Введение
Выражение «обман зрения» в жизни встречается очень часто. Мы привыкли доверять собственному зрению, но, к сожалению, наш глаз не самый точный прибор в мире, поэтому и ему свойственно ошибаться.Эти ошибки называют оптическими иллюзиями. Попросту говоря – это неверное представление реальности. Известно очень большое количество оптических иллюзий, и все они разные, как и причиныих возникновения. Сами ученые создали немало обманчивых картинок, наглядно демонстрирующих, сколь ограничены возможности человеческого глаза.
Однажды я был в тематическом парке «Леголенд»,
И там, на одной из аллей я увидел:
А в интернете я увидел рисунки с 3D изображением, глядя на которые кажется, что они настоящие, смотришь на них - и будто попадаешь в другой потусторонний мир.
Очень увлекательно рассматривать иллюзорные картины, выискивая в них скрытые от нормального восприятия предметы.Мне стало очень интересно.
А потом в школе на уроке математики мы рассматривали задачу из учебника. Она меня очень заинтересовала. В ней требуется сравнить площади двух фигур. На глаз, одна фигура казалась больше другой, хотя площадь у нее была меньше. Я просто сам себе не поверил.
Наш мир- иллюзия!
Как странно...
возможно ли
постичь умом?
Что есть такое -
эта тайна,
и кто же я тогда
есть в нем?
Мне захотелось выяснить, стоит ли доверять всему, что мы видим. Поэтому для исследовательской работы мною была выбрана тема «Иллюзия зрения. Можно ли верить глазам своим?»
Работая над этой темой, можно развить свое воображение, открыть много нового не только для себя, но и для друзей.Часто то, что мы видим, обманчиво, и многое оказывается совсем не тем, чем кажется на первый взгляд. Даже самые простые вещи могут таить в себе самые неожиданные открытия, нужно только присмотреться.
Стоит ли доверять всему, что мы видим? Почему мы видим иногда то, что кроме нас больше никто не видит? Почему нарисованные неподвижные предметы начинают двигаться? Почему дети и взрослые видят один и тот же предмет по-разному?Всегда ли мы можем доверять своему зрению? Оказывается, нет! Доказательством этого является множество «обманчивых» картин, которые ярко иллюстрируют, насколько ограничены способности наших глаз.
Ответы на эти и другие вопросы мы постарались найти в нашей исследовательской работе «Иллюзия зрения. Можно ли верить своим глазам?»
Приступая к работе, мы выдвинули следующую гипотезу: не всегда то, что мы видим, на самом деле является таковым.
Таким образом, оформились объект и предмет исследования.
Объект исследования:обучающиеся 4и 5 классов СОШ.
Предмет исследования:восприимчивость обучающихсяк оптическим иллюзиям.
Целью нашей работы сталасистематизация знаний по иллюзиям и приобретение опыта по созданию иллюзионных картин.
Для достижения поставленной цели мы выдвинули следующие задачи:
исследовать разные источники информации;
собрать информацию о различных видах оптических иллюзий;
выявить и объяснить причины возникновения несоответствий между видимыми предметами и действительностью;
найти примеры использования иллюзий в искусстве и в архитектуре;
провести исследование, в ходе которого можно будет определить процент учащихся, поддающихся иллюзии;
создать собственные иллюзорные картины с помощью цифровой камеры.
Методы исследования: работа с книгами, журналами, энциклопедиями, Интернет-ресурсами;наблюдение, эксперименты и опыты, анкетирование, анализ полученных данных.
Наша исследовательская работа является теоретической, т.к. предполагает получение новых знаний.
2. Основная часть
2.1 Природа зрительных иллюзий
"...не верь глазам своим!"
Козьма Прутков[5]
В толковом словаре В.Даля сказано, что слово «иллюзия» переводится с французского языка, как видимость,мнимое,обман воображения,обманчивость, ошибка. Это означает, что видимое (или слышимое, осязаемое) нами не соответствует действительности.[3]
Оптические иллюзии – это, попросту говоря, оптический обман нашего мозга.Оптические иллюзии делятся на три вида:
· естественные или созданные природой;
· искусственные или придуманные человеком;
·смешанные, то есть естественные иллюзии, воссозданные человеком.Зрительный аппарат человека – сложная система, обладающая определенными возможностями. В нее входят: глаза, нервные клетки, по которым сигнал передается от глаза к мозгу, и часть мозга, отвечающая за зрительное восприятие.
