Роль прививки в предупреждении вирусных инфекций на примере профилактики гриппа

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Роль прививки в предупреждении вирусных инфекций на примере профилактики гриппа

Токмакова Н.М. 1
1МАОУ "Ленская СОШ"
Юшкова Л.К. 1
1МАОУ "Ленская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В настоящее время в мире ведутся споры о пользе и о вреде прививок. Каждый год нас прививают в школе от множества заболеваний. Этот эффективный метод профилактики многих инфекционных заболеваний практикуется уже более 200 лет и успел продемонстрировать все свои выгоды. Мы знаем, какие страшные болезни существовали раньше. Эпидемии чумы, оспы охватывали целые города, страны, континенты. Население зачастую вымирало полностью, выздоравливали лишь единицы. Но в последнее время многие родители отказываются от прививок по разным причинам. Итак, нужны ли профилактические прививки? Мне стало очень интересно узнать, насколько прививки могут быть эффективными в борьбе с распространенными вирусными инфекциями.

Перед собой мы поставили следующую цель: изучить роль прививок в предупреждении вирусных инфекций на примере профилактики гриппа.

В процессе работы мы определили задачи:

узнать, как было открыто прививание;

познакомиться со схемой вакцинации населения на территории Российской Федерации;

выяснить, как действует вакцина против вирусных инфекций на примере гриппа;

рассмотреть отрицательные стороны прививания.

В своей работе мы использовали следующие методы:

1) работа с различными информационными источниками;

2) анкетирование и опрос учащихся;

3) беседа со школьным врачом;

4) постановка выводов, оформление результатов исследования.

Объект нашего исследования – прививка.

Предмет исследования – роль прививок в профилактике вирусных инфекций.

Мы предполагаем, что прививание – необходимая составляющая нашего здоровья. Благодаря систематическому прививанию во всем мире увеличилась продолжительность жизни людей на 20-30 лет, ежегодно предотвращается более 2 млн. смертей, полностью ликвидирована заболеваемость натуральной оспой, в большинстве стран не регистрируются заболевания полиомиелитом. В настоящее время ведется активная работа по ликвидации кори и врожденной краснухи.[8]

Я думаю, наше исследование будет интересно всем, кто интересуется и исследует прививки, а также хочет узнать больше о вакцинации.

Глава I. Роль прививки в профилактике вирусных заболеваний

1.1. Общие сведения о прививках

Впервые профилактические прививки были сделаны английским врачом Э. Дженнером в конце XVIII века. В это время еще не было ничего известно ни об иммунитете, т.е. о защитных силах организма против инфекций, ни о возбудителях инфекционных болезней - вирусах, микробах. Не было теоретических знаний основ иммунитета, но была наблюдательность и интуиция замечательного доктора. Дженнер заметил, что женщины - коровницы болеют оспой значительно реже, а если и болеют, то в лёгкой форме. Оказалось, что многие доярки во время работы заражаются и болеют коровьей оспой, которую люди переносят легко. Тогда доктор привил людям содержимое пузырьков "коровьей" оспы и доказал, что у привитых вырабатывается невосприимчивость к натуральной оспе. Материал, взятый из пузырьков "коровьей" оспы, назвали вакциной от латинского слова"Vaccina"- в переводе: "коровья". Много лет спустя, по предложению Лун Пастера, все препараты, предупреждающие заболевания, стали называть вакцинами. Так впервые 200 лет тому назад была найдена защита от эпидемий черной оспы.[5, с. 122-123]

Дальнейшее развитие иммунологии и вакцинопрофилактики связано с именем французского ученого Луи Пастера. Он первым доказал, что болезни, которые теперь называют инфекционными, могут возникать только в результате проникновения в организм микробов из внешней среды. Благодаря его исследованиям были не только открыты возбудители инфекционных заболеваний, но и найдены эффективные способы борьбы с ними. Пастер открыл, что введение в организм ослабленных или убитых возбудителей болезней способно защитить от реального заболевания. Им были разработаны и стали успешно применяться вакцины против сибирской язвы, куриной холеры, бешенства. [4, с. 699]

