Влияние экологических условий кабинетов школы №19 на здоровье учащихся

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние экологических условий кабинетов школы №19 на здоровье учащихся

Степусь  В.А. 1
1МБОУ СОШ №19 им. М.Р. Янкова
Степусь  Г.С. 1
1МБОУ СОШ №19 им. М.Р. Янкова
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

введение      

Охрана и укрепления здоровья – является одной из насущных проблем нашего общества. Официальная статистика отмечает ухудшение состояние здоровья школьников. Снижение уровня здоровья сказывается на успешности обучения школьников и в конечном итоге на успешности реализации всех государственных программ развития нашей страны.

Анализируя сведения о состоянии здоровья учащихся нашей школы было установлено, что ими было пропущено по причине хронических и острых заболеваний в среднем около недели учебных занятий.

Причины снижения уровня здоровья многообразны: это отягощенная наследственность, экологические проблемы, социальный и экономический кризисы. Однако влияние школьной среды, где учащиеся проводят большую часть  своего времени, а конкретно классных кабинетов на растущий и развивающийся организм выражено особенно сильно. Ведь классное помещение – это не только гетеротрофная система, которая существует за счёт поступления энергии и ресурсов извне, но и та среда, в которой большую часть дня находится ученик с его психологическими и физическими потребностями.

Необходимость создания комфортных условий для учащихся - основная задача не только учителей, но и наша задача.

Здоровье детей – это общая проблема педагогов, медиков и родителей. Однако решить проблему невозможно без участия самих учащихся. Школьники должны проанализировать и изменить к лучшему свой образ жизни, стать активными участниками решения  проблем состояния окружающей среды. Поэтому исследование школьной среды, с экологической точки зрения, в настоящее время является актуальным.

Гипотеза: зная нормы СанПиНа и степень влияния факторов окружающей среды на здоровье учащихся, можно будет, используя простые и доступные современные методики определить экологическое состояние классных помещений школы

Объект: кабинеты школы №19 г. Заполярный.

    Предмет: экологическое состояние и возможные варианты влияния неблагоприятных экологических факторов классного помещения на здоровье учащихся.

    Цель: изучение санитарно-гигиенических условий как экологического фактора данной среды, оказывающего влияние на здоровье  учащихся.

    Задачи исследования:        

выявление наиболее актуальных для среды обучения современного школьника проблем.

изучение санитарно-гигиенических требований и норм, предъявляемых к среде школьного помещения, как среде обитания учащихся;

оценка состояния среды школьного кабинета и её возможное влияние на здоровье учащихся;

на основе простых и доступных современных методик определение благоприятных и неблагоприятных факторов в экосистеме классного помещения.

Этапы исследования:

Работа с источниками;

Изучение психологических потребностей учащихся школы;

Изучение естественной освещённости класса;

Измерение и оценка микроклимата классного помещения;

Изучение психологической зоны кабинета;

Методы исследования:

анализ литературы и санитарно-гигиенической документации по проблеме;

изучение санитарно-защитной зоны школы;

изучение особенностей восприятия учащихся школы (опросный лист «Комфортно ли тебе в данном кабинетах школы?»);

методика расчетной оценки микроклимата и освещённости классного помещения;

Глава 1 Теоретические основы работы

1.1Современная экологическая обстановка.

Прогресс науки, общественной жизни и культуры выдвинул необходимость точных исследований влияния факторов внешней среды на здоровье человека. В 1921г. в науку введен термин «экология человека» американскими учеными Р. Парком и Э. Бэрджесом. Однако как научное направление оно сформировалось в 80-е годы. Главным понятием экологии человека является здоровье.

      В настоящее время существует более 60 определений «здоровья» и не одно не может раскрыть его в полном объёме. Одно из первых научных определений  было дано в 1940 году ВОЗ: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков»  

    По данным Всемирной организации здравоохранения уровень здоровья зависит от  четырех групп факторов. Воздействия наследственных факторов играют огромную роль в периодах детства, а затем к 12- 15 годам ослабевают. Внешние факторы (физические, химические, биологические, психические, социальные) способны оказать существенное влияние на каждом этапе развития человека. Медицина в основном сориентирована на лечение уже выявленных болезней. Осмысливая эти факты, напрашивается вывод: наилучший выход из этой ситуации – каждому человеку взять ответственность за своё здоровье в свои руки. Для этого необходимо пересмотреть свой образ жизни и отношение к  проблемам экологии.

     Следует различать здоровье человека и здоровье человеческой популяции. Нас интересует здоровье школьника. Каждый третий российский школьник живёт в городе и ощущает воздействие городской среды. Для подрастающего поколения, большую часть времени проводящего за школьной партой, важно качество еще одной среды – школьной.

