Древнегреческий историк Геродот сказал: "Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен ум". Сократ, древнегреческий философ, на вопрос "Что такое здоровье?" ответил: "Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто!". А по определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Я решил узнать у своих одноклассников и учащихся 5 – 9 классов, какого человека можно назвать здоровым. В результате проведенного опроса были получены следующие ответы:
в моём понимании, здоровый человек-это тот, который ведёт здоровый образ жизни, то есть правильно питается, занимается спортом, соблюдает режим дня, не курит, не злоупотребляет алкогольными напитками, не принимает наркотики;
здоровый человек – это человек, ведущий правильный образ жизни;
здоровый человек - это человек, который следит за своим здоровьем, он не переедает, не сидит долго за компьютером;
здоровый человек – это человек, который не болеет какими то серьёзными заболеваниями.
Ни один из учащихся в своём ответе не указал, что здоровый человек не имеет лишнего веса. И поэтому я решил посвятить свой проект данной проблеме. Тема проекта: «Детское «сумо» не уйдёт само».
Цель:
исследовать распространенность избыточного веса и ожирения у учащихся школы № 13 н.п. Белое Море.
Задачи:
изучение показателей избыточного веса и ожирения по результатам обследования школьников (измерение роста и веса);
выявления причин появления у школьников избыточного веса и ожирения;
анкетирование обучающихся школы;
выявления уровня информированности школьников о правильном питании.
Объект исследования:
обучающиеся школы № 13.
Методы исследования:
обзор литературы по данной теме;
практическое исследование (взвешивание и измерение роста);
анализ полученных результатов;
анкетирование учащихся.
По данным ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения), за последние 40 лет количество детей и подростков не просто с лишним весом, а с ожирением увеличилось почти в 12 раз. С 1975 года по 2016 год число таких детей увеличилось с 11 миллионов до 124 миллионов. Ещё 213 миллионов имеют избыточный вес. Если так пойдёт дальше, то к 2022 году в мире будет больше детей «с перевесом», чем худых. Выводам вполне можно верить – они основаны на изучении данных 130 миллионов человек, это беспрецедентное по масштабу эпидемиологическое исследование. В России своя статистика, тоже малоутешительная. Исследование, проведенное Эндокринологическим научным центром Министерства Здравоохранения, показало, что 6 – 8% наших детей уже поставлен диагноз «ожирение», а ещё у 11 – 18% есть лишний вес [3].
Понятия «ожирение» и «избыточная масса тела».
Надо различать понятия «ожирение» и «избыточная масса тела». Избыточная масса тела – увеличение массы тела до 10% от максимальной или до 15% от средней по росту, возрасту и полу. Ожирение – увеличение массы тела более 10% от максимальной или более 15% от средней по росту, возрасту и полу. Существует 4 типа ожирения:
ожирение 1-й степени характеризуется наличием 20-30 % лишнего веса по сравнению с нормой.
ожирение 2-й степени, это наличие 30-49 % лишенного веса. На этом этапе появляются одышка и повышенная потливость. Дети мало двигаются и часто пребывают в плохом настроении. Начинаются проблемы с физкультурой в школе и социальной адаптацией в классе.
ожирение 3 степени - это наличие 50-99 % лишнего веса. На данном этапе болезнь уже вовсю себя проявляет, так что её трудно не заметить. Начинают болеть суставы ног, повышается давление, колеблется уровень сахара в крови. Ребёнок становится неуравновешенным, раздражительным, впадает в депрессию.
ожирение 4 степени - подразумевает наличие 100 % и более лишнего веса.
Кроме того ожирение свидетельствует об избыточном накоплении жира в организме, что так же представляет опасность для здоровья.
Причины ожирения.
Каковы же причины возникновения избыточного веса и ожирение:
1.генетическая.
Первое исследование, посвященное поиску генетической причины избыточного веса, было проведено ещё в 1950 году. Ученые обнаружили ген LEP, кодирующий основной гормон насыщения – лептин. Мутация этого гена нарушала метаболические процессы и провоцировала ожирение. Позднее роль этого гена подтвердилась при изучение детей с сильными формами ожирения. Сейчас известны десятки генов, связанных с ожирением [4].
Говоря о таких генах, нельзя не упомянуть о влиянии других факторов.
2. сидячий образ жизни и низкая физическая активность;
3. неправильное питание (избыточное употребление калорий);
4. отсутствие режима дня;
5. хроническое переутомление;
6. частые стрессы.
Дети с лишним весом могут страдать от ряда заболеваний. Врачи отмечают, что ожирение у детей увеличивает риск, например, таких проблем со здоровьем, как:
повышенный уровень холестерина;
сердечно – сосудистые заболевания (например, инсульт);
высокое кровяное давление;
диабет;
костные и мышечно – скелетные расстройства – у толстых детей уже отчетливо выражены дефекты двигательной системы. Плоскостопие, сгорбленная спина, слабые мышцы живота. Это вопросы не только внешнего вида, но прежде всего вопросы здоровья. Ухудшается функции суставов, у детей рано начинают болеть и отекать ноги; из – за этого они отказываются от прогулок, становятся ленивыми, склонными к сидячей жизни, а благодаря этому ожирение прогрессирует. Если ребенок не худеет и не выполняет физических упражнений, эти дефекты и отклонения в старшем возрасте могут привести к тяжелым нарушениям функций суставов. Уже в детстве у тучных могут возникнуть костные размягчения [6];
проблемы с кожей;
нарушение работы желудочно – кишечного тракта;
нарушение сна;
слабый иммунитет;
неуверенность в себе, заниженная самооценка.
Результаты практического исследования (взвешивания и измерения роста).
