Удивительный мир лошадей

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Удивительный мир лошадей

Плаксина М.В. 1
1МБОУ «СОШ №12 г. Челябинска»
Климова Л.В. 1
1МБОУ «СОШ №12 г. Челябинска»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ.

Мы все очень любим лошадей. Лошадь – это сильное, красивое, умное, грациозное и трудолюбивое животное. Этой осенью мы стали посещать уроки верховой езды в научно-образовательном центре нашей школы. Вместе с тренером мы учимся ухаживать за лошадьми, узнаем о поведении и питании животных, осваиваем умения и навыки езды на лошади. Наши животные нас ждут, знают по времени, когда какой ученик должен подойти. Помогают нам в тренировках и в проведении досуга, участвуют с нами в спортивных соревнованиях и получают награды. Но мы узнали, что заниматься верховой ездой – это ещё и очень полезное занятие для здоровья человека. Чем больше мы общалась с лошадьми, тем больше вопросов об этих удивительных животных у нас стало появляться. Мы решила найти на них ответы и написать реферативно-исследовательскую работу.

Мы выдвинули гипотезу: обладает ли лошадь удивительными свойствами, влияющими на человека.

Мы поставили перед собой цель: изучить информацию о роли лошади в жизни человека.

Нами были определены задачи:

исследовать понятие лошадь;

определить древних предков лошади;

изучить классификацию современных лошадей;

пронаблюдать за характером поведения лошади;

узнать информацию о роли лошади в оздоровлении человека;

выяснить рацион питания лошади;

выявить правила ухода за лошадью;

провести социологический опрос.

Предметом исследования является: лошадь.

Объектом исследования мы определили: характер поведения и рацион питания лошади.

В ходе работы мы использовали методы: изучение научно-популярной литературы и средств Интернета, анализ собранной информации, общение с лошадьми, анкетирование, наблюдение, классификация, обобщение и систематизация.

Новизна нашей работе состоит в том, что её можно использовать на уроках окружающего мира и на занятиях по внеурочной деятельности, в качестве дополнительного материала.

Актуальность нашей работы состоит в том, что в связи с бурным развитием техники роль лошади в жизни человека стала менее заметна, но обойтись без своего проверенного друга и помощника люди не могут и сейчас.Почему?

II.1. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ЛОШАДИ.

Лошадь (по словарю Ожегова) – это крупное непарнокопытное млекопитающее животное семейства лошадиных. Слово «лошадь» восточные славяне переняли у тюркских наездников, оно звучало как «алоша».

Характерную особенность животного составляют ноги, которые имеют один развитый и одетый в копыто палец. Череп лошади вытянутый и отличается длинной лицевой частью. Животное имеет на теле волосы различной длины: короткие густые — покровные (шерсть), длинные волосы чёлки, гривы и хвоста — защитные и длинные редкие волосы возле губ, ноздрей и глаз — осязательные. Цвет этих волос определяет масть. К старости лошади седеют. Изменяется насыщенность цвета волосяного покрова и по временам года: зимой светлее, летом темнее. Лошадь достигает в среднем возраста 25-30 лет. Рост животного зависит от породы, от питания и ухода. В среднем домашние лошади имеют рост от 150 до 175 см.

К семейству лошадиных также относятся – лошади, пони, ослы, куланы и зебры.

История происхождения лошади насчитывает миллионы лет. Первые её предки обитали в Северной Америке 50 млн лет назад. Это было маленькое животное с небольшими копытцами. Рост не превышал 20 см. У зверя была короткая морда и шея, длинный хвост, выгнутая спина и короткие лапы, походка была похожа на собачью. Это был эогиппус. В связи с изменениями климата в Северной Америке произошли изменения внешнего вида зверей. Эогиппус приспосабливается к новым условиям среды обитания, становится крупнее, увеличивает скорость передвижения. Появляется новый вид животного – мезогиппус. Около 40 млн лет назад выделился вид  животных, высота которых в холке достигла 60 см. Тело стало крупнее, шея, лапы и морда стали длиннее, а спина - прямее. В природе появляется мерикгиппус. Около 23 млн лет назад появляется животное рост в холке которого составляет 1 м, зубы приспособлены к пережевыванию пищи, на ногах было по 3 пальца, имеющих копыта, увеличивается объем мозга. Так на Земле появлятся настоящая лошадь или эквус. (Приложение 1)

Развитие человеческого общества сопровождалось одомашниванием животных, и одним из первых была лошадь. Первые фигурки лошадей были сделаны пещерными людьми около 15 000 лет назад. Охотники начали укрощать лошадей с целью получения мяса и молока. Первыми, кто приручил животное были кочевники степей в Азии около 5 тыс. лет назад. Они ловили диких лошадей и разводили их в неволе. Позднее животное появилось в Европе.

