Влияние тяжелого портфеля на здоровье школьника

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние тяжелого портфеля на здоровье школьника

Короткова  Е.А. 1
1МАОУ "Голышмановская СОШ №1"
Воробьева Е.А. 1
1МАОУ "Голышмановская СОШ №1"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тяжела учёбы ноша,
Но портфель я свой не брошу.
Там богатства все, что надо:
Брошка, мамина помада,
Телефон мобильный, «тени»,
Две заколки, лист осенний,
Кукла, разные записки,
Мячик, ручки, корм для киски,
Пять тетрадок, бантик, ложка
И учебников немножко.
Это всё ношу с собой
Утром – в школу, днём – домой.

Вот наконец я и стала школьницей! Я с нетерпением ждала тот день, когда мы всей семьей пойдем выбирать мне портфель, ведь мне целый год предстоит ходить с ним в школу. Мне очень хотелось, чтобы мой портфель был ярким, красивым, с множеством кармашков и замочков. Ведь чем больше кармашков, тем больше нужных вещей я смогу принести в школу: браслетики - чтобы показать их девочкам, раскраска - рисовать на переменах, книжечки - вдруг мы с девочками решим почитать, зайчики – без них я просто ни куда, и конечно кошелек – вдруг я проголодаюсь и захочу купить булочку.

Но мама с папой сказали, что портфель должен быть удобным и легким, потому что они помнят как болела спина от тяжелых учебников. Мама сказала, что от тяжелого портфеля у нее искривление позвоночника. Разве такое может быть? Я решила узнать, влияет ли портфель на здоровье школьника и каким должен быть портфель?

Цель моего исследования: Узнать, как влияет тяжелый портфель на здоровье школьников.

Объект исследования: портфели моих одноклассников разных ценовых категорий и фирм.

Задачи:

- Узнать как влияет вес рюкзака на здоровье школьников.

- Провести опрос одноклассников.

- Узнать сколько весит правильный рюкзак.

- Взвесить рюкзаки одноклассников.

- Создать памятку для младших школьников и их родителей

«Портфель для первоклассника».

Основная часть

Здоровый позвоночник и осанка – это очень важно, потому что от этого зависит здоровье всего организма. Из медицинской литературы известно, что ношение слишком больших тяжестей может вызвать искривление позвоночника и даже остановку роста. А ведь правильная осанка - залог здоровья.

С плохой осанкой связаны многочисленные проблемы, начиная с детского возраста и до глубокой старости.

Одной из причин формирования неправильной осанки является наш школьный портфель. Вес школьных ранцев часто является непосильной ношей для неокрепших детских плеч.

Существует народная мудрость: «Если у вас много болезней, это болен ваш позвоночник».

1. Хорошая осанка.

2. Посредственная осанка.

3. Плохая осанка.

4. Очень плохая осанка.

Нарушение осанки сопровождается смещением сердца, легких и других внутренних органов, в связи, с этим они хуже выполняют свои функции, ухудшается кровоснабжение мозга и как следствие уменьшается умственная работоспособность, внимание, ухудшается память.

Ежедневное ношение тяжелого портфеля   способствует формированию неправильной осанки.

Медицинские исследования показали, что вес портфеля со всем содержимым  должен составлять не более 10% от веса самого ребёнка. Если рюкзак тяжелее нормы, то это плохо влияет на здоровье. Перегрузка приводит к искривлению скелета, особенно важно следить за этим в возрасте до 10 лет. В этот период происходит формирование скелета человека

Мне стало интересно проверить эти исследования на примере своего класса.  

Сначала я провела опрос ребят в классе, где были такие вопросы:

1.В чём вы носите учебные принадлежности в школу?

а) в ранце б) в портфеле в) в пакете

2. Кто помогает носить портфель в школу?

а) мама б) папа в) ношу сам

3.Хотелось бы вам, чтобы портфель стал легче?

Да Нет

Результаты опроса:

Потом мы взвесили ранцы у ребят нашего класса. Оказалось, что

Самый лёгкий рюкзак с принадлежностями – 2кг.

Самый тяжелый с принадлежностями – 3,4кг.

Вес ранца первоклассника со всем содержимым не должен быть больше 2 килограмм.

Самый легкий без принадлежностей – 0,500г.

Самый тяжелый без принадлежностей – 1,2кг.

