Почему мы плачем?

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Почему мы плачем?

Падабед К.Д. 1
1МБОУ «СОШ №12 г. Челябинска»
Климова Л.В. 1
1МБОУ «СОШ №12 г. Челябинска»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ.

Свое появление в мире человек обозначает плачем. Плач и слезы – это первая физиологическая реакция человека на окружающий мир. Слёзы из глаз младенца проливаются на 4-10 неделе жизни. За жизнь человек проливает, в среднем, около 70л слез. Почему мы плачем? Человек – единственное существо на планете, которое плачет для выражения эмоций. Когда человек переживает сильную боль, стресс, испуг или наоборот, радость, в общем, что-то, что вызывает очень сильное раздражение мозга, слезы призваны компенсировать это возбуждение. Слезы – естественный эмоциональный ответ на определенные чувства.

Мы определили гипотезу: являются ли плач и слезы ответной реакцией организма человека на различные чувства и эмоции.

Для доказательства гипотезы нами была поставлена цель: провести исследования биологических явлений – плач и слёзы.

Для этого нами были определены задачи:

узнать, что такое плач и слезы;

определить пути появления плача и слёз;

выяснить, чем полезны слезы и плач;

определить, одинаково ли плачут мужчины, женщины и дети;

исследовать состав слезы через проведение домашних опытов.

Предметом исследования является: плач.

Объектом исследования мы определили: слёзы.

В ходе работы мы использовали методы: изучение научно-популярной литературы и средств Интернета, анализ собранной информации, наблюдение и обобщение сведений в ходе проведения опытов со слезой в домашних условиях.

Новизной в нашей работе является: создание домашней лаборатории с целью изучения состава слезы.

Актуальность нашей работы заключается: доказать, что слёзы и плач - это физилогические процессы, оказывающие влияние на организм человека.

1. ЧТО ТАКОЕ ПЛАЧ?

Плач —физиологическая реакция человека. В среднем плач длится около 6 минут. Ребенок в течении первого года жизни плачет 65 раз в месяц. Он использует плач, как единственную возможность рассказать окружающим о своем состоянии, о том, что он в чем-то нуждается. С помощью плача малыш интенсивно тренирует легкие, улучшает защитную функцию их мембран и нормализует состояние нервной системы.

Учёные считают, что человек – единственное существо, способное плакать из-за испытываемых эмоций.

Слезы выделяются и у животных, но по другим причинам. Среди сухопутных видов - это слоны, среди водных – тюлени, морские выдры и морские крокодилы. Но они плачут для того, чтобы избавиться от лишней соли. У человека же способность плакать – один из способов выразить свои чувства. Но есть люди, которые не плачут даже при сильных нервных потрясениях. Психологи рассматривают эту особенность человека как эмоциональное расстройство и считают, что его нужно лечить. Таких людей относят к группе повышенного риска не только по психическим заболеваниям, но и по сердечно-сосудистым и даже онкологическим.

Таким образом, жизненный опыт и мнение врачей и психологов сходятся на том, что в

тяжелые минуты не следует стесняться своих слез, а необходимо плакать.

2. ЧТО ТАКОЕ СЛЁЗЫ?

Слезные железы каждый день выделяют 1 мл слёзной жидкости.Каждая слезинка имеет сложное строение. Она состоит из слизи, покрытой слоемводы, слоя маслянистого вещества, состоящего из липидов и жиров.Слеза содержит столовую соль (хлорид натрия), хлорид калия и вещества, принимающие участие в процессе образования солей (кальций, двууглекислый натрий, марганец). Есть в составе слезы ещё одно особое вещество – лизоцим, его наличие и объясняет бактерицидные свойства слёзной жидкости.

Слёзы - это не попытка вызвать сочувствие окружающих, а наоборот слезы наворачиваются вопреки нашему сильнейшему желанию скрыть их. Существует мнение, что слезы защищают глаза при попадании посторонних тел - соринок, мелких насекомых и пр. Но ведь слезы появляются и тогда, когда глаза совершенно не тронуты поражением. Организм человека – это единое целое и поэтому обладает единой системой самозащиты от различных воздействий, которые способны нанести ему вред. Следовательно, и деятельность слезных желез должна преследовать ту же цель, а слезы - продукт этой деятельности.

Слёзы бывают разные – рефлекторные, слёзы раздражения (при вдыхании чего-либо,например, запаха лука) и эмоциональные (после просмотра фильмов, прочтения книг). По своему составу они отличаются. В эмоциональных слезах содержится больше белка, потому после таких слёз становится легче, наступает психологическая разрядка.

II.3. ОТКУДА БЕРУТСЯ СЛЁЗЫ?

Слёзы-горькие и солёные, счастливые и печальные , они появляются в самые тяжёлые и самые лучшие моменты нашей жизни. Какой же путь проходят слёзы?