Лошадь является жителем больших и открытых пространств. В случае опасности она спасается бегством. Самец лошади называется жеребцом, или конём. Самка — кобылой. Кастрированный жеребец - мерин. Детёныш лошади — жеребёнок. Большое количество лошадей – табун. Помещение для содержания лошадей – конюшня. Наука, изучающая лошадей, называется иппологией.

Таким образом, в жизни человека лошадь сыграла важную роль. Качества лошади – сила, скорость, выносливость, хорошая обучаемость, способность переносить разнообразные климатические условия и питаться скудным грубым кормом прекрасно приспособили её к изменяющимся потребностям человека. После приручения раскрылись её подлинные возможности - она стала незаменимым помощником в сельском хозяйстве и промышленности, в военном деле и как средство передвижения, для спортивных состязаний, для лечебной верховой езды и просто для удовольствия. Лошадь, как самый близкий и любимый друг человека, удостоилась обращения к ней в большей мере, чем остальные животные.

II.2. ПРЕДКИ ЛОШАДЕЙ.

У всех современных лошадей было 4 основных предка: лесная лошадь, европейская лошадь (Драфт), азиатская лошадь и тарпан. Лесная лошадь постепенно превратилась в "тяжелых лошадей". Европейская лошадь была похожа на сегодняшнего шетлендского пони. Азиатская являлась предком аравийской и ахалтекинской пород. Тарпан - предок лошади Пржевальского и монгольской лошади.

Тарпан является одним из самых «молодых» предков лошадей, которые обитали в южнорусских степях. Они обитали большими табунами, которые насчитывали до 100 животных. Часто бунта распадался на группы – от 12 до 18 кобылиц и 1 жеребец. Животные были небольшого роста - высота в холке — около 135 см, с короткой, густой и волнистой шерстью. В холодное время года шерсть тарпанов становилась длиннее. Горбоносая толстая голова животных заканчивалась остроконечными ушами. Хвост тарпанов имел среднюю длину. Они отличались большой осторожностью, были пугливы и дики. В настоящее время тарпаны вымерли, но до XIX века их можно было встретить в степях на юге России, в Европе, в Казахстане и Сибири. (Приложение 2)

Таким образом, несколько десятков тысяч лет лошадь и человек живут бок о бок. Это  изящное и гордое животное привлекает к себе человека необузданным нравом, восхищает своей выносливостью и смелостью, а преданность и мощь лошадей, сумели привязать к ним людей.

II.3. ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОШАДЕЙ.

Современных лошадей можно разделить на две группы: дикие и домашние.

К диким лошадям относятся: 3 вида африканских зебр (бурчеллова зебра, зебра Греви и горная зебра), 2 вида ослов (африканский, азиатский) и лошадь Пржевальского.

Лошадь Пржевальского обитает в Монголии (Приложение 3). Она ростом немного больше пони, с массивной головой и длинным хвостом; от других лошадей отличается жесткой, стоячей гривой и отсутствием челки. Цвет летней шерсти песочно-желтый, снизу почти белый, конец морды тоже белый. Зимой шерсть становится желтовато-бурой и более косматой. Внизу на ногах черные отметины. Голос громкий и пронзительный.

Но в разных уголках планеты встречаются также одичавшие табуны животных семейства лошадиных: в Германии – дюльмены, во Франции – камаргу (морская лошадь), в Нидерландах – коник, в Северной Америке – мустанг. Это животные произошли от домашних животных, но с человеком в контакт не входили.

Домашние лошади обитают во всех уголках мира. Они представлены большим разнообразием пород, каждая из которых имеет своё значение - для развлечений, для конных прогулок, для туризма, для верховой езды, для сельскохозяйственных работ и т.д. Для разных целей люди выводили и выводят разные породы лошадей. Порода лошади зависит от её внешнего вида и конституции. В мире существует около 250 пород домашних лошадей и их делят на группы:

тяжеловозы весят больше полутоны. У них короткие ноги и широкая спина. Эти сильные лошади могут возить очень большие грузы. К этой группе относятся, владимирские тяжеловозы, першероны, шайры. (Приложение 4)

рысаки ( легкоупряжные лошади). Их впрягают в экипажи, кареты, телеги и сани. Они перевозят грузы, но более лёгкие. Возят они и людей. Они красивы и послушны. Самые известные представители этой группы – орловские рысаки. (Приложение 5)

верховые лошади.На нихездят верхом. У лошади длинные тонкие сильные ноги. Длина туловища лошадей примерно равна их росту. Почти всем верховым лошадям укорачивают или продёргивают гриву, чтобы она не мешала управлять лошадью. На верховых конях ездит конная полиция. К этой группе относятся лошади буденовской породы, арабские и ахалтекинские лошади. (Приложение 6)