Изучив литературу,я выяснил, что человеквидит такимобразом:
1. Свет проходит сквозь роговицу и зрачок к хрусталику.
2. Затем он проходит через хрусталик и жидкость, заполняющую глазное яблоко, и попадает на сетчатку.
3. Сетчатка принимает световой импульс и передает его зрительному нерву.
4. Зрительный нерв посылает сигнал мозгу.
5. Мозг переводит сигнал в зрительный образ.[4]Приложение 1 (рис.1.)
Человек воспринимает большую часть информации об окружающем мире благодаря зрению, но мало кто задумывается о том, как именно это происходит. Чаще всего глаз считают похожим на фотоаппарат или телекамеру, проецирующую внешние объекты на сетчатку, которая является светочувствительной поверхностью. Мозг "смотрит" на эту картинку и "видит" все, что нас окружает. Однако, не все так просто.
Во-первых, изображение на сетчатке перевернуто.
Во-вторых, из-за несовершенных оптических свойств глаза, картинка на сетчатке размазана.
В-третьих, глаз совершает постоянные движения: скачки при рассматривании изображений, мелкие непроизвольные колебания, относительно медленные, плавные перемещения при слежении за движущимся объектом. Таким образом, изображениенаходится в постоянной динамике.
В-четвертых, глаз моргает приблизительно 15 раз в минуту, а это значит, что изображение через каждые 5-6 секунд перестает проецироваться на сетчатку.
Так что же "видит" мозг? [18]Приложение 1 (рис.2, рис.3)
Слепое пятно
В процессе исследования я узнал удивительные особенности строения нашего глаза. Так, например, существует слепое пятно глаза, открытое французским физиком Мариоттом в 1668г. Слепое пятно – это место сетчатки, где зрительный нерв входит в глазное яблоко.[6] Известен рисунок Мариотта для нахождения слепого пятна. Если смотреть на крестик правым глазом (левый глаз должен быть закрыт), приближая или отдаляя рисунок от глаза, наступает момент, когда черный кружок не виден.Получается, что из-за слепого пятна я должен видеть окружающий мир с пробелами? Оказывается, нет! У нас два глаза, поэтому, когда изображение попадает в зону слепого пятна одного глаза, второй глаз видит все подробности. Когда наш глаз получает картинку, включается огромное количество процессов в нашем мозге. Мы начинаем анализировать этот процесс, словно компьютер. Поэтому мы и видим миражи, световые обманы, несоответствие величин и другие явления.
В научной и популярной литературе описаны многие сотни зрительных иллюзий. Причины некоторых из них давно установлены, а причины других не раскрыты до конца до сих пор. Почему они возникают? Зрительные иллюзии разнообразны по своему характеру и по причинам их возникновения.
Давайте вместе, более подробно, рассмотрим некоторые основные виды зрительных иллюзий.Приложение 1 (рис.4)
2.1.1 Искажение размера
Особенностью восприятия предмета в пространстве является контраст предметов, иллюзия, заставляющая усомниться в истинных размерах объектов.[1]
И ллюзия Эббингауза (1902)
Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами или же тот, который окружен большими?(Они одинаковые.)
Два совершенно равных кружка воспринимаются как разные по величине в зависимости от того, окружают ли их большие или меньшие кружки. Иллюзия с кружками объясняется действием закона контраста, по которому предмет воспринимается как больший или меньший в зависимости от величины окружающих предметов: предмет будет казаться больше своей действительной величины на фоне мелких предметов, и наоборот.
Д ве равные линии, ограниченные на концах в одном случае сходящимися, а в другом — расходящимися углами, воспринимаются как неодинаковые по величине: линия со сходящимися углами кажется меньшей, а линия с расходящимися углами — большей.
2.1.2. Зрительное искажение
Зрительное искажение – это когда предметы кажутся не такими, какими они являются на самом деле.[1]
На картине Геринга кажется, что параллельные прямые изогнуты, на самом деле, это не так. [18]Приложение 1 (рис. 5, рис.6, рис.7) [15]
Параллельные линии будут восприниматься как непараллельные, если их рассматривать на фоне взаимно пересекающихся косых линий.
