Что такое снег?

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Что такое снег?

Маликова О.А. 1
1МБОУ СОШ N3 г. Красноармейска Саратовской области
Тихонова Е.А. 1
1МБОУ СОШ N3 г. Красноармейска Саратовской области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Меня зовут Маликова Ольга, я учусь в 8 «Д» классе. 1 декабря вечером пошел долгожданный снег. Утром я шла в школу, под ногами хрустел снег, у меня были румяные щеки и я поняла,  что очень мало знаю о снеге. Знаю только то, что он белый, холодный, из него можно лепить снежки.

 Я обратилась с вопросами к педагогу - психологу Тихоновой Елене Анатольевне и решили вместе с ней провести исследование снега.

Цель моей работы:

Исследовать, что такое снег, изучить его свойства.

Для выполнения этой цели мы поставили перед собой такие 

Задачи

Узнать, что такое снег и как он образуется.

Узнать, почему скрипит снег.

Изучить свойства снега.

Узнать, можно ли иней и изморозь считать снегом.

Рассмотреть формы снежинок.

Опытным путем доказать чистый снег или нет.

Гипотеза: можно предположить, что родство снега и льда определено их общими физическими свойствами.

Объект исследования: снег.

Предмет исследования: физические свойства снега.

План работы:

изучение литературы по данной теме;

провести опыты со снегом;

проанализировать полученные результаты.

Из литературы мы узнали, что снежинка – это скопление маленьких кристаллов льда, которые отражаются друг от друга, потому у снега белый цвет.

2.Основная часть

2.1 Что такое снег?

Раньше думали, что снег - замерзшие капельки воды. Тайна рождения снега была раскрыта совсем недавно. Снег  никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками.

Снег - это не просто замерзшая вода. Это миллионы ледяных кристаллов, которые хранят ту форму, что получилась при замерзании. Снег образуется при замерзании водяного пара. Сначала кристаллики в воздухе как бы приклеиваются друг к другу. Когда размеры соединенных кристаллов становятся большими, они начинают медленно опускаться к земле.

2.2 Внешний вид снега, его свойства и значение

Снег - непрозрачный, рыхлый, сыпучий, плавает в воде, от тепла превращается в воду. В снегу приятно поваляться. Когда падаешь в снег, бывает не больно. Это потому, что снег- это множество снежинок, между которыми находится воздух, почти как огромная перина. Кстати, в сказке «Рукодельница и Ленивица» Дедушка Мороз спал на снежной перине.

Снег - белый. Но в Арктике он может быть розовым, красным или даже черным из-за бактерий и грибков , живущих между кристаллами.

Одно из самых важных свойств снега это то, что он скользкий. Когда человек передвигается на санках, он затрачивает в 10 раз меньше энергии, чем для передвижения на колесах.

Важное свойство снега - он защищает растения от гибели. Всю зиму прячутся от холода в снегу мыши, бурундуки, медведи, глухари.

А что делают рыбаки зимой на реке? Разве все живое не замерзает подо льдом? Оказывается, подо льдом плюсовая температура. Вывод: снег не греет, но сохраняет тепло, а значит очень важен для растений и животных.

А на Чукотке, где очень холодно, охотники, которых застигла пурга или метель, ложатся в снег со своими собаками и их заносит снегом. После непогоды они выбираются живыми из-под снега.

2.3 А теперь мне стало интересно, почему в мороз я иду под скрип снега, а когда тепло, то этого скрипа не слышно.

Скрип (хруст) снега

При сдавливании снег издает звук, напоминающий скрип (хруст). Этот звук возникает при ходьбе по снегу, надавливании на свежий снег полозьями саней, лыжами, при лепке снежков, и т. п. Скрип снега слышен при температуре ниже − 2 ° (по другим данным, ниже − 5 °). Выше этой температуры скрип не слышен. Основной причиной хруста снега считается ломание кристалликов.

2.4 Опыты

Чтобы это узнать, мы стали проводить опыты.

Опыт 1.  Испарение воды в мороз.

Мы повесили постиранное бельё на улицу. Оно замёрзло и покрылось корочкой льда. Значит, на морозе вода превращается в лёд. Через 7 дней бельё высохло, не осталось ни льда, ни воды – произошло испарение.