вьючные лошади. Они перевозят груз на себе в специальных мешках-вьюках, прикреплённых к седлу, часто сопровождают путешественников и исследователей. Лошади не высокие, крепкие, на коротких сильных ногах. К ним относятся шетлендские пони, которые перевозят грузы в половину собственного веса. (Приложение 7)

Лошади бывают различных мастей. Масть – это сочетание окраски шерсти корпуса, ног, гривы и хвоста. Она может меняться с возрастом лошади. Различают два вида масти:

основные (Приложение 8)

вороная - голова, туловище, конечности, грива, хвост – черные;

 гнедая - голова и туловище - коричневые, а грива, хвост и конечности черные или почти черные;

рыжая - голова, туловище и конечности - рыжие; грива и хвост того же цвета, но могут быть светлее или темнее;

серая - особая масть. Лошади этой масти появляются на свет темно-серыми, почти черными. По мере взросления лошади этой масти светлеют и к старости становятся совсем белыми. Грива и хвост на протяжении всей жизни серой лошади остается того же цвета, что и все тело, однако может быть светлее или темнее.

производные (Приложение 9)

караковая - голова, туловище и конечности - бурые, а грива и хвост - темно-бурые с примесью черных волос;

соловая - лошади светло-песочной или кремовой окраски; грива и хвост того же цвета или светлее;

буланая - туловище и голова мышасто- или светло-песочные; ноги, грива и хвост – черные;

чалая - лошади рыжей, вороной, гнедой, буланой и других мастей, имеющие примесь белых волос, не изменяющихся с возрастом. Голова и конечности сохраняют окраску основной масти; 

чубарая - мелкие и средней величины рыжие, черные, коричневые пятна на белом фоне или светлые на темном; 

пегая - лошади рыжей, вороной, гнедой, буланой и других мастей с крупными белыми пятнами на туловище и ногах; 

саврасая - туловище как у гнедой, но блёклой окраски; посветление вокруг глаз, на конце морды и на животе; грива и хвост черные; по спине - темный ремень.

В окраске шерсти животного могут встречаться пятна (Приложение 10): по белому фону – тёмные, по тёмному фону – белые. Они остаются одинаковыми на всю жизнь лошади. Белые пятна на голове и ногах лошади называются отметины. Отметины на морде различаются по форме, размеру и местоположению: узкая полоса на морде – проточина, широкая полоса на морде – лысина, круглое пятно на лбу – звезда, между ноздрей – сединка. Отметины на нижней части ног называются носочки, гольфы и чулки. (Приложение 11) Отметины также могут быть и на спине и животе лошади. Копыта лошади могут быть тоже разного цвета. У животных тёмных мастей – копыта тёмные, у светлых – светло-кремового цвета. Тёмные копыта обычно крепче светлых. (Приложение 12)

У каждой породы лошадей свой характер, рост и вес.

Но есть и исключения из правил. Например, представитель породы шайр – мерин по кличке Сампсон. Он родился в Англии в 1846 году. Из-за высокого роста в 4 года Сампсон был переименован в Мамонта. Его рост в холке – 2 метра 20 сантиметров, вес – 1,52 тонны. Ни одной из сегодня живущих лошадей так и не удалось превзойти его рекорд. (Приложение 13) 

В противовес коням-великанам в мире появляются и самые маленькие лошадки. По версии книги рекорда Гиннесса самой маленькой по весу и росту является лошадка по кличке Тамбелина, породы фалабелла. Родилась она в Америке, её рост составляет 45 см, вес 26 кг. Уникальной особенностью этих лошадок является то, что каждое новое поколение даёт всё более мелких лошадей. (Приложение 14)

Таким образом, сегодня существует множество пород лошадей, отличающихся друг от друга мастью, размерами, нравом и статью.

II.4. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС.

Мы решили провести социологический опрос среди обучающихся параллели 1 классов с целью определить, что знают мои сверстники о лошадях. Опрос проводился посредством анкетирования. В опросе приняли участие 133 ученика в возрасте 7-8 лет. Респондентам были заданы 8 вопросов:

Вопрос

Варианты ответов

Результат

1. Где Вы встретились с лошадью?

в деревне

29 чел/21,8%

по телевизору, компьютеру

15 чел /11,3%

в цирке

19 чел/14,3%

в парке

43 чел /32,3%

в конном клубе

27 чел /20,3%

2. Какую пользу приносят лошади?

перевозка грузов и людей

47 чел/35,3%

вспашка полей

11 чел/8,3%

продукты питания

7 чел /5,3%

спорт

21 чел/15,8%

помощь военным, полицейским

20 чел/15,0%

развлечение

9 чел/6,8%

здоровье людей

18 чел/13,5%

3. Вы когда-нибудь катались на лошади?

да

120 чел/90,2%

нет

13 чел/9,8%

4. Как Вы думаете лошадь лучше слышит или видит?