2.1.3. Иллюзии цвета и контраста
Иллюзии цвета и контраста – это когда одинаково раскрашенные предметы видятся по-разному. Когда на сетчатке глаза возникает изображение, состоящее из светлых и темных областей, мы можем наблюдать загадочные эффекты.
Приложение 1(Рис.8, Рис.9)[15]
Правая картинка выглядит ярче? А на самом деле они одинаковые.(Рис.10, ) [15]
Один и тот же светло-серый цвет на разном фоне выглядит по-разному(Рис.11)[15]
Светлых и темных ромбов нет, они все одинаковые. (Рис.12) [15]
2.1.4. Движущиеся иллюзии
Иллюзия движения происходит в том случае, когда вроде бы статистическое и неподвижное изображение как бы оживает и начинает двигаться. Иллюзия движения возникает при быстром поочередном предъявлении двух одинаковых, расположенных на некотором расстоянии друг от друга фигур: при этом фигура как будто движется, перемещаясь из первого положения во второе. Убедительность этой иллюзии зависит от характера фигур, освещения, расстояния между ними и временнóго интервала, который должен составлять лишь долю секунды. Данная иллюзия служит основой проекции движущихся изображений.Приложение 1 (Рис.13-16) [15]
Неподвижное изображение кажется движущимся. Одно и то же вращающееся изображение может вращаться в разные стороны.
Геометрические иллюзии создают огромные возможности для художников, фотографов, модельеров. Однако инженерам и математикам приходится быть осторожными с чертежами и подкреплять «очевидное».
2.1.5. Иллюзия восприятия глубины
Геометрические объекты, в зависимости от того, как ложатся тени, могут казаться как выпуклыми, так и вогнутыми.Приложение 1 (Рис.17) [15]
Эта комната построена таким образом, что наблюдателю кажется, будто задняя стена перпендикулярна боковым.На самом деле она находится под большим углом по отношению к другим стенам. Из-за этого возникает очень интересная оптическая иллюзия.Приложение 1 (Рис. 18) [15]
Восприятие работает очень избирательно, когда дело доходит до значимых, слишком важных для нас событий. Например, человеческое лицо воспринимается по-особому. Человеческое лицо выпукло всегда (даже маску невозможно увидеть вогнутой). Дело, видимо, в том, что человеческое лицо слишком значимо, его невозможно воспринимать в необычном ракурсе.
Оптическая иллюзия проваливающегося дерева.Приложение 1 (Рис.19) [15]Только видим мы это за счет оптической иллюзии – а именно, рисунка на полу ящика. Конечно, если мы встанем с определенной стороны от ящика, подвоха можно и не заметить. Но вот если мы будем стоять прямо перед ним, то сложится ощущение, словно дерево и вправду проваливается в бездну трехмерного мира.
Исторически первая графика на асфальте появилась в Италии в XIV веке, тогда художники-самоучки кочевали из города в город, развлекая народ изображениями различных религиозных сюжетов прямо на средневековых площадях.
Сегодня технику создания трехмерных и одновременно плоских изображений на основе искажения и перспективы широко используют и в рекламных целях.Приложение 1 (Рис.20 и Рис.21) [15]
2.1.6. Оптические иллюзии, встречающиеся в творчестве художников
« Следящие», или «указующие» картины.
Есть множество портретов, написанных как старыми мастерами, так и современными художниками, неотрывно следящих за зрителями. На чувствительных людей эти картины производят сильное впечатление, и неудивительно. Кому угодно станет не по себе, когда с него не сводит глаз нарисованный человек!
Наиболее известная в живописи иллюзия относится к "следящим" или "указующим" картинам.
Как бы вы не смотрели на изображение, все равно лицо и палец будут обращены к вам.
Этот прием широко использовался в плакатном искусстве – хорошо известны плакаты времен гражданской и Великой Отечественной войны, персонажи которых смотрят прямо в глаза зрителя.