1.2. Вакцинация против вирусных инфекций на примере гриппа

Вакцинация - это создание невосприимчивости организма к инфекционным болезням путем введения в него вакцин, которая содержит убитые или ослабленные бактерии/вирусы, в ответ на это организм вырабатывает защитные вещества - антитела. После введения вакцины через 2 – 3 недели вырабатывается активный искусственный иммунитет, который может сохраняться месяцами и даже годами. Введение вакцины называют прививкой. Для поддержания выработки антител проводятся ревакцинации, т. е. повторные вакцинации. [8]

В нашей стране прививки делают согласно Национальному календарю профилактических прививок, который утвержден приказом Минздрава РФ № 125н от 21.03.2014 г. (см. приложение 1) [7]. Этот документ определяет их наименование и сроки вакцинации, которая должна при отсутствии противопоказаний проводиться на территории всей России. В настоящее время в обязательном порядке осуществляется вакцинация 10 заболеваний – туберкулеза, гепатита В, дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, кори, краснухи, эпидемического паротита, гриппа (определенные группы детей). С 2006 г. ежегодно прививаются от гриппа ребятишки, посещающие детские сады, и ученики начальных классов. Прививание от гриппа не входит в Национальный календарь прививок.

Грипп известен каждому – это тяжелая вирусная инфекция, для некоторых кончающаяся трагично. Во время эпидемии умирают вполне здоровые люди. Наибольшую угрозу грипп и его осложнения несут для детей. Прививки от гриппа защищают не только от гриппа, но и частично от других ОРВИ. Во время прививки в организм вводится вакцина, которая содержит белки вируса гриппа. Попав в организм, она стимулирует выработку антител – основных защитников от возбудителя гриппа. К сожалению, количество антител к вирусу гриппа постепенно падает и через 6 – 12 месяцев этих противогриппозных антител остается крайне мало. Вот почему вакцинопрофилактику – прививку против гриппа - надо повторять ежегодно.[8]

1.3. Вредное влияние прививок

В последнее время участились случаи отказа от вакцинации, объясняя это вредным влиянием прививок на здоровье детей. На чём основываются такие суждения? Оказывается, впервые о вредном влиянии прививок начали говорить еще в 1972 году. Так, профессор Раиса Аманджолова опубликовала свою статью, где говорила, что если иммунопрофилактика так и будет проводиться в дальнейшем, то нас ждут весьма печальные последствия в виде болезней, не поддающихся лечению. [6]

Мы попытались найти в различных источниках факты, которые бы утверждали отрицательное влияние прививок на организм человека, вот некоторые из них:

1. Медицинская литература содержит немало исследований, документирующих неэффективность прививок. Не существует никаких доказательств того, что именно прививки помогли человечеству победить в борьбе с некоторыми опасными инфекционными болезнями.

2. Вакцины нейротоксичны и снижают скорость нервных реакций и передачи импульсов мозгу и другим тканям.

3. Все вакцины без исключения подавляют иммунитет: содержащиеся в вакцинах вирусы ослабляют иммунную деятельность.

4. Известно много случаев, когда привитые болели в гораздо худшей форме, чем люди, не получившие прививку. Причем, непривитые могут вообще не заразиться этой болезнью, т.к. их естественный иммунитет гораздо сильнее.

5. Не существует исследований, доказывающих действительную безопасность вакцин. Прививки являются причиной смертей и пожизненных увечий тысяч детей во всем мире ежегодно из-за многочисленных побочных эффектов.

6. Вирусные элементы вакцин могут существовать и изменяться в человеческом теле в течение многих лет, последствия чего неизвестны.