     С гигиенических позиций нормируются все стороны школьной жизни, начиная от планировки учебного учреждения или размещения его в населенном пункте и кончая шрифтом школьных учебников. Только строгое соблюдение физиолого-гигиенических нормативов и стандартов позволяет оптимизировать влияние учебной нагрузки на организм школьника, предотвращать негативные последствия.

   Большое значение для обеспечения комфортных гигиенических условий в детских учреждениях имеет предупредительный и текущий санитарный надзор. Однако, к сожалению, этот надзор не всегда достаточно эффективен, поэтому важно, чтобы педагоги,  администрация школ и сами учащиеся ясно представляли себе смысл и значение требований к среде, в которой осуществляется жизнедеятельность человека, и старались, насколько возможно, оптимизировать ее параметры.

1.2 Состояние современных кабинетов в соответствии с нормами СанПиНа.

      В настоящее время проектирование, строительство, реконструкция и деятельность  общеобразовательных учреждений должны проводится в соответствии с СанПиН

   По этим нормам оптимальная вместимость в городских общеобразовательных учреждениях не должна превышать 1000 учащихся. При этом наполняемость каждого класса - не более 25 человек.

Площадь классной комнаты и учебных кабинетов должна быть не менее 60 кв. м, тогда на одного ребенка будет приходиться около 2,5 кв. м площади при высоте помещения в 3,5 м. Снижение высоты учебных помещений требует увеличения площади на одного учащегося.

Наиболее распространенной формой учебных помещений является прямоугольная с размещением окон по одной из длинных сторон. Это обеспечивает нужную левостороннюю направленность света. Благоприятные условия видимости на классной доске создаются при расстоянии от нее до первой парты не менее 2,4м. При меньшем расстоянии дети, сидящие за крайними партами, видят доску под слишком острым углом, что создает неблагоприятные условия для деятельности зрительного анализатора. Кроме того, развиваются привычный наклон туловища, поворот головы; нарушается осанка (поэтому детей, сидящих за крайними в ряду партами, в целях профилактики нарушений осанки следует пересаживать, меняя местами, не реже 2 раз в год).

    Оптимальное освещение классной комнаты имеет важное значение не только для профилактики зрительного утомления и наиболее распространенных расстройств зрения, но и для нормализации функций всего организма, что предупреждает перенапряжение нервной системы, сохраняет работоспособность и активное состояние учащихся. Прежде всего, это относится к уровню естественного освещения.

Солнечный свет обладает выраженным биологическим действием на организм, особенно детский, способствует росту и развитию, оказывает положительное психологическое влияние, укрепляет иммунитет. В то же время резкий солнечный  свет неблагоприятно сказываются на функциональном состоянии учащихся, что снижает эффективность уроков. Такие неблагоприятные условия создаются при неправильной ориентации окон по сторонам света,  при отсутствии солнцезащитных приспособлений для устранения прямой и отраженной блескости, высоких яркостей в поле зрения и перегрева помещения (жалюзи, светлые шторы, металлизированная пленка).

Благоприятными считаются восточная, юго-восточная и юго-западная ориентации, которые обеспечивают максимальное проникновение солнечных лучей в помещение зимой и
умеренную инсоляцию в весенне-летние месяцы. В связи с большими колебаниями уровня естественного освещения в течение дня и года для его нормирования применяются не абсолютные, а относительные показатели. Один из них - световой коэффициент (СК).

    Отношение площади застекленной части окон к площади помещения (световой коэффициент) должно составлять в классе 1:4 - 1:5. При этом, конечно, необходимо поддерживать чистоту оконных стекол, так как запыленные стекла могут задерживать до 30-40% света. Нельзя расставлять на подоконниках цветы, высота которых (вместе с вазоном) превышает 25 -30 см. Рекомендуется размещать их в подвесных кашпо в простенках окон или устраивать переносные цветочницы, высота которых должна быть ограничена (65-70 см от пола). Шкафы и оборудование следует устанавливать у задней стены помещения. Зеленые насаждения не должны затенять окна, поэтому не следует сажать деревья ближе 15 м, а кустарник - ближе 5 м от здания школы .

Комфортность освещения достигается также определенным соотношением яркостей различных поверхностей, отсутствием блескости рабочих поверхностей которые находятся в поле зрения ученика. Поэтому стены и покрытия парт должны быть матовыми, а  окраска поверхностей интерьера,  должна обеспечивать высокие коэффициенты отражения.