От взгляда "Неизвестной» дамы с картины И. Н. Крамского невозможно спрятаться. Она всегда смотрит прямо на вас!Приложение 1 (Рис.22)
Это знаменитая картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза». С какой бы стороны от картины ты не находился, она всегда будет на тебя смотреть.Приложение 1 (Рис.23)
2.1.7. «Загадочные» или «двойственные» изображения.Иллюзии в живописи
Этот прием построен на иллюзии восприятия, когда изображение неожиданно «проступает» среди нагромождения случайных элементов.[10]Это картины художника ОктавиоОкампо.Приложение 1 (Рис.24, Рис.25., Рис.26) [15]
«Картины с двойным смыслом» — так сам автор, современный украинский художник Олег Шупляк, характеризует свои необычные работы, где в одном изображении угадывается другое, скрытое. Приложение 1 (Рис. 27, Рис.28., Рис.29.) [15]
Воспринимая предметы и явления действительности, человек истолковывает их в соответствии с полученными ранее знаниями и своим практическим опытом. [9]
Художники Сальвадор Дали, ОктавиоОкампо, Олег Шупляки другие используют технику оптических иллюзий, которая вызывает ошибки в зрительном восприятии. Чем больше времени человек рассматривает эти работы, тем больше ему удается найти спрятанных изображений. Так каждый человек может найти на этих картинах что-то свое, недоступное другим.
В 2000 году американские ученые провели занимательный эксперимент: они показывали одни и те же произведения искусства людям с разным социальным положением, разных профессий и возрастных категорий. Оказалось, что каждый из этих людей воспринимает увиденное совершенно по-своему, а одна и та же картина вызывает то глубокую грусть, то светлую радость.
2.1.8. Кажущиеся фигуры
Кажущиеся фигуры – это фигуры, которых на самом деле нет, но они видны.[17]
В ы, конечно же, видите здесь большой и маленький ромбы?
Однако обратите внимание, что на самом деле никаких ромбов здесь не нарисовано. [15]
К акую фигуру Вы видите на рисунке?
Квадрат? Но его никто не рисовал. Нарисованы только лишь дуги поуглам картинки, а несуществующий квадрат "дорисовывает" уже ваш мозг. [15]
Т реугольникКаниша.
Тот же самый эффект. Равностороннего треугольника на самом деле нет. Он только кажется. [15]
2.1.9 Невозможные фигуры
Невозможные фигуры – это фигуры, несуществующие в природе, но, существующие в нашем воображении. [17]
Невозможная фигура — один из видов оптических иллюзий, фигура, кажущаяся на первый взгляд проекцией обычного трёхмерного объекта, при внимательном рассмотрении которой становятся видны противоречивые соединения элементов фигуры. Создаётся иллюзия невозможности существования такой фигуры в трёхмерном пространстве.Приложение 1 (Рис.30 и Рис 31) [15]
Модель бесконечной лестницы(Рис.31) впервые была опубликована Лайонелом и Роджером Пенроузами в журнале BritishJournalofPsychology в 1958 году.[15]После публикации в 1960 году литографии «Восхождение и нисхождение» художника МаурицаЭшера данная невозможная фигура стала одной из самых популярных. Впоследствии лестница Пенроуза часто встречалась в книгах, играх, головоломках, учебниках. Представляет собой такую конструкцию лестницы, при которой в случае движения по ней в одном направлении (на рисунке к статье против часовой стрелки) человек будет бесконечно подниматься, а при движении в обратном направлении — постоянно спускаться. При этом после завершения визуального маршрута, человек окажется в той же точке, с которой начал своё передвижение. Лестница сконструирована таким образом, что существование её в реальном мире кажется невозможным. Однако, как и большинство невозможных фигур, её модель может быть воссоздана в реальности.
У меня получилось воссоздать невозможный треугольник.
2.1.10. Перевёртыши
Перевертыши – картины, которые при переворачивании «превращаются» в другие изображения.Приложение 1 (Рис. 32)[10]
2.1.11. Соотношение фигур и фона
Оптические иллюзии создают огромные возможности для художников, фотографов, модельеров. Однако инженерам и математикам приходится быть осторожными с чертежами и подкреплять «очевидное» измерениями.