7. Производство вакцин является самым прибыльным фармацевтическим бизнесом. Миллиарды долларов зарабатываются фирмами по производству вакцин. [6,9]

С некоторыми из них можно согласиться. Поэтому вопрос вакцинации очень серьёзен, и он регулируется на государственном уровне. Согласно российскому законодательству медицинское вмешательство в отношении несовершеннолетнего может совершаться исключительно с добровольного согласия его законного представителя (родителя).  Законный представитель (родитель) несовершеннолетнего пациента имеет право на отказ от медицинского вмешательства в его отношении. Этот порядок предусмотрен следующими законами Российской Федерации:

Ст. 32 и 33 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» устанавливает, что любое медицинское вмешательство в отношении несовершеннолетнего, не достигшего 15-летнего возраста, может совершаться только с согласия его законного представителя. Законный представитель вправе отказаться от медицинского вмешательства в отношении своего ребенка.[1]

Ст. 5, п. 2 ст. 11 ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» устанавливает, что граждане имеют право на отказ от профилактических прививок, профилактические прививки несовершеннолетним проводятся исключительно с согласия их законных представителей.[2]

Ст. 7, п. 2-3 ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» устанавливает, что противотуберкулезная помощь, включая проведение проб Манту и флюорографии, оказывается гражданам с их согласия, а несовершеннолетним, не достигшим 14-летнего возраста – с согласия их законных представителей (кроме случаев, когда речь идет о лицах, больных туберкулезом).[3]

На основании этих законов любой человек вправе отказаться от прививания.

Глава II. Исследовательская часть

2.1 Цель и задачи исследования

Перед собой мы поставили следующую цель: изучить роль прививок в профилактике вирусных инфекций на примере вакцинации против гриппа.

В процессе исследования мы определили задачи:

узнать отношение учащихся школы к прививанию;

сделать анализ заболеваемости учащихся школы;

проанализировать роль прививки в профилактике гриппа.

2.2. Условия и место проведения исследования

Данное исследование проводилось на базе МАОУ «Ленская СОШ» Кунгурского района в сентябре – декабре 2017 года. В исследовании приняло участие 218 обучающихся школы.

2.3. Методы исследования

Исследование состоит из теоретической и практической части. На первом этапе мы узнали, когда и где впервые было открыто прививание, для чего и в какой последовательности проводится вакцинация населения России, какие документы регламентируют этот процесс. Также рассмотрели мнение противников прививания.

В практической части мы использовали:

1) анкетирование для выяснения информированности учащихся о вакцинации;

2) опрос учащихся;

3) собеседование со школьным врачом и учащимися школы для выяснения заболеваемости учащихся и причин отказа от вакцинации;

4) постановка выводов, оформление результатов исследования.

2.4. Результаты исследования

2.4.1. Результаты анкетирования

Вопросы анкеты «Изучение информированности учащихся о вакцинации» составлены автором работы. В данном исследовании приняли участие 58 обучающихся старших классов школы. Вопросы анкетирования и его результаты представлены в приложении 2.

Цель анкетирования: выяснить информированность учащихся о вакцинации, их отношение к вакцинации против гриппа.

90% школьники понимают, что «вакцинация» это - препараты, которые способствуют появлению активного естественного иммунитета для профилактики инфекционных заболеваний и предупреждающих заболеваемость человека. 84% учащихся уверены, что вакцинацию необходимо проводить в современном мире, 5% учащихся отказываются от прививания, 11% учащихся не определились с необходимостью данной процедуры.

На вопрос «В каких случаях она проводится?» многие ответили «для профилактики инфекционных заболеваний» (84%), также учащиеся ответили «для лечения заболеваний» (11%) и только 5% учеников ответили «не знаю». Среди опрошенных есть ученики, которые отказываются от вакцинации от гриппа потому, что:

убеждены в неэффективности (15%);

боятся тяжелых осложнений(61%);

уверены в наличии других, более эффективных способов защиты (4%);

мало известно о вакцинации (18%);

другое (2%).