видит

35 чел/26,3%

слышит

58 чел/43,6%

не знаю

60 чел/45,1%

5. Какое любимое лакомство лошади?

сено

18 чел/13,5%

овощи

10 чел/7,5%

фрукты

11 чел/8,3%

хлеб

3 чел/2,2%

сахар

91 чел/68,4%

6. Хотели бы вы заниматься конным спортом?

да

133 чел/100,0%

нет

0 чел/0,0%

7.Как называется напиток из кобыльего молока?

молоко

87 чел/65,7%

кумыс

9 чел/6,8%

не знаю

37 чел/27,8%

8. Назовите профессию врача, который лечит животных

педиатр

7 чел/5,3%

окулист

5 чел/3,7%

ветеринар

112 чел/84,2%

не знаю

9 чел/6,8%

После изучения ответов, мы произвели математические подсчеты и выяснили:

Ребят интересуют лошади. Большинство из них видели лошадь в парке и общались с ней (гладили, кормили, катались), все хотели бы заниматься конным спортом.

Дети имеют представление о пользе лошади.

Недостаточно информации у ребят о органах слуха и зрения лошади.

Неверная информация у детей о лакомстве лошади и о названии напитка из кобыльего молока.

Дети знают профессию человека, который осуществляет лечение лошадей.

Исходя из этого, мы решили рассказать ребятам собранную нами информацию, поделиться своими наблюдениями за поведением лошадей и данными о том, как лошади лечат человека.

II.5. ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ

ПОРОДЫ И МАСТИ ЛОШАДИ.

Обучаясь правилам верховой езды, мы учимся общаться и ухаживать за лошадьми. Мои занятия проходят с конём по кличке Эмиральд. В ходе наблюдения мы решили самостоятельно определить его масть и породу.

Наблюдение № 1.

 Цель: выявить породу коня, используя его внешний вид.

Конь используется в конном спорте, участвует в состязаниях по спортивному троеборью. Мощный корпус. Широкая грудь. Изящная шея. Грива и чёлка ровно подстрижены. Стройные крепкие ноги оканчиваются крепкими копытами тёмного цвета. Рост составляет 1м64см. Он выглядит всегда благородно, подтянут, быстр, вынослив и изящен.

Таким образом, конь относится к породе верховых лошадей, к группе тракененских лошадей. Из научной литературы мы узнали, что выведены они были в 1732 г. на территории Восточной Прусии на конном заводе (д. Тракенен). Задача была – развести кавалерийских лошадей для армии. Породу вывели в результате скрещивания кобыл породы швайки и арабских жеребцов. В Россию лошади были завезены в 1925 г. В настоящее время лошадей тракененской породы разводят в Германии, Франции Дании, США, Польше, Англии, России (Московская и Ростовская область, республика Белоруссия)

Наблюдение № 2.

 Цель: выявить масть коня, используя его внешний вид.

Масть — главный отличительный признак лошади. Под мастью подразумевают цвет ее волос, а также кожи и глаз.

У моего коня чёрная окраска туловища, ног, гривы и хвоста. Концы волос с рыжеватым оттенком. Большие чёрные выразительные глаза.

Таким образом, конь Эмиральд – конь вороной масти.

Наблюдения позволили нам прийти к выводу, что одомашнение животных и их разведение зависит от необходимости выполнения лошадьми определенного вида работы. (Приложение 15)

II.6. НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ХАРАКТЕРОМ ПОВЕДЕНИЯ ЛОШАДИ.

Для того, чтобы найти контакт и сработаться с лошадью мы должны понимать сигналы, которые она подаёт и её язык. Лошадь — это чувствующее и думающее животное, ее нрав зависит во многом от содержания и воспитания ее человеком.

По характеру поведения лошади бывают добронравные, злобные, дурного нрава (норовистые) и с порочными привычками. Добронравное животное радостным ржанием встретит хозяина или конюха, а злобное может укусить, лягнуть, ударить передними конечностями любого человека, тем самым как бы мстя за боль и обиды. Лошади дурного нрава, с норовом, не дают себя ковать, чистить, седлать или запрягать, лягаются, кусаются, встают на дыбы. Животные с порочными привычками грызут в конюшне стены и кормушки, опираются зубами на их выступы и заглатывают воздух, роют пол копытом, мотают головой, постоянно переступают с ноги на ногу, шлепают губами и высовывают изо рта язык, жуют повод, разбрасывают овес... Чтобы отучить лошадь от вредных привычек и дурного нрава, человек должен любить лошадь, обладать большим чувством доброты, терпением, смелостью, настойчивостью и, конечно, специальными знаниями.

Поведение лошади меняется с возрастом. Полной работоспособности она достигает в возрасте 4—5 лет и сохраняет свои рабочие качества до 18—20 лет.

