ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЛНЕЧНЫХ ЛУЧЕЙ НА КОЖУ ЧЕЛОВЕКА

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЛНЕЧНЫХ ЛУЧЕЙ НА КОЖУ ЧЕЛОВЕКА

Соловьева  Д.Д. 1
1МАОУ "СОШ №154 г. Челябинска"
Ларкина В.И. 1
1МАОУ "СОШ №!54 г. Челябинска"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Меняется наша жизнь, а вместе с ней изменяются наши представления об окружающем мире. Но некоторые вещи остаются неизменными. Все мы знаем, что живым организмам на нашей планете для поддержания процессов жизнедеятельности необходим солнечный свет. И человеческий организм -не исключение. Но солнце может причинять вред, порой непоправимый.

Актуальность данного проекта заключается в том, что современные люди стараются соответствовать моде, например, быть загорелыми. Еще не так давно в обществе ценилась бледная кожа - признак достатка и аристократичности, а загорелая кожа была уделом простолюдинов. Сейчас, напротив, загорелая кожа стала символом благополучия. Подсознательно мы воспринимаем загорелого человека как человека успешного и здорового, живущего в достатке, ведь у него есть время и средства для пребывания на свежем воздухе и солнце, тогда как труженики все дни проводят в помещениях. Уверена, у загара есть свои плюсы и свои минусы. О влиянии солнечных лучей на кожу написано достаточно много [3,4,6]. Однако, споры о вреде и пользе солнца и загара не утихают до сих пор, а значит, тема актуальна.

Обоснование выбора темы

Летом мы с семьей обязательно выезжаем на дачу, на природу, на море, чтобы отдохнуть от городской суеты и шума и понежиться на солнышке. Однако, я заметила, что наш отдых периодически омрачается тем, что у кого-нибудь из членов моей семьи при нахождении на солнце начинает болеть голова, либо краснеет и будто горит кожа. Я задумалась о том, действительно ли солнце, которому мы все так радуемся, особенно в летние месяцы, такое уж безопасное. Мне стало интересно, почему мама заставляет нас с сестренкой в жару надевать на голову панаму или кепку и вообще советует лучше отложить прогулку. Я выбрала эту тему проекта, так как мне захотелось узнать больше о солнечных лучах и их влиянии на кожу человека и донести эту информацию до своих одноклассников.

Цель исследования: изучить влияние солнечных лучей на кожу человека и выявить их положительное и отрицательное значение.

Задачи исследования:

1.Изучить дополнительную информацию по заданной теме. На основе анализа литературы установить положительное и отрицательное влияние ультрафиолетовых лучей на организм человека.2. Выяснить, к какой группе экологических факторов относятся солнечные лучи.3. Изучить строение кожи человека.4.Познакомиться с заболеваниями кожи, вызванными воздействием лучей солнца.5. Разработать анкету и провести опрос среди учащихся шестых классов нашей школы на предмет их осведомленности о солнечных лучах и их влиянии на кожу человека. Проанализировать полученные данные и сделать выводы.6. Создать информационный буклет с рекомендациями по поведению при нахождении под прямыми солнечными лучами.

Предмет исследования: влияние солнечных лучей на кожу человека. Объект исследования: солнечные лучи, кожа человека. Гипотеза: солнечные лучи полезны для организма человека. Практическая значимость: данную работу можно использовать на уроках биологии в 8 классах, а также в начальной школе и среднем звене на дополнительных занятиях, например, классном часе. Со своим проектом я могу выступить на школьной и городской научно-практической конференции. Методы исследования: Поиск и анализ информации, обобщение изученных материалов, социологический опрос, метод моделирования (создание информационного листка с рекомендациями).