Но 93% ответили, что им регулярно ставят прививки и называют такие прививки, как (см. диаграмму 1):

Диаграмма 1: Прививки, которые знакомы учащимся школы

На вопрос «Как вы относитесь к вакцинации от гриппа детей?»36% учащихся ответили, что это - необходимая мера, и прививание детей нужно сделать обязательным вне зависимости от желания родителей. 60% учащихся ответили, что это - личное дело каждого родителя: делать или не делать прививку своему ребенкуи4% учащихся затруднились дать ответ на этот вопрос (см. диаграмму 2).

Диаграмма 2. Отношение учащихся к вакцинации против гриппа


Наиболее популярны и понятны для учащихся такие способы информации о вакцинации, каклекции и беседы специалистов (45%), передачи на радио, телевидении (22%), статьи в популярных газетах, журналах и самообучение, наглядные средства агитации (по 11%).

88% учащихся убеждены, что проводить разъяснительную работу по вакцинации и профилактике вирусных инфекций, должны медработники, что, к сожалению, у нас в школе не делается.

Таким образом, данные анкетирования показывают, что многие учащиеся знают, что такое вакцинация. Они понимают для чего нужно ее проводить, что она необходима в профилактике вирусных инфекций. Но, тем не менее, многие выражают своё негативное отношение к вакцинации против гриппа.

2.4.2. Анализ заболеваемости среди учащихся школы за первое полугодие 2017/2018 учебного года

По окончанию первого учебного полугодия, мы встретились с завучем школы с целью выяснить, какое количество уроков было пропущено по болезни. Данные нас удивили, оказывается, за первое полугодие было пропущено по болезни 7 272 уроков. Если это количество поделить на всех учащихся школы, то получается, что каждый ученик нашей школы за первое полугодие пропустил 32 урока (почти учебную неделю!).

Затем, мы выяснили, чем же болели школьники. Проанализировали справки, выданные им из лечебных учреждений. Эти данные отобразили в таблице 1.

Таблица 1. Количество дней, пропущенных по заболеваниям

Код заболевания

Расшифровка

Количество дней, пропущенных по этому заболеванию

J06.9

Острая инфекция верхних дыхательных путей

624

S80.0

Ушиб коленного сустава

131

S62.5

Перелом большого пальца кисти

60

J20.9

Острый неуточненный бронхит

37

S62.6

Перелом другого пальца кисти

35

S63.1

Вывих, растяжение, перенапряжение капсульно-связочного аппарата на уровне кисти

32

S52.5

Перелом нижнего конца лучевой кости

29

S82.6

Перелом наружной лодыжки

27

L60.0

Вросший ноготь

25

R01.9

Сердечные шумы и другие сердечные звуки

21

K29.9

Гастродуоденит уточненный

20

K40.9

Односторонняя или неуточненная паховая грыжа без непроходимости или гангрены

19

S90.0

Ушиб голеностопного сустава

15

S60.0

Ушиб пальца кисти без повреждения ногтевой пластины

14

K82.8

Другие уточнённые боли желчного пузыря

14

K59.8

Другие уточнённые функциональные кишечные расстройства

14

M42.0

Юношеский остеохондроз позвоночника

10

J04.9

Острый ларингит и трахеит

10

S82.8

Переломы других отделов голени

10

R10.4

Другие и неуточнённые боли в области живота

9

S29.9

Травма грудной клетки неуточненная

9

G90.8

Другие расстройства вегетативной нервной системы

9

H65.1

Другие острые на гнойные средние отиты

8

60.0

Травмы запястья и кисти

7

H60.9

Наружный отит неуточнённый

7

S62.3

Перелом другого пальца кисти 

7

K29.7

Гастрит неуточненный

5

J0.0

Острый назофарингит

4

Среди этих дней особенно выделили дни, пропущенные по причине инфекционных вирусных инфекций: острая инфекция верхних дыхательных путей (ОРВИ), острый ларингит и трахеит, острый назофарингит. По разным источникам мы узнали, что причиной ОРВИ на 95% являются вирусы, причиной ларингита и трахеита на 90% также являются вирусы. А вот назофарингит могут вызвать помимо вирусов и бактерии (стрептококки, стафилококки, пневмококки), и грибки. Поэтому в своём исследовании мы использовали эти данные и построили диаграмму, в которой отобразили долю вирусных инфекций в общем списке заболеваний (см. диаграмму 3).