Нашему коню по кличке Эмиральд 14 лет. Чтобы установить с ним контакт и понимать его, нам необходимо научиться его наблюдать на конюшне, на свободе, в левадах, в играх и общении с другими лошадьми, в кормлении и уходе, в работе верхом и в руках. Мы поняли, что жеребец может разговаривать при помощи положения тела, мимики, жестов и звуков. Свои наблюдения мы занесли в таблицу:

Параметры наблюдения

Характеристика

характера поведения коня

Объяснение

особенностей поведения коня

Уши

Уши направлены вперёд – не боится. Среднее положение - обычное состояние.

Уши, положенные назад – серьёзное предостережение – «Лучше не трогай».

Определение настроения коня по ушам.

Ориентирование в темное время суток.

Различение и выбор музыки.

Нюх

Постоянно все обнюхивает и хорошо разбирается в запахах.

Определение места нахождения (седло, конюшня, человек и т.д.).

Определение качества воды и корма.

Глаза

Большие, диаметр до 5 см.

Имеется 3 века - два обычных и третье - мигательная перепонка, которая находится во внутреннем углу глаза

Не может хорошо сфокусировать глаза.

Видит цветные сны.

Обладает круговым зрением - 360 градусов.

Третье веко прочищает глаз, смазывая и очищая его.

Нижние части сетчатки глаза позволяют видеть объекты на расстоянии, а верхние служат для более близкого просмотра.

Различают все цвета, кроме красного и синего.

Память

Отлично запоминает - безошибочно находит дорогу, место, человека, правила игры.

Если с лошадью обращаться ласково, она запомнит человека, как друга, до конца своих дней. Лошадь немедленно возобновит дружбу, когда увидит этого человека снова, независимо от того, как долго они не видели друг от друга.

Большинство лошадей начинают нервничать, когда их приводят в то место, где они когда-то чего-то испугались.
Если им становится скучно, они могут случайно выяснить, как отвязывать себя от столбов и как открывать защёлки и закрома для зерна. Как только они узнают эти методы озорства, они их никогда и ни за что не забудут. 

Ноздри

Издаёт тихое ржание - пофыркивание.

Издаёт громкое ржание - громкое фырканье.

Издаёт резкий звук. предостережение для нападающего.

Издаёт редкий, но зажигательный звук, похожий на голос совы,– это рык дерущихся жеребцов.

Приветствие к собратьям: жеребец - кобыле, кобыла – жеребенку, конь - конь.

Реагирование на человека, которому доверяет или еду.

Сигнал о расслаблении и состоянии удовлетворёния.

Возмущение или недовольство.

Предостережение для нападающего.

Рык дерущихся жеребцов.

Тело

Сняли седло после тренировки - лежит на песке, смешанном с опилками и начинает крутиться, вертеться, выгибаться и кататься по земле.

Выполняет самомассаж, подобно гимнастике или физкультуре.

Смех

Загибает верхнюю губу и обнажает свои зубы в широкой улыбке, выполняет небольшой наклон головой. Из-за этого создаётся впечатление, что животное смеётся.

Усиление функции обоняния.

Лошади делают это забавное выражение морды, чтобы направить ароматы, плавающие в воздухе, к специальным обонятельным железам, которые находятся в конце носового канала лошади. Загибание губы и небольшой наклон головы помогают животному донести запахи к этим железам. Лошадь не смеётся над вами, она просто пытается определить, плохо ли вы пахнете.

Таким образом, наблюдая за характером поведения коня Эмиральда, мы выяснили, что у лошадей сильно развито обоняние и слух, они общаются при помощи мимики, положения тела и голоса, обладают хорошей памятью, но зрение не самый развитый орган чувств у лошади. Наш конь – умный, добрый и послушный. Он любит получать похвалу. Когда чувствует, что у нас в кармане есть яблоко, то начинает его выпрашивать, издавая смешные и необычные звуки, пофыркивает, прижимается губами к руке. Если я устаю и мне трудно выполнять распоряжение тренера, он делает все необходимое и без команд.

Следовательно, чтобы лошадь понимала человека, уважала его, доверяла ему, понимала его команды, делала работу с желанием - человеку необходимо стать для животного лидером, другом и помощником. Об этом должен помнить каждый человек, который общается с лошадью. От его отношения с ней, от его заботы и ухода за животным зависит проявление всех способностей лошади, ее поведение.

II.7. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЦИОНА ПИТАНИЯ ЛОШАДИ.

Питание лошадей важное условие при содержании лошади. От него зависит здоровье, продолжительность жизни и работоспособность лошади.

