Изучение уровня запыленности в различных помещениях

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изучение уровня запыленности в различных помещениях

Прохорова  Ф.А. 1
1МАОУ Апрелевская СОШ №3 СУИОП
Леталина  Т.А. 1
1МАОУ Апрелевская СОШ №3 СУИОП
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

С детства у меня аллергия на пищу. К восьми годам она стала перерастать в бронхиальную астму. В связи с этим, мне нельзя есть разные виды продуктов, на морозе или солнце покрываюсь прыщами. Проходящая мимо кошка или собака может довести меня до «удушья», весной когда начинает все цвести, а бывает и раньше, когда тает снег и вместе с ним оставшаяся пыльца начинает испаряться у меня плохое самочувствие.

Но это сезонное, а вот пыль, она везде и концентрация везде разная. В комнате у меня стоит специальный очиститель воздуха для аллергиков и мама часто убирается, но основное время я провожу в школе с 8:00 до 16:30 (уроки, потом дополнительные занятия), а бывает и позже. И здесь возникает вопрос (и мне стало интересно), что такое пыль, почему пыль вредна, насколько чист воздух, которым мы дышим в школе. Действительно ли вторая обувь помогает защитить нас от пыли и что нужно сделать для того, чтобы воздух стал чище.

Я считаем данную проблему актуальной.

1. Виды пыли и влияние на здоровье человека.

ПЫЛЬ — взвешенные в воздухе частицы твердых веществ различного происхождения. По своему ха­рактеру различают пыль атмосферную и про­мышленную. К атмосферной пыли относятся:

1) Космическая — образующаяся в процессе разрушения падающих метеоритов;

2) Вулкани­ческая — выбрасываемая в атмосферу силой вул­канического взрыва (например, извержение вулкана на Аляске в 1912 г. повлекло за собой загрязнение пылью верхних слоев атмосферы даже в Европе и США на протяжении 2 последующих лет);

3) Радио­активная — возникающая при ядерных взрывах; эта пыль выбрасывается на большую высоту, подхва­тывается воздушными течениями и разносится на многие тысячи километров от места взрыва, осе­дает с атмосферными осадками и становится источни­ком радиоактивного заражения;

4) Дымовая — об­разующаяся на большом пространстве при лесных и торфяных пожарах;

5) Мгла (помеха) — приносимая из пустынь сухими и горячими ветрами;

6) Наземная, городская пыль, представляющая собой смесь поднятых в воздух частиц почвы, дорожных покрытий, дыма, сажи, растительных и животных организмов (спор, бакте­рий, плесеней и других).

Пыль бывает самая разная: твердая, жидкая, газообразная и даже «живая»! Твердая пыль известна всем. Это ее мы стираем каждый день с полок и подоконников. Газообразная пыль знакома любому курильщику: при каждой затяжке в его организм попадает около четырёх миллиардов частиц. Водяной пар – тоже тончайшая пыль. Оседающий пар образует пленку, что примерно в 500 раз тоньше листа бумаги. Живая пыль – это пыльца растений; она даёт начало новой жизни.

По информации института иммунологии, каждый третий житель России подвержен аллергии. От бронхиальной астмы на сегодняшний день страдает 12% населения России, тогда как в странах Европы и США эта цифра составляет 5%. Причем эти заболевания настигают людей не на улицах, а в помещениях. Астма – хроническое заболевание, вызванное воспалением дыхательных путей и, как следствие, спазмом бронхов, которые начинают выделять большое количество слизи. Это мешает нормальному прохождению воздуха по дыхательным путям. Бронхиальная астма подразделяется на два типа:

атопическая (аллергенная);

неатопическая (неаллергенная).

Первый тип астмы может быть вызван воздействием частиц аллергена: пыль, пыльца, определенная еда, кошачья или собачья шерсть, парфюм и так далее. У детей в 90% случаев встречается именно атопическая форма заболевания. Неатопическая встречается достаточно редко и проявляется только в том случае, если организм ребенка обладает чрезмерной чувствительностью к инфекционным аллергенам.

Бронхиальная астма имеет три формы тяжести течения заболевания:

легкое;

средней тяжести;

тяжелое.

На каждых 100 астматиков приходится не менее 60, имеющих родственника, страдающего этим же заболеванием. Помимо наследственности усугубляет здоровье ещё и плохая окружающая среда, которая негативно воздействует на гены ребенка.

Изученная под микроскопом, прошедшая через химический и спектральный анализ и биологические исследования, домашняя пыль оказалась намного опаснее уличной. В пробах такой пыли можно обнаружить шерсть домашних животных, цветочную пыльцу, множество текстильных волокон от одежды. Но самый неприятный компонент пыли – это микроскопические пылевые клещи размером от 100 до 300 микрон.