Окраска помещения, мебели и рабочего оборудования в светлые тона при одной и той же мощности источников света значительно повышает уровень освещенности помещений и уже этим оказывает положительное влияние на состояние детей. Наиболее благоприятной для зрительной работоспособности  школьников являются «теплые» и светлые тона: бледно-розовый, светло-желтый, бежевый, светло- зеленый, голубой. На таком фоне уместны зеленоватые тона школьной доски, а для парт, столов цвета натурального дерева.

     Чтобы поддерживать необходимый уровень освещенности в осенне-зимний период приходится с помощью искусственного освещения. Система искусственного освещения должна обеспечивать достаточное и равномерное освещение помещения класса в соответствии с современными требованиями.

    Предпочтительнее использовать люминесцентные лампы, свет которых по своему спектральному составу близок к естественному, а технические характеристики лучше, чем у ламп накаливания. Запрещается использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания, так как они имеют разную природу свечения и окраску светового потока.

Все светильники должны быть оборудованы бесшумными пускорегулирующими устройствами. Для того чтобы освещение было равномерным, рекомендуется светильники с люминесцентными лампами располагать параллельно линии окон на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5м от внутренней. Классная доска должна быть оборудована дополнительными софитами.

     Большое влияние на жизнедеятельность организма оказывает микроклимат помещения, под которым понимают совокупность физико-химических и биологически свойств воздушной среды.

    1.3 Микроклимат помещения и его формирование.

Микроклимат зависит от многих причин: свойств стройматериалов, особенностей планировки помещений, климатических условий местности, режимов работы вентиляции, отопления и т.п. На его формирование  влияют воздухопроницаемость и гигроскопичность стройматериалов - чем она выше, тем существеннее снижается температура воздуха. В непроветриваемых помещениях, где находятся люди, повышаются температура и влажность воздуха, изменяется его химический состав.

     Установлено,  что в воздухе жилых помещений иногда присутствует одновременно более 100 примесей, таких как эфиры, спирты и другие органические соединения, а также аэрозоли, содержащие свинец, ртуть, кадмий, цинк, никель, хром и другие металлы. Можно выделить три группы загрязнителей:

- вещества, поступающие извне с загрязненным атмосферным воздухом;

- продукты жизнедеятельности человека;

- продукты выделения из строительных и отделочных материалов.

      Известно, что через легкие, например, выводится из организма около 150 веществ (летучие метаболиты); с поверхности кожи через потовые железы – примерно 270 веществ. В замкнутом, непроветриваемом помещении концентрация, например, ацетона возрастает за 12 ч в 10 раз; концентрация альдегидов - в 30 раз; аммиака и угарного газа - в 5 раз и т. д.  Эти так называемые антропогенные токсины действуют, прежде всего, на нервную систему, вызывая сонливость, головные боли и даже обмороки. Угарный газ и сероводород связывают гемоглобин - переносчик кислорода, нарушая процессы тканевого дыхания. Аммиак и уксусная кислота вызывают насморк, удушье.

Кроме того, воздушная среда загрязняется за счет выделения химических веществ из строительных, отделочных материалов здания.

Строительные и отделочные материалы, используемые в        помещении, бывают очень опасны для здоровья. Так, за последние несколько десятков лет в быт прочно вошло много новых материалов - от прессованных плит на синтетических смолах до пластика. А они выделяют множество активных органических соединений, вовсе не безвредных для здоровья. Даже широко распространенные линолеумные покрытия врачи-гигиенисты рекомендуют использовать лишь там, где человек бывает не очень часто. Особенно неблагоприятны для  среды относительно    древесноволокнистые и древесностружечные прессованные плиты. Они почти полностью вытеснили дерево из наших школ. Связующим веществом в этих материалах служат феноловые или карбамидно-меламиновые смолы, выделяющие продукты распада в окружающую среду - в воздух помещений. Если изготовление стружечно-прессованных изделий идет с нарушением технологий, то фенольные испарения за самое короткое время могут привести к серьезному отравлению. В таком случае, древесно-стружечные плиты нужно покрывать краской, лаком, какими-нибудь стойкими соединениями, препятствующими выделению в воздух вредных испарений. К не менее эффективным способам очистки воздуха следует отнести проветривание и размещение растений, способных поглотить вредные испарения.

В закрытом помещении меняются биологические свойства воздуха (резко возрастает количество микроорганизмов - бактерий, спор, плесневых грибков, в том числе и болезнетворных), ионный состав (уменьшается количество легких, отрицательных ионов, благотворно действующих на организм человека, снимающих усталость, повышающих работоспособность, и увеличивается число тяжелых, положительно заряженных частиц, которые угнетают жизнедеятельность), наконец, возрастает запыленность.