Лошадь – травоядное животное, поэтому основу питания лошадисоставляет сено. Если животных кормить только сеном, то они не так хорошо будут выполнять работу. Поэтому хороший хозяин старается всегда прибавить к сену овес и ячмень, дробит и мочит горох и бобы, прибавляет выжимки от разных масличных семян, дает картофель, морковь, репу и свеклу. Корм должен быть всегда свежий и неиспорченный. Рацион питания для каждой лошади составляется отдельно. Это зависит от нагрузки, породы и условий жизни. Кормление рабочих лошадей должно быть более питательным, т. к. выполняя тяжелую работу, животные тратят много сил и энергии. Питательным и должно быть кормление жеребых кобыл и жеребят. Количество корма не должно превышать 2,5% общего веса лошади. (Приложение 16)

Наш конь по кличке Эмиральд относится к породе верховых лошадей. Это здоровая умеренно работающая взрослая лошадь. Вес дневного рациона питания делим на 3 равные части (завтрак, обед и ужин). Кормим в одно и то же время.

Вес коня составляет 463 кг. На 1 день ему требуется от 19 до 24 кг:

Вид корма

Вес корма

Значение корма

сено

13-15 кг

Основный вид питания – содержит углеводы, клетчатку и жиры. Должно быть качественным, состоять из разных трав. Заготавливается весной и ранним летом.

овёс

3 кг

Дополнительный вид питания – содержит протеин и витамин В. Благоприятно воздействует на процесс питания, т.к. быстро переваривается.

пшеничные отруби

1 кг

сухой жом

1-1,5 кг

Энергетическая добавка – улучшает блеск шерсти.

овощи (морковь, свекла, капуста, арбузы, яблоки)

2-3 кг

Источник микроэлементов, витаминов и клетчатки.

соль-лизунец

25-100 г

Регуляция эмоционального и физического состояния животного.

минеральные вещества (мел, рыбий жир, дрожжи) или витамины

по рекомендации ветеринара

После работы коня отшагиваем, остужаем и даём попить. За сутки взрослая лошадь выпивает до 60-80 л воды (то есть 6-8 вёдер!). К воде конь имеет доступ всегда для этого у него в стойле стоит автоматическая поилка. Кормление лошади начинается с сена, затем даём овес и др. концентраты. Овёс и сено разделяем по разным кормушкам. После кормления лошади надо дать отдохнуть около 1 часа, и лишь затем можно седлать или запрягать для дальнейшей работы.

Если мы хотим побаловать или поблагодарить лошадь, то можем дать ей лакомство – кусочек сахара. Но эти продукты не приносят животному пользу, поэтому их дачу нужно сократить к минимуму или заменить другими лакомствами (яблоко, морковь, печенье)

Таким образом, соблюдение правил кормления и поения очень важно для сохранения здоровья и сил нашего коня.

II.8. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАВИЛ УХОДА ЗА ЛОШАДЬМИ.

Лошадь будет радовать нас хорошими спортивными достижениями и станет преданным другом, при условии, если мы будет знать, как ухаживать за лошадью. Мы учимся первый год и поэтому освоили первоначальные навыки ухода за лошадьми (Приложение 17):

Волосы на гриве и хвосте ежедневно вычёсываем при помощи расчески из пластика. Расчёсывая волосы на хвосте необходимо правильно стоять сбоку и мягкими движениями убирать сор сверху вниз.

Смоченной губкой утром протираем ноздри и глаза.

Шерсть чистим ворсистой щёткой 2-3 раза в день. Перед выездкой лошадь полностью протираем щёткой, если где-то запачкалась сильнее – скребницей. (Приложение 18)

При уходе необходимо соблюдать меры предосторожности: не садится рядом с ногами коня, все движения осуществлять сильными, но нежными нажатиями, не подходить к лошади сзади. По окончании чистки хорошо отполировать лошадь замшей или влажной суконной тряпкой. После тренировок обтираем коня, осматриваем не натёрло ли кожу седло или упряжь. При необходимости смазываем мазью.

Ребята старшего возраста помогают конюху проводить купания лошадей, чистят и проветривают конюшни, выгуливают животных на прогулке, учатся осуществлять уход за копытами.

Таким образом, мы должны понимать, что за лошадью требуется ответственный уход. Поэтому для него важно постоянно учиться, читать специальную литературу или нанимать профессионалов, которые хорошо знают, как ухаживать за лошадью в любых условиях.

II.9. РОЛЬ ЛОШАДИ В ОЗДОРОВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕКА.

Мы занимаемся конным спортом. (Приложение 19)Это занятие, которое требует много усилий. Нас учат ездить на лошади в разных положениях, с поводьями и без них. Руки постоянно движения: вытянуты вверх или вниз, в стороны или прямо. Наше тело принимает различные позы: лицом к хвосту лошади, лежа на животе, лежа на спине. Мы должны уметь вытягивать одновременно две ноги к шее лошади или к хвосту. Это помогает нам тренировать координацию и синхронность движений, развивает мелкую моторику рук, мы учимся слушать и трудиться. Уроки верховой езды помогают расслабить нам мышцы, тепло от тела животного мягко разогревает их, а своими движениями мы тренируем все группы мышц: плечевой пояс, руки, ноги, голова. Нагрузка на мышцы чувствуется после каждой тренировки.