Этапы работы над проектом (см. Приложение А)

I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИ И КОЖА ЧЕЛОВЕКА

1.Экологические факторы

- это свойства среды обитания, оказывающие влияние на живые организмы. Различают абиотические, биотические и антропогенные факторы (см. Приложение Б)

Биотические факторы

-это факторы, связанные с деятельностью живых организмов

1.2. Абиотические факторы

- это факторы неживой природы (осадки, ветер, состав почвы, рельеф, солнечное излучение)

1.2.1. Световые лучи

Солнечные лучи относятся к абиотическим физическим экологическим факторам. Солнечные лучи — это поток радиации, которая представлена электромагнитными колебаниями волн, имеющих разную длину. Солнечное излучение отличается по длине, частоте волны и по воздействию на человеческий организм. [3]

Виды солнечных лучей по спектру:1. .Гамма-излучение 2. Ренгеновское излучение с длиной волны менее 170 нанометров 3. Ультрафиолетовое излучение с длиной волны 170 -350 нанометров 4. Собственно солнечный свет (видимый глазом спектр) - с длиной волны 350-750 нанометров.5. Инфракрасный спектр, оказывающий тепловое воздействие – с длиной волны более 750 нанометров

В плане биологического влияния на живой организм самыми активными являются ультрафиолетовые солнечные лучи. В ультрафиолетовом спектре различают 3 группы лучей с различным воздействием на живой организм:

• Ультрафиолетовые лучи А с длиной волны 400- 320 нанометров обладают наиболее низким уровнем радиации. Они обладают самым низким вредным воздействием на организм.

• Ультрафиолетовые лучи В с длиной волны 320-280 нанометров доходят до Земной поверхности лишь в определенное время года и часы дня, обычно в период с 10 до 16 часов. Именно эти лучи способствуют синтезу витамина D3 в организме, что является самым главным положительным фактором их воздействия. Однако, эти же лучи при длительном воздействии на кожу человека могут повлиять на ядро клеток кожи таким образом, что последние начинают безудержно размножаться, что ведет к формированию рака кожи.

• Ультрафиолетовые лучи C с длиной волны от 280 до 170 нанометров - это наиболее опасная часть спектра ультрафиолетового излучения, которая безоговорочно провоцирует развитие рака кожи.

Но в природе все устроено очень мудро. И вредоносные лучи С, и большая часть лучей В (90%) поглощаются озоновым слоем Земли, не доходя до ее поверхности. Таким образом, природа заботливо охраняет все живое на планете от вымирания. [4]

В зависимости от периодичности, длительности и интенсивности воздействия ультрафиолетового излучения, в нашем организме возникают положительные или отрицательные процессы.

1.2.2. Полезное действие солнечных лучей

При воздействии на кожу энергия солнечного излучения преобразуется либо в тепло, либо расходуется на различные фотохимические реакции в коже человека, в результате чего осуществляются самые разнообразные биохимические процессы в организме.

Наиболее важным является синтез витамина Д.

Поступление витамина Д в организм человека происходит двумя путями:

1-эндогенным - за счет образования в коже под воздействием УФ-лучей В;

2-экзогенным - за счет поступления с пищей.

Количество синтезируемого витамина влияет на обмен кальция в организме. То есть с возрастом опасность развития остеопороза становится значительно выше, чем в юные годы. Остеопороз- заболевание, связанное со снижением плотности скелета и повышенным риском переломов. [4]

Поэтому, во избежание возникновения нежелательных проявлений недостатка витамина D (рахита), рекомендуется в период с сентября по апрель давать детям до 3 лет дополнительный источник витамина D.

выработка меланина и формирование красивого, ровного загара

Меланин защищает кожу от ультрафиолетовых лучей. Наиболее короткие ультрафиолетовые лучи оказывают бактерицидное, убивающее микробы, действие. Датский физиотерапевт Н.Финзен в 1903 г. использовал солнечные лучи для лечения туберкулеза кожи, за что ему была присуждена Нобелевская премия.