Диаграмма 3.Доля вирусных инфекций в общем списке заболеваний.

В этом списке мы не нашли такого вирусного заболевания, как грипп. Из беседы со школьным врачом мы узнали, что он отдельно не диагностируется. Грипп относится к группе ОРВИ (острая респираторная вирусная инфекция) – заболевания дыхательных путей, причиной которых является попадание в организм вирусной инфекции. Среди возбудителей ОРВИ наиболее частыми являются вирусы гриппа, парагриппа, аденовирусы и риновирусы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вирусные инфекции достаточно широко распространены в школьной среде.

2.4.3. Результаты анализа вакцинации против гриппа учащихся школы

На следующем этапе исследования мы подошли к школьному врачу для того, чтобы узнать, сколько детей было привито в школе за осенний сезон от гриппа и сколько человек отказалось от вакцинации: привито 254 человека (71% учащихся), 82 учащихся (23%) принесли отказ от имени родителей и 6 % учащихся не были привиты по различным причинам (см. диаграмму 4).

Диаграмма 4. Результаты вакцинации 2017г.

Затем обратились за помощью к учащимся: мы попросили их ответить на вопрос: кто из привитых болел простудными заболеваниями?

В опросе приняли участие 202 учащихся основной и средней школы. Опрос показал следующие результаты: привиты 163 ученика (81%), из них болели простудными заболеваниями – 69 ученика (42%), причём некоторые 2-3-раза за сезон. Среди непривитых учащихся количество заболевших в процентном отношении немного выше: 48%. Сложно сказать, болели они именно гриппом или другими вирусными инфекциями.

Официальной информации о том, сколько было случаев заболевания гриппом среди вакцинированных – нет. В нашей районной больнице нам такую информацию не предоставили, мотивируя это тем, что такая статистика не ведётся.

Таким образом, оказалось, что эффективность прививки против гриппа сложно доказать. Но, если верить нашим исследованиям: не так она уж и эффективна. Может лучше укреплять иммунитет естественным путём: закаливание, правильное питание, физическая активность в любое время года и т.п.

Заключение

В процессе работы мы узнали много интересного о прививании. Более 200 лет прививка стоит на страже нашего здоровья. Благодаря ей были почти полностью уничтожены такие заболевания, как чёрная оспа, холера, столбняк, полиомиелит и др.Мы должны быть благодарны Эдварду Дженнеру и Луи Пастеру, трудами которых было открыто прививание. При введении вакцины в организм человека у него формируется искусственный активный иммунитет, который способен защитить его от серьёзных вирусных инфекций.

В Российской Федерации действует Национальный календарь прививок, в соответствии с которым происходит вакцинация населения.

Мы также узнали, что не все относятся положительно к прививанию. Многие считают, что прививка может нанести вред здоровью человека, вызвав тяжёлые последствия. Мы не смогли найти информацию о том, действительно ли прививка снижает уровень заболевших во время эпидемии гриппа, сколько вакцинированных человек переболели гриппом.

Но тем не менее, учащиеся школы и их родители положительно относятся к вакцинации, большая их часть уверены в том, что прививка помогает облегчить заболевание, предупреждает от тяжёлых последствий, убеждены в том, что прививка необходима.