Для этого изучим строение слёзного аппарата. Слёзы выделяются слёзными железами, которые находятся над верхним углом глаза. Несмотря на их размер (примерно с миндальный орех), эти железы работают постоянно, выделяя слёзы, которые омывают и увлажняют глаза. Выделяясь из слезных желез, они по слезно-носовым каналам поступают в полость носа и обильно орошают там слизистую оболочку. В носовой полости расположены рецепторы тройничного и обонятельного нервов. Раздражение этих рецепторов порождает сигналы, которые поступают в мозг,создавая очаги возбуждения. При особо сильных потрясениях людиплачут, рыдают или кричат, что снижает возбуждение коры мозга. Моргая, верхние веки, распределяют слезы по передней поверхности глаза от верхнего века к нижнему. На своем пути слеза смачивает роговицу и конъюктиву и смывает с них все лишнее. Затем продвигается к небольшому углублению во внутреннем углу глаза - «слезное озеро». Затем по верхнему и нижнему слезным канальцам – в слезный мешок, а из него уже в слезно-носовой проток и в полость носа, где частично всасывается слизистой оболочкой, а частично выводится. Слезная жидкость смачивает переднюю поверхность глаза постоянно. Но иногда ее образование резко увеличивается, излишек уже не уходит в носовую полость и слезы текут по лицу.

II.4. ПОЛЕЗНЫ ЛИ СЛЁЗЫ?

Способность плакать - это способ выразить свои чувства. "Поплачь-легче станет"- все мы слышали это выражение. Те же, кто его не просто слышал, а воспринимал как совет и следовал ему, заверяют, что действительно становится легче. Чем же объяснить загадку слёз?

Ученые, которые занимаются изучением плача, обнаружили, что слёзная жидкость содержит некоторое количество стрессовых гормонов. Значит, во время плача мы избавляемся от стресса и снимаем напряжение. Получаем ощущение облегчения и успокоения. Слёзы в данной ситуации являются разрядкой.

При плаче, всхлипывая, мы делаем короткий вдох и длинный выдох. А это благотворно сказывается на работе дыхательной и кровеносной систем.

Наши слёзы промывают и убивают бактерии. Когда организм болеет, и бактерий в нём много, то поднимается высокая температура и срабатывает защитная реакция организма. Появляется слезоточивость... 

Кто больше плачет, женщины или мужчины? Считается, что до 12 лет плачут все, а после 12 – главным образом девочки.

Мальчикам внушают с самого раннего возраста, что плакать – не мужское занятие. Мужские слёзы называют скупыми, поскольку в не принято мужчинам прилюдно демонстрировать слабость. Что может заставить мужчину заплакать? Мужские слезы можно увидеть только в очень серьезных случаях. Истинные мужчины их роняют не просто так, в каждой капле слезинки содержится очень много боли или радости.

Женщины часто используют слезы как оружие, средство дипломатии или попытка чего-то добиться, или обратить на себя внимание. Женщины эмоциональнее мужчин и их слёзы часто являются реакцией организма на разные ситуации.

Исследования проведенные в США, показывают, что женщины в среднем плачут примерно 5,3 раза в месяц, а мужчины-1,4 раза. Таким образом, мужчина плачет в среднем примерно 17 раз в год.

Таким образом, люди плачут, когда им больно, стыдно, обидно, когда душу обволакивает светлая грусть или воспоминание. Не плакать вредно для здоровья.  Чтобы слёзы не оставляли отёков и припухлостей, плакать нужно правильно — в прохладном помещении, сидя и не утираясь платочком не больше 20 минут. 

II.5 ИССЛЕДОВАНИЯ СЛЁЗ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХЮ

В Интернете и энциклопедиях мы не нашли сведений о проведенных опытах со слезами, хотя ученые занимались исследованиями слез. Нами было решено провести исследования в домашних условиях.

Опыт №1.

Цель: приготовить слёзную жидкость.

Для изготовления состава слезной жидкости возьмёмсоль, пищевую соду и кипячённую воду. Соединяем все три части вместе. Переливаем полученную воду в чистую ёмкость. У нас получилась - солёная водичка, схожая с морской водой и слезой!!!

Таким образом, мы создали жидкость, близкую по составу слёзной.

Опыт №2.

Цель: создание слезы.

Возьмём пипетку, представив, что это наш глаз и наберём в неё воду, как слёзная железа собирает наши слёзы и капну из неё на блюдце. У нас получилась маленькая слеза.

Таким образом, мы создали слезу.

Опыт №3.

Цель: определение свойств слезы.

Рассмотрим каплю слезы визуально и свои наблюдения занесём в таблицу:

Параметры наблюдения

Результат наблюдения

Цвет

Прозрачна, бесцветна

Запах

Не имеет запаха

Вкус

Солоноватый вкус

Наличие примесей

Не обнаружено

Таким образом, данные наблюдения позволили нам прийти к выводу: слезы – бесцветная жидкость без примесей, не имеющая запаха, солоноватая на вкус.

Опыт №4.

Цель: могут ли слезы испаряться?

Возьмём пипетку, наберём в неё воду, капну из неё на блюдце. Примерно через 30 мин капля испарилась.

Таким образом, данный опыт доказал нам то, что слезы, как любая другая жидкость, могутиспаряться.

