом должен быть широко открыт.)

Упражнение «Индюк»(Погладить верхнюю губу широким языком сверху – вниз, подключив голос. Будет слышаться: «бл-бл-бл». Рот при этом широко открыт.)

Упражнение «Почисть верхние зубки»(Поставить кончик языка на верхние зубы изнутри и как бы почистить их, двигая кончик языка вверх- вниз )

Упражнение «Пчёлка»(Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу, загнуть его края «чашечкой» и вытянуть «чашечку» за верхние зубы. )

Упражнение «Лошадка»(Присасывать широкий язычок к небу, а потом со щелчком ронять его. Следить за тем, чтобы рот был широко открыт. Сначала выполняйте упражнение в медленном, а потом в более быстром темпе. Выполняем 3-5 раз)

Упражнение «Маляр» (Водить кончиком языка по небу вперед – назад. Сначала выполняйте упр. медленно, а потом быстро.)

Упражнение «Заборчик»(Улыбнуться, показать сомкнутые зубы, удерживать на счёт до пяти, в дальнейшем — до десяти.)

Звук [Р], [Р’]

Упражнение «Улыбка» (Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Повторяем упражнение 3-4 раза)

Упражнение «Хомячок» (Надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3-5 секунд, а потом выдохнуть. Повторяем упражнение 3-4 раза)

Упражнение «Лопата»(Широко открываем рот. Кладем язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3-5 секунд. Убираем язычок. Повторяем упражнение 3-4 раза)

Упражнение «Котенок лакает молоко» (Широко открываем рот, делаем 4-5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Повторяем упражнение 3-4 раза)

Упражнение «Чашечка»(Широко открываем рот, кладем язычок на нижнюю губу, загибаем края язычка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем опустить язычок, закрыть рот. Повторяем упражнение 3-4 раза )

Упражнение «Качели»(Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6-8 раз. Убираем язык, закрываем рот. Повторяем упражнение 3-4 раза)

Упражнение «Вкусный мед»(Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6-8 раз. Повторяем упражнение 3-4 раза)

Упражнение «Орешек» (При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6-8 раз. Повторяем упражнение 3-4 раза)

Упражнение «Паровозик»(Надуть обе щеки, а потом выпускать воздух из уголков рта слева или справа. Повторяем упражнение 2-4 раза.)

Упражнение «Шмель»(Положить расслабленный язык на нижнюю губу. А потом свернуть его «трубочкой». Повторяем упражнение 3-5раз )

Упражнение «Парус» (Поставить кончик языка за бугорки за верхними зубами, при этом выгнуть среднюю часть спинки языка вперед. Рот при этом должен быть широко открыт.)

Упражнение «Индюк»(Погладить верхнюю губу широким языком сверху – вниз, подключив голос. Будет слышаться: «бл-бл-бл». Рот при этом широко открыт.)

Упражнение «Почисть верхние зубки»(Поставить кончик языка на верхние зубы изнутри и как бы почистить их, двигая кончик языка вверх- вниз)

Упражнение «Пчёлка»(Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу, загнуть его края «чашечкой» и вытянуть «чашечку» за верхние зубы.)

Упражнение «Лошадка» (Присасывать широкий язычок к небу, а потом со щелчком ронять его. Следить за тем, чтобы рот был широко открыт. Сначала выполняйте упражнение в медленном, а потом в более быстром темпе. Выполняем 3-5 раз)

Упражнение «Барабанщик»(Барабанить кончиком языка по бугоркам за верхними зубами. Сначала выполняйте упр. медленно, а потом быстро. )

Упражнение «Маляр»(Водить кончиком языка по небу вперед – назад. Сначала выполняйте упр. медленно, а потом быстро.)

Упражнение «Заведи мотор»(Кончик языка дрожит у бугорков за верхними зубами. Рот при этом широко открыт.)

Упражнение «Заборчик»(Улыбнуться, показать сомкнутые зубы, удерживать на счёт до пяти, в дальнейшем — до десяти.)

Свистящие звуки

Упражнение «Улыбка» (Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Повторяем упражнение 3-4 раза) (Приложение II, 1)

Упражнение «Хомячок»(Надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3-5 секунд, а потом выдохнуть. Повторяем упражнение 3-4 раза) (Приложение II, 2)

Упражнение «Лопата»(Широко открываем рот. Кладем язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3-5 секунд. Убираем язычок. Повторяем упражнение 3-4 раза) (Приложение III, 3]

Упражнение «Мостик»(Открываем рот. Выгнув спинку языку, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3-5 секунд. Повторяем упражнение 3-4 раза.) (Приложение III, 4)

Упражнение «Паровозик»(Надуть обе щеки, а потом выпускать воздух из уголков рта слева или справа. Повторяем упражнение 2-4 раза.)