видимые лучи позитивно влияют на настроение;

выработка серотонина- важного регулятора эндокринной системы, благодаря которому мы после лета чувствуем прилив сил, рост жизненного тонуса, хорошее настроение

Негативное воздействие солнечных лучей

При длительном воздействии солнечные лучи повреждают основание и структуру кожи, разрушая волокна коллагена и эластина. В связи с этим ухудшается эластичность кожи, а значит: 1. ускоряются процессы преждевременного старения (появление морщин) 2. ослабляются защитные механизмы кожи. 3.Она становится более подверженной инфекциям и онкологическим заболеваниям. 4. Появляются косметологические дефекты -гиперпигментации 4.солнечные лучи провоцируют кожную аллергию; 5. кожа очень быстро обезвоживается под воздействием солнечных лучей; 6. ожоги кожи (при длительном или сильном воздействии)

Постоянное избыточное воздействие солнечного света и сильный загар в детстве и молодом возрасте значительно повышают риск развития рака кожи. (см. Приложение Д)

. Антропогенные факторы

-это совокупность влияний деятельности человека на окружающую среду (атомная энергия, шум, вибрация, промышленные и транспортные выбросы и т.д.) [9]

2.Кожа человека

2.1 Функции кожи

Кожа связывает организм с внешней средой. В организме кожа выполняет разнообразные функции (см. Приложение А). Они тесно связаны с функциями других органов и систем. Именно поэтому изменения в работе этих органов обязательно отражаются на состоянии кожного покрова.

2.2 Строение кожи (см. Приложение В)

Кожа человека состоит из трех слоев: наружный - эпидермис, средний - дерма, внутренний - подкожно-жировая клетчатка.

1.Эпидермис состоит из многослойной эпителиальной ткани. В местах, подверженных механическим воздействиям (ладонь, подошва), эпидермис значительно утолщен (0.5-2.3 мм). Наружный слой эпидермиса постоянно обновляется. Ороговевшие клетки этого слоя отшелушиваются в виде чешуек. Роговой слой эпидермиса защищает кожу от вредных воздействий и болезнетворных микроорганизмов. Под роговым слоем лежит базальный слой эпидермиса. В глубине эпидермиса содержится пигмент меланин. Чем его больше, тем кожа темнее. У представителей негроидной расы меланина так много, что хватает и на самые верхние слои эпидермиса.

2. Дерма- средний слои кожи, который придает ей прочность и эластичность. Дерма образована соединительной тканью и небольшим количеством мышечной (например, мышцы поднимающие волосы в стрессовой ситуации).

Сосочковый слой примыкает к эпидермису и содержит много сосудов и нервных волокон. Этот слой обеспечивает эпидермис необходимыми питательными веществами. За счет имеющихся в сосочковом слое различных бороздок внешний рисунок поверхности кожи у разных людей различный. Внутренний сетчатый слой дермы выполняет опорную функцию. Здесь располагаются корни волос, потовые, сальные и молочные железы. Потовые железы выделяют конечные продукты обмена веществ. Потоотделение способствует поддержанию температуры тела. Сальных желез больше всего на голове и лице. Из сальных желез выделяется кожный жир, который предохраняет кожу от пересыхания и образования трещин и препятствует проникновению влаги. Он придает коже мягкость и эластичность.

3.Подкожно-жировая клетчатка состоит из соединительной ткани и жировых включений. Организм использует подкожный жир по мере необходимости. Это и запас питательных веществ, и защита от механических внешних воздействий, холода. [5]

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ О ВЛИЯНИИ СОЛНЕЧНЫХ ЛУЧЕЙ НА КОЖУ

Анкетирование учащихся шестых классов МАОУ СОШ №154.

Анализ полученных результатов

Чтобы выяснить информированность подростков о влиянии солнечных лучей на кожу человека, узнать их мнение о пользе-вреде ультрафиолета и отношение к загару, мною была составлена анкета (см. Приложение Е). В анкетировании приняли участие учащиеся 6-х классов МАОУ СОШ №154. Общее число опрошенных– 109 человек. Ребята ответили на ряд вопросов. По результатам социологического опроса полученные данные были оформлены в виде круговых диаграмм.

Диаграмма 1 (см. Приложение Ж)

Только половина опрошенных 52% знает, к каким экологическим факторам относятся лучи солнца, остальные относят их либо к биотическим (28%), либо антропогенным (20%).