Врачи рекомендуют средняя масса пустого ранца для ученика начальной школы не более 600г

   

Вес ребёнка

Вес рюкзака без принадлежностей

Вес рюкзака с принадлежностями

1

Абышева Адия

22

700

2800

2

Батурина Вероника

25

700

2300

3

Брагин Данил

20

500

2600

4

Бетехтина Елизавета

25

700

3400

5

Васильева Анастасия

23

1000

2700

6

Волков Илья

25

700

2700

7

Гущина Мария

20

500

2200

8

Дворских Максим

23

1000

2800

9

Загородних Алексей

21

1000

2600

10

Овсянникова Виктория

30

600

3400

11

Калинин Максим

51

1200

3200

12

Короткова Елена

23

500

2200

13

Попова Алиса

21

500

2200

14

Пимнев Лев

30

500

2600

15

Ревягин Антон

22

700

3000

16

Садрыев Илья

30

700

2700

17

Степанов Илья

27

500

2000

18

Смирнова Вероника

21

1000

3000

19

Шабурова Таисия

25

1300

3200

20

Шабанов Данил

36

600

2500

21

Шадринцева Анастасия

21

500

3100

22

Шаталова Дарья

54

600

3000

После взвешивания мы решили проверить, что лежит в ранцах ребят с большим весом. Мы увидели, что помимо необходимых вещей в нём находится куча дополнительных. В ранце лежат раскраски, много лишних фломастеров, карандашей и ручек, пеналы у некоторых ребят очень большие и тяжёлые. Есть в ранцах и лишние учебники, книги и журналы из библиотеки, теплые вещи, мягкие игрушки и конструкторы, блокнотики и тетради для музыкальных кружков, бутылка с водой, зеркальце и кошелек с мелочью. Кстати, мои любимые зайчики, которых я всегда ношу с собой как талисман и мой кошелек с деньгами, на случай если я проголодаюсь или когда-нибудь зайду с девочками в магазин – весят 500 грамм. Столько же весит мой пустой рюкзак. Оказывается, по отдельности все наши безделушки очень легкие, но когда их много, когда ты каждый день носишь их в школу, это добавляет тяжести.

С Еленой Александровной – нашим классным руководителем мы сходили в ближайший школьный магазин и рассмотрели множество портфелей и ранцев разных цен. Взвесив некоторые из них, мы убедились, что все они отвечают нормам – их вес составляет не более 700 грамм.

Одноклассникам я рассказала о результатах взвешивания портфелей и дала рекомендации по снижению веса.

Мы приняли решение: ежедневно носить в школу только нужные учебники и сверять их с расписанием уроков. 

 А при покупке портфеля обязательно нужно учитывать следующее :

- лучше всего покупать именно ранец, а не портфель или сумку. Ранец равномерно распределяет нагрузку на спину, благодаря чему не нарушается осанка. Нельзя носить ранец на одном ремне.

- жёсткая спинка ранца предотвращает давление содержимого ранца на спину школьника.

- лямки не должны врезаться в плечи, они должны быть крепкими, ширина ремней должна быть не меньше 4 см. Лямки должны быть равными по длине.

- ну и, конечно, вес портфеля не должен превышать 600-700 грамм.

Вывод

Выполнив эту исследовательскую работу, я узнала, как вес портфеля влияет на формирование осанки школьника.

Теперь я знаю,что:

 Вес портфеля должен быть не более 10% от веса ребенка.

В идеале – это ранец, с лямками 4 см.

Материал – экологически чистый, влагостойкий.

Ткань «спинки» должна быть натуральная, чтобы спина ребенка не потела.

На сумке должны быть светоотражательные элементы, видимые в темноте. 

Желательно, чтобы на этикетке изделия был указатель «Ортопедический».

Портфель должен иметь жесткую заднюю стенку, хорошо облегающую спину ребенка, и прочное днище. Задняя стенка должна быть достаточно жесткой и при этом иметь мягкую прокладку, чтобы острые углы учебников и содержимого портфеля не давили на спину ребенка.

А это мои советы школьнику:

Нельзя носить рюкзачок на одном плече, это может закончиться развитием сколиоза. Проверяйте, чтобы лямки всегда были равны по длине.

Самые тяжелые предметы, например, книги, надо класть в ранец так, чтобы они оказались внизу и как можно ближе к спине ребенка - тогда вес ранца будет равномерно распределяться по его лямкам.

Складывать школьные принадлежности в портфель с учётом расписания уроков на каждый день.

Лишние вещи (планшеты, игрушки и т.д.) оставлять дома.

 ЛИТЕРАТУРА

1. «Большая детская энциклопедия»,   диск CD – ЗАО « Новый Диск»,2004г.

2. Большая энциклопедия начальной школы. Москва,Олма – 2007г

3. Гигиенические требования к  учебным изданиям для общего и    начального профессионального образования

4.« Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2 CD диска – ООО « Уральский электронный завод», 2002-2007г.

5. Здоровье детей//Методическая газета для учителей.№3-2009г

6. Колосова О.Н. Как выбрать «правильный» ранец.- 2008г

7.Начальное образование//Школьный рюкзак: взгляд гигиениста, с.38; №6-  2008г

Просмотров работы: 479