2.1.12. Оптические иллюзии в архитектуре
А рхитекторы давно научились «обманывать» нас с помощью оптических иллюзий...
Самый впечатляющий пример – Парфенон, главный храм афинского Акрополя.При строительстве Парфенона архитекторы сделали акцент на колоннах храма. Равномерно уменьшив объем колонн у верхних и нижних оснований, строители добились зрительного ощущения четко выведенной вертикали. Использование подобного эффекта привело к тому, что строение кажется большим по размеру,чем на самом деле. [16]
Знаменитый "Танцующий дом"Приложение 1 (Рис.34) был построен в городе Праге (Чехия) в 1992 годы. Сейчас в нем находятся лучшие рестораны Праги. Посетителям открывается великолепный вид на город, а город вот уже больше 10 лет украшает "пританцовывающий" ресторан.
Современные художники используют традиционные приемы и стили в качестве точки отсчета, а затем облекают их в неожиданную оболочку для создания чего-то нового.Так поступил и французский художник Питер Делавье, обернув здание, находящееся на реконструкции, непромокаемым брезентом, на котором изобразил то же самое здание в манере Сальвадора Дали. Создается полная иллюзия того, что здание тает на солнышке, как мороженое.[13] Приложение 1 (Рис.35)
Каждый этаж этого здания, расположенного в Мельбурне, имеет одну и ту же высоту, однако сложный рисунок из темных и светлых прямоугольников в сочетании с параллельными оранжевыми полосами создает совсем иное впечатление. Приложение 1 (Рис.36)
2.1.13. Миражи.
Мираж – это игра световых лучей. [21]Мираж - это оптическое явление в атмосфере, заключающееся в появленииу горизонта мнимых изображений отдаленных объектов.[2] Слово “мираж” происходит отфранцузского слова и обозначает “отражать, как в зеркале”, причем в роли“зеркала” выступает… воздух. Миражи принято делить на три класса.К первому классу относят нижние миражи – перевернутое изображениепредметов. Оказывается, воздух состоит из слоев, которые имеют разнуютемпературу и плотность. Когда лучи переходят из одного слоя в другой, ониначинают преломляться, а если разница температуры слоев большая, то лучивообще начинают отражаться, при этом, создавая иллюзии, которые называют миражами. Так, например, в пустыне песок раскаляетсяпод солнцем, нижний слой воздуха нагревается и начинает отражатьпредметы, как зеркало. Нижние миражи можно наблюдать также над раскаленным солнцем асфальтом.[7] Приложение 1 (Рис.37, Рис.38)
К миражам второго класса относят верхние миражи. Они менеераспространены и более живописны, чем нижние. Верхний мираж возникает, когда слои воздуха возле земли гораздо холоднее, чем верхние: изображениеотрывается от земли и повисает в воздухе, иногда оно бывает перевернутым. Верхний мираж может описать дугу и вернуться на землю черезсотни километров.Над морем создаются идеальные условия дляобразования верхнего миража. Поэтому моряки часто видят корабли,повисшие в воздухе, и даже корабли, находящиеся далеко за горизонтом.[7] Существуют еще боковые миражи. Они похожи на нижние, только вэтом случае все отражается не от земли, а от нагретой солнечными лучамистены.
Миражи третьего класса или фата-моргана – это таинственное явление,которое нельзя объяснить никакими законами физики.[7]
Тысячи туристов и жителей восточно-китайского города Пенглай в2009 году стали свидетелями редкого явления — огромного миража. Туман, нависавший над берегом, создал иллюзию изображения города ссовременными высотными зданиями, широкими городскими улицами, шумными автомобилями и толпами людей, которые были четко видны.Приложение 1 (Рис.39)
Мираж длился несколько часов, а до его появления 2 дня шли проливныедожди.
Одним из лучших мест в мире для наблюдения миражей являетсяАляска. Чем злее стужа на Аляске, тем четче и красивее возникают в небесахмиражи.
3. Исследование иллюзии зрительного восприятия
Мир иллюзий чрезвычайно интересен и многообразен.В этом я убедился, изучая различные материалы по данной теме.