Косвенным показателем загрязнения воздушной среды в помещении является содержание диоксида углерода. Предельно допустимая концентрация (ПДК) его в школьном помещении - 0,1 %, но уже при 0,08%-ном содержании углекислого газа в воздухе у детей заметно ухудшается работоспособность, изменяется поведение (снижается дисциплина, падает способность концентрировать внимание и т. д.). В связи с этим особое внимание отводится озеленению школьных кабинетов. Растения играют огромную эстетическую и гигиеническую роль.

     Говоря о микроклимате класса, следует обратить внимание на воздушно-температурный режим. Установлено, что наиболее длительное время высокая работоспособность и хорошее самочувствие учащихся сохраняются при относительной влажности воздуха в классе 40-60% и температуре не более +210 в холодных климатических условиях и не более + 180 в умеренных и теплых условиях. Пребывание в условиях дискомфортного микроклимата: нагревающего или охлаждающего отрицательно влияет на здоровье человека. Так, например острая гипертермия характеризуется повышением температуры тела до 38-400 усиленным потоотделением, тахикардией (до 100 ударов в 1 мин и более), учащением дыхания.

     Особую заботу следует проявлять о тепловом комфорте школьников, которые сидят в первом от окон ряду парт, где в связи с близостью радиаторов отопления, с одной стороны, и охлаждающим влиянием окон - с другой создается неблагоприятный воздушно температурный режим. Не случайно отмечен более высокий уровень простудных заболеваний среди детей, находящихся в этих условиях. Чтобы смягчить действие неблагоприятных факторов, следует строго выдерживать расстояние от окна до парт - не менее 0,5 м.

 Необходимо учитывать то количество воздуха, которое приходится в классе па одного ученика. Потребный объем воздуха (воздушный куб) должен составлять не менее 4,2 кубометра. Однако чтобы в классе концентрация диоксида углерода не поднималась выше 0,1 %, требуется не менее 16 кубометров воздуха на одного человека в течение часа. Эта величина, называемая объемом вентиляции, указывает на необходимость, по крайней мере, трехкратной смены воздуха, что достигается проветриванием помещения .      Для проветривания класса используются фрамуги. При открытых фрамугах наружный воздух поступает сначала вверх, к потолку. Там он согревается и затем опускается вниз, не создавая условий для переохлаждения людей, которые находятся в помещении. Поэтому фрамуги зачастую можно оставлять открытыми даже в зимнее время года.

Нормальный режим проветривания возможен, когда отношение площади форточек (фрамуг) к площади помещения составляет не менее чем 1:50. Это так называемый коэффициент аэрации. Чтобы обеспечить нормальную естественную вентиляцию, заклеивать фрамуги не следует.

Если нет возможности постоянно держать фрамуги открытыми, следует организовывать проветривание после каждого урока. Продолжительность аэрации определяется наружной температурой.

Наиболее эффективно сквозное проветривание, при котором одновременно открываются все форточки (даже окна) и двери класса, а при надобности и окна коридора (до начала занятий и после их окончания). При таком проветривании за несколько минут можно нормализовать важнейшие показатели микроклимата. Конечно, в помещении в этот момент не должно быть учащихся, чтобы не вызвать у них простуды. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями.

 Качество предметов оборудования школ в значительной степени влияет не только на работоспособность и поведение детей на уроках, но и на состояние их здоровья. Школьная мебель  должна соответствовать анатомо-физиологическим возможностям организма детей с учетом их роста и возраста. Конструкция мебели и других предметов оборудования предусматривает их прочность, легкость, устойчивость, доступность для поддержания в чистоте. Водостойкое покрытие мебели должно выдерживать частое мытье горячей водой с применением моющих и дезинфицирующих средств в течение всего периода эксплуатации. Важно, чтобы отделочные материалы не выделяли вредных химических веществ .

В целях удобства передвижения по классу ширина проходов между рядами парт должна составлять не менее 0,6 м, а расстояние от последних парт до шкафов, расположенных вдоль задней стенки, - 0,7 м. Установлено, что наиболее высок уровень зрительной работоспособности учащихся при использовании классной доски темно-зеленого цвета. Доску располагают на передней стене посередине .

   Правильно сформированный  интерьер создает душевный комфорт, хорошее настроение, способствует необходимой циркуляции воздуха, освещенности. Большое значение при этом имеют размещение мебели, оборудования и цветов, освещение, цветовая гамма, текстуры отделочных материалов, то есть дизайн в целом.

    Таким образом, изменение физических, химических и биологических качеств школьной среды способно оказать негативное воздействие на их организм и может вызывать различные заболевания. Используя ниже описанные методики, мы попытались оценить экологическое благополучие среды учебных кабинетов  МБОУ СОШ №19 г. Заполярный.