Упражнение «Почисть нижние зубки»(Поставить язык «мостиком» и двигать «мостик» за нижними зубами влево - вправо. Рот при этом должен быть широко открыт.)

(Приложение IV, 5)

Упражнение «Жуём блинчик» (Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы, потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз) (Приложение IV, 6)

Шипящие звуки

Упражнение «Хоботок» (Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3-5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Повторяем упражнение 3-4 раза)

Упражнение «Хомячок» (Надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3-5 секунд, а потом выдохнуть. Повторяем упражнение 3-4 раза)

Упражнение «Лопата»(Широко открываем рот. Кладем язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3-5 секунд. Убираем язычок. Повторяем упражнение 3-4 раза)

Упражнение «Чашечка»(Широко открываем рот, кладем язычок на нижнюю губу, загибаем края язычка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем опустить язычок, закрыть рот. Повторяем упражнение 3-4 раза)

Упражнение «Вкусный мед»(Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6-8 раз. Повторяем упражнение 3-4 раза)

Упражнение «Паровозик»(Надуть обе щеки, а потом выпускать воздух из уголков рта слева или справа. Повторяем упражнение 2-4 раза. )

Упражнение «Шмель»(Положить расслабленный язык на нижнюю губу. А потом свернуть его «трубочкой». Повторяем упражнение 3-5раз)

Упражнение «Почисть верхние зубки»(Поставить кончик языка на верхние зубы изнутри и как бы почистить их, двигая кончик языка вверх- вниз)

Упражнение «Пчёлка»(Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу, загнуть его края «чашечкой» и вытянуть «чашечку» за верхние зубы.)

Упражнение «Лошадка» (Присасывать широкий язычок к небу, а потом со щелчком ронять его. Следить за тем, чтобы рот был широко открыт. Сначала выполняйте упражнение в медленном, а потом в более быстром темпе. Выполняем 3-5 раз)

Упражнение «Заборчик» (Улыбнуться, показать сомкнутые зубы, удерживать на счёт до пяти, в дальнейшем — до десяти.)

Шипящие [Ч], [Щ]

Упражнение «Мостик»(Открываем рот. Выгнув спинку языку, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3-5 секунд. Повторяем упражнение 3-4 раза)

Упражнение «Почисть нижние зубки»(Поставить язык «мостиком» и двигать «мостик» за нижними зубами влево - вправо. Рот при этом должен быть широко открыт.)

Влияние артикуляционной гимнастики на постановку дефектных звуков речи

Власова Анастасия Алексеевна

Тюменская область, Заводоуковский городской округ, г. Заводоуковск, МАОУ СОШ №2,11 класс

Практическая часть.

Я с учителем-логопедом нашей школы Некрасовой Кирой Александровной в начале сентября 2017 г. провела диагностику звукопроизношения у учащихся первых классов. В результате было выявлено с дефектами речи 99 обучающихся. Из них - 17 учеников с дефектным произношением свистящих звуков.

Проскольку коррекция звукопроизношения начинается со свистящих звуков, мы обратили внимание прежде всего на них.

На первых занятиях звуки детям не могли быть поставлены, вследствие недостаточной сформированности мышц артикуляционного аппарата.

В рамках кружка «Юный логопед» я подобрала комплекс упражнений, направленных на постановку свистящих звуков: упражнение «Улыбка»; упражнение «Хомячок»; упражнение «Лопата»; упражнение «Мостик»; упражнение «Паровозик»; упражнение «Почисть нижние зубки»; упражнение «Жуем блинчик». После этого мной была составлена сказка – артикуляционная гимнастика, состоящая из упражнений перечисленных выше, которую я включила в разработанный буклет, розданный в ходе работы детям.

Параллельно с этим регулярно 2 раза в неделю с первыми классами из кружка «Говорим правильно» проходили занятия по данной артикуляционной гимнастике (с сентября – по январь, в январе детям из 17 первоклассников 15ученикам свистящие звуки удалось поставить, оставшимся 2 не удалось, т.к у детей наблюдались более серьезные речевые нарушения, требующие более профессиональные методы коррекционной работы (в частности логопедический массаж)).

В результате проведенного исследования было выявлено следующее: в ноябре – пяти ученикам были поставлены свистящие звуки, в декабре – шести, в январе – четырем.

Влияние артикуляционной гимнастики на постановку дефектных звуков речи

Власова Анастасия Алексеевна

Тюменская область, Заводоуковский городской округ, г. Заводоуковск, МАОУ СОШ №2,11 класс

Заключение

Диагностика, проведённая в сентябре 2017 года показала, что уровень развития артикуляционного аппарата у детей находился на низком уровне (многие упражнения для детей были не доступны) и требовал  специального коррекционного воздействия, которой стала артикуляционная гимнастика.