При общении с лошадью мы не испытываем страха, становимся более раскрепощёнными и уверенными в себе. Занятия верховой ездой улучшают наше самочувствие и повышают настроение, снимают стресс и дарят незабываемые впечатления.

Таким образом, верховая езда - это серьезный труд, требующий внимания и дисциплины. Все это выполнять интересно, но трудно, а иногда даже страшно. Но первое, чему обучают в школе верховой езды – это безопасным методам обучения:

Никогда не подходи к лошади сзади и молча, надо всегда разговаривать с лошадью.

Корми лошади с ладони, не подставляя пальцы! Беря гостиниц с руки, она может случайно укусить палец.

Всегда держись рядом с лошадью на расстоянии вытянутой руки!

Веди лошадь под уздцы всегда справа от себя!

Садись на лошадь только с ее левого бока!

При занятиях верховой ездой всадник не садится в седло, а как бы нависает над ним, опираясь на ноги, повторяя движения лошади при ходьбе или беге.

Чтобы лошадь тебя слушалась, нельзя её бояться! Так как лошадь чувствует настроение всадника и ведет себя соответственно. Она может отказаться работать либо повести себя агрессивно. Например, скинуть всадника или встать на дыбы.

Находясь рядом с лошадью, нельзя громко кричать, бегать, прыгать и махать руками.

Нельзя рядом с лошадью включать громко работающую технику. Лошади очень пугливы и могут испугавшись неосознанно причинить тебе вред.

Верховая езда может рассматриваться не только как вид конного спорта, но и как лечение. История появления «лечения лошадью» началась в 1952 году. На XV Олимпийских играх в Хельсинки в конном спорте серебряную медаль завоевала Лиз Хартел из Дании. Она была сильно больна, не могла ходить. Лиз стала постоянно заниматься на лошади. Через несколько лет она победила на соревнованиях здоровых спортсменов. Таким образом, лошадь явилась живым тренажёром для лечения людей. Лечебная верховая езда является одной из форм лечебной физкультуры и называется иппотерапия. Занятия иппотерапией особенно эффективно для людей, неспособных самостоятельно передвигаться, с заболеваниями опорно-двигательной системы и нервными расстройствами. Самое важное и полезное в иппотерапии – это общение инвалида с большим и добрым животным. Лошадь не видит его недостатков, общается с ним в обычной и озорной манере, что приносит пациенту массу положительных эмоций. Сидя в седле, он забывает про свою неполноценность, становится таким же сильным и веселым, как и все вокруг. Когда лошадь идет спокойным, размеренным шагом, то её движения напоминают человеческие. Это заставляет тело человека, посаженного на спину животного, двигаться, как при нормальной ходьбе. Больной за одну минуту получает около 100 двигательных импульсов. Много значит тепло, исходящее от спины лошади, ведь температура тела лошади на 2 градуса выше, чем у человека. Тело больного расслабляется, что, в свою очередь, снимает психологическое и умственное напряжение. Важным является и общение ребенка с лошадью. Он вступает в определенное взаимодействие с лошадью, разговаривает с ней, гладит, кормит. Преодолевает свои страхи и барьеры, начинает доверять этому большому и мощному животному. (Приложение 20)

Таким образом, иппотерапия – это отличный инструмент в борьбе против детского церебрального паралича и аутизма, для развития равновесия и физической силы у ребенка, а так же для формирования позитивного психо-эмоционального настроения.

Лошади спасают человека и в буквальном смысле. Часто больной, который никогда ни одной живой лошади не видел, бывает обязан ей жизнью и восстановленным здоровьем. Есть в нашей стране Институт вакцин и сывороток. Там в специальных конюшнях стоят кони - доноры. Это самые лучшие, здоровые во всех отношениях животные. Врачи вводят им в кровь возбудителей таких страшных болезней, как столбняк, гангрена, дифтерия, ботулизм и др. Когда в крови коней вырабатываются защитные антитела, иммунитет против этих болезней, у них берут кровь для приготовления сыворотки. Одна лошадь дает за свою жизнь 16 - 20 тысяч доз сыворотки. (Приложение 21)

В России туберкулёз, дистрофию издавна лечили кумысом. Кумы́с— кисломолочный напиток из кобыльего молока, полученный в результате молочнокислого брожения. Кумыс называют "живой водой", так как в нем содержатся антибиотики, которые помогают при лечении. В кобыльем молоке витаминов в 10 раз больше, чем в коровьем. Это целебный напиток спас немало человеческих жизней. В настоящее время его научились консервировать, и он продается в магазинах. (Приложение 22)

Таким образом, лошади способны благодаря своим удивительным свойствам лечить людей как психологически так и физически. Мы узнали, что верховая езда тренирует мышцы здоровых людей, «лечение лошадью" помогает инвалидам, кумыс и сыворотка лечит тяжелобольных людей.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Все лошади раньше были "дикими" и приручались человеком постепенно. История происхождения лошади насчитывает миллионы лет. Благодаря силе, выносливости, резвости  она сыграла важную роль в развитии человека. Лошадь, являлась и является его другом, помощником и «лечащим врачом». Лошади имеют уникальные и удивительные особенности, влияющие на человека.