Глава 2 Практическая часть исследования.

   2.1 Оценка эмоционального и визуального восприятия учащимися школьных кабинетов.

Объектом данного исследования является классное помещение. Так как большую часть времени  ученик пребывает в школьном кабинете, предметом исследования стало их экологическое состояние.  Любое школьное помещение это гетеротрофная экосистема в миниатюре. В ней существенной место занимают живые объекты (люди и растения) и окружающая их среда (неживая природа) имеющая множество параметров. В такой экосистеме действуют как биотические факторы (внутривидовые взаимодействия между людьми и межвидовые взаимодействия между декоративными растениями и людьми) и абиотические факторы (микроклимат, освещение, материалы и отделка помещений, оборудование и расстановка мебели). Абиотические факторы влияют на живых обитателей, а живые организмы в свою очередь способны повлиять на параметры окружающей их среды.

      С этой целью были подробно изучены следующие параметры:

1.Эмоциональное отношение учащихся к школьному кабинету.

2.Экологическое состояние кабинета:

      2.1 вместимость;

      2.2  воздушно – тепловые параметры микроклимата школьных кабинетов;

      2.3 параметры освещенности.

     Все исследования работали на выявление благоприятных и неблагоприятных факторов в экосистеме школьного кабинета и предложенные меры по созданию экологически  безопасной для учащихся школьной среды. При работе над проектом были использованы простые и доступные методики:

     Эмоциональное восприятия любого объекта и уровень экологической комфортности выражает эмоциональное сиюминутное отношение ребенка к этому объекту, возникшее в процессе знакомства с ним. Эмоциональное и физическое состояние ученика зависит от уровня комфортности зрительной среды кабинета, в котором он обучается. Цветовой дизайн школьных кабинетов может оказывать влияние на эмоциональное состояние школьников, так комфортная визуальная среда создает благоприятные условия для проявления физиологических механизмов зрения обучающихся. Поэтому грамотно организованная искусственная среда, то есть школьный кабинет должна приближаться к естественной.

Цветовое решение интерьера предметного кабинета оказывает влияние на общий уровень освещенности, а, следовательно, и на работоспособность учащихся и учителя. Для окраски стен, потолков и дверей школьных кабинетов рекомендуется использовать краску спокойных тонов слабой насыщенности, ведь они обеспечивают лучшую адаптацию зрения ребенка к письму, чтению и другим видам деятельности. А неблагоприятное влияние на работоспособность школьников оказывают яркие цвета. Также нужно учитывать ориентацию окон кабинета. При южной ориентации окон, для покраски выбирают более холодные цвета – светло-серый, светло - голубой, зеленоватый, светло-сиреневый. При северной ориентации окон, для покраски выбирают более теплые – желтовато-охристые, светло-розовые, бежевые. Двери школьного кабинета лучше всего окрашивать той же краской, что и стены, но более насыщенного тона, полы можно покрасить масляной краской темно-бежевого, коричневого, зеленого цвета, гармонирующего с окраской стен. Желательно, чтобы классная доска имела темно-зеленый цвет, менее предпочтительны доски коричневого цвета и совсем не допустимы черные. Рабочая поверхность доски должна быть ровной, прочно удерживающей мел, обеспечивать легкое стирание мела. Цвет стены, на которой расположена доска, должен быть более светлым, чем остальные стены. Также нужно правильно использовать цвет краски при его использовании, например такие цвета, как розовый, бежевый при окраски боковых стен кабинета создают ощущение тепла и зрительно сужают его пространство.

С целью выяснения эмоциональной оценки школы нами были протестированы ученики 5-11 классов, так как именно эти учащиеся, могут оценить и объяснить своё самочувствие в том или ином кабинете. Дети в условиях полярной ночи быстро утомляются и им просто необходимо создать комфортные условия.

Порядок выполнения работы:

Изучение особенностей восприятия учащихся школы прошло безболезненно для учебно-воспитательного процесса, учащимся на классных часах раздали опросные листы, в которых был один вопрос - комфортно ли тебе в данном кабинете?
  В целом было опрошено 163 человек. На диаграмме видно: тех, кому комфортно в кабинете гораздо больше.

2.2 Характеристика внутренней отделки помещения

Методы исследования: визуальный осмотр.

Порядок выполнения работы:

Производился визуальный осмотр помещений, после чего была дана характеристика внутренней отделки помещения по следующим параметрам: цвет стен, потолка, пола; соответствие цветовых гамм.