Опыт №5.

Цель: как быстро могут испаряться слезы?

Возьмём два блюдца. На первое блюдце нанесём каплю слезы, а на второе блюдце - каплю воды. Несмотря на то что слезы содержат в себе воду, скорость испарения слезы и воды оказалась разной. При комнатной температуре через 30 мин капля слезы испарилась, а капля воды испарялась около часа.

Таким образом, мы пришли к выводу, что скорость испарения слезы выше, чем скорость испарения воды. Также после испарения капли слезы на поверхности предметного стекла осталось пятно белого цвета, в то время как после испарения воды такого следа не осталось. Это говорит о том, что в составе слезы есть соли.

Опыт №6.

Цель: что обозначает понятие «луковые слёзы»?

Американскому химику Эрику Блоку удалось выделить летучее вещество, содержащееся в луке, которое вызывает слёзы. Это вещество получило название "лакриматор" (от латинского lacrima - слеза) . Когда луковица разрезается, лакриматор выделяется и растворяется в воде и слезах человека. При этом образуется серная кислота, которая-то и раздражает слизистую оболочку глаза. Появляются слезы, чтобы защитить глаза.

Мы решили это проверить это экспериментальным путем. Мы начинали резать лук и лук заставил нас поплакать. Можно ли избежать слез при чистке лука?

Мы смочили лук в холодной воде и стали его нарезать.

Летучее вещество растворилось в воде и не вызвало у нас слез.

Исследования показывают, что если лук перед чисткой замораживать, то активность лакриматора тоже будет снижена.

Опыт №7.

Цель: доказать, что слёзы полезны для человека.

Возьмём воздушный шарик, представим, что это наш глаз. Слегка подуем на него песок, как ветер задувает нам пылинки. Шарик станет сухим и грязным.

А вот если мы польём на него водой, как слеза смачивает наш глаз, он станет чистым!

Таким образом, слёзы для нас необходимы!

Опыт №8.

Цель: почему на холоде глаза слезятся?

В холодное время года мы заметили, что на улицах можно увидеть много плачущих людей. Холодный воздух и ветер раздражают глаза. Происходит сужение носослезного канала, и жидкость выходит из него. Во время холода необходимо носить солнцезащитные очки с изогнутыми линзами (спортивные) как это делают народы Крайнего Севера.

В ходе проведенных исследований и опытов, мы подтвердили, что слезы можно получить не только естественным, но и искусственным путём, зная их состав, исследовать слёзы как вещество. Слезы – это не только ответная реакция организма на различные чувства и эмоции, но они и механизм выживания человека, представляющий огромную важность для его здоровья и жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Наша исследовательская работа позволяет нам сделать вывод, что слезы сопровождают человека всю жизнь, они с ним и в горе, и в радости, и в спокойствии, и в стрессе:

слёзы участвуют в поступлении питательных веществ к роговице глаза;

слёзы выполняют защитную функцию — очищают глаз от инородных предметов;

при выделении слёз происходит смачивание поверхности глазного яблока;

слезы соленые на вкус, потому что в их состав входят вещества, похожие на соль и соду, а так же в состав слез входят белки, жиры и вода;

слёзы расслабляют эмоции, выводят из организма человека токсины, приводят в норму кровяное давление и дыхательную систему;

слезы детей – способ общения с окружающим миром;

слезы полезны для человека, но не стоит плакать день и ночь напролет.

В ходе своей исследовательской работы мы не только достигли поставленных целей и задач, но и подтвердили нашу гипотезу о том, что слёзы – это не избыток воды в нашем организме, а необходимые ему вещества, которые он сам и вырабатывает на различные чувства и эмоции.

Наши слезы конечно ничего не знают о мире людей и катятся они из глаз не для того чтобы увидеть «мир», они смывают с наших глаз всё лишнее и ненужное, выводят гормоны стресса, что помогает не только глазам, но и облегчает душу. Данные современной науки говорят о том, что порой, когда это становится необходимым, нужно плакать и не стесняться своих слез. Слезы лечат, слезы возвращают нас к жизни. Плакать очень даже полезно!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большая энциклопедия знаний. Жизнь на земле. 2008 год. Научный консультант кандидат биологических наук А.Б. Васильева

2. Краткая медицинская энциклопедия: В 3-х т. АМН СССР. Гл. ред. Б. В. Петровский. – 1990.

3. Плач ребенка. Карышев А.И., - 1996.

4. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999.

5.«Что? Как? Почему?» - Большая детская иллюстрированная энциклопедия. – М.: АСТ, Астрель, 2008.

6. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907

7. Интернет-ресурсы:

http://enc-dic.com/word/s/Slezy-16461.html

https://elhow.ru/razvlechenija/kak-zaplakat?utm_source=users&utm_medium

=ct&utm_campaign=ct

http://lifeglobe.net/blogs/details

http://log-in.ru/articles/1267/

http://www.medicus.ru/oftalmology/pats/?cont=article&art_id=13409

Просмотров работы: 960