Критерием оценки избыточной массы тела и ожирения служит индекс массы тела (ИМТ). Он вычисляется путем деления массы тела (кг) на рост тела (м) возведенный в квадрат. Для вычисления ИМТ я использовал данные медицинского осмотра 2018 года. Были проведены измерения роста и веса обучающихся школы.
классы |
количество детей |
количество детей с дефицитом массы тела |
количество детей с нормальной массой тела |
количество детей с избыточной массой тела (ИМТ ≥20%) |
количество детей с ожирением (ИМТ≥30%) |
1-2 классы |
5 |
4 |
1 |
0 |
0 |
3-4 классы |
5 |
5 |
0 |
0 |
0 |
5-6 классы |
9 |
6 |
3 |
0 |
0 |
7-8 классы |
17 |
5 |
8 |
4 |
0 |
9 класс |
6 |
3 |
2 |
0 |
1 |
Итого |
42 |
23 |
14 |
4 |
1 |
Согласно проведенным измерениям я выяснил, что учащиеся младших классов имеют дефицит массы тела, а среди учащихся 7 – 9 классов есть дети с избыточной массой тела.
Результаты анкетирования.
Я провёл анкетирование учащихся 5 – 9 классов, в котором приняло участие 33 человека. Были предложены анкеты по темам «Питание» и «Спорт». Первая анкета состояла из восьми вопросов, а вторая – из пяти (приложение № 1).
Результаты анкетирования.
Большинство учащихся питается 3 раза в день (66,7%).
На данный вопрос большинство ответили «да» (51,5%).
25 учащихся принимают пищу за столом (75,75%).
23 учащихся пищу ночью не принимают (69,7%).
На данный вопрос 25 человек ответили «нет» (75,75%).
Больше всего учащиеся любят овощи и фрукты, а также мясо и рыбу.
21 школьник ест сладкое иногда (63,6%).
Только 5 человек закусывают стресс едой (15,2%).
Большинство ведут активный образ жизни.
17 человек делают утреннюю зарядку (51,5%).
Спортом занимаются регулярно только 14 человек (42,4%).
Половина опрошенных учащихся посещают секции, а половина – нет.
Большинство школьников проводят много времени за компьютером.
Рекомендации по правильному питанию детей с «ожирением» и «избыточной массы тела»:
необходимо уменьшить суточную калорийность пищи на одну четверть от исходного суточного потребления, следить за размером порции;
необходимо питаться регулярно, до 4-5 раз в день;
необходимо есть медленно, хорошо пережевывая пищу,
во время приема пищи не смотрите телевизор;
старайтесь не "заедать" стрессы;
необходимо регулярно выполнять физические упражнения; посещать спортивные секции.
ВЫВОДЫ:
Изучив показатели статистических данных, я пришел к выводу, распространенность избыточного веса и ожирения среди учащихся нашей школы низкая (составляет 21,7%) и основная масса детей с избыточной массой тела приходится на возраст от 13 - 15 лет.
Детское ожирение является фактором более высокой вероятности ожирения, преждевременной смерти, инвалидности во взрослом возрасте.
Перспективы:
Оформить буклет «Рекомендации по правильному питанию школьников».
Провести вечер, посвященный Дню борьбы с детским ожирением.
Список литературы и интернет – ресурсов:
1. Нестерова И.А. Здоровье человека // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru - http://odiplom.ru/lab/zdorove-cheloveka.html
2.Определение здоровья. Доступ к странице - https://studfiles.net/preview/3537139/page:6/ (19.12.2017)
3.Иванникова Е. Почему толстеют наши дети/Е. Иванникова// Здоровье. -2018. - №1. С.64.
4.Существует ли ген ожирения// Здоровье. -2017. - № 12. С.36
5.Утибаева А. Детское «сумо» не уйдет само/ Утибаева А.//Комсомольская правда. – 2018 - 3-10 янв. С.8.
6.Шонка И.,Стракова М., Шимсова Й.,Жбиркова А. Избавимся от лишнего веса. М.:Физкультура и спорт.1987
7.Профилактика и лечение ожирения 1-4 степени у детей и подростков: таблица по возрасту, картинка 6 - Доступ к странице https://vseprorebenka.ru/zdorove/zabolevaniya/ozhirenie-u-detej.html.
Приложение № 1.
Анкета №1 «Питание».
1. Сколько раз в день ты питаешься?
А) меньше 3 раз
Б) 3
В) 4
Г) 5
Д) больше 5 раз
2. Любишь ли ты перекусывать?
А) да
Б) нет
В) иногда
3.Где ты кушаешь?
А) перед телевизором
Б) перед компьютером
В) за столом
4. Ешь ли ты ночью?
А) да
Б) нет
В) иногда
5. Часто ли ты переедаешь?
А) да
Б) нет
В) иногда
6. Какие продукты ты употребляешь чаще всего?
А) мучные изделия
Б) мясо и рыба
В) овощи и фрукты
Г) молочнокислые продукты
Д) чипсы, сухарики, бургеры и т. д.
7. Как часто ты ешь сладкое?
А) часто
Б) совсем не ем
В) иногда
8. Заедаешь ли ты стресс едой?
А) да
Б) нет
В) иногда.
Анкета № 2 «Спорт».
1. К какой группе физической активности Вы относите свой образ жизни
А) очень активный
Б) достаточно активный
В) недостаточно активный
Г) пассивный
2.Делаешь ли ты утреннюю зарядку?
А) да
Б) нет
В) иногда
3. Занимаешься ли ты спортом?
А) регулярно
Б) один раз в неделю
В) один раз в месяц
Г) не занимаюсь
4. Посещаешь ли ты спортивные секции?
А) да
Б) нет
5. Сколько времени ты проводишь за компьютером?
А) меньше 2 часов в день
Б) 2 часа в день
В) более 2 часов в день.