- цветовая гамма отделки существенно влияет на самочувствие человека и объем помещения ;

№ кабинета

Цвет стен

Оценка

Цвет потолка

Оценка

Цвет пола

Оценка

11

Салатовый

Слишком яркий оттенок

Белый

Соответствует нормам

Коричневый

Соответствует нормам

15

Коричневый

Слишком тёмный оттенок

Белый

Соответствует нормам

Коричневый

Соответствует нормам

18

Розовый

Соответствует нормам

Белый

Соответствует нормам

Коричневый

Соответствует нормам

21

Бежевый

Соответствует нормам

Белый

Соответствует нормам

Коричневый

Соответствует нормам

25

Зеленый

Соответствует нормам

Белый

Соответствует нормам

Коричневый

Соответствует нормам

29

Коричневый

Слишком тёмный оттенок

Белый

Соответствует нормам

Коричневый

Соответствует нормам

31

Зелёный

Соответствует нормам

Белый

Соответствует нормам

Коричневый

Соответствует нормам

35

Бежевый

Соответствует нормам

Белый

Соответствует нормам

Коричневый

Соответствует нормам

39

Зеленый

Слишком тёмный оттенок

Белый

Соответствует нормам

Коричневый

Соответствует нормам

Изучив таблицу оттенков (приложение №1) , мы пришли к выводу, что зелёный цвет, самый оптимальной для учебного помещения, а так же все остальные цвета, имеющие допустимый оттенок. Если цвет стен очень ярок или тёмен, то он в сумме с цветом мебели и цветом пола играет отрицательную роль, где то даже раздражая учащихся во время занятий. Так же темные оттенки съедают свободное пространство, зрительно уменьшая его, что тоже негативно влияет на психику ребёнка.

  2.3 Определение показателей температуры в школьных кабинетах

    Данное исследование предполагало выяснить состояние ключевых параметров микроклимата – температуры и параметров воздушно-теплового режима, влияющих на самочувствие работоспособность человека.

  Метод исследования: измерение температуры с помощью прибора.

Оборудование: термометр.

Порядок проведения работы и обработки данных:

Выбирались школьные кабинеты по следующей схеме – на каждом этаже – два крайних и один средний.

Производились замеры с помощью приборов в течении длительного времени ( октябрь – февраль), для того, чтобы отследить все возможные колебания температуры в условиях изменения климата.

Данные заносились в таблицу

Кабинет

Температура °С

11

20

15

22

18

20.5

21

21

25

22

29

21

31

25

35

25

39

21.5

Данные исследования показали, что температурный режим учебных помещений школы соответствует нормам.

2.4 Определение соответствия численности учащихся гигиенической

норме вместимости школьных кабинетов

Оптимальная вместимость в городских школах не должна превышать 1000учащихся. В нашей школе максимальная вместимость составляет 1200, на данный момент в ней обучается чуть больше 800, что не является нарушением, учитывая, что мы занимаемся в две смены и одновременно такое количество не заполняет школу. При этом наполняемость каждого класса должна быть не более 25 человек, что не всегда соответствует действительности, из 33 классов, которые обучаются в этом году в нашей школе, 22 превышают данное количество, что является нарушением.

Площадь классных кабинетов должна быть не менее 60 кв. м, тогда на одного обучающегося будет приходиться около 2,5 кв. м площади при высоте помещения в 3,5 м. Снижение высоты учебных помещений требует увеличения площади на одного учащегося . Поэтому в классных помещениях должно соблюдаться соответствие численности учащихся гигиенической норме вместимости. В зависимости от высоты помещений выделяют различные значения необходимой площади: а) при высоте 3, 5 м на одного учащегося требуется не менее 1,43 м2; б) при высоте 3 м на одного учащегося требуется не менее 1,7 м2; в) при высоте 2.5 м на одного учащегося требуется не менее 2,2 м2.

Кабинет

Площадь кабинета

Высота потолка

Площадь на одного учащегося

11

50.74

3.08

2,03

14

45.135

3.08

1,8

15

46.2

3.08

1,85

18

42.3

3.08

1,7

21

48.74

3

1,9

24

48.6

3

1,9

25

47.78

3

1,9

29

47.424

3

1,9

31

43.542

3.14

1,74

34

42.696

3.16

1,7

35

46.4

3.05

1,856

39

45.7

3.05

1,8

Все кабинеты соответствуют нормам, только при условии, что в каждом классном коллективе должно быть не более 25 человек.

2.5 Определение относительной влажности школьных кабинетов.