Диаграмма 2 (см. Приложение Ж)

12% считают лучи солнца абсолютным злом, 84% опрошенных уверены, что солнечные лучи в определенных условиях могут нанести человеческому организму вред, и лишь 4% учащихся полностью исключают такую возможность.

Диаграмма 3 (см. Приложение Ж)

К сожалению, 74% опрошенных считают, что нахождение в тени полностью защитит их от ультрафиолета, тогда как у 26% на этот счет полностью противоположное мнение.

Диаграмма 4 (см. Приложение Ж)

При ответе на вопрос о возможности развития онкологических заболеваний под чрезмерным влиянием солнечных лучей 33% ответили «не знаю», 39% ответили положительно, 28% категорически отрицают такую вероятность.

Диаграмма 5 (см. Приложение Ж)

Только 26% опрошенных обожают загорать, 9% учащихся никогда не загорают, а абсолютное большинство 65% человек получают загар случайно, находясь на солнце.

Диаграмма 6 (см. Приложение Ж)

Приятно было узнать, что 88% ребят знакомы с правилами пребывания под открытым солнцем, и только 12% не знают, как нужно себя вести.

Диаграмма 7 (см. Приложение З)

62% опрошенных считают обязательным использование солнцезащитных средств при нахождении под прямыми лучами солнца, 32% считают, что каждый сам вправе решить, нужна ли ему дополнительная защита от солнца, 5% уверены, что эти средства «ни к чему», а 1% вообще впервые слышит о таковых.

Диаграмма 8 (см. Приложение З)

43% всегда используют солнцезащитные средства, 39% пользуются ими «иногда», никогда не пользовались ими 15% опрошенных, а 3% совсем с этими средствами не знакомы.

Диаграмма 9 (см. Приложение З)

Только 60% опрошенных знают, какой витамин образуется в коже под действием солнечных лучей. Остальные дети предположили, что в коже синтезируется витамин С (16%), Е (10%), А(6%), В (5%), К (3%).

Диаграмма 10 (см. Приложение З)

86% учащихся знают, что такое солнечный удар, 3% путают его с тепловым ударом, а 11% вообще считают, что это одно и тоже.

Диаграмма 11 (см. Приложение З)

53% учащихся отметили, что испытывали когда-либо плохое самочувствие при нахождении на солнце, а 47% детей ответили отрицательно.

Диаграмма 12 (см. Приложение З)

67% опрошенных хотя бы раз лично сталкивались с поверхностным солнечным ожогом, 24% с ожогом второй степени, 7% были вынуждены обратиться за медицинской помощью и только 2% учащихся повезло- они никогда не обгорали на солнце.

Диаграмма 13 (см. Приложение И)

51% опрошенных сможет в случае необходимости оказать первую помощь при солнечном ударе, 41% не знает, в чем она заключается, а 8% вообще считают, что делать ничего не нужно, «само пройдет».

По итогам социологического опроса я установила, что шестиклассники недостаточно владеют информацией о солнечных лучах, их пользе и вреде для человека. Они не осознают, какую опасность скрывает в себе чрезмерное влияние ультрафиолета. Не все понимают необходимость использования солнцезащитных кремов. Несмотря на то, что значительная часть опрошенных знает о вреде загара, о правилах нахождения на солнце и даже пользуется защитными средствами, подавляющее большинство участников опроса на себе испытывали последствия солнечного воздействия (солнечный удар и ожоги). Не исключено, что ребята немного слукавили при ответах на вопросы и на самом деле не знакомы с правилами нахождения на солнце, либо относятся легкомысленно к своему здоровью и просто не соблюдают эти правила. Именно поэтому я решила создать небольшие информационные памятки по пребыванию на солнце (см. Приложение И) и донести эту информацию до моих одноклассников, учащихся параллельных классов и других учеников школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы я изучила влияние солнечных лучей на кожу человека и выявила их положительное и отрицательное значение.