Главным показателем нашей работы с сентября 2017 по май 2018 года является положительная динамика в постановке свистящих звуков у первоклассников.

На основе этого мы сделали следующие выводы:

Выводы

1. Артикуляционная гимнастика влияет на постановку дефектных звуков речи.

2. Для постановки дефектного звука необходимо регулярно заниматься не менее четырех раз в неделю.

3. Наша гипотеза подтвердилась.

Подводя итоги работы по реализации проекта «Влияние артикуляционной гимнастики на постановку дефектных звуков речи», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты.

Наша гипотеза подтвердилась. Я предполагаю, что качественное и регулярное выполнение артикуляционной гимнастики способствует ускорению процесса постановки дефектных звуков речи.

В ходе выполнения проектной деятельности, я не только убедилась в актуальности своей работы, но еще и узнала много нового и интересного для себя в такой области науки, как логопедия. Понравилось проводить занятия с детьми, так как они были заинтересованы в процессе, внимательно слушали мои рекомендации и старались по максимуму правильно выполнять упражнения. Сейчас окончательно уверенна в том, что хочу связать свое будущее с профессией учителя-логопеда.

Библиографический список

Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.—64 с. 

 Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия»- М.: В. Секачев, 1998. - 2 с.

Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи/ Елена Косинова. – М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011. – 192 с.: ил.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношении: Практикум по логопедии: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» - М: Просвещение, 1989. – 239 с.: ил.

Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». М.: Просвещение, 1989. - 250 с.: ил.

Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 32с.

Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика 2. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013 – 32 с., цв.ил

Поваляева М.А Справочник Логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448с.

Лозбякова М.И. Учимся правильно и четко говорить: пособие для логопедов воспитателей и родителей. – М: Вентана – граф, 2015. – 170с.

Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В. Артикуляционная, гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 40 с.: ил.

Бушлякова Р.Г., Вакуленко, Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011. – 436с.

Электронный ресурс. Режим доступа https://studfiles.net/preview/3053646/page:43/

Дата обращение: 10.01.2018.

Электронный ресурс. Режим доступа: https://vseorechi.ru/razvitie-rechi/artikulyatsiya/artikulyatsionnaya-gimnastika.html Дата обращение: 20.02.2018.

Электронный ресурс. Режим доступа: http://rearchildren.ru/rech/artikulyacionnaya-gimnastika-dlya-detej/

Дата обращение: 24.02.2018.

Приложение I

Сказка о веселом язычке для свистящих звуков.

Жил-был веселый Язычок(показать язык).

Утром он проснулся и отправился чистить свои зубки(Учимся делать упражнение «Почисть нижние зубки»: Поставить язык «мостиком» и двигать «мостик» за нижними зубами влево - вправо. Рот при этом должен быть широко открыт.Учимся делать упражнение «Почисть верхние зубки »: Поставить кончик языка на верхние зубы изнутри и как бы почистить их, двигая кончик языка вверх- вниз)

После этого настала пора для блинчиков на завтрак(Учимся делать упражнение «Лопата» : Широко открываем рот. Кладем язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3-5 секунд. Убираем язычок. Повторяем упражнение 3-4 раза), они оказались такими вкусными, что он начал их жевать с таким удовольствием(Упражнение «Жуём блинчик»: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы, потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз.),не замечая как быстро они заканчиваются. Спустя пару часов язычок решил выйти во двор. Возле его домика стоял красивый забор(Упражнение «Улыбка»: улыбнуться, показать сомкнутые зубы, удерживать на счёт до пяти, в дальнейшем — до десяти.).

Видя, что его друзья-хомячки катаются с горки, (Учимся делать упражнение «Хомячок»: Надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3-5 секунд, а потом выдохнуть. Повторяем упражнение 3-4 раза)

он решил присоединиться к ним. (Учимсяделатьупражнение «Мостик» : Открываем рот. Выгнув спинку языку, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3-5 секунд. Повторяем упражнение 3-4 раза)

Вдруг подул сильный ветер(Упражнение «Ветерок дует с горки»: Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.)

и друзья решили поиграть в футбол(Упражнение «Загоним мяч в ворота»: Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками)

День прошел очень быстро, друзья здорово повеселились и отправились по домам.

Приложение II

(Приложение II, 1)

(Приложение II, 2)

Приложение III

(Приложение III, 3)

(Приложение III, 4)

Приложение IV

(Приложение IV, 5)

(Приложение IV, 6)

Просмотров работы: 889