Атмосферный воздух, который является неотъемлемой частью жизни каждого человека, представляет собой смесь различных газов и водяного пара. Наряду с температурой и давлением атмосферы воздуха для человека имеет значение и количество в ней водяных паров. Люди очень восприимчивы к изменениям влажности воздуха. Влажность воздуха оказывает значительное влияние на терморегуляцию организма человека. От нее зависит интенсивность испарения влаги с поверхности кожи, а оно имеет большое значение для поддержания температуры тела постоянной. При высокой влажности, испарение влаги с поверхности кожи уменьшается и затрудняется терморегуляция человеческого организма. В воздухе с большой относительной влажностью испарение замедляется, и охлаждение организма происходит незначительно. Поэтому возможен перегрев тела, нарушающий жизнедеятельность организма. При низкой температуре и высокой влажности воздуха повышается теплоотдача и человек подвергается большему охлаждению. Низкая влажность вызывает пересыхание слизистых оболочек дыхательных путей учащихся. Для оптимального теплообмена человеческого организма при температуре 20-25°С наиболее благоприятна относительная влажность порядка 50%. Влажный воздух в классных кабинетах может создать условия для роста плесени и размножения, так называемых пылевых клещей, что может вызывать аллергию у учащихся, склонных к этим заболеваниям, а также стать причиной ревматизма и других болезней. Сухой воздух с относительной влажностью менее 40% делает сухими слизистые оболочки легких и носоглотки, при этом увеличивается риск инфекционных заболеваний и кровотечений. У детей возникают неприятные ощущения сухости во рту и в горле, образуются глубокие трещины губ, снижаются защитные функции верхних дыхательных путей.

Следовательно, влажность воздуха, существенно влияет на теплообмен организма с окружающей средой и поэтому необходимо соблюдать оптимальные параметры влажности в школьных кабинетах.

Для устранения неблагоприятного влияния влажности воздуха в классных помещениях применяют вентиляцию, кондиционирование воздуха и др.

Кабинеты

Субъективное ощущение

Относительная влажность воздуха %

17-20,9°С

11;16;17;18;19

Наиболее благоприятное

40

 

Хорошее, спокойное

50

 

Отсутствие неприятных ощущений

75

 

Усталость, подавленное состояние

85

21-23,9°С

14;15;21;22;23;25;26;

27;28;29;36;37;38;39;

Наиболее благоприятное

40

24

Хорошее, спокойное

75

 

Отсутствие неприятных ощущений

85

 

Усталость, подавленное состояние

90

24-29,9°С

13;31;32;33;34;35

Отсутствие неприятных ощущений

20

12

Неприятные ощущения

65

 

Потребность в покое

80

 

Невозможность выполнения тяжелой работы

100

30°С

 

Отсутствие неприятных ощущений

25

 

Нормальная работоспособность

50

Оценка полученных данных проводилась на основе СанПиНа. Оптимальные параметры относительной влажности воздуха – 30 – 50 %. Допустимые пределы относительной влажности воздуха – 25 – 60 %.

Исследования показали, что не все кабинеты (два из 27) находятся в пределах допустимых параметров относительной влажности воздуха.

2.6  Определение искусственной освещенности школьных кабинетов.

Для определения гигиенической нормы искусственной освещенности школьных кабинетов была определена удельная энергомощность лам ( информация была получена от заместителя директора по АХЧ), после чего её я умножил на площадь кабинета и разделили этот показатель на два. Полученный расчетный показатель сравнил с фактической искусственной освещённостью. Для расчета фактической искусственной освещённости подсчитали количество ламп в кабинетах и умножили на мощность лампы. Полученные данные занесли в таблицу

Кабинет

Площадь кабинета

Количество ламп

Расчётный показатель

Фактическая искусственная освещенность

11

50.74

24

1014

960

15

46.2

24

924

960

18

42.3

24

846

960

21

48.74

20

975

800

25

47.78

24

955

960

29

47.424

30

948

1200

31

43.542

20

870

800

35

46.4

24

923

960

39

45.7

12

914

480

Следовательно, во всех кабинетах искусственная освещённость соответствует норме, кроме кабинетов 21 и 39. Рекомендуется увеличить мощность ламп или их количество. В этом случае фактическая освещённость увеличится до нормативной (гигиенической) освещенности.

    Заключение

     Школа – это типичная искусственная экосистема гетеротрофного типа, напоминающая город в миниатюре. Как и город, она существует за счет поступления в неё энергии и ресурсов. Её главные обитатели – ученики, учителя и те, кто обеспечивает её бесперебойное функционирование. К числу задач современной школы относится не только воспитание и обучение подрастающего поколения россиян, но забота об их состоянии здоровья.

    На качество и безопасность среды кабинета способны оказать влияние следующие факторы:

- воздушно – тепловые параметры микроклимата школьных кабинетов

- параметры внутренней отделки помещений;

- параметры освещенности;

Но если при благоустройстве каждого помещения школы будут учитываться все экологические факторы и санитарно-гигиенические нормы, то процент здоровых учащихся будет расти.