Вначале своей работы мы выдвинули гипотезу: не всегда то, что мы видим, на самом деле является таковым. Для того, чтобы проверить её, нам пришлось изучить литературу и обратиться к Интернет-ресурсам по данному вопросу. Я познакомился с различными видами иллюзий. Меня больше всего поразило то, что иллюзии имеют большое значение в жизни человека. Геометрические иллюзии создают огромные возможности для художников, архитекторов, фотографов, модельеров. Однако инженерам и математикам приходится быть осторожными с чертежами и подкреплять «очевидное» реальными измерениями и фактами. Глаз любого человека видит мир одинаково, но восприятие увиденного – это процесс мышления человека. Поэтому каждый человек воспринимает мир по-своему.
3.1. Исследование иллюзии зрительного восприятия одноклассников
Мы провели несколько экспериментов с участием учащихся нашей школы. Поддадутся ли они иллюзии зрительного восприятия? Мы показали им оптические иллюзии и попросили их ответить на наши вопросы. Ответы нужно было записать в специальную анкету. По результатам анкетирования мы составили диаграммы.Приложение 3. (Диаграммы 1 – 5)
В эксперименте приняли участие 40 учащихся 4-х и 5- х классов нашей школы.
Эксперимент показал, что, даже имея знания о том, что у слона 4 ноги, 80% всех опрошенных поддались оптической иллюзии.
Иллюзия с кружками объясняется действием закона контраста, по которому предмет воспринимается как больший или меньший в зависимости от величины окружающих предметов: предмет будет казаться больше своей действительной величины на фоне мелких предметов, и наоборот.
Результаты эксперимента подтвердили наше предположение. 43% всех опрошенных левый кружок увидели большим, чем правый. Хотя высок процент и тех ребят, которые не поддались обману зрения. (57%)
При восприятии фигуры и фона мы склонны видеть, прежде всего, пятна меньшей площади, а также пятна более яркие, “выступающие”, причем чаще всего фон нам кажется лежащим дальше от нас, за фигурой. Чем больше контраст яркости, тем лучше заметен объект и тем отчетливее видны его контур и форма. Мы решили провести эксперимент и проверить этот вывод.
Мы показали опрашиваемым следующие рисунки и попросили написать, что они видят. Предполагалось, что на рисунке большинство увидят в первую очередь основной силуэт, а затем два силуэта, согласно теории.
На основании полученных данных можно сделать вывод, что почти у половины ребятхорошо развито воображение(около 40%. опрашиваемых увидели скрытые силуэты). Они видят иллюзию.
Практическая работа по созданию фотографий с иллюзиями
И, наконец, я попробовал свои силы в создании фотографий с оптическими иллюзиями, а также я нашел несколько таких фотографий в семейном архиве. Сначала может показаться, что оптическую иллюзию создать легко. Так и есть на самом деле. Но чтобы достичь желаемого результата, необходимо потратить много сил и времени на изучение структуры глаза, его особенностей, особенности зрения и на то, как глаза реагируют на отдельные визуальные раздражители. На сегодняшний день оптическая иллюзия считается не только одним из методов исследования, обманы зрения считаются полезными для развития и природной тренировки глаз. Оптические иллюзии стали применять в жизни еще и как своеобразный, творческий способ самовыражения через художественные произведения, в основном это картины, иллюстрации или же фотографии.
Легче всего делать оптические иллюзии с помощью графических редакторов. Намного сложнее сделать обман зрения через картину, фотографию или иллюстрацию.Для этого понадобятся специальные разработки, и конечно профессионализм самого автора. Но самым сложным, все-таки считается специальная фотосъемка.Такая фотография по праву считается искусством. От искусства фотографа зависит очень многое.Аппаратура также играет не последнюю роль. Самоеглавное в этой работе везение, ведь такие фотографии чаще всего нельзя редактировать, оптическая иллюзия на фотографии должна быть изначальной.
Фотографии с оптическими иллюзиями в последнее время все больше и больше приобретают свою популярность, создаются специальные выставки, так как эти фотографии больше относятся к искусству, нежели к научной деятельности.
Я, конечно, далеко не профессионал, но я попробовал сделать несколько фотографий с иллюзиями…., и вот что получилось:Приложение 4.
Рис.51, Рис.52, Рис. 53, Рис. 54, Рис.55.
Заключение
Выводы исследования.