Вывод: при низкой температуре вода превращается в лёд. Лёд, как и вода тоже испаряется. Когда испарившегося снега и льда наберётся на тучу, выпадает снег. 

Опыт 2. Свойства снега.

Мы взяли снег и стали его рассматривать.

Мы положили снег на красную бумагу, приложили белый лист бумаги, сравнили и я увидела, что снег белого цвета и не прозрачный.

Я взяла снег в руки, на улице ветер легко сдул снег с ладошки, снег рыхлый и холодный.

Затем мы набрали снег в стакан и поставили в класс, через 40 минут увидели в стакане уже не снег, а воду. В тепле снег быстро тает.

Вывод: Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый и холодный, в тёплую погоду хорошо лепится, а в тепле быстро тает.

Опыт 3. Что такое иней.

Мы взяли металлический прут, и я стала на него дуть. Прут стал покрываться инеем. Чем дольше я  на него дула, тем слой инея становился всё толще, а сам иней − все пушистее. Потом  учитель сказала, чтобы я провела варежкой по пруту. Я увидела, что иней посыпался вниз. Я удивилась, а что это сыплется − иней или снег? Получается, что снег и иней − одно и тоже. Только есть разница в том, что снежинки − это пар, который замерз в облаках, а иней − это пар, который замерз на стекле, железе, ветках.

Вывод: Иней − это пар, который замерз на стекле, железе, ветках деревьев и других предметах.

А то, что осаждается на проводах, на ветках кустов и деревьев, на траве, называется изморозь.

Опыт 4. Исследование чистоты снега.

Я задумалась и решила узнать, можно ли есть снег, выпавший на землю? Достаточно ли он чистый для этого? Где наиболее чистый снег. Я взяла чистую баночку, нагребла снег из сугроба возле дома. Когда он растаял, я увидела, что вода в баночке достаточно чистая. Я процедила эту воду через марлю, сложенную в 4 слоя.

Вывод: На марле осталась грязь. Ее было немного.

Я взяла снег с того же места 3 дня спустя.

Вода была намного грязнее. На поверхности банки плавал даже какой-то жир, щепочки и волосы. Думаю, что волосы животных, т. е собак.

Я сделала вывод, что снег вообще нельзя есть никакой. 

2.5 Изучение формы снежинок.

Разработана даже специальная международная классификация, в которой снежинки объединяются в десять классов: это звёздочки, пластинки, столбики, иглы, град и другие. Размеры снежинок могут быть от маленькой точки до 7 миллиметров.

Почему бывают снежные узоры на окнах?

Почему же в мороз появляются рисунки на оконном стекле? С одной стороны, сами кристаллики имеют свою структуру, которая определяет рисунок. Кроме того, царапины на поверхности стекла, частички пыли, воздушные потоки помогают "Деду Морозу" создавать красивые узоры на окнах.

3. Заключительная часть

Выводы из исследования:

Гипотеза подтвердилась, родство снега и льда определено их общими физическими свойствами.

Снег − это вид атмосферных осадков, выпадающих на земную поверхность, состоящий из мелких кристаллов льда. При низкой температуре вода превращается в лёд. Лёд, как и вода тоже испаряется. Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый и холодный, в тёплую погоду хорошо лепится, а в тепле быстро тает. Иней − это пар, который замерз на стекле, железе, ветках деревьев и других предметах. Но иней никогда не образуется на тонких ветвистых предметах, это − изморозь.

Список использованных источников и литературы

 1. Бирюкова А. Ю. « Четыре времени года», М., Просвещение 1996

 2. Брагин А. М. Серия « Все обо всем», М., Просвещение 2001

3. Детская энциклопедия « Я познаю мир». М., ООО « Издательство АСТ», 2001

 Интернет-ресурсы

Как образуются снежинки? (doshkolenok.kiev.ua)

Картинки зимы (фотографии снежинок) – (images.yandex.ru)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии (ru.wikipedia.org › wiki/Снег)

Наука о снеге – (science.km.ru)

Просмотров работы: 347