Моя гипотеза доказана действительно, зная нормы СанПиНа и степень влияния факторов окружающей среды на здоровье учащихся, я, используя простые и доступные современные методики, определил экологическое состояние классных помещений школы и даже выявил ряд недостатков и нарушений. Мною были составлены рекомендации администрации школы, для устранения данных недостатков. В перспективе планирую рассмотреть показатели естественного освещения, структуру и состав стен, обзор растений и степень их влияния на здоровье человека, шумовое загрязнение, аэрацию помещений и его дизайн.

Список использованных источников и литературы

1.Алексеев, С.В. Экология. Учебное пособие для учащихся 10-11 кл общеобразоват. учреждений [Текст]/ С.В.Алексеев. –СПб: СМИО Пресс, 1999.- 240с.

2.Биология и экология.10 – 11 классы: проектная деятельность учащихся [Текст]/ авт. – сост. М.В.Высоцкая.- Волоград: Учитель, 2008. – 203с.

3. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений.СанПин 2.4.2. 1178 – 02 [Электронный ресурс]/ www.school.edu.ru // - 2009.- 10 октября.

4.Кирпичев, В.И. Физиология и гигиена младшего школьника: пособие для учителя [Текст]/ В.И.Кирпичев. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 144с.

5.Кузьмина, Е. Комнатные растения – наши защитники [Текст]/ Е.Кузьмина// Мои любимые цветы.- 2008. №22(82), октябрь. С.2-3.

6.Миркин, Б.М. Экология России. Учебник для 9 -11 кл. общеобразоват. школы [Текст]/ Б.М.Миркин, Наумова Л.Г. –М.: Устойчивый мир, 2000.- 272с.

7. Чудинова, Л.Е. Токсичные вещества в учебных аудиториях и нейтрализующие их растения. Электронное издание/ Е.А.Чудинова, А. Авилов. - ТУ ГЭТК, 2008.

Приложение№1

Влияние цветовой гаммы на организм и объем помещений

Цвет

Объём

Воздействие на здоровье

Влияние на психику

   желтый

увеличивает

   Лечит депрессию, способствует укреплению  нервов, стимулирует, согревает,  увеличивает спазмы гладкой мускулатуры

   Помогает сосредоточиться, повышает творческую активность, радует, веселит

  оранжевый

увеличивает

Стимулирует, согревает, возбуждает. Усиливает пульсацию крови, не поднимая давления, улучшает пищеварение, в большом количестве раздражает нервную систему, способствует активной работе почек, мочевого пузыря. Благотворно влияет на укрепление костей, волос

   Радует, поднимает настроение, бодрит, снимает усталость, борется с депрессией

красный

   увеличивает

Возбуждает, согревает, стимулирует обмен веществ, улучшает пищеварение и поднимает аппетит, повышает давление, стимулирует физическую активность

Радует, иногда вызывает некоторую долю страха

белый

   увеличивает

Оказывает нейтрализующее воздействие, несколько успокаивает

Гасит раздражение, несколько успокаивает

  фиолетовый

уменьшает

Одновременно и успокаивает и чуть бодрит, стимулирует работу мозга, а также выработки гормона мелатонина, снимающего депрессию и омолаживающего организм.

Успокаивает, немного угнетает, понижает настроение, вызывает меланхолию и мрачные мысли

 зеленый

нейтральный

Понижает давление повышает тонус, уменьшает бессонницу. Снижает боль и помогает мобилизировать волю. Способствует регенерации клеток, укрепляет нервную систему, стабилизирует сердечную деятельность

Успокаивает при нервном переутомлении и, снижает раздражительность.

синий

уменьшает ширину

Понижает давление, повышает внимание и помогает сосредоточиться. Успокаивает пульс и замедляет дыхание, уменьшает боль, расслабляет мышцы и приостанавливает воспалительные процессы. Подавляет аппетит, снижает остроту зрение, благотворно влияет на дыхательную систему. Концентрирует внимание

Помогает сосредоточиться, вызывает чувство покоя, снимает эмоциональное напряжение

голубой

расширяет пространство

Помогает при болезнях связанных с обменом веществ, ЦНС, заболеваниях горла и дыхательной системы

Снижает напряжение, успокаивает

Приложение №2

Рекомендации

Создать комфортные условия в учебных кабинетах:

• В кабинетах №15,29,39 изменить цвет стен до более теплых и светлых оттенков;

• Повысить уровень освещенности в кабинетах 21 и 39 за счет замены ламп или увеличения их количества;

• Уменьшить количество учащихся в классах до 25.

Просмотров работы: 753