Введение
Тяжела учёбы ноша,
Но портфель я свой не брошу.
Там богатства все, что надо:
Брошка, мамина помада,
Телефон мобильный, «тени»,
Две заколки, лист осенний,
Кукла, разные записки,
Мячик, ручки, корм для киски,
Пять тетрадок, бантик, ложка
И учебников немножко.
Это всё ношу с собой
Утром – в школу, днём – домой.
Вот наконец я и стала школьницей! Я с нетерпением ждала тот день, когда мы всей семьей пойдем выбирать мне портфель, ведь мне целый год предстоит ходить с ним в школу. Мне очень хотелось, чтобы мой портфель был ярким, красивым, с множеством кармашков и замочков. Ведь чем больше кармашков, тем больше нужных вещей я смогу принести в школу: браслетики - чтобы показать их девочкам, раскраска - рисовать на переменах, книжечки - вдруг мы с девочками решим почитать, зайчики – без них я просто ни куда, и конечно кошелек – вдруг я проголодаюсь и захочу купить булочку.
Но мама с папой сказали, что портфель должен быть удобным и легким, потому что они помнят как болела спина от тяжелых учебников. Мама сказала, что от тяжелого портфеля у нее искривление позвоночника. Разве такое может быть? Я решила узнать, влияет ли портфель на здоровье школьника и каким должен быть портфель?
Цель моего исследования: Узнать, как влияет тяжелый портфель на здоровье школьников.
Объект исследования: портфели моих одноклассников разных ценовых категорий и фирм.
Задачи:
- Узнать как влияет вес рюкзака на здоровье школьников.
- Провести опрос одноклассников.
- Узнать сколько весит правильный рюкзак.
- Взвесить рюкзаки одноклассников.
- Создать памятку для младших школьников и их родителей
«Портфель для первоклассника».
Основная часть
Здоровый позвоночник и осанка – это очень важно, потому что от этого зависит здоровье всего организма. Из медицинской литературы известно, что ношение слишком больших тяжестей может вызвать искривление позвоночника и даже остановку роста. А ведь правильная осанка - залог здоровья.
С плохой осанкой связаны многочисленные проблемы, начиная с детского возраста и до глубокой старости.
Одной из причин формирования неправильной осанки является наш школьный портфель. Вес школьных ранцев часто является непосильной ношей для неокрепших детских плеч.
Существует народная мудрость: «Если у вас много болезней, это болен ваш позвоночник».
1. Хорошая осанка.
2. Посредственная осанка.
3. Плохая осанка.
4. Очень плохая осанка.
Нарушение осанки сопровождается смещением сердца, легких и других внутренних органов, в связи, с этим они хуже выполняют свои функции, ухудшается кровоснабжение мозга и как следствие уменьшается умственная работоспособность, внимание, ухудшается память.
Ежедневное ношение тяжелого портфеля способствует формированию неправильной осанки.
Медицинские исследования показали, что вес портфеля со всем содержимым должен составлять не более 10% от веса самого ребёнка. Если рюкзак тяжелее нормы, то это плохо влияет на здоровье. Перегрузка приводит к искривлению скелета, особенно важно следить за этим в возрасте до 10 лет. В этот период происходит формирование скелета человека
Мне стало интересно проверить эти исследования на примере своего класса.
Сначала я провела опрос ребят в классе, где были такие вопросы:
1.В чём вы носите учебные принадлежности в школу?
а) в ранце б) в портфеле в) в пакете
2. Кто помогает носить портфель в школу?
а) мама б) папа в) ношу сам
3.Хотелось бы вам, чтобы портфель стал легче?
Да Нет
Результаты опроса:
Потом мы взвесили ранцы у ребят нашего класса. Оказалось, что
Самый лёгкий рюкзак с принадлежностями – 2кг.
Самый тяжелый с принадлежностями – 3,4кг.
Вес ранца первоклассника со всем содержимым не должен быть больше 2 килограмм.
Самый легкий без принадлежностей – 0,500г.
Самый тяжелый без принадлежностей – 1,2кг.