Мы провели исследование среди обучающихся 4 и 5 классов нашейшколы и определили процент восприятия иллюзий школьниками. Эксперимент показал, что мы не всегда видим то, что есть на самом деле, следовательно, наша гипотеза верна. Мы пришли к выводу: объекты и явления, которые мы видим, не всегда соответствуют реальности и являются правдой. Проведенный анализ учит нас, что не всегда следует ограничиваться только оценкой на глаз, а следует подключать логику и производить измерения.
Люди не могут полностью контролировать то, что они видят и легко поддаются иллюзии. В нашемслучае - это в среднем 60% учащихся, принявших участие в эксперименте.
Наше исследование и практическая работа по созданию собственных иллюзий полностью подтвердили выдвинутую намигипотезу: не всегда то, что мы видим, на самом деле является таковым.
В этой работе было выяснено, что учащиеся восприимчивы к оптическим иллюзиям (60% всех опрошенных 4-5 классов). Изучив литературу по данной теме, проведя ряд экспериментов по выявлению процента детей, поддающихся иллюзиям, ивыполнив практическую работу по созданию фотографий с эффектом иллюзий, мы пришли к следующим выводам:
Глаз любого человека видит мир одинаково, но восприятие увиденного – это процесс мышления человека. Поэтому каждый человек воспринимает мир по-своему. И надо уважать мнение каждого.
Образное мышление, воображение можно развивать, используя различные иллюзорные картины или создавая их самим. Это даст возможность увидеть всю многогранность окружающего нас мира. Также это разнообразит наш досуг.
Оптические иллюзии сопровождают нас в течение всей жизни. Поэтому, знание основных видов, причин и возможных последствий их воздействия на человека очень нужны. Это поможет анализировать получаемую картинку, понимать, когда глаза нас обманывают, а когда изображение полностью реально.
Тема иллюзий очень интересна и она может стать продолжением ещё многих исследований. А еще можно организовать выставку-конкурс «Иллюзия в фотографиях. А мы действительно это видим?
И если, глядя на картину или фотографию, мы видим разное, то, можно спросить себя, а я действительно это вижу? Это реальность или иллюзия?
Своей работой я показал, что знать об обманах зрения необходимо каждому человеку, потому что, встречая их повсюду, мы можем избежать неприятностей. Совсем недавно мы были с классом в музее «Экспериментариум» г. Москвы, некоторые виды иллюзий я сам объяснял своим одноклассникам.Приложение 4. Рис.56, Рис.57, Рис. 58.
В перспективе решения заявленной мною проблемы стоят следующие задачи:
- узнать, какие заболевания глаз лечат с помощью иллюзий.
-найти еще более интересные иллюзии, ведь смотреть на них это так занимательно.
Список используемой литературы
Андрияхина Н.В. «Вы это видели?! Обманы зрения и оптические иллюзии», Москва: издательство Эксмо, 2012 г.
Большой толковый словарь русского языка, Москва, издательство ЭКСМО, 2003г
Даль В.И, «Толковый словарь русского языка В.И.Даля», Москва: издательство АСТ, 2014 г.
Перельман Я.И., «Занимательная физика». Глава «Отражение и преломление света. Зрение», Москва: издательство «Наука», 1983
«Плоды раздумья», из собрания мыслей и афоризмов Козьмы Пруткова (1854)
http://about-vision.ru/slepoe-pyatno-glaza/
http://awesomeworld.ru/prirodnye-yavleniya/chto-takoe-mirazh.html
http://www.braintools.ru/article/9686
http://daliworld.narod.ru/pred_2/p_9.htm
http://illjuzija.ru/
http://www.im-possible.info/russian/articles/principles/principles.html
http://www.galactic.org.ua/Biblio/vid1.1.htm
http://www.log-in.ru/illusions/
http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project2042/zritelnie_figuri.htm
http://www.psy.msu.ru/illusion/contrast.html
http://plast.me/
https://ru.wikipedia.org
http://studopedia.ru/
http://www.sciam.ru/2004/6/ochevidnoe.shtml/В мире науки июнь 2004 "Очевидное-невероятное"
http://vadim-andreev.narod.ru/ufo/iluzia.htm
http://www.voprosy-kak-i-pochemu.ru/mirazh-vozniknovenie/
Приложение 1
Рис.1
Рис.2
Рис.3
Рис.4
Рис.5
Рис.6
Рис. 7
Рис.8
Рис.9
Рис.10
Рис.11
Рис.12
Рис. 13
Рис. 14
Рис.15
Рис.16
Рис.17
Рис.18
Рис.19
Рис.20.