Изучив дополнительную информацию по заданной теме, я выяснила, что солнечные лучи относятся к физическим абиотическим экологическим факторам, изучила функции и строение кожи человека, познакомилась с различными заболеваниями, возникающими от чрезмерного влияния солнечных лучей- гиперпигментации, фотодерматиты, солнечные ожоги, злокачественные опухоли кожи.

Разработав анкету, я провела опрос среди учащихся шестых классов нашей школы на предмет их осведомленности о солнечных лучах и их влиянии на кожу человека. Проанализировав полученные данные, я сделала вывод о том, что у шестиклассников сложилось недостаточное представление об ультрафиолетовых лучах, их вреде и пользе.

Итогом моей работы стало создание информационных листков с рекомендациями о том, как защитить кожу от губительного действия солнечных лучей [1] (см. Приложение К).

Вся информация размещена в кабинете биологии в свободном доступе, чтобы с ней могли ознакомиться все желающие. На этом моя работа не завершается, ведь полученными знаниями я могу поделиться с другими детьми и даже взрослыми. Я планирую провести информационные пятиминутки по этой теме, и, возможно, спустя некоторое время (например, после летних каникул), провести повторное анкетирование, чтобы узнать, изменилось ли отношение подростков к солнечным лучам, загару после полученной информации, удалось ли убедить их в необходимости соблюдения таких простых правил принятия солнечных ванн или учащиеся продолжают пренебрегать ими.

Работая над данным проектом, я убедилась, что солнечное излучение играет в нашей жизни огромную роль. Ультрафиолет необходим для сохранения здоровья. Старая пословица гласит: «Куда редко заглядывает солнце, туда часто приходит врач». Солнечные лучи оказывают в целом положительное действие на живые организмы. Чрезмерное увлечение солнцем может привести к серьезным проблемам. В то же время нельзя полностью лишать себя солнечных лучей, иначе это приведет к различным заболеваниям и снижению иммунитета. То есть во всем нужно знать меру.

Важно помнить, что наше здоровье - в наших руках!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

11 простых правил пребывания на солнце. Статья. [Электронный ресурс]. - https://www.premium-spb.ru/articles/pravila_prebyvaniya_na_solntse/

Ожог от солнца. Первая помощь, лечение и народные методы. Статья. [Электронный ресурс]. - https://www.syl.ru/article/207195/new_ojog-ot-solntsa-pervaya-pomosch-lechenie-i-narodnyie-metodyi

Солнечные лучи: воздействие. Вредные солнечные лучи. Статья. [Электронный ресурс]. - https://www.syl.ru/article/205863/new_solnechnyie-luchi-vozdeystvie-vrednyie-solnechnyie-luchi

Солнечные лучи и их воздействие на организм Статья. [Электронный ресурс]. -http://budtegzdorovi.ru/formula_zdorovjy/solnechnyie-luchi-i-ih-vozdeystvie-na-organizm

Строение и функции кожи. Учебник по биологии 8 класс. Статья. [Электронный ресурс]. - http://tak-to-ent.net/publ/4-1-0-93

Правильный загар, солнечный ожог, заболевания кожи, опухоль, рак кожи. Статья. [Электронный ресурс]. - https://www.2mm.ru/mama/krasota-i-zdorove/861/ostorozhno-solnce-pravila-horoshego-zagara

Проблемы кожи, развивающиеся под воздействием солнечных лучей. Статья. [Электронный ресурс]. - https://estet-portal.com/doctor/statyi/pod-vozdeystviem-solnechnykh-luchey

Экологический фактор Статья. [Электронный ресурс]. - http://center-yf.ru/data/stat/ekologicheskie-faktory-sredy.php

Экологические факторы-это… Что такое экологические факторы? Статья. [Электронный ресурс]. - https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1208624

Приложение А

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Этапы работы

Деятельность участника проекта

1

Подготовка к работе

Беседа с учителем о выборе темы проекта.

Выбор темы, постановка цели, задач, определение основных этапов работы.

2

Сбор и изучение материала по выбранной теме

Сбор информации в литературе и сети Интернет.