Подсчитано, что в 1 г пыли может обитать до 30 тысяч таких клещей. В жилые помещения они попадают с одеждой, обувью или внутри мягкой мебели. Эти клещи не являются паразитами человека, но продукты их жизнедеятельности часто вызывают аллергию.

Воздух внутри помещения практически всегда более пыльный, чем на улице. Ведь при проветривании комнаты, когда потоки воздуха входят через форточку и выходят через вентиляционные решетки или через другую форточку, скорость и направление воздушного потока постоянно меняются. При этом пыль выпадает в осадок, а на улицу выходит очищенный в комнате воздух.

Специалисты измерили, что за сутки мы вдыхаем вместе с воздухом в среднем около двух столовых ложек пыли! И чем мельче пыль, тем глубже она проникает в наши легкие. Частицы пыли повреждают стенки, нарушая первый иммунный барьер и открывая путь инфекциям и аллергенам.

Так что серьезно заболеть от пыли дома или в школе гораздо вероятнее, чем на улице, где мелкая пыль уносится ветром, прибивается и смывается дождем. Чистота помещений и окружающей среды – это наше здоровье и настроение.

Следует помнить, что аллергия – это не только местные проявления, а общее заболевание организма. Аллергический насморк может трансформироваться в бронхиальную астму. Поэтому особенно важна современная диагностика и правильное, индивидуально подобранное лечение.

Наш организм имеет неплохую защиту от пылевых частиц. Они прилипают к слизи, покрывающей поверхность дыхательных путей и вместе с этой слизью движутся к выходу – в гортань, движут их бесчисленные реснички, которыми усажена выстилка дыхательных путей. Эти реснички синхронно выполняют волнообразные движения, выводящие наружу все микроскопические частицы, попавшие внутрь легких. Откашливание и отхаркивание удаляет их. Однако если запыление воздуха превышает всякие нормы, эта система не справляется.

2. Изучение запыленности различных помещениях в школе.

Заинтересовавшись пылью, мы решили определить, сколько же пыли накапливается в школьных кабинетах и коридорах.

С целью определить какая все-таки пыль на вид, мы решили изучить ее под микроскопом с самым максимальным увеличением (40) (Приложение 1; Рис.9).

Чтобы изготовить «ловушку для пыли» нам нужно:

1) Вырезать из картона прямоугольники 5Х5 см и вырезать в них середину (Приложение 1; Рис.1).

2) Приклеить липкую ленту к картону, так, чтобы липкая сторона была свободна (Приложение 1; Рис.2).

3) Мы разместили на высоте 1,5-1,7м все эти «ловушки для пыли» в исследуемых помещениях на несколько дней (в 3 сериях: пн, ср, пят) (Приложение 1; Рис.5, Рис.6, Рис.7, Рис.8) .

4) Через 7 дней собрать ловушки и под микроскопом рассмотреть состав пыли каждого исследуемого помещения.

5) Мы рассчитали площадь пыли, накопившуюся за неделю в каждом помещении.

Составляющие пыли.

Мы выявили следующие типы пылевых частиц: песчинки, частички земли, а также ворсинки одежды, чешуйки кожи, споры грибов, волосы.

Чешуйки кожи. Микроскопическая ее часть больше, чем наполовину состоит из частичек омертвевшей человеческой кожи. Каждый из нас сбрасывает до 450 г. омертвевшей кожной ткани в год. Это мертвая ткань собирается на полу, на мебели и является основной пищей для пылевых клещей и плесневых грибков.

Песок. Вместе с обувью мы ежедневно приносим грязь с улицы, которая, как правило, является смесью песка и природных жиров. Песок увеличивает содержание пыли в помещении во много раз.

Плесневый грибок. Плесень обычно присутствует в воздухе, но она также произрастает в домашней пыли, размножаясь на чешуйках отмершей кожи человека и животных. Также может поражать ткани комнатных растений.

Таблица 1. Сравнительный характер запыленности разных помещений школы (Приложение 1; Рис.10).

Кабинет

Количество пыли (в баллах)

% запыленности

Вид пыли

Кабинет биологии

1

2

3

1

пн

2

ср

3

пят

Волоски одежды

Пылевые частички

Комочки грязи

2

2

2

8

10

6

Спортзал

4

5

4

20

15

20

Пылевые частички

Волоски одежды

Частички одежды

Органические частички Комочки грязи

Входной холл

5

4

5

25

25

20

Волоски одежды

Пылевые частички

Органические частички Споры бактерий

Раздевалка

3

4

3

15

18

18

Волоски одежды

Пылевые частички

Бактерии

Из таблицы 1 мы видим, что менее запыленным оказался кабинет биологии, где находятся цветы, проводится регулярно влажная уборка кабинета и проветривание, а самыми запыленными помещениями стали входной холл и спортзал. В холле учащиеся находятся в уличной обуви, на которой много бактерий, а в спортзале из-за прохладной погоды проветривание затруднено, а активные движения на уроках поднимают пыль. В кабинетах часто обнаруживались органические частицы. В коридоре, холле и спортзале – частицы песка и споры бактерий (Приложение 1; Рис.11,Рис.12, Рис.13, Рис.14). (Приложение 2 Диаграмма).