Рис.21
Рис.22
Рис.23
Рис.24
Рис 25
Рис 26
Рис.27
Рис. 28
Рис.29
Рис.30
Рис.31
Рис.32
Рис. 33
Рис.34
Рис.35
Рис.36
Рис.37
Рис.38
Рис. 39
Приложение 2
Анкета: «Иллюзии зрительного восприятия».
Подсчитайте количество ног у слона, изображенного на рисунке:
Рис 40
4 ноги
5 ног
6 ног
7 ног
Варианты ответов по 1-му рисунку |
Количество учащихся |
% учащихся |
1 |
6 |
20 |
2 |
4 |
13 |
3 |
8 |
27 |
4 |
12 |
48 |
Какой из кругов, расположенный посередине, больше?
Рис 41
Левый Правый
1. Левый больше
2. Правый больше
3. Одинаковые
Варианты ответов по 1-му рисунку |
Количество учащихся |
% учащихся |
1 |
13 |
43 |
2 |
11 |
37 |
3 |
6 |
20 |
Что изображено на рисунке?
Рис 42
Кот
Мышь
Кот и мышь
Варианты ответов по 1-му рисунку |
Количество учащихся |
% учащихся |
1 |
18 |
60 |
2 |
12 |
40 |
3 |
0 |
0 |
Рис 43
Дерево
Обезьяна
Львица
Всё вместе
Варианты ответов по 1-му рисунку |
Количество учащихся |
% учащихся |
1 |
10 |
33 |
2 |
7 |
23 |
3 |
6 |
20 |
4 |
7 |
23 |
Что нарисовано на картине?
Рис 44
Свеча
Профиль людей
Варианты ответов по |
Количество учащихся |
% учащихся |
1 |
18 |
60 |
2 |
12 |
40 |
Есть ли ромбы на рисунке?
Рис 45
Да
Нет
Не знаю
Варианты ответов по 1-му рисунку |
Количество учащихся |
% учащихся |
1 |
21 |
70 |
2 |
9 |
30 |
3 |
Есть ли на картинке белый треугольник?
Рис 46
Да
Нет
Не знаю
Варианты ответов по 1-му рисунку |
Количество учащихся |
% учащихся |
1 |
22 |
73 |
2 |
8 |
27 |
3 |
Какая из стрелок длиннее?
А)
Б)
Рис 47
А)
Б)
Одинаковые
Варианты ответов по 1-му рисунку |
Количество учащихся |
% учащихся |
1 |
18 |
60 |
2 |
5 |
17 |
3 |
7 |
23 |
Параллельные ли линии на рисунке?
Рис 48
Да
Нет
Не знаю
Варианты ответов по 1-му рисунку |
Количество учащихся |
% учащихся |
1 |
12 |
40 |
2 |
18 |
60 |
3 |
Эта лестница вверх или вниз?
Рис 49
Вверх
Вниз
Не знаю
Варианты ответов по 1-му рисунку |
Количество учащихся |
% учащихся |
1 |
14 |
47 |
2 |
16 |
53 |
3 |
1 |
3 |
Кто нарисован на картинке?
Рис 50
Птица
Белка
Не знаю
Варианты ответов по 1-му рисунку |
Количество учащихся |
% учащихся |
1 |
13 |
43 |
2 |
17 |
57 |
3 |
Приложение 3
Итоги анкеты «Иллюзии зрительного восприятия».
Диаграмма 1. Кажущиеся фигуры.
Диаграмма 2. Оптические иллюзии.
Диаграмма 3. Оптические иллюзии.
Диаграмма 4.Зрительное искажение.
Диаграмма 5.Искажение размера.
Приложение 4
Рис.51
Рис.52
Рис.53
Рис.54
Рис. 55
Рис. 56
Рис. 57
Рис. 58