Изучение теоретических сведений.

Разработка анкеты, опрос учащихся

3

Систематизация материала

Обработка полученных результатов

Оформление текстового материала.

Создание компьютерной презентации.

Создание информационного листка.

4

Представление работы «Влияние солнечных лучей на кожу человека»

Защита проекта школе.

ФУНКЦИИ КОЖИ

1. Защитная - механическая зашита от внешних факторов (жидкости, газы. пыль), а также от холода, жары, болезнетворных микробов, вредных химических веществ и ультрафиолетовых лучей.

2. Выделительная- с потом выделяются вода, аммиак, мочевина, минеральные соли и другие продукты обмена веществ

3. Дыхательная - кожа поглощает кислород и выделяет углекислый газ

4. Чувствительность кожи связана с расположенными в ней чувствительными клетками и нервными окончаниями (рецепторами). С их помощью ощущаются температурные изменения, прикосновения и боль.

5. Участие в терморегуляции -поддержание постоянной температуры тела.

6. Витаминообразующая- синтез витамина D

7. Энергетическая- в слое жировой клетчатки содержатся энергетические запасы организма.

Приложение Б

ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

Биотические факторы Абиотические факторы

- фитогенные - влияние растений - климатические- осадки, ветер,

влажность, давление, температура

- микогенные - влияние грибов - эдафические- состав, кислотность

почвы, воздухопроницаемость

- зоогенные - влияние животных - орографические- рельеф, крутизна

- микробиогенные– микроорганизмов склона, высота над уровнем моря

-химические- газовый состав

воздуха,солевой состав воды,

кислотность

-гидрографические- прозрачность,

температура, текучесть, состав

воды

- физические- шум, магнитные

поля, солнечное излучение

Антропогенные факторы

физические- использование атомной энергии,

перемещение в поездах и самолётах,

влияние шума и вибрации

химические- использование минеральных удобрений

и ядохимикатов, загрязнение Земли отходами

промышленности и транспорта

биологические- продукты питания; организмы,

для которых человек может быть средой обитания

или источником питания

социальные - связанные с отношениями

людей и жизнью в обществе Приложение 3

Приложение В

СТРОЕНИЕ КОЖИ

ГРУППЫ РИСКА

-люди со светлыми волосами и тонкой светлой кожей (кельтский фототип внешности)

-рыжеволосые и с веснушками

-маленькие дети до 2 лет

-беременные, кормящие женщины

-пожилые люди

-люди с большим количеством родинок на теле

-если на теле есть родинки более 1,5 мм

-люди с пигментными пятнами

-лица со слабым иммунитетом

-лица с аллергическими заболеваниями

-при наличии злокачественных или доброкачественных образований

-с заболеваниями щитовидной железы

-гипертоники

-люди с инфекционными заболеваниями

-люди с сахарным диабетом

-болеющие туберкулезом и кожными заболеваниям

Приложение Г

НАРОДНЫЕ СРЕДСТВА ОТ ОЖОГОВ СОЛНЦА

-прохладный душ или ванна с добавлением отваров трав - ромашки, череды, коры дуба или календулы;

-кефир, простокваша или сметана хорошо успокаивают воспаление и предотвращают неприятные последствия ожога;

-капустная кашица со взбитым яичным белком быстро охлаждает кожу, снимает отек и боль. Можно также отдельно сделать маску из белка или приложить к пораженному месту капустный лист;

-теплое картофельное пюре со сметаной, кашица из сырого овоща, ломтики картошки, приложенные к коже. Менять такие компрессы нужно каждые 15 минут;

-сок арбуза, мелко натертой морковки, огуречный сок или крепко заваренный чай хорошо успокаивают воспаление и боль;

-сок алоэ обладает отличными противовоспалительными и регенерирующими свойствами. Можно использовать растение или аптечный препарат, который смешивается с водой и в виде компресса накладывается на пораженное место;

-глина, разведенная водой до кашицеобразного состояния, обладает хорошим заживляющим и успокаивающим действием, снимает зуд и воспаление и способствует более быстрой регенерации кожи;

-в период заживления хорошо использовать маски из фруктов, например, абрикосов, а также из толокна или овсяных хлопьев.