Наша гипотеза подтвердилась, цель и задачи работы нами выполнены. В ходе исследований и наблюдений, мы смогли определить породу и масть коня, объяснить особенности поведения лошадей, выявить рацион питания и осуществить уход за животными.

Мы будем продолжать заниматься полезной для здоровья верховой ездой и узнавать больше информации об этих удивительных животных!Общение с этим прекрасным животным делает людей духовно богаче и здоровее.

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Биндер С Как думает моя лошадь? Поведение лошади на первый взгляд – Издательство Аквариум, 2008. – 96 с.

Большая детская энциклопедия для мальчиков. Ответственный за выпуск М/В/ Адамчук. Издательский кооператив «Современный литератор», 2007.- 398 с.

Гервек Г. Психология лошади. Нрав, чувства, поведение/пер. с нем. С.Казанцева. – М.: «АКВАРИУМ ЛТД», К.: ФГУИППВ , 2003. – 125 с.

Иппотерапия. Информационный вестник Национальной Федерации лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта № 1(6) 2011. – с. 25.

Лошади. Детская энциклопедия. - РОСМЭН, 2012.- с. 410.

Лошади и пони. Иллюстрированная энциклопедия. - Астрель.2012. – 235 с.

Я учусь ездить верхом. Керн. Ю. - Аквариум-Принт, 2008. – 75 с.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные/ сост. П.Р. Ляхов. АСТ, 1994. – 395 с.

Интернет-ресурсы: http://facte.ru/udivitelnye-fakty-o-loshadyax.html.

Интернет-ресурсы: http://mal-domikru.net/samye-udivitelnye-masti-loshadej.html.

Интернет-ресурсы: http://ru.wikipedia.org Википедия

Интернет-ресурсы: http://www.sudarrb.com Верховая езда и иппотерапия

Интернет-ресурсы: http://thehorses.ru Лошади

Интернет-ресурсы: http://happy-horses.ru Происхождение и история лошади

Интернет-ресурсы: http://web-zoopark.ru Лошади. Самое интересное о лошадях

Интернет-ресурсы: http://www.ebftour.ru Секреты общения с лошадьми

Интернет-ресурсы: http://dcpmama.ru Лечение лошадью. Иппотерапиядля детей с ДЦП

V. ПРИЛОЖЕНИЕ.

Приложение 1.

ЭВОЛЮЦИЯ ЛОШАДИ

Приложение 2.

ТАРПАН – ПРЕДОК ЛОШАДИ

Приложение 3.

ЛОШАДЬ ПРЖЕВАЛЬСКОГО

Приложение 3-7.

ПОРОДЫ ЛОШАДЕЙ

   

тяжеловозы

рысаки

   

верховые

вьючные

Приложение 8.

ОСНОВНЫЕ МАСТИ ЛОШАДЕЙ

   

вороная

гнедая

   

рыжая

серая

Приложение 9.

ПРОИЗВОДНЫЕ МАСТИ ЛОШАДЕЙ

   

караковая

соловая

   

буланая

чалая

   

чубарая

пегая

   

саврасая

 

Приложение 10.

ОТМЕТИНЫ НА МОРДЕ ЛОШАДЕЙ

Приложение 11.

ОТМЕТИНЫ НА НОГАХ ЛОШАДЕЙ

Приложение 12.

КОПЫТА ЛОШАДИ

Приложение 13.

САМАЯ БОЛЬШАЯ ЛОШАДЬ МИРА

(конь Сампсон)

Приложение 14.

САМАЯ МАЛЕНЬКАЯ ЛОШАДЬ МИРА

(лошадка Тамбелина)

Приложение 15.

Конь Эмиральд

Приложение 16.

РАЦИОН ПИТАНИЯ ЛОШАДИ

Приложение 17.

ЛОШАДИ В КОНЮШНЕ

Приложение 18.

УХОД ЗА ЛОШАДЬЮ

Приложение 19.

ЗАНЯТИЯ ВЕРХОВОЙ ЕЗДОЙ

Приложение 20.

ИППОТЕРАПИЯ

Приложение 21.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ СЫВОРОТКИ

Приложение 22.

«ЖИВАЯ ВОДА» - КУМЫС

Просмотров работы: 3188