3. Анкетирование учащихся пятых классов.

Для выяснения, знают ли учащиеся о значении сменной обуви в школе, влажной уборки и вреде пыли на организм человека Ученикам 5х классов были предложены вопросы (Приложение 1; Рис.3). Всего было опрошено 50 человек (Приложение 1; Рис.4). Результаты анкетирования представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты анкетирования учащихся о необходимости ношения сменной обуви.

Вопрос

Положительный ответ

(количество опрошенных)

Отрицательный ответ

(количество опрошенных)

1. Нужна ли в школе сменная обувь?

50 человек

0

2. Нужно ли делать генеральную уборку в школе чаще одного раза в месяц?

45 человек

5 человек

3. Как вы считаете, влияет ли пыль на ваш организм?

25 человек

25 человек

 

4.Если «да», то каким образом?

Чувствую пыль

Появляется кашель

Начинаю чихать

Не влияет

5 человек

5 человек

32человека

8 человек

5. Сколько раз в неделю делаете дома влажную уборку?

9 человек (1 раз в неделю)

15 человек (2 раза в неделю) 26 человек (3 раза в неделю)

Таким образом, мы выяснили:

1. Что большинство из учащихся 5х классов знают о том, для чего необходимо менять обувь при входе в школу, как пыль влияет на их здоровье и не знают как правильно с ней бороться.

2. Пыль и как следствие загрязненность помещений наносит вред нашему здоровью.

3. Степень запыленности помещений не зависит от количества обучающихся. Больше пыли там, где школьники двигаются (коридоры, спортзал) или помещения, где мало проветривается.

4. Меры борьбы с пылью.

1. Чтобы избавиться от пыли следует систематически делать влажную уборку в помещении, постоянно поддерживать чистоту полов, стен и мебели.

2. Смена обуви значительно уменьшает содержание пыли в школе, поскольку не содержит уличной грязи.

3. Записи с доски вытирать только влажными губками или тряпочкой.

4. Не бегать в кабинетах и коридоре, так как при этом поднимаются частички пыли, которые плохо влияют на здоровье.

5. Заключение.

Пыль бывает самая разная и находится в любом помещении. Однако, если «дышать пылью» изо дня в день, то неизбежны заболевания дыхательной системы (бронхиальная астма, заболевания полости носа, глотки, бронхов, аллергические реакции), воспалительные процессы, головные боли, раздражение слизистых оболочек глаза.

В результате выполнения работы, мы выяснили:

- Пыль разносит огромный вред нашему здоровью в том случае, если редко убираться в помещении.

- Пыль содержит огромное количество вредных веществ, которые провоцируют развитие аллергии, болезней дыхательной системы, различных воспалительных заболеваний даже у совершенно здорового человека при длительном контакте.

- В школе пыль образуется в тех местах, где ученики находятся в постоянном движении: быстрее стирается подошва обуви, покрытие пола, постоянно поднимаются в воздух частички одежды, волос.

- Пыль в помещении гораздо опаснее, чем уличная. Мы увидели в такой пыли текстильную пыль, пыль бактерий и омертвевшей кожи, минеральные частицы – это смесь песка.

- Анкетирование учащихся школы выявило тот факт, что большинство из них знают, как пыль влияет на их здоровье, а здоровье дано нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы находимся. Следовательно, что не столько опасна пыль, сколько ее количество.

6. Библиография

1. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг.- М, «Агар», 2000, с234.

2. Илонова В.А. Откуда родом пыль?- М.: Санитарное просвещение, 1996.

3. http://medbooka.ru популярная медицинская энциклопедия

Приложение 1

Рисунок 1 Изготовление ловушек для пыли

Рисунок 2 Ловушка для пыли

Рисунок 3 Анкетирование

Рисунок 4 Результаты анкетирования

Рисунок 5 Место ловушки кабинет биологии

Рисунок 6 Место ловушки спортивный зал

Рисунок 7 Место ловушки входной холл

Рисунок 8 Место ловушки раздевалка

Рисунок 9 Изучение ловушек под микроскопом

Рисунок 10 Результаты получены

Рисунок 11 Под микроскопом «кабинет биологии»

Рисунок 12 Под микроскопом «Входной холл»

Рисунок 13 Под микроскопом «Спортивный зал»

Рисунок 14 Под микроскопом «Раздевалка»

Приложение 2

Рисунок 15 Диаграмма итогов анкетирования в 5х классах

Просмотров работы: 204