ЗАПРЕЩЕНО ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ СОЛНЕЧНОГО ОЖОГА

- смазывать пораженное место одеколоном и другими спиртосодержащими средствами. Кроме дополнительного раздражения и боли, они еще больше сушат обезвоженную кожу;

-смазывать пораженную кожу подсолнечным или сливочным маслом, любым жиром или средствами на основе вазелина;

-несколько дней пользоваться мылом и любыми косметическими средствами;

-заниматься самолечением, например, вскрывать волдыри и удалять отмершую кожу, чтобы не допустить инфицирования;

-использовать лед и очень холодную воду для охлаждения воспаленной кожи;

-пользоваться отшелушивающими средствами и скрабами, чтобы не занести инфекцию.

Приложение Д

ЗАБОЛЕВАНИЯ КОЖИ

Солнечное лентиго Фотодерматоз

Б азалиома

Плоскоклеточный рак кожи

Приложение Е

АНКЕТА «ВЛИЯНИЕ СОЛНЕЧНЫХ ЛУЧЕЙ НА КОЖУ ЧЕЛОВЕКА»

К каким экологическим факторам относятся солнечные лучи?

А) Биотическим Б) Абиотическим В) Антропогенным

2. Какое влияние оказывают солнечные лучи на кожу человека?

А) Приносят только пользу Б) Наносят вред

В) Лучи полезны, но могут причинить вред человеческому организму

3. Как вы считаете, опасно ли ультрафиолетовое излучение в тени?

А) Опасно Б) Не опасно

4. Может ли чрезмерное действие солнечных лучей привести к онкологическим заболеваниям?

А) Да, может Б) Нет, не думаю В) Не знаю

5. Любите ли вы загорать?

А) Да, очень! Могу часами лежать на солнце

Б) Специально не загораю, это получается случайно

В) Никогда не загораю, так как это вредно

6. Знакомы ли вам правила пребывания на солнце?

А) Да Б) Нет

7. Как вы думаете, нужно ли использовать солнцезащитные средства при нахождении под прямыми солнечными лучами?

А) Обязательно Б) По желанию В) Ни к чему Г) Что это? Впервые слышу

8. Используете ли вы солнцезащитные средства (спрей, крем, лосьон и т.п.) при длительном пребывании под открытым солнцем?

А) Да. Всегда Б) Иногда В) Никогда Г) Не знаю, что это такое

9. Знаете ли вы, какой витамин образуется в коже человека под воздействием солнечных лучей?

А) Витамин А Б) Витамин В В) Витамин С Г) Витамин D

Д) Витамин Е Е) Витамин К

10. Как называется плохое самочувствие, возникающее под действием прямых солнечных лучей на голову человека?

А) Тепловой удар Б) Солнечный удар

В) Тепловой или солнечный удар. Не вижу разницы.

11. Становилось ли вам когда-либо плохо при длительном пребывании на солнце?

А) Да, случалось

Б) Никогда

12. У вас когда-нибудь были солнечные ожоги?

А) Да, кожа сильно покраснела, и было больно к ней прикасаться

Б) Да, кожа краснела и покрывалась волдырями

В) Да, мне было так плохо, что пришлось обращаться к врачу

Г) Никогда

13. Знаете ли вы, какую первую помощь необходимо оказать при солнечном ударе?

А) Да

Б) Нет

В) Не нужно ничего делать, само пройдет

Приложение Ж

ДИАГРАММЫ ПО ИТОГАМ АНКЕТИРОВАНИЯ

Приложение З

Приложение И

ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕБЫВАНИЮ НА СОЛНЦЕ

ПОМНИТЕ!

Загар не останавливает ультрафиолетовое излучение! Даже если ваша кожа загорела, ограничьте пребывание на солнце в полуденные часы и применяйте меры солнцезащиты.