В нашей школе больший процент болеющих детей – дети с различными вирусными инфекциями верхних дыхательных путей, к которым относится и грипп. Встречаются случаи отказа от прививок. Но заболевшие вирусными инфекциями есть как среди привитых, так и среди непривитых учащихся. Поэтому каждый вправе сам решать: стоит ему делать прививку или нет, что регламентируется федеральными законами.

Список информационных источников и литературы

Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ

Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 19.12.2016) "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"

Федеральный закон от 18.06.2001 N 77-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации"

Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – 3-е изд. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008 с.699

5. Сапин М.Р. Биология. 8 кл. Человек: учебн. для общеобразоват. учебн.заведений. - М.: Дрофа, 2005г. С.122-123

6. Вред прививок для взрослых и детей
Источник: http://healthrocks.org/zdorove-tela/obraz-zhizni/vred-privivok-dlya-detej.html

7. Календарь прививок http://47medportal.ru/kalendar-privivok.htm

8.Что такое вакцина и как работает прививка. https://mcmpspb.ru/articles/raznoe/vaccine-definition

9. 30 причин сказать прививкам – НЕТ!http://dolyna.kiev.ua/node/207

П риложение 1

И сточник: http://47medportal.ru/kalendar-privivok.htm

Приложение 2

Анкета« Изучение информированности учащихся о вакцинации»

На вопрос: Знаете ли вы, что такое вакцинация?

90% учащихся ответили - да

10% учащихся ответили - нет

На вопрос: В каких случаях проводится вакцинация?

84% учащихся ответили для профилактики инфекционных заболеваний

11% учащихся ответили- для лечения заболеваний

5% учащихся ответили - не знаю

На вопрос: Как вы считаете, нужно ли проводить вакцинацию в наше время?

84% учащихся ответили - да

5% учащихся ответили - нет

11% учащихся ответили - не знаю

На вопрос: Проводятся ли вам профилактические прививки?

93% учащихся ответили - да

7% учащихся ответили - нет

0% учащихся ответили - не знаю

На вопрос: Какие прививки вам известны?

78% ответили - против гриппа

43% ответили - манту

21% ответил - от клещевого энцефалита

9% ответили - от столбняка

17% ответили - против туберкулеза

2% ответили - от желтухи

4% ответили - против дифтерии

2% ответили - коклюш

2% ответили - малярия

На вопрос : как вы относитесь к вакцинации от гриппа детей?

36% учащихся ответили что, это необходимая мера и прививки детей нужно сделать обязательными, вне зависимости от желания родителей

60% учащихся ответили что, это личное дело каждого родителя делать или не делать прививку своему ребенку

4% учащихся ответили что. затрудняются дать ответ на данный вопрос

На вопрос: Назовите причину отказа вакцинации от гриппа?

15% учащихся ответили - убеждение в неэффективности

61% учащихся ответил - боязнь тяжелых осложнений

4% учащихся ответили - уверенность в наличии других, более эффективных

способов защиты

18% учащихся ответили - мало известно о вакцинации

2% учащихся ответили - другое

8) На вопрос: У вас есть негативное отношение к вакцинации от гриппа?

75% учащихся ответили - нет

13% учащихся ответили - да, из личного опыта

2% учащихся ответили - да, из средств массовой информации

6% учащихся ответили - да, от знакомых

4% учащихся ответили - да, от сотрудников медицинских учреждений

9) На вопрос: Какие способы представления информации о вакцинации и профилактике гриппа наиболее популярны и понятны для вас?

22% учащихся ответили - передачи на радио, телевидении

45% учащихся ответили - лекции, беседы специалистов

11% учащихся ответили - статьи в популярных газетах, журналах

11% учащихся ответили - самообучение

11% учащихся ответили - наглядные средства агитации( плакаты, буклеты, памятки)

10) На вопрос: Кто должен проводить разъяснительную работу по вакцинации и профилактике гриппа?

12% ответили - учителя

88% ответили - мед.работник

Просмотров работы: 596