Врачи рекомендуют средняя масса пустого ранца для ученика начальной школы не более 600г
Вес ребёнка |
Вес рюкзака без принадлежностей |
Вес рюкзака с принадлежностями |
||
1 |
Абышева Адия |
22 |
700 |
2800 |
2 |
Батурина Вероника |
25 |
700 |
2300 |
3 |
Брагин Данил |
20 |
500 |
2600 |
4 |
Бетехтина Елизавета |
25 |
700 |
3400 |
5 |
Васильева Анастасия |
23 |
1000 |
2700 |
6 |
Волков Илья |
25 |
700 |
2700 |
7 |
Гущина Мария |
20 |
500 |
2200 |
8 |
Дворских Максим |
23 |
1000 |
2800 |
9 |
Загородних Алексей |
21 |
1000 |
2600 |
10 |
Овсянникова Виктория |
30 |
600 |
3400 |
11 |
Калинин Максим |
51 |
1200 |
3200 |
12 |
Короткова Елена |
23 |
500 |
2200 |
13 |
Попова Алиса |
21 |
500 |
2200 |
14 |
Пимнев Лев |
30 |
500 |
2600 |
15 |
Ревягин Антон |
22 |
700 |
3000 |
16 |
Садрыев Илья |
30 |
700 |
2700 |
17 |
Степанов Илья |
27 |
500 |
2000 |
18 |
Смирнова Вероника |
21 |
1000 |
3000 |
19 |
Шабурова Таисия |
25 |
1300 |
3200 |
20 |
Шабанов Данил |
36 |
600 |
2500 |
21 |
Шадринцева Анастасия |
21 |
500 |
3100 |
22 |
Шаталова Дарья |
54 |
600 |
3000 |
После взвешивания мы решили проверить, что лежит в ранцах ребят с большим весом. Мы увидели, что помимо необходимых вещей в нём находится куча дополнительных. В ранце лежат раскраски, много лишних фломастеров, карандашей и ручек, пеналы у некоторых ребят очень большие и тяжёлые. Есть в ранцах и лишние учебники, книги и журналы из библиотеки, теплые вещи, мягкие игрушки и конструкторы, блокнотики и тетради для музыкальных кружков, бутылка с водой, зеркальце и кошелек с мелочью. Кстати, мои любимые зайчики, которых я всегда ношу с собой как талисман и мой кошелек с деньгами, на случай если я проголодаюсь или когда-нибудь зайду с девочками в магазин – весят 500 грамм. Столько же весит мой пустой рюкзак. Оказывается, по отдельности все наши безделушки очень легкие, но когда их много, когда ты каждый день носишь их в школу, это добавляет тяжести.
С Еленой Александровной – нашим классным руководителем мы сходили в ближайший школьный магазин и рассмотрели множество портфелей и ранцев разных цен. Взвесив некоторые из них, мы убедились, что все они отвечают нормам – их вес составляет не более 700 грамм.
Одноклассникам я рассказала о результатах взвешивания портфелей и дала рекомендации по снижению веса.
Мы приняли решение: ежедневно носить в школу только нужные учебники и сверять их с расписанием уроков.
А при покупке портфеля обязательно нужно учитывать следующее :
- лучше всего покупать именно ранец, а не портфель или сумку. Ранец равномерно распределяет нагрузку на спину, благодаря чему не нарушается осанка. Нельзя носить ранец на одном ремне.
- жёсткая спинка ранца предотвращает давление содержимого ранца на спину школьника.
- лямки не должны врезаться в плечи, они должны быть крепкими, ширина ремней должна быть не меньше 4 см. Лямки должны быть равными по длине.
- ну и, конечно, вес портфеля не должен превышать 600-700 грамм.
Вывод
Выполнив эту исследовательскую работу, я узнала, как вес портфеля влияет на формирование осанки школьника.
Теперь я знаю,что:
Вес портфеля должен быть не более 10% от веса ребенка.
В идеале – это ранец, с лямками 4 см.
Материал – экологически чистый, влагостойкий.
Ткань «спинки» должна быть натуральная, чтобы спина ребенка не потела.
На сумке должны быть светоотражательные элементы, видимые в темноте.
Желательно, чтобы на этикетке изделия был указатель «Ортопедический».
Портфель должен иметь жесткую заднюю стенку, хорошо облегающую спину ребенка, и прочное днище. Задняя стенка должна быть достаточно жесткой и при этом иметь мягкую прокладку, чтобы острые углы учебников и содержимого портфеля не давили на спину ребенка.
А это мои советы школьнику:
Нельзя носить рюкзачок на одном плече, это может закончиться развитием сколиоза. Проверяйте, чтобы лямки всегда были равны по длине.
Самые тяжелые предметы, например, книги, надо класть в ранец так, чтобы они оказались внизу и как можно ближе к спине ребенка - тогда вес ранца будет равномерно распределяться по его лямкам.
Складывать школьные принадлежности в портфель с учётом расписания уроков на каждый день.
Лишние вещи (планшеты, игрушки и т.д.) оставлять дома.
ЛИТЕРАТУРА
1. «Большая детская энциклопедия», диск CD – ЗАО « Новый Диск»,2004г.
2. Большая энциклопедия начальной школы. Москва,Олма – 2007г
3. Гигиенические требования к учебным изданиям для общего и начального профессионального образования
4.« Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2 CD диска – ООО « Уральский электронный завод», 2002-2007г.
5. Здоровье детей//Методическая газета для учителей.№3-2009г
6. Колосова О.Н. Как выбрать «правильный» ранец.- 2008г
7.Начальное образование//Школьный рюкзак: взгляд гигиениста, с.38; №6- 2008г