Пребывание "на солнце" увеличивает риск развития рака кожи, ускоряет старение кожи и вредит глазам. Защитите себя! носите качественные солнцезащитные очки, широкополую шляпу, панаму или другой головной убор во избежание солнечного удара.

Надевайте свободную, легкую, закрытую, светлую одежду из натуральных тканей.

Облачность на небе не предохраняет от загара. Ультрафиолетовое излучение проникает сквозь облака. Обгореть можно и в тени, и в воде, и в салоне автомобиля.

Самое лучшее время пребывания на солнце в утренние и вечерние часы, а вот в период с 12 до 16 часов загорать не рекомендуется, солнце наиболее активно и опасно.

Принимать солнечные ванны нужно через 1,5 часа после приема пищи.

Первый контакт с солнечными лучами должен быть коротким - не более 10 минут. Постепенно его можно увеличивать до одного часа.

Перед принятием солнечных ванн не рекомендуется очищать тело мылом, наносить лосьон, духи, пользоваться дезодорантом. Мыло обезжиривает и сушит кожу, разрушая защитный слой, а парфюмерия повышают чувствительность к ультрафиолетовым лучам. Все это может привести к образованию пигментных пятен и усилить ожог.

Используйте специальные солнцезащитные средства: чем активнее солнце, тем выше должен быть SPF защитного крема, не менее 15. Используйте защитный крем, перед тем как отправиться на пляж, за 10-15 минут до выхода из дома, после купания повторно нанесите крем.

После купания осушите кожу мягким полотенцем. Капельки воды, выступая в роли линзы, усиливают губительное действие ультрафиолетовых лучей.

Наносите защитный крем, даже если вы отдыхаете под тентом, помните, солнечные лучи отражаются от воды и песка, по этой же причине не следует загорать лежа на песке. Старайтесь загорать активно, например, во время игры в волейбол, или часто меняйте положение тела.

Особого ухода требуют чувствительные области, а именно – шея, губы, веки. Уделите им особое внимание – используя защитный крем, бесцветную гигиеническую помаду, молочко для загара.

Приложение К

После солнечных ванн обязательно примите душ и смойте солнцезащитные средства, после чего нанесите крем после загара или увлажняющее молочко для тела.

Находясь на пляже, нужно периодически надавливать пальцами на любой участок обнаженного тела, облучаемого солнцем, и, если на коже после надавливания остается белое пятно, пляж следует покинуть.

Важно соблюдать питьевой режим в условиях высокой температуры окружающего воздуха. В сутки следует выпивать не менее двух литров негазированной минеральной воды.

При нахождении на горнолыжных склонах помните, что высота и чистый снег могут удвоить ультрафиолетовое излучение, не забывайте о солнцезащитных очках и солнцезащитном креме!

ФОТОТИПЫ КОЖИ ПО ФИЦПАТРИКУ

Первый фототип кельтский. Кожа светлая, на солнце быстро краснеет и обгорает. У людей с такой кожей множество веснушек, волосы светлые или светло-рыжие. Загорать под открытым солнцем обладателям кожи первого типа противопоказано. В крайнем случае рекомендуется применять надежные средства защиты от ультрафиолета.

Второй фототип кожи – европейский светлокожий. Кожа достаточно светлая, поддается загару, но довольно часто обгорает. У людей со вторым типом кожи русые волосы, светлые глаза и умеренное количество веснушек.

Третий фототип темнокожий европеец. Кожа светлая, поддается загару и редко обгорает. Волосы каштановые или русые, глаза карие или серые.

Четвертый фототип – средиземноморский. Люди смуглые, легко загорают. Волосы темные, глаза карие.

Пятый фототипазиатский. Цвет кожи коричневый, желтый или желто-коричневый. Волосы черные. Обгорает такая кожа крайне редко. Благодаря пигментации, загар на такой коже не заметен.

Шестой фототипнегроидный. Такая кожа способна с легкостью защитить организм от больших доз ультрафиолета, и при этом сама не пострадает.

Информационный буклет

Просмотров работы: 9608